Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Финансово-правовые нормы являются разновидностью правовых норм, поэтому обладают всеми общими чертами правовой нормы.
Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет: собственное, только ей присущее содержание; специфические признаки; совокупность образующих ее элементов.
Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т. е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма является простейшим элементом, клеточкой финансового права, которая имеет и характерные особенности.
Ей свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли. Они обусловлены:
содержанием финансово-правовых норм;
характером установления в них предписаний;
спецификой мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
способами защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовой нормы права составляет предписание
относительно того, как следует действовать субъектам, вступающим в конкретное финансовое правоотношение, закрепленное этой нормой: условия, при которых норма финансового права действует; само правило поведения; санкции, применяемые государством к нарушителям финансового законодательства. Поэтому основное содержание финансово-правовой нормы заключается в регулировании правил поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
В качестве конкретного правила поведения норма финансового права должна не только содержать, но и детализировать указанные параметры [23].
Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений. Норма финансового права представляет собой своеобразный каркас (эталон, модель) общественных отношений в сфере финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут конкретизироваться и дополняться специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового права. Причем эти особенные признаки могут оказывать большое влияние на возникновение, изменение или прекращение конкретного финансового правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии - финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим, типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Несоблюдение каких-либо требований финансово-правовой нормы неизбежно повлечет различные негативные последствия: от отказа государства в защите прав и законных интересов участников финансовых отношений до признания подобного финансового правоотношения правонарушением и применения к виновным финансово-правовых санкций.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.
Следовательно, финансово-правовая норма - это установленное государством общеобязательное правило поведения в общественных финансовых правоотношениях, возникающих в процессе планомерного образования, распределения и использования денежных фондов (доходов) государства и муниципальных образований и обеспеченных мерами государственного принуждения.
Структура финансово-правовой нормы. Будучи клеточкой права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру - логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Структура финансово-правовой нормы - это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать отношения в финансовой сфере. Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется финансовоправовая норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств. Например, чтобы физическое лицо заплатило налог, оно должно получить доход в денежной или натуральной форме.
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники финансовых правоотношений, т. е. определяет их права и обязанности. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам финансовых правоотношений варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам [23].
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции финансово-правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
Финансово-правовые нормы классифицируются по различным основаниям:
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансовых отношений совершение активных действий: платить налоги, встать на учет в налоговые органы, использовать по целевому назначению бюджетные средства, осуществлять банковские операции на основании лицензии и т. д. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права - метода властных предписаний.
Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволения субъектам финансового права использовать свои субъективные права. Уполномочивающие нормы не обременены признаком обязательности, они представляют субъектам финансового права возможность самостоятельно определять, в какой ситуации и в каком объеме реализовывать права, предоставленные им финансово-правовой нормой. Отказ субъектов финансового права от использования принадлежащих им прав не влечет применения мер государственного принуждения.
Запрещающие финансово-правовые нормы предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность, под угрозой применения санкций со стороны государства. Данный вид финансово-правовых норм нацеливает субъекты финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Так, Центральному банку РФ запрещается осуществлять денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита. Запрещающие финансовоправовые нормы могут устанавливать пределы дозволенного поведения субъектов финансового права. Например, ст. 117 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
По содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Материальные финансово-правовые нормы устанавливают дополнительные (расширительные) права и обязанности для участников финансовых правоотношений, основанные на федеральной норме. Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы закрепляют порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, правовые формы финансовой деятельности государства, устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок реализации материальной нормы права, что в условиях федеративного государства позволяет осуществлять финансовую деятельность в рамках единого государства, но с учетом предписаний муниципальных органов власти [23].
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов. Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания [23]. Субъекты - это участники финансового правоотношения (физические лица, организации). Объект - это то, ради чего люди вступают в финансовоправовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.). Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.
Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.
Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:
возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);
являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;
юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.
Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.
Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:
бюджетные;
налоговые;
в области страхования;
кредита (государственного и банковского);
расчетов, регулируемых финансовым правом;
финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
контрольные [23].
В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются: на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.
В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются: на бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.
В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.
В зависимости от субъектов финансового правоотношения, возникающего между:
органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
финансовыми органами и гражданами;
самими финансово-кредитными органами.
В зависимости от структуры их юридического содержания - на простые и сложные;
В зависимости от своего объекта - на имущественные и неимущественные;
В зависимости от юридического характера взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные;
В зависимости от формы проявления - на двусторонние и многосторонние [23].
|