Вторник, 26.11.2024, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые основы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денеж­ных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кре­дит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юриди­ческих и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регу­лирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделя­ются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного де­фицита государство может прибегнуть к рефинансированию государствен­ного долга, то есть погасить старую государственную задолженность пу­тем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1)    по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить крат­косрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обяза­тельства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О го­сударственном внутреннем долге РФ»);

2)      по праву эмиссии они делятся:

а)   на выпускаемые центральным правительством;

б)  выпускаемые правительствами национально-государственных и ад­министративно-территориальных образований и органами местного само­управления, если это будет предусмотрено законом;

3)     по признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

а)   только среди населения;

б)   только среди юридических лиц;

в)   как среди юридических лиц, так и среди населения;

4)      по форме выплаты, доходов займы могут делиться:

а)  на процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купо­нов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к на­численному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б)  выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облига­циям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в)  беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего то­вара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5)      по методам размещения займы делятся:

а)  на добровольные;

б)  размещаемые по подписке;

в)   принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по под­писке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;

6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблига- ционные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а так­же путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных со­глашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размеща­ются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взима­ют комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную реали­зацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфля- ционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют опера­ции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, то есть Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской

Федерации». По этому Закону государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, пе­ред юридическими и физическими лицами, если иное не установлено зако­нодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности про­шлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внут­ренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распо­ряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме: кредитов, полученных Правительством РФ; государственных зай­мов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Пра­вительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных Прави­тельством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обяза­тельств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом. Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, усло­вия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Феде­рации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и вы­плате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится предста­вительными и исполнительными органами государственной власти. К ос­новным методам управления государственным долгом следует отнести сле­дующее. Рефинансирование - погашение старой государственной задол­женности путем выпуска новых займов. Конверсия - изменение размера до­ходности займа, например снижение или повышение процентной ставки до­хода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов. Унификация - объе­динение нескольких займов в один. Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску но­вых займов неэффективно для государства. Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств. Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания дол­говых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отме­чается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской дея­тельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требова­нию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соот­ветствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. В целях привлечения большего чис­ла вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Вклад до востребования - наиболее распространенный вид вклада, по­скольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберега­тельную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент. Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно внеся налич­ные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принима­ются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребо­вания. Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно выигрыши по этим вкла­дам проводятся в пределах города или региона. Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок. Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегатель­ного сертификата являются только физические лица, а депозитного - толь­ко юридические лица. Сертификат - ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и именным, право требования по нему мо­жет передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно при­влекательным для юридических лиц. Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинте­ресованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции. Валютная рента. Минимальная сумма вклада - 100 тысяч долларов. Начисленные проценты ежемесячно причисляются к остатку вклада. Срок хранения не ограничен. Гарантированы конфиденци­альность и анонимное обслуживание.

Важным аспектом сберегательного дела в любой стране является пра­вовое регулирование банковской тайны. Вопросы банковской тайны нало­жения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценно­сти, находящиеся в кредитной организации, урегулированы ст. 26 и 27 Фе­дерального закона «О банках и банковской деятельности». Так, в соответ­ствии со ст. 26 названного Закона кредитная организация, Банк России га­рантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осущест­вляющих предпринимательскую деятельность без образования юридиче­ского лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбит­ражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законода­тельными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их произ­водстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной ор­ганизацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотари­альным конторам по находящимся в их производстве наследственным де­лам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных ор­ганизаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, над­зорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотрен­ных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведе­ния об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредит­ных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федераль­ным законом.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудитор­ские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответ­ственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установ­ленном федеральным законом. Согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ, в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмеще­ния причиненных убытков. Согласно ст. 27 Федерального закона «О бан­ках и банковской деятельности» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению орга­нов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При на­ложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкла­дах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о на­ложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юри­дических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кре­дитной организации, может быть обращено только на основании исполни­тельных документов в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%