Исходя из анализа целей и функций инновационной деятельности ФСИН России, учитывая важность их осуществления для дальнейшего развития УИС в целом, считаем необходимым создание организационной системы, координирующей инновационную деятельность ФСИН России. Задачами такого подразделения должны стать сбор, передача, обработка информации путем ее систематизации, обобщения и анализа, осуществление деятельности, направленной на внедрение новшеств и их распространение, разработка научно обоснованных предложений, на основе которых будут приниматься решения, в том числе стратегического характера. Для реализации этих задач предлагается создать специализированное подразделение - Центр инновационной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ЦИД ФСИН России, Центр). Оптимально, на наш взгляд создать данное подразделение на базе НИИ ФСИН России, так как на него возложены обязанности по организации работы по изучению и научно-методическому
сопровождению передового опыта, формированию единого
информационного банка данных передового пенитенциарного опыта и издание сборников «Библиотека передового опыта»[1].
При проведении социологического опроса сотрудников ФСИН России было установлено, что большинство из них (59 %) считают необходимым создание специальных структур, которые будут заниматься разработкой инновационных нововведений в уголовно-исполнительной системе (прил. 1), причем, по мнению большинства из них, такие службы должны функционировать на федеральном уровне.
Мысли автора подтверждаются также научными выводами,
сделанными разработчиками в области управления, например В.А. Винокуровым, который пишет: «В современных условиях для уменьшения потерь ресурсов совершенствование механизмов должно включать создание проблемно-ориентированных подразделений»[2].
На наш взгляд, аргументированными обоснованиями в пользу создания ЦИД ФСИН России являются следующие:
Субъектами инновационной деятельности выступают структурные подразделения на всех уровнях управления, не представляя в своей совокупности системы в силу разрозненности и отсутствия четкости в функциональных обязанностях.
Отсутствует четкость в планировании инновационной деятельности.
Недостаточно высок уровень информационного и методического обеспечения.
Имеет место слабое материально-техническое обеспечение, отсутствие системы материального стимулирования сотрудников.
Создание ЦИД обусловлено современными требованиями и является непременным условием достижения позитивных изменений и постоянного развития уголовно-исполнительной системы. Таким образом, механизм инновационной деятельности создается под воздействием объективно необходимых условий для реализации конкретных задач, и от эффективности работы этого подразделения будет зависеть адаптивность Федеральной службы исполнения наказаний.
В настоящее время лишь Центральный экспертный совет может выполнять функции органа, координирующего деятельность по передовому опыту, поскольку в его задачи входят рассмотрение конкретных материалов и оценка их значимости и актуальности для уголовно -исполнительной системы. Необходимо отметить, что ЦЭС ФСИН России[3] не является постоянно действующим органом, имеющим штат сотрудников для сбора и оценки поступающих материалов, подготовки необходимых документов. Это совещательный (консультативный) орган, который рассматривает вопросы внедрения и распространения новых эффективных форм и методов работы пенитенциарных учреждений, собирающийся на заседания по мере необходимости. В его состав входят начальники управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата ФСИН России, то есть сотрудники, выполняющие большой объем административной работы по месту своей основной службы. Подготовка заключений по выносимым на рассмотрение вопросам, обобщение материалов и контроль за исполнением принятых решений возлагаются на секретаря ЦЭС ФСИН России, который, будучи заместителем начальника НИИ ФСИН России, выполняет и другие функции, не относящиеся к деятельности ЦЭС ФСИН России.
Следовательно, не имея постоянно действующего штата, способного самостоятельно собирать информацию о новшествах, анализировать ее, вникать во все нюансы инновационной деятельности, ЦЭС ФСИН России не может в полной мере координировать инновационную деятельность. Только специальный орган, наделенный функциями, перечисленными ниже, может в полной мере обеспечить координацию инновационной деятельности.
Говоря о создании Центра координации инновационной деятельности, мы не ведем речь об очередном образовании крупномасштабного, многочисленного подразделения, на функционирование которого предполагается затратить большие материальные средства. Мы предлагаем реорганизовать в ЦИД ФСИН России отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС НИИ ФСИН России, осуществляющий подготовку ежегодного Межрегионального плана изучения и распространения передового опыта уголовно-исполнительной системы и занимающийся изучением, обобщением и научно-методическим сопровождением передового опыта, новых форм и методов работы учреждений и органов в ФСИН России.
Основными функциями этого подразделения должны стать:
изучение организации работы ФСИН России по совершенствованию служебной деятельности на основе передового опыта, научных и технических достижений;
планирование инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе и проведение экспериментов;
контроль выполнения мероприятий, предусмотренных планами работы по инновационной деятельности и проведению экспериментов;
сбор, обработка, систематизация и накопление:
документов о результатах выполнения текущих и перспективных планово ФСИН России по инновационной деятельности;
программ и отчетов по проводимым экспериментам;
научных исследований, содержащих рекомендации по совершенствованию деятельности уголовно-исполнительной системы;
материалов о передовом опыте, в том числе выявленных при инспектировании и проверке деятельности территориальных органов ФСИН России;
отчетов о зарубежных поездках и результатов изучения международного опыта в области исполнения уголовных наказаний;
анализ и оценка материалов инновационной деятельности ФСИН России, составление на их основе справок, обзоров, методических рекомендаций;
консультирование по программированию, внедрению и другим вопросам организации инновационной деятельности, оказание практической помощи;
подготовка и издание информационного сборника ФСИН России, отражающего инновационную деятельность;
обеспечение территориальных подразделений ФСИН России всех уровней и направлений информационными материалами об инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе;
оценка состояния ФСИН России, выявление отклонений и причин снижения эффективности функциональных структур, разработка программ и предложений по устранению данных причин;
разработка проектов нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность ФСИН России;
внесение предложений об изменениях в организационной структуре ФСИН России, инструкциях, положениях, функциональных обязанностях и других нормативно-правовых документах;
подготовка материалов для обсуждения на коллегии ФСИН России, на совещаниях при заместителях директора ФСИН России;
разработка заданий научно-исследовательским и образовательным учреждениям на проведение ими специализированных исследований, аналитической работы и прогнозов;
организация исполнения программ или планов инновационной деятельности;
разработка тематики и организации оформления экспозиций выставочного комплекса;
организация научно-практических конференций, семинаров, совещаний, конкурсов и т. п.
Указанный перечень функций отражает значимость данного подразделения и его особое место в структуре управления. Центр не должен решать текущие (оперативные) задачи деятельности ФСИН России, его работа направлена на перспективу, на развитие уголовно-исполнительной системы, она носит стратегический характер.
В соответствии с функциями, названными выше, считаем необходимым закрепление в Центре ответственных по отраслевым направлениям деятельности ФСИН России, информационным технологиям.
Эти должностные лица будут заниматься сбором информации об инновациях, причем такая информация должна поступать из различных источников, среди которых могут быть следующие: сообщения из
учреждений и органов ФСИН России о новых формах и методах работы, материалы инспекторских проверок, отчеты, аналитические справки, статьи и др. Поступающая информация должна тщательно изучаться, подвергаться обобщению и анализу. В результате будет произведен отбор наиболее значимых материалов, несущих в себе действительно что-то новое, прогрессивное. Все это должно найти отражение в отчетах, справках, обзорах, а также в материалах, подготовленных для обсуждения на совещаниях при заместителе директора и на коллегиях ФСИН России.
Сотрудники данного подразделения должны вести учет инициативных предложений и внедряемого опыта, осуществлять организацию работы в учреждениях и органах ФСИН России по апробации, программированию и экспериментальной проверке новых передовых форм и методов деятельности. Их обязанностью будет не только ведение наблюдения за внедрением новшества в деятельность подразделений, но и контроль и оказание практической помощи: очевидно, что констатировать факт наличия проблемы недостаточно, важно найти наиболее эффективные пути ее решения и, самое главное, реализовать их.
Важным направлением работы подразделения станет информационно-издательская деятельность. Необходимо осуществлять подготовку сборников информационных материалов об инновационной деятельности уголовно-исполнительной системы, публиковать результаты инспектирования, статистические и аналитические данные по выездам в командировки сотрудников центра, готовить сборники рефератов информационно-управленческих и аналитических материалов, научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, библиографические указатели литературы справочно-информационного фонда ФСИН России, материалов зарубежной прессы и т. д.
Одним словом, любой материал по инновациям, представляющий интерес, должен быть опубликован и доведен до всех учреждений и органов ФСИН России.
Центру, ответственному за подготовку совещаний, конференций, семинаров и выставочно-экспозиционного комплекса, предстоит сыграть значительную роль в пропаганде инновационной деятельности.
Необходимость всестороннего обсуждения вопросов и проблем, связанных с выявлением и внедрением инноваций, программированием, апробацией, проведением социальных экспериментов и т. д., бесспорна. В ходе обсуждения могут быть найдены решения по многим вопросам развития уголовно-исполнительной системы. Материалы совещаний, конференций и других подобных мероприятий должны публиковаться и доводиться до сведения сотрудников ФСИН России всех уровней, так как они могут быть не только источником информации о новшестве, но и предпосылкой для разработки очередных инноваций. Кроме того, проведение подобных мероприятий будет в определенной степени показателем или демонстрацией той работы, которая проводится Центром.
На наш взгляд, гласности и открытости в деятельности Центра, пропаганде новшеств, а также повышению профессионального мастерства сотрудников УИС в большей степени будет способствовать постоянно действующий выставочно-экспозиционный комплекс. Здесь могут проводиться занятия по служебной подготовке с любым подразделением ФСИН России и занятия слушателей учебных заведений уголовно - исполнительной системы, курсов повышения квалификации и т. д.
В структуру Центра должен войти справочно-информационный фонд (СИФ) инновационной деятельности ФСИН России. В нем должны быть сосредоточены различные материалы, отражающие инновационную деятельность не только учреждений и органов ФСИН России, но и учебных заведений, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций страны. Для облегчения поиска нужных документов СИФ необходимо оборудовать компьютерной техникой и оснастить современным программным обеспечением. Полагаем, что никаких препятствий в получении информации открытого характера для сотрудников ФСИН России не должно быть. Какие-либо ограничения могут сыграть негативную роль в пропаганде и внедрении инноваций. Считаем, что по запросам должны направляться копии нужных материалов.
В состав Центра также должна войти группа консультантов по внедрению инноваций (возможно, это будут внештатные специалисты). В целях придания инновационной деятельности системного и комплексного характера в территориальных органах ФСИН России необходимо назначить должностных лиц, которые войдут в состав данной группы. Эти сотрудники будут оказывать консультативную помощь не только по месту своей работы, но и непосредственно выезжать в учреждения своих регионов. В их функциональные обязанности будет входить оказание практической помощи по внедрению инноваций, их апробации, программированию, проведению экспериментов. Они могут осуществлять выезды в составе бригад и комплексных групп для проведения инспекторских проверок, изучения опыта и т. д. Не уменьшая роли других сотрудников, следует подчеркнуть большую практическую значимость работы группы консультантов по пропаганде и внедрению инноваций.
По мнению автора, особую важность будет иметь деятельность в области стратегических инноваций. Во-первых, в Центре после тщательного анализа и оценки в отраслевых отделах должна собираться информация, имеющая стратегическое значение для ФСИН России - о внедрении новых технологий, перераспределении сил и средств, обучении персонала и изменении организационных структур, их адаптации и т. п. Во-вторых, должно происходить накопление результатов фундаментальных, междисциплинарных научных исследований, обеспечивающих развитие и укрепление позиций уголовно-исполнительной системы. В-третьих, здесь будет сосредоточиваться информация об исследованиях или новых способах деятельности в сфере производства (наукоемкие технологии, ориентированные на будущее, которые можно будет использовать для развития уголовно-исполнительной системы). Иными словами, сюда будет стекаться вся информация о тех или иных способах совершенствования правил, процедур, методов, форм выполнения основных и управленческих функций, ведущих к повышению эффективности борьбы с преступностью[4].
Вся эта информация должна детально изучаться и анализироваться, находить свое отражение в справках, обзорах, предложениях в планы мероприятий, концепциях, директивах. Результаты обобщения и анализа должны докладываться руководству ФСИН России. Сотрудники Центра будут готовить информационные материалы для рассмотрения на оперативных совещаниях заместителей директора, коллегии ФСИН России и
др.
Материалы Центра должны активно использоваться на курсах повышения квалификации для сотрудников служб, обеспечивающих инновационную деятельность во ФСИН России и ее территориальных органах. Слушатели курсов будут проходить обучение в соответствии с рабочей программой, отражающей все направления и специфику инновационной деятельности.
Центр в своей деятельности будет руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями и указаниями ФСИН России и осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с территориальными органами уголовно-исполнительной системы по организации всей работы, связанной с апробацией и экспериментальной проверкой новшеств, определением направлений деятельности, по которым целесообразно организовать поиск новых передовых форм и методов деятельности, и т. д.
Отдел обеспечения проведения протокольных мероприятий директора ФСИН России и организации международного сотрудничества управления делами ФСИН России будет направлять в Центр поступающую в соответствии с протоколами о сотрудничестве и по другим каналам литературу, отчеты по командировкам за границу и иные материалы о зарубежных поездках и результатах изучения международного опыта исполнения уголовных наказаний.
В силу необходимости непрерывной научной поддержки центр будет взаимодействовать с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями ФСИН России, которые по его заказу будут проводить научные исследования, социологические опросы населения и т. д. Кроме того, он будет постоянно привлекать научных специалистов для проведения различных экспертиз, консультирования, участия в проектировании, апробации инноваций, проведении экспериментов и т. д.
Образовательные учреждения ФСИН России в обязательном порядке должны включать в учебные планы, программы, лекции вопросы об инновационной деятельности уголовно-исполнительной системы, использовать в обучении слушателей практический опыт лучших учреждений и органов ФСИН России и сотрудников УИС. Соответствующую информацию преподаватели могут получить в Центре.
Вместе с тем образовательные учреждения могут и должны вносить свою лепту в инновационный процесс. В новых условиях значительный научный потенциал ведомственных институтов должен использоваться при определении стратегических интересов ФСИН России на ближайшую и отдаленную перспективу, поскольку образование создает основу для устойчивого и поступательного развития всей уголовно-исполнительной системы.
Деятельность ЦИД должна основываться на программировании, поскольку именно оно может обеспечить необходимую координацию и эффективность функционирования данного подразделения.
Планирование способствует упорядочению той или иной деятельности, подразумевает последовательность изложения содержания и порядка проведения каких-либо мероприятий, намеченных на определенный период, с указанием основных задач и целей, а также исполнителей[5]. Как правило, планы работы в уголовно-исполнительной системе содержат перечень мероприятий, которые необходимо осуществить, сроки их исполнения и информацию о лицах, ответственных за их выполнение[6]. Иными словами, содержание плана носит общий характер, оно не детализирует действия по выполнению указанных мероприятий. Напротив, программа - это не только план намеченной деятельности, работ, изложение основных задач и целей, но и точное и полное описание определенного процесса, процедуры для решения поставленной задачи.
Процедуры описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной часто повторяющейся ситуации, следовательно, процедура - это стандартизированное запрограммированное решение. Отдельные авторы теории управления считают, что процедуры следует рассматривать в качестве приемов и методов работы. С нашей точки зрения, процедуры, апробированные и достаточно отработанные, целесообразно включать в саму программу. Это обеспечивает надежность и высокую степень вероятности того, что действия, предусмотренные ими, станут успешными и будут способствовать достижению целей[7].
Таким образом, программирование - это составление программы, определенной последовательности действий, направленных на развитие того или иного вида деятельности[8]. В совокупности эти действия есть алгоритм определенного вида работы или процедуры.
Как показывает практика, программирование инновационной деятельности - необходимая часть деятельности ФСИН России. Актуальность этого процесса связана с расплывчатостью функций и неопределенностью субъектов инновационной деятельности, отсутствием достаточных профессиональных навыков у занимающихся этим сотрудников.
Цель программирования инновационной деятельности заключается в направленном совершенствовании деятельности уголовно -исполнительной системы на основе изменения форм и методов работы, функциональных и организационно-штатных структур, состояния технической,
методологической и методической оснащенности служб и подразделений и т. п. Иными словами, это обеспечение эффективного решения проблем реформирования ФСИН России, правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, получение стабильных результатов с наименьшими затратами сил и средств на основе целенаправленных изменений, закрепленных в Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Акцент в данном случае ставится на проблемно-ориентированном подходе к указанным изменениям, применение которого начинается с постановки проблемы. Отличительная особенность такого подхода - его проактивность, использование разнообразных стратегий, применение научных методов исследования. Проблемно-ориентированная деятельность - это не просто реакция на появление слабых мест в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, ее ценность заключается в упреждающем характере.
Задача программирования - определение нерешенных проблем, трудностей и сложностей в работе и изыскание наиболее эффективных способов их устранения, что, в свою очередь, ведет к созданию и внедрению инноваций различных форм на проблемных участках деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, процесс программирования инновационной деятельности сопровождается принятием управленческих решений в отношении инновационных изменений. Классификация этих решений может быть осуществлена с учетом характера и направленности изменений: ресурсные решения, внутриорганизационные решения, решения, определяющие направления и способы воздействия на осужденных, и т. д.[9] Импульсом для разработки инновации является наличие проблемы и желание ее ликвидировать или уменьшить последствия ее проявлений.
Программированный подход к организации инновационной деятельности в УИС в самых общих чертах зародился в 1970-е годы. Эта деятельность получила тогда название «формирование передового опыта» и успешно осуществлялась организационно-методическим центром МВД СССР по передовому опыту. Затем навыки этой работы были утрачены.
Параллельно в специально выбранных учреждениях УИС, где имелись соответствующие наработки в указанных направлениях, целенаправленно формировался передовой опыт, включающий в себя прогрессивные приемы и методы исполнения наказаний, сокращения рецидива преступлений и постпенитенциарной помощи освободившимся. Одновременно ставилась задача определить нерешенные проблемы и трудности, осложняющие работу, выявить причины недостатков и пути их устранения, с тем чтобы выработать на этой основе более действенные управленческие решения.
Все это проводилось в масштабе страны под контролем Штаба МВД СССР в тех органах, в которых, как уже отмечалось, были для этого предпосылки. В частности, на базе исправительно-трудовых колоний (ИТК) Пермской и Саратовской областей проводился эксперимент по разработке и использованию методов психолого-педагогического воздействия в исправлении и перевоспитании осужденных. На основе полученных данных были выработаны основные направления и предложения по использованию новых эффективных методов воздействия на осужденных в целом.
Важным моментом было то, что в процессе формирования передового опыта деятельности исправительных учреждений много внимания уделялось подготовке методических рекомендаций по разрабатываемым направлениям деятельности УИС. Наиболее важные из них были разработаны совместно с другими административными органами. В целях обобщения опыта определялись базовые учреждения, в которых концентрировалась вся информация.
В планы работы по передовому опыту обязательно включалась графа «Формирование передового опыта». Иногда для проведения этого мероприятия составлялся отдельный план.
Таким образом, мы видим, что инновационная деятельность широко практиковалась в уголовно-исполнительной системе, была достаточно эффективной. Позднее навыки этой работы были утрачены, особенно в части, касающейся ее масштабов и объема, обеспечения пропаганды и внедрения новшеств.
Процессы формирования передового опыта и программирования инновационной деятельности имеют некоторые общие черты. Это определение актуальности проблемы, ее изучение и анализ, составление плана мероприятий по практическому осуществлению программы.
Необходимо отметить, что программа может носить стратегический характер, то есть содержать действия, связанные с коренным изменением или реформированием внешних и внутренних состояний (факторов), осуществляемых на плановой основе и направленных на создание условий для достижения уголовно-исполнительной системой стратегических целей, закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Это означает, что руководство ФСИН России выбрало путь динамичного развития за счет дополнительных капиталовложений, быстрого внедрения новейших технологий, решительной структурной перестройки, которые базируются на основе изучения и прогнозирования тенденций в макроокружении и являются реакцией на запросы государства и общества[10].
Учитывая приведенные факторы, мы можем определить субъектов, способных заниматься программированием инновационной деятельности. Ими, по нашему мнению, могут быть подразделения Федеральной службы исполнения наказаний любого уровня - от ФСИН России до конкретного учреждения. Масштабы и результаты этой деятельности будут зависеть от целей, стоящих перед конкретными службами и подразделениями уголовно - исполнительной системы, будут направлены на перевод пенитенциарной системы России на более высокий качественный уровень, адекватный реализуемым задачам.
Основанием программирования инновационной деятельности могут быть внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: политические (решения Президента Российской Федерации[11], решения исполнительных и законодательных органов[12]), статьи в прессе, результаты социологических опросов населения и т. д. К внутренним факторам относятся: аналитические справки по итогам работы подразделений ФСИН России различных уровней и направлений, результаты инспектирования, решения коллегий и оперативных совещаний, указывающие на низкий уровень обеспечения той или иной деятельности.
Руководитель территориального органа, учреждения при помощи целенаправленно составленной программы может решить проблему, возникшую на одном из направлений деятельности его подразделения.
При составлении программы должна учитываться актуальность проблемы, требования нормативных актов по ее решению, научные рекомендации, состояние оперативной обстановки и существующего потенциала уголовно-исполнительной системы.
Разработка программы инновационной деятельности включает в себя следующие этапы: организационный, аналитический, составление плана мероприятий по решению проблемы, осуществление мероприятий по решению проблемы, подведение итогов (оценка).
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению каждого этапа программирования инновационной деятельности, считаем необходимым напомнить, что, по нашему мнению, программирование инновационной деятельности может осуществляться на всех уровнях Федеральной службы исполнения наказаний. Это объясняется тем, что целенаправленное, проблемно-ориентированное программирование способно дать положительный результат как непосредственно в учреждении, исполняющем уголовные наказания, так и на уровне ФСИН, ГУФСИН (УФСИН) России. При этом количество этапов и их содержание должно быть одинаковым независимо от того, где непосредственно осуществляется инновационная деятельность. Разница будет состоять только в масштабности выбранного объекта (предмета) целенаправленных действий и количестве органов (субъектов), участвующих в разработке проблемы. Далее мы попытаемся обосновать это утверждение.
Итак, первый этап, названный нами организационным, должен состоять из набора таких конкретных действий:
определение актуальной проблемы оперативно-служебной деятельности;
выбор учреждения или подразделения уголовно-исполнительной системы, где будет решаться проблема;
создание рабочей группы по проведению мероприятия;
распределение функциональных обязанностей между членами группы.
В зависимости от того, на каком уровне будет происходить решение
возникших проблем, программирование на этом этапе должно предусматривать проведение следующих мероприятий.
При программировании инновационной деятельности на уровне ФСИН, ГУФСИН (УФСИН) России проблемный участок иногда становится известен руководству из средств массовой информации. Нередко общество, государство в лице его высших руководителей «подталкивают» уголовно - исполнительную систему к решению ряда проблем (например, к борьбе с коррупцией), либо штабное подразделение ФСИН, ГУФСИН (УФСИН) России на основе статистических, отчетных и иных документов готовит материалы руководству о состоянии оперативно-служебной деятельности подчиненных учреждений за определенный период. На основе изучения этих материалов руководство выявляет проблемное направление в деятельности ФСИН, ГУФСИН (УФСИН) России. Это может быть тенденция к резкому ухудшению оперативно-служебной, производственно-хозяйственной или иной деятельности.
Решение об осуществлении инновационных изменений на этом уровне могут принимать только высшее руководство ФСИН России или начальники ГУФСИН (УФСИН) России в пределах их компетенции. Такие решения оформляются в виде приказов, указаний о проведении соответствующих исследований, в этих документах прописываются силы, средства и время осуществления инновационных изменений.
Таким образом, если традиционные формы и методы работы на проблемных участках деятельности не приносят должного результата, положение дел резко ухудшается, причины этого не всегда ясны, то руководитель принимает решение о целенаправленной разработке практических мер инновационного характера для решения проблемного вопроса. В этих целях приказом директора ФСИН России создается рабочая группа, состоящая из представителей ГУФСИН (УФСИН) России или отраслевых управлений, если проблема решается на уровне Федеральной службы исполнения наказаний или ее территориальных подразделений. В случае осуществления мероприятия на уровне краевого или отраслевого управления в рабочую группу включаются представители краевых или подчиненных подразделений отраслевого управления. Главным критерием при подборе кадров (членов рабочих групп) должен быть высокий уровень компетентности и профессионализма сотрудника. В рабочую группу также необходимо включать представителей научно-исследовательских и учебных заведений для обеспечения научной поддержки мероприятия. Этим же приказом директора ФСИН России утверждаются функциональные обязанности членов рабочей группы.
Кроме того, приказом определяется учреждение (подразделение), на базе которого будет осуществляться целенаправленный поиск новых форм и методов работы. Основным критерием для этого должны служить низкие показатели в оперативно-служебной деятельности и сложная оперативная обстановка. Количество учреждений (подразделений) не регламентируется, их число зависит от конкретных условий.
При проведении программирования инновационной деятельности в территориальном органе ФСИН России круг объектов и субъектов указанной деятельности сужается. Приказ о создании рабочей группы издается начальником ГУФСИН (УФСИН) России. В рабочую группу входят представители штаба и сотрудники того направления деятельности, которое подвергается изучению и анализу. Сюда же могут входить представители других отделов по усмотрению руководства. Кроме того, в состав группы могут включаться представители других ГУФСИН (УФСИН) России, входящих в состав управления. Главным критерием отбора сотрудников для включения в состав рабочей группы должны быть компетентность и профессионализм. Руководство вышестоящего органа ставится в известность о проводимом мероприятии.
На втором этапе, названном аналитическим, группа приступает к работе. На этом этапе рабочей группой в соответствии с функциональными обязанностями осуществляется:
изучение состояния определенного направления деятельности за несколько лет путем анализа необходимой документации (планы работы, отчеты, справки, статистические данные и т. д.) и исследование положения дел на местах;
выявление характера и методов действий руководителей по внедрению концептуально новой программы пенитенциарной деятельности;
изучение законодательных, нормативно-правовых источников, регламентирующих данное направление работы;
публикации в средствах массовой информации и результаты социологических исследований;
анализ научной, методической литературы, информационных материалов, отражающих передовую практику работы других ГУФСИН (УФСИН) России (при этом необходимо обратить особое внимание на передовой опыт, рекомендованный к внедрению ЦЭС ФСИН Росси и Экспертным советом территориального органа ФСИН России[13]).
Именно на втором этапе вся работа, проведенная ранее, позволит выявить общую картину того, что делается, как делается и как должно делаться по разрабатываемому направлению деятельности. Большое значение здесь будет иметь полнота выборки анализируемых позиций и объективность анализа.
Круг анализируемых факторов будет при этом зависеть от того, на каком уровне проводится разработка проблемы, хотя перечень действий и их последовательность не изменятся. Например, при анализе проблемы борьбы с коррупцией, по мнению ученых, необходимо изучить такие направления:
состояние коррупции и ее влияние на жизнедеятельность общества, государства, бизнеса, экономики в целом и ее отраслей;
влияние коррупции на динамку, структуру преступности, темпы негативных изменений в ней;
состояние правоохранительной системы с точки зрения способности вести бескомпромиссную борьбу с преступностью, которое характеризуется сложной зависимостью ряда факторов второго порядка, среди которых наибольшее значение имеют состояние скоординированности деятельности, единство целей, сопряженность механизмов целедостижения, их совершенство;
уровень правового регулирования борьбы с коррупцией;
наличие политической или организационной воли, без которой борьба с коррупцией будет активизирована только на бумаге (субъективный фактор, характеризующий высшее руководство);
положение уголовно-исполнительной системы внутри правоохранительной системы;
состояние ФСИН России с точки зрения ее организационного и ресурсного потенциалов[14].
По результатам проведенного исследования готовится аналитическая справка, в которой вскрываются причины и условия, способствующие отставанию в той или иной сфере деятельности; приводятся выводы и предложения по их устранению.
Как нам представляется, аналитический этап деятельности является ключевым, так как выводы, сделанные в результате изучения и анализа документации и реального положения дел на местах, дадут возможность принять правильное решение.
Выводы и предложения, отраженные в аналитической справке, доводятся рабочей группой до руководства тех подразделений, в которых проводилось исследование, и вышестоящих подразделений. Затем руководство в обязательном порядке должно довести аналитически обоснованные результаты справки до всего личного состава заинтересованных учреждений и обсудить изложенные там положения и намечаемые пути решения проблемы.
Нам хотелось бы обратить особое внимание на факт обсуждения аналитической справки в коллективах уголовно-исполнительной системы. Значение этого мероприятия будет состоять в следующем: во-первых, это даст эффект сопричастности к происходящему каждого сотрудника УИС, во - вторых, у кого-то могут появиться идеи и предложения по совершенствованию деятельности ФСИН России, в-третьих, это мера разъяснительного характера: нововведения могут быть встречены
скептически, а в ходе беседы о будущих изменениях неясности и сомнения могут быть устранены. Как известно, инновационные изменения любого характера предстоит проводить как руководителям, так и сотрудникам уголовно-исполнительной системы. И те и другие могут поддержать новшество, а могут и отвергнуть его. Поэтому коллективное обсуждение проблемы, поиска путей ее решения будет иметь, по нашему мнению, важное, если не решающее значение. Инновационной деятельности сопутствует профессиональная переориентация сотрудников, подбор и обучение кадров, умеющих провести нужные изменения, способных идти на риск, склонных к инновационному мышлению. Не случайно основной проблемой исследований современного управления является значение человеческих ресурсов для любой организации, любой управленческой функции и для любого управленческого успеха: опытные, образованные, высоко мотивированные служащие - это ключевой момент любого плана долгосрочного развития[15].
Следующий этап - разработка программы по решению проблемы -
реализуется на основе выводов и предложений, сделанных в аналитической справке. Программирование на данном этапе будет представлять собой набор действий и решений, принятых и утвержденных высшими руководителями, ведущих к разработке конкретных мероприятий, предназначенных для осуществления необходимых изменений.
Основной задачей такой программы является обеспечение достаточных нововведений и изменений в уголовно-исполнительной системе. В общем плане такие нововведения и изменения направлены на распределение ресурсов и создание новых потенциалов, адаптацию системы к внешней среде, совершенствование системы управления и создание системы организационного предвидения[16], поэтому процесс программирования сопровождается принятием управленческих решений относительно нововведений и изменений. Их классификация может быть осуществлена с учетом характера и направленности изменений: ресурсные решения,
внутриорганизационные решения, решения, определяющие направления и способы воздействия на преступность и отдельные ее составляющие[17].
Кроме того, как нам представляется, назначение такого плана состоит в том, чтобы связать отдельные направления, виды, методы деятельности ФСИН России, заставить отдельные подразделения работать сообща[18].
В результате стратегических и иных изменений придается новое качество функциональным и организационным структурам, потенциалу уголовно-исполнительной системы, процедурам и правилам, политике и тактике, ресурсам и системе управления ими[19]. Если говорить более конкретно, инновации могут коснуться организационно -штатного построения учреждений (изменение штатного расписания, введение новых должностей, создание нового или ликвидация старого отдела, отделения), положений об органе, инструкций, должностных инструкций, подбора кадров, обеспечения их обучения, внедрения новых мотиваций, изменения информационного обеспечения, создания целевых бюджетов, создания новых форм и методов работы.
В качестве иллюстрации можно привести такие примеры: в 2012 г. было принято 14 федеральных законов, направленных на улучшение деятельности ФСИН России и соблюдение прав человека. В 60 территориальных органах УИС происходит развертывание системы электронного мониторинга поднадзорных лиц; с 1 апреля 2011 г. внедрена в деятельность исправительных учреждений система стимулов осужденных к законопослушному поведению, или система социальных лифтов[20].
Четвертый этап - осуществление мероприятий по решению проблемы - предусматривает реализацию организационных, правовых, научно-методических мероприятий, детально отраженных в программе. Под этим следует понимать последовательность событий и действий, связанных с коренным изменением или реформированием внешних и внутренних состояний (факторов), осуществляемых на плановой основе и направленных на создание условий для достижения ФСИН, ГУФСИН (УФСИН) России целей за наиболее короткий период[21].
Полагаем, что начало и завершение действий по основным позициям программы должны сопровождаться управленческими решениями. Как правило, большинство инновационных изменений директор ФСИН России, начальник ГУФСИН (УФСИН) России, отраслевого управления может произвести в пределах своей компетенции. Если это касается положений, инструкций и иных подобных документов, введенных в действие и утвержденных министром юстиции Российской Федерации, начальник органа может выйти с ходатайством, предложением в вышестоящие инстанции о внесении в них изменений на основе аргументированного обоснования.
Важной особенностью данного этапа программирования является ресурсное обеспечение, наиболее важной составляющей которого, на наш взгляд, является материально-техническое обеспечение, без которого осуществление изменений инновационного характера практически невозможно. При этом необходимо отметить, что на реализацию Концепции развития УИС РФ до 2020 года специальное финансирование не предусмотрено, в то время как именно материально-технические ресурсы служат важным условием осуществления мероприятий инновационного характера.
Пятый этап - подведение итогов работы. По итогам проведенных мероприятий готовится отчет, в котором дается не только описание проделанной работы, но и анализ осуществленных действий, их оценка. Отчет представляется на рассмотрение Центральному экспертному совету по передовому опыту ФСИН России либо экспертному совету территориального органа ФСИН России в зависимости от уровня проведения инновационных мероприятий. Совет, в свою очередь, принимает решение о полезности проведенных инноваций и мерах по их внедрению в деятельность уголовноисполнительной системы. Таким образом, подведение итогов как заключительный этап программирования инновационной деятельности сопровождается принятием управленческих решений, направленных на пропаганду и внедрение инновационных изменений.
Пропаганда и внедрение инноваций в целях их успешной реализации должны производиться с участием непосредственных субъектов инновационной деятельности, созданных в структуре ФСИН, ГУФСИН (УФСИН) России, но это уже тема для отдельного исследования и описания. Ограничимся лишь очередным напоминанием об острой необходимости создания подразделений, которые будут заниматься инновационной деятельно стью.
Важно понять, что программирование инновационной деятельности, то есть целенаправленный, проблемно-ориентированный поиск новых форм и методов работы, возможен в любой сфере функционирования уголовноисполнительной системы.
Основываясь на анализе информационных материалов о передовом опыте территориальных органов ФСИН России[22], можно сделать вывод об отсутствии глубокой и всесторонней аналитической работы, детального плана мероприятий, научной поддержки, процедуры подведения итогов и т.
д.
Это подтверждает мысль автора о том, что только программирование, состоящее из этапов, описанных выше, а также включающее в себя такую важную информацию, как:
обоснование необходимости выработки новых форм и методов решения проблемы в конкретных учреждения и органах;
время выполнения программы в целом, отдельных этапов и мероприятий;
перечень участников и распределение функциональных обязанностей между ними;
система контроля и оказания практической помощи органам, формирующим опыт;
порядок подведения итогов каждого этапа и окончательного выполнения программы,
позволит наиболее полно и качественно осуществлять инновационную деятельность и достичь эффективных результатов, направленных на совершенствование всей уголовно-исполнительной системы.
В методе программирования есть немало общих черт с экспериментом. Но если задачей эксперимента является проверка на практике найденного решения, то в нашем случае необходимо найти само решение.
Таким образом, можно сформулировать понятие программирования в Федеральной службе исполнения наказаний. Программирование во ФСИН России - это составление программы определенной последовательности действий, заключающихся в целенаправленном, проблемно-ориентированном изменении организационных, методических, структурных, информационно - технических видов деятельности в целях обеспечения эффективного исполнения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, получение стабильных результатов с наименьшими затратами сил и средств.
[1] См.: Пункт 2.2 приказа ФСИН России от 19 августа 2005 г. № 721 «О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний».
[2] Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М., 2006. С. 79-80.
[3] См.: Приложение № 2 к приказу ФСИН России от 19 августа 2005 г. № 721 «О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний».
[4] См.: Шелякин Н.Д., Дубровицкий Л.П. Понятие, виды стратегий усиления борьбы с преступностью: лекция. М., 1999. С. 4-6.
[5] См.: ЯськовЕ.Ф. Указ. соч. С. 159.
[6] См.: Об организации планирования в уголовно-исполнительной системе: приказ ФСИН России от 8 августа 2005 г. № 703. П. 3.3 Требований к содержанию и структуре плана.
[7] См.: Минасов С.Г., Уциев А.Н. Создание условий для реализации правоохранительной стратегии. М., 2000. С. 12-13.
[8] См.: Словарь иностранных слов. 18-е изд. М., 2009. С. 410.
[9] См.: Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Стратегическое планирование. М., 2000. С. 21.
[10] См.: Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Указ. соч. С. 11-12.
[11] См.: Заявление Президента России Дмитрия Медведева при подведении итогов 2009 года о необходимости серьезного реформирования отечественной системы исполнения наказаний. URL: http://ria.ru/trend/fsin_reforming_28122209 (дата обращения: 01.09.2012).
[12] См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
[13] См.: О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний: приказ ФСИН России от 19 августа 2005 г. № 721.
[14] См.: Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Указ. соч. С. 9-10.
[15] См.: Минасов С.Г., Уциев А.Н. Указ. соч. С. 17.
[16] См.: Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2009; Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М., 2002; Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М., 2008.
[17] См.: Шемякин Н.Д., Минасов С.Г. Указ. соч. С. 21.
[18] См.: БирсД.Ж. Стратегическое планирование // Бизнес Уик. 1996. № 7. С. 46.
[19] См.: Минасов С.Г., Уциев А.Н. Указ. соч. С. 5.
[20] См.: Итоги деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за 2012 год. М., 2013.
[21] См.: Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Указ. соч. С. 142.
[22] См.: Итоги деятельности УФСИН России по Краснодарскому краю в 2011 году и задачи на 2012 год. URL: http://www.ufsin23.ru; Итоги оперативно-служебной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы Новосибирской области за 2011 год и задачи на 2012 год. URL: http://www.uisnso.ru и др.
|