Вторник, 26.11.2024, 19:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Федеральное законодательство в сфере применения специальных средств сотрудниками УИС

Сотрудники уголовно - исполнительной системы (далее по тексту - УИС), имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, как представители правоохранительных органов, имеют право применять специальные средства (меры безопасности) в соответствии с нормами, предусмотренными Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 86); Законом Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (ст. 14.1, 28, 30, 33); Законом Российской Федерации от 21.06.1995 г. № 103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 43, 45)[1].

Кроме того, данное право за сотрудниками УИС закреплено и в ведомственных нормативно правовых актах:

Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в

исправительных колониях.

Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в

следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы.

Так, в ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ отмечается, что при наличии правовых оснований сотрудники уголовно -исполнительной системы России имеют право применять в качестве мер обеспечения безопасности физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Согласно ст. 33 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» центральный орган управления уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно - исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с вышеперечисленными нормативно правовыми документами сотрудники УИС в целом и сотрудники отделов безопасности (далее по тексту - сотрудники), в частности применяют специальные средства:

на территориях учреждений, исполняющих наказания;

на прилегающих к данным учреждениям территориях, на которых установлены режимные требования;

на охраняемых объектах.

Сотрудники применяют к осужденным, подозреваемым, обвиняемым, в совершении преступлений, специальные средства для пресечения их противоправных действий, предотвращения причинения вреда окружающим и самим себе.

В то же время законодатель вводит ряд правовых ограничений при применении специальных средств в отношении женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями. Так, в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» запрещается применять специальные средства в отношении:

женщин с видимыми признаками беременности;

лиц с явными признаками инвалидности;

несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен.

За исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Кроме того законодатель в статье 28 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» определяет:

правовые основания применения специальных средств;

условия применения специальных средств;

порядок применения специальных средств;

пределы применения специальных средств.

Рассмотрим содержание каждой категории более подробно.

Правовые основания применения специальных средств:

Под правовым основанием понимается юридически закрепленное право или обязанность для совершения какого-либо действия, либо воздержание от совершения подобного действия.[2] Соответственно правовые основания применения специальных средств сотрудниками УИС - это конкретные фактические обстоятельства, с наличием которых законодатель связывает возможность и необходимость их применения. Например: нападение на лиц, входящих в состав дежурной смены или иных лиц, захват заложников, злостное неповиновение законным требованиям сотрудника и т. д. Сотрудники в данном случае действуют (применяют специальные средства) с целью пресечения противоправного деяния со стороны осужденных.

Перечень оснований применения специальных средств сотрудниками дежурной смены закреплен в ст. 30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993г. (далее - Закон РФ)

В соответствии со ст. 30 Закона РФ сотрудниками дежурной смены специальные средства применяются:

Для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осуждённых, заключённых и других граждан.

Под работниками УИС следует понимать: персонал учреждения

(аттестованные сотрудники и вольнонаемный персонал); сотрудники органов и учреждений УИС, не входящие в персонал учреждения, находящиеся на территории учреждения по роду своей деятельности. К осужденным и заключенным относятся: подозреваемые и обвиняемые в совершении

преступлений, заключенные под стражу в СИЗО, а также осужденные, отбывающие наказание в ИУ. Под другими гражданами следует рассматривать: сотрудников других правоохранительных органов, защитников, законных представителей, членов правозащитных организаций, родственников подозреваемых, обвиняемых и осужденных и иных граждан, имеющих непосредственное отношение к уголовно исполнительной системе.

 

Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осуждёнными и заключёнными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу.

Необходимым признаком массовых беспорядков является его массовость. Неотъемлемым элементом противоправного деяния является «толпа» - скопление людей, объединенных каким-либо интересом. По мнению ряда российских ученых, под массовыми беспорядками понимается «совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории, парализуется

9

деятельность органов власти и управления» .

Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств. Сотрудники дежурной смены применяют специальные средства в составе группировки сил и средств действий при ЧО.

При конвоировании и охране осуждённых и заключённых, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе. При конвоировании больных в лечебно-профилактические учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, сотрудники отдела безопасности (режима) осуществляют функции надзора за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Для задержания и возвращения осуждённых и заключённых, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

Таким образом, законодатель, определяя правовые основания применения специальных средств, устанавливает и ограничения, нарушение которых влечет привлечение к юридической ответственности.

Условия применения специальных средств:

Под условиями применения специальных средств понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника перед, в момент и после применения им специальных средств.10 Иными словами это фактические обстоятельства, [3] [4]

 

требования, которые при наличии правовых оснований разрешают или запрещают (затрудняют) применение специальных средств.

Условия применения специальных средств:

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить

специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим;

В ходе применения специальных средств не должны пострадать

посторонние граждане;

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие

в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Применению специальных средств должно предшествовать применение мер убеждения (кроме исключительных случаев).

Наряду с вышеперечисленными условиями к таковым следует отнести соблюдение порядка и пределов применения специальных средств.

Порядок применения специальных средств:

Порядок применения специальных средств - это регламентированная последовательность обязательных действий, которые сотрудник должен совершить в процессе применения меры безопасности.

В правоприменительной практике такой порядок получил название «алгоритм» действий.

В зависимости от объёма и количества обязательных действий выделяют общий и специальный (упрощенный) алгоритм действий сотрудников при применении специальных средств.

Общий алгоритм действий сотрудников УИС при применении специальных средств регламентирован ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». (См.рис.1)

Прежде чем применить специальные средства сотрудник обязан предупредить лицо в отношении которого будет применена мера о намерении их применения. При этом сотрудник должен предоставить достаточно времени для выполнения своих требований. Исключение составляют случаи, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

После предупреждения сотрудник применяет специальные средства, при этом он должен обеспечить наименьшее причинение вреда лицам, в отношении которых данная мера применяется.

При необходимости оказать (предоставить) пострадавшим медицинскую помощь;

 

Предупредить

предоставить

достаточно

времени

 

Применить

специальные

средства

 

Оказать

медицинскую

помощм

пострадавшим

 

Доложить

непосредственному

начальнику

 


Доложить непосредственному начальнику о случае применения специальных средств. Например, младший инспектор на посту у камер докладывает дежурному помощнику начальника колонии, дежурный помощник начальника колонии - оперативному дежурному по управлению. В случае ранения или смерти осуждённых, заключённых, иных лиц в результате применения специальных средств (начальник отдела), сообщает об этом прокурору.

Рисунок 1. Общий алгоритм действий сотрудников при применении специальных средств

Упрощённый алгоритм действий сотрудников УИС при применении специальных средств заключается в непосредственном воздействии на правонарушителя без предупреждения и, соответственно, без предоставления времени для выполнения требований сотрудника (см. рис.2).

 

Доложить

непосредственному

начальнику

 

Оказать

медицинскую

помощь

пострадавшим

 

Применить

специальные

средства


Упрощённый алгоритм действий применяется в случаях, когда промедление в применении создает непосредственную опасность жизни или здоровью сотрудников и иных лиц, а также осуждённых и заключённых, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

Рисунок 2. Упрощённый алгоритм действий сотрудников при применении специальных средств

Безусловно, несоблюдение, нарушение порядка применения выводит действия сотрудника за рамки законности, что влечёт за собой наступление для последнего негативных юридических последствий в виде привлечения к тому или иному виду юридической ответственности, в зависимости от тяжести последствий незаконного применения.

Применение специальных средств при пресечении противоправных деяний, есть, по сути, не что иное, как причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (например, необходимая оборона или задержание лица, совершившего преступление).

Законность такого вреда возможна при условии соблюдения пределов применения.

Пределы применения специальных средств

Пределы применения - это соотношение вреда, причиняемого применением мер безопасности, с характером и степенью общественной опасности пресекаемого противоправного деяния, вредом, который это деяние причинило или может причинить (превенция).

Превышением пределов применения признается причинение чрезмерного вреда, т. е. вреда, явно не соответствующего степени тяжести пресекаемого противоправного деяния.

Сотрудник должен пресекать правонарушения разумно-достаточными мерами с причинением минимального вреда.

В состоянии необходимой обороны (см. ст. 37 УК РФ) и при задержании лица, совершившего преступление (см. ст. 38 УК РФ) цели применения специальных средств различны. В первом случае - это отражение нападения, защита. Во втором - задержание правонарушителя.

Необходимо помнить, что состояние необходимой обороны заканчивается тогда, когда заканчивается нападение.

Различные цели обуславливают и различные пределы применения. Так, при отражении нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника или иных лиц, район нанесения удара при применении специальных средств не играет значения. Всё направлено на достижение одной цели - максимально быстро и эффективно отразить нападение.

При задержании лица, совершающего побег, цель применения специальных средств - пресечь побег, задержать лицо, его совершающее и доставить органам правосудия. В данном случае умышленное причинение смерти недопустимо.

При применении специальных средств сотруднику необходимо знать следующее правило: нанесение ударов подручными средствами или палкой резиновой по голове, шее, ключичной области, у женщин по груди, в живот и в пах допускается только в состоянии необходимой обороны при отражении нападения угрожающего жизни и здоровью сотрудника или иных лиц.

Таким образом, сотрудники отделов безопасности должны знать и неукоснительно соблюдать правовые основы применения специальных средств, использовать эти знания в конкретной оперативной обстановке.

1.1 Актуальные вопросы применения специальных средств в свете изменения российского законодательства

Для обеспечения нормального функционирования УИС России государство наделило ее сотрудников должностной обязанностью применять меры безопасности, в качестве которых в ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) предусмотрено применение физической силы, специальных средств и оружия, общие требования и случаи применения которых закреплены в Главе V Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в ст. 43-47 Закона РФ от 15 августа 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

При правомерном применении мер безопасности сотрудники УИС России причиняют телесные повреждения и иной физический вред подозреваемым, обвиняемым, осужденным или иным лицам, ограничивают их права и свободы. При неправомерном применении физической силы, специальных средств и оружия, а равно при превышении пределов правомерности их применения, сотрудники УИС России подлежат предусмотренной законодательством РФ ответственности.

Анализ сведений о состоянии законности, служебной дисциплине и посягательствах на жизнь и здоровье персонала исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) за 2006­2016 гг. (ведомственная форма стат. отчетности СБ-1) показал, что за 10 лет количественный показатель применения к осужденным физической силы составил 21549 случаев, а специальных средств и газового оружия - 41695. В решении коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2013 г. и задачах на 2014 г.», утвержденном приказом ФСИН России от 3 апреля 2014 г. № 160, обращено внимание на наличие случаев неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС России при исполнении должностных обязанностей. Количество уголовных дел, возбужденных в отношении персонала учреждения по фактам применения физической силы за тот же период, составило 41 случай, а по фактам применения специальных средств и газового оружия - 12. По мнению лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, уместно говорить и об определенной латентности правонарушений, связанных с применением мер безопасности сотрудниками УИС России.

Сотрудники УИС России относятся к категории должностных лиц, со - гласно п. 1 примечания к ст. 285 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), и в случае совершения противоправных деяний с применением физической силы, спе­циальных средств и оружия они становятся специальными субъектами уго - ловно-правовых отношений. В частности, УК РФ предусматривает возмож­ность применения наказания за превышение должностных полномочий, в том числе совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, с применением оружия и специальных средств, а также с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). При этом в российском уголовном законо - дательстве не конкретизированы признаки, характеризующие совершение деяния, а также не принята во внимание широкая вариативность обстоя - тельств, при которых сотрудниками УИС России могут быть применены меры безопасности.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии нерешенных проблем теоретического и прикладного характера в аспекте правового регулирования уголовной ответственности сотрудников УИС России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия.

Правомерным применением физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России следует считать соразмерное поставленной законной цели оказание сотрудниками уголовно-исполнительной системы принудительного физического воздействия на подозреваемых, обвиняемых, осужденных или иных лиц, а равно на объекты окружающего пространства, характеризующееся использованием в установленных законом случаях индивидуальных умений и навыков, специальных средств и оружия, состоящих на вооружении у сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также их поражающих свойств, а в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или оружия - любых подручных средств, если для выполнения поставленной законной цели недостаточно применить иные меры, носящие менее исключительный характер, и если при этом не превышены необходимые для достижения этой цели пределы.

К случаям правомерного применения мер безопасности сотрудниками УИС России следует относить:

применение физической силы, специальных средств и оружия в рамках должностных полномочий по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами;

применение физической силы, специальных средств и оружия, а при отсутствии специальных средств или оружия - любых подручных средств, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если не превышены пределы правомерности причинения вреда в рамках сложившихся обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Неправомерность применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России характеризуется следующими критериями, позволяющими отграничить его от правомерных действий сотрудников УИС России, связанных с их применением:

нарушение оснований и порядка их применения, закрепленных в федеральном законодательстве;

нарушение должностных требований, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия;

превышение пределов правомерности причинения вреда при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния;

совершение умышленных или неосторожных действий с применением физической силы, специальных средств и оружия, направленных на непосредственное причинение вреда.

Многообразие закрепленных в ведомственных правовых документах случаев и целей применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы, специальных средств и оружия и широкий круг специальных средств и оружия, состоящих на вооружении у сотрудников различных ведомств определяет специфику деяний, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, при причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам в рамках их должностных полномочий, относительно иных граждан.

На сегодняшний день активно ведется речь о закреплении в гл. 8 УК РФ нормы (ст. 42.1 «Исполнение законных обязанностей в рамках должностных полномочий»), содержащей специальную разновидность обстоятельств, исключающих преступность деяния и закрепляющую правомерность причинения вреда сотрудниками правоохранительных органов при исполнении законных обязанностей в рамках должностных полномочий, если существует действительная необходимость в выбранных средствах для достижения поставленной законной цели и деяние не осуществляется лишь с целью причинить вред другому лицу.

Особо квалифицирующие признаки действующей нормы о превышении должностных полномочий, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия (п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ), дифференцированы по степени тяжести возможного причинения вреда, характерного при неправомерном применении различных видов мер безопасности, однако широкие границы санкций за совершение таких деяний в части лишения свободы (от трех до десяти лет) в своих границах не отражают специфики служебной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний, а с другой стороны относятся к угрозе применения насилия, всем формам применения мер безопасности сотрудников УИС России, в том числе с причинением тяжких последствий.

Дифференциация особо квалифицирующих признаков ст. 286 УК РФ обуславливается совершением деяний, предусмотренных частями первой или второй рассматриваемой статьи, если они совершены:

(часть три) с применением насилия, а равно специальных средств, газового оружия или иных предметов, используемых в качестве орудия или с угрозой их применения - в качестве санкций за совершение такого деяния будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет;

(часть четыре) с применением огнестрельного оружия, а равно с причинением тяжких последствий - в качестве санкций за совершение такого деяния будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

К каждой из перечисленных санкций планируется приобщить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В частности в обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими физической силы, специальных средств и оружия во время несения службы планируется дополнить пункты 1 -3 четвертого абзаца ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» положениями, обязывающими сотрудника:

предоставить лицу не только достаточно времени для выполнения поставленных сотрудником УИС требований, но и возможности для их выполнения;

осуществлять действия с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или оружие, а равно любые подручные средства, соответствующие характеру и силе оказываемого ими сопротивления;

принять меры по оказанию лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а равно любых подручных средств, первой доврачебной помощи;

незамедлительно докладывать непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия, а равно любых подручных средств;

сохранять по возможности без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или оружия, а равно любых подручных средств, лицу причинено ранение либо наступила его смерть.

 

[1] Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации: от 8 января 1997 года N 1-ФЗ (ред. от 04.11.2004) // М.: Эксмо, 2013.; Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»; О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Законом Российской Федерации от 21.06.1995 г. № 103- ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

[2] Словарь юридических терминов // Электронный ресурс URL: http://www.iш^slovфr.ru/dictionфrv/2032 (дата обращения 01.07.2014 г.).

[3]

Хохрин С.А. Уголовно правовая и криминологическая характеристика массовых беспорядков, совершаемых в ИУ: Монография. Пермь, 2012. С. 11.

[4] Комментарий к Уголовному кодексу / под ред. В.М. Лебедева. М., 2007. С. 203.

16

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 513 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%