Финансовый контроль - это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:
- соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;
- экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.
Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах, в частности: принцип законности; принцип гласности; принцип федерализма; принцип плановости. Наряду с названными общими принципами финансовый контроль строится и на соответствуюших специфических принципах, которые изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля. К ним относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть: предварительным (проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов); текущим (осуществляется в процессе совершения денежных операций); последующим (проводится после совершения финансовых операций).
В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют: на обязательный (проводится в силу требований законодательства либо по решению компетентных государственных органов); инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль) либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации).
В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный, муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль [23].
В зависимости от содержания финансовый контроль делится: на бюджетный, налоговый, страховой, валютный, на рынке ценных бумаг.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, среди которых: ревизии, проверки, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц, наблюдение, обследование, анализ и др.
Так, наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности.
По объекту проверки ревизии бывают: документальные (проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п.); фактические (помимо документов проверяется наличие денег, материальных ценностей); полные (сплошные) (проверка всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период); выборочные (частичные) (контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности: проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов и т. п.).
По организационному признаку ревизии могут быть: плановыми (предусмотрены в плане работы соответствующего органа); внеплановыми (назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки); комплексными (проводятся совместно несколькими контролирующими органами) [23].
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.
Необходимо отметить, что институты финансового контроля взаимодействуют с институтами финансово-правового принуждения, в том числе финансово-правовой ответственности, поскольку применение последних обусловлено результатами контрольных мероприятий.
Особенностью финансово-правового принуждения является то, что оно имеет собирательный, комплексный характер, так как включает в себя меры принуждения, обеспечивающие функционирование финансовоправового механизма в различных сферах, а именно: бюджетной, налоговой, банковской, обязательного социального страхования [23].
Термином «финансово-правовая ответственность» также обозначается система различных ее подвидов: налоговая ответственность, бюджетная ответственность, финансовая ответственность в сфере банковской деятельности, финансовая ответственность в сфере обязательного социального страхования. Каждый из перечисленных институтов финансовоправового принуждения имеет собственное правовое регулирование, закрепленное специальным, а иногда и не одним нормативным актом. Дело в том, что отсутствует единый акт, который устанавливал бы нормативные положения, относящиеся ко всем подвидам финансово-правового принуждения и ответственности.
Это является существенной особенностью финансово-правового принуждения, поэтому его изучение требует рассмотрения составляющих со-
держание финансово-правового принуждения институтов: налогово
правового принуждения, бюджетно-правового принуждения, финансовоправового принуждения в сере банковской деятельности, а также финансово-правового принуждения в сере обязательного социального страхования.
Н. И. Химичева дает следующее определение финансово-правовой ответственности: «финансово-правовая ответственность - ограничение прав лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с совершением финансового правонарушения в целях наказания нарушителя субъективных интересов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения совершения им иных правонарушений».
По мнению Ю. А. Крохиной, финансовая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке [23].
Формы (методы) финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами всех уровней закреплены в гл. 26 БК РФ «Основы государственного и муниципального финансового контроля», а также в соответствующих региональных и муниципальных правовых актах.
Так, согласно ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:
• предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
• текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов: 1) на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; 2) получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов; 3) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета; 4) создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов); 5) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетным Федеральному Собранию [23].
В рамках задач, определенных законодательством РФ, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Г осударственного герба РФ и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченными ими органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.
Так, Федеральное казначейство осуществляет контроль: 1) за не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета, между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; 2) не превышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; 3) не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; 4) не превышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями; 5) соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета; 6) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств [23].
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Кроме этого, данная служба осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре (ст. 268 БК РФ).
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Кроме этого, главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (ст. 269 БК РФ) [23].
Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Кроме этого, органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Финансовый контроль осуществляют также: Президент РФ, Контрольное управление Президента РФ, ФНС России, ФСФР России, ФТС России, Федеральная служба по финансовому мониторингу, банки (кредитные организации) [23].
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации:
- аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;
- аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных данным Федеральным законом.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией; 5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 7) оценочную деятельность; 8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
|