К концу XX - началу XXI века человечество пришло к большим научным и технологическим достижениям, коренным образом изменившим уклад жизни. Наука стала мощной производительной силой, а научно -технический потенциал - решающим фактором конкурентоспособности стран на мировом рынке. Новые идеи, технические и организационные решения, прогрессивные технологии все в большей степени влияют на общество и определяют успех его развития. Сложились качественно новые социальные и экономические механизмы, стимулирующие инновационное поступательное развитие среды человека, при котором необходимо обеспечить взаимодействие научнотехнического прогресса с обществом. Такое взаимодействие обеспечивается через право, имеющее большое значение в реформировании правоохранительной основы общества.
1
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября
2010 г. № 1772-р
По нашему мнению, проблема нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научно - технические инновации для выполнения задач, закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1 (далее - Концепция развития УИС), приобретает чрезвычайно актуальное значение. Ее разрешение, в свою очередь, реально возможно лишь при условии формирования адекватного представления об основных характеристиках инновации, инновационных процессов, инновационной деятельности, их движущих силах и закономерностях.
Понятия, выражающие содержание и специфику различных инновационных преобразований в обществе, начали входить в употребление еще в XIX веке. Одним из первых среди этих понятий было «нововведение», затем в начале XX века этот термин стал использоваться в экономической науке.
В связи с возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном развитии в XX веке все чаще в средства массовой информации, повседневный, деловой и научный обиход вводятся понятия, характеризующие различные проявления и стороны непрерывного инновационного процесса. Так, в 30-е годы XX века среди американских менеджеров становится популярным понятие «инновационная политика фирмы», под которой подразумевалось особое поведение (деятельность) фирмы, приводящее ее к успеху на рынке и получению прибыли не за счет манипулирования ценами, а путем обновления своей продукции[1]. После Второй мировой войны инновационная политика стала одним из важнейших элементов стратегии фирм в развитых капиталистических странах.
В экономике существует несколько определений понятия «инновация», вот два из них:
вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
новая техника, технология, являющиеся результатом достижения научно-технического прогресса, развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации[2].
Ряд ученых, в основном зарубежные (П.Ф. Друкер, Э. Менсфилд, Н. Мончев, И. Перлаки, Э. Роджерс, Б. Санто, Б. Твисс, Р. Фостер, В.Д.
Хартман, Й. Шумпетер и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание[3].
Б. Санто полагает, что инновация - это такой общественный технический экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам, изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может принести добавочный доход[4].
Принято считать, что в современном толковании термин «инновация» одним из первых ввел в научный обиход Й. Шумпетер[5]. Под инновацией он понимал воплощение научного открытия или технического изобретения в новой технологии (процессе) или в новом продукте. Ученый выделил пять типичных изменений:
использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материально - технического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.
Развивая идеи Й. Шумпетера, С.Д. Ильенкова дает следующее определение инновации: «Инновация - это изменения, главной функцией инновационной деятельности является функция изменения»[6].
А.В. Куликов под научно-техническим новшеством предлагает понимать «впервые созданное и использованное конкретное средство (или способ) человеческой деятельности (новая техника), удовлетворяющее общественным человеческим потребностям или направленное на достижение поставленных человеком целей и дающее реальный эффект в соответствующих сферах человеческой деятельности, в котором нашло практическое применение или воплотилось новое знание в виде научного открытия технического изобретения»[7].
Некоторые ученые дают более развернутое определение этого понятия: «...нововведение представляет собой процесс создания, распространения и использования новшества»[8] [9] [10].
Вместе с тем термин «инновация» латинского происхождения (in novati) и означает обновление, изменение, в широком смысле нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях, в узком смысле - первое использование изобретения, за которым следует его
3
распространение .
И.В. Ершова дает следующее определение инновации: «Под
инновациями (нововведениями, новшествами) понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в
~ 4
практической, в том числе предпринимательской деятельности» , то есть подчеркивает предпринимательский характер инновационной деятельности.
У Н.М. Розановой своя точка зрения на инновацию: «Инновация представляет собой процесс нововведений на основе научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок нового продукта посредством трансформации идей в опытные образцы и последующего его внедрения в повседневную жизнь производителей и потребителей. В более узком смысле инновация - это применение изобретения для создания нового или улучшения старого товара или процесса»[11].
В наиболее общем виде под инновацией понимают «...использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества»[12] [13].
С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и другие выделяют следующие свойства инноваций:
обладание новизной: научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла;
производственная применимость, предполагающая, что инновации могут применяться в различных отраслях экономики;
коммерческая реализуемость, предполагающая удовлетворение определенных запросов потребителей3.
Г.Д. Ковалев к вышеперечисленным свойствам инноваций добавляет:
приоритетность - характеризует потенциальную практическую полезность и конкурентоспособность, а также экономическую безопасность использования новшества;
универсальность - соответствует потенциальной возможности новшества быть использованным в различных предпринимательских сферах;
безопасность - связана с экологическими последствиями использования новшества (в первую очередь с уровнем ресурсоемкости), а также с гарантиями безопасности людей и надежности техники в производстве;
технологичность - характеризуется способностью новшества включаться в технологическую систему с улучшением ее характеристик;
социальность - связана с социальным эффектом от использования новшества[14].
Некоторые ученые в качестве признака инновации указывают ее эффективность[15]. Например, Р.А. Фатхутдинов под инновацией понимает конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научнотехнического и другого эффекта[16].
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»)[17]. Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В Российской Федерации впервые на законодательном уровне дано определение инновации, инновационной деятельности в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы»[18], в котором под инновацией (нововведением) следует понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
В проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» предлагалось под инновацией понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте[19].
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах, технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов[20].
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится их классификация.
В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности производителей и потребителей инноваций, И.В. Ершова выделяет инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг[21].
В промышленности различают два вида инноваций:
продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта;
процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода.
Технологически новый продукт - это продукт, характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное исполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов. Технологически усовершенствованным будет считаться существующий продукт, в котором улучшены его качественные характеристики, повышена экономическая эффективность использования.
В сфере услуг инновацией считается услуга, если ее характеристики или способы оказания являются новыми или качественно усовершенствованными в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будут считаться: новая компьютерная система непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов УИС, интеграция автоматизированных систем УИС с автоматизированными системами судебных и правоохранительных органов; перевод всех документов информационных фондов и архивов учреждений и органов УИС в цифровой формат и др.
Таким образом, инновации в уголовно-исполнительной системе могут основываться на применении принципиально новых технологий или новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные технологии производства, оборудование или программные средства, а новые знания - результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации и навыков.
В Научно-исследовательском институте системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности субъектов[22]. По этому признаку выделяются инновации: технологические, производственные,
экономические, торговые, социальные, в области управления.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий[23]:
по распространенности:
единичные, то есть осуществленные на одном объекте;
диффузные, распространяемые по многим объектам;
по месту в производственном цикле:
сырьевые;
обеспечивающие (связывающие);
продуктовые;
по преемственности:
замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции;
отменяющие, которые исключают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их новыми;
возвратные, когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям и приходится возвращаться к его предшественнику;
открывающие, то есть создающие средства и имеющие сопоставимых функциональных предшественников;
ретровведения, использование старых открытий в новом качестве;
по охвату ожидаемой доли рынка:
локальные (отдельные приспособления);
системные (технологические и организационные системы);
стратегические (принципы производства и управления).
по инновационному потенциалу и степени новизны:
радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);
комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).
На наш взгляд, применительно к инновационной деятельности с правовых позиций можно выделить объект такой деятельности в форме комплексных и собирательных понятий «интеллектуального продукта» и «готового товара»[24].
К интеллектуальному продукту или готовому товару относится следующая продукция:
научно-техническая продукция фундаментального характера (открытия, научные теории, математические методы);
научно-техническая продукция прикладного характера (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
продукция информатики (программы для ЭВМ, базы данных).
В статье 2 Федерального закона «О науке и государственной научно - технической политике»[25] (далее - Федеральный закон «О науке...») даются основные понятия, в том числе понятие научного и (или) научнотехнического результата и научной и (или) научно-технической продукции. По нашему мнению, в данные определения необходимо включить такой признак инновации, как способность к правовой охране, поэтому указанные определения следует изложить в следующей редакции:
«Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, способный к правовой охране, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе».
Таким образом, рассмотренное выше определение инновации и их видов весьма неоднозначно представлено в научной литературе, где наблюдается множество подходов к его смыслу и содержанию. В уголовно - исполнительной системе термин «инновация» практически не используется. Об инновациях говорится лишь в Концепции развития УИС. Так, в третьем разделе III главы говорится о повышении эффективности управления уголовно-исполнительной системы, путем использования инновационных разработок и научного потенциала. В четвертом разделе предлагается внедрить инновационные технологии в психологическую работу с осужденными. В седьмом разделе сокращение штатной численности работников УИС предполагается произвести за счет использования в работе инновационных технологий.
Нововведения в практике ФСИН России обычно обозначаются как передовой опыт. В нормативных документах, регламентирующих деятельность ФСИН России[26], постоянно упоминается о передовом опыте, а в выступлениях руководителей, планах и отчетах чаще стали использовать термин «инновация»[27]. Таким образом, подразумевается их идентичность. В действительности же это, как нам представляется, два разных понятия, неверная трактовка которых может привести к управленческим ошибкам. Поэтому становится столь важной правильная квалификация специалистами, привлекаемыми к работе, того или иного новшества: является ли оно результатом внедрения передового опыта или несет в себе элементы инновации. Попытаемся в этом разобраться.
В словаре С.И. Ожегова слово «передовой» толкуется как «движущийся или находящийся впереди, не останавливающийся в развитии, прогрессивный»[28]. В управленческой литературе содержится ряд признаков, уточняющих понятие «передовой опыт», а именно: новизна, эффективность (результативность), репрезентативность (способность оставаться результативным при использовании его иными органами), преемственность, стабильность, соответствие законам и подзаконным актам[29]. С нашей точки зрения, именно новизна и есть тот отличительный, ключевой признак, который разграничивает эти два понятия. Таким образом, как нам представляется, передовой опыт может быть практически в каждом или во многих подразделениях ФСИН России и является достоянием конкретного учреждения или органа ГУФСИН (УФСИН) региона. Однако его не всегда можно назвать инновационным, новым решением, предполагающим существенное улучшение деятельности учреждений и органов уголовноисполнительной системы.
В целях устранения противоречий и путаницы, а также для принятия точных управленческих решений, на наш взгляд, в ведомственные нормативно-правовые акты необходимо ввести понятия инновации, инновационного проекта и инновационной деятельности, максимально приближенных к деятельности уголовно-исполнительной системы. Кроме того, нужно дать четкое разграничение передового опыта и инновации, разработать инновационную инфраструктуру, способствующую реализации инноваций, включая предоставление управленческих, материальнотехнических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
На наш взгляд, понятие инновации в уголовно-исполнительной системе следует трактовать, как впервые созданное (или усовершенствованное) и используемое конкретное средство (или способ) служебной деятельности, удовлетворяющее потребностям развития УИС, направленное на достижение поставленных задач и дающее реальный положительный эффект в деятельности уголовно-исполнительной системы.
В первые годы реформ, после принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., инновационная сфера России не имела необходимой правовой основы, что свидетельствовало об отсутствии внимания к ней со стороны органов законодательной и исполнительной власти.
Начиная с 1996 г. сформированы такие базовые документы, как Гражданский кодекс Российской Федерации, «Доктрина развития российской науки», утвержденная Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г., Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно - технической политике», Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» и т. д.
За последние три года государство приняло около 800 нормативноправовых актов, регулирующих инновационные вопросы практически во всех сферах деятельности общества. Наиболее значимыми из них являются Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 18 июня 2012 г. № 878 «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России», Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2012 г. № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности», Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 93 «Об утверждении перечня научных и инновационных организаций, которые имеют право приглашать в Российскую Федерацию иностранных граждан в качестве научных работников или преподавателей для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью без разрешения на привлечение и использование иностранных работников», Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и др.
Правовое регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется также на уровне субъектов Российской Федерации. Некоторые ученые отмечают, что необходимость такого регулирования на региональном уровне «..вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения права (например, для эффективности правореализации) необходимо учитывать местные условия - природные (наличие полезных ископаемых, условий для прокладки транспортных коммуникаций, климатические условия), социальные (трудовые ресурсы, их квалификация, общий уровень жизни), экономическое развитие территории, удаленность от регионов - экономических партнеров и т. д. Во-вторых, сама федеративная модель построения государства предполагает наличие определенных прав по регламентации экономических отношений субъектами Федерации...»[30].
За последние 3-4 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации ввели в действие более 400 нормативно-правовых актов, в той или иной степени направленных на развитие инновационной деятельности в своих регионах, о создании различных фондов или иных организационных структур для поддержки инновационной деятельности. Законы или иные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые связаны с формированием либо поддержкой малого бизнеса, практически всегда затрагивают проблемы развития инновационной деятельности в регионе. Субъекты Российской Федерации разработали и приняли законы о научнотехнической и инновационной деятельности, например «Об инновационной деятельности в Пермском крае»[31], Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности»[32], Закон Чувашской Республики «О науке и научно-технической политике в Чувашской Республике»[33]. Список таких законов можно продолжить[34] [35].
Согласимся с И.В. Ершовой в том, что в нормативных актах и научной
~ 6
литературе нет единого подхода к определению инновационной деятельности . Так, в Федеральном законе «О науке...» под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновации, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
На наш взгляд, инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе присущи следующие признаки:
Инновационная деятельность характеризуется самостоятельностью. Данный признак «указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, то есть своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность»[36]. Однако следует согласиться с утверждением В.Ф. Попондопуло о том, что «деятельность учреждений не может быть отнесена к предпринимательской»[37]. Как указывает Н.С. Матвеева, «производственный сектор УИС становится важнейшей формой реализации государством своих социальных функций, а развитие предпринимательства, частно-
государственного партнерства выступает предпосылкой и основой для успешного функционирования производственного сектора УИС»[38] [39].
О.М. Олейник отмечает: «...предпринимательство некоммерческих юридических лиц как дополнительная деятельность осуществляется, хотя и на основе и в пределах норм и правил, установленных законом или собственником, но решение об ее осуществлении принимается самим учреждением самостоятельно. Это решение охватывает как временные, так и иные параметры деятельности. Собственник в данном случае не принуждает
4
к осуществлению деятельности, а только создает предпосылки для нее» .
Иначе говоря, хозяйственная (предпринимательская) деятельность может осуществляться как самим учреждением УИС, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.
Инновационная деятельность сопряжена с риском. По мнению О.А. Городова, на успех инновационной деятельности оказывают влияние неблагоприятные факторы, природа которых коренится в социальноэкономических, психологических и других условиях, существующих в данный период времени и определяющих так называемый инновационный климат. Среди этих факторов он называет инновационный риск как вероятность потерь, возникающих при инвестировании в создание инновации, инфляционные процессы, длительность оборота капитала в инновационной сфере, междисциплинарные барьеры между учеными и специалистами различных отраслей знания[40].
В уголовно-исполнительной системе к этому добавляется «наличие противоречий законодательного, экономического и организационного характера, сдерживающих развитие предпринимательства в УИС»[41].
Регулирование Федеральной службой исполнения наказаний инновационной деятельности.
Регулирование ведомственной инновационной деятельности должно осуществляться с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой ведомственного регулирования служат правовые акты. Это многочисленные нормативные акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на достижение поставленной цели.
Ведомственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов.
Прямое воздействие предусматривает:
Правовое обеспечение инновационной деятельности - совокупность нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование отношений ее участников в процессе создания и реализации инноваций. Правовое обеспечение базируется на действующем законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также отраслевых и ведомственных нормативных документах.
На наш взгляд, необходимо создать правовое обеспечение инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе, которое должно представлять собой систему норм права, регулирующего общественные отношения: при определении правового режима объектов интеллектуальной собственности, в частности инновации (инновационного продукта); при регламентации процессов создания, распространения и использования инновации (инновационного продукта); при создании специальных организационных структур, компетенцию которых образует управление инновационным процессом; при разработке системы правовых мер, способов, средств, стимулирующих развитие инновационной деятельности.
Создание специального подразделения, занимающегося организационной деятельностью в сфере инноваций. Задачами такого подразделения должны стать сбор, передача, обработка информации путем ее систематизации, обобщения и анализа, осуществление деятельности, направленной на внедрение новшеств и их распространение, разработка научно обоснованных предложений, на основе которых будут приниматься решения, в том числе стратегического характера. Для реализации этих задач предлагается создать специализированное подразделение - Центр инновационной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (ЦИД ФСИН России). Оптимально, по нашему мнению, создать данное подразделение на базе НИИ ФСИН России, так как на него возложены обязанности по организации работы в целях изучения и научно-методического сопровождения передового опыта, формирования единого информационного банка данных передового пенитенциарного опыта и издания сборников «Библиотека передового опыта».
Прямое государственное финансирование из бюджета различных научных исследований и проектов в форме государственных субсидий, субвенций, государственных заказов и т. п. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» определены государственные научно-технологические приоритеты, в рамках которых начато финансирование конкретных проектов. Кроме того, предполагается формирование механизмов государственно - частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании исследований и разработок.
Разработка целевых ведомственных программ. Износ зданий и сооружений достиг 62,2 %, машин и оборудования - 72,5 %, по лесовозной и лесозаготовительной технике приблизился к 90 %. Высокие темпы инфляции, отсутствие действенной экономической поддержки производственного сектора УИС со стороны государства, постоянное отвлечение полученных этим сектором доходов для пополнения недостающего бюджетного финансирования УИС, а также реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий УИС и создание центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских в ИУ не только привели к постоянной нехватке оборотных средств у производственных структур, но и выявили несовершенство существующих экономических механизмов управления названным сектором, включая организационное, финансовое, налоговое, правовое направления[42]. Следовательно, необходимы целевые инновационные программы, направленные на решение конкретных проблем в УИС.
Косвенное (экономическое) воздействие предусматривает такие механизмы, которые позволяют государству стимулировать поведение участников инновационной деятельности, направлять их деятельность на достижение определенных целей. Из мировой практики наиболее важными представляются три основных метода: налоговое стимулирование,
стимулирование через амортизационную политику, прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. При этом выбор цели стимулирования является определяющим в налоговой политике[43].
Система косвенного стимулирования инновационной деятельности должна включать:
Научные исследования, направленные на реализацию критических приоритетов (фундаментальные исследования, прикладные НИОКР), финансируемые из федерального бюджета, освобождаемые от всех налогов и сборов (кроме страховых взносов в государственные социальные фонды). Субъектами бюджетного финансирования должны быть образовательные учреждения и научно-исследовательские институты ФСИН России, а также отдельные ведущие государственные научные организации отраслевого профиля.
По прорывным и социально ориентированным проектам в Налоговом кодексе Российской Федерации необходимо предусмотреть следующее налоговое стимулирование:
освободить от налога инвестиции, направленные на освоение в производстве учреждений и органов УИС новых видов техники и материалов;
предоставлять инвестиционный налоговый кредит учреждениям и органам УИС сроком до 5 лет;
освободить от налога на добавочную стоимость и таможенных пошлин на ввозимые импортируемое оборудование, сырье, материалы, лицензии, новые технологии, необходимые для реализации инвестиционного проекта в уголовно-исполнительной системе, а также понизить налоги и пошлины по социально ориентированным приоритетам;
разрешать учреждениям и органам УИС учитывать затраты на НИОКР, подготовку и освоение производства в течение нескольких лет планового срока освоения, включая их на себестоимость продукции;
снять ограничения на ускоренную амортизацию научного и технологического оборудования, амортизационный срок службы назначать не по физическому, а моральному износу оборудования;
при исчислении налога на имущество не включать в налогооблагаемую базу учреждений и органов УИС стоимость машин, оборудования, опытных образцов и других изделий, переданных для испытаний и экспериментов на создание научно-технической продукции.
Воздействие Федеральной службы исполнения наказаний на инновационную деятельность должно носить комплексный характер, не ограничиваться управлением инновациями, а предпринимать меры по прогнозированию развития данного направления. Научные и инновационные прогнозы должны стать составной частью прогнозов развития как ФСИН России в целом, так и ее территориальных подразделений. На основе прогнозов ее руководство должно определить приоритеты научной и инновационной политики.
На основе прогнозов и выявленных приоритетов развития научной и инновационной сферы ФСИН России будет разрабатывать и утверждать ведомственные инновационные программы и программы поддержки инновационной деятельности. При формировании соответствующих программ должен осуществляться конкурсный отбор включенных в них инноваций и проектов развития инновационной инфраструктуры.
На наш взгляд, для совершенствования нормативно -правового обеспечения, направленного на регулирование инновационной деятельности, а также для эффективного планирования и прогнозирования инновационной
деятельности в уголовно-исполнительной системе необходимо проведение
1
мониторинга, который должен охватывать следующие направления :
нормативно-правовую базу;
организационную структуру;
систему управления;
интеллектуальный потенциал;
сферу образования в области инновационного менеджмента;
финансово-кредитную систему;
инновационную политику государства (региона).
Большое значение при этом нужно придавать развитию системы информационного обеспечения на основе формирования интегрированных банков данных коллективного пользования на базе современной вычислительной техники с организацией быстрого доступа к ним сотрудников непосредственно с рабочих мест. Предстоит поэтапное внедрение новых методов работы с информацией, в частности формирование единой методологии сбора, обработки, хранения и защиты информации оперативного, справочного и статистического назначения.
Предполагается также осуществлять сотрудничество с пенитенциарными учреждениями других государств в форме обмена научно - технической, статистической информацией; совместного и согласованного проведения различных научных мероприятий; взаимных стажировок и обучения специалистов и т. д.
См. подробнее: Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) / Н.И. Лапин [и др.] // Структура инновационного процесса. М., 1984. С. 5.
[2] См.: Большой экономический словарь/ под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1998. С. 215.
[3] См.: Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989. С. 23.
[4] См.: Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. М., 1990. С. 83.
[5] См.: ШумпетерЙ.А. Теория экономического развития. М., 2007. С. 152.
[6] Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 7.
[7] Куликов А.Г. Инновационная концепция научно-технического процесса // Структура инновационного процесса. С. 51.
[8] Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) // Структура инновационного процесса. С. 10.
[9] Тихомирова Л.В., ТихомировМ.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2002. С. 972.
[10] Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 320.
[11] Розанова Н.М. Структура рынка и стимулы к инновациям // Проблемы прогнозирования. 2002. № 3. С. 93.
[12] См.: Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. СПб., 1998. С. 4.
[13] См. подробнее: Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин [и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. М., 2004. С. 9-19.
[14] См.: Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. М., 2004. С. 92-93.
[15] См. напр.: Инновационный менеджмент / под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. М., 2004. С. 31-33; Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова [и др.]. С. 307-314.
[16] См.: Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. 6-е изд., испр. и доп. СПб., 2008. С. 17.
[17] См. подробнее: Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / под ред. Л.М. Гохберга. М., 1996.
[18] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 32. Ст. 3886.
[19] См: О проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политики»: Постановление Государственной Думы Федер. Собрания Рос. Федерации от 16 июня 1999 г. № 4125-II.
[20] См.: Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова [и др.]. С. 19.
[21] См.: Ершова И.В. Указ. соч. С. 321-322.
[22] См.: Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова [и др.]. С. 21-22.
[23] См.: Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989. С. 270-275.
[24] См.: ДойниковИ.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. М., 1997. С. 229.
[25]См.: О науке и государственной научно-технической политике: Федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // СПС КонсультантПлюс.
исполнения наказаний»; от 1 сентября 2005 г. № 741 «Об утверждении Положения о координационно-методическом совете Федеральной службы исполнения наказаний» и др.
[27] См.: Участие директора ФСИН России в XIV международной конференции ICPA в Мексике (28 октября - 2 ноября 2012 года) «Общесистемные инновации и изменения» (23.12.2012); В Смоленске определили лучшего начальника караула спецподразделений по конвоированию среди регионов ЦФО (29.10.2012); В Мурманске прошел семинар-тренинг для психологов УИС области (17.10.2012); В библиотеке ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан появились электронные книги (04.06.2012) и др. URL: http://www.fsin.su/news/
[28] Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 433,
480.
[29] Иванов Н.Н., Копейкин А.Ф., Русаков В.Я. Организация изучения и внедрения передового опыта в органах внутренних дел: лекция. М., 2008. С. 8-10.
[30] Карягин Н.Е., Михайлов А.В., Челышев М.Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический. СПб., 2003. С. 87.
[31] См.: Закон Пермского края от 11 июня 2008 г. №238-ПК // СПС КонсультантПлюс.
[32] См.: Саратовские вести. 1997. 11 авг.
[33] См.: Собрание законодательства Чувашской Республики. 2002. №7. Ст. 294.
[34] См., напр.: «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области», «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области», «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», «Об инновационной деятельности в Томской области» и др.
[35] См.: Ершова И.В. Указ. соч. С. 323.
[36] Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: учебник: в 2 ч. / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.А. Джобава [и др.]; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 5.
[37] Там же.
[38] Матвеева Н.С. Государственное регулирование предпринимательства в производственном секторе уголовно-исполнительной системы России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011. С. 2.
[39] Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / отв. ред. О.М. Олейник. М., 2003. Т. 1. С. 21.
[40] См.: Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 10.
[41]Матвеева Н.С. Указ. соч. С. 3.
[42] См.: МатвееваН.С. Указ. соч. С. 3.
[43] См.: ГерчиковаИ.Н. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 616-618.
|