Криминалистическая характеристика преступления представляет собой научную категорию, в которой содержатся сведения о типичных признаках и свойствах события, обстановки, способа и механизма совершения общественно опасных деяний определенных видов и групп, процессах следообразо- вания и типологических качествах личности и поведения виновных, потерпевших[1].
Представляется, что криминалистическую характеристику всех коррупционных преступлений, совершаемых в уголовно-исполнительной системе, следует рассматривать именно как криминалистическую характеристику группы, а не отдельных преступлений.
Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых в уголовно-исполнительной системе, представляет собой совокупность данных об особенностях подготовки, совершения и сокрытия этого вида преступлений, раскрывает наиболее распространенные либо прогнозируемые способы их совершения и соответствующие механизмы сле- дообразования, содержит информацию о личности правонарушителей, об их мотивации, обстановке, в которой они обычно действуют, а также иные сведения, имеющие значение для выявления, расследования и предупреждения преступлений этой группы.
В той или иной степени во всех определениях криминалистической характеристики преступлений отмечается, что это совокупность обобщенных данных о признаках определенного вида преступлений; установление и учет закономерных взаимосвязей между этими данными; предназначенность для использования в расследовании конкретных видов преступлений.
Поэтому сущность криминалистической характеристики преступлений рассматриваемого вида (группы) - это система сведений (информации) о криминалистически значимых признаках коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, отражающая закономерные связи между ними и способствующая выявлению признаков этих преступлений, служащая построению и проверке следственных версий, выбору направлений расследования и определению тактических основ производства следственных действий для решения конкретных задач расследования.
Полагаем, что криминалистическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых в уголовно-исполнительной системе, - это система именно криминалистически значимой информации, имеющей значение и влияющей на квалификацию содеянного, признаков, определяющих выбор уголовно-процессуальных решений, а также имеющих значение для избрания эффективной системы следственных действий и оперативно-розыскных мер в ходе расследования.
К четырем основным элементам криминалистической характеристики преступлений, выделяемым практически всеми авторами, исследующими эту проблему, относятся: предмет преступного посягательства; способ совершения преступления; следовая картина происшествия; характеристика личности преступника.
Однако данные элементы не могут рассматриваться в качестве единой и неизменной структуры для всех видов преступлений. Это наиболее типичный набор криминалистически значимых признаков, призванных обеспечивать служебную функцию криминалистической характеристики. Применительно к отдельным видам преступлений он может видоизменяться - сокращаться и расширяться.
На основе изложенного и с учетом результатов изучения правоприменительной практики (следственной и судебной) предлагаем следующую структуру криминалистической характеристики коррупционных преступлений, совершаемых в уголовно-исполнительной системе: 1) типичные данные о способе подготовки, совершения и сокрытия преступления; 2) особенности механизма следообразования; 3) типичные сведения, характеризующие личность преступника и мотивацию его действий; 4) типичные данные об обстановке совершения преступления.
Иные, факультативные, структурные элементы криминалистической характеристики преступлений весьма многообразны, и дать их исчерпывающий перечень практически невозможно, «ибо он так же изменчив, как и сама криминальная практика. Он может быть представлен лишь в обобщенном, типизированном виде по отдельным видам преступлений»[2].
С нашей точки зрения, основной элемент криминалистической характеристики коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе - личность преступника, а именно обобщенные сведения о лицах, совершающих преступления этой группы, включая типологические данные о личности преступников, разработанные в криминологии, и иные данные, например их профессиональные навыки, жестокость, невежество, корыстолюбие, осторожность и другие черты, составляющие их социально-психологический и функциональный портрет.
Прежде чем дать краткую характеристику лиц, совершающих коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе, определим субъектов коррупционных преступлений. Для этого рассмотрим законодательство, регулирующее деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[3], к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительной систему.
Специфичность задач, стоящих перед сотрудниками уголовно-исполнительной системы, определяет особенности государственной службы в рассматриваемых учреждениях. Следует обратить внимание на то, что пенитенциарные работники, используя властные полномочия, обеспечивают регулирование деятельности не только осужденных, отбывающих наказания, но и граждан, посещающих исправительные учреждения (родственников осужденных, представителей правозащитных организаций, адвокатов и пр.). На этой основе определяются пределы сферы деятельности должностных лиц не только в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но и вне их.
Так, например, персонал исправительных учреждений обеспечивает:
— контроль за соблюдением режимных требований на вверенных объектах и территориях, прилегающих к ним;
выполнение мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности;
прием жалоб от осужденных и иных лиц в соответствии с законодательством;
применение по отношению к правонарушителям предусмотренных действующим законодательством мер воздействия и принуждения;
производство досмотров, обысков осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях;
изъятие запрещенных вещей и документов.
Правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной
системы - это комплексная система, которая имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальное деление статуса состоит в разграничении сотрудников уголовно-исполнительной системы на виды в зависимости от занимаемых должностей (рядовой, младший, средний, старший, высший начальствующий состав). Горизонтальное деление демонстрирует множество направлений, которые проявляются в органах уголовно-исполнительной системы через административную, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность. Они охватывают всю сферу связей и отношений между должностным лицом и другими субъектами административного права. Это дает возможность характеризовать правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы через занимаемую должность, функции, права и обязанности, гарантии реализации полномочий и ответственность.
В любом случае сотрудники уголовно-исполнительной системы выступают как представители власти, то есть как должностные лица государственных органов и учреждений, наделенные в пределах своей компетенции правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения. Однако напрямую сотрудники уголовно-исполнительной системы к представителям власти не отнесены, несмотря на то, что их принадлежность к данной категории ни у кого не вызывает сомнения. Это обусловлено тем, что сотрудники наделены соответствующими полномочиями и правом применения мер непосредственного государственного принуждения1. Таким образом, для признания сотрудника исправительного учреждения субъектом коррупционного преступления требуется установление не только факта пребывания лица в определенной должности, но и осуществление этим лицом функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
По нашему мнению, представителем власти следует считать не только начальника учреждения, но и младшего инспектора, который наделен определенными государственно-властными полномочиями и правом отдавать указания. Кроме того, сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных ст. 29-31 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Характеризуя сотрудника уголовно-исполнительной системы как субъекта коррупционных преступлений, необходимо точно и правильно определить характер служебных полномочий и обязанностей, выполняемых должностными лицами исправительных учреждений. Нельзя, например, правильно решить вопрос о привлечении лица, работающего в исправительном учреждении, к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), без точного определения этих должностных полномочий[4] [5].
Противоправные коррупционные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы находятся в тесной связи с его должностными, властными полномочиями.
Анализ материалов уголовных дел о коррупционных преступлениях в уголовно-исполнительной системе позволил объединить лиц, совершающих коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе, в три группы.
Первую группу условно можно назвать «руководители». Ее составляют в основном должностные лица, занимающие ответственное служебное положение, с объемным комплексом властных полномочий. Это люди с высшим образованием, высоким профессиональным уровнем, опытом работы с финансовыми документами, имеющие специальные звания старшего начальствующего состава. Их средний возраст составляет 35-50 лет, имеют семью, пользуются авторитетом в определенных кругах. Эти лица совершают главным образом преступления, связанные с получением взятки, присвоением и растратой вверенного имущества, должностным подлогом, превышением должностных полномочий и злоупотреблением должностными полномочиями. Причем данные преступления чаще совершаются в группе.
Ко второй группе относятся так называемые сотрудники среднего звена - служащие структурных подразделений исправительных учреждений. Они также наделены определенными, хотя и меньшими, чем субъекты первой группы, полномочиями, имеют достаточно прочные профессиональные навыки и умения, высшее либо неоконченное высшее образование. Возраст должностных лиц этой группы - 22-35 лет. Они имеют специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, могут совершать в равных долях все коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе. Для их преступной деятельности характерны как групповые, так и одиночные преступления.
Третью группу образуют «рядовые» сотрудники, чей средний возраст составляет 18-22 лет. Они обладают ограниченным объемом полномочий, имеют среднее или среднее специальное образование, специальные звания рядового и младшего начальствующего состава. В число криминальной деятельности данных лиц не входят преступления, связанные с присвоением и растратой вверенного имущества. Преступления совершают в основном в одиночку.
Обобщение научных точек зрения и материалов правоприменительной практики сотрудников позволяет утверждать, что характерным признаком коррупционных преступлений является специфическая мотивация: корысть; тщеславие, карьеризм; ненависть к отбывающим наказания осужденным; удовлетворение интересов третьих лиц (например, при наличии компрометирующих должностное лицо материалов); удовлетворение интересов третьих лиц без личной заинтересованности; месть, ненависть; желание создать видимость хорошо поставленной работы; ложно понятая «служебная необходимость».
Например, начальник филиала уголовно-исполнительных инспекций управления ФСИН России по Краснодарскому краю злоупотребил должностными полномочиями. По версии следствия, в уголовно-исполнительную инспекцию для исполнения поступило 93 приговора суда в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Получив указанные документы, начальник инспекции с целью улучшения показателей своей работы не передавал их подчиненным сотрудникам для регистрации, учета и последующего контроля за исполнением назначенного наказания. В результате, по данным следствия, исполнение приговоров не осуществлялось, осужденные фактически не отбывали наказание, контроль за ними и течением срока отбывания наказания не производился[6].
Способ совершения преступления является наряду с типичными данными о лицах, совершающих преступления, центральным элементом криминалистической характеристики коррупционных преступлений.
Под способом совершения преступления в криминалистическом смысле обычно понимают объективно и субъективно обусловленную систему поведения субъекта до, в момент и после совершения преступления, оставляющего различного рода характерные следы, позволяющие с помощью криминалистических приемов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобразии преступного поведения правонарушителя, его отдельных личностных данных и, соответственно, определить наиболее оптимальные методы решения задач раскрытия преступления. Во многих случаях действия преступника (преступников) представляют собой целую систему со многими ее элементами и оставляют во внешней обстановке соответствующие отражения, образующие в информационном плане своеобразную модель преступления.
Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие способов совершения коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе. В то же время следует подчеркнуть, что практически все способы совершения коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе имеют свои индивидуальные, присущие только им признаки, по которым их можно распознать и классифицировать в отдельные общие группы по тем или иным основаниям.
Способы совершения коррупционных преступлений в зависимости от пределов должностных полномочий:
в пределах предоставленных полномочий;
с превышением служебных полномочий.
Способы, выражающиеся в активных действиях и проявляющиеся в форме бездействия. Практика показывает, что в случаях, когда преступление совершается путем активных заведомо противоправных действий, нарушающих обязательные для исполнения правила, инструкции, положения, используются различные способы. К ним можно отнести следующие:
внесение заведомо неправильных записей в официальные документы;
издание незаконных приказов и распоряжений;
сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий;
временное заимствование и использование государственных или общественных средств на личные нужды;
расходование денежных средств не по назначению;
организация и проведение фиктивных торгов в форме конкурса, аукциона;
организация и проведение торгов в форме конкурса, аукциона с нарушением установленной процедуры;
выдача бестоварных накладных;
подчистка, травление и иные изменения текста документов;
незаконное применение оружия представителем власти;
нанесение побоев подчиненным по службе;
неправомерное применение физического и (или) психического насилия к осужденным;
доставление на территорию исправительного учреждения за определенное вознаграждение предметов, запрещенных правилами внутреннего распорядка;
злоупотребления сотрудников в связи с оформлением документов на условно-досрочное освобождение осужденного (несвоевременное представление в суд характеристик либо представление отрицательной характеристики, несвоевременное направление самого ходатайства осужденного в суд). Между администрацией и осужденным в процессе отбывания наказания возникают определенные отношения, следовательно, характеристика на осужденного может носить субъективный характер;
неправомерное наложение дисциплинарных взысканий на осужденных. В некоторых случаях дисциплинарные взыскания на осужденных налагаются необоснованно, в том числе для того, чтобы не допустить досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания;
неправомерное наложение дисциплинарных взысканий на подчиненных сотрудников и др.
При бездействии коррупционные преступления проявляются: в преступно-небрежном отношении к вверенному имуществу; преступно-небрежном отношении к исполнению служебных обязанностей и выполнению должностных инструкций; халатном отношении к приему и отпуску товарно-материальных ценностей; бесконтрольности за действиями подчиненных сотрудников; укрывательстве совершенных на территории исправительного учреждения преступлений (правонарушений).
Способы (группы способов), характерные для конкретных преступных посягательств:
способы подготовки, совершения, сокрытия взяточничества;
способы подготовки, совершения, сокрытия мошенничества и присвоения и растраты вверенного имущества;
способы подготовки, совершения, сокрытия злоупотребления служебным положением или превышения должностных полномочий;
способы подготовки, совершения, сокрытия халатности и служебного подлога;
иные (нецелевое расходование бюджетных средств и др.).
Указанный перечень классификаций, безусловно, не является исчерпывающим, однако для данного практического руководства важны именно названные, поскольку они имеют наибольшее криминалистическое значение в практической деятельности следователя при раскрытии и расследовании рассматриваемой группы преступлений.
Особенности оставляемых в результате преступления следов и механизм их образования. Традиционно следы, отражающие применение субъектом преступления того или иного способа, можно разделить на личностные и материальные.
Учитывая специфику лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях, их субкультуру, проявляющуюся в стойком отрицательном отношении ко всем сотрудникам любых правоохранительных структур, очевидно, что поиск личностных источников доказательств в этой среде будет затруднителен, поэтому предпочтение в процессе доказывания должно быть отдано материальным следам.
В результате неправомерных действий (бездействия) должностного лица по службе наступают материальные последствия, остаются следы, отражающиеся в письменных документах: накладных, счетах на оплату, приказах о выплате незаконных премий, назначениях на должности, квитанциях, документах бухгалтерской отчетности и т. д.
Кроме того, нельзя исключать и возможность обнаружения и исследования традиционных криминалистических следов - следов пальцев рук, ног, обуви, транспортных средств, микрообъектов и т. п. Их выявление помогает составить правильное представление о характере допущенных нарушений, установить время, место и способ совершения преступления, выявить свидетелей, которые могут сообщить важные сведения по делу.
Под обстановкой в криминалистике понимают совокупность людей, предметов, явлений, других факторов, создающих среду для существования какой-либо деятельности. В частности, для ее структуры характерна совокупность различного рода материальных объектов, явлений, процессов, состояний и отношений, создающих соответствующие условия для совершения конкретных действий, в том числе преступления, или препятствующих их совершению. Все эти действия происходят в конкретных условиях места: материальная обстановка, время, освещенность, проявления особых природно-климатических факторов, производственной деятельности, быта, окружение людей и т. п.[7] Под обстановкой совершения преступления
Н. П. Яблоков понимает «систему ряда взаимодействующих между собой до и в момент преступления объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, производственно-бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения непрямых участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления»[8].
Выше отмечалось, что в обстановку преступления можно включить обстоятельства, способствующие или препятствующие преступнику в достижении его целей, а также предмет преступного посягательства. Преступник, связывая предмет посягательства с другими элементами обстановки, готовит орудия преступления, приспосабливает и реализует способы совершения и сокрытия своей преступной деятельности. Потерпевший и другие участники преступного события часто с учетом характера предмета посягательства и обстановки в целом оказывают противодействие преступнику.
Специфику обстановке совершения коррупционных преступлений, по нашему мнению, придают факторы, определяющие особенности функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы: пространственная ограниченность территории учреждения; невозможность свободного доступа на территорию учреждения посторонних лиц; ограниченный контингент, находящийся на территории учреждения; подчинение лиц, находящихся на территории учреждения, жесткой дисциплине, устанавливаемой ведомственными нормативными правовыми актами; некоторые иные факторы.
Место и время как составляющие обстановки, в которой совершаются коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе, сложно подвергнуть какой-либо типизации, поскольку это необязательно должен быть участок местности или помещение на территории учреждения уголовно-исполнительной системы. Местом преступления может быть и квартира должностного лица (например, в случае дачи-получения взятки), и общественное место (сквер, улица, рынок), и место, связанное с деятельностью посредника (место его работы, жительства и пр.). Аналогично можно сказать и о характеристике времени совершения коррупционных преступлений.
[1] См.: Криминалистика : учеб. для вузов / под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драп- кина. М., 1994. С. 17.
[2] Криминалистика / под ред. И. Ф. Пантелеева, Н. А. Селиванова. М., 1993. С. 64.
[3] См.: Ведомости Съезда нар. депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
[4] См.: Бекетов О. И., Опарин В. Н. К вопросу о приоритете норм международного права в деятельности должностных лиц правоохранительных органов Российской Федерации по применению мер непосредственного принуждения // Актуальные проблемы административного права России : материалы всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1999. С. 56.
[5] См.: Андреев Ю. В. Сотрудники исправительных учреждений как субъекты преступлений против государственной власти и интересов государственной службы: уголовно-правовой и криминологический аспект. М., 2003. С. 78.
[6] См.: В Сочи бывшего сотрудника ФСИН подозревают в злоупотреблении полномочиями. URL: http://ekaterinodar.ru/news/yuga: v_sochi_bivshego_sotrudm- ka_fsin_podozrevayut_v_zloupotreblenii_polnomochiyami.html (дата обращения: 08.10.2015).
[7] См.: Кустов А. М. Криминалистическое учение о механизме преступления : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 43.
[8] Яблоков Н. П. Криминалистика : учеб. М., 2008. С. 329.
|