Вторник, 26.11.2024, 19:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые основы финансового контроля

Финансовый контроль - это контроль соблюдения законности и целе­сообразности действий в области образования, распределения и использо­вания государственных, муниципальных и иных денежных фондов (фи­нансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социаль­но-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его прове­дении проверяются:

-      соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного само­управления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

-      экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образо­ваний.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятель­ности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных норматив­но-правовых актах, в частности: принцип законности; принцип гласности; принцип федерализма; принцип плановости. Наряду с названными общими принципами финансовый контроль строится и на соответствуюших специ­фических принципах, которые изложены в Лимской декларации руково­дящих принципов контроля. К ним относятся: независимость и объектив­ность, компетентность и гласность.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть: предварительным (проводится до совершения операций по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов); текущим (осуществляется в процессе совершения денежных операций); последую­щим (проводится после совершения финансовых операций).

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоот­ношений контроль подразделяют: на обязательный (проводится в силу требований законодательства либо по решению компетентных государст­венных органов); инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль) либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской ор­ганизации).

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов кон­трольной деятельности выделяют: государственный, муниципальный, об­щественный и аудиторский финансовый контроль [23].

В зависимости от содержания финансовый контроль делится: на бюд­жетный, налоговый, страховой, валютный, на рынке ценных бумаг.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, среди которых: ревизии, проверки, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц, наблюдение, обследование, ана­лиз и др.

Так, наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансо­вой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследо­вания отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последст­вий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисци­плины с помощью различных аналитических приемов.

Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности.

По объекту проверки ревизии бывают: документальные (проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, пла­тежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п.); фак­тические (помимо документов проверяется наличие денег, материальных ценностей); полные (сплошные) (проверка всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период); выборочные (частич­ные) (контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйст­венной деятельности: проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов и т. п.).

По организационному признаку ревизии могут быть: плановыми (пре­дусмотрены в плане работы соответствующего органа); внеплановыми (на­значаются в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки); комплексными (проводятся совме­стно несколькими контролирующими органами) [23].

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - до­кумент, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, ос­новные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дис­циплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также ви­новные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации на­званных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответствен­ности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В слу­чае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а мате­риалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголов­ного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Необходимо отметить, что институты финансового контроля взаимо­действуют с институтами финансово-правового принуждения, в том числе финансово-правовой ответственности, поскольку применение последних обусловлено результатами контрольных мероприятий.

Особенностью финансово-правового принуждения является то, что оно имеет собирательный, комплексный характер, так как включает в себя ме­ры принуждения, обеспечивающие функционирование финансово­правового механизма в различных сферах, а именно: бюджетной, налого­вой, банковской, обязательного социального страхования [23].

Термином «финансово-правовая ответственность» также обозначается система различных ее подвидов: налоговая ответственность, бюджетная ответственность, финансовая ответственность в сфере банковской дея­тельности, финансовая ответственность в сфере обязательного социально­го страхования. Каждый из перечисленных институтов финансово­правового принуждения имеет собственное правовое регулирование, за­крепленное специальным, а иногда и не одним нормативным актом. Дело в том, что отсутствует единый акт, который устанавливал бы нормативные положения, относящиеся ко всем подвидам финансово-правового принуж­дения и ответственности.

Это является существенной особенностью финансово-правового при­нуждения, поэтому его изучение требует рассмотрения составляющих со-

держание финансово-правового принуждения институтов:                       налогово­

правового принуждения, бюджетно-правового принуждения, финансово­правового принуждения в сере банковской деятельности, а также финансо­во-правового принуждения в сере обязательного социального страхования.

Н. И. Химичева дает следующее определение финансово-правовой от­ветственности: «финансово-правовая ответственность - ограничение прав лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с соверше­нием финансового правонарушения в целях наказания нарушителя субъек­тивных интересов в сфере финансово-правового регулирования и преду­преждения совершения им иных правонарушений».

По мнению Ю. А. Крохиной, финансовая ответственность представля­ет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового право­нарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном про­цессуальном порядке [23].

Формы (методы) финансового контроля, осуществляемого законода­тельными (представительными) органами всех уровней закреплены в гл. 26 БК РФ «Основы государственного и муниципального финансового кон­троля», а также в соответствующих региональных и муниципальных пра­вовых актах.

Так, согласно ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) ор­ганы осуществляют следующие формы финансового контроля:

•    предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения про­ектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

•     текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов испол­нения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп зако­нодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

• последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отче­тов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов предусматри­вает право соответствующих законодательных (представительных) орга­нов: 1) на получение от органов исполнительной власти, местных админи­страций муниципальных образований необходимых сопроводительных ма­териалов при утверждении бюджета; 2) получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов; 3) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета; 4) создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодатель­ных (представительных) органов); 5) вынесение оценки деятельности ор­ганов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, местные администрации муници­пальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необхо­димую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действую­щим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетным Федеральному Собранию [23].

В рамках задач, определенных законодательством РФ, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой незави­симостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятель­ность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Г осударственного герба РФ и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг. Счетная палата осуществляет внешний государст­венный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Финансовый контроль осуществляется органами исполнительной вла­сти, органами (должностными лицами) местных администраций муници­пальных образований, Федеральной службой финансово-бюджетного над­зора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченными ими органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

Так, Федеральное казначейство осуществляет контроль: 1) за не пре­вышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета, между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над ут­вержденными им лимитами бюджетных обязательств; 2) не превышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между ад­министраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; 3) не пре­вышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств фе­дерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обя­зательств и (или) бюджетными ассигнованиями; 4) не превышением кассо­вых выплат, осуществляемых администраторами источников финансиро­вания дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджет­ными ассигнованиями; 5) соответствием содержания проводимой опера­ции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном доку­менте, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета; 6) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санк­ционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств [23].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использова­ние предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Кроме этого, данная служба осуществляет контроль за исполнением органами государственно­го (муниципального) финансового контроля, созданными органами испол­нительной власти (местными администрациями муниципальных образова­ний), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре (ст. 268 БК РФ).

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансо­вый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффек­тивного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюд­жетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, суб­венций их получателями в соответствии с условиями и целями, определен­ными при предоставлении указанных средств из бюджета. Кроме этого, главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюд­жета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомст­венными администраторами источников финансирования дефицита бюд­жета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансиро­вания дефицита бюджета. Главные администраторы источников финанси­рования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269 БК РФ) [23].

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соот­ветствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджет­ных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципаль­ных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Кроме этого, органы исполнительной власти (органы местной админи­страции) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за со­блюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного уче­та, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) исполь­зования бюджетных средств.

Финансовый контроль осуществляют также: Президент РФ, Контроль­ное управление Президента РФ, ФНС России, ФСФР России, ФТС России, Федеральная служба по финансовому мониторингу, банки (кредитные ор­ганизации) [23].

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации:

- аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществ­ляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;

- аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достовер­ности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соот­ветствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуаль­ные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных данным Фе­деральным законом.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с ауди­торскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской дея­тельностью услуги, в частности: 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование, по­становку, восстановление и ведение налогового учета, составление налого­вых расчетов и деклараций; 3) анализ финансово-хозяйственной деятель­ности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией; 5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельно­стью, включая консультации по правовым вопросам, представление инте­ресов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 6) автоматизацию бухгалтер­ского учета и внедрение информационных технологий; 7) оценочную дея­тельность; 8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 9) проведение научно-исследовательских и эксперимен­тальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и рас­пространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных но­сителях; 10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%