В настоящее время правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации придается большое значение в науке и практике.
Правовые позиции неоднозначно интерпретируются различными исследователями. Их рассматривают как «отношение суда к содержанию конститу-
178
ционнои нормы в результате ее истолкования» , некую теоретическую конструкцию, с помощью которой Конституционный Суд, используя потенциал науки, преодолевает правовую неопределенность содержания той или иной нормы[1] [2], «правовые выводы и представления Суда как результат интерпретации (толкования) судом духа и буквы Конституции Российской Федерации и истолкования им конституционного смысла (аспектов) положений отраслевых (действующих) законов и других нормативных актов в пределах его компетенции»»[3], «интерпретацию Конституционным Судом какого-либо явления конституционно-правовой действительности (правового принципа, нормы, понятия), проведенную при рассмотрении конкретного вопроса (дела) и выраженную в тексте итогового решения Суда» [4].
По мнению А. А. Малюшина, правовая позиция Конституционного Суда - «это такая форма конституционно-правового обобщения, в которой с высокой степенью концентрированности выражены окончательные выводы и
суждения Конституционного Суда по выявлению конституционности рассматриваемых в конституционно-судебной процедуре правовых принципов и
182
норм» .
Как отмечают некоторые авторы, не вполне корректно говорить о правовой позиции Конституционного Суда, отождествляя ее с понятием «источник (форма) права». Формой права является решение органа конституционного правосудия в целом, правовая же позиция - это средство выражения правотворческой функции, то есть фактически норма права, созданная Конституционным Судом в процессе осуществления правосудия[5] [6].
В общетеоретическом аспекте правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда, касающихся уголовно-исполнительных отношений, обладают следующими признаками.
Во-первых, это итогово-обобщающий характер правовых позиций. Правовые позиции определяют внутренний смысл решений Суда, составляют юридическую квинтэссенцию принятого судебного решения[7].
Во-вторых, оценочная или аксиологическая природа решений Конституционного Суда. Данное положение означает то, что в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации выражает свое отношение к конкретной правовой норме, составляющей предмет запроса (например, жалобы гражданина), что в конечном счете является основой для итогового вывода. Главным в этом случае является ответ на вопрос о конституционности рассматриваемой Судом нормы.
В своей работе мы согласимся с мнением В. Анишиной, которая считает, что правовые позиции КС РФ представляют собой «его отношение к опреде-
ленным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда, образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и
185
норм отраслевого законодательства» .
В-третьих, решения Конституционного Суда РФ, касающиеся уголовноисполнительных отношений, есть не что иное, как результат истолкования конкретных положений законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений в пределах компетенции Конституционного Суда РФ. «Тем самым обеспечивается своего рода “конституционная доводка” норм российского законодательства без дисквалификации, признания неконституционной той или иной нормы, но при этом преодолевается ее конституционноправовая неопределенность. В конечном счете это проявление специфической формы правотворчества, так как с помощью конституционного истолкования: а) уточняется, корректируется смысловое значение нормативного содержания статьи закона; б) преодолевается коллизия между несколькими нормами путем поиска баланса содержащихся в них конкурирующих конституционных ценностей; в) выявляются системные, иерархические связи и зависимость между отдельными нормами правовых институтов конкретной отрасли права; г) придается новое, современное содержание норме “доконституционного” закона и т. д.»[8] [9]
В-четвертых, концептуальный характер решений Конституционного Суда РФ. Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, не просто дают ответ о конституционности той или иной нормы уголовно-исполнительного законодательства, но и предлагают доктринальные конституционно-правовые решения рассматриваемых проблем.
В-пятых, общий характер правовых позиций в решениях Конституционного Суда РФ. Выраженная в решениях Конституционного Суда РФ воля распространяется на всех субъектов уголовно-исполнительных правоотношений на
всей территории Российской Федерации и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике.
В-шестых, юридическая обязательность решений Конституционного Суда РФ. Закон о Конституционном Суде предусматривает (ст. 6), что решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации. Данный признак отражается в заключительной части всех решений Конституционного Суда РФ (в постановлениях и определениях) в таких фразах, как:
- «определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит»;
- «настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами».
Конституционный Суд в Постановлении от 16 июня 1998 г. утвердил качественно иную обязательность своих решений для правоприменительных органов по сравнению с прецедентами других судов и даже высших судебных инстанций. Он указывает, что «решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов»[10] [11].
Зачастую Конституционный Суд РФ признает оспариваемые положения конституционными или неконституционными в части, выделяя тем самым дефектный аспект их действия, не обособленный в структуре проверяемого акта. Такие решения, по сути, сводятся к особому конституционно-правовому истолкованию КС РФ проверенных им положений, не требуя обязательной их отме-
188
ны правотворческими органами .
В любом случае признание КС РФ неконституционной интерпретации нормы означает невозможность применения (исполнения, использования) такой интерпретации в будущем и обязанность уполномоченных органов применять (исполнять) данную норму в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ.
Таких решений Конституционного Суда среди касающихся уголовноисполнительных отношений подавляющее большинство.
Правовые позиции КС РФ по вопросам, связанным с регулированием уголовно-исполнительных отношений, могут быть систематизированы по следующим направлениям:
1. Освобождение от отбывания наказания и изменение вида исправительного учреждения.
В Постановлении от 26 ноября 2002 г. № 16-п «По делу о проверке конституционности положений ст. 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 УИК РФ и статьи 363 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизи- мова» Конституционный Суд установил, что в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Кизимов оспаривал конституционность положений ст. 77.1 и 77.2 УИК РФ, предусматривающих случаи, когда осужденный к лишению свободы может быть оставлен в следственном изоляторе либо переведен в следственный изолятор из иного исправительного учреждения, а также ч. 1 и 10 ст. 175 УИК РФ, наделяющих полномочием обращаться к суду с представлением об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания администрацию исправительного учреждения, и ст. 363 УПК РСФСР, закрепляющей полномочие суда выносить в связи с данным представлением соответствующее решение.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, как не наделяющие администрацию следственного изолятора полномочием представлять осужденного, содержащегося в следственном изоляторе, к условно-досрочному освобождению и не позволяющие самому осужденному, содержащемуся в следственном изоляторе, инициировать рассмотрение судом этого вопроса, нарушают его кон-
102
ституционные права, гарантированные статьями 21 (ч. 1), 45 (ч. 2), 46 (ч. 1)и 50 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с действующей в то время редакцией Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации полномочием представлять осужденного к условно-досрочному освобождению при наличии к тому оснований наделялась администрация учреждения или органа, исполняющего наказание (ч. 1 ст. 175). Отсутствие в названной норме указания на право самого осужденного обратиться непосредственно в суд с просьбой об условнодосрочном освобождении от наказания не означало, однако, что он этого права лишен. Данное право вытекает из Конституции Российской Федерации, ее ст. 50 (ч. 3), закрепляющей право каждого осужденного просить о смягчении назначенного ему наказания, ст. 45 (ч. 2), согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и ст. 46 (ч. 1), гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, а также из общих норм уголовно-исполнительного законодательства, определяющих основы правового положения осужденных.
Так, в соответствии сч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Применительно к правам, закрепленным в ст. 45, 46 и 50 Конституции Российской Федерации, законодательство таких изъятий и ограничений не содержит, а, напротив, прямо предусматривает право осужденных обращаться с преддожениями, заявлениями и жалобами по вопросам, касающимся их прав и законных интересов, как к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, так и непосредственно в суд, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12, ч. 1 и 6 ст. 15 УИК РФ).
Закрепленные в указанных нормативных положениях права в равной мере
гарантируются всем осужденным, в том числе тем, которые на основании
103
ст. 77.2 УИК РФ в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу содержатся в следственном изоляторе. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Истолкование положений ст. 77.2 ич. 1 ст. 175 УИК РФ как исключающих возможность обращения осужденного, содержащегося в следственном изоляторе в связи с обвинением в совершении другого преступления, к суду с просьбой об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, и тем самым признающих уже сам факт привлечения лица к уголовной ответственности причиной, влекущей для него негативные уголовно-правовые последствия, не согласуется с названными конституционными требованиями.
Таким образом, положения ст. 77.2 и ч. 1 ст. 175 УИК РФ, с учетом их конституционного смысла, выявленного в Постановлении, - не противоречат Конституции Российской Федерации189.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ изменена редакция ч. 1 ст. 175 УИК РФ, в которой предусмотрено право осужденного, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвоката (законного представителя) обратиться в суд с ходатайством об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания.
К проверке положений ст. 175 УИК РФ КС РФ вернулся в 2005 г. при рассмотрении жалобы А. Ю. Елисеева, который оспаривал конституционность пп. 2 и 5 ст. 399 УПК РФ, где определяется круг связанных с исполнением приговора вопросов, разрешаемых по ходатайству осужденного и по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание, ич, 3 ст. 175 УИК РФ, регламентирующей содержание представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. По мнению заявителя, эти нормы, не предоставляющие осужденному, отбывающему наказание, право обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом
наказания, нарушают его права, гарантированные ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 50 Конституции РФ.
В Определении КС РФ от 20 октября 2005 г. № 388-0[12] указал, что Постановление от 26 ноября 2002 г. № 16-П сохраняет силу, а значит, оспариваемые А. Ю. Елисеевым нормы не могут истолковываться и применяться вопреки выраженной в нем правовой позиции, и положения пп. 2 и 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ ич, 3 ст. 175 УИК РФ в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из Постановления от 26 ноября 2002 г. № 16-П, не препятствуют осужденному обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и предполагают обязанность суда рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном законом порядке.
Федеральным законом от 1 декабря 2012 г. № 208-ФЗ изменена редакция ч. 3 ст. 175 УИК РФ, в которой предусмотрено право осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, а также его адвоката (законного представителя) обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Выраженная в Постановлении КС РФ от 26 ноября 2002 г. №16-П правовая позиция в полной мере распространяется и на правоотношения, возникающие в связи с решением вопросов, связанных с применением такой формы смягчения участи осужденного, как изменение ему вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда.
В Определении от 18 апреля 2006 г. № 124-0 указано, что гражданин В. В. Воронин в своей жалобе просил признать не соответствующей статьям 2, 17 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1) и 50 (ч. 3) Конституции Российской Федерации норму п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ, согласно которой положительно характеризующиеся осужденные, находящиеся в облегченных условиях содержания, могут быть переведены ддя дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение по отбытии ими не менее одной четверти срока наказания.
По мнению заявителя, указание законодателя на возможность изменения осужденному вида исправительного учреждения лишь в случае его нахождения в облегченных условиях содержания является необоснованным и непреодолимым препятствием для улучшения положения осужденных, находящихся в следственных изоляторах и не имеющих возможности быть переведенными в облегченные условия содержания.
В соответствии со статьей 50 (ч. 3) Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Рассматривая вопрос о законодательных гарантиях реализации данной конституционной нормы, Конституционный Суд Российской Федерации сослался на Постановление от 26 ноября 2002 г. № 16-П по делу о проверке конституционности положений ст. 77.1, 77.2, ч. 1 и 10 ст. 175 УИК РФ и ст. 363 УПК РСФСР. Он указал, что право осужденного за преступление просить о смягчении наказания является непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости и законности. Исходя из того, что данное право, гарантирующее осужденному возможность смягчения его участи вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него обвинительным приговором, принадлежит каждому осужденному независимо от того, за совершение какого преступления он был осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации лишение осужденного, находящегося в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, а не в исправительном учреждении, права обращаться непосредственно в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Конституционный Суд также отметил, что в Определении от 18 ноября 2004 г. № 363-0 по жалобе гражданина В. М. Гладкова было признано, что выраженная в названном Постановлении правовая позиция в полной мере распространяется на правоотношения, возникающие в связи с решением вопросов, связанных с применением такой формы смягчения участи осужденного, как изменение ему вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда.
Указанные решения Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу, а сформулированные в них правовые позиции применимы и к решению вопроса о возможности смягчения наказания путем изменения вида исправительного учреждения по ходатайству осужденного, находящегося в следственном изоляторе в связи с участием в производстве следственных действий или судебном разбирательстве по другому уголовному делу. Исходя из этих правовых позиций такому осужденному должно быть обеспечено право обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а на суд возлагается обязанность рассмотреть такое ходатайство по суще-
191
ству в установленном законом порядке .
В 2007 г. по жалобе Т. С.-М. Идалова предметом рассмотрения КС РФ вновь явилась ч. 1 ст. 175 УИК РФ, согласно которой в ходатайстве осужденного о применении условно-досрочного освобождения должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления он не нуждается в полном отбытии наказания, поскольку частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержать иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. По мнению заявителя, названная норма вынуждает его в связи с постановкой вопроса об условно-досрочном освобождении от наказания признавать себя виновным в совершении преступления, которого он не совершал, поскольку в противном случае в условно-досрочном освобождении от наказания будет отказано, несмотря на примерное поведение в период отбывания наказания.
КС РФ, выявив конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы, указал, что из ч.1ст. 175 УИК РФ, вопреки утверждению заявителя, не следует, что отсутствие в ходатайстве осужденного указания на те или иные сведения, в том числе на раскаяние в совершенном деянии, препятствует рассмотрению такого ходатайства или применению условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
КС РФ пришел к выводу, что в силу признанного в правовом государстве принципа законности преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются уголовным законом, в данном случае ч. 1-5 ст. 79 УК РФ, согласно которой достаточными основаниями для условно-досрочного освобождения лица, отбывающего наказание, являются признание его судом не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания для своего исправления и фактическое отбытие указан-
192
ной в законе части наказания .
2. Права осужденных и лиц, содержащихся под стражей
А) Право на оказание юридической помощи осужденным.
В Постановлении от 26 декабря 2003 г. № 20-П указывается, что в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации 3. Р. Шенгелая утверждал, что в соответствии с примененными в отношении него положениям ч. 1 и п. «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ во взаимосвязи со ст. 89 того же Кодекса, регламентирующей порядок предоставления свиданий осужденному к лишению свободы, осужденный, переведенный в штрафной изолятор или в помещение камерного типа, лишается права на свидания с адвокатом, причем на неопределенное время, поскольку эти виды дисциплинарных взысканий могут назначаться подряд неограниченное число раз в связи с новыми нарушениями. Тем самым, по мнению заявителя, ущемляются его права на получение квалифицированной юридической помощи и на защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования приговора, других судебных решений, а также решений администра- [13] ции исправительного учреждения о наложении дисциплинарных взысканий, что противоречит ст. 45 (ч. 1), 48 (ч. 1) и 50 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу являлись положения части первой и пункта «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ, которыми устанавливаются ограничения права осужденных, водворенных в штрафной изолятор или переведенных в помещение камерного типа, на свидания, во взаимосвязи с положениями ст. 89 данного Кодекса, регламентирующими предоставление осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Как указал Конституционный Суд, непосредственное общение с адвокатом - важная составляющая права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в силу Конституции Российской Федерации ни при каких условиях не подлежит произвольному ограничению, в том числе в части определения количества и продолжительности предоставляемых в этих целях свиданий. Федеральный законодатель, как следует из ст. 71 (пи «в», «о») и 76 (ч. 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 55 (ч. 3), вправе конкретизировать содержание закрепленного в ст. 48 (ч. 2) Конституции Российской Федерации права и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, но при этом не должен допускать искажения существа данного права и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, конкретизированы вч.4 ст. 89 УИК РФ, которая связывает предоставление свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи осужденным, только с подачей осужденным соответствующего заявления. Каких-либо дополнительных, носящих ограничительный характер условий предоставления осужденному свиданий с адвокатом
109
закон не предусматривает, из чего следует, что администрация не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом.
Не вытекает право администрации учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, отказать осужденному в свидании с адвокатом и из рассматриваемых положений ст. 118 УИК РФ, содержащих запрет на свидания для осужденных, водворенных в штрафной изолятор (ч. 1), и ограничение количества свиданий одним краткосрочным свиданием в течение шести месяцев для осужденных, переведенных в единое помещение камерного типа, помещение камерного типа или одиночную камеру (и. «г» ч. 2). Названные положения устанавливают особые условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах и не содержат каких-либо предписаний, регламентирующих получение осужденным юридической помощи, в том числе предоставление ему свиданий с приглашенным адвокатом, и, следовательно, не могут расцениваться как затрагивающие право на квалифицированную юридическую помощь.
Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой - свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Именно с учетом различий в правовой природе и сущности этих видов свиданий законодатель, хотя и использует для их обозначения один и тот же термин, вместе с тем по-разному подходит к их регламентации исходя из того, что если режим свиданий осужденного с родственниками и иными лицами предполагает нормативную определенность в части, касающейся продолжительности, частоты, порядка их предоставления и
проведения, а также возможных ограничений, то правовой режим свиданий с
110
адвокатами как обеспечиваемый непосредственным действием права, закрепленного в ст. 48 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не требует подобного урегулирования.
Таким образом, положения ч. 1 ип, «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ - по их конституционно-правовому смыслу в системе норм - не могут расцениваться как допускающие возможность ограничения права осужденного, переведенного в период отбывания наказания в виде лишения свободы в штрафной изолятор или помещение камерного типа, на свидания с адвокатом или иными лицами, име-
193
ющими право на оказание юридической помощи .
В 2004 г. Министр юстиции РФ обратился в КС РФ с ходатайством о разъяснении данного постановления, ссылаясь на то, что в его резолютивной части содержится указание на недопустимость ограничения права на свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, лишь применительно к осужденным, водворенным в штрафной изолятор или переведенным в помещение камерного типа, и ничего не говорится об упоминаемых вч. 1и2ст. 118 УИК РФ осужденных, которые в порядке дисциплинарного взыскания были переведены в единые помещения камерного типа и одиночные камеры. Это обстоятельство расценивается администрацией исправительных учреждений как основание для отказа этим осужденным в предоставлении свиданий с их адвокатами.
Министр юстиции просил разъяснить, может ли Постановление КС РФ от 26 декабря 2003 г. быть истолковано как допускающее возможность ограничения осужденных к лишению свободы, переведенных в порядке дисциплинарного взыскания в единое помещение камерного типа или одиночную камеру, в праве на свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Ответ на данный вопрос содержится в самом Постановлении КС РФ. Как указано в его мотивировочной части (являющейся неотъемлемой составляющей Постановления и носящей, как и его резолютивная [14]
часть, общеобязательный характер), конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, которая связывает предоставление свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи осужденным, только с подачей осужденным соответствующего заявления; каких-либо дополнительных, носящих ограничительный характер условий предоставления осужденному свиданий с адвокатом закон не предусматривает, из чего следует, что установленный ч. 4 ст. 89 УИК РФ порядок предоставления осужденному свидания с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом.
Приведенные принципиальные положения носят общий характер, относятся в равной мере ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания, и в силу этого предопределяют данную КС РФ оценку норм ч. 1 и п. «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ как не предполагающих возможность ограничения на свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, независимо от того, был ли этот осужденный переведен в штрафной изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камерно-
194
го типа или в одиночную камеру .
Б) Право лиц, содержащихся под стражей, на переписку.
В Постановлении от 29 ноября 2010 г. № 20-П[15] [16] Конституционный Суд установил, что в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-
шении преступлений» подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем; переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре; цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 1 и 2 ст. 20); предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете; предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи (ч. 2 и 3 ст. 21).
По мнению заявителей Д. Р. Барановского, Ю. Н. Волохонского и И. В. Плотникова, ст. 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», позволяя администрации места содержания под стражей подвергать цензуре переписку обвиняемого в совершении преступления со свободно избранным им адвокатом (защитником), ограничивают права, гарантированные ст. 46 и 48 Конституции Российской Федерации, поскольку лишают обвиняемого возможности получить квалифицированную юридическую помощь, а защитника - предоставить таковую, и противоречат ст. 6 и 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в их понимании Европейским судом по правам человека.
Кроме того, установленный оспариваемыми законоположениями порядок переписки между обвиняемым и адвокатом (защитником) является, по мнению заявителей, дискриминационным по сравнению с порядком переписки обвиняемого с судом, прокурором, иными органами государственной власти, приводит к нарушению гарантированных ст. 23 Конституции Российской Федерации права на тайну переписки и права на тайну частной жизни, а также представляет собой неправомерное отступление от общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, и тем самым противоречит ст. 15 и 17 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд отметил, что право заключенного под стражу лица на конфиденциальный характер отношений со своим адвокатом (защитником) как неотъемлемая часть права на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным, однако его ограничения, сопряженные с отступлениями от адвокатской тайны, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в его решениях, в том числе в Постановлении от 14 мая 2003 г. № 8-П и Определении от 8 ноября 2005 г. № 439-0, допустимы лишь при условии их адекватности и соразмерности и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу таких фундаментальных принципов, как верховенство права и юридическое равенство, вмешательство государства в конфиденциальный характер отношений, которые складываются в процессе получения подозреваемыми и обвиняемыми профессиональной юридической помощи адвоката (защитника), не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс
конституционно защищаемых ценностей.
114
При соблюдении указанных условий и учитывая, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в целях недопущения преступной деятельности подозреваемого или обвиняемого, его угроз свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожения доказательств либо воспрепятствования иным путем производству по уголовному делу, ограничения конфиденциальности отношений такого лица и его адвоката - для достижения этих целей и при наличии соответствующих достаточных оснований - могут рассматриваться в качестве допустимых и выражаться, в частности, в контроле за их перепиской со стороны администрации места содержания под стражей, лиц или органов, в производстве которых находится уголовное дело.
Таким образом, применительно к обеспечению права на помощь адвоката (защитника) цензура переписки подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, с избранными ими адвокатами (защитниками) может иметь место лишь в исключительных случаях, при наличии у администрации места содержания под стражей обоснованных подозрений в злоупотреблении правом со стороны адвоката и в злонамеренном его использовании со стороны лица, которому оказывается юридическая помощь.
Соответственно гарантии конфиденциальности должны распространяться лишь на те отношения подозреваемых и обвиняемых со своими адвокатами (защитниками), которые не выходят за рамки оказания собственно профессиональной юридической помощи в порядке, установленном законом, т. е. не связаны с нарушениями ни со стороны адвоката, ни со стороны его доверителя, который, используя переписку с адвокатом, может угрожать свидетелям, другим участникам уголовного судопроизводства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Целевое назначение регулирования отношений, возникающих по поводу цензуры корреспонденции обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, как следует из ст. 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» во взаимосвязи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - предотвращение преступлений, разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, передачи сведений, могущих помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, недопущение угроз свидетелю, другим участникам уголовного судопроизводства, уничтожения доказательств, воспрепятствования иным путем производству по уголовному делу.
Именно и только в этих целях администрация следственного изолятора вправе осуществить цензуру переписки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своим адвокатом (защитником), при условии, что имеются достаточные и разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер. В таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий.
Что касается переписки подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, с адвокатами, которая осуществляется с нарушением порядка, установленного названным Федеральным законом и предусматривающего, что любая переписка указанных лиц - как подлежащая, так и не подлежащая цензуре - осуществляется только через администрацию места содержания под стражей, то в случае выявления такого нарушения соответствующая корреспонденция, безусловно, должна подвергаться цензуре, поскольку ее адресатами (или получателями) могут быть лица, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, переписка с которыми осуществляется только с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, либо родственники и иные лица, переписка с которыми подлежит цензуре.
Таким образом, Конституционный Суд постановил признать взаимосвязанные положения ст. 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующие осуществление администрацией места содержания под стражей цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своими адвокатами (защитниками), не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по конституционно-правовому смыслу этих законоположений в системе действующего правового регулирования цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом (защитником) возможна лишь в случаях, когда у администрации следственного изолятора есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер; в таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий.
В) Право осужденных на социальное обеспечение.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А. В. Розенков просил признать не соответствующими ст. 39 и 41 Конституции Российской Федерации положения ст. 99 и 107 УИК РФ, а также поди. 7 п. 1 ст. 208 ип. 1 и Зет. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, администрацией исправительного учреждения, в котором А.В. Розенков отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы, из пенсии по инвалидности, назначенной ему как инвалиду III группы, и ежемесячной денежной выплаты, назначенной ему как ветерану боевых действий, производились удержания на его содержа-
ние - стоимость питания (в том числе диетического), одежды и коммунальнобытовых услуг.
Согласно статье 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, доя воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий лиц надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления доя этого необходимых денежных средств.
Статьи 99 и 107 УИК РФ, конституционность которых оспаривается заявителем, предусматривают удержания из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию - стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, и определяют категории осужденных, которые освобождаются от этих расходов полностью или частично (осужденные, освобожденные от работы по болезни, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, и др.).
Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода (ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Соответственно правовое регулирование, предусматривающее возможность удержания из пенсии, которую получает осужденный к лишению свободы, расходов по его содержанию и одновременно устанавливающее нормы и
сроки такого удержания, а также гарантии сохранения определенной части пен-
118
сии в полном распоряжении ее получателя и освобождение в определенных случаях от несения указанных расходов, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционное право заявителя на социальное обеспечение.
Ежемесячная денежная выплата, установленная ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», которая была введена в данный Федеральный закон Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение от 27 декабря 2005 г. № 502-0).
Особым значением ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения обусловливается установление ее специального правового режима. В частности, ветераны имеют возможность самостоятельно определять цели расходования ежемесячной денежной выплаты, например использовать ее для приобретения лекарств (что было существенно важно для заявителя), которыми они до 1 января 2005 г. обеспечивались бесплатно.
Таким образом, положения ст. 99 и 107 УИК РФ - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и сложившейся правоприменительной практики - не могут рассматриваться как допускающие возможность удержания из ежемесячной денежной выплаты, получаемой осужденным, являющимся ветераном боевых действий, расходов на его содержание. Иное не согласовывалось бы с правовой природой ежемесячной денежной выплаты, целями социального государства и назначением системы социального обеспечения в Российской Феде-
196
рации . [17]
3. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов.
В Постановлении от 27 февраля 2003 г. № 1-П оспаривая конституционность законоположения, граждане П. Л. Верещак, В. М. Гладков, И. В. Голы- шев и К. П. Данилов утверждали, что положение ч. 1 ст. 130 УИК РФ, в силу которого осужденному к лишению свободы время, проведенное в следственном изоляторе, не засчитывается в срок тюремного заключения, фактически удлиняет назначенный по приговору суда срок для отбывания в тюрьме, чем нарушаются их права, гарантированные ст. 2, 6 (ч. 2), 15, 17, 18, 19, 21, 54 и 55 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд установил, что в правовой системе Российской Федерации рассматриваемое положение ч. 1 ст. 130 УИК РФ во взаимосвязи со ст. 49 (ч.1) и 71 (п. «о») Конституции Российской Федерации, ст. 1, 2 и 7 УИК РФ и ст. 3 УК РФ - как направленное на регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, назначаемого по приговору суда на основании норм уголовного права, и по своей природе относящееся именно к уголовно-исполнительному законодательству - в силу господства принципов юридической ответственности не может подменять или изменять соответствующие положения уголовного законодательства, регулирующие виды и размер наказаний, в том числе сроки, назначаемые по приговору суда для отбывания в тюрьме, т. е. ему не может придаваться смысл, расходящийся с аутентичным смыслом этого положения как нормы именно уголовно-исполнительного, а не уголовного права.
По смыслу положений ст. 130 УИК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 72 УК РФ время содержания под стражей в качестве меры пресечения во всяком случае поддежит зачету при определении общего срока назначенного судом наказания, а также при исчислении срока отбытого наказания, позволяющего применить условно-досрочное освобождение от наказания. Такой подход корреспондирует международным стандартам, согласно которым предварительное заключение не должно применяться, если предполагаемому правона-
120
рушению не соответствует наказание в виде лишения свободы, а при вынесении приговора срок, проведенный в предварительном заключении, следует или засчитывать в установленный приговором срок наказания, или принимать во внимание с целью сокращения срока наказания.
Соответственно и на основании ч. 3 ст. 72 УК РФ - исходя из ее места в системе уголовного законодательства, основанного на принципах справедливости, гуманизма и соразмерности, в том числе из ее взаимосвязи со ст. 44, 56 и 58 УК РФ, а также со ст. 8, 97, 98 и 108 УПК РФ, - суд, вынося приговор и одновременно назначая осужденному к лишению свободы отбывание части срока наказания в тюрьме, прежде всего, решает вопрос о зачете времени содержания под стражей в срок тюремного заключения.
Придание рассматриваемому положению ч.1 ст. 130 УИК РФ смысла, исключающего правомочие суда засчитывать время нахождения в следственном изоляторе в срок тюремного заключения, вступало бы в противоречие с уголовно-правовой нормой (ч. 3 ст. 72 УК РФ), на основании которой суд вправе осуществить зачет времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства в сроки лишения свободы, в том числе в случае назначения отбывания части срока наказания в тюрьме. По существу, это означало бы также, что вопрос об исчислении срока наказания, подлежащего отбыванию в тюрьме, и соответственно - об исчислении оставшегося срока наказания в виде лишения свободы, поддежащего отбыванию в других исправительных учреждениях, фактически решался бы органами исполнения наказания, которые тем самым получали бы возможность вторгаться в базовые элементы приговора, что недопустимо в силу ст. 49 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений уголовного законодательства, согласно которым виновность лица в совершении преступления и обусловленное этим наказание могут быть установлены только приговором суда (ст. 43 и ч.З ст. 58 УК РФ).
Такое истолкование рассматриваемого положения ч. 1 ст. 130 УИК РФ, не учитывающее уголовно-исполнительный характер данного законоположения и
его действительное место в системе принципов и норм уголовного и уголовно-
121
исполнительного законодательства, в конечном счете несовместимо с признаваемыми Российской Федерацией как правовым государством принципами уголовной ответственности, в силу которых наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, предусматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, назначается судом и должно исполняться на основании вступившего в законную силу приговора.
Таким образом, положение ч. 1 ст. 130 УИК РФ, согласно которому срок лишения свободы, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму, в его конституционноправовом смысле - исходя из его места в правовой системе Российской Федерации, в том числе во взаимосвязи с положениями ст. 46, 49 и 50 Конституции Российской Федерации, а также со ст. 3, ч. 2 ст. 58 и ч.З ст. 72 УК РФ, п. 7 ст. 98, ст. 108, ч. 7 ст. 302, п. 9 и 10 ч.1 ст. 308 УПК РФ, ч. 2 ст. 1, ч.2 ст. 2 и ст. 7 УИК РФ, - не исключает правомочие суда засчитывать осужденному к лишению свободы в срок наказания, в том числе в ту его часть, которая в соответствии с приговором подлежит отбыванию в тюрьме, время, в течение которого
197
к нему применялась мера пресечения в виде заключения под стражу .
При введении Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №161 -ФЗ в ч. 2.1 ст. 78 УИК РФ, согласно которой срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу, было учтено Постановление КС РФ от 27 февраля 2003 г. № 1-П.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ была дополнена ич. 1 ст. 130 УИК РФ следующим положением: «Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгом режиме исчисляется со [18]
дня заключения под стражу». Таким образом, зачет осужденному к лишению свободы в срок наказания, в том числе и той его части, которая в соответствии с приговором подлежит отбыванию в тюрьме, времени, в течение которого к нему применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, поставлен под условие неприменения к нему в этот период времени меры взыскания в виде водворения в карцер. В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» взыскание в виде водворения в карцер налагается начальником места содержания под стражей или его заместителем, что, по существу, означает, что вопрос об исчислении срока наказания, подлежащего отбыванию в тюрьме, фактически решается органами исполнения наказания, тогда как виновность лица в совершении преступления и обусловленное этим наказание могут быть установлены только приговором суда (ст. 43 УК РФ). Такое изложение ч. 1 ст. 130 УИК РФ расходится с правовой позицией КС РФ, выраженной им в Постановлении от 27 февраля 2003 г. № 1 -П, и поэтому данное положение следует изложить следующим образом: «Срок нахождения осужденного на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу».
В Определении от 21 декабря 2004 г. № 466-0 по жалобе Герасимова А. В. на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 127 УИК РФ, которая, по мнению заявителя, не предусматривая возможность зачета времени, проведенного осужденным в следственном изоляторе, в срок отбывания в строгих условиях содержания в исправительной колонии особого режима, препятствует его переводу на более легкие условия содержания, КС РФ сослался на Постановление от 27 февраля 2003 г. и правовую позицию, выработанную им при проверке ч. 1 ст. 130 УИК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что время содержания под стражей в качестве меры пресечения во всяком случае подлежит зачету при определении общего срока назначенного судом наказания, а также при исчислении срока отбытого наказания, позволяющего применить условно-досрочное освобождение от наказания. Такой подход, как отметил
Конституционный Суд Российской Федерации, корреспондирует международным стандартам, согласно которым предварительное заключение не должно применяться, если предполагаемому правонарушению не соответствует наказание в виде лишения свободы, а при вынесении приговора срок, проведенный в предварительном заключении, следует или засчитывать в установленный приговором срок наказания, или принимать во внимание с целью сокращения срока наказания.
В силу приведенной правовой позиции ч. 3 ст. 127 УИК РФ также не может быть истолкована как исключающая зачет осужденному к лишению свободы в срок наказания, в том числе в ту его часть, которая в соответствии с установленным законом порядком подлежит отбыванию в строгих условиях, времени, в течение которого к нему применялась мера пресечения в виде заключе-
198
ния под стражу.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ дополнил ч. 3 ст. 127 УИК РФ указанием на то, что срок нахождения осужденного в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу, если в период его пребывания в следственном изоляторе к нему не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. По основаниям, изложенным выше, данное условие (водворение в карцер) при исчислении срока нахождения в строгих условиях отбывания наказания со дня заключения под стражу не должно быть предусмотрено и подлежит исключению. Данное положение следует изложить следующим образом: «Срок нахождения осужденного в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу».
4. Режим в исправительных учреждениях.
А. И. Владимирцев обжаловал положения ч. 6 и 8 ст. 82 УИК РФ, которые, по его мнению, наделяют Министерство юстиции РФ правом по своему усмотрению и не на основании закона определять степень, характер и объем [19] ограничений конституционных прав и свобод, утверждая в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений Перечень поддежащих изъятию вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
КС РФ указал, что сам по себе бланкетный характер нормы еще не свидетельствует о ее неконституционности. Бланкетный характер ч. 6и8 ст. 82 УИК РФ обусловлен интересами обеспечения стабильности установленного им регулирования, поскольку дать в законе перечень вещей и предметов, которые осужденные не вправе иметь при себе, невозможно в силу их объективно изменяющихся ассортимента, характеристик и значения. При этом ч. 6 и 8 ст. 82 УИК РФ допускают осуществление Министерством юстиции РФ лишь вторичного нормативного регулирования - на основе и во исполнение специальных предписаний УИК РФ, который предусматривает возможность ограничения прав осужденных приобретать имущество и использовать его. То обстоятельство, что перечень вещей, предметов, не подлежащих использованию осужденными, дается не в самом федеральном законе, а в подзаконном нормативном правовом акте, не свидетельствует о неконституционности соответствующего правового регулирования, поскольку подзаконный акт лишь конкретизирует закрепленное на законодательном уровне правоограничение.
Установление запрета на приобретение, получение, хранение осужденными тех или иных вещей, предметов или продуктов возможно, если это необходимо для защиты конституционно охраняемых ценностей в демократическом обществе в интересах национальной безопасности страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ч. Зст.55 Конституции РФ; п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). При его установлении не могут не приниматься во внимание режим и условия исправительного учреждения, объективная характеристика тех или иных предметов, на которые распространяется запрет, и возможность их ненадлежащего использования в условиях исправительного учреждения. При этом устанавливаемые в нормативных
правовых актах запреты, которые носят произвольный или дискриминационный характер и выходят за пределы ограничений, допускаемых с точки зрения принципов и требований конституционного и уголовно-исполнительного законодательства, могут быть обжалованы в судебном порядке. Аналогичным образом могут быть обжалованы решения и действия администрации исправительного учреждения в суд общей юрисдикции, который проверяет законность и обоснованность примененных в отношении осужденных мер.
Таким образом, ч. 8 ст. 82 УИК РФ не предполагает произвольное ограничение права осужденного иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать определенные вещи, предметы или продукты и не лишает его права обжаловать в судебном порядке как установление в подзаконных нормативных правовых актах запрета на приобретение или использование тех или иных вещей, предметов или продуктов, так и применение этого за-
199
прета в отношении него.
По жалобе И. П. Кирюхиной, которая являлась адвокатом, прибывшим в исправительную колонию для оказания юридической помощи осужденному и была подвергнута личному досмотру, в ходе которого ей пришлось раздеться до пояса, были проверены на соответствие Конституции РФ ч. 6 ст. 82 УИК РФ и п. 6 ст. 14 Закона РФ от 12 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которыми администрациям исправительных учреждений (учреждениям, исполняющим наказание) предоставляется право проводить досмотры на их территории и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. По мнению заявительницы, данные нормативные положения, предоставляющие администра- [20]
ции исправительного учреждения право производить личный досмотр находящихся на территории исправительного учреждения адвокатов, осуществляющих свои профессиональные обязанности по оказанию юридической помощи осужденным, противоречат ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ст. 18, 48, 53, 71 (и. «в»), и 72 (и. «б» ч. 1) Конституции РФ, а также ст. 7 и 8 Всеобщей конвенции по правам человека и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
|