Вторник, 26.11.2024, 19:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Зарубежное и международное законодательство об ответственности несовершенно¬летних, осужденных за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечиваю

Уголовный кодекс РФ в ст. 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспе­чивающих изоляцию от общества» гл. 32 «Преступления против порядка управления» трак­тует исследуемое нами преступление как:

«1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угроза применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осуж­денного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отно­шении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких,- наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершен­ные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоро­вья, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет».

В соответствии со ст. 20 УК РФ «Возраст, с которого наступает уголовная ответ­ственность» за совершение интересующего нас преступления несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Отечественный законодатель ставит исследуемое нами преступление в один ряд с такими преступлениями, как государ­ственная измена, бандитизм, геноцид, разглашение государственной тайны. Объясняя это тем, что осознание общественной опасности этих преступлений требует наличия определен­ного уровня политического сознания и социальной зрелости. Несовершеннолетние до до­стижения данного возраста не понимают, в каких случаях их действия могут причинить вред.

Возраст, указанный в ст. 20 УК РФ, по нашему мнению, взят с явным запасом. Ю.М. Антонян отмечает, что осознание наказуемости преступного деяния, а также способность от­давать отчет своим поступкам в условиях современного информационного общества форми­руются у детей значительно раньше того возраста, который устанавливает отечественный уголовно-правовой законодатель[1].

На наш взгляд, законодатель вводит себя в заблуждение тем, что в качестве основного объ­екта этого преступления предусматривает деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а как дополнительный здоровье и личность. И тут же он устанавливает: «Если ука­занные действия совершают осужденные или заключенные под стражу в возрасте от 14 до 16 лет, они отвечают за преступления против личности»[2]. Данные проведенного нами исследования пока­зывают, что процент подростков в возрасте от 14 до 16 лет, отбывающих наказание в ВК, совер­шивших преступления по ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», в несколь­ко раз выше процента преступлений, совершенных воспитанниками в возрасте от 16 до 19 лет по ст. 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества».

Характеристика интересующего нас преступления и ответственности несовершенно­летних за его совершение будет неполной без сравнительного анализа с тождественными преступными посягательствами, ответственность за которые находит свое отражение в уго­ловно-правовом законодательстве зарубежных стран.

Возраст, с которого наступает совершеннолетие, не является общепринятым для всех госу­дарств мира. Обычно это возраст составляет 18 лет, но существуют государства, где несовершен­нолетними признаются лица, не достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. В связи с этим, в соответствии с положениями международно-правовых актов, принято считать возрастом совер­шеннолетия 18 лет, с оговоркой: «если иной возраст не предусмотрен национальным законода­тельством». Именно такое определение возраста совершеннолетия содержится в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершенно­летних.

В современном отечественном законодательстве для определения способности у несовершеннолетнего сознательно относиться к совершаемым действиями руководить ими эксперты останавливаются на выявлении дефектов в психологическом состоянии исследуе­мого, а не на том, действительно ли имеющееся у несовершеннолетнего отставание в психи­ческом развитии существенно ограничивало его способность к осознанному руководству своим поведением в момент совершения преступных действий, сопряженных с насилием[3].

Уголовно-правовое законодательство нашей страны уголовной ответственности и наказа­нию несовершеннолетних посвятило специальный раздел Уголовного кодекса РФ. Выделение са­мостоятельного раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлено соци­ально-психологическими условиями лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 18 лет.

В разных странах мира возраст уголовной ответственности и возраст несовершенно­летия являются различными понятиями (табл. 1).

Таблица 1

Государство

Возраст уголовной от­ветственности

Возраст

совершеннолетия

Россия

14-16

18

Австрия

14

19

Бельгия

16-18

18

Болгария

14

18

Великобритания

10-15

18

Венгрия

14

18

Германия

14

18

Греция

13

18

Дания

15

18

Ирландия

5-15

18

Испания

16

18

Италия

14

18


 

Норвегия

15

18

Нидерланды

12

18

Польша

13

18

Португалия

16

18

Финляндия

15

18

Франция

13

18

Швейцария

7-15

20

Шотландия

8-16

18

 

Содержание наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетнего име­ет свои специфические особенности. Лишение свободы - самое строгое наказание в системе наказаний, которое может назначаться на срок не свыше 10 лет.

Так, в Шотландии законодатель устанавливает запрет на вынесение обвинительных при­говоров в отношении лиц в возрасте с шестнадцати лет до двадцати одного года с дальнейшим тюремным заключением. Отбывание наказания в виде лишения свободы на срок от двадцати восьми дней до четырех месяцев допускается только при раздельном содержании несовершен­нолетних и взрослых в специальных центрах. В Великобритании в зависимости от возраста несовершеннолетних правонарушителей срок тюремного заключения колеблется от четырех ме­сяцев до одного года. В Канаде максимальный срок лишения свободы в отношении несовер­шеннолетнего составляет не более трех лет с изолированным и безопасным содержанием, даже если за преступление, которое он совершил, закон предусматривает пожизненное лишение сво­боды. Во Франции возраст несовершеннолетнего от тринадцати до пятнадцати лет является смяг­чающим обстоятельством, а максимальный срок заключения для таких лиц составляет пять лет. Несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет суд отказывает в смягчении приговора и устанавливает максимальный срок лишения свободы десять лет. В Швейцарии и Гре­ции такое же сокращение сроков лишения свободы предусмотрено и для лиц в возрасте от восем­надцати лет до двадцати одного года.

В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии приговоры особенно снисходительны к несо­вершеннолетним, а наказание в виде лишения свободы применяется в исключительных случаях. Судебная практика этих государств идет по пути прекращения дел в отношении несовершенно­летних правонарушителей. Например, в Дании прекращение уголовных дел в отношении несо­вершеннолетних составляет 2/3, в Финляндии 1/3 от всех дел находящихся в судебном делопро­изводстве в отношении несовершеннолетних, в Швеции прекращается до 70% уголовных дел в отношении малолетних преступников. В Германии к уголовной ответственности привлекаются в основном ранее судимые несовершеннолетние[4].

В соответствии с рекомендациями Пекинских правил Модельный уголовный кодекс для государств - участников СНГ установил, что лишение свободы несовершеннолетнему может быть назначено только за совершение преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких в случаях, если:

- преступление было совершено с применением насилия против другого лица;

- преступление совершено повторно, либо лицом, ранее судимым за умышленное преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое;

- суд придет к убедительным выводам о невозможности достижения целей исправ­ления и перевоспитания лица и предупреждения совершения им новых преступлений путем применения более мягкого, чем лишение свободы, вида наказания.

Рассмотрение вопросов ответственности несовершеннолетних за действия по дезорга­низации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в отечествен­ном уголовном праве будет неполным без сравнения с тождественными преступлениями, от­ветственность за которые предусмотрена в уголовном законодательстве зарубежных стран.

Например, уголовное законодательство Германии исследуемое нами преступление включило в число преступлений, противодействующих государственной власти. Данные де­яния содержатся в разделе шестом Особенной части УК ФРГ «Противодействие государ­ственной власти» и включают в себя публичный призыв к совершению наказуемых деяний, противодействие служащему, исполняющему служебные решения, сопротивление лицам, приравненным к служащим, исполняющим служебные решения, освобождение заключенных и бунт заключенных. К насильственным преступлениям против государственной власти от­носится прежде всего §113 «Противодействие служащему, исполняющему служебные реше­ния»:

«1. Кто оказывает должностному лицу или военнослужащему, который назначен испол­нять законы, правовые предписания, приговоры, решения или распоряжения суда, при соверше­нии им таких служебных действий сопротивление насилием, или угрозой применения насилия, или при этом нападает на него, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денеж­ным штрафом.

2. В особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. Особо тяжкий случай имеет место, если:

исполнитель или другой соучастник имеет при себе оружие с целью его примене­ния при совершении деяния;

лицо, совершившее деяние, путем насилия подвергает должностное лицо смертель­ной опасности или нанесению тяжкого вреда здоровью.

Деяние наказывается не по данному предписанию в том случае, если действие должностного лица является не правомерным. Это действует и в случае, когда лицо, совер­шившее деяние, ошибочно полагает, что служебное действие является правомерным.

Если лицо, совершая деяние, ошибочно полагает, что служебное действие не явля­ется правомерным и оно могло избежать ошибки, то суд по своему усмотрению может смяг­чить наказание (§49, абз. 2) или при незначительной вине отказывается от наказания соглас­но данному предписанию. Если лицо, совершившее деяние, не могло избежать ошибки и в связи с известными ему обстоятельствами, нельзя было от него требовать своей защиты пу­тем обжалования якобы противоправного служебного действия, то деяние не наказывается по данному предписанию»[5].

Отсылочная норма к § 113 содержится в § 114 УК Германии «Сопротивление ли­цам, приравненным к служащим, исполняющим служебные решения»:

«1. К служебным действиям должностного лица в смысле § 113 приравниваются дей­ствия по исполнению решения лиц, которые имеют права и обязанности служащего полиции или вспомогательных чиновников прокуратуры, не являющихся должностными лицами.

2. § 113 действует соответственно для защиты лиц, которые привлечены для оказания поддержки в служебном действии»[6].

УК Г ермании содержит и другие нормы, устанавливающие ответственность за дезоргани­зацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Так, § 121 предусмат­ривает ответственность за бунт заключенных.

Уголовное законодательство Федеративной Республики Германии предусматривает наказание за интересующее нас преступление с 14-летнего возраста, что находит свое отра­жение в§ 19 «Невменяемость ребенка»гл.1 «Основания наказуемости» разд.2 «Дея- ние»:«Невменяемым является тот, кто при совершении деяния еще не достиг четырнадцати­летнего возраста»[7].

При изучении уголовного законодательства Германии считаем целесообразным обратить внимание на то, что возрастом совершеннолетия в этой стране признается 18 лет, а законодатель считает, что уголовная ответственность должна наступать именно с 14 лет. Минимальный возраст уголовной ответственности нашел свое урегулирование не в Уголовном кодексе, а в законе от 4 августа 1953 г. «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних», с изменениями от 11 ноября 1974 г.[8] Уголовным кодексом Германии закреплена лишь общая норма, устанавли­вающая минимальный возраст уголовной ответственности. Более подробно на вопросах ответ­ственности несовершеннолетних останавливается указанный закон, согласно которому, под­ростки совершившие исследуемое нами преступлении привлекаются к уголовной ответствен­ности только при точном установлении преступного факта полной его доказанности.

Для обеспечения разностороннего изучения исследуемой проблемы, по нашему мне­нию, необходимо сравнить нормы уголовного законодательства РФ с еще одним заслужива­ющим пристального внимания источником европейского континентального уголовного пра­ва - Уголовным кодексом Дании, принятым в 1930 г. и вступившем в силу с 1 января 1933 г.[9] Необходимо отметить, что УК Дании1930 г. с изменениями и дополнениями действует и по­ныне.

Интересующее нас преступление мы находим в §119гл. 14 «Преступления против гос­ударственной власти и др.»:

«1. Любое лицо, которое, используя силу или угрозу ее применения, нападает на лю­бого человека, действующего в соответствии с государственными обязанностями или функ­цией, при осуществлении обязанностей по случаю таких обязанностей, или которое подоб­ным образом пытается препятствовать такому человеку в выполнении законной функции или заставить его отказаться от выполнения такой функции, подлежит простому заключению под стражу или тюремному заключению на любой срок, не превышающий шести лет, или при смягчающих обстоятельствах к штрафу.

То же наказание должно применяться в отношении любого лица, которое при об­стоятельствах, отличных от тех, которые предусмотрены выше, угрожает насилием в отно­шении любого лица, наделенного государственными полномочиями с юрисдикцией или вла­стью принимать решения по любому вопросу, включающие правовые последствия, или при­ведения в исполнение решения исполнителя по уголовным делам, если такая угроза выража­ется в связи с осуществлением полномочий или функций, или которое подобным образом пытается препятствовать такому лицу в осуществлении законной функции или принудить его выполнить официальную функцию.

Если иным образом любое лицо создает препятствие на пути лиц, выполняющих свои обязанности или функцию, подлежит простому заключению под стражу на срок, не превышающий шести месяцев»[10].

Уголовное законодательство Дании признает возрастом, с которого наступает уголов­ная ответственность за указанное преступление с 15 лет.

Особое внимание, на наш взгляд, необходимо обратить на положения закрепленные в французском уголовном законодательстве. Интересующие нас составы преступлений содер­жатся прежде всего в четвертой книге, а именно в разд. 3 «О посягательствах на государ­ственную власть», в гл.Ш «О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами». Следует отметить, что законодатель использовал в названиях и раздела и главы термин «посягательство», используемый и в отечественном УК, но при этом он охва­тил широкий круг преступных деяний. Так, в ст. 433-3 из Отдела 2 «Об угрозах и актах запу­гивания, совершенных против лиц, занимающих публичную должность» предусматривается суровая ответственность (10 лет тюремного заключения и 1 млн франков штрафа)[11].

Законодатель Франции также указывает в ст. 132-8 § 1 «Физические лица» подотдела 2 «О наказаниях, применяемых в случае рецидива» на особую ответственность осужденных, совершивших преступления, в том числе интересующее нас, во время отбывания наказания. Такие лица могут быть приговорены к пожизненному лишению свободы.

Минимальный возраст уголовной ответственности по УК Франции составляет три­надцать лет. УК Франции, так же как и УК Германии, предусматривает лишь минималь­ный возраст ответственности. Так, в соответствии с нормами Ордонанса Франции о пра­вонарушениях несовершеннолетних установлен специальный режим ответственности лиц за уголовно наказуемое деяние. Основу данного положения составляет презумпция не привлечения к уголовной ответственности преступников, которые не достигли восемна­дцатилетнего возраста. Однако несмотря на это существуют ситуации, при которых ма­лолетние правонарушители, не достигшие совершеннолетия к моменту совершения пре­ступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности[12].

Проведя анализ действующего французского законодательства об ответственности несовершеннолетних за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоля­цию от общества, мы пришли к выводу, что уголовное законодательство Франции схоже с законодательством Германии. Во французском Ордонансе также предусмотрены три группы лиц, не достигших совершеннолетия. Наказание в виде лишения свободы может быть назна­чено только в исключительных случаях, например, за совершение преступления, отнесенно­го к категории тяжких.

Франция наравне с прочими иностранными государствами ищет способы избежать судов и вынесения приговоров в виде лишения свободы в отношении малолетних преступ­ников, поэтому законодатель применяет альтернативные меры наказания с помощью проку­ратуры. В случае совершения подростком уголовно наказуемого деяния без тяжелых послед­ствий прокурор может не направлять дело в суд для несовершеннолетних.

Для более подробного изучения международного опыта об ответственности несовершен­нолетних за преступления, дезорганизующие деятельность учреждений, обеспечивающих изоля­цию от общества, считаем необходимым рассмотреть нормы уголовного законодательства Швей­царии, Швеции и Голландии. В этих странах четко установлены границы пониженного мини­мального возраста уголовной ответственности и наказания для лиц, не достигших совершенноле­тия.

Так, в Уголовном кодексе Швейцарии ответственности несовершеннолетних посвя­щен разд. 4 «Несовершеннолетние», состоящий из трех глав. В соответствии сост. 89 «Воз­растные границы» УК Швейцарии к уголовной ответственности в виде заключения может быть приговорен подросток в возрасте пятнадцати лет только за совершение тяжких пре- ступлений[13].

Ответственность несовершеннолетних за интересующее нас преступление наступает с пятнадцати лет и находит свое отражение в ст. 311 «Мятеж заключенных» разд. 17 «Пре­ступления и проступки против правосудия»:

«1. Заключенные или другие лица, которые на основании нормативного предписания направлены в соответствующее учреждение, собирающиеся вместе с целью:

- объединившись, напасть на служащих учреждения или других лиц, которые зани­маются надзором за заключенными;

- используя насилие или угрозу применения насилия, принуждают служащих учре­ждения или других лиц, которые занимаются надзором за заключенными, к совершению того или иного действия или бездействия;

- применяя насилие, совершают побег,

наказываются тюремным заключением на срок не менее одного месяца.

2. Участник, который применяет насилие в отношении лиц или вещей, наказывается каторжной тюрьмой на срок до пяти лет или тюремным заключением на срок не менее трех месяцев».

Схожие элементы составов интересующего нас преступления отражены и в ст. 285 «Насилие или угроза против органов и служащих» и ст. 286 «Препятствование в осуществ­лении действия, совершаемого в порядке выполнения служебных обязанностей»разд. 15 «Преступные деяния против государственной власти». Ответственность за данные преступ­ления также предусмотрена с пятнадцати лет.

Однородное положение занимает уголовное законодательство Голландии, которое за­крепляет в действующем Уголовном кодексе четыре состава преступления, устанавливаю­щих ответственность несовершеннолетних за применение любого вида насилия, заканчива­ющегося убийством публичного служащего в связи с выполнением им служебных обязанно­стей (ч.3 ст. 181 УК РФ). Наличие таких квалифицирующих признаков, как совершение пре­ступления группой лиц, с применением оружия либо иных предметов (ч.3 ст. 182 УК РФ), увеличивает наказание до 15 лет\В свою очередь, возраст уголовной ответственности за ука­занные преступления начинается с пятнадцати лет, несмотря на то, что минимальный возраст уголовной ответственности в этих государствах значительно ниже.

Таким образом, изучение уголовного законодательства Швейцарии, Швеции и Гол­ландии позволяет нам сделать следующие выводы.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних за преступления, схо­жие по составу с исследуемым нами, регламентированы достаточно подробно. Кодексы пря­мо указывают на возраст, с которого наступает уголовная ответственность за интересующее нас преступление, и, как правило, он совпадает с возрастом, по достижении которого несо­вершеннолетнему суд может назначить наказание в виде лишения свободы.

В отличие от изученных нами источников европейского континентального уголовного права, действующее законодательство США, регламентирующее ответственность несовер­шеннолетних за исследуемый нами состав преступления, является своеобразным и сложным. Доказательством этого служит отсутствие в штатах единого уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних, а также единой классификации по возрастному цензу. Данное обстоятельство обусловлено закономерностями американского федерализма. В этой стране существуют 53 самостоятельные системы. Единственное общее правило для всех си­стем заключается в том, что малолетний ребенок (моложе семи лет) не несет никакой уго­ловной ответственности за свои поступки. Тем не менее на сегодняшний день решение во­проса об установлении минимального возраста, с которого может применяться наказание в виде лишения свободы, отнесено к компетенции каждого отдельного штата.

Это породило такую характерную особенность уголовно-правовой системы, как правовой дуализм, означающий, что на территории каждого штата действует право этого штата, а при опре­деленных условиях применяется федеральное право[14] [15]. В США нет общепринятого понятия как уголовный кодекс, уголовное законодательство находит свое отражение в Своде законов США (разд. 18) и своде законов отдельных штатов, исполняющихся на местном уровне. Подобные пра­вовые отличия уголовно-правового законодательства США не дают нам возможности в рамках одного параграфа диссертационного исследования охарактеризовать в полном объеме особенно­сти правового регулирования вопросов об ответственности и наказании несовершеннолетних за исследуемое преступление, но несмотря на это следует отметить специфические особенности дан­ных преступлений. Так, за совершение преступлений в отношении федеральных должностных лиц применяется ответственность, установленная федеральным уголовным законодательством.

Изучив уголовное законодательства США, мы пришли к выводу о том, что средний возраст, с которого применяется наказание в виде лишения свободы, находится в тесной связи с возрастом уголовной ответственности за насильственные преступления и составля­ет возраст от тринадцати до четырнадцати лет[16].

Таким образом, отдельные уголовно-правовые аспекты исследуемого института в за­конодательстве зарубежных стран должны заслужить пристального внимания со стороны ученых и могут быть учтены при дальнейшем совершенствовании отечественного уголовно­го законодательства.

Проведенный анализ уголовного законодательства различных стран мира позволяет нам утверждать, что в международном уголовном праве существуют некоторые отличия в во­просе установления возраста уголовной ответственности за исследуемое нами преступление. Однако этот возраст всегда соответствует возрасту, с которого суд может назначить наказание в виде лишения свободы.

Изучение и анализ содержания международно-правовых актов показали, что на зако­нодательном уровне в каждой стране в целях решения интересующего нас вопроса закрепле­ны нормы уголовной ответственности несовершеннолетних в соответствии с условиями жизни молодежи, уровнем преступности подростков в данном государстве.

Учитывая участившиеся случаи совершения воспитанниками ВК действий, по дезор­ганизации деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а также изло­женное в данном параграфе, полагаем, что при определении возраста уголовной ответствен­ности в отечественном уголовном законодательстве представляется целесообразным приме­нение подобного опыта иностранных государств и рассмотрение возможности снижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних за исследуемое нами преступле­ние до четырнадцати лет.

В связи с этим предполагается привлекать общественное внимание к проблемам пре­ступности в государстве, особенно если преступления совершаются несовершеннолетними, отбывающими наказание в виде лишения свободы. В свою очередь, и законодательным ор­ганам следует адекватно реагировать на указанную проблему. Нормы международного права в части установления возраста, при достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за интересующее нас преступление, основаны на исследовании и обоснованном принятии таких обстоятельств, способных оказать влияние на мнение законо­дателя в каждом отдельно взятом государстве, и включают в себя следующие положения: 1) возраст, с которого несовершеннолетний правонарушитель может быть привлечен к уголов­ной ответственности, не должен прямо зависеть от состояния развитости лица, совершивше­го исследуемое преступление; 2) для определения способности лица нести уголовную ответ­ственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от об­щества, надо проанализировать эмоциональный, моральный, интеллектуальный уровень раз­вития несовершеннолетнего[17].В настоящее время также существует необходимость на меж­дународном уровне определить наименьший возраст уголовной ответственности и законода­тельно закрепить данное положение в каждом государстве (ст. 40 Конвенции о правах ребен­ка, 1989)[18].

В.Ф. Цепелев и Н.И. Амрахов указывают, что международные нормы и стандарты, которые приняты ООН по поводу установления ответственности несовершеннолетних правонарушителей, главным образом должны оказывать благоприятное воздействие на развитие и закрепление универсальных способов в различных государствах мира в части касающейся определения возраста несовершеннолетнего лица, и его ответственности за совершенное преступление[19] [20].

По мнению И.А. Коноваловой, в Пекинских правилах содержатся нормы, устанавли­вающие возможность привлечения несовершеннолетнего за совершение общественно опас­ного деяния к уголовной ответственности, но в такой форме, которая имеет значительные отличия от уголовной ответственности взрослого лица за совершение тождественного дея-

4

ния .

Процесс становления уголовного законодательства в любом государстве мира, затра­гивающий проблему уголовной ответственности несовершеннолетних, достаточно сложный и медленный, он включается в неотъемлемую часть уголовной политики государства по во­просу формирования и обеспечения социальной справедливости в стране.

Считаем необходимым согласиться с принципом разграничения уголовной ответ­ственности несовершеннолетних, который непосредственно зависит от возраста подрост­ка, совершившего преступление. Данное обстоятельство окажет благотворное влияние на зарождение единого уголовно-правового и уголовно-исполнительного законодательства государства (ст. 40 Конвенции о правах ребенка; разд. 6 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних)\Распределение уголовно­правовых мер воздействия на несовершеннолетних лиц, совершивших общественно опас­ные деяния, в зависимости от их возраста должно повлечь за собой беспрепятственное увеличение форм, способов и методов уголовно-правового характера, которые должны создать более мягкое правовое воздействие на лиц, совершивших общественно опасное деяние (п. 18.1 Пекинских правил)[21] [22].

Следовательно, повышенная общественная опасность, исходящая от несовершен­нолетних, совершивших исследуемое нами преступление, связанное с применением наси­лия, должна указать на необходимость совершенствования законодательных инициатив государства по вопросу установления возраста уголовной ответственности, а также иных способов воздействия на лиц, преступивших закон в несовершеннолетнем возрасте (п. 17.1 Пекинских правил)[23].

Проведенный нами анализ зарубежного законодательства и международно-правовых норм по регулированию возраста уголовной ответственности за дезорганизацию деятельно­сти учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, позволяет сделать ряд выводов.

В целях более детального и формального подхода к разрешению уголовных дел по исследуемому нами преступлению и с учетом возраста субъекта этого преступления для вы­бора метода воздействия на данное лицо, а также принятия справедливого решения о назна­чении уголовного наказания в большинстве зарубежных стран существуют специализиро­ванные суды для несовершеннолетних.

Многими государствами уже давно установлен довольно низкий возраст, да­ющий государству право привлекать к уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления против государственной власти, против правосудия и по­рядка управления, способствующий предотвращению совершения ими новых преступ­лений. Учитывая тот факт, что среди подростков в возрасте от четырнадцати до шестна­дцати лет, содержащихся в воспитательных колониях, все чаще фиксируются действия, дезорганизующие деятельность этих учреждений, полагаем целесообразным использо­вание подобного положительного опыта иностранных государств в целях снижения воз­раста уголовной ответственности за исследуемое нами преступление в нашей стране до отметки четырнадцати лет, а также внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Возраст, с которого назначается наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, совпадает с возрастом уголовной ответственности за исследуемое нами преступление.

Действующее уголовное законодательство не закрепляет статус несовершеннолет­него осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, как специального субъ­екта в дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, указывая непосредственно на понятие «несовершеннолетний» как на лицо, которому ко вре­мени совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.

Уголовное законодательство России и таких крупнейших государств как Германия, Голландия, Франция, Швейцария, Швеция и США, в части определения ответственности несовершеннолетних за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоля­цию от общества, имеют значительные расхождения в определении возраста, с которого наступает ответственность. В указанных государствах возраст уголовной ответственности по исследуемому нами составу преступления тесно взаимосвязан с возрастом, с которого можно применять наказание в виде лишения свободы.

 

[1] См.: Антонян Ю. М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и рассле­дование преступлений. М., 2006. С. 186-189.

[2] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебеде­ва. М., 2003.

[3] См.: Ясинова Н. О. К вопросу о возрасте уголовной ответственности несовершен­нолетних // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4. С. 257.

[4] См.: Минина С. П. Преступность несовершеннолетних: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» / науч. ред. Б.В. Волженкин. СПб., 1998. С. 44.

[5] Уголовный кодекс ФРГ. СПб., 2003. С. 275-277.

[6] Там же. С. 277.

[7] См.: Там же. С. 130.

[8]Jugendgerichtsgesetz - JGG. 1953. In der Fassung der Bekanntmachungvom 11. Dezember 1974. http://www.datenschutz-berlin.de/recht/de/rv/szprecht/jgg.

[9] См.: Беляев С. С. Уголовное право зарубежных государств. М., 2001. С. 56-64.

[10] Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001. С. 113-114.

[11] См.: Легостаев С. В. Указ. соч. С. 102; Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002. С. 394-340.

[12] См.: Давыденко А. В. Дифференциация ответственности несовершеннолетних в за­висимости от возраста: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 130.

[13] См.: Уголовный кодекс Швейцарии. СПб., 2002. С. 139.

[14] См.: Уголовный кодекс Голландии. СПб., 2002. С. 138.

[15] См. подробнее: Никифоров Б. С., Решетников Ф. М. Современное американское уго­ловное право. М., 1990; Уголовное право буржуазных стран. Общая часть / под ред. А. Н. Игна­това и И. Д. Козочкина. М., 1990.

[16] См.: Уголовное право зарубежных государств. М., 2009. С. 137.

[17] См.: Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в от­ношении несовершеннолетних. М., 1998. С. 48.

[18] См.: Там же. С. 44.

[19] См.: Цепелев В. Ф., Амрахов Н. И. К вопросу об уголовно-правовом обеспечении международных стандартов в области прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 52.

[20] См.: Коновалова И. А. Российское законодательство и международные нормы в об­ласти предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Административное и муни­ципальное право. 2008. № 6. С. 54.

[21] См.: Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2004. С. 74.

[22] См.: Давыденко А. В. Указ. соч. С. 48-49.

[23] См.: Там же. С. 52; Международные акты о правах человека. С. 73-74.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%