В современных условиях реформирование уголовно-исполнительной системы требует от учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иных методов управления. Сокращение сроков принятия решений, растущие требования со стороны общества и государства заставляют руководителей приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены и воплощать в жизнь задуманное, то есть использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал уголовно-исполнительной системы фактически обеспечивает возможность ее дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность эффективно его реализовывать.
В настоящий момент в Федеральной службе исполнения наказаний наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие подразделения ФСИН России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. Ввиду этих причин исследование потенциала ФСИН России представляется актуальной задачей.
Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области.
Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение составляющих его категорий. Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие «потенциал» характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия - это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал - это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым[1].
Инновация в соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам[2].
Принимая во внимание изложенное, категорию «инновационный потенциал» применительно ко ФСИН России вполне можно трактовать как способность уголовно-исполнительной системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал УИС - это своего рода характеристика способности ФСИН России к изменению, улучшению, прогрессу.
Ряд исследователей считает, что инновационный потенциал организации - это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих выполнение задач в соответствии с целью и стратегией организации. В то же время это способность организации осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем инновационный потенциал наряду с технологическим прогрессом включает в себя институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям[3].
Таким образом, существует различное понимание инновационного потенциала. Приведенные определения не раскрывают всей его сущности, а рассматривают лишь некоторые составные части. В связи с этим отличаются подходы к определению структуры инновационного потенциала.
Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимосвязанно, обусловливают друг друга и проявляются при использовании потенциала как его триединая сущность.
Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода плацдармом для его формирования. На ее важность указывают 66 % опрошенных нами специалистов (прил. 1). Ресурсная составляющая содержит следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.
Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового качества, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она становится своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность ее выделения подтверждается тем, что ее увеличение способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования как инновационного потенциала, так и всей системы в целом.
Внутренняя составляющая представляет собой рычаг, обеспечивающий действенность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности в уголовно - исполнительной системе, то есть определяет способность системы привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.
Структуру инновационного потенциала некоторые исследователи изображают следующим образом: его основу составляют инновационная инфраструктура организации совместно с инновационными возможностями, которые создаются за счет других компонент потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе организации со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес[4].
Инновационный потенциал ФСИН России бессмысленно измерять без оценки способности его практической реализации, поэтому особо отметим, что главным и ключевым будет являться интеллектуальный (управленческий) ресурс, то есть способность мобилизовать и организовать свои потенциальные возможности в единую систему с целью выполнения задач, закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Далее в соответствии с характеристикой инновационного потенциала располагаются по иерархии и другие ресурсы.
Ранжирование составляющих инновационного потенциала позволяет выявить критические факторы, влияющие на конечный результат, но, помимо ресурсов, необходимо наличие еще одного элемента для эффективной реализации инновационного потенциала, а именно развитой инновационной культуры.
Инновационная культура не входит непосредственно в структуру инновационного потенциала, но является его важной, неотъемлемой частью. Под инновационной культурой следует понимать меру восприимчивости организации к нововведениям, опыт внедрения новых проектов, политику управления передовым опытом, отношение сотрудников к новациям. Благодаря инновационной культуре можно реально добиться: в сфере конкретной деятельности - ускорения и повышения эффективности внедрения новых методик и технологий, в сфере управления - погашения противодействия процессу реформирования, в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации.
Итак, инновационный потенциал можно представить в виде группы векторов, направленных на конечный результат. Чем больше потенциал организации, тем вероятнее положительный исход инновации, но надо учесть, что раскрытие инновационного потенциала наталкивается на преодоление внешних барьеров, таких как административные, технологические, инфраструктурные и пр.
Внешние барьеры можно охарактеризовать как инновационный климат, под которым климатом следует понимать совокупность внешних условий, влияющих на инновационный потенциал организации[5]:
возможности для изменения социальных отношений в организации (кадровые инновации);
возможности для разработки новых методов управления (управленческие инновации);
законодательная база, льготное налогообложение;
взаимодействие уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных структур и т. д.
Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые направленное действие векторов инновационного потенциала организации существенно снижается.
Следующий крупный блок инновационного потенциала ФСИН России - ресурсы уголовно-исполнительной системы. Под ресурсами мы будем понимать критерии, которыми руководствуются руководители при расстановке приоритетов. Чем больше и сложнее направление, тем более важна необходимость развития у сотрудников практики принятия взвешенного решения на всех уровнях иерархии, которые соответствовали бы генеральной стратегии. Показателем качественного управления является то, как распространились данные ресурсы в подразделении, разделяют ли их сотрудники.
Исходя из целей и задач деятельности под потенциалом подразделения УИС в широком смысле слова можно понимать совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении, и способность его сотрудников и руководства к использованию ресурсов с целью выполнения задач, стоящих перед подразделением.
Потенциал организации чаще всего раскрывается через совокупность характеристик: реальные возможности, объем ресурсов и резервов.
Способность к использованию потенциала, уровень и результаты его реализации. Очевидно, что первую и третью характеристики трудно оценить в абсолютных значениях, а остальные могут быть сведены к оценке результативности и эффективности.
В настоящее время слово «потенциал» применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.
В отечественной научной литературе одним из первых понятие «потенциал» использовал А.И. Анчишкин, включая в него набор ресурсов, которые в процессе производства принимают форму факторов производства[6].
Этот подход к концепции инновационного потенциала получил широкое распространение среди исследователей. Выделяют две «ресурсные» позиции. Первая - потенциал представляет собой совокупность ресурсов без учета их взаимосвязи и участия в процессе производства. Особенность второй позиции заключается в трактовке потенциала как совокупности ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ.
Наряду с ресурсным подходом к определению сущности потенциала встречаются другие дефиниции. Так, Ю.Ю. Донец считает инновационный потенциал синонимом результативности организации, объединения и потому полагает возможным определять его как «максимально возможный годовой, суточный, часовой или отнесенный к другой временной единице
объем выпуска продукции»[7], указывая, что понятие носит
территориальный характер.
С учетом этих концепций в потенциал включаются различные ресурсы: иногда к ним относят только производственные фонды и мощности, иногда в потенциал включают квалифицированные кадры трудящихся, вводят ресурсы управления и организации производства, кадры, научно -техническую информацию.
Анализ изложенных точек зрения приводит к выводу о том, что потенциал уголовно-исполнительной системы есть совокупность ресурсов, предоставленных в ее распоряжение для уставной деятельности. Количественные и качественные параметры этих ресурсов, а также их использование определяют способность ФСИН России к развитию, однако потенциал не может служить мерой полезного эффекта.
Все элементы потенциала связаны одной общей целью. И место, и функции каждого из них определяются требованиями, предъявляемыми к совокупности элементов в целом, и характеризуют его упорядоченность, при этом выполнение совокупностью элементов общей для потенциала задачи означает, что они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Таким образом, потенциал отвечает требованиям, предъявляемым к системам.
Как отмечалось, главная задача потенциала уголовно-исполнительной системы на современном этапе заключается в выполнении задач, закрепленных в Концепции УИС. Очевидно, что для того чтобы инновационный потенциал УИС смог осуществить этот непрерывный и постоянно возобновляющийся процесс, он сам также должен непрерывно и постоянно воспроизводиться. Инновационный потенциал должен обладать способностью к самовоспроизводству. На практике эта способность подтверждается техническим перевооружением и реконструкцией учреждений и органов УИС.
Рассмотрим отличительные характеристики элементов потенциала. Первая отличительная черта - целостность. Все элементы потенциала служат общей цели, стоящей перед уголовно-исполнительной системой. Целостность потенциала обеспечивается реализацией в процессе управления его формированием и использованием следующих принципов: общности и
единства целевой функции для потенциала и каждого его элемента, общности критериев эффективности функционирования и развития элементов и потенциала в целом.
Вторая отличительная черта потенциала - сложность. Она проявляется в наличии нескольких составляющих элементов, каждый из которых представляет собой совокупность отдельных частей. Кроме того, в системе существуют обратные материально-вещественные и информационные связи между элементами потенциала.
В качестве третьей характерной особенности потенциала следует отметить взаимозаменяемость, альтернативность его элементов. Как одна из форм взаимозаменяемости элементов потенциала рассматривается сбережение ресурсов в результате применения нового оборудования, технологии, информационных ресурсов и методов организации управления и службы. При этом степень альтернативности непостоянна и зависит от экономической ситуации, уровня развития потенциала, особенностей хозяйственной системы. Также важно понять, что теоретически элементы могут замещать друг друга неограниченно, но существует предел взаимозаменяемости. Кроме того, это процесс периодический по своим количественным характеристикам и по времени. В целом благодаря этой характеристике элементы потенциала обладают способностью достигать сбалансированного равновесия элементов.
Четвертой характеристикой являются взаимосвязь и взаимодействие элементов - качественная и количественная взаимосвязь, выраженная мерой соответствия и соотношения вещественных, личных и невещественных факторов деятельности. Интегральное действие элементов наводит на мысль о наличии модели потенциала, соразмерной его минимальной и максимальной отдаче. Становится ясным, что за счет улучшения только одного элемента невозможно добиться существенного роста отдачи всего потенциала. Наивысшая отдача потенциала возможна только при одновременной модернизации всех его элементов.
Пятым характерным признаком потенциала можно назвать его способность к восприятию в качестве элементов новейших достижений научно-технического прогресса, способность к развитию путем
непосредственного и систематического использования новых идей. При этом подразделения с более высокой научно-технической емкостью действуют эффективнее и имеют более широкие перспективы развития.
Шестой характерной особенностью потенциала является гибкость. Она свидетельствует о возможностях переориентации системы на новые условия деятельности, использование других методик без коренного изменения ее сущности. Требование к повышению гибкости потенциала особенно актуально в условиях реформирования УИС, резкого ускорения темпов научно-технического прогресса.
Все характерные черты потенциала подразделения можно
классифицировать по ряду признаков: внутренние средства и особенности структуры, качественные характеристики, социально-экономические отличия. К структурным особенностям следует отнести целостность, сложность, взаимозаменяемость элементов, их взаимосвязь и взаимодействие. Качественными характеристиками можно считать способность элементов потенциала к восприятию достижения научнотехнического прогресса, гибкость потенциала.
Инновационный потенциал может служить характеристикой как крупных систем, так и мелких, локальных. Но при этом потенциал любой из подсистем не функционирует изолированно, замкнуто. Наблюдается процесс взаимопроникновения потенциалов, обмен их отдельными составляющими.
Инновационный потенциал организации выступает как материальная предпосылка ускорения реформирования уголовно-исполнительной системы. Между ними существует взаимосвязь - чем выше уровень элементов потенциала и степень их использования, тем шире горизонты внедрения инноваций, больше возможностей для совершенствования деятельности учреждения. Они взаимно совершенствуют и развивают друг друга.
В самой общей постановке элементами потенциала уголовно - исполнительной системы можно считать все ресурсы, которые каким- либо образом связаны с функционированием и развитием ФСИН России. Выбор наиболее важных элементов из огромного их числа представляет собой весьма сложную проблему. Главная трудность анализа состава потенциала уголовно-исполнительной системы заключается в том, что все ее элементы функционируют одновременно и в совокупности. Следовательно, закономерности развития потенциала могут быть раскрыты не как отдельно взятые закономерности развития ее составляющих, а только как их сочетание.
Сущность оптимизации потенциала УИС состоит в анализе эффективности используемых ресурсов, стратегии.
Особое значение приобретают научные исследования методов и принципов, регулирующих развитие инновационного потенциала уголовно - исполнительной системы. Базовыми компонентами анализа становятся инновационные системы, инновационный потенциал научной деятельности, инновационные процессы, инновационные отношения и т. д.
Инновационный потенциал уголовно-исполнительной системы как приоритетная потребность реформирования Федеральной службы исполнения наказаний является актуальным предметом научного осмысления. Широкое использование в современных научных исследованиях новой терминологии (инновационный процесс, инновационная активность, инновационный характер, инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационная парадигма и др.) подчеркивает вектор развития современной России.
В настоящее время источником наращивания правового потенциала государства становятся идеи и основанные на них инновации.
В рамках проводимого исследования управление рассматривается как функция организованной системы, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию планов и целей. В связи с этим процесс управления предполагает наличие следующих подсистем: организации отношений элементов системы, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по принятой Концепции УИС в направлении к какой-либо цели.
В аспекте изложенного отметим, что развитие инновационного потенциала УИС представляет собой ее закономерное качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений.
Обратимые изменения характерны для процессов функционирования, то есть циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии, а отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения.
Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.
Активизация инновационной деятельности, повышение ее эффективности, определение и установление рационального сочетания между составляющими инновационного процесса, расширение сферы применения инноваций и оптимальное планирование инновационной деятельности предопределяют формирование и развитие инновационного потенциала УИС.
Управление формированием инновационного потенциала ФСИН России основывается на анализе системы факторов восприимчивости к инновациям.
Деятельность ФСИН России свидетельствует о том, что инновационная деятельность в современных условиях является наиболее существенным фактором, определяющим количественные и качественные параметры развития уголовно-исполнительной системы.
В отечественной научной литературе имеет место ряд вопросов, отражающих взаимосвязь инновационной деятельности и развития сложных систем, рассмотренных недостаточно полно.
В результате сложилось мнение, согласно которому увеличение масштабов инновационной деятельности называют определяющим условием эффективного функционирования любой организации или более сложной системы.
Можно согласиться с данным утверждением, но при выполнении некоторых условий, в частности необходимо очень корректно подходить к выработке стратегии инновационного развития и обязательно учитывать при этом степень соответствия инновационного потенциала, которым обладает та или иная система, параметрам ее развития.
Данный подход позволяет утверждать, что формирование инновационного потенциала зависит от того, насколько учреждение готово воспринять ту или иную инновацию. Восприятие инноваций может иметь форму признания инноваций, когда вся система заинтересована и подготовлена к их внедрению, или отрицания инноваций, когда они противоречат интересам деятельности или когда учреждения не готовы к их внедрению.
Степень признания и отрицания инноваций может быть различной в зависимости от соотношения влияния факторов, обусловливающих признание, и факторов, обусловливающих отрицание. Если влияние этих факторов сбалансировано, система будет как бы безразлична к внедрению инновации.
Таким образом, восприятие инноваций определяется параметрами системы организации и инноваций.
Влияние свойств системы на восприимчивость инноваций следует оценивать по следующим направлениям:
У общесистемная восприимчивость. К общесистемным факторам, влияющим на восприятие инноваций, относятся: диверсификация,
стандартизация и коммуникационные свойства. Указанные параметры организации способствуют инновации, если она получила признание;
У восприимчивость технической системы. Основными факторами здесь являются параметры целостности и обособленности технической системы, ее научный уровень. В данном случае признание инновации проявляется в том, что техническая система открыта для инноваций, осуществляемых на тех или иных участках учреждения. Приводя к повышению эффективности технической системы, инновации не требуют существенной модификации других участков системы;
У восприимчивость организации к инновациям.
Признание инновации организацией носит характер прогрессивного восприятия: организация всеми способами содействует процессу внедрения; положительная восприимчивость персонала. Признание инновации персоналом означает его поддержку.
Характер восприятия одних и тех же инноваций отдельными подразделениями уголовно-исполнительной системы может быть различным, поэтому одной из важнейших задач управления развитием инновационного потенциала ФСИН России является создание условий, обеспечивающих признание инновации как можно большим числом составляющих (параметров) уголовно-исполнительной системы.
На улучшение качества уголовно-исполнительной системы в результате инноваций можно рассчитывать лишь в том случае, если имеет место их признание самой системой в целом. Для этого необходимо оптимальное сочетание следующих свойств инноваций:
У объект инноваций;
У размах (или уровень) инноваций;
У сочетание свойств целостности и обособленности инноваций и процесса их внедрения;
У степень радикальности инноваций;
У степень видоизменения инноваций;
У форма восприятия инноваций.
На основании изложенного можно утверждать, что потенциал уголовно-исполнительной системы - это главный критерий целесообразности ее совершенствования. Через развитие потенциала идет развитие ФСИН России и ее подразделений. Развитие организации в данном случае рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер.
Задача управления развитием инновационного потенциала ФСИН России состоит в том, чтобы перевести ее потенциал из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели.
Развитие инновационного потенциала УИС характеризуется наличием оптимальных результатов внедрения новой или усовершенствованной инновационной темы и технических процессов. Здесь следует решать задачи, касающиеся оценки степени новизны инноваций и различий в их уровне: является ли инновационный продукт новым для отрасли, что, в свою очередь, отражает: влияние инноваций на конечные результаты финансово
хозяйственной деятельности учреждения; влияние инноваций на эффективное использование ресурсов организации.
Следует отметить, что инновационный процесс по своей сути является процессом, характеризующимся сложным поведением и
множеством неизвестных и неизмеряемых количественных показателей. Исходя из этого, управление развитием инновационного потенциала предполагает создание информационной базы инновационной
деятельности. Практическая реализация указанного направления
предусматривает разработку системы показателей, характеризующих следующие аспекты инновационной деятельности:
взаимосвязь между инновационной активностью и характеристиками организации;
взаимодействие подразделений;
инновационную деятельность в направлении в целом;
взаимосвязь между инновациями и результатами деятельности организации;
инновационную деятельность в региональных структурах.
Формирование инновационного потенциала для уголовно -
исполнительной системы необходимо осуществлять в рамках комплексного подхода. В связи с этим были предложены следующие принципы формирования инновационного потенциала:
наличие развитой системы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;
системный характер инновационного развития ФСИН России;
наличие развитой инфраструктуры научно-исследовательских и образовательных учреждений УИС;
адаптируемость уголовно-исполнительной системы к изменениям внешней среды;
инвестиционная поддержка инновационных процессов во ФСИН России.
Инновационный потенциал определяется способностью и готовностью учреждения осуществлять эффективную инновационную деятельность. Способность - это наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность - это достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
Анализ системы управления формированием и развитием инновационного потенциала позволяет установить ряд особенностей, характеризующих деятельность учреждения в перманентно изменяющемся мире: чувствительность; способность к обучению; способность генерировать подходящие к ситуации необычные решения; экспериментирование; внутренняя коммуникабельность; готовность к риску; абсорбционность. На основе перечисленных черт следует сформулировать такое отдельное качество организации, как инновационность.
В заключение сделаем вывод о том, что управление формированием и развитием инновационного потенциала уголовно-исполнительной системы позволит обеспечить:
максимальные темпы реформирования уголовно-исполнительной системы;
достижение высокого уровня служебной деятельности;
• оптимальное использование всех видов ресурсов.
[1] См.: Абалкин Л. Логика экономического роста. М., 2003.
[2] См.: Абалкин Л. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М., 2007.
С. 54.
[3] См.: Автономов В. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12. С. 78; Амосов А.И. Экономическая и социальная эволюция России. М., 2003. С. 4.
[4] См.: Абалкин Л. Логика экономического роста.
[5] См.: Аникин А. История финансовых потрясений (российский кризис в свете мирового опыта). М., 2012. С. 58
[6] См.: Анчишин А.И. Наука - техника - экономика. М., 1986; Наука, технологии, инновации, бизнес: англо-русский глоссарий / сост. Э. Армстронг, В.М. Киселев. М., 2011.
[7] Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. Киев,
1978.
|