Раскрывая перечень процессуальных действий сотрудников органов предварительного расследования по делам о коррупционных преступлениях сотрудников уголовно-исполнительной системы, стоит отметить, что к ним можно отнести: задержание подозреваемого (ст. 91-96 УПК РФ), наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ), производство документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ). Центральное место среди указанных процессуальных действий является задержание подозреваемого, остановимся подробнее на рассмотрении именно этого процессуального действия.
Задержание подозреваемого.
Так, наиболее эффективной формой выявления коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе, изобличения преступников и объективного и всестороннего установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, является проведение целенаправленной оперативно-тактической комбинации «задержание с поличным».
Под оперативно-тактической комбинацией, проводимой при выявлении, расследовании и предупреждении коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе, следует понимать комплекс следственных действий, оперативно-розыскных, организационных и режимных мероприятий, объединенных единым замыслом и обусловленных конкретной следственной ситуацией.
Процесс задержания может осуществляться в следующих ситуациях: 1) при непосредственном обнаружении противоправного деяния (с отсутствием времени на подготовку); 2) по результатам анализа собранной информации (при наличии времени на подготовку), а также на территории исправительного учреждения и за его пределами.
Традиционно задержание с поличным рассматривается применительно к даче-получению взятки (хотя по ряду иных коррупционных преступлений также возможно производство оперативно-тактической комбинации «задержание с поличным»). Подобные действия наиболее эффективны именно на начальном этапе расследования коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе.
Например, в 2009 г К. получил от жены осужденного, отбывающего наказание в одной из исправительных колоний Рязанской области, первую часть взятки в размере 10 тыс. руб. за согласование перевода ее мужа в колонию-поселение. При передаче днем 21 мая 2010 г в городе Рязани второй части взятки в размере 20 тыс. руб. злоумышленник был незамедлительно задержан[1].
Содержательной стороной задержания с поличным является не только физический захват преступника на месте совершения преступления, но и весь сложный комплекс следственных, оперативно-розыскных, режимных, организационных и иных мероприятий. Непосредственное задержание может осуществляться при обнаружении противоправного деяния, когда нет времени на подготовку. В других случаях оно проводится по результатам анализа собранной информации, а также в ситуациях, когда задержание с поличным субъектов коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе осуществляется на территории исправительного учреждения либо за его пределами.
По нашему мнению, исходя из особенностей деятельности сотрудников правоохранительных органов, участвующих в задержании, целесообразно говорить о следующих этапах задержания с поличным: 1) подготовка к задержанию; 2) непосредственно задержание; 3) производство иных действий, органично вписывающихся в единую структуру оперативно-тактической комбинации (следственных, оперативно-розыскных, организационных); 4) фиксация хода и результатов оперативно-тактической комбинации. Рассмотрим подробно каждый из них.
Подготовка к задержанию субъекта коррупционного преступления с поличным должна включать в себя следующие действия:
Изучение личности субъекта коррупционного преступления и его окружения (место жительства, образ жизни, привычки, навыки, распорядок дня, данные о проживающих совместно с ним лицах или работающих в одном служебном помещении, в зависимости от того, где планируется осуществить задержание).
Выбор места и времени задержания. При планировании оперативно-тактической комбинации по задержанию с поличным коррупционера из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы следует в процессе подготовки принять максимально возможные меры для перенесения места задержания за пределы учреждения уголовно-исполнительной системы. Например, для передачи взятки выбрать место жительства должностного лица, двор, сквер, иное общественное место. Безусловно, для этих целей необходимо широко использовать возможности оперативно-розыскной деятельности, направленной, в частности, на создание условий, делающих невозможными дачу-получение взятки на территории режимного объекта.
Нередко место и время задержания с поличным связывают во времени с определенными обстоятельствами или действиями: возвращение с работы, выход из квартиры, посадка в автомобиль, выполнение определенных служебных функций. Однако эта рекомендация не всегда выполнима при необходимости задержания именно с поличным.
Предварительное ознакомление с местом задержания. Например, в случае, если операция по задержанию на территории исправительного учреждения планируется без участия лиц - сотрудников отделов безопасности исправительных учреждений, выполнение этой рекомендации становится весьма затруднительным по причине невозможности свободного доступа на территорию учреждения.
Определение количества и персонального состава лиц, принимающих участие в задержании. Наряду с участниками группы задержания надо заранее позаботиться о присутствии необходимого количества понятых, так как на территории режимного объекта практически невозможно найти объективных лиц, не заинтересованных в исходе расследования.
Подготовка оружия, специальных, научно-технических средств, средств связи. Операция по задержанию является не только мерой уголовно-процессуального принуждения, но и средством получения важных для расследования доказательств, поэтому участие в задержании с поличным специалиста, оснащенного необходимыми техническими средствами, выступает залогом успешной работы по исследованию материальных следов в дальнейшем.
Подготовка иных объектов, например предмета взятки и др.
Инструктаж участников.
Определение способа проникновения на объект, где предполагается осуществить задержание. Это один из наиболее проблемных элементов подготовки задержания на территории учреждения уголовно-исполнительной системы. Так, например, возможность пройти в расположение учреждения ограничена требованиями ведомственных нормативных правовых актов, необходимостью заранее согласовать с руководством учреждения вопрос о прохождении на закрытую территорию. Безусловно, руководитель учреждения будет поставлен в известность о готовящемся проникновении на территорию группы задержания. Кроме того, о нахождении в пределах учреждения группы посторонних лиц будут сразу же осведомлены контролеры контрольно-пропускных пунктов, младшие инспектора охраны, осужденные и иные лица. Вероятно, пока группа задержания доберется до служебного кабинета должностного лица, подозреваемого в совершении коррупционного преступления, он уже будет информирован о готовящихся в отношении него действиях. Разумеется, ни о какой внезапности в данном случае говорить не приходится. Поэтому при подготовке к задержанию необходимо принять максимально возможные меры к «переносу» места задержания с поличным за пределы учреждения уголовно-исполнительной системы.
К утрате эффекта неожиданности и невозможности использования фактора внезапности могут привести также проведенные инвентаризации, ревизии, документальные и аудиторские проверки. Однако интерес правоохранительных органов к документации, отражающей учет и движение товарно-материальных ценностей, может быть замаскирован проведением плановых проверок со стороны налоговых органов, контрольно-ревизионных инспекций и прочее.
Составление плана задержания.
При планировании задержания с поличным и на других этапах рассматриваемой оперативно-тактической комбинации необходимо максимально использовать фактор внезапности. Так, основной причиной неудач и ошибок расследования является пренебрежение следователя к использованию фактора внезапности и одновременности проведения первоначальных следственных действий.
Фиксация хода и результатов задержания с поличным. В правовой литературе справедливо отмечается, что «протокол задержания с учетом его содержания, включающего результаты личного обыска и другие обстоятельства задержания, имеет значение не только удостоверяющего задержание документа, но и источника доказательств»[2].
Наряду с основным средством фиксации хода и результатов комбинации при производстве следственных и иных действий в исправительных учреждениях следует максимально использовать видеозапись.
2. Тактика производства отдельных следственных действий.
Рассматривая особенности тактики производства следственных действий при расследовании коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно говорить о двух возможных ситуациях, при которых тактика производства следственных и процессуальных действий будет меняться в зависимости от выбранной позиции подозреваемого/обвиняемого коррупционера. Рассмотрим по- добнее каждую из них.
Ситуация, связанная с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве. Учитывая сложность расследования коррупционных преступлений, следователь СК РФ исходя из имеющегося доказательственного материала, на основе которого было принято решение о возбуждении уголовного дела, должен выбирать тактику своей деятельности. В качестве одного из возможных вариантов по полному раскрытию совершенных преступлений коррупционной направленности и объективному расследованию с целью установления всех эпизодов преступной деятельности, выявления всех соучастников, установления их ролей, а также механизма совершения преступлений можно назвать заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.
Так, если лицо было задержано с поличным при совершении преступления или непосредственно после его совершения, либо, если в отношении лица имеется достаточно веский доказательственный материал (по ряду причин еще не получивший статус доказательств), свидетельствующий о виновности подозреваемого, на наш взгляд, следователю следует предложить подозреваемому обсудить совместно со своим защитником возможность заявления ходатайства о применении гл. 40.1 УПК РФ, то есть заключить соглашение о досудебном сотрудничестве, пояснив, что следствие располагает достаточной доказательственной базой для выдвижения обвинительного тезиса и подтверждения его доказательствами, не раскрывая перечня доказательств и самой сути имеющейся доказательственной информации.
При этом следователь должен кратко дать обзор судебной практики по назначению наказания лицам, совершившим преступления организованной группой либо преступления коррупционной направленности, но заключившим соглашение о досудебном сотрудничестве со следствием.
Так, например, по факту причинения смерти осужденному С. в г. Энгельсе (Саратовская область) был задержан ряд сотрудников ФСИН России: исполняющий обязанности начальника отдела безопасности С. и инспектор-дежурный Б. В ходе расследования было установлено, что потерпевший скончался от травматического шока, вызванного переломом копчика. В отношении указанных выше лиц была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Благодаря активной деятельности следователя Б. заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, признал вину в превышении должностных полномочий и помог изобличить сотрудника отдела безопасности Ч., который и причинил смерть осужденному С. Таким образом, благодаря досудебному соглашению о сотрудничестве, заключенного с Б., стало возможным предъявить сотруднику Ч. обвинение по ч. 4 ст. 111 УК РФ, а также по ст. 286 УК РФ[3].
С учетом правоприменительной практики представляется, что инициатива заключить соглашение о досудебном сотрудничестве, на наш взгляд, должна исходить от следователя.
Как показывает анализ судебной практики по делам коррупционной направленности, совершенными сотрудниками уголовно-исполнительной системы, рассмотренных в порядке особого производства в соответствии с гл. 40.1 УПК РФ, на сегодняшний день суды назначают достаточно мягкие приговоры при условии заключения подозреваемым (обвиняемым) соглашения о досудебном сотрудничестве.
После получения ответа на предложение о заключении соглашения о досудебном сотрудничестве следователь определяется с дальнейшей тактикой расследования уголовного дела. В случае согласия подозреваемого (обвиняемого) на заключение соглашения о досудебном сотрудничестве, на наш взгляд, следует допросить лицо по данному поводу с обязательным участием защитника, и в протоколе допроса отразить все действия, которые подозреваемый (обвиняемый) обязуется совершить при заключении соглашения о досудебном сотрудничестве. Этим допросом фактически закрепляется желание подозреваемого (обвиняемого) заключить соглашение о досудебном сотрудничестве.
После допроса, получив от подозреваемого (обвиняемого) соответствующее ходатайство, следователь должен незамедлительно (а не в течение трех суток, как это установлено ч. 3 ст. 317.1 УПК РФ) представить прокурору заявленное ходатайство о заключении соглашения о досудебном сотрудничестве вместе с мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым (обвиняемым) соглашения о досудебном сотрудничестве.
При этом лицу, ходатайствующему о заключении соглашения о досудебном сотрудничестве, должны быть в обязательном порядке разъяснены последствия, предусмотренные ст. 317.8 УПК РФ, в случае сообщения ложных сведений или укрытия от следствия существенных сведений. Это может быть сделано отдельным протоколом на отдельном бланке, первый экземпляр которого остается в материалах уголовного дела, а второй вручается лицу, заявившему ходатайство о заключении соглашения о сотрудничестве.
После заключения соглашения, на наш взгляд, следователю следует безотлагательно провести подробный допрос лица, с которым заключено соглашение, по установлению количества совершенных группой преступлений, количественного состава участников преступной группы, распределения в ней ролей, роли каждого участника в совершенных преступлениях, механизма преступной деятельности и других вопросов по закреплению полученной информации и преобразованию ее в доказательства.
После проведения допроса подозреваемого необходимо как можно быстрее осуществить такие следственные действия, как обыск, выемку и проверку показаний на месте.
Особых проблем с производством вышеуказанных следственных действий не возникает, поскольку данная ситуация является бесконфликтной: должностное лицо, совершившее коррупционное преступление, заинтересовано в раскрытии фактов своей преступной деятельности, само представляет данные о месте нахождении вещественных доказательств, рассказывает об обстоятельствах преступных деяний и т. д.
Произведя вышеперечисленные следственные действия, следователю необходимо определиться с производством такого следственного действия, как очная ставка между лицом, заключившим соглашение о досудебном сотрудничестве, и другими участниками преступной группы, не признающими своей виновности в совершенных преступлениях. При этом, на наш взгляд, следует принять во внимание следующее: вопрос производства очной ставки с тем или иным участником преступной группы требуется согласовать с лицом, заключившим соглашение о досудебном сотрудничестве. При этом следователь в обязательном порядке должен учитывать его мнение о целесообразности производства очной ставки с тем или иным участником следственного действия.
Ситуация, связанная с отказом от сотрудничества и противодействием расследованию. В случае отказа от заключения соглашения о сотрудничестве или отсутствии необходимости его заключения необходимо планировать следственные действия по изобличению лица в совершенных преступлениях. С этой целью сотрудник, осуществляющий расследование, должен произвести ряд следственных действий, рассмотрим некоторые из них.
Осмотр места происшествия проводится в составе оперативно-тактических комбинаций наряду с оперативно-розыскными мероприятиями (оперативный эксперимент, наблюдение и т. д.), задержанием подозреваемых и другими. Однако в ряде случаев осмотр места происшествия может осуществляться как самостоятельное следственное действие, которое заключается в исследовании путем непосредственного восприятия материальных объектов для обнаружения обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Цель осмотра при расследовании всех видов коррупционных преступлений заключается в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, выяснении обстановки совершения преступления, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. При расследовании коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы, доказать причастность лиц к совершенному преступлению невозможно без выявления указывающих на них следов (пальцев рук, следов ног, микрочастиц), которые могут быть обнаружены на упаковке, предметах, предназначенных для использования наркотического средства, сброшенных в месте задержания. К местам осмотра, содержащим признаки преступления, следует отнести не только места передачи материальных ценностей, но и служебные кабинеты, связанные с деятельностью коррумпированного должностного лица, а также иные места, где возможно нахождение следов преступной деятельности.
Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки, находят отражение в различных документах, поскольку данные преступления являются «самодокументирующимися». В связи с этим особая роль отводится осмотру документов, в ходе которого следователь выясняет время, место их оформления, характер отраженных в них операций, действий по перемещению ценностей, расходованию денежных средств; узнает, когда издан тот или иной приказ, наложена резолюция, влекущие правовые последствия, когда зарегистрирован документ, соответствуют ли данные регистрации записям в первичных документах. Осмотру подлежат правовые документы, служебные, финансовые, записные книжки с адресами, номерами телефонов, датами встреч субъектов коррупционных преступлений и связанных с ними лиц, рабочие тетради, где могут быть данные о произведенных выплатах подозреваемому лицу, календари с пометками и т. п.
Например, в 2010 г. С., занимая должность начальника федерального бюджетного учреждения «Отдел по конвоированию» УФСИН России по Рязанской области, путем обмана похитил денежные средства, выделенные из федерального бюджета, в том числе на выплату материальной помощи и денежной премии сотрудникам УФСИН России, на сумму более 400 тыс. руб. При расследовании данного уголовного дела существенную роль в доказывании сыграли именно своевременно изъятые бухгалтерские и иные документы[4].
При осмотре следователь оценивает документ с точки зрения соответствия содержащейся в нем информации другим материалам дела, действующему законодательству, правилам и ведомственным инструкциям. Осмотр документов позволяет выяснить широкий круг данных, касающихся предмета доказывания, в том числе круг причастных к преступлению лиц, порядок осуществления тех или иных действий, характер выполненных должностным лицом действий, размер предмета взятки или выплат коррупционеру.
При производстве осмотра документов особое внимание обращается на даты, резолюции, входящие и исходящие номера, подписи. Кроме того, необходимо тщательно изучить содержание данных документов. В связи с этим полагаем, что для участия в осмотре целесообразно привлечь специалистов, в частности в области бухгалтерского учета, специали- стов-криминалистов и др.
По делам рассматриваемой категории следует также учитывать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, узнав о возбуждении уголовного дела, может уничтожить или фальсифицировать компрометирующие его документы, поэтому такое следственное действие, как осмотр документов, должен быть произведен без промедления.
Кроме того, в результате осмотра документов могут быть получены одни из самых весомых доказательств при расследовании коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами уголовно-исполнительной системы. Это объясняется высокой степенью информативности документов как источников доказательств по таким категориям уголовных дел.
Таким образом, в целях повышения эффективности расследования коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе прежде всего необходимо обеспечивать своевременное, планомерное, профессиональное и качественное производство отдельных видов следственного осмотра (осмотр места происшествия, осмотр документов), а также анализ и систематизацию его результатов.
В процессе производства д о п р о с а с в и д е т е л я могут возникнуть следственные ситуации, которые изменяются и дополняются в зависимости от обстоятельств совершенного преступления. Тактика допроса должна строиться с учетом индивидуальных особенностей свидетеля и его отношений с подозреваемым (обвиняемым), поскольку данные участники уголовного судопроизводства, как правило, становятся объектом воздействия со стороны лиц, его защитника, знакомых, родственников.
В качестве свидетелей по уголовным делам о коррупционных преступлениях сотрудников уголовно-исполнительной системы обычно допрашиваются: а) лица, работающие в том же учреждении, что и должностное лицо, подозреваемое (обвиняемое) в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и т. д. (начальник, заместитель, иное лицо, например, главный бухгалтер, рядовые работники, и т. д.); б) лица, состоящие на службе вне данного учреждения - сотрудники организаций-партнеров, вышестоящего ведомства, контрольно-ревизионного органа; в) родственники, друзья, иные знакомые соответствующего должностного лица.
Допрос подозреваемого (обвиняемого) строится с учетом его личностных качеств. Как отмечалось, многие из них имеют высшее образование, интеллектуально развитые люди, совершают преступление с прямым умыслом и исключительно по расчету. Поэтому получение правдивых показаний - задача достаточно трудная, а идеальные отношения, установившиеся между следователем и подозреваемым (обвиняемым), еще не гарантируют получения ожидаемых следователем результатов[5]. Особое место в допросе подозреваемого по исследуемым преступлениям занимает оценка следователем психологического состояния допрашиваемого. Для них характерна уверенность в собственной невиновности, пренебрежительное отношение к следователю, знание своих прав, в то же время может присутствовать страх, тревога относительно неопределенности своего положения, неизвестности в доказательствах, имеющихся в распоряжении следователя, и др. Такое психологическое состояние является основой для разработки и применения следователем тактико-психологических приемов. Кроме того, эффективность допроса в значительной мере будет зависеть от знания следователем деятельности учреждения уголовно-исполнительной системы, где осуществляет деятельность должностное лицо.
При расследовании взятки как коррупционного преступления, совершенного сотрудником уголовно-исполнительной системы, целесообразно задать подозреваемому следующие вопросы:
На какой должности и в качестве кого проходил службу на момент совершения преступления?
В каких органах государственной, муниципальной службы и службы в правоохранительных органах проходил службу ранее?
Что входило в должностные обязанности?
В каких отношениях подозреваемый (обвиняемый) состоял с лицом, давшим взятку?
Предоставлялись ли какие-либо привилегии взяткодателю ранее?
Какие обстоятельства предшествовали совершению преступления?
Находился ли взяткодатель в служебной либо иной зависимости от взяткополучателя?
Чем обусловлена зависимость взяткополучателя и взяткодателя?
Каким способом совершен уговор о взятке?
Участвовали ли посредники в совершении преступления?
Где, кем и при каких обстоятельствах состоялась передача взятки?
В какой форме была передана взятка?
Если взятка была передана в деньгах, на какие нужды были направлены указанные средства?
Какие действия совершены или должны были быть совершены в обмен на полученные денежные средства или иные полученные блага?
При расследовании такого коррупционного преступления, как превышение должностных полномочий, необходимо задать следующие вопросы:
Сколько времени работает в занимаемой должности подозреваемый (обвиняемый)?
Какое подозреваемый (обвиняемый) имеет образование?
Какими нормативными актами руководствуется в своей работе подозреваемый (обвиняемый)?
Считает ли свои опыт и образование достаточными для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей?
Охватываются ли совершенные действия кругом полномочий подозреваемого (обвиняемого)?
Считает ли подозреваемый (обвиняемый) правомерными свои письменные, устные указания и распоряжения, составляющие предмет преступления, правомерными, если да, то каким нормативным актом они регламентированы?
В случае бездействия какие надлежащие обязанности не были выполнены и почему?
Совершены ли действия в интересах подозреваемого (обвиняемого) или иного лица?
При расследовании преступления, связанного с злоупотреблением должностных полномочий, обоснованным представляется задать следующие вопросы:
Что входит в круг должностных полномочий лица?
Охватывались ли совершенные действия кругом полномочий подозреваемого (обвиняемого)?
Сколько времени работает в занимаемой должности, какое имеет образование, какими нормативными актами руководствуется в своей работе?
Имелась ли личная заинтересованность лица в совершаемых действиях?
В чем заключалась заинтересованность в совершении действий?
Получал ли подозреваемый (обвиняемый) какие-либо блага за совершение действия (бездействия), составляющего предмет преступления?
Какие последствия повлекло за собой совершение указанного действия бездействия?
Совершены ли действия в интересах подозреваемого (обвиняемого) или иного лица?
Следует помнить, что при проведении допроса недопустимо нарушение законности, этических норм и принципов уголовно-процессуального законодательства.
Обыск. Обыск при расследовании коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе имеет решающее значение в процессе доказывания и как элемент тактической комбинации «задержание с поличным», и как самостоятельное следственное действие.
В качестве самостоятельного следственного действия обыск чаще всего проводится в ситуации, связанной с непла- нируемым задержанием, а также в ситуации, когда о совершенном коррупционном преступлении стало известно спустя определенное время (например, когда уголовное дело по факту присвоения или растраты вверенного имущества возбуждается по материалам ревизий, проверок и др.). Как правило, в этих случаях в отношении субъекта коррупционного преступления избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, и он осведомлен о наличии возбужденного в отношении него уголовного дела.
В криминалистической литературе высказываются тактические рекомендации о планировании проведения обыска таким образом, чтобы наиболее сблизить во времени вызов на допрос должностного лица и производство обыска в его жилище, служебном кабинете и др. «Чтобы избежать уничтожения доказательств после его возвращения на службу или место проживания, обыск целесообразно проводить сразу же по окончании допроса»[6].
Тактика обыска по делам о взяточничестве, хищениях вверенного имущества и других коррупционных преступлениях достаточно подробно освещена в криминалистической литературе[7]. Однако при расследовании коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе в тактике этого традиционного следственного действия присутствует определенная специфика, обусловленная как характеристикой места совершения преступления, так и определенными условиями, влияющими на обстановку совершения преступления.
Функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы как режимных объектов подчинено строго установленным нормам, правилам, требованиям, что неизбежно влечет проблемы, связанные с соблюдением такого, безусловно, важного принципа эффективного обыска, как внезапность его проведения. Соблюсти внезапность обыска на территории учреждения практически невозможно, поскольку нельзя незаметно для обыскиваемых проникнуть на подлежащий обследованию объект, находящийся на территории режимного учреждения. Как уже отмечалось, для прохода на его территорию требуется предварительное согласование, что может дать преступнику возможность уничтожить предметы, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела.
В данной ситуации следует заблаговременно либо заручиться поддержкой начальника учреждения, либо скрыть цель проникновения группы лиц на территорию учреждения под легендированным предлогом, что, на наш взгляд, лишено возможности практического применения. Действительно, трудно представить себе поисковую группу, «разгуливающую» по территории учреждения.
Не всегда удается использовать силу фактора внезапности при производстве обыска по делам о коррупционных преступлениях, совершенных в учреждениях ФСИН России, и по другой причине. Большая часть уголовных дел рассматриваемой категории возбуждается по материалам ревизий, документальных и иных проверок. Следовательно, преступникам заранее известно об интересе, возникшем к ним у сотрудников правоохранительных органов, о проведении в отношении них следственных действий, в том числе обысков.
Решением выявленной проблемы может быть проведение повторных обысков при наличии веских оснований для этого, а также необходимость тщательной подготовки к обыску, позволяющей принять оптимальное решение о месте нахождения тайников и методах их поиска. На основании данных, полученных в ходе подготовки к обыску, следует максимально взвешенно подойти к процедуре моделирования ситуации, связанной с организацией тайников и укрыванием там искомых объектов.
Кроме того, поисковые действия в ходе обыска, проводимого в присутствии лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении коррупционного преступления, надо также подвергнуть личному обыску в целях обнаружения следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для последующего доказывания.
В число объектов поиска по делам рассматриваемой категории входят:
учетные документы;
товарно-материальные ценности, похищенные материально ответственным лицом;
фрагменты тары, упаковки похищенных товарно-материальных ценностей или предмета взятки;
черновые записи, свидетельствующие о ведении «двойной бухгалтерии», расчетах с соучастниками и др.;
документы, которые могут служить впоследствии образцами для сравнительного исследования при назначении и проведении почерковедческой экспертизы;
сам предмет взятки;
орудия причинения вреда здоровью в случае превышения сотрудником учреждения должностных полномочий;
микроколичество наркотических средств, незаконно пронесенное сотрудником на территорию учреждения;
средства мобильной связи, предполагаемые для незаконной передачи осужденным;
иные предметы и документы.
Немаловажное значение при производстве осмотра, обыска и выемки на территории учреждений уголовно-исполнительной системы имеет правильно подобранные понятые. По вполне очевидным причинам не рекомендуется привлекать для этих целей осужденных, сотрудников подразделений, в отношении которых будет производиться следственное действие. Приглашение в качестве понятых вольнонаемных работников учреждения также нецелесообразно по причине их заинтересованности в исходе расследования уголовного дела в отношении их коллеги. Кроме того, при производстве следственных действий на территории учреждения уголовно-исполнительной системы следует свести к минимуму утечку информации о сути происходящего, что неизбежно произойдет в случае участия в следственном действии понятых из числа вольнонаемных сотрудников учреждения.
К проблемным вопросам производства обыска служебных помещений на территории учреждений уголовно-исполнительной системы при расследовании коррупционных преступлений относится необходимость присутствия при производстве обыска представителя администрации учреждения. В этом случае существует опасность того, что привлеченный к участию в следственном действии представитель руководства учреждения является либо соучастником коррупционного преступления, либо просто в силу заинтересованности в защите так называемых корпоративных интересов будет тем или иным способом препятствовать эффективному проведению следственного действия.
Следует также помнить, что при определении границ территории, подлежащей обследованию в ходе обыска, необходимо учитывать все максимально возможные места, к которым у субъектов коррупционного преступления был доступ (в том числе определенные места на территории производственных зон, жилые помещения осужденных, пищеблок и др.).
Типичными объектами обыска при расследовании коррупционных преступлений уголовно-исполнительной системы выступают как предметы, так и документы. Однако наибольшую сложность на практике вызывает изъятие компьютерной информации. Должностные лица в осуществлении своей деятельности используют персональные компьютеры, в памяти которых содержится интересующая информация, персональная переписка и др. К основным особенностям при производстве обыска компьютерной техники относятся: во-первых, обязанность следователя предпринять все меры, направленные на предотвращение возможного повреждения и уничтожения информации; во-вторых, обеспечение контроля за бесперебойным электроснабжением ЭВМ в момент обыска во избежание утраты информации на электронных носителях; в-третьих, ограничение доступа посторонних лиц на территорию, где производится обыск; в-четвертых, установление наблюдения за должностным лицом в целях устранения возможности его прикасаться к средствам вычислительной техники и источникам электропитания. Для получения наилучших результатов необходимо использовать помощь специалистов в области компьютерной техники, криминалистов и др.
В ы е м к у д о к у м е н т о в на территории учреждения уголовно-исполнительной системы надо организовывать таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму возможность их уничтожения, фальсификации и др. Выполнению этой рекомендации может способствовать выемка документов под легендой, например, под предлогом проверки соблюдения трудового, налогового законодательства, соблюдения прав человека по жалобе осужденного и т. д.
С нашей точки зрения, при производстве всех следственных действий, проводимых на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, необходимо обязательное применение видеозаписи.
Определяющее значение при производстве выемки в условиях учреждения уголовно-исполнительной системы имеет то, что выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ), а практически вся служебная документация, оформляемая в исправительном учреждении, имеет тот или иной гриф секретности.
При производстве расследования коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе особое внимание следует заострить на контроле и записи телефонных и иных переговоров, поскольку результаты данного следственного действия делают следователя более информированным в плане возможного поведения обвиняемого, позволяют лучше сориентироваться в следственной ситуации и влиять на ее исход. В большинстве случаев полученные сведения использовались при проведении допросов обвиняемых, потерпевших, при проверке следственных версий и планировании дальнейшего расследования, а также для получения различных доказательств преступной деятельности и преступных связей. Кроме того, следует обратить внимание на такое следственное действие, как п о л у ч е н и е и н ф о р м а ц и и о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, предусмотренное п. 24.1 ст. 5 УПК РФ. При расследовании злоупотребления должностными полномочиями получение подобной информации производится в тех случаях, когда подозреваемый отрицает факт общения с конкретным гражданином, но есть информация о том, что между ними осуществлялись телефонные или иные переговоры, в том числе и через средства сотовых систем подвижной связи. Полученные сведения о соединениях между абонентами могут использоваться для установления факта корыстной или иной личной заинтересованности подозреваемого, в качестве получения доказательств его преступной деятельности, в целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступления, а также установления преступных связей, выявления возможных соучастников преступлений.
[1] См.: В Рязани бывший сотрудник службы исполнения наказания предстанет перед судом. URL: http://www.rifinfo.ru/news/16L20. (дата обращения: 08.10.2015).
[2] Гуляев А. П. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. В. Мозякова. М., 2002. С. 223.
[3] См.: В колонии Саратовской области сотрудники ФСИН России запы- тали насмерть заключенного. URL: http://www.newsru.com/crime/13aug2012/ fsintortmurdsarat.html (дата обращения: 08.10.2015).
[4] См.: Начальник конвойного отдела УФСИН осужден за 13 хищений премий своих коллег. URL: http://pravo.ru/news/view/64773/ (дата обращения: 08.10.2015).
[5] См.: приложение 2.
[6] Коваль А. В. К вопросу об особенностях тактики допроса и выемки при расследовании хищений военного имущества, совершенных в районах вооруженных конфликтов // Значение творческого наследия профессора А. И. Вин- берга в развитии отечественной криминалистики (к 100-летию со дня рождения) : сб. материалов 49-х криминалист. чтений. М., 2008. С. 233.
[7] См., напр.: Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. Н. Новгород, 1995. С. 155-157, 188-192, 219-220; Криминалистика / отв. ред. И. Ф. Крылов. Л., 1976. С. 545; Криминалистика : учеб. для вузов / под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. С. 412-413; Криминалистика : учеб. для вузов / под ред. Р. С. Белкина. М., 2006. С. 751-752, 865 и др.
|