Вторник, 26.11.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, за­крепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на ре­гулирование общественных отношений путем определения прав и обязан­ностей их участников.

Финансово-правовые нормы являются разновидностью правовых норм, поэтому обладают всеми общими чертами правовой нормы.

Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно са­мостоятельным, целостным явлением, которое имеет: собственное, только ей присущее содержание; специфические признаки; совокупность обра­зующих ее элементов.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущ­ности регулируемых ею отношений, т. е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных обра­зований.

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную сис­тему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма является про­стейшим элементом, клеточкой финансового права, которая имеет и харак­терные особенности.

Ей свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и осо­бенности, характерные именно для данной отрасли. Они обусловлены:

содержанием финансово-правовых норм;

характером установления в них предписаний;

спецификой мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

способами защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовой нормы права составляет предписание

относительно того, как следует действовать субъектам, вступающим в конкретное финансовое правоотношение, закрепленное этой нормой: усло­вия, при которых норма финансового права действует; само правило пове­дения; санкции, применяемые государством к нарушителям финансового законодательства. Поэтому основное содержание финансово-правовой нормы заключается в регулировании правил поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государ­ства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распре­деление и использование централизованных и децентрализованных денеж­ных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления со­ответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекаю­щим из политики по социально-экономическому развитию страны.

В качестве конкретного правила поведения норма финансового права должна не только содержать, но и детализировать указанные параметры [23].

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы со­стоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных фи­нансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений. Норма финансового права представ­ляет собой своеобразный каркас (эталон, модель) общественных отноше­ний в сфере финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут конкретизироваться и дополняться специ­фическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финан­сового права. Причем эти особенные признаки могут оказывать большое влияние на возникновение, изменение или прекращение конкретного фи­нансового правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии - финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим, типичным призна­кам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Несо­блюдение каких-либо требований финансово-правовой нормы неизбежно повлечет различные негативные последствия: от отказа государства в за­щите прав и законных интересов участников финансовых отношений до признания подобного финансового правоотношения правонарушением и применения к виновным финансово-правовых санкций.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном им­перативный (повелительный) характер.

Следовательно, финансово-правовая норма - это установленное госу­дарством общеобязательное правило поведения в общественных финансо­вых правоотношениях, возникающих в процессе планомерного образова­ния, распределения и использования денежных фондов (доходов) государ­ства и муниципальных образований и обеспеченных мерами государст­венного принуждения.

Структура финансово-правовой нормы. Будучи клеточкой права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структу­ру - логически согласованное внутреннее строение, обусловленное факти­ческими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Структура финансово-правовой нормы - это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать отношения в финансовой сфере. Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма со­стоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (усло­вия), при наличии или отсутствии которых и реализуется финансово­правовая норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначен­ных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной назы­вают гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств. Например, что­бы физическое лицо заплатило налог, оно должно получить доход в де­нежной или натуральной форме.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники финансовых правоотношений, т. е. опреде­ляет их права и обязанности. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам финансовых правоотношений варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспози­ция содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам [23].

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции финансово-правовой нормы. По степе­ни определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Финансово-правовые нормы классифицируются по различным основа­ниям:

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансовых отношений совершение активных действий: платить налоги, встать на учет в налоговые органы, использовать по целевому назначению бюджетные средства, осуществлять банковские операции на основании лицензии и т. д. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъ­ектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права - метода власт­ных предписаний.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволения субъектам финансового права использовать свои субъективные права. Уполномочивающие нормы не обременены признаком обязательности, они представляют субъектам финансового права возможность самостоятельно определять, в какой ситуации и в каком объеме реализовывать права, пре­доставленные им финансово-правовой нормой. Отказ субъектов финансо­вого права от использования принадлежащих им прав не влечет примене­ния мер государственного принуждения.

Запрещающие финансово-правовые нормы предписывают не совер­шать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность, под угрозой применения санкций со стороны государства. Данный вид финан­сово-правовых норм нацеливает субъекты финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством дея­ний. Так, Центральному банку РФ запрещается осуществлять денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита. Запрещающие финансово­правовые нормы могут устанавливать пределы дозволенного поведения субъектов финансового права. Например, ст. 117 НК РФ запрещает органи­зациям и индивидуальным предпринимателям ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

По содержанию финансово-правовые нормы могут быть матери­альными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, вклю­чаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых от­ношений.

Материальные финансово-правовые нормы устанавливают дополни­тельные (расширительные) права и обязанности для участников финансо­вых правоотношений, основанные на федеральной норме. Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы закрепляют порядок примене­ния и действия финансово-правовых норм, сроки, правовые формы финан­совой деятельности государства, устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок реа­лизации материальной нормы права, что в условиях федеративного госу­дарства позволяет осуществлять финансовую деятельность в рамках еди­ного государства, но с учетом предписаний муниципальных органов вла­сти [23].

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финан­сового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денеж­ных фондов. Финансовое правоотношение характеризуется сложным со­ставом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания [23]. Субъекты - это участники финансового правоотношения (физические ли­ца, организации). Объект - это то, ради чего люди вступают в финансово­правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.). Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность пра­вовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого пра­воотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возника­ют, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; ин­дивидуально определены участники каждого конкретного правоотноше­ния; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками пра­воотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

возникают в процессе финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований;

одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является госу­дарство в лице органа государственной власти или управомоченного орга­на (финансовый орган, кредитное учреждение);

являются разновидностью имущественных отношений, носящих пуб­личный характер;

юридическая ответственность недобросовестного участника финан­сового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в боль­шинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграни­чивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денеж­ных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилиза­ция и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финан­совые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных адми­нистративных правоотношений (конфискация и реквизиция, администра­тивные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бес­хозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообраз­ные способы их классификации. По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

бюджетные;

налоговые;

в области страхования;

кредита (государственного и банковского);

расчетов, регулируемых финансовым правом;

финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

контрольные [23].

В зависимости от способов реализации прав финансо­вые правоотношения подразделяются: на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределе­ния и использования государственных (муниципальных) денежных фон­дов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государ­ством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта фи­нансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансо­во-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых право­отношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются: на бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансо­вой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материаль­ных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участ­вующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образо­ваний. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующи­ми (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

В зависимости от субъектов финансового правоот­ношения, возникающего между:

органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

вышестоящими и нижестоящими органами государственного управ­ления, в том числе финансово-кредитными органами;

предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организа­циями;

финансовыми органами и гражданами;

самими финансово-кредитными органами.

В зависимости от структуры их юридического со­держания - на простые и сложные;

В зависимости от своего объекта - на имущественные и неимущественные;

В зависимости от юридического характера взаимо­отношений участников - на вертикальные и горизонтальные;

В зависимости от формы проявления - на двусторонние и многосторонние [23].

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%