Вторник, 26.11.2024, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие налогового права, налога и сбора

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимае­мый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятель­ности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого - одно из условий совершения в интересах платель­щика сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юри­дически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие: обязательность; индивидуальная безвозмездность; отчуж­дение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим ли­цам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются: обязательность; одно из условий совершения государственными и иными органами в инте­ресах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указан­ные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - налоговое право. Нормы нало­гового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных норма­тивных актах, регулирующих налоговые отношения.

Элементы налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налого­плательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

-       объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

-       налоговая база (ст. 53 НК РФ);

-       налоговый период (ст. 55 НК РФ);

-       налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

-       порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

-       порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

В необходимых случаях при установлении налога в нормативно­правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и осно­вания для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ). Со­гласно ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право: пользоваться льго­тами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законо­дательством о налогах и сборах; предоставлять налоговым органам доку­менты, подтверждающие права на льготы по налогам; знакомиться с акта­ми проверок, проведенных налоговыми органами; предоставлять налого­вым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок; в установленном порядке обжаловать решение налоговых орга­нов и действие их должностных лиц; другие права.

Обязанности у налогоплательщика, согласно ст. 23 НК РФ, возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установлен­ным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налого­вым законодательством должны, например: уплачивать законно установлен­ные налоги; вести бухгалтерский учет; составлять отчеты о финансово­хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет; представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты на­логов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчет­ность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выяв­ленного проверками налоговых органов; выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; да­вать сведения о прекращении своей деятельности, несостоятельности (бан­кротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения; выполнять другие обязанности.

Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возни­кающими в связи с взиманием налогов.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, со­стоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания. В нало­говых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплатель­щики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организа­ции. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении на­логов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами. Содержание налогового право­отношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

В налоговом законодательстве предусматриваются определенные пра­ва и обязанности субъектов налоговых правоотношений. Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекраще­ние налогового правоотношения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное проти­воправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего воз­раста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, кото­рые предусмотрены НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонару­шения.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответст­вующих оснований от административной, уголовной или иной ответственно­сти, предусмотренной законами Российской Федерации. Привлечение налого­плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пе­ни. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налого­вого правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причи­тающиеся суммы налога и пени. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в за­конную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обя­зано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонаруше­ния. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекае­мого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение на­логового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих об­стоятельств:

1)    отсутствие события налогового правонарушения;

2)     отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3)    совершение деяния, содержащего признаки налогового правонару­шения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4)   истечение сроков давности привлечения к ответственности за со­вершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение на­логового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующе­го дня после окончания налогового периода, в течение которого было со­вершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение на­логового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и приме­няются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотрен­ных статьями гл. 16 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего от­ветственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответ­ствующей статьей гл.16 НК РФ за совершение налогового правонаруше­ния. При наличии обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112, размер штрафа увеличивается на 100 %. Сумма штрафа, присужденного налого­плательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, пла­тельщика сборов или налогового агента только после перечисления в пол­ном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в оче­редности, установленной гражданским законодательством Российской Фе­дерации. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. В случае нарушения налогоплательщиком срока по­становки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения взыскивается штраф в размере 5 тысяч рублей. Наруше­ние налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заяв­ления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней вле­чет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предприни­мателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного вре­мени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей. Веде­ние деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взы­скание штрафа в размере 20 % доходов, полученных в период деятельно­сти без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или за­крытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в нало­говый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового право­нарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подле­жащей уплате (доплате) на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в нало­говый орган в течение более 180 дней по истечении установленного зако­нодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на ос­нове этой декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других не­правомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взы­скание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами на­логовых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответствен­ность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности. Для наступ­ления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налого­вого законодательства, необходимо наличие четырех условий: противо­правного поведения; вреда (ущерба); причинной связи между противо­правным поведением и наступившим вредом (ущербом); вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ в ст. 116-127 установил ответственность нало­гоплательщика за нарушение налогового законодательства. Уголовная от­ветственность налогоплательщика за нарушение налогового законодатель­ства. В соответствии с Федеральным законом от 13 июня 1996 г. «О введе­нии в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» с 1 января 1997 г. введен в действие новый Уголовный кодекс Российской Федера­ции, которым повышена ответственность за налоговые преступления. Ста­тьи 198, 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за укло­нение от уплаты налога.

Ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхово­го взноса в государственные внебюджетные фонды» Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный кодекс Российской Федерации» предусматривает наказание:

1)    лишение свободы на срок до двух лет;

2)     лишение свободы на срок до пяти лет.

Статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взно­сов в государственные внебюджетные фонды с организаций» предусмат­ривает наказание:

1)    лишение свободы на срок до четырех лет;

2)   лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов госу­дарственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц установ­лена ст. 35 НК РФ. Ответственность органов налоговой полиции и их долж­ностных лиц предусматривается в ст. 37 НКРФ. Ответственность банка за на­рушение налогового законодательства устанавливается ст. 132-136 НКРФ.

Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, ор­ганическая цельность и единство, непрерывное развитие и т. д. Итак, нало­говая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложе­ния. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятия «налоговая систе­ма» и «система налогов» (ст. 12-18 НК РФ) нетождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономиче­скими и политико-правовыми показателями.

Экономические показатели:

-    налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

-    соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;

-    соотношение прямого и косвенного налогообложения;

-    структура прямых налогов.

Политико-правовые показатели - соотношение компетенций централь­ных и местных органов власти.

Существует три варианта соотношения компетенции:

1)   разные налоги (это полное разделение прав и ответственности в ус­тановлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударст­венные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах);

2)   разные ставки (центральная власть вводит закрытый перечень нало­гов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью);

3)   разные доходы (суммы уже собранного налога делятся между власт­ными органами различных уровней).

Статья 13 НК РФ определяет федеральные налоги и сборы, ст. 14 - ре­гиональные, а ст. 15 - местные. Прямые налоги - налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, то есть его доходам, имуществу и дру­гим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фак­тический плательщики представлены одним и тем же лицом). Косвенные налоги - налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых това­ров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактиче­ского плательщика (разновидность косвенных налогов - акциз, налог на добавленную стоимость). Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продук­цию. Фактический же плательщик - потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Целе­вые налоги - налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых ор­ганов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и пла­тельщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помеще­ний и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так­же в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Особен­ности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных вне­бюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налого­вых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходи­мой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%