Вторник, 26.11.2024, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Финансовое право как отрасль российского права

Финансовое право - одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, то есть круг общественных отноше­ний, регулируемых нормами этой отрасли права.

Вопрос о предмете финансового права имеет непосредственно практи­ческое значение. Особенно явно это проявляется в судебной деятельности, ибо суд в процессе рассмотрения дела должен определить, из какого пра­воотношения возник спор и нормы какой отрасли права подлежат приме­нению при разрешении дела.

В последнее время предмет финансового права стал существенно расши­ряться. Одна из главных причин этого явления заключается в том, что госу­дарство стало все чаще передавать решение своих задач негосударственным субъектам, наделяя их при этом, как правило, в силу закона соответствующи­ми финансовыми ресурсами. Учитывая этот фактор, в современных условиях предмет финансового права можно определить через категорию «публичная финансовая деятельность». А это значит, что предмет финансового права ох­ватывает отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств для решения публичных задач.

Отношения, существующие в рамках публичной финансовой деятель­ности и регулируемые нормами финансового права, весьма многообразны.

Они подразделяются на две группы:

а)  отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований. Они занимают основное место в сис­теме отношений, составляющих предмет финансового права [23];

б)  отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности иных субъектов, обеспечивающие публичные интересы в силу задач, возложен­ных на них государством.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это категория, выработанная финансово-правовой наукой для определения финансовых отношений, которые замыкаются на государственные и муни­ципальные фонды денежных средств. Таким образом, финансовая деятель­ность государства и муниципальных образований охватывает финансовые отношения, возникающие в ходе образования, распределения и использо­вания государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Отношения сферы финансовой деятельности государства и муници­пальных образований, составляющие предмет финансового права, подраз­деляются в зависимости от функций финансовой деятельностина следую­щие группы отношений, возникающих в ходе:

-   мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

-     распределения финансовых ресурсов государства;

-   использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

-   контроля за движением финансовых ресурсов государства и муници­пальных образований;

-     эмиссии денежных знаков.

В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты на­логов и сборов; отношения, возникающие в связи с размещением государ­ственных и муниципальных займов, и т. д. Во вторую группу включаются, в частности, межбюджетные отношения, то есть отношения по выделению дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов РФ, а из последнего - бюджетам муниципальных образований и т. д. В третью группу включаются отношения по государственным и муници­пальным расходам. В четвертую группу входят отношения по осуществле­нию бюджетного и налогового контроля, контроля банков за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций и т. д. В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков.

Отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности иных субъ­ектов, обеспечивающие публичные интересы в силу задач, возложенных на них государством, включают следующие отношения:

-    опосредующие денежные фонды государственных корпораций;

-    возникающие в ходе обязательного аудита [23];

-   опосредующие поступление и использование через негосударствен­ные денежные фонды парафискальных сборов.

Что касается первой группы отношений, то сегодня государство возла­гает публичные задачи на государственные корпорации, которые созданы в силу федеральных законов.

Госкорпорации не являются государственными институтами. Это не­коммерческие организации с правом собственности на закрепленное за ними имущество. Между тем их объединяет ряд особенностей:

-   все госкорпорации для решения государственных (публичных) задач получают средства из бюджетов, иногда в разовом порядке, а иногда - на основе финансирования;

-    госкорпорации вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью только для публичных целей, ради которых созданы. Все доходы, по­лученные корпорацией, направляются на эти цели;

-   резервные фонды корпораций формируются за счет отчислений входящих в них предприятий, порядок по которым утверждается Правительством РФ.

Таким образом, госкорпорации характеризуются тем, что для решения публичных задач, возложенных на них государством, концентрируют в рамках негосударственной формы собственности федеральные и приро- щенные в ходе предпринимательской деятельности финансовые ресурсы. Акцентируя внимание на том, что госкорпорация - это негосударственный институт, ее можно рассматривать как средство решения публичных задач, определенных государством и его финансовым участием. Не случайно в современном праве госкорпорация рассматривается как юридическое лицо публичного права [23].

Что касается отношений по обязательному аудиту, то, как известно, со­гласно Федеральному закону от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности), последняя пред­ставляет собой деятельность аудиторских организаций, индивидуальных ау­диторов. Поскольку аудит не осуществляется государственными или муни­ципальными органами, он не может по общему правилу рассматриваться как разновидность государственного или муниципального финансового контро­ля. Казалось бы, аудит не должен включаться в предмет финансового права, однако в вышеназванном Законе установлен обязательный аудит, то есть ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. И этот аудит, как указал Консти­туционный Суд РФ (далее - КС РФ) в Постановлении от 01.04.2003 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Закона об аудиторской деятельности в связи с жалобой гражданки И. В. Выставки- ной», носит не частный, а публично-правовой характер.

Это выражается в том, что обязательный аудит:

-    осуществляется аудиторской организацией по уполномочию госу­дарства;

-    является для аудируемого лица обязанностью, обременением публич­но-правового характера;

-   базируется на публично-правовом интересе, и аудиторская организа­ция выполняет публичную функцию;

-   направлен на защиту публичных интересов и имеет публично-пра­вовой характер.

С учетом отмеченного обязательный аудит, учитывая его осуществле­ние коммерческой организацией, но ради обеспечения публичных интере­сов в силу задач, возложенных государством, следует рассматривать как разновидность публичного финансового контроля. Очевидно, что отноше­ния, возникающие в процессе обязательного аудита как разновидности финансового контроля, имеют публично-правовой акцент, а потому долж­ны включаться в предмет финансового права наряду с различными видами государственного финансового контроля.

Помимо отмеченного публичная финансовая деятельность имеет место в случае мобилизации финансовых ресурсов в негосударственные денеж­ные фонды или денежные фонды государственных органов на основе за­кона или иного нормативного правового акта, которые (финансовые ресур­сы) должны использоваться для реализации публичных задач. Такого рода финансовые ресурсы являются парафискалитетами. К числу их в Россий­ской Федерации, в частности, относятся:

-    третейские сборы;

-   страховые взносы в фонд страхования вкладов, согласно Федераль­ному закону от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физиче­ских лиц в банках Российской Федерации» (далее - Закон о страховании вкладов физических лиц в банках РФ);

-   отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиационно опас­ные производства и объекты, согласно Федеральному закону от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Роса- том»« и постановлению Правительства РФ от 21.09.2005 г. № 576 «Об ут­верждении правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития».

Все отношения, составляющие содержание публичной финансовой деятельности, подразделяются исходя из критерия финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам (подотраслям):

-      на бюджетные;

-     возникающие при формировании и исполнении бюджетов государст­венных внебюджетных фондов;

-     возникающие по поводу финансов государственных и муниципаль­ных унитарных предприятий;

-      возникающие по поводу финансов государственных корпораций;

-      налоговые;

-      неналоговые;

-      парафискальные;

-      отношения по государственному и муниципальному долгу;

-      отношения в банковской системе;

-      отношения по денежному обращению и расчетам;

-      отношения по валютному регулированию и контролю и др.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

как составляющая публичной финансовой деятельности осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.

Государство как субъект финансовой деятельности представлено госу­дарственными органами на уровне Российской Федерации и ее субъектов [23]. Следовательно, к субъектам финансовой деятельности государства относится государство в лице компетентных органов как на уровне Рос­сийской Федерации, так и ее субъектов. К таким органам относятся лишь те, для которых указанная деятельность является специальной или состав­ляет часть их компетенции. В число этих органов входят:

-   представительные органы государственной власти. Финансовая дея­тельность составляет часть их компетенции (ст. 104, 106 Конституции РФ). Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и утвер­ждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении;

-   исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют финансовую деятельность государства как часть своей компетенции и в качестве специальной компетенции. Финансовая деятельность является ча­стью компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти об­щей компетенции на уровне субъектов РФ, Федеральной таможенной службы, министерств, имеющих централизованные фонды, а также высту­пающих в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казенными предприятиями.

Так, Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, а органы исполнительной власти субъектов - соответствующие бюджеты субъектов РФ. Федеральная таможенная служба России взимает налоги, пошлины и сборы при пересечении государственной границы, а министерства, имею­щие централизованные фонды, формируют и выделяют финансовые ресур­сы из этих фондов для решения общеотраслевых задач. Кроме того, неко­торые министерства, управляя казенными предприятиями, устанавливают нормативы по распределению прибыли этих предприятий.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуще­ствляющим финансовую деятельность, относятся Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) и находящиеся в его ведении Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), Федеральная служ­ба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), Феде­ральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, ПФР, ФСС Рос­сии, ФФОМС и ТФОМС и др. Так, Минфин России и финансовые органы субъектов РФ составляют проекты бюджетов и отчетов об их исполнении, а Федеральное казначейство, подведомственное Минфину России, осуще­ствляет контроль за исполнением федерального бюджета. Кроме того, Фе­деральное казначейство реализует казначейское исполнение федерального бюджета [23]. Осуществление государственными внебюджетными фонда­ми финансовой деятельности выражается в том, что они мобилизуют и вы­деляют финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач государства, ведут государственный финансовый контроль.

Наконец, финансовую деятельность государства осуществляет Цен­тральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, Банк России). Он участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ре­сурсов государства, выполняя свои обязанности по операциям с федераль­ным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюдже­тами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслу­живанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России). Банк России осуще­ствляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию де­нежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности госу­дарства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Отсюда следует, что финансовая деятельность государства составляет часть компе­тенции ЦБ РФ.

Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность в лице органов местного самоуправления, а также непосредственно через население муниципального образования. Представительные органы мест­ного самоуправления вводят местные налоги. Кроме того, органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований, осуществляют эмиссию муниципальных облигаций, получа­ют межбюджетные трансферты в различных формах из бюджетов субъек­тов РФ и т. д. (ст. 100 БК РФ).

К числу прочих субъектов, осуществляющих публичную финансовую деятельность, относятся:

-     субъекты, осуществляющие обязательный аудит. Это негосударст­венные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы;

-      государственные корпорации;

-     субъекты, получающие парафискальные сборы. Это, в частности, тре­тейские суды, государственные корпорации «Агентство по страхованию вкладов физических лиц в банках», «Росатом» и др. [23].

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%