Под взаимодействием сотрудников следствия (СК РФ), осуществляющих расследование коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы, оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы следует понимать основанную на законе совместную деятельность, согласованную по целям, планируемую по месту, времени и силам, с четким разграничением полномочий и обязанностей, направленную на предупреждение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений, с учетом возможностей и компетенции субъектов взаимодействия.
Стоит отметить, что законодательно понятие «взаимодействия» не раскрыто в нормативных актах, регламентирующих процесс расследования (УПК РФ). Так, например, термин «взаимодействие» упоминается только в разд. 18 УПК РФ, посвященном вопросам международного сотрудничества, а в ст. 5 УПК РФ, где рассмотрены основные понятия УПК РФ, данный термин не упоминается.
Взаимоотношения следователя и оперативных подразделений основываются на нормах различного уровня нормативных правовых актов.
Так, УПК РФ содержит положения, достаточно четко отражающие суть взаимных действий субъектов раскрытия и расследования преступлений (ст. 38, 40, 144, 146, 157, 163, 164, 210).
Отдельные нормы, содержащиеся в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», также предусматривают необходимость осуществления согласованных действий следственных и оперативных подразделений.
Кроме того, вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с иными правоохранительными органами при раскрытии и расследовании преступлений регламентированы уголовно-исполнительным законодательством. В частности, ст. 84 УИК РФ прямо указывает на необходимость выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений как оперативными аппаратами, так и другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Статья 14 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предоставляет право учреждениям, исполняющим наказания, осуществлять оперативно-розыскную деятельность и производить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях уголовно-процессуальные действия, что по своей сущности предполагает взаимодействие следственных и оперативных подразделений.
На подзаконном уровне вопросы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями также регламентированы рядом ведомственных и межведомственных инструкций, часть из которых имеет соответствующие гриф («для служебного пользования», «секретно» и т. д.), что не позволяет рассмотреть основные их положения в рамках настоящего практического руководства.
Таким образом, стоит подчеркнуть, что правовые основания взаимодействия изложены в законах Российской Федерации, а также подзаконных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Однако данные нормативные правовые акты носят внутриведомственный характер, иногда не согласованы между собой, поэтому, на наш взгляд, существует необходимость в разработке единой для всех правоохранительных органов инструкции по взаимодействию при раскрытии и расследовании преступлений. Так, например, выделяют такие частные проблемы взаимодействия следователей СК РФ с оперативными сотрудниками ФСИН России: недостаточное кадровое и информационное обеспечение, формальный подход к проблемам расследования (несвоевременное или формальное исполнение отдельных поручений и т. д.), отсутствие в полной мере необходимых методических материалов и технических средств.
Рассматривая содержание взаимодействия субъектов раскрытия и расследования коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе, безусловно, следует определить и принципы данной деятельности. Ученые- криминалисты выделяют различные принципы взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений. Наиболее удачной представляется позиция авторов, полагающих, что взаимодействие следователя с иными участниками раскрытия и расследования преступлений должно осуществляться на основе следующих принципов:
строгое соблюдение законности;
четкое разграничение в ходе совместной деятельности прав и обязанностей (компетенции) следователя и иных участников раскрытия и расследования преступлений;
организующая и руководящая роль следователя в процессе рассматриваемого взаимодействия, его ответственность за результаты совместной деятельности с иными участниками раскрытия и расследования преступлений;
самостоятельность участников взаимодействия в выборе средств и методов действий, проводимых в рамках своей компетенции;
плановость взаимодействия1.
С учетом изучения практики взаимодействия СК РФ и оперативных сотрудников ФСИН России при расследовании коррупционных преступлений, совершенных в уголовно-исполнительной системе, можно выделить следующие задачи взаимодействия:
защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
обеспечение согласованного выполнения следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий на всех стадиях уголовного судопроизводства;
оптимальное сочетание сил, средств и методов при раскрытии и расследовании преступлений в целях изобличения виновных и привлечения к уголовной ответственности в кратчайшие сроки;
обеспечение возможности возмещения материального ущерба, причиненного преступными действиями.
В криминалистической литературе выделяют процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия[1] [2]. К процессуальным следует отнести формы, которые непосредственно предусмотрены уголовно-процессуальным законом, все остальные являются непроцессуальными.
Взаимодействие следователя СК РФ с оперативно-розыскными подразделениями ФСИН России может носить разовый характер. Как правило, такое взаимодействие организовывается и осуществляется в связи с исполнением поручений следователя по отдельным обстоятельствам расследуемого преступления. Взаимодействие следователя и оперативного работника - это, прежде всего, их совместная деятельность, поэтому она не может сводиться, например, только к даче следователем оперативному работнику поручения выполнить отдельное следственное действие и исполнению этого действия. Поручения подобного рода, тем более единичные, являются, по сути, эпизодической помощью. Взаимодействие может быть этапным, осуществляться на отдельных этапах расследования, и постоянным, то есть на протяжении всего процесса расследования (например, при расследовании преступления, осуществляемого следственно-оперативной группой).
Рассматривая особенности расследования коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы, можно утверждать, что взаимодействие следователя с оперативными подразделениями ФСИН России может осуществляться в следующих процессуальных формах:
привлечение сотрудников оперативно-розыскных подразделений к участию в отдельных следственных действиях;
выполнение оперативными сотрудниками письменных поручений о производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и процессе решения иных задач расследования;
выполнение поручений о розыске и задержании лица;
предоставление необходимой информации по запросам следователя;
создание и организация деятельности следственно-оперативных групп.
К непроцессуальным формам взаимодействия относятся:
совместное планирование следователем и сотрудниками органа дознания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
взаимный обмен информацией между следователем и сотрудниками оперативно-розыскных подразделений;
обеспечение постоянного оперативного сопровождения хода расследования.
Рассмотрим подробнее наиболее актуальные элементы из вышеуказанных форм взаимодействия между следователем СК РФ и оперативным сотрудником ФСИН России. Процессуальные формы взаимодействия:
1. Привлечение сотрудников оперативно-розыскных подразделений ФСИН России к участию в производстве отдельных следственных действий.
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (п. 7 ст. 164 УПК РФ), о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Также необходимо отметить, что должностные лица ФСИН России, наделенные процессуальными полномочиями (ч. 1 ст. 40 УПК РФ), обязаны оказывать содействие следователю при производстве следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Содействие в проведении следственных действий следователем СК РФ и оперативным сотрудником ФСИН России - одна из наиболее оптимальных и часто используемых процессуальных форм взаимодействия при расследовании коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено тем, что оперативный сотрудник в начале расследования, как правило, обладают большим объемом информации о сотруднике, совершившим коррупционное преступление, его окружении, свидетелях из числа осужденных, оперативной обстановке в учреждении уголовно-исполнительной системы в целом и т. д. Следователь, приступая к следственным действиям, имеет минимальное количество информации, не всегда в полной мере обладает знаниями о специфике расследования в конкретном исправительном учреждении и в связи с этим прибегает к помощи оперативного сотрудника. Например, при производстве следственных действий оперативный сотрудник уголовно-исполнительной системы может дать пояснения следователю о личности допрашиваемого сотрудника и т. д.
2. Выполнение оперативными сотрудниками письменных поручений о производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При расследовании коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе следователями СК РФ даются отдельные поручения оперативным сотрудникам ФСИН России о производстве розыскных и следственных действий. Так, следователь вправе требовать выполнения поручений от оперативных сотрудников, для которых они являются обязательными для исполнения в течение 10 дней (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). Наиболее типичными следственными действиями, которые поручаются в рамках отдельных поручений оперативным сотрудникам ФСИН России, являются допросы отдельных должностных лиц уголовно-исполнительной системы, осужденных. В случае необходимости получения значимой информации для расследования дела следователь СК РФ вправе дать оперативному сотруднику ФСИН России отдельное поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий. При этом стоит учитывать, что следователь не является субъектом, обладающим правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и не может давать указания о производстве конкретного оперативно-розыскного мероприятия. Следователь в поручении лишь формулирует задачу перед оперативным сотрудником, а формы и методы решения этой задачи определяют уже сами сотрудники, наделенные правом осуществлять эту деятельность.
Наиболее типичными задачами, ставящимися перед оперативными сотрудниками уголовно-исполнительной системы в отдельных поручениях о производстве оперативно-розыскных действий, являются: установление мотивов совершения коррупционного преступления, выявление свидетелей, установление предметов и документов, относящихся к совершенному преступлению, выявление соучастников преступлений.
Вопрос о реализации в процессе доказывания результатов оперативно-розыскных мероприятий в УПК РФ и законе об оперативно-розыскной деятельности, детально не регламентирован. Данный аспект регулирует межведомственная Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или суду[3].
Переходя к рассмотрению непроцессуальных (организационных) форм взаимодействия следователя СК РФ с оперативными сотрудниками ФСИН России, необходимо отметить их ключевое значение при расследовании коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, организационно-тактическая необходимость подобного взаимодействия определяется тем, что участники уголовного процесса из числа свидетелей (сотрудники уголовно-исполнительной системы, осужденные) продолжают находиться в учреждении после совершения преступления, а следователи не могут общаться с данными лицами, минуя администрацию исправительного учреждения.
К непроцессуальным (организационным) формам взаимодействия сотрудников СК РФ и оперативных сотрудников ФСИН России при расследовании коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы относят следующие:
1. Совместное планирование следователем и сотрудниками органа дознания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Успешное расследование коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы при наименьших затратах сил, средств и времени невозможно без совместного планирования расследования данной группы преступлений. Совместное планирование чаще всего применяется при совершении групповых преступлений, в ходе раскрытия которых необходимо активно сочетать следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия[4]. Первичная информация об обстоятельствах совершения коррупционного преступления, а также информация, полученная в ходе совместного осмотра места происшествия, позволяет более объективно выдвинуть первоначальные розыскные и следственные версии. Работа следователей СК РФ по выдвижению и проверке версий дает возможность определить наиболее верные пути поиска доказательств, установления процессуальных источников их получения, выбора и применения надлежащих тактических приемов проведения отдельных первоначальных следственных действий.
2. Взаимный обмен информацией между следователем СК
РФ и сотрудниками оперативно-розыскных подразделений
ФСИН России.
Многие следователи СК РФ слабо знают специфику расследования преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы и отсутствие помощи со стороны оперативных сотрудников ФСИН России ведет к утрате доказательств.
Должностные лица СК РФ, осуществляющие расследование коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы, нередко испытывают затруднения вследствие противодействия как сотрудников уголовно-исполнительной системы, так и осужденных раскрытию совершенных преступлений. В подобных случаях только согласованные действия лиц, ведущих расследование, и оперативных сотрудников ФСИН России могут нейтрализовать противодействие заинтересованных групп сотрудников уголовно-исполнительной системы и осужденных.
Лицу, производящему расследование рассматриваемых преступлений, в процессе проведения следственных действий могут стать известными факты неприязненных (враждебных) отношений между отдельными сотрудниками/осужденными или группами сотрудников/осужденными, замышляемых ими актах мести, противодействии и т. д. В данном случае следователь СК РФ должен ставить в известность оперативных сотрудников ФСИН России, чтобы те в свою очередь смогли своевременно принять меры, направленные на предупреждение и пресечение подобных действий.
[1] См.: Справочник следователя / В. Н. Григорьев [и др.]. М., 2008. С. 447448.
[2] См.: Бекетов М. Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. 2000. № 4. С. 19-26; Криминалистика : учеб. / под ред. Т А. Седовой, А. А. Эксархапуло. СПб., 2001. С. 443; Кругликов А. Начало предварительного следствия органом дознания как форма его взаимодействия со следователем // Уголовное право. 2005. № 3. С. 86-89; Кузнецов Ю. В., Рукавишников В. П., Громов Н. А. Правовые основы взаимодействия следствия и органов дознания при расследовании преступлений // Следователь. 2000. № 6. С. 31-34; Яблоков Н. П. Криминалистика : учеб. М., 2008. С. 75.
[3] См.: Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013) // Российская газета. 2012. 13 окт.
[4] См., напр.: Страхов А. В. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в учреждениях ФСИН России.
|