Для успешного решения учебно-воспитательных задачважно знать, понимать и умело применять различные методы и формы обучения. Высокое качество обучения достигается тогда, когда руководитель занятия в процессе обучения использует различные методы передачи и закрепления знаний обучаемыми.
В зависимости от источника передачи знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы:
словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с литературой (конспектирование, составление плана, формулирование тезисов);
наглядные методы - методы иллюстрации (использование наглядной агитации, стендов, плакатов, таблиц, макетов), демонстрации (видеофильмов, слайдов, компьютерных программ);
практические методы - упражнения, тренажи, тренинги, практические задания (работы), ролевые игры и т.д.
В процессе служебной (в том числе специальной) подготовки сотрудников учреждений УИС применяются следующие основные методы обучения:
устное изложение материала;
обсуждение изучаемого материала;
показ изучаемого материала;
упражнение (тренировка);
практическая работа;
самостоятельная работа.
Выбор определенного метода во многом определяется целямиобучения, категорией и составом обучаемых, подготовленностью руководителя занятий, характером изучаемого материала и условий, в которых проводится занятие.
Как правило, методы, которые могут применяться при проведении конкретных занятий, определяются следующими целями обучения:
дать обучаемым знания и добиться их глубокого усвоения;
выработать у обучаемых необходимые умения;
закрепить знания и сформировать умения.
Для достижения первой цели потребуются следующие методы:
устное изложение материала;
обсуждение изучаемого материала;
показ изучаемого материала;
самостоятельная работа.
Для достижения второй цели потребуются такие методы, как:
^ показ изучаемого материала;
^ упражнение (тренировка).
Для достижения третьей цели потребуются методы:
самостоятельная работа;
упражнение (тренировка);
практическая работа.
Метод устного изложения учебного материала применяется в целях сообщения новых знаний, фактов, выводов, описаний, событий и объяснения сложных вопросов служебной деятельности УИС. Разновидностями устного изложения являются рассказ, объяснение, лекционный метод.
Рассказ представляет собой краткое, образное и эмоциональное изложение, содержащее преимущественно фактические данные. Применяется на занятиях, где слово направлено на изучение положений, лежащих в основе действий личного состава. Наиболее предпочтительное толкование рассказа в русском языке - «словесное изложение каких-нибудь событий»[1]. В ходе рассказа могут использоваться такие приемы как повествование (последовательное, логически связанное изложение); описание (словесная передача хода событий, примеров из служебной деятельности отделов охраны); рассуждение (логически последовательный ход мыслей, суждений, умозаключений) и диалог. Продолжительность рассказа по времени зависит от характера изучаемого материала, места проведения занятия, состава (категории) обучаемых и, как правило, не должна превышать 20 минут. Рассказ должен сочетаться с объяснением и демонстрацией.
Объяснение - это раскрытие смысла явлений, процессов, действий. Объяснение применяется тогда, когда недостаточно просто рассказать о чем - либо или показать что-либо, когда необходимо доказать определенную мысль. Здесь главное место принадлежит приемам доказательства и обоснования. Объяснить в русском языке означает «растолковать кому- нибудь или осмыслить для самого себя, сделать ясным понятным», а объяснение понимается: «1) в значении «объяснить»; 2) письменное или устное изложение в оправдание чего-нибудь, признание в чем-нибудь; 3) то, что разъясняет, помогает понять что-нибудь»[2]. Тем самым, объяснить значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Почему?», «Отчего?», «Какое сходство или различие между рассматриваемыми явлениями?» и т.д.
Объяснение обычно сочетается с другими методами обучения. Например, объяснение может предшествовать упражнению либо демонстрации, применяться в ходе и после упражнения, практической
работы (на разборах занятий, при подведении итогов караульной службы).
Лекционный метод сочетает элементы повествования и описания, анализа фактов и примеров, объяснения и доказательства, обобщения и выводов. Рассматриваемый метод является наиболее сложной разновидностью метода устного изложения материала. Сочетая в себе рассказ и объяснение, он позволяет осуществлять развернутое теоретическое рассуждение и научный анализ излагаемых вопросов.
Лекционный метод требует от обучаемых хорошо развитого абстрактного мышления, а от руководителя занятия - умения активно руководить мыслительной деятельностью обучаемых, что достигается посредством четкого, логического, системного и последовательного изложения в сочетании с демонстрацией необходимых наглядных пособий. Речь руководителя должна быть неторопливой, плавной, ясной и эмоциональной.Рассматриваемый метод позволяет раскрыть основные положения темы в пределах отведенного количества времени и дать обучаемым направление для дальнейшей самостоятельной работы.
Метод обсуждения изучаемого материала используется для систематизации, углубления, закрепления и проверки знаний обучаемых. Данный метод позволяет обеспечить активное управление процессом формирования у личного состава знаний, необходимых для выполнения служебных задач;способствует выработке у обучаемых умения точно и кратко формулировать свои мысли, обосновывать разбираемые положения, делать расчеты и докладывать о них.
В ходе обсуждения изучаемого материала применяются различные приемы: опрос (в письменной или устной форме); решение контрольных задач; машинный (формализованный) контроль; беседа и др. Наиболее распространенным приемом является беседа, которая может рассматриваться как разновидность метода обсуждения изучаемого материала.
Беседа представляет собой вопросно-ответный способ добывания, систематизации, углубления, закрепления и проверки знаний. В ходе беседы руководителем занятия могут быть последовательно поставлены перед обучаемыми как основные, так и наводящие вопросы, тогда как обучаемые с необходимыми обоснованиями должны дать ответы. При недостаточном раскрытии теоретического вопроса одним обучаемым другие дополняют его ответ. В заключении руководитель делает анализ выступлений обучаемых, отмечая, что правильно, а что ошибочно, и почему, чего не хватало для полного освещения вопроса и как необходимо понимать эти положения. Руководителю занятий необходимо заранее определить характер и объем вопросов, ставить их перед группой обучаемых, а затем, чередуя ответы по желанию и по вызову, назначить выступающих, сочетать беседу с объяснением, демонстрацией наглядных пособий, заслушиванием докладов (рефератов, сообщений, презентаций), проведением учебных опросов, в том числе письменных.
Метод показазаключается в образцовом исполнении руководителем действия или приема, в демонстрации вооружения (техники) эпизодов, действий подразделений, фрагментов из учебных фильмов, схем и т.д. Используется для формирования у обучаемых правильного представления о возможностях и способах применения вооружения, специальной техники, характере и видах служебной деятельности подразделений, тактических способах выполнения личным составом задач службы. Показ широко применяется для демонстрации методики проведения занятий и учений по тактической подготовке.
В зависимости от целей обучения различают показ (демонстрация) и методический показ (демонстрация методики обучения) .Разные цели обучения обусловливают и различия в подготовке занятий. Так, например, показу тактических способов действий должна предшествовать усиленная подготовка личного состава. В ходе подобного занятии должна демонстрироваться степень подготовленности личного состава к выполнению служебных задач. Методическому показу должна предшествовать всесторонняя предварительная методическая подготовка руководителя занятия, поскольку данный прием требует демонстрации методики подготовки еще не обученных людей.
Большое значение имеет темп показа: слишком быстрые действия руководителя не позволяют обучаемым заметить наиболее существенные моменты, а излишне медленные - создать неправильное представление об изучаемом приеме.
Метод упражнения -планомерно организованное, многократное сознательно усложняющееся повторение определенных приемов и действий (умственных и практических), осуществляемое в целях выработки и совершенствования у сотрудников умений и навыков, необходимых для выполнения служебных задач. Разновидностью и более высокой ступенью выполнения упражнений с точки зрения качества является тренировка, которая служит для закрепления и совершенствования уже сформированных умений и навыков. На тренировке, как правило, многократно повторяются уже известные приемы (действия) в более сложных условиях. Содержание тренировки уточняется известными нормативами в рамках конкретного направления подготовки.
Практическая работаприменяется для совершенствования умений и навыков обучаемых. Заключается в выполнении сотрудниками функциональных обязанностей на своей или временно занимаемой должности в составе подразделений, сводных отрядов и органов управления в течении продолжительного времени и в условиях максимально приближенных к практике выполнения служебных задач.
Самостоятельная работа над учебным материаломпредставляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия руководителя занятия закрепляют ранее приобретенные знания, умения и навыки, а также овладевают новыми. Руководитель обычно организует и направляет работу обучаемых, при
необходимости дает консультации[3].
[1]Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 7-е изд.,
доп. - М.: Азбуковник, 1999. С. 663.
1 Ожегов С.И. Указ соч.С. 441.
[3] См.: Организация служебной подготовки в отделах охраны
исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовноисполнительной системы: метод.рек. / Перм. ин-т ФСИН России; [авт.-сост. А.С. Мисюрев]. - Пермь, 2010. С. 22-27.
|