Одна из наиболее острых социальных проблем российского общества - преступное поведение несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних является общей частью криминальной активности всего населения Российской Федерации, хотя и имеет свои криминологические особенности.
Преступность несовершеннолетних и молодежи всегда относилась к числу кардинальных социальных и правовых проблем общества. В современных условиях она приобрела особую остроту и рассматривается, прежде всего, в контексте социального и нравственного оздоровления подрастающего поколения, которому предстоит определить будущее страны[1].
Социальная обусловленность феномена преступности несовершеннолетних, непредсказуемый характер ее динамики, неравномерность и неустойчивость территориального распределения, разносторонность тенденций указывают на сложность и многозначность социальных условий, формирующих их преступное поведение.
Прежде чем перейти к рассмотрению негативных тенденций в преступном поведении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, необходимо изучить динамику числа зарегистрированных преступлений несовершеннолетних и выявления лиц, их совершивших, в последние годы в Российской Федерации.
Данные уголовно-правовых исследований и уголовной статистики свидетельствуют о том, что в России в период с 2004 по 2010 год количество расследуемых преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, неуклонно снижалось: в 2004 г. - 154 414 (+6,2%); 2005 - 154 734 (+0,2%); 2006 - 150 264 (-2,9%); 2007 - 139 099 (-7,4%); 2008 - 116 090(-16,5%); 2009 - 94 720 (-18,4%); 2010 - 78 548 (-17,1%); 2011 - 110 000 (+41,5%); 2012 - 115110 (+4,5 %); 2013 - 116213 (+1,3%); 2014 - 119 420 (+ 2,7%); за 6 месяцев 2015 г. - 83500[2].
Начиная с 2011 года по настоящее время, заметно увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Большинство осужденных (54,8%) осуждены к наказанию в виде лишения свободы впервые, остальные (43,2%) - имеют опыт криминального поведения и осуждения к лишению свободы в основном условно в соответствии со ст.73 УК РФ. На основании ч. 6.2 ст. 88 УК РФ в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ суд может повторно принимать решение об условном осуждении несовершеннолетнего с установлением нового испытательного срока[3].
Проведенное нами исследование позволяет сделать выводы о доле несовершеннолетних осужденных, имеющих непогашенную и не снятую судимость к лишению свободы, и числе судимостей к лишению свободы, включая и ту, в соответствии с которой лицо отбывает наказание. Так, несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, имеющих одну судимость, - 54,8%; две - 28,1; три - 12,3; четыре - 4,6; пять и более 0,2% от общего числа осужденных[4].
На протяжении 2010-2014 гг. каждое двенадцатое лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не достигло возраста совершеннолетия.
Среди обследованных осужденных 1,0% совершили преступления небольшой тяжести; 11,5 - средней тяжести; 61,9 - тяжкие и 25,6% - особо тяжкие. Указанные результаты в целом свидетельствуют о высоком уровне опасности несовершеннолетних осужденных. В течение 2012 г. подростками совершалось каждое семнадцатое преступление[5].
Исследователи в области ювенальной юстиции подчеркивают, что криминальная ситуация в стране остается напряженной, а раскрываемость преступлений среди несовершеннолетних - крайне низкой. Вызывает серьезную озабоченность и состояние оперативной обстановки в воспитательных колониях. Нередко ученые-криминологи, практические работники и правозащитники ставят под сомнение данные официальной уголовной статистики и все чаще ссылаются на материалы конкретных уголовных дел последних лет, которые свидетельствуют о тяжести последствий, вызванных преступными посягательствами несовершеннолетних[6].
При изучении подростковой преступности в Российской Федерации следует помнить, что до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают значительное число общественно опасных деяний, аналогичных по объективной стороне условно наказуемым деяниям. Причем это не только имущественные преступления (кражи, грабежи и т.д.), но и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, оружия, похищением людей. Количество подростков-правонарушителей постоянно возрастает. По данным ряда исследователей, правозащитников, представителей правоохранительных органов, ежегодно более 90 тыс. подростков совершают преступные деяния до момента достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность[7].
Данные, полученные в результате нашего исследования, позволяют утверждать, что среди осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, доминируют лица в возрасте от 15 до 16 лет (77,5%) со сроками лишения свободы от 2 до 5 лет и отбывающие наказание в воспитательных колониях впервые.
За прошедшее десятилетие одним из направлений уголовной политики в отношении несовершеннолетних преступников было сокращение применения к ним уголовного наказания в виде лишения свободы. На это были направлены изменения уголовного законодательства (декабрь 2003 г.), в соответствии с которыми наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 14 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
В то же время, по сравнению с переписью осужденных 1999 г., количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях и совершивших тяжкие преступления, уменьшилось на 19,3%, и наоборот, число осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, возросло с 5,4 до 26,0%, то есть почти в 5 раз[8]. Возможно, это также обусловлено и тем, что в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, внесшим изменение в ст. 93 УК РФ, обязательный срок отбывания наказания у лиц несовершеннолетнего возраста, осужденных за тяжкое преступление, для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания уменьшился с половины на одну треть. В связи с этим большинство осужденных за тяжкое преступление используют это основание досрочного освобождения, что приводит соответственно к уменьшению их количества и увеличению доли лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, так как обязательный срок для условнодосрочного освобождения в отношении этой категории преступников (не менее двух третей срока наказания) остался без изменений.
Как правило, несовершеннолетние были осуждены за: 1) кражу (ст. 158 УК РФ); 2) грабеж (ст. 161 УК РФ); 3) разбой (ст. 162 УК РФ); 4) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ); 5) неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); 6) убийство (ст. 105 УК РФ); 7) насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); 8) незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и их аналогов (ст. 228 УК РФ)[9].
Несовершеннолетними осужденными, содержащимися в ВК, было совершено преступлений (в том числе особо тяжких): 2001 г. - 42, 2002 - 30, 2003 - 35, 2004 - 27, 2005 - 25, 2006 - 27, 2007 - 34, 2008 - 13, 2009 - 10, 2010 - 8, 2011 - 8,2012 - 7, 2013 - 9, 2014 - 8 и в первом полугодии 2015 г. - 4. Среди преступлений доминируют: а) побеги (ст. 313 УК РФ); б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ); в) дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321 УК РФ); г) убийство (ст. 105 УК РФ)[10]. Рассмотренные показатели указывают, что за последние десять лет наблюдались два всплеска пенитенциарной преступности несовершеннолетних - в 2001 г. (42 преступления) и 2007 г. (34 преступления). Своеобразное «плато» (25-27 преступлений) просуществовало с 2004 по 2006 год. И наконец, уменьшение показателей преступности несовершеннолетних, содержащихся в ВК, наблюдается с 2008 года по настоящее время.
Потенциальную опасность в плане совершения преступлений, дезорганизующих деятельность ВК, представляют ранее судимые воспитанники, отбывавшие наказание в ВК. Так, характеристика лиц, ранее отбывших наказание в ВК, выглядит следующим образом: 2001 г. - 912; 2002 - 891; 2003 - 848; 2004 - 597; 2005 - 684; 2006 - 524; 2007 - 642; 2008 - 391; 2009 - 267; 2010 - 195, 2011 - 111, 2012 - 70, 2013 - 69, 2014 - 68 и на первое полугодие 2015 г. - 66[11]. Необходимо отметить, что данная категория подростков крайне отрицательно характеризовались в период отбывания наказания[12].
Однако картина состояния пенитенциарной преступности среди несовершеннолетних будет не полной, если не отразить специально-криминологический аспект. Так, сотрудниками ВК предотвращено преступлений: 2001 г. - 3050; 2002 - 2349; 2003 - 2376; 2004 - 2606; 2005 - 2850; 2006 - 2672; 2007 - 2603; 2008 - 2465; 2009 - 2263; 2010 - 1683; 2011 - 1151, 2012 - 1095; 2013 - 1090; 2014 - 1110 и за 6 месяцев 2015 г. - 522 преступления[13]. Как правило, от 70 до 90% предотвращенных преступлений связаны с тяжкими и особо тяжкими деяниями: преступлениями против жизни и здоровья, незаконным оборотом наркотических средств, с действиями, дезорганизующими работу учреждения, и т.д.[14] Однако нельзя забывать о том, что ежегодно средняя численность осужденных в воспитательных колониях уменьшается. Например, с 2003 по 2013 год в воспитательных колониях содержалось: 2003 г. - 16491; 2004 - 13407; 2005 - 14545; 2006 - 12752; 2007 - 10750; 2008 - 8550; 2009 - 5970; 2010 - 4029; 2011- 2792; 2012 - 2293; 2013 - 2278, 2014 - 2270, за 6 месяцев 2015 г. - 2173[15] [16]. С учетом уменьшения числа лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, данные о пенитенциарной преступности несовершеннолетних не выглядят столь обнадеживающими. Следует еще раз подчеркнуть, что статистика состояния пенитенциарной преступности несовершеннолетних страдает существенной неполнотой.
Проведенный нами анализ доступной научной и специальной литературы, конкретных уголовных дел позволил прийти к выводу, что в местах лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях, совершаются как стихийные, так и тщательно подготовленные преступления, направленные на дезорганизацию деятельности исправительного учреждения.
Результаты нашего исследования показывают, что в большинстве фактов совершения преступлений в ВК скрываются действия, дезорганизующие деятельность данных учреждений. Например, во время массовых беспорядков, в которых участвуют многочисленные группы осужденных, совершаются следующие преступления: дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; хулиганство; побеги; убийства; при-
4
чинение тяжкого вреда здоровью; насильственное мужеложство .
Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров массовых беспорядков в воспитательных колониях, которые имели место в последние годы.
16 июля 2007 г. произошло массовое выступление воспитанников ВК -1 ГУФСИН России по Пермскому краю. Причиной чрезвычайного происшествия стало намерение подростков освободить из дисциплинарного изолятора двух «авторитетных» осужденных Е. Ольхова и С. Федотова, помещенных туда за избиение другого осужденного 10 июля 2007 г. Более 40 воспитанников разделились на две группы и направились к дисциплинарному изолятору. Вооружившись металлическими прутьями, дугами от кроватей и кирпичами, воспитанники начали избивать сотрудников учреждения, громить помещения и оборудование. Разрастание массовых беспорядков удалось предотвратить путем переговоров с зачинщиками. В результате волнений травмы получили четыре сотрудника и один осужденный. Уголовное дело было возбуждено в отношении девяти человек. Шестерым подросткам было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества). Остальным в связи с тем, что им на момент совершения преступления не исполнилось 16 лет, вменена ч. 3 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). В адрес ГУФСИН России по Пермскому краю вынесено представление об устранении выявленных нарушений содержания несовершеннолетних осужденных в ВК. Следует отметить, что все девять подсудимых ранее были осуждены за совершение особо тяжких преступлений, в том числе за убийство[17].
16 октября 2007 г. произошло еще одно выступление воспитанников Кировоградской колонии Свердловской области, учинивших массовые беспорядки, которые сопровождались насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В результате волнений пострадали 13 человек (погиб оперативный дежурный ВК и двое осужденных). Ущерб, причиненный воспитанниками, был оценен в размере от 21 до 30 млн. руб. По данным правозащитников, в беспорядках участвовали около 600 человек. 7 июня 2011 г. Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев уголовное дело о массовых беспорядках в Кировоградской ВК, вынес обвинительный приговор в отношении 45 осужденных. Из них 9 были признаны непосредственными организаторами массовых беспорядков в октябре 2007 г., но только двое воспитанников осуждены по ст.321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества), это было связано с тем, что оставшимся осужденным на момент совершения ими дезорганизующих действий не исполнилось 16 лет[18].
Еще одно выступление несовершеннолетних осужденных произошло в ночь с 4 на 5 ноября 2007 г. в Жигулевской воспитательной колонии ГУФСИН России по Самарской области. Массовые беспорядки выразились в поджогах группой отрицательно характеризующихся воспитанников ряда зданий ВК, отказе подчиниться требованиям внутреннего распорядка. В результате были сожжены и разгромлены штаб и музей колонии, компьютерный класс, профессиональное училище, медсанчасть. Общая сумма причиненного ущерба соста-
вила 224467 тыс. руб.Пострадавших не было. Межрайонным отделом следственного
управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской области было
возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 212
УК РФ (участие в массовых беспорядках), в отношении 26 несовершеннолетних осужден- 1
ных .
В 2010 г. суд, вынося приговор, учел все обстоятельства происшедшего. Представители воспитательного отдела, психолог колонии заявили, что не видят никаких причин для появления у воспитанников недовольств. Представители Тольяттинской прокуратуры отметили, что с апреля по ноябрь 2007 г. из ВК жалоб на режим и условия содержания от воспитанников не поступало. Начальник ГУФСИН России по Самарской области генерал - лейтенант внутренней службы Яковлев Валерий Сергеевич на протяжении ряда лет лично патронировал ВК, регулярно общался с воспитанниками, в том числе с теми, кто в ноябре 2007 г. принял участие в беспорядках. Генерал заявил на брифинге, что ему, как специалисту, невозможно понять мотивы такого отклоняющегося поведения подростков, природу немотивированной деструктивной агрессии и жестокости. Подсудимым была назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (хотя никто из них ранее на учете у психиатра не состоял, лечения по поводу психических заболеваний не проходил). В отношении каждого воспитанника врачи вынесли заключение о вменяемости[19] [20].
Считаем необходимым рассмотреть и вторую волну массовых беспорядков, охвативших воспитательные колонии России в 2011 г. С июля по сентябрь 2011 г.в воспитательных колониях России произошло три массовых выступления воспитанников, переросших по сути в бунты, что свидетельствует о неблагополучной ситуации в учреждениях ФСИН России для несовершеннолетних. Массовые беспорядки прошли в Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края (18-19 июля 2011 г.), Атлянской воспитательной колонии Челябинской области (18 августа 2011 г.), Алексинской воспитательной колонии Тульской области (10-11 сентября 2011 г.).
Наиболее серьезные последствия повлекли за собой выступления воспитанников Алексинской ВК. Так, после отбоя несовершеннолетние осужденные, содержащиеся в ДИ- ЗО, вскрыли решетки на окнах и покинули помещение. Подростки отправились в карантинное отделение, где в тот момент находились вновь прибывшие осужденные. Камеры видеонаблюдения зафиксировали происходящее, на это место сразу же была отправлена тревожная группа. Воспитанники, услышав шаги сотрудников, вернулись обратно в камеру. Однако именно в этот момент, по мнению следствия, сотрудники учреждения совершили роковую ошибку. Вместо того чтобы ликвидировать конфликт, они применили физическую силу. Действия сотрудников вызвали резко негативную реакцию у подростков, в свою очередь последние обратились за помощью к другим осужденным. Воспитанники поддержали призыв к массовым беспорядкам. В результате колонии был причинен колоссальный ущерб, оказались разгромлены здание администрации и клуб, уничтожены документы (в том числе личные дела осужденных), оргтехника, разграблены магазин, санчасть, аптека[21].
В погромах участвовали практически все осужденные. К утру, в результате переговоров руководства УФСИН России по Тульской области и представителей прокуратуры с воспитанниками, удалось прекратить беспорядки. По факту случившегося возбуждено два уголовных дела по ч.1 и 2 ст. 212 («Массовые беспорядки»), ч.1 ст.286 («Превышение должностных полномочий») УК РФ. Данное чрезвычайное происшествие непосредственно указывает на сложность применения к несовершеннолетним осужденным ст. 321 УК РФ («Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»).
Криминологические параметры преступности несовершеннолетних осужденных, направленной на дезорганизацию деятельности учреждений (в данном случае воспитательных колоний), четко вписываются в общепринятую классификацию, разработанную отечественными учеными, основу которой составляют стихийно-групповые, продуманноорганизованные и массово деструктивные проявления. С нашей точки зрения, для данного преступления в воспитательных колониях характерно организованное преступное поведение, спланированное и подготовленное отрицательно характеризующимися осужденными, которые стремятся стать лидерами в обществе отрицательно настроенных воспитанников.
Успешное предупреждение деяний, совершаемых несовершеннолетними осужденными, направленных на дестабилизацию обстановки в ВК, возможно лишь в том случае, если внимание этих учреждений будет обращено на личность несовершеннолетнего правонарушителя, поскольку именно личность преступника является носителем причин их совершения, главным и основным элементом огромного механизма общественно опасного поведения. «Личность преступника складывается из множества взаимодействующих между собой негативных механизмов, накопленных в процессе общежития данной личности в различной среде»[22].
Характеристика личности несовершеннолетнего осужденного, содержащегося в воспитательной колонии и совершившего действия, дезорганизующие работу учреждения, а также склонного к их совершению, колеблется в зависимости от множества факторов: от состояния психофизиологического развития (интеллекта, умственного и физического развития); возраста и тяжести совершения первого преступления; общего числа судимостей, пола и срока наказания и т.д.
Как правило, в характере преступности несовершеннолетних осужденных прослеживаются: чувствительность к окружающей среде, импульсивность, агрессивность, чувство тревоги за себя, поверхность суждений и т.п. Несовершеннолетний преступник всегда действует в определенной криминогенной ситуации, внося в нее проявления своих личностных особенностей. Преступные ситуации, способствующие дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, возникающие в ВК, могут образовываться в результате негативного действия других лиц (как сотрудников, так и осужденных), формироваться стихийно (по стечению случайных обстоятельств). Очень часто обстоятельства совершения преступления таковы, что подросток внешне не анализирует ситуацию или как ему кажется, у него нет времени на обдумывание, он действует непредсказуемо, спонтанно[23].
Основываясь на типологии, предложенной К.Е. Игошевым[24], осужденных, которые совершили умышленные убийства или причинение тяжких телесных повреждений, отбывая уголовное наказание в ВК, можно отнести к насильственному типу, характеризующемуся эгоизмом, пренебрежительным отношением к окружающим, отсутствием сострадания, жестокостью, готовностью противодействовать агрессивно по первому побуждению.
Наука криминологии изучает несовершеннолетнего преступника, основываясь на многочисленном множестве его индивидуальных признаков, обладающих определенной спецификой. Со временем ученые пришли к единому мнению, что личность преступника необходимо изучать с позиций: 1) уголовно-правовой; 2) социально-демографической; 3) нравственно-психологической; 4) нравственно-ролевой. Имеется в виду комплексное изучение не просто перечисленных показателей, а совокупной системы признаков, формирующих структуру личности несовершеннолетнего преступника, в пределах которой изучается взаимосвязь и взаимозависимость ее составных элементов.
Социально-демографическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного, совершившего действия, дезорганизующие работу учреждения, включает в себя следующие показатели: пол и возраст, место жительства, образование и род занятий до осуждения, семейное положение, состояние здоровья, отношение к религии и др. Данные уголовно-правовой характеристики дают общие сведения о подростках, совершивших преступления. Нравственно-психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных раскрывает главным образом их отношение к труду, семье, учебе, общественной деятельности, нормам морали[25].
Познать лицо, виновное в совершении преступления, значит изучить его индивидуальные особенности, отметить индивидуальные черты характера, исследовать характеризующие его чувства, образ мыслей и действий[26]. Лишь разностороннее и обширное знание личности несовершеннолетнего осужденного может обеспечить эффективное выполнение уголовно-правовых и уголовно-исполнительных мер воздействия на данного несовершеннолетнего осужденного.
Следует отметить, что единой характеристики личности несовершенного преступника, в том числе совершившего действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, не существует.
Для изучения уголовно-правовой и криминологической характеристики личности несовершеннолетнего осужденного, совершившего либо склонного к совершению исследуемого преступления, нами было изучено 300 личных дел воспитанников мужского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях (Волгоградской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Псковской и Тульской областей).
В целом в нашем исследовании приняли участие 450 воспитанников (практически все подростки характеризовались как отрицательно направленные и склонные к совершению преступлений в ВК), 220 сотрудников (отделов безопасности, оперативных и воспитательных отделов) и 80 сотрудников прокуратуры по надзору за соблюдением законности в ИУ и судей районных судов, а также были изучены уголовные дела о преступлениях в воспитательных колониях.
При отбывании наказания в ВК несовершеннолетние осужденные (из числа респондентов) участвовали в совершении следующих преступлений:
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 42 %;
побеги - 19%;
дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, - 18%;
убийство - 9%;
хулиганство - 5%;
иные преступления - 7%.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод, что в 70 % преступлений, совершенных несовершеннолетними осужденными, скрываются признаки исследуемого нами преступления, а возраст преступников составляет 15-16 лет.
При изучении личности несовершеннолетних осужденных по ст. 321 УК РФ нами были исследованы их социально-демографические, психологические, уголовно-правовые и социально-ролевые характеристики.
Одной из важнейших характеристик личности несовершеннолетнего осужденного по ст. 321 УК РФ является социально-демографическая, а одним из ее основных показателей выступает возраст. Возрастная характеристика несовершеннолетних преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях антиобщественного поведения представителей различных возрастных групп, содержащихся в ВК. Подвергнутые исследованию лица были распределены на следующие группы (табл. 1).
Таблица 1
Возраст на момент совершения преступления, лет
Доля, %
16-17
21,5
18-19
78,5
Из материалов таблицы видно, что наиболее криминально активными среди несовершеннолетних осужденных по ст. 321 УК РФ являются осужденные в возрасте 18-19 лет. Они и составляют основную часть преступников. При отсутствии достаточного жизненного опыта осужденным данной возрастной группы приходится сталкиваться с решением многочисленных жизненных задач, причем часто противозаконными способами. Ими совершается 78,5% интересующих нас общественно опасных действий. Это обусловлено и тем, что отдельные осужденные, достигшие совершеннолетия, различными способами, в том числе с помощью совершения действий, дезорганизующих деятельность ВК, готовятся к переходу в исправительные колонии.
К сожалению, мы не можем рассмотреть категорию воспитанников ВК в возрасте 14-15 лет из-за того, что уголовная ответственность за исследуемое преступление наступает с 16 лет. Данная категория осужденных должна вызывать у исследователей огромный интерес. В соответствии с материалами специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся по стражей 12-18 ноября 2009 г., доля отрицательно характеризующихся воспитанников в возрасте 14-15 лет составляет 96,6% от общего числа осужденных этой возрастной категории. Осужденные указанной группы, совершившие преступления во время отбывания наказания в воспитательной колонии, были осуждены за преступления против жизни и здоровья.
Существует ряд пенитенциарных факторов, влияющих на совершение дезорганизующих действий несовершеннолетними осужденными в ВК. Согласно результатам проведенного нами исследования, из 450 (100%) воспитанников на вопрос: «Какие недостатки в организации работы сотрудников ВК могли повлиять на совершение преступления?» 54,0% респондентов ответили - некачественное проведение обысков; 18,0 - грубое и предвзятое отношение со стороны администрации; 15,0 - несправедливое применение мер дисциплинарного воздействия; 6,0 - плохое питание; 4,0 - плохое медицинское обслуживание и 3,0% - затруднились ответить. Примечательно, что 96,0% анкетируемых воспитанников на вопрос: «Уважаете ли Вы «воров в законе?» ответили положительно, остальные отказались ответить. Следствием этого является безукоризненная приверженность несовершеннолетних осужденных к уголовным обычаям и традициям.
70,0 % представителей обследованной нами категории несовершеннолетних осужденных ранее проживали в проблемной родительской семье (со слов подростков, их родители употребляли алкоголь и применяли насилие). Более половины респондентов (61,0%) воспитывались в неполных семьях, как правило матерью или бабушкой. 21,0% несовершеннолетних осужденных сообщили, что имели братьев и сестер, которые также совершали различные проступки и преступления (бродяжничество, употребление алкоголя и наркотических веществ, мелкие кражи и т.д.). 36,0% указали, что совершали ранее преступления из-за того, что их родители испытывали серьезные материальные трудности и не могли прокормить себя и своих детей.
Характерным является тот факт, что несовершеннолетние респонденты (94,0 %) никогда не посещали театров, музеев, выставок, зоопарков и т.п.
Необходимо заметить, что практически все подростки (97,0%) отдавали явное предпочтение проведению свободного времени на улице, где вместе со своими друзьями прогуливали занятия в школе, играли в карты, употребляли спиртные напитки и наркотические вещества. Значительная часть респондентов (63,0%)состояли на учете в полиции(милиции), так же как и их друзья. Среди ближайшего окружения подростков было не мало взрослых, а именно каждый второй респондент поддерживал дружеские отношения со взрослыми. Чаще всего их знакомство определялось совместным употреблением спиртных напитков и наркотических веществ. Несмотря на такую специфическую среду общения, большинство подростков свои отношения с окружением оценивали как хорошие, указывая на то, что им вместе было интересно, они помогали друг другу и занимали равноправное положение. В то же время лишь 11 анкетируемых (3,7%) заявили, что являлись лидерами в своих группах как на «воле», так и в исправительном учреждении.
Важным аспектом проблемы является уточнение мировоззренческих позиций несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления в воспитательной колонии.
Так, 5,4% от числа обследованных имели достаточно четкий мировоззренческий уровень (четко выполняли требования режима, не допускали дисциплинарных проступков, добивались условно-досрочного освобождения, планировали в дальнейшем не совершать преступлений и честно трудиться). Около 35,6 % воспитанников занимали нейтральное положение (одинаково относились и к положительно, и к отрицательно характеризующимся осужденным). Умелый контроль воспитателя колонии за поведением этой группы лиц, целенаправленное воздействие на них может положительно отразится на поведении осужденных в колонии.
Отрицательные убеждения имели 59,0% осужденных. В условиях воспитательной колонии данная категория лиц, как правило, были участниками групп отрицательной направленности. Указанные подростки терроризировали других воспитанников, особенно положительно характеризующихся, устраивали хулиганские выходки, пытались склонить вольнонаемный персонал учреждения к проносу запрещенных предметов. Данные несовершеннолетние осужденные не могли четко и правильно объяснить такие понятия, как добро, справедливость, честь. Более половины опрошенных осужденных водворялись в дисциплинарный изолятор и не один раз.
Доля несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления в ВК, имеющих психические аномалии, составляет 40,0%. Эти подростки состояли на учете у психиатра и невролога в связи:
с психической неуравновешенностью -5,0%;
психическими заболеваниями - 8,0%;
употреблением алкоголя - 35,0%;
употреблением наркотических веществ - 52,0%.
Из всех опрошенных осужденных 76,0% являлись нарушителями режима содержания и в среднем в год совершали не менее пяти правонарушений, среди которых преобладали:
изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;
употребление спиртных напитков либо наркотических средств;
угроза, неповиновение или оскорбление представителей администрации;
организация групповых неповиновений, а равно участие в них;
иные нарушения режима содержания.
При проведении исследования мы обратили внимание, что все несовершеннолетние осужденные, принимавшие участие в опросе, крайне не охотно отвечали на поставленные вопросы, старались избегать правдивых ответов, пытались произвести впечатление безразличия к нам, либо напротив дерзили.
Для всех подростков, принимавших участие в обследовании, типичны неустойчивость интересов, импульсивность и поверхностность. Из всех опрошенных нами воспитанников 64%ранее занимались спортом, однако занятия привлекали их лишь на короткое время, поэтому не выполнили профильную функцию по предупреждению антиобщественного образа жизни. Среди видов спорта, которым отдавали предпочтения подростки, на первом месте находятся силовые виды: бокс, тяжелая атлетика, борьба.
При изучении личности несовершеннолетнего преступника не следует ограничиваться только общими параметрами, определяющими сущность этих преступников. С социальнодемографической характеристикой несовершеннолетних осужденных, не без известно, переплетаются уголовно-правовые признаки, имеющие огромное значение при установлении их личностных характеристик. К уголовно-правовой характеристике исследуемого нами преступления совершенного несовершеннолетними относятся правила квалификации совершенного несовершеннолетним осужденным преступления, прежние судимости, меры государственного реагирования. Необходимо остановиться на подробном анализе уголовно-правовой характеристики личности несовершеннолетних, осужденных по ст. 321 УК РФ.
Решающую роль здесь играет наличие и количество прежних судимостей. Среди подростков, осужденных по ст. 321 УК РФ, преобладает доля несовершеннолетних, имеющих две или три судимости. В связи с этим необходимо более тщательно осуществлять предупредительное воздействие на воспитанников в целях предотвращения с их стороны преступных действий, целенаправленно и точно осуществлять все предусмотренные в их отношении профилактические мероприятия. Неоднократно судимые воспитанники, как правило, имеют существенные отклонения в нравственно-педагогическом воспитании и сложнее поддаются благоприятному влиянию со стороны администрации воспитательных колоний.
Анализ и обобщение полученных в результате нашего исследования данных показали, что среди несовершеннолетних осужденных, совершивших действия по исследуемому нами составу преступления, сложилось устойчивое неприязненное отношение к установленным в воспитательных колониях правилам внутреннего распорядка, а также негативное отношение к использованию в отношении их профилактических мероприятий.
Еще одним элементом уголовно-правовой характеристики личности несовершеннолетних осужденных является назначенный судом срок отбывания наказания в ВК, определяющийся как характером и степенью общественной опасности совершенного деяния, так и особенностями личности виновного, его возраста.
При анализе уголовных дел нами было установлено, что большинству (87,0%) несовершеннолетних, осужденных по ст. 321 УК РФ, назначался срок лишения свободы от 3 до 5 лет. За данный период администрация воспитательной колонии может разносторонне изучить личность воспитанника. Чем глубже знания сотрудника ВК о психологических особенностях воспитанников, отбывающих наказание, тем эффективнее можно работать с ними, тем больше вероятность недопущения со стороны воспитанников повторного совершения исследуемого преступления.
Типичными психологическими аномалиями, свойственными указанной нами категории воспитанников, являются неконтролируемая агрессия, неуравновешенность, вспыльчивость, которые сочетаются с озлобленностью, агрессивными устремлениями, немотивированными действиями, пренебрежением к достоинству личности, правилам поведения, общественному порядку. Общественно опасные действия такими воспитанниками в возникающей преступной ситуации совершаются спонтанно и сопровождаются не контролируемыми действиями. Наличие у названной части воспитанников отрицательных психологических свойств в большей степени отражается на их поведении в воспитательной колонии и приводит к совершению исследуемого преступления. Исследование практической деятельности учреждений для несовершеннолетних показывает, что большая часть исследуемых преступлений, обусловлены морально-психологическими свойствами личности несовершеннолетнего осужденного и становятся логическим продолжением ее антиобщественного поведения.
Для многих несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК, строгое соблюдение правил внутреннего распорядка не стало обыденной нормой. Устойчивые и общераспространенные антиобщественные правила поведения препятствуют обязательному выполнению требований режима содержания, в связи с этим у данных воспитанников складывается необъективное представление о степени опасности совершенных ими действий по дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
В центре внимания интроспективной картины исследуемого нами преступления находится личность подростка, в процессе анализа которой необходимо выделение психологических причин антиобщественного поведения на различных этапах отбывания наказания.
Исследователи в области преступного поведения несовершеннолетних осужденных выделяют следующие типы воспитанников, для которых общественно опасное деяние является:
случайным, то есть противоречит общей направленности личности;
возможным (учитывая общую неустойчивость личности), но ситуативным;
результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей собственный выбор среды;
результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений[27].
Необходимо отметить, что при изучении уголовных дел в отношении несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления, предусмотренные ст. 321 УК РФ, нами определено, что эти преступления были совершены в составе группы, в основном во время массовых выступлений воспитанников.
Г.М.Андреева и Н.А. Исаева правильно указывают, что соотношение индивидуального и группового компонентов вовлеченности несовершеннолетних в совершение преступления проявляется в двух противоположно направленных тенденциях - социальной фасилита- ции, когда присутствие в группе облегчает криминальное поведение индивида, и социальной ингибиции, когда группа препятствует реализации криминальной деятельности. При этом наибольшее значение указанные эффекты имеют в слабоструктурированных, хаотически организованных асоциальных группах[28].
Следует обратить внимание и на возможность совершения исследуемого нами преступления одним лицом. Однако материалы изученных уголовных дел свидетельствуют о том, что в реальности такое бывает редко. В то же время это не значит, что участников преступления больше нет, инициатором преступления может быть совершенно другой несовершеннолетний осужденный, в силу различных причин выпавший из поля зрения правоохранительных органов.
Как показывают результаты проведенного нами исследования, 62,7 % несовершеннолетних осужденных считают, что любое преступление в ВК, в том числе исследуемое, легче совершить группой лиц.
Подростков привлекает в криминальные группы то, что внутренние процессы, протекающие в них, сопровождаются традициями и ритуалами криминального мира.
В качестве механизма урегулирования отношений, сложившихся в преступном мире, выступают традиции. При этом традиции, сложившиеся в группах несовершеннолетних осужденных отрицательной направленности, отличаются, с одной стороны, всеобщностью, с другой - определенным своеобразием, свойственным лишь для определенной группы. Например, всеобщей является традиция негативного отношения в группах несовершеннолетних преступников к положительно характеризующимся осужденным, лицам, сотрудничающим с администрацией ВК, гомосексуалистам, представителям определенной национальности, осужденным, совершившим преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
В каждом регионе, в каждой воспитательной колонии эти традиции наполняются своим содержанием, свойственным только этой преступной группе. Средством, укрепляющим отношения в криминальных группах, являются также клятвы. Социальный вред клятв заключается в том, что они, во-первых, сплачивают подростков в криминальные группы, а во- вторых, криминализируют личность несовершеннолетнего осужденного[29].
Преступное поведение лиц, объединенных на одной нормативно-ценностной основе и преследующих одну и туже криминальную цель, составляет групповое преступное поведение в целом.
Преступная деятельность группы несовершеннолетних осужденных представляет собой повышенную общественную опасность, так как в процессе ее осуществления происходит объединение усилий, криминальных навыков, знаний, умений, опыта двух и более лиц ради достижения преступного результата, который мог бы и не наступить, если бы эти лица действовали в одиночку[30].
В целях повышения эффективности профилактики преступности несовершеннолетних осужденных, направленной на дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, важно знать не только общее состояние и основные особенности криминальной активности воспитанников, их индивидуально-личностные характеристики, но и структуру криминальных групп, их внутреннюю психологическую характеристику. Данные отрицательно направленные группы несовершеннолетних осужденных различаются по своей численности, возрастному составу, длительности существования, степени организованности, сплоченности, иерархичностью, преследуемой целью, мобильностью, скрытостью.
Изучение личности несовершеннолетнего осужденного за дезорганизацию деятельности воспитательных колоний позволяет отметить, что по степени общественной опасности такие лица могут быть разделены на три типа.
Первый тип (постоянный) представляют наиболее опасные воспитанники ВК, относящиеся к насильственному типу, постоянно готовые совершать насильственные действия вне зависимости от сложившейся ситуации. Это лица, постоянно готовые совершить насильственные действия в отношении, как сотрудников учреждения, так и осужденных, ставших на путь исправления. К данному типу относятся воспитанники, ранее совершившие тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления, а также являющиеся организаторами и активными участниками групп отрицательной направленности. Личность такого несовершеннолетнего осужденного характеризуется стремлением к самоутверждению, проявить свои антиобщественные качества, получить свое «уважаемое» место в преступной иерархии, заслужить уважение со стороны воспитанников из непосредственного преступного окружения. Причем достичь этого данные воспитанники стремится не успехами в социально полезных делах, а постановкой своей личности как «сильной», «справедливой», «отзывчивой» натуры, всегда готовой прийти на помощь своим товарищам, путем физического и психического насилия в отношении более слабых. Однако представления о справедливости у таких подростков расходятся с общепринятыми.
Личность несовершеннолетнего осужденного исследуемой формы (типа) в общем эгоистична. Неполноценные условия жизни, отсутствие должного воспитания, запущенность в педагогическом и культурном развитии, устоявшиеся антиобщественные установки способствуют формированию таких отрицательных характеристик личности, как жестокость, неуравновешенность, озлобленность к окружающим и др. У данных воспитанников наблюдается взаимосвязь следующих черт характера: неуступчивость и внешняя видимость исправления, соединенная с внутренней готовностью совершить преступление.
Результаты, полученные при проведении исследования, показывают, что большая часть несовершеннолетних респондентов, осужденных по ст. 321 УК РФ, постоянно преследует насильственные устремления, среди всего состава несовершеннолетних осужденных по этой статье составила примерно 45%. В нее входят воспитанники, активно стремящиеся противодействовать администрации.
Второй тип (ситуативный) представляют несовершеннолетние осужденные, которым не свойственна постоянность в стремлении к насилию по отношению к сотрудникам ВК и осужденным, ставшим на путь исправления. Воспитанники этого типа направлены на систематическое антиобщественное поведение. Данная категория воспитанников, отбывающих наказание в ВК, склонна к употреблению наркотических веществ, спиртных напитков, участию в азартных играх, отчуждению от положительной среды осужденных, пребыванию в группах отрицательной направленности, ориентации своей деятельности в зависимости от требований своей группы. Они преследуют преступные взгляды и привычки, не могут, да и не хотят, посвятить свою деятельность интересам учреждения, не осуществляют духовного и профессионального развития в общественно полезном деле. Осужденные подростки, относящиеся к исследуемой группе, составляют 21% от всего количества несовершеннолетних, осужденных по ст. 321 УК РФ.
Лица указанного типа совершают преступления, предусмотренные ст. 321 УК РФ, периодически, в зависимости от складывающийся в учреждении чрезвычайной ситуации. Они характеризуются озлобленностью к окружающим, низким самоконтролем, отсутствием самоконтроля за своими действиями и наступающими последствиями. Воспитанники этой категории не пользуются определенным авторитетом, с ненавистью относятся к воспитанникам, ставшим на путь исправления и оказывающим содействие администрации ВК, угрожают им применением физической силы и часто преднамеренно создают конфликтные ситуации. В первую очередь это объясняется их психологическими свойствами, такими как повышенная нервная возбудимость и склонность к накоплению аффекта. Они легко приходят в ярость, долго помнят мнимую обиду, конфликтные ситуации возникают легко и по незначительному поводу.
Несовершеннолетние осужденные очень восприимчивы к факторам внешнего воздействия, причем как к положительным, так и к отрицательным .Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание процессов возбуждения над торможением непосредственно становятся причинами нарушения дисциплины, и объясняются бурным физическим развитием организма[31].Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В.Г. Деев и А.И. Ушатиков, например, пишут следующее: «...нравственная неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», повышенная чувствительность к ситуационным влияниям, нередко низкий культурный уровень несовершеннолетних служат часто причиной вероятного и легкого перехода от безнравственных поступков к противоправным. Важное влияние на поведение и деятельность несовершеннолетних в местах лишения свободы оказывает самооценка, которая в большинстве случаев является либо завышенной, либо заниженной»[32].
Осужденные подростки с завышенной самооценкой мало прислушиваются к советам сотрудников воспитательной колонии. При заниженной самооценке поведение регулируется преимущественно внешними влияниями, чаще случайными и нежелательными. Для многих несовершеннолетних осужденных характерна противоречивость в непоследовательности взглядов и убеждений. Если она осознается как недостаток, то такого воспитанника легче переубедить. Если же он упорствует в ошибочных представлениях, трудности переубеждения резко возрастают.
В последнее время остра проблема работы с несовершеннолетними, обладающими нервно-психическими аномалиями: психопатия, алкоголизм, наркомания, слабоумие в форме дебильности, травмы центральной нервной системы. Судебно-психиатрическая экспертиза устанавливает наличие психических аномалий у 3/5 несовершеннолетних, виновных в совершении убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений. Выявленные психические аномалии не исключали их вменяемость, но облегчали реализацию преступных замыслов. Наличие психических аномалий у воспитанников снижает их сопротивляемость деформирующим поведение ситуациям, препятствует развитию социально полезных черт личности, ослабляет внутренний контроль[33].
Довольно большой процент несовершеннолетних, осужденных за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, представляют третий тип (пограничный). Это подростки, непродолжительное время находящиеся в криминальной микросреде воспитанников ВК, способной в различной степени воздействовать на их личностные качества, и не до конца подпавшие под влияние отрицательно настроенных воспитанников, относящихся к первому типу. Если у воспитанников не изменяются взгляды в сторону исправления, психологическая деформация их личности может усиливаться, что, как правило, приводит к их дальнейшему перемещению в доминирующую группу. Данное обстоятельство зависит от того, какое влияние (положительное или отрицательное) впитает в себя несостоявшаяся личность несовершеннолетнего осужденного. Находясь в пограничном положении, эти подростки в большинстве случаев при совершении исследуемого преступления выступают в качестве ведомых. Доля несовершеннолетних осужденных такого типа составила 30% от общего количества лиц, совершивших исследуемое нами преступление и принявших участие в проведении исследования.
В соответствии с психологическим складом личности несовершеннолетние осужденные данной категории подразделяются на два типа: с устойчивым и неустойчивым характером. Формирование положительного, устойчивого характера является одним из важнейших направлений развития личности подростка[34].
Несовершеннолетние осужденные, имеющие устойчивый характер личности, отличаются главным образом тем, что их действия полностью отражают их взгляды. Преступные действия этих воспитанников можно предсказать более или менее точно. Поведение же подростков с неустойчивым характером напрямую зависит от обстоятельств, сложившихся в данный момент. Воспитанник с неустойчивым характером личности не может в полной мере противостоять негативному влиянию со стороны отрицательно настроенных сверстников и попадает в зависимость от сложившейся ситуации. Следовательно, становится очевидным, насколько важно изменить условия, в которых развивается подобная личность.
Неожиданно возникнувшая преступная ситуация обозначала повышенные требования к личности несовершеннолетних осужденных, в большей части она содействовала выявлению и обострению (в период совершения преступления) имевшихся у них психопатических расстройств.
Изложенное дает нам основание для вывода, что важнейшими организационнопрофилактическими мероприятиями на протяжении всего процесса исправления несовершеннолетних осужденных выступают своевременные выявление и постановка на учет несовершеннолетних осужденных с психическими аномалиями, которые могут совершить исследуемое нами преступление.
В условиях воспитательной колонии таких воспитанников необходимо своевременно ставить на специальный учет с последующим прохождением лечения. Для этой цели целесообразно обеспечить администрацию ВК соответствующей медицинской документацией (заключениями судебно-психиатрических и психолого-психиатрических экспертиз). С полученными в результате указанных экспертиз данными нужно в кратчайшие сроки ознакомить всех сотрудников учреждения. Активное участие также следует принимать медикам и педагогам, осуществляющим в исправительном учреждении медосмотры, общеобразовательное и профессиональное обучение.
Приведенные характеристики свидетельствуют о необходимости концентрации внимания сотрудников ВК на применении активных методов работы с указанным контингентом осужденных. Следует вовлекать их в образовательный и трудовой процесс, поощрять их инициативу в направлении самообразования и получения профессии. При этом важен поиск различных подходов к укреплению семейных связей, социальной оптимизации подростков как обязательному условию в процессе подготовки их к освобождению и жизнедеятельности в обычном свободном обществе.
Подводя итог, отметим, что социальная обусловленность уголовной ответственности несовершеннолетних по ст. 321 УК РФ определяется не только общественной опасностью совершения несовершеннолетними осужденными дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, но и такими признаками, выступающими в совокупности, как:
количественно-качественные показатели динамики исследуемой группы преступлений;
характер насилия или угрозы его применения в отношении сотрудников исправительных учреждений и других осужденных;
специфика возраста, который во многом определяет личностные особенности несовершеннолетних преступников.
Следовательно, только глубокое и всестороннее изучение личности несовершеннолетнего осужденного обеспечит более эффективное уголовно-правовое и уголовноисполнительное воздействие на них, а также поможет в разработке новых предложений и рекомендаций, направленных на улучшение деятельности воспитательных колоний страны.
[1] См.: Старостин С. А. Взаимодействие МВД России и ФСИН России в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применение иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 7 дек. 2005 г.): в 2 ч. Вологда, 2006. Ч. 1. С. 34.
[2] См.: Данные о состоянии преступности в Российской Федерации // Профессионал. 2011. № 2. С. 44-45.
[3] См.: Данилин Е. М., Селеверстов В. И. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 нояб. 2009 г. М., 2011.
[4] См.: Там же.
[5] См.: Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mvd.ru/stats/10054313.
[6] См.: Шестаков Д.А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности. Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2006. С. 229-230.
[7] См.: Ювенология и ювенальная политика в 21 веке: опыт комплексного и междисциплинарного исследования: монография / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 524-533.
[8] См.: Данилин Е.М., Селеверстов В.И. Указ.соч.
[9] См.: Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://www.fsin.su/statistics.
[10] См.: Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за 2001-2015 гг. Тверь, 2015.
[11] См.: Отчет о работе воспитательных колоний за 2001-2015 гг. Тверь, 2015.
[12] См.: Казберов П., Мокрецов А. Современные «обитатели» исправительных учреждений // Преступление и наказание. 2009. № 7. С. 10-13.
[13] См.: Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за 2001-2015 гг. М., 2015.
[14] См.: Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://www.fsin.su/statistics.
[15] См.: Отчет о работе воспитательных колоний за 2003-2015 гг. Тверь, 2015.
[16] См.: Методические рекомендации по профилактике эксцессов с участием больших групп осужденных к лишению свободы / Е. В. Анастасов, И. В. Каретников, А. Д. Сафронов [и др.]. М., 1980. С. 4-29; Старков О. В. Криминопенология. М., 2004. С. 332-337.
[17] См.: Официальный сайт газеты «Волжская коммуна» [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://www.vkonline.ru/article/22010.html.
[18] См.: Полетаев В. Бунт за решеткой // Рос.газ. 2011. 8 июня. С. 6.
[19]Официальный сайт газеты «Волжская коммуна» [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://www.vkonline.ru/article/22010.html.
[20] См.: Там же.
[21] См.: Шулепова Е. Воспитывали дубинками? // Рос.газ. 2011. 13 сент. С. 7.
[22]Еремкин М. П. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении персонала исправительных учреждений :дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2002. С. 54.
[23] См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник. М., 2010. С. 232-234.
[24] Он выделяет три типа преступников: насильственный, корыстный, насильственнокорыстный. См.: Игошев К. Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1967.
[25] См.: Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2010. С. 895.
[26] См.: Там же.
[27] См.: Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений : учеб.- метод. пособие / под общ. ред. П. П. Баранова. 2-е изд., стереотип. М., 2006. С. 130—
[28] См.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. С. 188; Исаев Н. А. Сексуальные преступления как объект криминологии. СПб., 2007. С. 227-228.
[29] См.: Новикова Ю. В. Влияние криминальной субкультуры на мотивацию несовершеннолетних преступников-рецидивистов // Вестник Санкт -Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 90-95.
[30] См.: Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 361.
[31] См.: Деев В. Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста. Рязань, 1978. С. 32.
[32] Деев В. Г., Ушатиков А. И. Характеристика направленности несовершеннолетних правонарушителей. Рязань, 1978. С. 37.
[33] См.: Абызов Р. М. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, 1998. С. 76.
[34]См.: Чудновский В. Э. Устойчивость личности как проблема психологии воспитания // Вопросы психологии. 1974.№ 2. С. 49; Легостаев С.В. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011. С. 48-49.
|