Уголовный кодекс РФ в ст. 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» гл. 32 «Преступления против порядка управления» трактует исследуемое нами преступление как:
«1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угроза применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких,- наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет».
В соответствии со ст. 20 УК РФ «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность» за совершение интересующего нас преступления несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Отечественный законодатель ставит исследуемое нами преступление в один ряд с такими преступлениями, как государственная измена, бандитизм, геноцид, разглашение государственной тайны. Объясняя это тем, что осознание общественной опасности этих преступлений требует наличия определенного уровня политического сознания и социальной зрелости. Несовершеннолетние до достижения данного возраста не понимают, в каких случаях их действия могут причинить вред.
Возраст, указанный в ст. 20 УК РФ, по нашему мнению, взят с явным запасом. Ю.М. Антонян отмечает, что осознание наказуемости преступного деяния, а также способность отдавать отчет своим поступкам в условиях современного информационного общества формируются у детей значительно раньше того возраста, который устанавливает отечественный уголовно-правовой законодатель[1].
На наш взгляд, законодатель вводит себя в заблуждение тем, что в качестве основного объекта этого преступления предусматривает деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а как дополнительный здоровье и личность. И тут же он устанавливает: «Если указанные действия совершают осужденные или заключенные под стражу в возрасте от 14 до 16 лет, они отвечают за преступления против личности»[2]. Данные проведенного нами исследования показывают, что процент подростков в возрасте от 14 до 16 лет, отбывающих наказание в ВК, совершивших преступления по ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», в несколько раз выше процента преступлений, совершенных воспитанниками в возрасте от 16 до 19 лет по ст. 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества».
Характеристика интересующего нас преступления и ответственности несовершеннолетних за его совершение будет неполной без сравнительного анализа с тождественными преступными посягательствами, ответственность за которые находит свое отражение в уголовно-правовом законодательстве зарубежных стран.
Возраст, с которого наступает совершеннолетие, не является общепринятым для всех государств мира. Обычно это возраст составляет 18 лет, но существуют государства, где несовершеннолетними признаются лица, не достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. В связи с этим, в соответствии с положениями международно-правовых актов, принято считать возрастом совершеннолетия 18 лет, с оговоркой: «если иной возраст не предусмотрен национальным законодательством». Именно такое определение возраста совершеннолетия содержится в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В современном отечественном законодательстве для определения способности у несовершеннолетнего сознательно относиться к совершаемым действиями руководить ими эксперты останавливаются на выявлении дефектов в психологическом состоянии исследуемого, а не на том, действительно ли имеющееся у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии существенно ограничивало его способность к осознанному руководству своим поведением в момент совершения преступных действий, сопряженных с насилием[3].
Уголовно-правовое законодательство нашей страны уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних посвятило специальный раздел Уголовного кодекса РФ. Выделение самостоятельного раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими условиями лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 18 лет.
В разных странах мира возраст уголовной ответственности и возраст несовершеннолетия являются различными понятиями (табл. 1).
Таблица 1
Государство
Возраст уголовной ответственности
Возраст
совершеннолетия
Россия
14-16
18
Австрия
14
19
Бельгия
16-18
18
Болгария
14
18
Великобритания
10-15
18
Венгрия
14
18
Германия
14
18
Греция
13
18
Дания
15
18
Ирландия
5-15
18
Испания
16
18
Италия
14
18
Норвегия
15
18
Нидерланды
12
18
Польша
13
18
Португалия
16
18
Финляндия
15
18
Франция
13
18
Швейцария
7-15
20
Шотландия
8-16
18
Содержание наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетнего имеет свои специфические особенности. Лишение свободы - самое строгое наказание в системе наказаний, которое может назначаться на срок не свыше 10 лет.
Так, в Шотландии законодатель устанавливает запрет на вынесение обвинительных приговоров в отношении лиц в возрасте с шестнадцати лет до двадцати одного года с дальнейшим тюремным заключением. Отбывание наказания в виде лишения свободы на срок от двадцати восьми дней до четырех месяцев допускается только при раздельном содержании несовершеннолетних и взрослых в специальных центрах. В Великобритании в зависимости от возраста несовершеннолетних правонарушителей срок тюремного заключения колеблется от четырех месяцев до одного года. В Канаде максимальный срок лишения свободы в отношении несовершеннолетнего составляет не более трех лет с изолированным и безопасным содержанием, даже если за преступление, которое он совершил, закон предусматривает пожизненное лишение свободы. Во Франции возраст несовершеннолетнего от тринадцати до пятнадцати лет является смягчающим обстоятельством, а максимальный срок заключения для таких лиц составляет пять лет. Несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет суд отказывает в смягчении приговора и устанавливает максимальный срок лишения свободы десять лет. В Швейцарии и Греции такое же сокращение сроков лишения свободы предусмотрено и для лиц в возрасте от восемнадцати лет до двадцати одного года.
В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии приговоры особенно снисходительны к несовершеннолетним, а наказание в виде лишения свободы применяется в исключительных случаях. Судебная практика этих государств идет по пути прекращения дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Например, в Дании прекращение уголовных дел в отношении несовершеннолетних составляет 2/3, в Финляндии 1/3 от всех дел находящихся в судебном делопроизводстве в отношении несовершеннолетних, в Швеции прекращается до 70% уголовных дел в отношении малолетних преступников. В Германии к уголовной ответственности привлекаются в основном ранее судимые несовершеннолетние[4].
В соответствии с рекомендациями Пекинских правил Модельный уголовный кодекс для государств - участников СНГ установил, что лишение свободы несовершеннолетнему может быть назначено только за совершение преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких в случаях, если:
- преступление было совершено с применением насилия против другого лица;
- преступление совершено повторно, либо лицом, ранее судимым за умышленное преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое;
- суд придет к убедительным выводам о невозможности достижения целей исправления и перевоспитания лица и предупреждения совершения им новых преступлений путем применения более мягкого, чем лишение свободы, вида наказания.
Рассмотрение вопросов ответственности несовершеннолетних за действия по дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в отечественном уголовном праве будет неполным без сравнения с тождественными преступлениями, ответственность за которые предусмотрена в уголовном законодательстве зарубежных стран.
Например, уголовное законодательство Германии исследуемое нами преступление включило в число преступлений, противодействующих государственной власти. Данные деяния содержатся в разделе шестом Особенной части УК ФРГ «Противодействие государственной власти» и включают в себя публичный призыв к совершению наказуемых деяний, противодействие служащему, исполняющему служебные решения, сопротивление лицам, приравненным к служащим, исполняющим служебные решения, освобождение заключенных и бунт заключенных. К насильственным преступлениям против государственной власти относится прежде всего §113 «Противодействие служащему, исполняющему служебные решения»:
«1. Кто оказывает должностному лицу или военнослужащему, который назначен исполнять законы, правовые предписания, приговоры, решения или распоряжения суда, при совершении им таких служебных действий сопротивление насилием, или угрозой применения насилия, или при этом нападает на него, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом.
2. В особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. Особо тяжкий случай имеет место, если:
исполнитель или другой соучастник имеет при себе оружие с целью его применения при совершении деяния;
лицо, совершившее деяние, путем насилия подвергает должностное лицо смертельной опасности или нанесению тяжкого вреда здоровью.
Деяние наказывается не по данному предписанию в том случае, если действие должностного лица является не правомерным. Это действует и в случае, когда лицо, совершившее деяние, ошибочно полагает, что служебное действие является правомерным.
Если лицо, совершая деяние, ошибочно полагает, что служебное действие не является правомерным и оно могло избежать ошибки, то суд по своему усмотрению может смягчить наказание (§49, абз. 2) или при незначительной вине отказывается от наказания согласно данному предписанию. Если лицо, совершившее деяние, не могло избежать ошибки и в связи с известными ему обстоятельствами, нельзя было от него требовать своей защиты путем обжалования якобы противоправного служебного действия, то деяние не наказывается по данному предписанию»[5].
Отсылочная норма к § 113 содержится в § 114 УК Германии «Сопротивление лицам, приравненным к служащим, исполняющим служебные решения»:
«1. К служебным действиям должностного лица в смысле § 113 приравниваются действия по исполнению решения лиц, которые имеют права и обязанности служащего полиции или вспомогательных чиновников прокуратуры, не являющихся должностными лицами.
2. § 113 действует соответственно для защиты лиц, которые привлечены для оказания поддержки в служебном действии»[6].
УК Г ермании содержит и другие нормы, устанавливающие ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Так, § 121 предусматривает ответственность за бунт заключенных.
Уголовное законодательство Федеративной Республики Германии предусматривает наказание за интересующее нас преступление с 14-летнего возраста, что находит свое отражение в§ 19 «Невменяемость ребенка»гл.1 «Основания наказуемости» разд.2 «Дея- ние»:«Невменяемым является тот, кто при совершении деяния еще не достиг четырнадцатилетнего возраста»[7].
При изучении уголовного законодательства Германии считаем целесообразным обратить внимание на то, что возрастом совершеннолетия в этой стране признается 18 лет, а законодатель считает, что уголовная ответственность должна наступать именно с 14 лет. Минимальный возраст уголовной ответственности нашел свое урегулирование не в Уголовном кодексе, а в законе от 4 августа 1953 г. «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних», с изменениями от 11 ноября 1974 г.[8] Уголовным кодексом Германии закреплена лишь общая норма, устанавливающая минимальный возраст уголовной ответственности. Более подробно на вопросах ответственности несовершеннолетних останавливается указанный закон, согласно которому, подростки совершившие исследуемое нами преступлении привлекаются к уголовной ответственности только при точном установлении преступного факта полной его доказанности.
Для обеспечения разностороннего изучения исследуемой проблемы, по нашему мнению, необходимо сравнить нормы уголовного законодательства РФ с еще одним заслуживающим пристального внимания источником европейского континентального уголовного права - Уголовным кодексом Дании, принятым в 1930 г. и вступившем в силу с 1 января 1933 г.[9] Необходимо отметить, что УК Дании1930 г. с изменениями и дополнениями действует и поныне.
Интересующее нас преступление мы находим в §119гл. 14 «Преступления против государственной власти и др.»:
«1. Любое лицо, которое, используя силу или угрозу ее применения, нападает на любого человека, действующего в соответствии с государственными обязанностями или функцией, при осуществлении обязанностей по случаю таких обязанностей, или которое подобным образом пытается препятствовать такому человеку в выполнении законной функции или заставить его отказаться от выполнения такой функции, подлежит простому заключению под стражу или тюремному заключению на любой срок, не превышающий шести лет, или при смягчающих обстоятельствах к штрафу.
То же наказание должно применяться в отношении любого лица, которое при обстоятельствах, отличных от тех, которые предусмотрены выше, угрожает насилием в отношении любого лица, наделенного государственными полномочиями с юрисдикцией или властью принимать решения по любому вопросу, включающие правовые последствия, или приведения в исполнение решения исполнителя по уголовным делам, если такая угроза выражается в связи с осуществлением полномочий или функций, или которое подобным образом пытается препятствовать такому лицу в осуществлении законной функции или принудить его выполнить официальную функцию.
Если иным образом любое лицо создает препятствие на пути лиц, выполняющих свои обязанности или функцию, подлежит простому заключению под стражу на срок, не превышающий шести месяцев»[10].
Уголовное законодательство Дании признает возрастом, с которого наступает уголовная ответственность за указанное преступление с 15 лет.
Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на положения закрепленные в французском уголовном законодательстве. Интересующие нас составы преступлений содержатся прежде всего в четвертой книге, а именно в разд. 3 «О посягательствах на государственную власть», в гл.Ш «О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами». Следует отметить, что законодатель использовал в названиях и раздела и главы термин «посягательство», используемый и в отечественном УК, но при этом он охватил широкий круг преступных деяний. Так, в ст. 433-3 из Отдела 2 «Об угрозах и актах запугивания, совершенных против лиц, занимающих публичную должность» предусматривается суровая ответственность (10 лет тюремного заключения и 1 млн франков штрафа)[11].
Законодатель Франции также указывает в ст. 132-8 § 1 «Физические лица» подотдела 2 «О наказаниях, применяемых в случае рецидива» на особую ответственность осужденных, совершивших преступления, в том числе интересующее нас, во время отбывания наказания. Такие лица могут быть приговорены к пожизненному лишению свободы.
Минимальный возраст уголовной ответственности по УК Франции составляет тринадцать лет. УК Франции, так же как и УК Германии, предусматривает лишь минимальный возраст ответственности. Так, в соответствии с нормами Ордонанса Франции о правонарушениях несовершеннолетних установлен специальный режим ответственности лиц за уголовно наказуемое деяние. Основу данного положения составляет презумпция не привлечения к уголовной ответственности преступников, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста. Однако несмотря на это существуют ситуации, при которых малолетние правонарушители, не достигшие совершеннолетия к моменту совершения преступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности[12].
Проведя анализ действующего французского законодательства об ответственности несовершеннолетних за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, мы пришли к выводу, что уголовное законодательство Франции схоже с законодательством Германии. Во французском Ордонансе также предусмотрены три группы лиц, не достигших совершеннолетия. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено только в исключительных случаях, например, за совершение преступления, отнесенного к категории тяжких.
Франция наравне с прочими иностранными государствами ищет способы избежать судов и вынесения приговоров в виде лишения свободы в отношении малолетних преступников, поэтому законодатель применяет альтернативные меры наказания с помощью прокуратуры. В случае совершения подростком уголовно наказуемого деяния без тяжелых последствий прокурор может не направлять дело в суд для несовершеннолетних.
Для более подробного изучения международного опыта об ответственности несовершеннолетних за преступления, дезорганизующие деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, считаем необходимым рассмотреть нормы уголовного законодательства Швейцарии, Швеции и Голландии. В этих странах четко установлены границы пониженного минимального возраста уголовной ответственности и наказания для лиц, не достигших совершеннолетия.
Так, в Уголовном кодексе Швейцарии ответственности несовершеннолетних посвящен разд. 4 «Несовершеннолетние», состоящий из трех глав. В соответствии сост. 89 «Возрастные границы» УК Швейцарии к уголовной ответственности в виде заключения может быть приговорен подросток в возрасте пятнадцати лет только за совершение тяжких пре- ступлений[13].
Ответственность несовершеннолетних за интересующее нас преступление наступает с пятнадцати лет и находит свое отражение в ст. 311 «Мятеж заключенных» разд. 17 «Преступления и проступки против правосудия»:
«1. Заключенные или другие лица, которые на основании нормативного предписания направлены в соответствующее учреждение, собирающиеся вместе с целью:
- объединившись, напасть на служащих учреждения или других лиц, которые занимаются надзором за заключенными;
- используя насилие или угрозу применения насилия, принуждают служащих учреждения или других лиц, которые занимаются надзором за заключенными, к совершению того или иного действия или бездействия;
- применяя насилие, совершают побег,
наказываются тюремным заключением на срок не менее одного месяца.
2. Участник, который применяет насилие в отношении лиц или вещей, наказывается каторжной тюрьмой на срок до пяти лет или тюремным заключением на срок не менее трех месяцев».
Схожие элементы составов интересующего нас преступления отражены и в ст. 285 «Насилие или угроза против органов и служащих» и ст. 286 «Препятствование в осуществлении действия, совершаемого в порядке выполнения служебных обязанностей»разд. 15 «Преступные деяния против государственной власти». Ответственность за данные преступления также предусмотрена с пятнадцати лет.
Однородное положение занимает уголовное законодательство Голландии, которое закрепляет в действующем Уголовном кодексе четыре состава преступления, устанавливающих ответственность несовершеннолетних за применение любого вида насилия, заканчивающегося убийством публичного служащего в связи с выполнением им служебных обязанностей (ч.3 ст. 181 УК РФ). Наличие таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления группой лиц, с применением оружия либо иных предметов (ч.3 ст. 182 УК РФ), увеличивает наказание до 15 лет\В свою очередь, возраст уголовной ответственности за указанные преступления начинается с пятнадцати лет, несмотря на то, что минимальный возраст уголовной ответственности в этих государствах значительно ниже.
Таким образом, изучение уголовного законодательства Швейцарии, Швеции и Голландии позволяет нам сделать следующие выводы.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних за преступления, схожие по составу с исследуемым нами, регламентированы достаточно подробно. Кодексы прямо указывают на возраст, с которого наступает уголовная ответственность за интересующее нас преступление, и, как правило, он совпадает с возрастом, по достижении которого несовершеннолетнему суд может назначить наказание в виде лишения свободы.
В отличие от изученных нами источников европейского континентального уголовного права, действующее законодательство США, регламентирующее ответственность несовершеннолетних за исследуемый нами состав преступления, является своеобразным и сложным. Доказательством этого служит отсутствие в штатах единого уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних, а также единой классификации по возрастному цензу. Данное обстоятельство обусловлено закономерностями американского федерализма. В этой стране существуют 53 самостоятельные системы. Единственное общее правило для всех систем заключается в том, что малолетний ребенок (моложе семи лет) не несет никакой уголовной ответственности за свои поступки. Тем не менее на сегодняшний день решение вопроса об установлении минимального возраста, с которого может применяться наказание в виде лишения свободы, отнесено к компетенции каждого отдельного штата.
Это породило такую характерную особенность уголовно-правовой системы, как правовой дуализм, означающий, что на территории каждого штата действует право этого штата, а при определенных условиях применяется федеральное право[14] [15]. В США нет общепринятого понятия как уголовный кодекс, уголовное законодательство находит свое отражение в Своде законов США (разд. 18) и своде законов отдельных штатов, исполняющихся на местном уровне. Подобные правовые отличия уголовно-правового законодательства США не дают нам возможности в рамках одного параграфа диссертационного исследования охарактеризовать в полном объеме особенности правового регулирования вопросов об ответственности и наказании несовершеннолетних за исследуемое преступление, но несмотря на это следует отметить специфические особенности данных преступлений. Так, за совершение преступлений в отношении федеральных должностных лиц применяется ответственность, установленная федеральным уголовным законодательством.
Изучив уголовное законодательства США, мы пришли к выводу о том, что средний возраст, с которого применяется наказание в виде лишения свободы, находится в тесной связи с возрастом уголовной ответственности за насильственные преступления и составляет возраст от тринадцати до четырнадцати лет[16].
Таким образом, отдельные уголовно-правовые аспекты исследуемого института в законодательстве зарубежных стран должны заслужить пристального внимания со стороны ученых и могут быть учтены при дальнейшем совершенствовании отечественного уголовного законодательства.
Проведенный анализ уголовного законодательства различных стран мира позволяет нам утверждать, что в международном уголовном праве существуют некоторые отличия в вопросе установления возраста уголовной ответственности за исследуемое нами преступление. Однако этот возраст всегда соответствует возрасту, с которого суд может назначить наказание в виде лишения свободы.
Изучение и анализ содержания международно-правовых актов показали, что на законодательном уровне в каждой стране в целях решения интересующего нас вопроса закреплены нормы уголовной ответственности несовершеннолетних в соответствии с условиями жизни молодежи, уровнем преступности подростков в данном государстве.
Учитывая участившиеся случаи совершения воспитанниками ВК действий, по дезорганизации деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а также изложенное в данном параграфе, полагаем, что при определении возраста уголовной ответственности в отечественном уголовном законодательстве представляется целесообразным применение подобного опыта иностранных государств и рассмотрение возможности снижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних за исследуемое нами преступление до четырнадцати лет.
В связи с этим предполагается привлекать общественное внимание к проблемам преступности в государстве, особенно если преступления совершаются несовершеннолетними, отбывающими наказание в виде лишения свободы. В свою очередь, и законодательным органам следует адекватно реагировать на указанную проблему. Нормы международного права в части установления возраста, при достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за интересующее нас преступление, основаны на исследовании и обоснованном принятии таких обстоятельств, способных оказать влияние на мнение законодателя в каждом отдельно взятом государстве, и включают в себя следующие положения: 1) возраст, с которого несовершеннолетний правонарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности, не должен прямо зависеть от состояния развитости лица, совершившего исследуемое преступление; 2) для определения способности лица нести уголовную ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, надо проанализировать эмоциональный, моральный, интеллектуальный уровень развития несовершеннолетнего[17].В настоящее время также существует необходимость на международном уровне определить наименьший возраст уголовной ответственности и законодательно закрепить данное положение в каждом государстве (ст. 40 Конвенции о правах ребенка, 1989)[18].
В.Ф. Цепелев и Н.И. Амрахов указывают, что международные нормы и стандарты, которые приняты ООН по поводу установления ответственности несовершеннолетних правонарушителей, главным образом должны оказывать благоприятное воздействие на развитие и закрепление универсальных способов в различных государствах мира в части касающейся определения возраста несовершеннолетнего лица, и его ответственности за совершенное преступление[19] [20].
По мнению И.А. Коноваловой, в Пекинских правилах содержатся нормы, устанавливающие возможность привлечения несовершеннолетнего за совершение общественно опасного деяния к уголовной ответственности, но в такой форме, которая имеет значительные отличия от уголовной ответственности взрослого лица за совершение тождественного дея-
4
ния .
Процесс становления уголовного законодательства в любом государстве мира, затрагивающий проблему уголовной ответственности несовершеннолетних, достаточно сложный и медленный, он включается в неотъемлемую часть уголовной политики государства по вопросу формирования и обеспечения социальной справедливости в стране.
Считаем необходимым согласиться с принципом разграничения уголовной ответственности несовершеннолетних, который непосредственно зависит от возраста подростка, совершившего преступление. Данное обстоятельство окажет благотворное влияние на зарождение единого уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства государства (ст. 40 Конвенции о правах ребенка; разд. 6 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних)\Распределение уголовноправовых мер воздействия на несовершеннолетних лиц, совершивших общественно опасные деяния, в зависимости от их возраста должно повлечь за собой беспрепятственное увеличение форм, способов и методов уголовно-правового характера, которые должны создать более мягкое правовое воздействие на лиц, совершивших общественно опасное деяние (п. 18.1 Пекинских правил)[21] [22].
Следовательно, повышенная общественная опасность, исходящая от несовершеннолетних, совершивших исследуемое нами преступление, связанное с применением насилия, должна указать на необходимость совершенствования законодательных инициатив государства по вопросу установления возраста уголовной ответственности, а также иных способов воздействия на лиц, преступивших закон в несовершеннолетнем возрасте (п. 17.1 Пекинских правил)[23].
Проведенный нами анализ зарубежного законодательства и международно-правовых норм по регулированию возраста уголовной ответственности за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, позволяет сделать ряд выводов.
В целях более детального и формального подхода к разрешению уголовных дел по исследуемому нами преступлению и с учетом возраста субъекта этого преступления для выбора метода воздействия на данное лицо, а также принятия справедливого решения о назначении уголовного наказания в большинстве зарубежных стран существуют специализированные суды для несовершеннолетних.
Многими государствами уже давно установлен довольно низкий возраст, дающий государству право привлекать к уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления против государственной власти, против правосудия и порядка управления, способствующий предотвращению совершения ими новых преступлений. Учитывая тот факт, что среди подростков в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, содержащихся в воспитательных колониях, все чаще фиксируются действия, дезорганизующие деятельность этих учреждений, полагаем целесообразным использование подобного положительного опыта иностранных государств в целях снижения возраста уголовной ответственности за исследуемое нами преступление в нашей стране до отметки четырнадцати лет, а также внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Возраст, с которого назначается наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совпадает с возрастом уголовной ответственности за исследуемое нами преступление.
Действующее уголовное законодательство не закрепляет статус несовершеннолетнего осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, как специального субъекта в дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, указывая непосредственно на понятие «несовершеннолетний» как на лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.
Уголовное законодательство России и таких крупнейших государств как Германия, Голландия, Франция, Швейцария, Швеция и США, в части определения ответственности несовершеннолетних за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, имеют значительные расхождения в определении возраста, с которого наступает ответственность. В указанных государствах возраст уголовной ответственности по исследуемому нами составу преступления тесно взаимосвязан с возрастом, с которого можно применять наказание в виде лишения свободы.
[1] См.: Антонян Ю. М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 2006. С. 186-189.
[2] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2003.
[3] См.: Ясинова Н. О. К вопросу о возрасте уголовной ответственности несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4. С. 257.
[4] См.: Минина С. П. Преступность несовершеннолетних: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» / науч. ред. Б.В. Волженкин. СПб., 1998. С. 44.
[5] Уголовный кодекс ФРГ. СПб., 2003. С. 275-277.
[6] Там же. С. 277.
[7] См.: Там же. С. 130.
[8]Jugendgerichtsgesetz - JGG. 1953. In der Fassung der Bekanntmachungvom 11. Dezember 1974. http://www.datenschutz-berlin.de/recht/de/rv/szprecht/jgg.
[9] См.: Беляев С. С. Уголовное право зарубежных государств. М., 2001. С. 56-64.
[10] Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001. С. 113-114.
[11] См.: Легостаев С. В. Указ. соч. С. 102; Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002. С. 394-340.
[12] См.: Давыденко А. В. Дифференциация ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 130.
[13] См.: Уголовный кодекс Швейцарии. СПб., 2002. С. 139.
[14] См.: Уголовный кодекс Голландии. СПб., 2002. С. 138.
[15] См. подробнее: Никифоров Б. С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. М., 1990; Уголовное право буржуазных стран. Общая часть / под ред. А. Н. Игнатова и И. Д. Козочкина. М., 1990.
[16] См.: Уголовное право зарубежных государств. М., 2009. С. 137.
[17] См.: Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998. С. 48.
[18] См.: Там же. С. 44.
[19] См.: Цепелев В. Ф., Амрахов Н. И. К вопросу об уголовно-правовом обеспечении международных стандартов в области прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 52.
[20] См.: Коновалова И. А. Российское законодательство и международные нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2008. № 6. С. 54.
[21] См.: Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2004. С. 74.
[22] См.: Давыденко А. В. Указ. соч. С. 48-49.
[23] См.: Там же. С. 52; Международные акты о правах человека. С. 73-74.
|