Борьба с преступностью несовершеннолетних - дело исключительно государственной важности, которое на протяжении многих исторических эпох (этапов) представляло одну из острых социальных проблем для общества и государства в целом.
В жизни любого государства детский вопрос, особенно если он связан с проблемами борьбы с правонарушениями, занимает особое место. По этому поводу признанный классик русской литературы и государственный деятель М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Не стану, например, доказывать, что отношусь тревожно к детскому вопросу, потому что с разрешением его тесно связано благополучие или злополучие страны. Не буду ссылаться на то, что мы со школьной скамьи научились провидеть в детях устроителей исторических судеб. Злополучие так цепко хватается за все живущее, что только редкие индивидуумы ускользают от него. Формы злосчастия разнообразны, разнообразна также степень сознательности, с которой переносит человек его иго, но обязательность последнего обязательна для всех»[1].
Эволюция наказания несовершеннолетних непосредственно определяется состоянием общественного строя. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в этике, идеологии и выборе средств борьбы с преступностью в целом[2].
Одним из самых первых и крупнейших нормативно-правовых актов в области уголовного права в период становления Российского государства был Судебник 1497 г. Преступление в нем определялось как «иное лихое дело», что предоставляло государственным органам возможность квалифицировать любые действия, которые, по их мнению, могли нанести ему ущерб. Оставив без изменения все существующие виды наказания, предусмотренные Судебником 1497 г., Судебник 1550 г. впервые вводит такой вид наказания, как «тюремное наказание», содержащееся в двадцати из ста статей этого документа. Оно, как правило, являлось дополнительным наказанием \
При становлении правового государства для защиты государственной власти должен совершенствоваться аппарат принуждения и наказания. Так, в Соборном уложении 1649 г.был заложен фундамент тюремного управления. В городах управление тюрьмами осуществляли старосты, обязанностью которых стал регулярный осмотр тюрьмы и проверка несения службы стрельцами. Данное Уложение определяло источники выделения материальных средств на строительство тюремных зданий и содержание тюремного аппарата, в нем четко устанавливалась цель тюремного заключения.
В русском законодательстве первые постановления о малолетних правонарушителях появляются сравнительно поздно, ни в судебниках, ни в Уложении 1649 г. мы не находим постановлений, регламентирующих ответственность несовершеннолетних как самостоятельный институт уголовного права.
Невнимание законодателя к несовершеннолетнему преступнику в период до Соборного уложения объясняется предположением, что в это время дела о несовершеннолетних преступниках, как правило, разрешались на основании кормчей книги и др.[3] [4]
Н. Неклюдов объясняет это упущение в Уложении 1649 г. тем, что ко времени Уложения компетенция верховных судов значительно сузилась[5]. Он утверждал, что Уложение стоит на высокой ступени законодательного развития. Оно не только разумно впитало в себя весь законодательный опыт прошлого, но и не побоялось обратиться для восполнения своих пробелов к помощи иностранных законодательств, к греко-римскому праву, Литовскому Статуту и церковному праву[6]. Несмотря на это в римском праве уже существовало подробно разработанное учение о малолетних преступниках. То обстоятельство, что законодатель поскупился на заимствование в этом пункте, становится еще более странным потому, что Уложение уделяет огромное внимание внутренней стороне преступления[7].
Объяснение этому мы можем найти в понятии преступника, непосредственно закрепленного в Уложении 1649 г. Законодатель не охотно дает какие бы то ни было гарантии и в вопросах о наказании оно от начала и до конца стоит на стороне государства и его порядка.
В XVII в. государственный строй был еще недостаточно тверд, авторитет закона не силен, а государственная власть принимала все усилия, чтобы сделать их твердыми и сильными. Отсюда та суровость, та хладнокровная жестокость, которой пропитано все Уложение, отсюда забывчивость и невнимание законодателя к личности преступника, которые так характерны для Уложения[8].
Только лишь двадцать лет спустя после издания Уложения законодатель вспоминает о старом правиле, затерявшемся в градских законах, - «аще седьми летъ отрокъ уб1етъ кого..., не повиненъ есть смерти»[9]- и включает его в ст. 79 Сыскного приказа1666 г. Внеся данное понятие, законодатель, к сожалению, на нем и останавливается. Даже в законодательстве Петра I мы не находим общего закона о малолетних. В эпоху его правления развивается карательная политика государства. Принятый в 1715 г. Артикул воинский расширяет систему наказаний, уделяя особое внимание смертной казни и порядку ее применения, независимо от возраста преступника.
Первое общее понятие об ответственности несовершеннолетних содержится в Указе Сената от 23 августа 1742 г. Поводом к изданию данного Указа послужило дело об убийстве четырнадцатилетней девочкой, Прасковьей Федоровой, двух крестьянских детей[10]. Екатеринбургских земских дел контора, в производство которой поступило данное дело, руководствуясь прежними решениями или исключительными особенностями случая, постановила такое определение: «Что по силЪ Уложешя гл. 21, п. 69 оную дЪвку... надлежало пытать, токмо видно, что учинила она то убийство отъ глупости и младоумш своего и пытки за мало- лЪтствомъ ей не снесть, того ради надлежитъ ее наказать лозами нещадно и отдать въдЪвич монастырь вЪчновъ работу»[11].
Это определение не было одобрено Генерал-берг-директориумом, утверждавшим, что в силу Уложения каждый преступник, совершивший дерзкое убийство, должен быть казнен в связи с тем, что в действующих указах не был разъяснен возраст, с которого можно применять пытки и казнь. После чего директориум потребовал разъяснений у Сената[12]. В ответ на это и последовал упомянутый нами Указ Сената, который впервые определенно установил, что:
лицо, не достигшее семнадцатилетнего возраста, не подлежит наказанию по уголовным делам;
лица этого возраста не могут быть подвержены пыткам и казни[13].
Для несовершеннолетних преступников, не достигших семнадцатилетнего возраста, эти наказания заменялись сечением плетью и отданием в монастырь, где они должны были выполнять всю тяжелую работу; а за преступления небольшой тяжести таких детей освобождали от ответственности.
Мы подробно остановились на данном Указе Сената потому, что он имел большое значение для последующего развития законодательства о применении наказаний к малолетним преступникам. В положениях Полного собрания законов Российской империи 1744 г. мы находим другой сенатский указ. Сохраняя в целом основные положения о несовершеннолетних, закрепленные Указом Сената 1742 г., новый указ значительно передвигает границу уголовного совершеннолетия. По мнению законодателя и в соответствии с указом царя, если приводить к присяге необходимо с двенадцати лет, то и наказывать за уголовные преступления следует тоже с двенадцатилетнего возраста[14].
С приходом к власти Екатерины II началось объединение и систематизирование чрезвычайно запутанного и дробного петровского законодательства. Она внесла огромный вклад в развитие тюремного дела и упорядочивание тюремного законодательства. В эпоху правления Екатерины II были построены современны крепкие тюремные помещения напоминающие замки, многие из которых используются и до настоящего времени в качестве тюрем и следственных изоляторов, например всем известный Елецкий острог.
В 1765 г. постановлением земского совета № 12423 был создан указ, определивший порядок ответственности несовершеннолетних преступников. Для лиц, не достигших десятилетнего возраста, этот указ устанавливает полную невменяемость, указывая отдавать их для наказания отцам и матерям. Малолетним преступникам в возрасте от десяти до семнадцати лет допускалось смягчение наказания, при этом они подразделялись на малолетних: от десяти до пятнадцати и от пятнадцати до семнадцати лет[15]. Данное указание не было опубликовано, его в секретном порядке разослали всем властям, чтобы не дать повод злоупотребить этим положением как взрослым, привлекающим детей к совершению преступлений, так и малолетним преступникам. В свою очередь, властям, которые должны были осуществлять упомянутый указ, предписывалось быть милостивыми, нежели жестокими судьями, помня о том, что они сами люди[16].
Возрастание в указанный период роли тюремного заключения обусловило необходимость разработки и принятия правовых актов, регламентирующих порядок и условия исполнения данного вида наказания.
В 1775 г. все дела о малолетних преступниках передаются вновь учрежденным совестным судам, которые должны были в своей деятельности руководствоваться принципом человеколюбия и судить на основании не только законов, но и естественной справедливости.
Указы 1742, 1744 и 1765 гг. были отправным пунктом для создания единого законопроекта, регламентирующего ответственность несовершеннолетних преступников. Первая редакция Свода законов в вопросе об ответственности несовершеннолетних преступников в полном объеме воспроизводит систему указов, приведенных ранее. Вторая редакция повторяет эти указы лишь с небольшими изменениями и большей определенностью. Границей уголовного совершеннолетия по-прежнему остается возраст семнадцати лет. По отношению к преступникам, не достигшим возраста совершеннолетия, всегда ставится вопрос о разумности применения к ним наказания с соблюдением следующих правил:
лица в возрасте от десяти до четырнадцати лет, совершившие тяжкие преступления, освобождаются от каторжных работ и телесных наказаний кнутом и плетьми;
лица в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, совершившие тяжкие преступления, освобождаются лишь от телесных наказаний, но не от каторжных работ, срок которых может быть сокращен по усмотрению суда;
малолетние в возрасте от десяти до пятнадцати лет при совершении менее тяжких преступлений, за которые не предусмотрена смертная казнь, наказываются розгами, а в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет наказываются плетьми[17].
Законодательство, пришедшее на смену Своду уложений о наказаниях, внесло мало нового в порядок правовой регламентации малолетних преступников. Мы не будем подробно останавливаться на сложной системе первых уложений, тем более, что в своих основных принципах оно не далеко ушло от положений Свода законов и указов 1742 и 1765 гг.
В Учреждении об управлении губерниями Российской Империи1775 г. закреплялась норма, уполномочивающая тюремную администрацию правом телесного наказания заключенных различного возраста за нарушение установленных правил[18].
Новые положения, касающиеся исследуемого нами вопроса, нашли отражение в Уставе о наказаниях 1864 г. При обсуждении судебных уставов впервые была высказана мысль, что в связи с особыми свойствами детского возраста применение к несовершеннолетним общих видов наказаний представляется невозможным и приводит к причинению вреда детям[19]. Эта мысль нашла свое отражение лишь в одном из постановлений, а именно в ст. 6, разрешавшей несовершеннолетних в возрасте от десяти до семнадцати лет помещать в исправительные приюты вместо заключения их в тюрьму, с условием чтобы не оставлять их там после восемнадцати лет. В последствии Закон от 20 мая 1892 г. предоставил управлениям исправительных заведений право самостоятельно определять срок содержания в них малолетних преступников в зависимости от степени их исправления.
Осознание опасности детской преступности вынудило царское правительство обратиться к законодательному урегулированию проблем наказания и его исполнения в отношении несовершеннолетних преступников. Первым законодательным актом в этой сфере был Закон «Об учреждении приютов и колоний для несовершеннолетних преступников», утвержденный 5 декабря 1866 г. императором Александром II. Важность и обоснованная необходимость учреждения таких заведений подтверждались тем, что помимо правительства их создание разрешалось земствам, обществам, церкви и даже частным лицам.
Для приютов и колоний, учреждаемых частными лицами, Закон предусматривал определенную систему льгот: недвижимое имущество этих учреждений освобождалось от всяких сборов в пользу государства; им разрешалось разыгрывать благотворительную лотерею, при этом вырученные средства поступали в их пользу. На каждого несовершеннолетнего, содержащегося в приюте или колонии, из государственной казны выделялись средства, равные затратам на его содержание.
Деятельность таких колоний и приютов регламентировалась собственными уставами и положениями, утверждаемыми министром внутренних дел. При этих учреждениях создавались различного рода мастерские, осуществлялись сельскохозяйственные работы. В условиях отсутствия собственного опыта организации процесса исполнения наказания в отношении несовершеннолетних было признано целесообразным изучение зарубежной практики. С этой целью в 1868 г. в Швейцарию выезжала группа чиновников аппарата Министерства внутренних дел.
Впервые отечественный опыт деятельности приютов и колоний для несовершеннолетних преступников был обобщен и обсужден на первом съезде представителей воспитательноисправительных приютов, состоявшемся в Москве в октябре 1881 г. по инициативе попечителя Московского городского приюта для малолетних К.В. Рукавишникова. На съезде были представлены одиннадцать учреждений для содержания несовершеннолетних правонарушителей[20].
Важнейшим событием в истории пенитенциарного законодательства нашей страны было создание в 1872 г. специальной комиссии для составления общего систематического проекта реформирования тюремного законодательства. Учреждение новых судебных установлений и издание Устава уголовного судопроизводства оказали огромное значение на из-
менение судебных репрессий, в частности на роль тюрьмы как карательной меры[21].
С.В. Познышев отмечал, что в России «никогда не делалось попытки провести какую- либо тюремную реформу во всем государстве или, по крайней мере, в более или менее значительной части империи. Никогда тюремное дело не было у нас проникнуто каким-либо пенитенциарным воззрением, которое с большей или меньшей полнотой выражалось бы на практике»[22].
27 февраля 1879 г. было образовано Главное тюремное управление (ГТУ), проводившее политику царизма вплоть до 1917 г. Сущность реформы сводилась к следующему: в Петербурге создавался центральный орган управления тюрьмами, в который входило несколько отделений с различными административно-хозяйственными задачами. В губерниях создаются губернские тюремные инспекции. Новая бюрократическая машина немедленно вступила в действие.
Данный исторический период характеризуется постоянный ростом численности заключенных в условиях чрезмерного перенасыщения тюрем арестантами, полнейшей бездеятельности и безответственности заключенных, что являлось источником конфликтов и беспорядков, порождало проблемы не только с изоляцией преступников, но и с безопасностью администрации тюрем. Это вынуждало законодателя искать новые подходы к организации тюремного ремесла[23]. Было всеобще признано, что основным элементом реформы тюремной системы должен стать труд. Осознавая необходимость использования труда арестантов, Главное тюремное управление пыталось внести элементы организованности в дело по привлечению арестантов к общественно полезному труду. Обязательность работ устанавливается для определенных категорий арестантов, вводится материальная заинтересованность их в результатах труда и регламентируется порядок его оплаты[24]. Это положение непосредственно затронуло и несовершеннолетних осужденных, которых наравне со взрослыми следовало привлекать к труду.
Закон от 2 июня 1897 г., в основу которого вошло действующее на этот период законодательство, должен был встать на сторону малолетних преступников и воспитательного воздействия на них. К сожалению, законодатель и на этот раз не решился расстаться с прежними взглядами. Так, и министр юстиции в своем выступлении в начале обсуждения Закона от 2 июня 1897 г. отмечал: «Не производить коренных преобразований в действующем законодательстве, а ограничиться лишь наиболее неотложными исправлениями». Несмотря на тщательное обсуждение данного Закона, в нем все же проявились неясности и пробелы, что выражалось в несогласованности новых постановлений как между собой, так и с ранее изданными законами, сохранившими свое действие.
Все эти отрицательные особенности нового законодательства наглядно отразились на практике при применении его положений. Это обстоятельство и побудило Обер-прокурора Правительствующего Сената предложить на рассмотрение ряд вопросов, требовавших единообразного решения. В результате чего появилось известное нам разъяснение Сената к Закону от 2 июня 1897 г., в основу которого входят следующие положения:
лица до десяти лет считаются невменяемыми и не подлежат судебному преследованию (ст. 137 Уложения о наказаниях, ст. 10 Устава о наказаниях, ст. 40 Уголовного уложения);
от десяти до семнадцати лет идет возраст условной вменяемости. В каждом преступном деянии, совершенном в этом возрасте, должен быть поставлен вопрос о том, действовал ли он с разумием или без разумия[25];
несовершеннолетние в возрасте от десяти до семнадцати лет, признанные судом как действующие без разумия, отдаются под ответственный надзор родителям, а также лицам, на попечении которых они находятся, или другим благонадежным лицам, которых выбирал суд. При этом следует отметить, что родители и родственники никаких преимущественных прав в этом отношении не имели[26];
несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, действующие без разумия и совершившие тяжкие преступления, помещаются в исправительные приюты и колонии для несовершеннолетних, а в случае невозможности помещения их в данные учреждения, они заключаются в особые помещения при тюрьмах и арестных домах на срок, определенный судом, но не более как до достижения ими восемнадцатилетнего возраста;
ответственность несовершеннолетних, признанных судом действующими с разу- мием, определяется в Законе в зависимости от двух условий: возраста виновного и тяжести наказания за совершенное преступление. Действующий закон различает три возрастные категории несовершеннолетних преступников:
> несовершеннолетние в возрасте от десяти до четырнадцати лет вовсе не подвергаются наказаниям, установленным в Законе для несовершеннолетних. Вместо смертной казни, каторжных работ и ссылки на поселение они приговариваются к отбыванию наказания в исправительных приютах или колониях для несовершеннолетних преступников на срок от двух до пяти лет (п.1ст.138Уложения о наказаниях). За менее тяжкие преступления данные преступники приговариваются судом к содержанию в исправительных приютах и колониях для несовершеннолетних сроком от одного месяца до одного года (п. 2 ст.138Уложения о наказаниях). За преступления, наказания за которые менее тяжкие, они отдаются под ответственный надзор родителям, лицам, на попечении которых они находятся, или другим благонадежным лицам (п.3ст.138Уложения о наказаниях)[27];
> несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, совершившие преступления, за которые в Законе предусмотрена смертная казнь, каторжная работа без срока или сроком от пятнадцати до двадцати лет, - подлежат заключению в тюрьму на срок от восьми до двенадцати лет, а также подвергаются лишению почетных титулов, дворянства, знаков отличия, права наследования по закону, семейных прав, права вступать в государственную или общественную службу, записываться в гильдии, получать свидетельства на торговлю, давать свидетельские показания по гражданским делам, быть избираемым в третейские суды, быть опекуном или попечителем, быть поверенным по чьим-либо делам; а за преступления, предусматривающие наказание в виде ссылки на поселение, - заключаются в тюрьму на срок от трех до восьми лет (ст. 139 Уложения о наказаниях). За преступления, влекущие наказание в виде заключения в тюрьму с лишением некоторых прав и преимуществ или без такового, они приговариваются к отбыванию наказания в исправительных приютах или колониях для несовершеннолетних на срок, предусмотренный для заключения совершеннолетних преступников в тюрьме, с сокращением его в два или три раза. За все менее важные преступления данные подростки приговариваются к наказаниям, определенным в Законе для совершеннолетних, также с уменьшением предусмотренного срока наказания в два или три раза. Кроме того, все несовершеннолетние по отбытии ими наказания отдаются под надзор полиции от одного до двух лет и в течение всего этого времени они не могут изменять своего места жительства и даже временно уезжать из своего населенного пункта без соответствующего разрешения полиции;
> преступники в возрасте от семнадцати лет и до двадцати одного года с точки зрения закона уже не дети, но в отношении их действуют некоторые процессуальные особенности, касающиеся определения их вменяемости. Здесь учитывается неуравновешенность переходного возраста и закон устанавливает для них смягчение наказания. Подобное смягчение применяется ко всем предусмотренным Законом наказаниям, и прежде всего касается смертной казни[28]. В Уложении о наказаниях нет прямого указания на неприменение смертной казни, но оно вытекает из положений Уголовного уложения, Воинского устава и из постановлений Уложения о несовершеннолетних данной категории.
Принятая действовавшим законодательством система выделения различных возрастных групп представляется совершенно не согласованной с воззрениями и задачами уголовного законодательства того времени. С. Гуревич по этому поводу считал: «Действующий закон твердо придерживается взгляда, что задача суда - лишь наказывать и от этого начала необходимо отступать, когда перед судом несовершеннолетний. В настоящее время можно считать общепринятым, что дети прежде всего нуждаются в воспитании. Воспитательные меры могут быть различными, но эти различия должны зависеть не от того, исполнилось ли ребенку 14 лет, а от индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего. Поэтому в настоящее время важно расходиться в определении того момента, с которого следует считать человека уголовно совершеннолетним, но вряд ли могут быть сомнения в том, что до этого момента по отношению к несовершеннолетнему должны приниматься лишь приспособленные к особенностям каждого отдельного случая воспитательные меры»[29].
Закон от 2 июня 1897 г., давая судебным органам возможность сравнительно широкого применения исправительно-воспитательных мер, не определил средств, которыми суды могли бы достичь желаемого законодателем результата. В числе исправительных мер законодатель выделяет заключение в исправительно-воспитательные заведения и особые помещения при тюрьмах и арестных домах. Эти особые помещения при тюрьмах в теории и практике вызывали некоторые вопросы. Профессор С.В. Познышев указывал, что «судья не в праве приговаривать малолетних в тюрьму, а именно в отделение для малолетних, когда закон знает особое помещение при тюрьме, которое, по его мнению, и есть то учреждение, нечто среднее между воспитательно-исправительным заведением и тюрьмой»[30].
В начале ХХ в. как одно из средств воздействия на арестантов стало широко применяться огнестрельное оружие. В соответствии с положениями циркуляра от 20 ноября 1907 г. № 31 сотрудникам администрации разрешалось стрелять в окна тюрьмы, если арестанты вступали в разговор, выбрасывали что-либо из окон, портили оконные рамы. Предписывалось также применять оружие при буйстве, беспорядках, сопротивлении арестантов, и при этом инструкция совсем не определяла порядок применения оружия (при каких именно беспорядках, буйствах и сопротивлениях; возраст арестанта, к которому разрешается применять
оружие)[31].
Так, например, 29 апреля 1908 г. при усмирении волнений в одной из тюрем были убиты около 40 заключенных и ранены 56, причем раненые были оставлены без помощи, а некоторые трупы - изуродованы. По данным официальной статистики, при подавлении беспорядков в 1913 г. убиты 24, ранены 82 арестанта; в 1914 г. убиты13 и ранен 21 арестант; в 1915 г. убиты 17 и ранены 14 арестантов. Среди убитых и раненных арестантов, участвующих в беспорядках, было немало и несовершеннолетних[32].
Несомненно, что одним из главных развращающих факторов тюремного заключения является совместное содержание малолетних преступников со взрослыми. М. Земенгорф по поводу совместного заключения малолетних со взрослыми утверждал: «...здесь малолетний получает уже вполне законченное образование. Карты, вино, онанизм, педерастия - все это находит здесь почетное место. Все увиденное здесь, в этой обстановке повышенной впечатлительности и нервозности, глубоко и навсегда западает в душу ребенка»[33].Тюрьмы исследуемого нами периода, вследствие их переполненности, не могли удовлетворять элементарным требованиям тюремной системы (в частности, разделение по возрасту). Об этом свидетельствуют отчеты главного тюремного управления и благотворительных комитетов. Такое положение дел наблюдалось не только в провинциях, но и в столице. О том, насколько губительно и растлевающее действует подобное совместное заключение, свидетельствуют обстоятельства, сложившиеся на протяжении многих лет содержания малолетних и взрослых преступников вместе.
Малолетние, попадавшие в подследственное отделение Рукавишниковского приюта и подвергнутые медицинскому осмотру, даже после одного дня отбывания наказания имели следы насилия, дети говорили, что за одну ночь ребенка успевали насиловать трое или четверо взрослых арестанта[34]. Тех, над кем практиковалось насилие, потом называли в тюрьме «маргаритки». Эти факты обусловили рост числа таких преступлений, совершаемых малолетними заключенными, как побеги, нападения на охрану тюрьмы, убийства других осужденных и др. Для того чтобы избавить малолетних от этого ужаса, их помещали в одиночные камеры, изолируя таким образом от опасности быть изнасилованными и предупреждая совершение с их стороны новых преступлений.
В 1909 г. тюремное начальство решило сконцентрировать малолетних преступников в одном месте, дабы изолировать их от растлевающей среды взрослых арестантов[35]. Для этих
целей было выделено особое помещение при исправительной тюрьме в Сокольниках. Однако
полностью отделить малолетних от взрослых не удалось, так как они продолжали работать
вместе. Просуществовало вновь устроенное отделение не долго. Отдельный деревянный
корпус сгорел в результате поджога, совершенного самими несовершеннолетними осужден- 1
ными .
П. Всесвятский в своей статье «Несовершеннолетние в тюрьме» говорил: «Нам приходилось беседовать с лицами тюремного ведомства, близко стоящими к наблюдению над малолетними сидельцами в отделении. Лица эти указывают на трудность воздействия на малолетних заключенных. Молодежь более бурно реагирует на репрессии начальства, нежели взрослые, и порой меры дисциплинарных взысканий по отношению к ним не дают никаких результатов. Не взрослые, по словам этих лиц, дурно влияют на поведение малолетних, а наоборот, последние могут подавать плохой пример первым. Нам пришлось от тюремного начальства слышать очень серьезные жалобы и утверждения, что лучше заниматься каторжанами, чем малолетними преступниками. К сожалению, нам не пришлось видеть книги дисциплинарных взысканий. По словам начальства, несовершеннолетние часто дерутся, бурно ссорятся с тюремными надзирателями. Бывают случаи, когда несовершеннолетние, чтобы получить возможность переправиться в больницу на более спокойный режим - симулируют сифилис, делая на теле ссадины»[36] [37].
Условия, в которых содержались заключенные, были очень тяжелыми вследствие переполнения тюремных помещений, совместного содержания несовершеннолетних и взрослых арестантов, антисанитарии, неудовлетворительного медицинского обслуживания, что непосредственно приводило к болезнями смерти заключенных. Грубость и произвол тюремной администрации, особенно надзирателей, были обычным явлением в обращении с заключенными, в том числе с несовершеннолетними.
Сотрудники тюремной администрации, деятельность которых была сопряжена не только с огромной сложностью исполнения ими своих обязанностей, но и со значительным риском для жизни и здоровья, нуждались в повышенных мерах социальной защиты.
К началу ХХ в. система учреждений для несовершеннолетних преступников включала в себя приюты, колонии, особые помещения при тюрьмах. На 1 января 1901 г. общее количество осужденных в возрасте от десяти до семнадцати лет составляло 3543 человека. Из них 1414 отбывали наказания в приютах и колониях, 1722 воспитанника содержались в особых помещениях при тюрьмах и 407 отбывали наказание в общих камерах губернских и
уездных тюремных замков[38].
К 1 января 1905 г. система учреждений исполняющих наказание в отношении несовершеннолетних включала в себя 43 приюта и 6 земледельческих колоний, открытых на пожертвования частных лиц, и не одного государственного учреждения подобного типа. К началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировало 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников[39].
Законодатель в исследуемый нами исторический период основной целью функционирования исправительных учреждений для несовершеннолетних считал нравственное исправление малолетних преступников, подготовку их к честной жизни, а непосредственное достижение этой цели обеспечивалось организацией религиозно-нравственного, физического и умственного развития на основе первоначального общего образования, а также обучение практическим профессиям, дающим возможность добывать средства к существованию своим трудом.
Во время Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, последовавшей затем гражданской войны и разрухи всех сфер производственно-хозяйственной жизни государства за бортом нормальной человеческой жизни оказались сотни тысяч безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Для многих из них преступная деятельность стала основным средством к существованию. Тюремные учреждения того периода не только не способствовали социальной реабилитации несовершеннолетних, но и являлись основным рассадником преступных нравов и традиций в их среде. Таким образом, царская тюремная система была разрушена до основания.
С первых лет своего существования новое Советское государство встало на путь гуманизации своей политики в отношении правовой и социальной защиты детства. Об этом свидетельствует изданный 14 января 1918 г. Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних», упразднявший институт судов и тюремное заключение для несовершеннолетних. В результате подростки, отбывающие наказание в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, начали осуществляться мероприятия по реформированию и созданию совершенно новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних преступников, а также полностью исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до семнадцатилетнего возраста[40].
Все дела, находившиеся в производстве о преступлениях несовершеннолетних стали рассматриваться в комиссиях по делам несовершеннолетних, которые и определяли различные виды наказания, но, как правило, не связанные с лишением свободы. Только в исключительных случаях, требующих особого контроля, комиссии передавали дела в народные суды. Однако необходимо отметить, что данные комиссии этим не злоупотребляли, о чем напрямую свидетельствуют их отчеты. Так, за период с октября 1922 г. по февраль 1923 г. комиссиями направлено около 10% всех дел в отношении несовершеннолетних преступников[41] [42].
Народные суды рассматривали дела о несовершеннолетних преступниках- рецидивистах или совершивших тяжкие преступления, слабо поддающихся мерам медикопедагогического характера. В отчете управления местами заключения НКВД за 1922 г. указывается, что общее количество несовершеннолетних заключенных составляет 1200 чело- 2
век .
Указанные несовершеннолетние преступники направлялись в закрытые воспитательные учреждения - реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные Временной инструкцией о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового, утвержденной постановлением НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г.[43]Первый реформаторий был открыт в декабре 1918 г. в Москве. В данном учреждении в основном содержались несовершеннолетние в возрасте от восемнадцати лет до двадцати одного года. Срок пребывания в реформаториях законодательно определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, а судьбу воспитанников решала специальная коллегия, состоявшая из сотрудников учреждения.
Цель, которую преследовал законодатель, создавая реформатории, состояла в том, чтобы освободить из тюрьмы молодых людей в возрасте от семнадцати лет до двадцати одного года и поместить их в учебно-воспитательное заведение для обучения, воспитания и подготовки к труду. Однако к концу 1919 г.из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия профессионально подготовленных педагогических кадров реформатории стали закрываться.
Несмотря на это продолжался рост пенитенциарной преступности среди несовершеннолетних арестантов. К осужденным, нарушавшим установленный порядок отбывания наказания, противодействующим и применяющим насилие к администрации учреждений, где они отбывают наказания, применялось продление сроков лишения свободы. Подобный порядок был предусмотрен Временной инструкцией о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового.
В 1919 г. УК РСФСР в ст.12 закрепляет положение о рецидиве в исправительных
учреждениях и его опасности. Более конкретно исследуемый нами вопрос рассматривался в Положении об общих местах заключения, утвержденном постановлением НКЮ РСФСР от 15 ноября 1920 г, которое предусматривало для упорно нарушающих трудовой порядок осужденных наказание в виде продления срока заключения[44].
Рост преступности несовершеннолетних побудило законодателя ограничить применение к ним медико-педагогических мер и стать на путь передачи дел на рассмотрение судебным органам. Так, СНК РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», где говорилось: «Если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в народный суд»[45].
В 1921 г. было принято Положение о трудовых домах для несовершеннолетних, целью которых являлось обучить воспитанников квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить высшие духовные интересы, расширить умственный горизонт и дать им физическое воспитание. Период содержания несовершеннолетних преступников в трудовом доме продолжался вплоть до истечения назначенного судебным приговором срока, а в некоторых специальных случаях - до исправления, но не дольше достижения ими двадцатилетнего возраста[46].
Рост пенитенциарной преступности и условия, в которых работали трудовые дома для несовершеннолетних, не позволили обеспечить надлежащее трудовое воспитание малолетних правонарушителей. В результате чего возникла необходимость реорганизации труддо- мов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Этот процесс начался в 1930 г.
В начале 30-х годов ХХ в. не только перестраивалась тюремная система, но и видоизменялась «верхушка» криминальной среды. У воровских авторитетов и их подручных, в том числе малолетних преступников, была своя особая жизнь в местах лишения свободы, согласно так называемому кодексу чести, и их интересы, заключавшиеся в нарушении режима содержания и неподчинении администрации, никогда не совпадали с интересами уголовноисполнительной системы. Условия содержания осужденных, независимо от их возраста, в исправительных учреждениях были таковы, что позволяли преступным авторитетам объединяться в группы, занимавшиеся кражами, грабежами, издевательствами и террором в отношении остальных осужденных.
Группировки несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы, были силой, нередко значившей для других осужденных существенно больше, чем администрация. К лидерам таких группировок, как правило, обращались несовершеннолетние осужденные для разрешения различных вопросов.
Несмотря на имевшиеся трудности в местах лишения свободы для несовершеннолетних, к концу 30-х годов многие воспитанники стали осознавать, что можно работать по- честному, изменить свой образ жизни. Огромную роль здесь сыграло становление фабричнозаводских училищ, работа которых строилась в органической связи со всей общественнополитической жизнью страны. Взаимодействие с предприятиями промышленности и коллективами трудящихся позволяло намного качественнее осуществлять трудовое воспитание. Шефство рабочих коллективов, участие комсомола в работе школ, как по линии культурного шефства, так и путем выделения лучших молодых рабочих на постоянную работу в школу, способствовали сокращению динамики преступности несовершеннолетних.
Еще одним фактором исправления осужденных стало принятие в 1936 г.Конституции СССР. Если до ее появления при назначении и отбывании наказания учитывалось социальное положение лица, совершившего преступление, то теперь все преступники были равны перед законом. В результате чего последовал стихийный отход части отрицательно настроенных несовершеннолетних осужденных от воровского сообщества, которое потерпело финансовые трудности и привело к утрате преступной «элитой» контроля над осужденными[47].
Однако с принятием Закона СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», устанавливающего уголовную ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с двенадцатилетнего возраста, судебная практика пошла по линии более широкого применения к ним уголовного наказания, особенно в виде лишения свободы. У государства возникла острая необходимость в расширении специальных учреждений для содержания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Продолжение дальнейшего развития сети школ ФЗУ столкнулось с большими трудностями, так как они требовали высокой технической оснащенности, привлечения квалифицированных кадров и огромных финансовых затрат. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые можно было открыть во всех регионах страны и где могло бы содержаться большое количество несовершеннолетних осужденных.
Постановлением СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» устанавливались совершенно новые типы учреждений для несовершеннолетних преступников: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. В этом же году принимается Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
До 1935 г. деятельность исправительных учреждений регулировалась исправительным законодательством, а именно ИТК РСФСР 1924 и 1933 гг. Согласно данному законодательству в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет и беспризорные дети в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Для руководства указанными учреждениями в системе НКВД был создан отдел трудовых колоний. Несовершеннолетние старшего возраста направлялись в общие места заключения для взрослых преступников. Такая практика продолжалась вплоть до 1948 г.
В связи с увеличением количества несовершеннолетних осужденных и скопления этих лиц в большом объеме в трудовых колониях, где рядом находились как ранее судимые, так и впервые отбывающие наказание подростки, увеличился рост пенитенциарной преступности. Росту преступности в данных учреждениях способствовало и то обстоятельство, что в жилых зонах хранились запрещенные предметы. Воспитанники играли в карты на деньги, продукты, одежду, обувь, постельные принадлежности и иные вещи, нередко украденные у сотоварищей по колонии.
В конце 1936 г. руководство НКВД пришло к выводу, что исправительная система утратила способность исправления осужденных, полностью дезорганизована и нуждается не только в укреплении режима, но и в полной реорганизации.
В период Великой Отечественной войны СНК СССР 15 июня 1943 г. издал Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Места лишения свободы для несовершеннолетних были переполнены, в них скапливались злостные преступники, которые объединялись в преступные группы, дезорганизующие деятельность этих учреждений. С целью уклонения от участия в трудовом процессе воспитанники прибегали к самоистязанию и членовредительству, получившим широкое распространение в трудовых колониях в 1942-1943 гг. Подобную категорию несовершеннолетних осужденных стали привлекать к уголовной ответственности за членовредительство, что приводило их в разряд судимых по составу контрреволюционных преступлений[48].
В 1950-х годах исследуемые нами проблемы вновь стали предметом дискуссии среди ученых и исследователей в области уголовного и уголовно-исполнительного права, что и способствовало принятию закона, предусматривающего уголовную ответственность за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений. Ранее такие действия, в связи с отсутствием указанной нами ранее нормы, вынуждали судебные органы применять аналогии со схожими преступлениями. Обычно исследуемое нами преступление квалифицировалось как бандитизм[49].
Преступные группировки в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных получили ощутимый удар вследствие осуществления таких мер режимного характера, как: введение отдельного содержания рецидивистов от впервые судимых лиц; безналичный расчет за труд; усиление работы по разложению преступных группировок и привлечению к уголовной ответственности их активных участников в связи с их преступной деятельностью и терроризированием ими других воспитанников, а также лиц, ставивших в опасность жизнь и здоровье сотрудников указанных учреждений[50].
В связи с этим в 1956 г. стали разрабатываться и приниматься новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии предназначались для исправительно-трудового перевоспитания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Данные учреждения различались по видам режима[51]. В трудовые колонии строгого режима направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершили преступление в местах лишения свободы, в том числе исследуемое нами.
Президиум Верховного Совета СССР в Указе от 5 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями»[52] устранил имевшиеся ошибки. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1961 г. дополнил Закон СССР об уголовной ответственности за государственные преступления ст. 14, где устанавливалась уголовная ответственность за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений. В Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» от 25 июля 1962г. была включена ст. 77[53].
С вступлением в действие названной нормы, предусматривающей возможность применения высшей меры наказания, число исследуемого нами преступления сократилось. Осужденным стало опасно убивать, терроризировать других осужденных и афишировать свою принадлежность к воровскому сообществу. В результате управление воспитательно-трудовыми колониями стало более оперативным, появились условия для непосредственного контакта с управляемым объектом. Повысилась ответственность за состояние дел в этих учреждениях, что позволило более эффективно организовать процесс исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, правильно организовать профилактические мероприятия по предупреждению преступности в этих учреждениях, придать этому процессу психолого-педагогическую направленность.
В целях профилактики пенитенциарной преступности несовершеннолетних администрация данных учреждений строила свою работу на глубоком анализе и всестороннем использовании наследия А. Макаренко, достижений педагогических, психологических, кри
минологических и других научных исследований.
В ходе перестройки были ликвидированы отделы по руководству воспитательнотрудовыми колониями. Многие воспитательные колонии стали похожи на учреждения для содержания взрослых осужденных, откуда были позаимствованы многие формы и методы работы. Произошел отказ от педагогической сути работы. На первое место встала производственно-хозяйственная деятельность, которая отодвинула личность несовершеннолетнего осужденного на второй план. Эффективность работы учреждений по профилактике преступлений в них резко снизилась. На местах деятельность по управлению работой воспитательно-трудовых колониях замыкалась на двух инспекторах, которые не могли проконтролировать все учреждения.
Вступивший с 1 января 1997 г. в законную силу Уголовный кодекс Российской Федерации включал в себя обновленную ст. 321 «Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества», однако после более детальной проработки статьи в марте 2001 г.в нее были внесены соответствующие коррективы1^ настоящее время исследуемое нами преступление закреплено УК РФ в ст. 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» гл. 32 «Преступления против порядка управления».
На основании изложенного можно отметить следующее:
При изучении истории развития и становления пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних мы пришли к выводу, что в России вплоть до 1666 г. законодатель не уделял внимания несовершеннолетним правонарушителям, применяя к ним те же наказания, что и ко взрослым.
Можно выделить ряд этапов становления ответственности несовершеннолетних на основании их возраста и видов наказаний, применяемых к ним в различные исторические периоды:
- 1666-1742 гг. - этот период характеризуется развитием карательной политики государства, расширением системы наказаний, особым вниманием к смертной казни и порядку ее применения независимо от возраста преступника; возраст уголовной ответственности начинается с 8 лет; несовершеннолетние правонарушители содержатся совместно со взрослыми; наблюдается рост пенитенциарной преступности;
- 1742-1864 гг. - период развития и становления тюремной системы России: законодательное определение правового статуса тюремного персонала; определение их прав и обязанностей; гуманизация наказания несовершеннолетних правонарушителей; отмена
применения смертной казни и пыток к малолетним преступникам; установление возраста уголовной ответственности с 10 лет; совместное содержание подростков со взрослыми;
- 1864-1917 гг. - период продолжения роста преступности несовершеннолетних: переполнение тюрем в связи с совместным содержанием детей и взрослых; насилие со стороны взрослых арестантов по отношению к детям, сопровождавшееся бунтами и недовольством последних; попытки создания специальных учреждений для несовершеннолетних с обязательным привлечением их к труду; возраст уголовной ответственности остается прежним;
- 1917-1950 гг. - период перестройки тюремной системы: создание специальных учреждений для малолетних преступников - реформаториев и трудовых колоний; рост тюремной романтики; доминирование «блатных»; совершение преступлений, посягающих на нормальное функционирование данных учреждений; проведение государством гуманной политики правовой и социальной защиты детства;
-1950 г. по настоящее время - реформирование уголовно-исполнительной системы: создание воспитательных колоний для несовершеннолетних; рост преступности в среде подростков; усиление роли тюремной субкультуры ;выделение среди преступлений против УИС преступления, предусмотренного ст.321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества».
Использование исторического опыта пенитенциарной системы Российского государства, мер наказания применяемых к несовершеннолетним и возраста уголовной ответственности на различных исторических этапах позволяют нам сделать вывод о непосредственной актуальности исследования преступности несовершеннолетних на протяжении всего существования правового государства.
[1] Детков М., Кудимов А., Хмель А. Воспитательные колонии: 135 лет развития // Преступление и наказание. 2001. № 12. С. 26-29.
[2] См.: Карпец И. И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973. С. 10-14.
[3] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 48-49.
[4] См.: Никитинъ В. Н. Тюрьма и Ссылка. СПб., 1880. С. 7-8.
[5] См.: Там же. С. 9-11.
[6]Цит по: Там же. С. 7-8.
[7] См.: Российское законодательство X-XX веков : в 9 т. Т. 4. М., 1986. С. 353.
[8] См.: Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве в XVII в. СПб., 1887. С. 7-12.
[9]Никитинъ В. Н. Указ.соч. С. 19-21.
[10] См.: Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч.: в 9 т. Т. 2. М., 1988. С. 189.
[11]Богдановский А. Молодые преступники. СПб., 1871. С. 73.
[12] См.: Никитинъ В. Н. Указ.соч. С. 12-14.
[13] См.: Там же.
[14] См.: Детков М. Г. Наказание в царской России. М., 1996. С. 55-58.
[15] См.: Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 3. М., 1961. С. 39-43.
[16] См.: Никитинъ В. Н. Указ.соч. С. 17-18.
[17] См.: Там же.
[18] См.: Еремкин М. П. Указ. соч. С. 52.
[19] См.: Гернет М. Н. Дети-преступники. М., 1910. С. 10-14.
[20] См.: Детков М., Кудимов А., Хмель А. Указ. соч. С. 26-29.
[21] См.: Еремкин М. П. Указ. соч. С.57.
[22]Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 130.
[23] См.: Легостаев С. В. Указ. соч. С. 76.
[24] См.: Еремкин М. П. Указ. соч. С. 52.
[25] В Законе понятие «разумие» отождествлялось с понятием «вменяемость» и определялось как способность понимать свойство и значение совершаемого и руководить своими поступками.
[26] Родители и родственники нередко принадлежатъ къ такой средЬ, кторая своимъ влшшемъ и диводитъ дЬтей и юношей до совершены преступленш. Отдача малолЪтнихъ и несовершеннолЪтнихъ подъ надзоръ къ такимъ лицамъ можетъ повлечь за собою только окончательную ихъ порчу и полное нравственное падеше. Между тЬмъ и при наличности родителей или родственниковъ, могут найтись блогонадежныя постороння лица, готовыя принять късебЪ нуждающихся въ попеченш малолЪтнихъ и несовершеннолетних^ См.: Закон от 2 июня 1897 г. С. 150.
[27] Уголовное уложение допускает помещение в монастырь только лиц женского пола и при том срок отбывания такого наказания не определяется в приговоре суда.
[28] См.: Гернет М. Н. Дети-преступники. С. 15-20.
[29] Гуревич С.Указ.соч. С. 79.
[30] Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. С. 130.
[31]См.: Гернет М. Н. История царской тюрьмы. С. 39.
[32] См.: Там же. С. 54.
[33]Земенгорф М. Указ. соч. С. 128.
[34] См.: Гернет М. Н. Дети-преступники. С. 419-421.
[35] См.: Тюремный вестник. 1910. № 2. С. 218.
[36] См.: Там же.
[37]Гернет М. Н. Дети-преступники. С. 424-425.
[38] См.: Исаев М. Ю. Основы пенитенциарной политики : учеб. пособие для вузов. М. ; Л., 1927. С. 98.
[39] См.: Детков М., Кудимов А., Хмель А. Указ. соч. С. 26-29.
[40] См.: Новик В. И. Становление и организация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России // Преступление и наказание. 2012. № 10. С. 26-29.
[41] См.: Там же.
[42] См.: Детков М., Кудимов А., Хмель А. Указ. соч. С. 26-29.
[43] См.: Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 53. С. 598.
[44] См.: Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 23-24. С. 141.
[45]Новик В. И. Указ. соч. С. 27.
[46] См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. М., 1959. С. 294.
[47] См.: Еремкин М. П. Указ. соч. С. 60.
[48] См.: Еремкин М. П. Указ. соч. С. 63.
[49] См.: Назаров С. В. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовно-правовое и криминологическое исследование : монография / под ред. А. А. Магомедова. Владимир, 2002. С. 11.
[50] См.: Гришанин П. Ф. Ответственность преступников-рецидивистов по советскому уголовному праву: учеб. пособие. М., 1974. С. 53.
[51] См.: Кузьмин С. И. Организованные преступные группировки в местах лишения свободы // Преступление и наказание. 1995. № 1. С. 26.
[52] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 19. С. 206.
[53] См.: Легостаев С. В. Указ. соч. С. 89.
См.: Назаров С. В. Дезорганизация деятельности учреждений... С. 12.
|