Под следственной ситуацией понимается обстановка по уголовному делу, сложившаяся при его возбуждении или на каком-либо этапе расследования, характеризующаяся источниками, содержанием, объемом имеющейся информации об обстоятельствах преступления и лице (лицах), его совершившем, результатами ее реализации, организационными, управленческими, интеллектуальными, техническими и иными возможностями следствия, воспринятая и оцененная его участниками в целях определения на этой основе очередных задач расследования, средств, приемов, методов и условий их оптимального решения[1].
При обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении преступления коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе, необходимо выдвинуть рабочие версии относительно способа, а также лиц, причастных к совершению преступления. Тогда вся относящаяся к уголовному делу информация будет рассматриваться в определенных ракурсах. Даже версия, не подтвердившаяся при проверке, может стать отправной точкой для новых, более обоснованных предположений. Их выдвижение и проверка зависят от опыта и профессиональной подготовки следователя.
Вместе с тем следует отметить, что информационной базой для планирования расследования могут служить конкретные следственные ситуации. Они бывают самыми разнообразными, что обусловливает и различный подход в определении линии действий следователя в выборе круга и последовательности производства первоначальных следственных действий и форм взаимодействия с оперативными подразделениями. Важным условием, предопределяющим успех расследования преступлений коррупционной направленности, является умение следователя правильно анализировать и оценивать сложившуюся по уголовному делу следственную ситуацию. Это способствует, в свою очередь, полноте и правильности выдвигаемых версий при расследовании уголовного дела.
Совокупность объективных и субъективных условий расследования коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе обусловливает индивидуальность исходной следственной ситуации, ее специфическое содержание и деятельность следователя в дальнейшем при расследовании уголовного дела. Кроме того, информационная наполняемость следственной ситуации на первоначальном этапе расследования рассматриваемых нами преступлений зависит от характера и содержания исходной информации, источника ее поступления.
Далее рассмотрим общий алгоритм расследования преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки), в ходе которого применена тактическая операция по задержанию лица с поличным.
Проверочные действия:
Опрос заявителя о времени, месте и поводе знакомства с вымогателем; характере отношений между ними; наличии посредников, о месте встречи с предполагаемым получателем взятки; об объектах, находящихся там; об обстоятельствах предъявления требований о даче взятки, ее размере и сроках выплаты; о том, за что вымогается взятка; были ли направлены в адрес заявителя угрозы (если да, то какие).
Кроме того, устанавливают, что побудило заявителя обратиться в орган расследования: принципиальные соображения, завышенные требования должностных лиц, их бесцеремонность и пр. При этом нужно помнить, что между заявителем и предполагаемым взяткодателем могли существовать длительные отношения, подразумевающие осведомленность первого о содержании и характере служебной деятельности второго. Возможны и прямые вопросы: не предшествовал ли обращению в правоохранительный орган конфликт между ними (если да, то каковы его причины), имелись ли свидетели, не было ли в действиях должностного лица вымогательства. Чтобы не насторожить опрашиваемого, ему можно сказать, что выясняемые обстоятельства важны для дальнейших проверочных действий[2]. Кроме того, целесообразно разъяснить примечание к ст. 291 УК РФ, согласно которому «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело».
Изучение личности субъекта коррупционного преступления. Поскольку коррупционное преступление может быть совершено только при наличии определенных должностными инструкциями функциональных обязанностей, в ходе формирования версий необходимо определить, направлен ли умысел подозреваемого на совершение таких действий незаконно либо подозреваемый планирует совершить мошеннические действия.
Направление запросов. Необходимо установить, какие действия коррупционной направленности совершал и совершает подозреваемый, как долго он находится на занимаемой должности; с какими представителями органов государственной власти и бизнеса имеет деловые, родственные, дружеские связи.
Оперативно-розыскные мероприятия:
Установление наблюдения необходимо для выяснения особенностей образа жизни подозреваемого; документирования совершаемых им преступных действий; установления его неформальных деловых связей.
Проведение негласной проверки по месту жительства и месту работы подозреваемого и заявителя.
Прослушивание телефонных переговоров.
Задержание подозреваемого и производство следственных действий:
Подготовка предмета взятки.
Инструктаж заявителя.
Предварительное изучение места совершения преступления.
Подготовка и инструктаж следственно-оперативной группы, распределение обязанностей.
Подготовка и проверка технических средств.
Задержание подозреваемого.
Освидетельствование подозреваемого.
Осмотр места происшествия.
Итогом тактической операции является задержание подозреваемого взяткополучателя. Необходимо отметить, что наиболее оправданным при расследовании преступления коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе является задержание подозреваемого с поличным в рамках проведения оперативного эксперимента. Так, например, сотрудниками УСБ ГУФСИН России по Красноярскому краю совместно с сотрудниками оперативного отдела СИЗО-1, ОЭБ и ПК МУ МВД «Красноярское» в рамках проведения оперативного эксперимента были задержаны сотрудник СИЗО-1 и гражданин Р. в момент получения денежных средств в сумме 10 тыс. руб. от гражданского лица за предоставление незаконных льгот и послабление режима содержания обвиняемому, содержащемуся в СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В отношении сотрудника было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ1.
IV Допрос подозреваемого. После задержания и освидетельствования подозреваемого целесообразно незамедлительно провести его допрос.
Рассмотрен общий алгоритм расследования преступления коррупционной направленности, однако после принятия решения о возбуждении уголовного дела выбор направления расследования, правильная его организация, формирование комплекса средств собирания доказательств зависят от правильной оценки исходной следственной ситуации.
Содержание следственной ситуации составляют: 1) собранные по делу доказательства; 2) иная информация, имеющая значение для расследования; 3) сведения об источниках получения такой информации. Эти фактические данные в их совокупности представляют собой полную и объективную картину расследуемого события на данный конкретный момент и позволяют следователю дать им надлежащую оценку и принять вытекающее из этой оценки решение о своих дальнейших действиях[3] [4].
Решение о возбуждении уголовного по делам о коррупционных преступлениях сотрудников уголовно-исполнительной системы принимается в условиях одной из исходных следственных ситуаций. С учетом этого нами будут предложены конкретные алгоритмы действий сотрудников органов следствия и оперативных сотрудников на примере конкретных коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Ситуация № 1. Установлен факт совершения коррупционного преступления коррупционной направленности, о котором стало известно из средств массовой информации.
Указанная ситуация крайне редко встречается в практической деятельности по причине того, что уголовно-исполнительная система является закрытой по отношению к иным правоохранительным органам, за исключением прокуратуры, а доступ средств массовой информации к ситуации внутри уголовно-исполнительной системы ограничен законодательством. Однако этот недостаток может быть устранен путем взаимодействия средств массовой информации с органами общественного контроля, например, с общественными наблюдательными комиссиями. Так, например, члены Общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК) проводили проверку в исправительной колонии № 14, расположенной в поселке С. Нижегородской области. Со слов членов ОНК, осужденные нескольких отрядов колонии отказались покидать плац после построения, требуя у администрации учреждения встречи с прокурором. Никакого насилия ни со стороны заключенных, ни со стороны сотрудников администрации применено не было, а в колонию был вызван прокурор.
В основном жалобы касались вымогательств со стороны осужденных, которые сотрудничают с администрацией. Осужденные заявили, что в учреждении не просто господствует тотальная коррупция, но и применяются жестокие пытки к несогласным. Так, в ходе осмотра одного из отрядов общественники даже обнаружили вбитый в потолок крюк, на который, как утверждают осужденные, провинившихся подвешивали вверх ногами и избивали. В итоге в учреждение прибыли начальник ГУ ФСИН России, представители прокуратуры, а также сотрудники отдела собственной безопасности. Осужденные передали жалобы прокурору[5].
Особенностью рассматриваемой следственной ситуации является осведомленность подозреваемого лица о возможности проведения в отношении него проверки органами прокуратуры и оперативными аппаратами, что значительно снижает разведывательные возможности последних. Подозреваемый получает значительный временной задел для уничтожения следов преступления, маскировки своей преступной деятельности, активизации служебных, личных, деловых связей для нейтрализации, сокрытия последствий преступных действий. Многократно возрастают тактические возможности по противодействию расследованию. Практически невозможной становится тактическая операция по проведению оперативного эксперимента и задержанию подозреваемого с поличным.
В таких условиях целесообразен следующий алгоритм:
Проверочные действия:
Направление запросов по месту службы подозреваемого.
Опрос подозреваемого.
Опрос сотрудником представителей средств массовой информации о наличии у них дополнительных сведений о преступлении, а также путях поступления к ним этих сведений.
Опрос заинтересованных лиц.
Оперативно-розыскные мероприятия:
Наведение справок о возможных фактах совершения преступных действий ранее, имущественном положении подозреваемого, членов его семьи, близких.
Задержание подозреваемого и производство следственных действий:
Задержание подозреваемого.
Допрос подозреваемого.
Осмотр места происшествия.
Обыск (выемка) в служебном кабинете, жилом помещении подозреваемого.
Ситуация № 2. Установлен факт совершения коррупционного преступления, о котором стало известно из заявления потерпевшего.
По данным пресс-служба прокуратуры Омской области, был вынесен приговор работнику исправительной колонии, для которого один из осужденных собрал 250 тыс. руб. за покровительство и 300 тыс. руб. за условно-досрочное освобождение, сразу после которого обратился в полицию.
Октябрьский районный суд г. Омска вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ИК-12 37-летнего Т Он признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных п. «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (вымогательство должностным лицом взятки в крупном размере).
В суде установлено, что с октября 2012 г. по апрель 2013 г. Т ежемесячно получал от 30 до 100 тыс. руб. от осужденного. За денежное вознаграждение Т. оказывал осужденному покровительство.
Всего за указанный период он получил через посредников (супругу и друга осужденного) в качестве взятки 250 тыс. руб.
Кроме того, в феврале 2013 г. Т потребовал от заключенного взятку в размере 300 тыс. руб. за оказание содействия в условно-досрочном освобождении. Осужденный, освободившись условно-досрочно из мест лишения свободы, обратился в правоохранительные органы с заявлением[6].
В рамках рассматриваемой следственной ситуации целесообразно использовать следующий алгоритм.
При возникновении подобной следственной ситуации подозреваемый не знает о проведении в отношении его комплекса проверочных мероприятий. В то же время руководитель может предоставить исчерпывающую информацию об истории нахождения сотрудника на должности, возможностях осуществления им коррупционной деятельности, обладает широкими возможностями для документирования его деятельности.
Для рассматриваемой следственной ситуации целесообразен следующий алгоритм:
Проверочные действия:
Опрос заявителя о времени, месте и поводе знакомства с вымогателем; характере отношений между ними; наличии посредников, о месте встречи с предполагаемым получателем взятки; об объектах, находящихся там; об обстоятельствах предъявления требований о даче взятки, ее размере и сроках выплаты; о том, за что вымогается взятка; были ли направлены в адрес заявителя угрозы (если да, то какие?).
Кроме того, устанавливают, что побудило заявителя обратиться в орган расследования: принципиальные соображения, завышенные требования должностных лиц, их бесцеремонность и пр. При этом нужно помнить, что между заявителем и предполагаемым взяткодателем могли существовать длительные отношения, подразумевающие осведомленность первого о содержании и характере служебной деятельности второго. Возможен и прямой вопрос: не предшествовал ли обращению в правоохранительный орган конфликт между ними (если да, то каковы его причины), имелись ли свидетели, не было ли в действиях должностного лица вымогательства. Чтобы не насторожить опрашиваемого, ему можно сказать, что выясняемые обстоятельства важны для дальнейших проверочных действий. Кроме того, целесообразно разъяснить примечание к ст. 291 УК РФ, согласно которому «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело».
Изучение личности субъекта коррупционного преступления. Поскольку коррупционное преступление может быть совершено только при наличии определенных должностными инструкциями функциональных обязанностей, в ходе формирования версий необходимо определить, направлен ли умысел подозреваемого на совершение таких действий незаконно либо подозреваемый планирует совершить мошеннические действия.
Направление запросов. Необходимо установить, какие действия коррупционной направленности совершал и совершает подозреваемый; как долго он находится на занимаемой должности; с какими представителями органов государственной власти и бизнеса имеет деловые, родственные, дружеские связи.
Оперативно-розыскные мероприятия:
Установление наблюдения необходимо для выявления особенностей образа жизни подозреваемого, документирования совершаемых им преступных действий, установления его неформальных деловых связей.
Проведение негласной проверки по месту жительства и месту работы подозреваемого и заявителя.
Прослушивание телефонных переговоров.
Задержание подозреваемого и производство следственных действий:
Подготовка предмета взятки.
Инструктаж заявителя.
Предварительное изучение места совершения преступления.
Подготовка и инструктаж следственно-оперативной группы, распределение обязанностей.
Подготовка и проверка технических средств.
Задержание подозреваемого.
Освидетельствование подозреваемого.
Осмотр места происшествия.
Ситуация № 3. Установлен факт совершения коррупционного преступления, о котором стало известно из заявления сослуживца или руководителя должностного лица.
Так, прокурор Кемеровской области направил в суд уголовное дело по обвинению главного бухгалтера учреждения ФСИН России в мошенничестве. Ущерб составил около 700 тыс. руб.
По версии следствия, 38-летняя женщина в г. Кемерово с января по август 2014 г. злоупотребила доверием своих руководителей и похитила 694 тыс. рублей. Она вносила в электронные документы заведомо ложные сведения о причитавшихся ей выплатах, ставила электронные подписи - свою и руководителя - и направляла заявки в федеральное казначейство. После этого на ее личный счет перечислялись деньги, принадлежащие Управлению ФСИН России.
Преступление выявил руководитель обвиняемой. Он заподозрил, что она живет не по средствам: делает дорогие покупки, ездит отдыхать, сделала ремонт в квартире. Обо всем этом она рассказывала на работе. Начальник запросил финансовые документы о перечисленных ей средствах и выявил, что на ее личный счет переведены крупные суммы денег. Была проведена служебная проверка и установлен ущерб.
Женщине предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения в крупном размере)[7].
При возникновении этой следственной ситуации подозреваемый не знает о проведении в отношении его комплекса проверочных мероприятий, в то же время руководитель может предоставить исчерпывающую информацию об истории нахождения сотрудника на должности и возможностях по совершению им коррупционной деятельности, он же обладает широкими возможностями для документирования его деятельности.
Для рассматриваемой следственной ситуации целесообразен следующий алгоритм.
Проверочные действия:
Опрос руководителя, сослуживцев о времени, месте и предполагаемых причинах совершения преступлений, характере отношений между ними. Кроме того, необходимо выяснить, что побудило заявителя обратиться в орган расследования: принципиальные соображения, зависть к коллеге либо иные обстоятельства. При этом нужно помнить, что между заявителем и предполагаемым преступником могли существовать длительные отношения, подразумевающие осведомленность первого о содержании и характере служебной деятельности второго. Возможен и прямой вопрос: не предшествовал ли обращению в правоохранительный орган конфликт между ними (если да, то каковы его причины), имелись ли свидетели.
Изучение личности субъекта предполагаемого преступника. Поскольку коррупционное преступление может быть совершено только при наличии определенных должностными инструкциями функциональных обязанностей, в ходе формирования версий необходимо определить: направлен умысел подозреваемого на совершение таких действий незаконно либо подозреваемый планирует совершить мошеннические действия. В рассматриваемой следственной ситуации при изучении личности предполагаемого преступника не последнюю роль могут сыграть руководитель и его сослуживцы. Возможные варианты их взаимоотношений могут быть использованы в тактических комбинациях, применяемых при опросе.
Направление запросов. Необходимо установить, какие действия коррупционной направленности совершал и совершает подозреваемый; как долго он находится на занимаемой должности; с какими представителями органов государственной власти и бизнеса имеет деловые, родственные, дружеские связи.
Оперативно-розыскные мероприятия:
Установление наблюдения необходимо для определения особенностей образа жизни подозреваемого, документирования совершаемых им преступных действий, установления его неформальных деловых связей.
Проведение негласной проверки по месту жительства и месту работы подозреваемого и заявителя.
Прослушивание телефонных переговоров.
Задержание подозреваемого и производство следственных действий:
Задержание подозреваемого.
Освидетельствование подозреваемого.
Осмотр места происшествия.
Обыск в рабочем кабинете и месту жительства подозреваемого.
Ситуация № 4. Установлен факт коррупционного
преступления, о котором стало известно из материалов расследования других преступлений либо по результатов оперативно-розыскных мероприятий.
Например, начальник отдела исправительной колонии признан виновным в получении взятки, превышении должностных полномочий и мошенничестве. Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 26-летнему начальнику отдела одной из исправительных колоний Калужской области. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия), ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Следствием и судом установлено, что в 2012 г. сотрудник исправительной колонии получил в качестве взятки ноутбук стоимостью 16 тыс. руб. и деньги в сумме около 60 тыс. руб. За это вознаграждение сотрудник разрешал одному из осужденных пользоваться мобильным телефоном, содействовал в передаче запрещенных предметов и предоставлении незаконных свиданий. Помимо этого, сотрудник изъял у одного из осужденных мобильный телефон, однако акт об изъятии не составил, а передал телефон в пользование своей знакомой. Этот же сотрудник получил от родственников осужденного телевизор, холодильник, диван угловой и мотороллер общей стоимостью более 120 тыс. руб., пообещав осужденному посодействовать о снятии его со строгих условий содержания, в то время как это не входит в его служебные полномочия. Часть этих вещей была обнаружена в ходе обыска в квартире тестя сотрудника колонии, который на момент совершения преступлений исполнял обязанности начальника этой колонии.
преступлении стало известно в ходе расследования уголовного дела в отношении жены осужденного, которая привлекалась к уголовной ответственности за хищения. Женщина пояснила, что совершала преступления, чтобы добыть деньги на взятки сотруднику колонии. Оперативное сопровождение по делу осуществлялось УФСБ России по Калужской области[8].
Особенностью настоящей следственной ситуации является наличие данных, характеризующих преступную деятельность, связанную с совершением коррупционных действий подозреваемым, что позволяет в кратчайшие сроки решить вопрос о возбуждении уголовного дела и сократить время, требуемое для проверочных действий, сосредоточить усилия на подготовке тактической операции по задержанию подозреваемого с поличным.
Для рассматриваемой следственной ситуации целесообразен следующий алгоритм:
I. Проверочные действия:
1. Изучение личности субъекта коррупционного преступления.
Направление запросов для подтверждения информации, полученной в ходе расследования другого уголовного дела или оперативным путем.
Оперативно-розыскные мероприятия:
Установление наблюдения необходимо для выявления особенностей образа жизни подозреваемого, документирования совершаемых им преступных действий, установления его неформальных деловых связей.
Проведение негласной проверки по месту жительства и месту работы подозреваемого и заявителя.
Прослушивание телефонных переговоров.
Подготовка и проведение оперативного эксперимента.
Задержание подозреваемого и производство следственных действий:
Подготовка предмета взятки.
Инструктаж заявителя.
Предварительное изучение места совершения преступления.
Подготовка и инструктаж следственно-оперативной группы, распределение обязанностей.
Подготовка и проверка технических средств.
Задержание подозреваемого.
Освидетельствование подозреваемого.
Осмотр места происшествия.
Обыск и выемка в рабочем кабинете и месту жительства подозреваемого.
Указанные выше типичные исходные следственные ситуации по своему характеру являются неблагоприятными. В силу этого главная цель заключается в своевременном информационном обеспечении расследования на первоначальном этапе, что включает в себя получение следующей исходной информации:
- желание подозреваемого заключить для учреждения и органа уголовно-исполнительной системы незаконную или невыгодную сделку, возможность подозреваемого получить от заключения такой сделки материальную или иную выгоду;
выполнение подозреваемым управленческих функции с нарушением нормативных актов;
принятие подозреваемым незаконного управленческого решения;
наступившие или возможные преступные последствия действий подозреваемого.
Наиболее целесообразным для проверочных действий будет являться следующий алгоритм:
принятие заявления, сообщения о совершенном преступлении;
анализ заявления, сообщения на предмет соответствия законным поводам и основаниям для возбуждения уголовного дела (ст. 144 УПК РФ);
проведение проверки заявления, сообщения, направленной на установление достоверности полученной информации;
моделирование дальнейших действий подозреваемого по совершению действий коррупционной направленности;
фиксация криминалистически значимой информации;
формирование на основе полученных сведений типичной следственной ситуации, составление плана расследования.
Особое внимание следователь должен уделять правильному формированию и разработке версий, которые должны выдвигаться относительно:
а) места, времени, способа совершения должностного преступления коррупционной направленности;
объекта преступного посягательства;
субъекта преступления;
г) наличия и формы вины лица, совершившего преступление, мотива и цели его действий.
Проверочные действия могут проводится путем:
наблюдения и изучения сферы деятельности подозреваемого, изучения обстановки совершения преступления;
осмотра помещений, документов и т. п.;
исследования следов преступной деятельности (вещественных доказательств, документов, образцов и др.);
опросов (допросов) заявителей, возможных свидетелей, консультации со специалистами;
направления запросов и сбора характеризующего материала относительно лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
назначения и проведения специальных исследований (документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз и пр.)[9].
Проведение указанных мероприятий позволит собрать сведения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершения сотрудником уголовно-исполнительной системы преступлений коррупционной направленности.
Таким образом, исходные следственные ситуации служат базой для планирования расследования. Важным условием, предопределяющим успех расследования преступлений коррупционной направленности, является умение следователя правильно анализировать и оценивать сложившуюся по уголовному делу следственную ситуацию. Это способствует полноте и правильности версий, выдвигаемых при расследовании уголовного дела.
Следует отметить, что при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях значительную часть рабочего времени членам следственных и следственно-оперативных групп приходится тратить непроизводительно. К числу наиболее значимых причин этого относится умело организованное противодействие расследованию. Поэтому следователь должен быть готов к всевозможным способам давления на него.
Как показывает практика, особенности расследования коррупционных преступлений обусловлены в значительной мере не столько их уголовно-правовой характеристикой, сколько спецификой субъекта преступления. Более того, практические работники отмечают, что следственная ситуация значительно осложняется в случае привлечения к ответственности не только самих коррумпированных должностных лиц, для чего существует масса законодательных преград, но и людей, к ним приближенных, то есть имеющих коррупционный потенциал.
Большинство следователей СК РФ считают, что по делам о коррупционных преступлениях сотрудников уголовно-исполнительной системы практически все значимые процессуальные действия и решения следователя обжалуются. При этом, если жалобы необоснованны или надуманны - значит заинтересованные лица стремятся к затягиванию времени, волоките и последующем уходу от уголовной ответственности.
[1] См.: Образцов В. А., Танасевич В. Г. Понятие и криминалистическое значение следственной ситуации // Советское государство и право. 1979. № 8. С. 113.
[2] См.: Долинин В. Н. Особенности тактической операции «задержание с поличным» при расследовании взяточничества // Российский юридический журнал. 2015. № 3. С. 174-178.
[3] См.: Управление собственной безопасности: Новости. URL: http://www.24. fsin.su/ysb/ rabota_usb.php
[4] См.: Криминалистика / под общ. ред. А. Г. Филиппова. М., 2010. С. 505.
[5] См.: Заключенные бастуют из-за коррупции в колонии. URL: http://pasmi. ru/archive/127546 (дата обращения: 08.10.2015).
[6] См.: Уголовное дело № 1-86/2015 // Архив Октябрьского районного суда г. Омска.
[7] См.: В суд направлено дело по обвинению бухгалтера в мошенничестве. URL: http://procrf.ru/news/292300-v-sud-napravleno-delo.html (дата обращения: 08.10.2015).
[8] См.: Начальник отдела исправительной колонии признан виновным в получении взятки, превышении должностных полномочий и мошенничестве. URL: http://kaluga.sledcom.ru/news/item/797206/?prmt=1 (дата обращения: 08.10.2015).
[9] См.: Крюков В. В. Исходные следственные ситуации при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2010. № 23. С. 5-7.
|