Вторник, 26.11.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование государственных расходов

Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону стра­ны, развитие производства, социально-экономические и культурные потреб­ности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств. Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия за­трат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов.

Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расхо­дов бюджетными средствами, является представляющий интересы госу­дарства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществля­ет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Второй участник правоотношений при бюджетном финансировании - кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджет­ный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассиг­нования. Кредитное учреждение принимает участие в кассовом исполне­нии бюджета и контроле за соблюдением финансовой дисциплины.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансирова­нии выступает распорядитель бюджетных кредитов - руководитель учре­ждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распо­ряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, перево­дить их нижестоящим распорядителям.

Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Орган государства, представляющий его ин­тересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отноше­ния в области бюджетных расходов, применяет к органу, получающему бюджетные ассигнования, метод властного воздействия. Государство в од­ностороннем порядке устанавливает виды расходов, финансируемые из бюджета за любые нарушения государственных предписаний. Однако фи­нансовый орган, как и все участники этого вида финансовых правоотно­шений, лишен права оперативной самостоятельности: он не решает вопро­сы о целесообразности, размерах и сроках расходования бюджетных средств. Все предрешено заранее органами государственной власти и управления. Субъект отношений, нарушивший предписание государства, неизбежно несет ответственность. Государственные расходы осуществля­ются разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование - безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствую­щей деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях воз­вратности и возмездности. Расходы государства финансируются в ос­новном за счет дохода общества, который концентрируется в государст­венном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет при­были предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т. д. Понятие расходов государства шире, чем поня­тие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть об­щих расходов государства.

Расходы государственного бюджета - это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капи­тальные вложения, зарплата, командировки и т. д.); максимальной эффек­тивности использования, то есть обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии - системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для полу­чения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом - с наиболее целесообразным использованием денеж­ных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратное и безвозмезд­ное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвер­жденной сметой. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводствен­ной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее со­держание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на ос­нове финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат, со­гласно сметам, закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигно­ваний.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения соци­альной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-иссле­довательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строитель­ство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Феде­рации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важное направление использования государственных средств - расхо­ды на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ве­домства Российской Федерации, территориальные органы государственно­го управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации. Смета - это финансово­плановый акт, определяющий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреж­дений и организаций, а также план финансирования учреждений и расхо­дования бюджетных смет.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому исполь­зованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресур­сов. По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на сметы централизованных мероприятий, индивидуальные и сводные.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерст­вами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного само­управления на расходы, связанные с проведением централизованных ме­роприятий, например проведение конференций, августовских чтений учи­телей и т. д. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы под­ведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные меро-приятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централи­зованном порядке Министерством финансов РФ. Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для одно­типных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

а)  общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распреде­лением по кварталам и направлениям расходов;

б)  оперативно-производственные показатели, необходимые для опре­деления расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контин­гент (число классов, коек в больнице и т. д.);

в)   расчеты по отдельным статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер. В течение года сеть бюджетных учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление. Нормы расходов - это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные.

Денежные нормы - стоимостное выражение натуральных (они полу­чаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на госу­дарственную цену). По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управ­ления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т. д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу).

Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета.

Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавли­ваются вышестоящей организацией. При определении расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями Правительства, решениями местных органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, ком­мунальные услуги и т. д. Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов самоуправления, с тем, чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответст­вующих бюджетов, из которых финансируются учреждения. В двухне­дельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне Федерации, субъектов Федерации и административно-терри­ториальных образований вышестоящие распорядители бюджетных креди­тов утверждают сметы расходов учреждений и сметы на централизованные мероприятия.

Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюдже­тов учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех эк­земплярах сметы, руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомст­вам, утверждаются вышестоящими организациями, которым они подчине­ны. Распределение бюджетных ассигнований в смете по кварталам произ­водится в соответствии с поквартальной разбивкой соответствующего бюджета. К смете прилагается пояснительная записка, в которой содер­жатся подробные обоснования и расчеты по каждому виду расходов и их объему в целом. В течение двух месяцев после утверждения бюджетов фи­нансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов бюджетных учреждений.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%