Вторник, 26.11.2024, 19:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Взаимодействие следователей с оперативными сотрудниками уголовно-¬исполнительной системы при расследовании коррупционных преступлений

Под взаимодействием сотрудников следствия (СК РФ), осу­ществляющих расследование коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы, оператив­ных сотрудников уголовно-исполнительной системы следует понимать основанную на законе совместную деятельность, согласованную по целям, планируемую по месту, времени и силам, с четким разграничением полномочий и обязанностей, направленную на предупреждение, раскрытие и расследова­ние коррупционных преступлений, с учетом возможностей и компетенции субъектов взаимодействия.

Стоит отметить, что законодательно понятие «взаимодей­ствия» не раскрыто в нормативных актах, регламентирующих процесс расследования (УПК РФ). Так, например, термин «взаимодействие» упоминается только в разд. 18 УПК РФ, посвященном вопросам международного сотрудничества, а в ст. 5 УПК РФ, где рассмотрены основные понятия УПК РФ, данный термин не упоминается.

Взаимоотношения следователя и оперативных подразделе­ний основываются на нормах различного уровня нормативных правовых актов.

Так, УПК РФ содержит положения, достаточно четко отра­жающие суть взаимных действий субъектов раскрытия и рассле­дования преступлений (ст. 38, 40, 144, 146, 157, 163, 164, 210).

Отдельные нормы, содержащиеся в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», также предусма­тривают необходимость осуществления согласованных дей­ствий следственных и оперативных подразделений.

Кроме того, вопросы взаимодействия оперативных подраз­делений органов и учреждений уголовно-исполнительной си­стемы с иными правоохранительными органами при раскры­тии и расследовании преступлений регламентированы уголов­но-исполнительным законодательством. В частности, ст. 84 УИК РФ прямо указывает на необходимость выявления, пред­упреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в испра­вительных учреждениях преступлений как оперативными ап­паратами, так и другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Статья 14 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголов­ные наказания в виде лишения свободы» предоставляет право учреждениям, исполняющим наказания, осуществлять опе­ративно-розыскную деятельность и производить в предусмо­тренных законодательством Российской Федерации случаях уголовно-процессуальные действия, что по своей сущности предполагает взаимодействие следственных и оперативных подразделений.

На подзаконном уровне вопросы взаимодействия следова­теля с оперативными подразделениями также регламентирова­ны рядом ведомственных и межведомственных инструкций, часть из которых имеет соответствующие гриф («для служеб­ного пользования», «секретно» и т. д.), что не позволяет рас­смотреть основные их положения в рамках настоящего прак­тического руководства.

Таким образом, стоит подчеркнуть, что правовые основа­ния взаимодействия изложены в законах Российской Федера­ции, а также подзаконных нормативных правовых актах Пре­зидента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Однако данные нормативные правовые акты носят внутриведомственный характер, иногда не согласованы между собой, поэтому, на наш взгляд, существует необходимость в разработке единой для всех правоохранительных органов ин­струкции по взаимодействию при раскрытии и расследовании преступлений. Так, например, выделяют такие частные про­блемы взаимодействия следователей СК РФ с оперативными сотрудниками ФСИН России: недостаточное кадровое и ин­формационное обеспечение, формальный подход к проблемам расследования (несвоевременное или формальное исполнение отдельных поручений и т. д.), отсутствие в полной мере необ­ходимых методических материалов и технических средств.

Рассматривая содержание взаимодействия субъектов раскрытия и расследования коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе, безусловно, следу­ет определить и принципы данной деятельности. Ученые- криминалисты выделяют различные принципы взаимодей­ствия субъектов раскрытия и расследования преступлений. Наиболее удачной представляется позиция авторов, полагаю­щих, что взаимодействие следователя с иными участниками раскрытия и расследования преступлений должно осущест­вляться на основе следующих принципов:

строгое соблюдение законности;

четкое разграничение в ходе совместной деятельности прав и обязанностей (компетенции) следователя и иных участ­ников раскрытия и расследования преступлений;

организующая и руководящая роль следователя в процес­се рассматриваемого взаимодействия, его ответственность за результаты совместной деятельности с иными участниками раскрытия и расследования преступлений;

самостоятельность участников взаимодействия в выборе средств и методов действий, проводимых в рамках своей ком­петенции;

плановость взаимодействия1.

С учетом изучения практики взаимодействия СК РФ и оперативных сотрудников ФСИН России при расследовании коррупционных преступлений, совершенных в уголовно-ис­полнительной системе, можно выделить следующие задачи взаимодействия:

защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;

обеспечение согласованного выполнения следственных действий, оперативно-розыскных и организационных меро­приятий на всех стадиях уголовного судопроизводства;

оптимальное сочетание сил, средств и методов при рас­крытии и расследовании преступлений в целях изобличения виновных и привлечения к уголовной ответственности в крат­чайшие сроки;

обеспечение возможности возмещения материального ущерба, причиненного преступными действиями.

В криминалистической литературе выделяют процессу­альные и непроцессуальные формы взаимодействия[1] [2]. К про­цессуальным следует отнести формы, которые непосредствен­но предусмотрены уголовно-процессуальным законом, все остальные являются непроцессуальными.

Взаимодействие следователя СК РФ с оперативно-розыск­ными подразделениями ФСИН России может носить разовый характер. Как правило, такое взаимодействие организовы­вается и осуществляется в связи с исполнением поручений следователя по отдельным обстоятельствам расследуемого преступления. Взаимодействие следователя и оперативного работника - это, прежде всего, их совместная деятельность, поэтому она не может сводиться, например, только к даче сле­дователем оперативному работнику поручения выполнить от­дельное следственное действие и исполнению этого действия. Поручения подобного рода, тем более единичные, являются, по сути, эпизодической помощью. Взаимодействие может быть этапным, осуществляться на отдельных этапах расследо­вания, и постоянным, то есть на протяжении всего процесса расследования (например, при расследовании преступления, осуществляемого следственно-оперативной группой).

Рассматривая особенности расследования коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками уголовно-испол­нительной системы, можно утверждать, что взаимодействие следователя с оперативными подразделениями ФСИН России может осуществляться в следующих процессуальных формах:

привлечение сотрудников оперативно-розыскных подраз­делений к участию в отдельных следственных действиях;

выполнение оперативными сотрудниками письменных поручений о производстве следственных действий и проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий;

использование результатов оперативно-розыскной дея­тельности в доказывании и процессе решения иных задач рас­следования;

выполнение поручений о розыске и задержании лица;

предоставление необходимой информации по запросам следователя;

создание и организация деятельности следственно-опе­ративных групп.

К непроцессуальным формам взаимодействия относятся:

совместное планирование следователем и сотрудника­ми органа дознания следственных действий и оперативно-ро­зыскных мероприятий;

взаимный обмен информацией между следователем и со­трудниками оперативно-розыскных подразделений;

обеспечение постоянного оперативного сопровождения хода расследования.

Рассмотрим подробнее наиболее актуальные элементы из вышеуказанных форм взаимодействия между следователем СК РФ и оперативным сотрудником ФСИН России. Процессуальные формы взаимодействия:

1. Привлечение сотрудников оперативно-розыскных под­разделений ФСИН России к участию в производстве от­дельных следственных действий.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего опера­тивно-розыскную деятельность (п. 7 ст. 164 УПК РФ), о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Также необ­ходимо отметить, что должностные лица ФСИН России, наде­ленные процессуальными полномочиями (ч. 1 ст. 40 УПК РФ), обязаны оказывать содействие следователю при производстве следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Содействие в проведении следственных действий следо­вателем СК РФ и оперативным сотрудником ФСИН России - одна из наиболее оптимальных и часто используемых процес­суальных форм взаимодействия при расследовании коррупци­онных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это обусловлено тем, что оперативный сотрудник в начале расследования, как правило, обладают большим объе­мом информации о сотруднике, совершившим коррупционное преступление, его окружении, свидетелях из числа осужден­ных, оперативной обстановке в учреждении уголовно-испол­нительной системы в целом и т. д. Следователь, приступая к следственным действиям, имеет минимальное количество ин­формации, не всегда в полной мере обладает знаниями о спец­ифике расследования в конкретном исправительном учрежде­нии и в связи с этим прибегает к помощи оперативного сотруд­ника. Например, при производстве следственных действий оперативный сотрудник уголовно-исполнительной системы может дать пояснения следователю о личности допрашивае­мого сотрудника и т. д.

2. Выполнение оперативными сотрудниками письменных поручений о производстве следственных действий и про­ведении оперативно-розыскных мероприятий.

При расследовании коррупционных преступлений в уго­ловно-исполнительной системе следователями СК РФ даются отдельные поручения оперативным сотрудникам ФСИН Рос­сии о производстве розыскных и следственных действий. Так, следователь вправе требовать выполнения поручений от опера­тивных сотрудников, для которых они являются обязательными для исполнения в течение 10 дней (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). Наи­более типичными следственными действиями, которые пору­чаются в рамках отдельных поручений оперативным сотрудни­кам ФСИН России, являются допросы отдельных должностных лиц уголовно-исполнительной системы, осужденных. В случае необходимости получения значимой информации для рассле­дования дела следователь СК РФ вправе дать оперативному со­труднику ФСИН России отдельное поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий. При этом стоит учиты­вать, что следователь не является субъектом, обладающим пра­вом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и не может давать указания о производстве конкретного оператив­но-розыскного мероприятия. Следователь в поручении лишь формулирует задачу перед оперативным сотрудником, а формы и методы решения этой задачи определяют уже сами сотрудни­ки, наделенные правом осуществлять эту деятельность.

Наиболее типичными задачами, ставящимися перед опера­тивными сотрудниками уголовно-исполнительной системы в отдельных поручениях о производстве оперативно-розыскных действий, являются: установление мотивов совершения кор­рупционного преступления, выявление свидетелей, установ­ление предметов и документов, относящихся к совершенному преступлению, выявление соучастников преступлений.

Вопрос о реализации в процессе доказывания результатов оперативно-розыскных мероприятий в УПК РФ и законе об оперативно-розыскной деятельности, детально не регламенти­рован. Данный аспект регулирует межведомственная Инструк­ция о порядке представления результатов оперативно-розыск­ной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или суду[3].

Переходя к рассмотрению непроцессуальных (организаци­онных) форм взаимодействия следователя СК РФ с оператив­ными сотрудниками ФСИН России, необходимо отметить их ключевое значение при расследовании коррупционных пре­ступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, организационно-тактическая необходимость подобного взаимодействия определяется тем, что участники уголовного процесса из числа свидетелей (сотрудники уголовно-испол­нительной системы, осужденные) продолжают находиться в учреждении после совершения преступления, а следователи не могут общаться с данными лицами, минуя администрацию исправительного учреждения.

К непроцессуальным (организационным) формам взаи­модействия сотрудников СК РФ и оперативных сотрудников ФСИН России при расследовании коррупционных преступле­ний сотрудников уголовно-исполнительной системы относят следующие:

1. Совместное планирование следователем и сотрудниками органа дознания следственных действий и оперативно-ро­зыскных мероприятий.

Успешное расследование коррупционных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы при наимень­ших затратах сил, средств и времени невозможно без совмест­ного планирования расследования данной группы преступле­ний. Совместное планирование чаще всего применяется при совершении групповых преступлений, в ходе раскрытия ко­торых необходимо активно сочетать следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия[4]. Первичная информация об обстоятельствах совершения коррупционного преступле­ния, а также информация, полученная в ходе совместного ос­мотра места происшествия, позволяет более объективно вы­двинуть первоначальные розыскные и следственные версии. Работа следователей СК РФ по выдвижению и проверке вер­сий дает возможность определить наиболее верные пути по­иска доказательств, установления процессуальных источников их получения, выбора и применения надлежащих тактических приемов проведения отдельных первоначальных следствен­ных действий.

2. Взаимный обмен информацией между следователем СК

РФ и сотрудниками оперативно-розыскных подразделений

ФСИН России.

Многие следователи СК РФ слабо знают специфику рас­следования преступлений в учреждениях уголовно-исполни­тельной системы и отсутствие помощи со стороны оператив­ных сотрудников ФСИН России ведет к утрате доказательств.

Должностные лица СК РФ, осуществляющие расследова­ние коррупционных преступлений сотрудников уголовно-ис­полнительной системы, нередко испытывают затруднения вследствие противодействия как сотрудников уголовно-испол­нительной системы, так и осужденных раскрытию совершен­ных преступлений. В подобных случаях только согласованные действия лиц, ведущих расследование, и оперативных сотруд­ников ФСИН России могут нейтрализовать противодействие заинтересованных групп сотрудников уголовно-исполнитель­ной системы и осужденных.

Лицу, производящему расследование рассматриваемых преступлений, в процессе проведения следственных действий могут стать известными факты неприязненных (враждебных) отношений между отдельными сотрудниками/осужденными или группами сотрудников/осужденными, замышляемых ими актах мести, противодействии и т. д. В данном случае следо­ватель СК РФ должен ставить в известность оперативных со­трудников ФСИН России, чтобы те в свою очередь смогли сво­евременно принять меры, направленные на предупреждение и пресечение подобных действий.

 

[1] См.: Справочник следователя / В. Н. Григорьев [и др.]. М., 2008. С. 447­448.

[2] См.: Бекетов М. Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуаль­ных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследова­ния преступлений // Следователь. 2000. № 4. С. 19-26; Криминалистика : учеб. / под ред. Т А. Седовой, А. А. Эксархапуло. СПб., 2001. С. 443; Кругликов А. На­чало предварительного следствия органом дознания как форма его взаимодей­ствия со следователем // Уголовное право. 2005. № 3. С. 86-89; Кузнецов Ю. В., Рукавишников В. П., Громов Н. А. Правовые основы взаимодействия следствия и органов дознания при расследовании преступлений // Следователь. 2000. № 6. С. 31-34; Яблоков Н. П. Криминалистика : учеб. М., 2008. С. 75.

[3] См.: Об утверждении Инструкции о порядке представления результа­тов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013) // Российская газета. 2012. 13 окт.

[4] См., напр.: Страхов А. В. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в учреждениях ФСИН России.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%