Рассмотрение и утверждение краевого бюджета Алтайского края на предстоящий финансовый год и плановый период на сессии краевого законодательного собрания.
Деловая игра рассчитана на 1 занятие (90 минут).
Цель занятия: изучение действующего федерального и регионального бюджетного законодательства, регулирующего бюджетный процесс и особенности его реализации на примере Алтайского края; моделирование студентами - участниками деловой игры системы правоотношений, демонстрирующих механизм регионального законотворчества и правоприменения в бюджетной сфере; знакомство с реальной практикой профессиональной бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации; обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества и одновременно навыкам профессиональной деятельности; научить аргументировано излагать свою точку зрения, вести дискуссии, отвечать на высказанные предложения и замечания.
Основные участники:
- Ведущий деловой игры - он же председательствующий на заседании (сессии) органа представительной власти субъекта Российской Федерации (Председатель АКЗС).
- Представитель администрации Алтайского края - руководитель комитета администрации Алтайского края по финансовой, налоговой и кредитной политике - выступает с основным докладом по проекту закона о краевом бюджете.
- Председатель комитета АКЗС по бюджетной, налоговой и кредитной политике - выступает с содокладом по проекту краевого бюджета.
- Председатель комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности - выступает с докладом по прогнозу социально-экономического развития Алтайского края.
- Лица, принимающие участие в обсуждении проекта краевого бюджета. Как правило, это руководители следующих комитетов АКЗС: по охране здоровья и социальной защите населения, по аграрной политике и природопользованию и других (по желанию студентов).
- Председатель Счетной палаты Алтайского края - выступает с заключением по результатам экспертизы проекта закона о краевом бюджете.
- Прокурор края - выступает с заключением по проекту закона о краевом бюджете.
В обсуждении основных положений проекта, его концепции, прогноза социально-экономического развития Алтайского края может принять участие любой депутат (студент).
Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели бюджетного процесса на уровне субъектов РФ, которая состоит из определенных стадий.
До проведения деловой игры всем участникам (обучающимся) необходимо ознакомиться с Бюджетным кодексом РФ, той его частью, которая закрепляет основы бюджетного процесса, с Законами Алтайского края: 1) от 03.09.2007 г. №75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае»; 2) от 10.10.2011 г. № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края»; 3) о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период и с другими материалами, необходимыми для удачного проведения игры.
Объектом обсуждения может быть как действующий уже Закон АК о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период, так и проект закона о краевом бюджете на предстоящий финансовый год.
Каждый из участников готовит свои заготовки и раздаточные материалы, беря в качестве образца текст Закона АК или законопроекта и внося свои дополнения, поправки (см. информацию на сайтах краевой администрации и краевого законодательного собрания Алтайского края по краевому бюджету).
Подготовленный материал студенты приносят на занятие, где используют при реализации своих ролевых функций. Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного с юридической, экономической и политической (принадлежность выступающего к определенной политической партии) позиции. Заседание ведет Председатель АКЗС.
Председательствующий на сессии краевого законодательного собрания должен ознакомиться с регламентом краевого законодательного собрания и практикой проведения сессий при рассмотрении и утверждении краевого бюджета.
Выступающие с докладами, содокладами, заключениями и другие участники деловой игры, участвующие в обсуждении законопроекта, должны высказать свои предложения об одобрении (или нет) законопроекта и его принятии. После предварительного совместного обсуждения (до деловой игры) студенты выбирают любой возможный по бюджетному законодательству вариант сюжета деловой игры.
Преподаватель во время деловой игры находится в аудитории, но не участвует в игровом занятии. По окончании игры подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом оценивается технико-юридическое обоснование подготовленных текстов выступлений и иных материалов (схем, графиков и др.), логика и осмысленность материала, умение соблюдать основные правила и принципы интерактивного занятия (каждый имеет право на собственное мнение; нет места критике личности выступающего, критикуется только идея; любое выступление - это информация к размышлению; стремление найти истину; быть доброжелательным, открытым для взаимодействия; придерживаться регламента; умение слушать и слышать других и т. п.); эмоциональный аспект и чувства.
При подведении итогов студенты тоже оценивают свои действия и действия группы, делятся впечатлениями от проведения занятия, высказывают предложения по модели проведения деловой игры и модели своего поведения.
|