Вторник, 26.11.2024, 17:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Финансово-правовое регулирование валютных отношений

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денежно­кредитной, политики государства, направленной на укрепление валютно­финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее пла­тежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление рос­сийского рубля и т. д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономи­ческих отношений можно отнести: установление порядка проведения ва­лютных операций; определение условий и порядка формирования валют­ного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; ва­лютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные от­ношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173- ФЗ). Основными принципами валютного регулирования и валютного кон­троля в Российской Федерации являются:

1)   приоритет экономических мер в реализации государственной поли­тики в области валютного регулирования;

2)   исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3)   единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4)     единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5)    обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации). Органы валют­ного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам ва­лютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ.

Международные договоры Российской Федерации применяются к от­ношениям, указанным в ст. 2 данного Закона, непосредственно, за исклю­чением случаев, когда из международного договора Российской Федера­ции следует, что для его применения требуется издание внутригосударст­венного акта валютного законодательства Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 173-ФЗ, применяются правила указанного международного договора.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты орга­нов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим по­сле вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом № 173-ФЗ или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих ак­тов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов

валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты орга­нов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной си­лы не имеют. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осу­ществление валютных операций или иным образом улучшающие положе­ние резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства Российской Фе­дерации и акты органов валютного регулирования подлежат официально­му опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не при­меняются. Это требование не распространяется на акты или отдельные по­ложения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Россий­ской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне».

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее - акты органов валют­ного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного ре­гулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать по­ложения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валют­ного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Органами валютного регулирования в Россий­ской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, Цен­тральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Феде­рации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного ре­гулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (вклю­чая установление требования об использовании специального счета) не ус­тановлены органами валютного регулирования в соответствии с настоя­щим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При уста­новлении требования об использовании специального счета органы валют­ного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерези­дентами индивидуальных разрешений. Не допускается установление орга­нами валютного регулирования требования о предварительной регистра­ции, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 Закона № 173-ФЗ.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые фор­мы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их пред­ставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информа­цию по валютным операциям. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномочен­ные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регу­лируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Законом определены следующие объекты валютных правоотношений:

1)    валюта Российской Федерации:

а)  денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящие­ся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на тер­ритории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из об­ращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б)   средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2)      иностранная валюта:

а)  денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, на­ходящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из об­ращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б)  средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или рас­четных единицах;

3)      внутренние ценные бумаги:

а)  эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых ука­зана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б)  иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4)    внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездоку­ментарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам;

5)      валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Законом также определены следующие субъекты валютных правоот­ношений:

1) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законода­тельством этого государства;

б)  постоянно проживающие в Российской Федерации на основании ви­да на жительство, предусмотренного законодательством Российской Феде­рации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в)  юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г)  находящиеся за пределами территории Российской Федерации фи­лиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» настоящего пункта;

д)  дипломатические представительства, консульские учреждения Рос­сийской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межго­сударственных или межправительственных организациях;

е)  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муници­пальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых на­стоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

а)  физические лица, не являющиеся резидентами;

б)  юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами тер­ритории Российской Федерации;

в)  организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г)  аккредитованные в Российской Федерации дипломатические пред­ставительства, консульские учреждения иностранных государств и посто­янные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д)  межгосударственные и межправительственные организации, их фи­лиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е)  находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, посто­янные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и V на­стоящего пункта;

ж)   иные лица.

Закон дает следующее определение валютных операций:

а)  приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б)  приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у рези­дента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних цен­ных бумаг в качестве средства платежа;

в)  приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезиден­том в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Феде­рации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также ис­пользование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внут­ренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г)  ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, ва­люты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д)  перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внут­ренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами терри­тории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на террито­рии Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Россий­ской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е)  перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на террито­рии Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществ­ляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмот­ренных ст. 7, 8 и 11 Закона № 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения зо­лотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Фе­дерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Рос­сийской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устра­нения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

-      операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торгов­ли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования транспортных средств при международных пере­возках;

-      операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и коми­тентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об ока­зании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной дея­тельности, в том числе исключительных прав на них;

-      операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрах­тования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтов­щиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федера­ции или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхо­вания указанных грузов;

-      операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

-      операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при ус­ловии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в со­ответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;

-      операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (на­логов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъек­та Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в по­рядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

-      с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процен­тов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

-      внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в бан­ковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

-      банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обяза­тельств по договорам поручительства и залога;

-      приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, вы­писанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидента­ми указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установлен­ном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;

-      куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной ино­странной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), прие­мом для направления на инкассо в банки за пределами территории Россий­ской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе до­рожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринима­тельской деятельности;

-       уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

-      иными валютными операциями, отнесенными к банковским операци­ям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами осуществляются в следую­щем порядке. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пре­делами территории Российской Федерации на банковские счета (в банков­ские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за преде­лами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через бан­ковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 173-ФЗ.

Законом определены права и обязанности резидентов при осуществле­нии валютных операций. Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в ино­странной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным за­коном. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридиче­скими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Централь­ным банком Российской Федерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами-резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с на­стоящим Федеральным законом.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физиче­скими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Централь­ным банком Российской Федерации, за исключением следующих валют­ных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1)   передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муници­пальному образованию;

2)     дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3)   завещания валютных ценностей или получения их по праву наследо­вания;

4)   приобретения и отчуждения физическим лицом-резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5)    перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляе­мого в установленном Центральным банком Российской Федерации по­рядке, который может предусматривать только ограничение суммы пере­вода, а также почтового перевода;

6)   покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом-резидентом наличной иностранной валюты, об­мена, замены денежных знаков иностранного государства (группы ино­странных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами-резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с на­стоящим Федеральным законом. Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Центральным банком Российской Федерации, только:

а) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со специального счета резидента, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции;

б) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20 % суммы денежных средств и (или) стои­мости ценных бумаг, зачисляемых на специальный счет резидента, на срок не более года.

Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать од­новременно применительно к одному виду валютных операций требова­ния, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Резиденты мо­гут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностран­ной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независи­мо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в упол­номоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов. Уполномоченные банки, являющиеся профессиональ­ными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов- нерезидентов. Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать установление тре­бования об обязательном полном или частичном поддержании уполномочен­ными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в Центральном банке Российской Феде­рации, равного совокупному остатку денежных средств на специальных бро­керских счетах. Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется на­логовыми органами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересыл­ки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнитель­ной власти, являющимся органом валютного контроля.

Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливает­ся Правительством Российской Федерации по согласованию с Централь­ным банком Российской Федерации с учетом требований, предусмотрен­ных законом. В случаях, установленных Законом № 173-ФЗ, резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, рези­дент или нерезидент - до вывоза, пересылки из Российской Федерации ва­люты Российской Федерации и (или) внутренних ценных бумаг в докумен­тарной форме, а также до ввоза, пересылки в Российскую Федерацию ва­люты Российской Федерации и (или) внутренних ценных бумаг в докумен­тарной форме. Для предварительной регистрации счета (вклада), откры­ваемого в банке за пределами территории Российской Федерации, резидент должен представить следующие документы:

-      заявление о предварительной регистрации, содержащее, в том числе, наименование страны открытия счета (вклада) и полное наименование банка, в котором открывается счет (вклад);

-       копию документа, удостоверяющего его личность;

-      свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

-       документ о государственной регистрации юридического лица;

-      справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

Для предварительной регистрации ввоза, пересылки в Российскую Фе­дерацию, вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме ре­зидент или нерезидент должен представить следующие документы:

-      заявление о предварительной регистрации, содержащее в том числе указание размера суммы ввозимых, пересылаемых в Российскую Федера­цию валюты Российской Федерации и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, указание размера суммы вывозимых, пересылаемых из Российской Федерации валюты Российской Федерации и (или) внутрен­них ценных бумаг в документарной форме;

-       копию документа, удостоверяющего его личность;

-      свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

-       документ о государственной регистрации юридического лица;

-      справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

Рассмотрение заявления о предварительной регистрации осуществля­ется соответствующим органом в течение 10 рабочих дней со дня получе­ния указанного заявления. По истечении указанного срока соответствую­щий орган обязан осуществить предварительную регистрацию (выдать ре­гистрационный документ) либо представить мотивированный отказ в предварительной регистрации.

Отказ в предварительной регистрации допускается только в следую­щих случаях:

1)    непредставления полного комплекта документов, требуемых для предварительной регистрации;

2)    если представленные документы не отвечают требованиям законо­дательства Российской Федерации;

3)   выявления в представленных документах недостоверной информа­ции, противоречащих или не соответствующих друг другу сведений;

4)   если на день обращения резидента за предварительной регистрацией счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации им открыт;

5)    если на день обращения резидента или нерезидента за предвари­тельной регистрацией валюта Российской Федерации и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме вывезены ими из Российской Фе­дерации;

6)    если на день обращения резидента или нерезидента за предвари­тельной регистрацией валюта Российской Федерации и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме ввезены ими в Российскую Феде­рацию;

7)    введения в соответствии с федеральными законами запрета на от­крытие счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Феде­рации, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад), на вывоз из Российской Федерации валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной фор­ме, а также на ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федера­ции и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физиче­ских лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осу­ществляется в размере 30 % суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Банк России вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 % ее суммы.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на ос­новании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабо­чих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномо­ченном банке.

Объектом обязательной продажи является валютная выручка резиден­тов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитаю­щиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерези­дентов, за исключением:

1)   сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Россий­ской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполни­тельной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пре­делах их компетенции;

2)   сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банка­ми от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соот­ветствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ);

3)    валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами прави­тельств иностранных государств, а также по кредитным договорам и дого­ворам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

4)   сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусмат­ривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внеш­ние эмиссионные ценные бумаги).

Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Цен­тральным банком Российской Федерации. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответст­вующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с За­коном № 173-ФЗ в иностранной валюте:

-       оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

-       уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

-     выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

-     иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определя­ется Центральным банком Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществ­ляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Фе­дерации, через уполномоченные банки Центральному банку РФ.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Россий­ской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на ва­лютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Цен­тральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществ­ляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валют­ной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Рос­сийской Федерации. Валютный контроль в Российской Федерации осуще­ствляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-ФЗ и иными феде­ральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Цен­тральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Пра­вительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, под­отчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являю­щиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчет­ные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов ис­полнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными органи­зациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организация­ми или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами ва­лютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию дея­тельности в области валютного контроля федеральных органов исполни­тельной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Прави­тельство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являю­щихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодейст­вие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодейст­вие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов ва­лютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Цен­тральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в преде­лах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

-      проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования;

-     проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

-      запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обяза­тельный срок для представления документов по запросам органов и аген­тов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

-      выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования;

-      применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждаю­щих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

-      для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации;

-      для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от ре­зидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), свя­занные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1)    документы, удостоверяющие личность физического лица;

2)   документ о государственной регистрации физического лица в каче­стве индивидуального предпринимателя;

3)    документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нере­зидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4)     свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5)     документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6)    документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдавае­мые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законода­тельством иностранного государства;

7)    уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8)    регистрационные документы в случаях, когда предварительная реги­страция предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9)      документы (проекты документов), являющиеся основанием для про­ведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о ре­зультатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10)    документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организация­ми, включая банковские выписки; документы, подтверждающие соверше­ние валютных операций;

11)    таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Рос­сийскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12)    паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валют­ной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц-нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Рос­сийской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной опера­ции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом докумен­тов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом ва­лютного контроля копии.

Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Законом № 173-ФЗ предварительную регистрацию, в пре­делах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Фе­деральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

-     осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидента­ми актов валютного законодательства Российской Федерации и актов ор­ганов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов ва­лютного регулирования.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%