Правовую основу деятельности по подготовке сил и средств к выполнению задач по охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в переходный период составляют: (Схема №1)
Г >
Законы Российской Федерации
Ч.____________________________________________________________________ >
Нормативные правовые акты РФ, принятые в пределах их полномочий
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний
Г Л
Нормативно-правовые акты Министерства юстиции РФ и ФСИН России
к________________________________________________________________________________________________________________________________________ )
Г л
Распоряжения и указания ФСИН России, территориальных органов ФСИН
России
V_____________________________________________________________________________________________________________________________________ )
Г Л
Локальные нормативно-правовые акты
V J
Схема №1. Нормативно-правовое обеспечение подготовки сил и средств к выполнению задач в переходный период
Важным документом, регулирующим деятельность учреждений и органов УИС, в том числе по вопросам обеспечения правопорядка и законности, является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон). Федеральным законом от 28.12.2016 № 503-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, касающиеся реализации прав и обязанностей учреждений и органов УИС.
В Законе закреплены следующие права и обязанности учреждений, исполняющих наказание:
создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, соблюдать их права и исполнение ими своих обязанностей;
осуществлять контроль соблюдения режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения Правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;
применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;
производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей,
транспортных средств, находящихся на территориях учреждений,
исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных
предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;
применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
в установленном законодательством Российской Федерации порядке вводить режим особых условий[1].
основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014г. №1193 «Об утверждении требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий УИС) и формы паспорта безопасности объектов (территорий) УИС», закреплены требования, определяющие порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовноисполнительной системы в переходный период.
К таким требованиям относятся:
проведение организационно-практических и инженерно-технических мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты объектов;
наличие на объектах организационно-распорядительных документов по организации охраны объектов (территорий) и назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
выполнение режимных требований на объектах, установленных нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний;
обеспечение контроля наличия, работоспособности и технического обслуживания комплекса инженерно-технических средств охраны и надзора;
проведение не реже 2 раз в год комплексных комиссионных обследований на предмет оценки состояния антитеррористической защищенности, выявления мест (направлений), уязвимых в части совершения террористических актов. По результатам обследования вырабатывать и реализовывать меры по изменению (уточнению) систем охраны и надзора, совершенствованию комплексов инженерно-технических средств охраны и надзора, ликвидации уязвимости указанных мест (направлений);
осуществление ежедневного осмотра состояния комплекса ИТСОН объектов, а также производственных помещений и площадок в целях обнаружения взрывных устройств;
определение системы сигналов и способов оповещения персонала, а также порядок его действий при возникновении террористической угрозы;
организация обучения работников УИС выявлению признаков подготовки террористических актов, а также действиям при возникновении угрозы совершения террористических актов и ликвидации их последствий;
участие в проведении под руководством руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации штабных тренировок, командноштабных учений и тактико-специальных учений по вопросам антитеррористической защиты объектов[2].
Основные требования по организации подготовки сил и средств к выполнению задач по охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в переходный период раскрыты в Инструкции по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 15.02.2006 № 21-дсп (далее - Инструкция по охране). В Инструкции по охране определены:
силы и средства, привлекаемые для выполнения служебных задач по охране учреждений УИС, в том числе в переходный период;
обязанности должностных лиц ТО ФСИН России и учреждений ТО ФСИН России по планированию, организации и проведению мероприятий подготовки сил и средств к несению службы в переходный период;
- организационный порядок подготовки сил и средств к выполнению служебных задач в переходный период и другие задачи.
Своевременное пресечение неправомерных действий осужденных, связанных с совершением побегов, обеспечение безопасности, устойчивого функционирования, качественное выполнение задач и совершенствование деятельности учреждений, исполняющих наказаний возможно только при организации качественного надзора за осужденными. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июля 2006г. № 252-дсп утверждена Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (далее - Инструкция по надзору). Для обеспечения мер, направленных на обеспечение порядка исполнения наказания путем постоянного наблюдения и контроля поведения осужденных в местах их размещения и работы, в Инструкции по надзору определены:
- мероприятия по контролю состояния ИТСОН, внутренней запретной зоны и прилегающей к ней 15-ти метровой полосы, а также режимной территории исправительной колонии;
- порядок возведения зданий, строений и сооружений, а также выполнение работ в пределах этой территории;
- порядок использования осужденными промышленного оборудования, рабочего инструмента, электроэнергии, сырья и материалов;
- порядок проведения в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минюста России обысков осужденных, помещений жилых и производственных объектов, территорий жилых, производственных зон;
- порядок и периодичность проведения комиссионных обследований инженерных и технических средств надзора и контроля, средств связи с целью поддержания их в исправном состоянии;
- задачи, состав и обязанности сотрудников обысково-маневренной группы, перечень необходимой документации.
Особое внимание при подготовке сил и средств к несению службы в переходный период уделяется проверке состояния инженерно-технических средств охраны и надзора. Виды технических средств охраны и надзора, порядок их использования определены приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно - исполнительной системы»[3] (далее - Наставление), с учетом внесенных в него приказом Минюста России от 17.06.2013 № 94 [4] дополнений. Приказом Минюста России от 17.06.2013 № 94 внесены следующие дополнения:
определены и детально описана «интегрированная система безопасности» (далее - ИСБ), раскрыты требования к системам, входящим в ее состав;
установлен порядок оборудования ИТСОН вновь строящихся и подвергающихся реконструкции объектов УИС;
закреплены требования по оборудованию помещений функционирующих в режиме следственного изолятора на территории исправительного учреждения;
определены требования по оборудованию рабочих места женского персонала (кроме исправительных учреждений для содержания женщин) в медицинских и процедурных кабинетах больниц и медицинских частей (пунктов), помещениях для проведения учебных занятий с осужденными;
предусмотрено, что учреждения УИС, где применяются рентгеновские приборы досмотра, должны иметь лицензию на эксплуатацию аппаратуры с источниками ионизирующего излучения.
В Руководстве по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Руководство), утвержденном Приказом ФСИН России от 18.08.2006 № 574, определены основные положения и организационно-технические мероприятия по эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы.
Так, в примечании приложения № 3 Руководства «Нормы технических осмотров и проверок инженерно-технических средств охраны и надзора должностными лицами» определено, что осмотры состояния ИТСОН на всех объектах ТО ФСИН России проводятся один раз в полугодие, перед началом переходного периода, ведомственной комиссией, назначенной приказом ТО ФСИН России[5].
В Руководстве также раскрыты задачи технического обслуживания ИТСОН:
выявление и устранение недостатков в оборудовании объектов ИТСОН;
определение качественного состояния ИТСОН и проверка их работоспособности;
обеспечение заданного режима работы ИТСОН;
инструментальная проверка и доведение до установленных норм
электрических параметров аппаратуры, линейно-кабельных
распределительных устройств;
выявление и устранение неисправностей, предупреждение отказов ИТСОН;
ликвидация последствий воздействия на ИТСОН неблагоприятных климатических и других условий;
выявление и устранение случаев нарушений правил и мер безопасности специалистами ИТО;
подготовка ИТСОН к летней и зимней эксплуатации;
проверка укомплектованности аппаратуры и пополнение ЗИП;
ведение технической документации.
Приказом ФСИН России от 14 марта 2005г. № 93 утверждено Руководство по определению категорий оборудования ИТСОН объектов УИС (далее - Руководство). Настоящее Руководство определяет объекты, подлежащие категорированию и требования к оборудованию комплексами ИТСОН объектов УИС по категориям. В соответствии с Руководством:
все объекты УИС должны быть оборудованы исправными ИТСОН в соответствии с требованиями нормативных документов;
ответственность за определение категорий комплексов ИТСОН объектов УИС и специальных автотранспортных средств для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оборудованных комплексом ИТСОН, возлагается на начальника ТО ФСИН России;
категории объектов УИС и специальных автотранспортных средств
для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей,
оборудованных ИТСОН, определяются один раз в год (сентябрь-октябрь) комиссией, назначаемой приказом начальника ТО ФСИН России из представителей подразделений охраны, инженерно-технического обеспечения, безопасности, специальных подразделений по конвоированию, оперативных, производственных, тыловых служб;
результаты комиссионного обследования комплекса ИТСОН на
объектах УИС и специальных автотранспортных средствах для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оформляются актами, которые утверждаются начальником ТО ФСИН России.
При подготовке сил и средств к выполнению задач в переходный период необходимо уделять достаточное внимание состоянию кинологических служб учреждений ТО ФСИН России. Основы организации кинологической службы ТО ФСИН России, порядок применения служебных собак в оперативно-служебной деятельности, а также особенности их подготовки, содержания, кормления, разведения и ветеринарно-санитарного обеспечения закреплены в Приказе ФСИН России от 29 апреля 2005г. № 336 «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы в
7
уголовно-исполнительной системе» .
В Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 (далее - [6]
Инструкция по профилактике правонарушений) закреплены правовые основы организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений в учреждениях УИС. В частности в Инструкции по профилактике правонарушений указано, что профилактика правонарушений в учреждениях УИС осуществляется с привлечением имеющихся сил и средств, в том числе сотрудников учреждения УИС, инженерно-технических средств охраны и надзора, средств связи и сигнализации[7].
Особое значение при подготовке сил и средств к выполнению задач по охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей в переходный период, имеет организация и надлежащее исполнение сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно -правовых актов Минюста России, ФСИН России, указаний и распоряжений ТО ФСИН России, должностных обязанностей. В должностных инструкциях руководства и должностных лиц аппарата управления и учреждений ТО ФСИН России помимо прочих в обязательном порядке указываются мероприятия по подготовке к несению службы в переходный период:
организация подготовки охраняемых объектов, сил и средств к несению службы в переходный период;
разработка и планирование мероприятий подготовки сил и средств к несению службы в переходный период;
контроль полноты и качества выполнения запланированных мероприятий.
[1] "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I, с изменениями и дополнениями от 28.12.2016 / Доступ: http://base.garant.ru/1305321/
[2] «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) УИС и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы». Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014г. №1193 / Доступ: http://base.garant.ru/70800316/
[3] «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы». Приказ Минюста России от 04.09.2006. № 279. / Доступ: http ://www. audar-info.ru/docs/acts/
[4] «О внесении изменений в приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС». Приказ Министерства юстиции РФ от 17.06.2013 № 94 / Доступ: http://www.garant.ru/70331164/
[5] «Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых на объектах уголовно-исполнительной системы». Приказ ФСИН России от 18.08.2006 № 574 / Доступ: http://base.garant.ru/1356616/
[6] «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы в уголовно- исполнительной системе». Приказ ФСИН России от 29 апреля 2005г. № 336 / Доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/501405/
[7] «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. № 72 / Доступ: http://www.garant.ru/70289880/
|