Особенности управления в области охраны животного мира вытекают из понимания отличия животного мира от объектов животного мира, из уяснения правомочии собственников и пользователей животного мира.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания (сельскохозяйственные и другие одомашненные животные; дикие животные,
содержащиеся в неволе), могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; отношения по владению, пользованию и распоряжению ими как имущественные отношения регулируются гражданским законодательством и Федеральным законом «О животном мире».
Правила, сроки и перечни орудии и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животною мира и среды их обитания и утверждаются Правительством РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ. Как правило, запрещается применение ногозахватывающих капканов, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Влияние государственно-общественно-частного партнерства на сохранение животного мира становится не столько теоретической, сколько практической задачей.
Общественные охотничьи и рыболовные инспекции при соответствующих государственных органах, получившие в нашей стране и за рубежом развитие, правовое оформление и признание во второй половине XX в., неоднократно рассматривались как оптимальное сочетание государственных и общественных начал в обеспечении надлежащей охраны среды и организации рационального природопользования.
Распространены государственные, территориальные, местные программы: о сохранении гнездовий серой цапли и среды обитания бобров: об очистке притоков рек Томь, Кама, Урал. Москвы-реки; «Соболь», «Бурый медведь», «Рысь», «Лось». При реализации любого уровня программ важны привлечение вкладчиков, средств загрязнителей, лиц, использующих объекты животного мира и среду их обитания, а также осуществление комплексного, экосистемного подхода, обеспечивающего сохранение всех полезных объектов животного мира.
В постоянно меняющемся мире научно-технического прогресса фаунистические функции постоянно трансформируются, перераспределяются. Специфика управления в области охраны животного мира обусловлена
К федеральному ведению могут относиться объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; естественно мигрирующие на территории двух и более субъектов РФ; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ: подпадающие под действие международных договоров РФ.
Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются законодательством, охватываемым понятием «природопользование» и «охрана окружающей среды» (совместная компетенция), и гражданским законодательством (ведение Российской Федерации).
|