Анализируя нормы (п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ) можно сделать вывод, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами ФСИН России, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ). В свою очередь сотрудники дознания и следователи других ведомств также вправе осуществить неотложные следственные действия (ч. 5 ст. 152 УПК РФ) по делам данной категории, после чего следователь, дознаватель передает уголовное дело по подследственности.
Рассмотрев нормы УПК РФ и ведомственные нормативно-правовые акты, можно констатировать, что перечень уголовно-процессуальных полномочий сотрудников уголовно-исполнительной системы по рассматриваемой категории преступлений ограничен.
Так, в соответствии с приказом № 250 Минюста России сообщения о преступлениях принимаются в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы круглосуточно оперативными дежурными и их помощниками, а в рабочее время допускается осуществлять прием сообщений о преступлениях сотрудниками, специально уполномоченными на осуществление этих функций. Прием заявлений о преступлениях обязаны также осуществлять все лица рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Они не вправе отказываться от их приема под предлогом недостаточности сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам[1].
Оперативные сотрудники уголовно-исполнительной системы уполномочены передать на регистрацию поступившее сообщение, при необходимости провести проверочные действия и не позднее трех суток передать соответствующие материалы по подслественности (п. 1 ч. 1 ст. 40, 144, 145 УПК РФ). Кроме того, ч. 2 п. 4 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя давать органу дознания, к коим относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий. Аналогичная норма содержится и в ч. 3 п. 1.1 ст. 41 УПК РФ.
В соответствии ч. 2 п. 5 ст. 157 УПК РФ процессуальные полномочия начальников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы сводятся к производству неотложных следственных действий (по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов). Однако с учетом изучения практики коррупционных преступлений начальники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы не пользуются имеющимися полномочиями. Это вызвано рядом обстоятельств: 1) уголовно-процессуальная деятельность не является основной для уголовно-исполнительной системы; 2) нормативно-правовое регулирование в ст. 40 и 157 УПК РФ имеет определенные проблемы толкования; 3) руководители боятся правовых последствий в случае ненадлежащего исполнения процессуальных полномочий.
Таким образом, на сегодняшний день перечень уголовно-процессуальных полномочий сотрудников уголовно-исполнительной системы по коррупционным преступлениям невелик и имеет тенденцию к сокращению в связи с принятием ведомственного нормативного акта прокуратуры. Так, Указание Генерального прокурора от 25.10.2013 г. № 456/69 «Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»[2] фактически лишило права сотрудников уголовно-исполнительной системы принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Поводами возбуждения уголовных дел по коррупционным преступлениям в уголовно-исполнительной системе, как правило, выступают: заявление о преступлении; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (рапорт сотрудника об обнаружении признаков состава преступления); постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, явка с повинной.
Наиболее частым поводом выступают именно заявление о преступлении и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, по результатом которого составляется рапорт сотрудника об обнаружении признаков состава преступления.
Заявления граждан поступают в подразделения собственной безопасности ФСИН России, органы прокуратуры, ФСБ России о том, что определенным сотрудником ФСИН России в отношении них или иных лиц совершено преступление коррупционной направленности.
Так, например, в отношении сотрудника Владимирского юридического института ФСИН России в 2014 г. поступило заявление о получении должностным лицом взятки. Как оказалось, У лично получил денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб. от А. за содействие при заключении государственных контрактов на проведение капитального ремонта объектов ВЮИ ФСИН России. Сотрудник института должен был лоббировать интересы определенной компании. Кроме того, сотрудник У. должен был помогать в заключении контрактов с данной организацией и беспрепятственно осуществлять приемку выполненных ею работ[3].
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, оформляется рапортом об обнаружении признаков состава преступления. Так, например, в случае, если у оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы имеются материалы оперативной разработки конкретного лица или группы лиц, совершивших либо готовящихся к совершению преступления коррупционной направленности, он в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления. В качестве непосредственных инициаторов составления рапорта выступают сотрудники оперативных подразделений собственной безопасности ФСИН России (либо оперативный сотрудник иных ведомств МВД, ФСБ, ФСКН России). В дальнейшем оперативный сотрудник совместно со следователем разрешает вопрос о легализации материалов, полученных в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Например, в 2015 г. в отношении Я. заместителя начальника УФСИН по Владимирской области поступил рапорт от оперативных сотрудников об обнаружении признаков состава преступления. В частности, в нем указывалось, что Я. заключил с одним из исправительных учреждений государственный контракт на изготовление и поставку бытовых предметов для внутриведомственных нужд на сумму свыше 4,5 млн руб. Используя ситуацию и служебное положение, с марта по июль 2015 г. Я. систематически обращался к руководителю колонии, требуя передать ему 600 тыс. руб. за общее покровительство и возможность получения новых государственных контрактов, обеспечивающих доход учреждению1.
Рассмотрев вышеуказанный повод для возбуждения уголовного дела, стоит подробнее на нем остановиться. Специфика коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы такова, что большинство уголовных дел (например, о получении взятки) возбуждается по результатам оперативно-розыскных мероприятий. Федеральным законом от 04.07.2003 г № 92-ФЗ в ст. 5 УПК РФ введен п. 36-1, в котором дано понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности». Это сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Законодатель, во-первых, назвал результаты оперативно-розыскной деятельности именно сведениями, которые сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательства. В частности, получены вне порядка, предусмотренного УПК РФ, и не субъектами, перечисленными в ч. 1 ст. 74 УПК РФ. С этих позиций, как представляется, получаемые сведения могут стать доказательствами, а могут и не стать. Их можно использовать для подготовки и осуществления следственных и судебных действий (в качестве ориентирующей информации) и (или) как повод и основание для возбуждения уголовного дела[4] [5].
Во-вторых, результаты оперативно-розыскной деятельности - это только те сведения, которые получены в точном соответствии с законом. Полагаем, это означает, что нарушение федерального закона в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия может повлечь за собой невозможность использования их результатов в уголовном судопроизводстве. Статья 4 данного закона в правовую основу такой деятельности включает не только Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, но и принятые в соответствие с ними иные правовые акты федеральных органов государственной власти. Соответственно, всякое нарушение этих правовых актов, например ведомственных инструкций, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, также может повлечь за собой невозможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Вместе с тем в ст. 89 УПК РФ сказано: «В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам». Следовательно, при соблюдении процессуальной процедуры результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам[6]. Соответствующие сведения используются не только в доказывании, но и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, поскольку оперативно-розыскная деятельность является одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с коррупционными преступлениями сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Результаты оперативного эксперимента находятся в причинно-следственной связи с поводом возбуждения уголовного дела и могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Возбуждение уголовного дела состоит в установлении достаточных данных для принятия решения о начале предварительного расследования и предполагает выполнение комплекса действий по сбору и проверке фактических данных, позволяющих установить признаки конкретного состава преступления, отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу.
Основанием для возбуждения уголовного дела, в том числе и о преступлениях коррупционной направленности, в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, понятие которых законодателем не раскрыто. Как представляется, понятие «признаки преступления» на момент возбуждения уголовного дела не тождественно понятию «состав преступления».
Так, для возбуждения уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями необходимо иметь данные, свидетельствующие: в чем конкретно заключалось злоупотребление должностными полномочиями; о причинении вреда гражданину, юридическому лицу, обществу, государству; имеется ли между деяниями должностного лица и наступившими последствиями причинная связь; время, место, способ, мотив и цель, в чем конкретно проявилась корыстная либо иная личная заинтересованность.
Кроме того, необходимы данные о характере деятельности должностного лица, дата назначения его на должность и наличие в должностных обязанностях лица, привлекаемого к уголовной ответственности, полномочий, совпадающих с действиями, составляющими объективную сторону деяния. Такие сведения следователь может получить из должностных инструкций, контракте о службе в уголовно-исполнительной системе, положений нормативных правовых актов в области государственной службы в уголовно-исполнительной системе.
Для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела необходимо иметь данные о способе совершения преступления, предмете преступления, об отсутствии факта провокации взятки со стороны правоохранительных органов или иных лиц, о совершении должностным лицом в пользу заинтересованного лица в действительности указанных в заявлении действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Стоит отметить, что в ч. 3 ст. 144 УПК РФ предусматривает возможность продления рассмотрения сообщения о преступлении до 10 суток, а в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий - до 30 суток. В связи с тем, что в ряде случаев при совершении коррупционных преступлений сотрудниками уголовно-исполнительной системы однозначно рассмотреть вопрос о наличии признаков состава преступления не представляется возможным, иногда возникает практическая необходимость в продлении сроков рассмотрения сообщения о преступлении. Однако в случае продления срока рассмотрения сообщения необходимо учитывать, что должностное лицо, в отношении которого ведется проверка, может оказать негативное влияние на расследование. Так, в частности, данное лицо может уничтожить доказательства, а также оказать влияние на свидетелей. В этом случае при наличии достаточных данных, указывающих на совершение преступления, целесообразно незамедлительно принимать решение о возбуждении уголовного дела и разрешать вопрос об избрании меры пресечения в отношении сотрудника уголовно-исполнительной системы, совершившего коррупционное преступление.
Анализ уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе показал, что в ходе проверки сообщений о преступлении наиболее часто используются такие проверочные мероприятия, как получение объяснений у граждан и должностных лиц, истребование документов и иных материалов.
[1] См.: Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : приказ Минюста России от 11.07.2006 г. № 250 (ред. от 07.11.2013) (зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2006 № 8113). Документ опубликован не был.
[2] Документ опубликован не был.
[3] См.: Вынесен приговор бывшему сотруднику ВЮИ ФСИН России за получение должностным лицом взятки в значительном размере. URL: http://procrf. ru/news/325899-vyinesen-prigovor-byivshemu-sotrudniku-vyui-fsin-rossii-za-po- luchenie-doljnostnyim.html (дата обращения: 08.10.2015).
[4] См.: 600 тысяч за покровительство тюремного начальника. URL: http:// www.ikovrov.ru/citynews/10257-vzatka.html (дата обращения: 08.10.2015).
[5] См.: Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
[6] См.: Соловьев А. Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии). М., 2003. С. 90. См., напр.: Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 // Российская газета. 2013. 13 дек.
|