Вторник, 26.11.2024, 16:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Факторы, детерминирующие совершение несовершеннолетними осужденными дезорганизации деятельности учреждений ,обеспечивающих изоляцию от общества

Преступность - это сложное и системное явление, результат действия множества об­стоятельств, факторов и причин. Подобные свойства преступности находят свое отражение в виде причин, условий, поводов, мотивов послуживших созданию преступного деяния. Под основным комплексом причин и условий, способствующих совершению преступлений, по­нимаются определенные явления жизни общества, которые непосредственно порождают преступность, определяют ее существование, вызывают ее рост или снижение[1].

Причины преступности несовершеннолетних осужденных и условия, которые способствуют совершению ими общественно опасных деяний, объединены криминоло­гическим термином «детерминация преступности» (то есть объективная зависимость причинной обусловленности преступности от других явлений природы и общества). Следовательно, необходимо указать на то, что сами причины совершения преступления не могут существовать в чистом виде, в связи с тем, что на них действует множество связанных друг с другом объективно существующих форм, непосредственно их обу- словливающих[2].

Исследуя такое общественно опасное явление, как преступность несовершеннолетних, целесообразно принять к сведению множественный комплекс причин, которые в свою очередь подразделяются (в зависимости от различного комплекса условий) на: первичные и вторичные, объективные и субъективные, длительные и краткосрочные[3]. Исходя из этого, согласимся с мнением А.И. Долговой о том, что «не существует какой-то общей, основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии»[4].

Существует множество подходов к определению детерминант преступности несо­вершеннолетних осужденных в местах лишения свободы, однако существуют они отдель­но. С нашей точки зрения, наиболее эффективным методом изучения исследуемого пре­ступления является комплексный подход, в котором представляется возможным рассмот­реть системно и обобщенно наиболее характерные социально-негативные явления, оказы­вающие преступное воздействие на подростков, содержащихся в ВК, а также выделить со­ставные элементы детерминант пенитенциарной преступности, установить их связь между собой.

Разносторонний причинный комплекс совершения несовершеннолетними осужден­ными в местах лишения свободы действий, исследуемых действий, непосредственно связан с особенностями протекания негативных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и обусловлен спецификой пенитенциарной системы, скрытостью процессов, про­исходящих внутри учреждений для несовершеннолетних.

Интервьюирование сотрудников ВК и несовершеннолетних осужденных свидетель­ствует о том, что сведения об относительно небольшом количестве зарегистрированных пре­ступлений в местах лишения свободы являются давно устоявшейся практикой и своего рода отработанной системой сокрытия реальности. В действительности количество реально со­вершаемых преступлений в два-три раза выше регистрируемого. Это в полной мере относит­ся и к исследуемому нами преступлению.

Личность преступника, а также условия, способствующие совершению изучаемых нами действий, являются теоретической базой для более глубокого исследования причин со­става преступления предусмотренного ст. 321 УК РФ.

Для понимания генезиса преступного поведения несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях надо рассмотреть взаимосвязь как внешних, так и внутренних фак­торов, непосредственно влияющих на их поведение.

Поводом, способствующим совершению преступлений несовершеннолетними осуж­денными, является комплекс обстоятельств, давших побудительный толчок конкретному воспитаннику, вызвавший решимость к общественно опасному действию. Повод - это такая сложившаяся обстановка, непосредственно обусловленная соответствующими причинами и наличием благоприятных условий, которая непосредственно выступает своеобразным толч­ком к совершению общественно опасного деяния[5].

Наличие у воспитанников преступных взглядов, антиобщественных установок и при­вычек не предопределяет совершения преступления. Готовность к совершению преступления зависит от наличия комплекса объективных обстоятельств, которые необходимо рассматри­вать как поводы и мотивы к совершению исследуемого преступления. Поводом к соверше­нию воспитанниками ВК изучаемого нами преступления служит взаимосвязь внешних и внутренних обстоятельств, непосредственно давших побудительный толчок к его соверше­нию. Отсутствие или наличие повода непосредственно зависит от вида общественно опасно­го деяния и от характера особенностей личности несовершеннолетнего преступника. Воспи­танники, имеющие постоянные преступные привычки и антиобщественные взгляды, способ­ны совершить как тяжкое, так и особо тяжкое преступление под воздействием малозначи­тельных поводов. Поводом, послужившим совершению ими преступления, выступают опре­деленные, сложившиеся в данной ситуации обстоятельства, которые при отсутствии у рас­сматриваемых субъектов положительных моральных и нравственных качеств породили мыс­ли о совершении преступления. Указанное обстоятельство характерно для несовершенно­летних осужденных, совершивших исследуемые нами действия[6].

В большинстве случаев преступление, предусмотренное ст. 321 УК РФ, совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой. Данное обстоятельство выступает в качестве ключевого момента, объясняющего как сам факт преступ­ления, так и условия, способствовавшие его возникновению. Как упоминалось ранее, в ВК несо­вершеннолетние осужденные находятся в условиях, которые не только не исправляют отдель­ных осужденных, но и способствуют совершению ими новых преступлений.

Многочисленные данные, полученные в процессе нашего исследования, свидетель­ствуют о том, что преступная активность несовершеннолетних осужденных в значительной степени проявляется в групповых посягательствах на нормальную деятельность ВК. Отече­ственные ученые вынуждены констатировать факт консолидации преступной среды несо­вершеннолетних, увеличения количества устойчивых преступных групп[7]. Современные пре­ступные организации несовершеннолетних осужденных обладают высокой приспособляемо­стью к меняющимся условиям отбывания наказания, предъявляют жестокие требования к «подбору кадров», для них характерны организованность и иерархичность[8].

Рассматривая общесоциальные детерминанты дезорганизации деятельности учрежде­ний, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенной преступной группой несовер­шеннолетних осужденных, следует обратить внимание на ряд моментов. Так, содержание и направленность общественных процессов в России определяются многослойным наложени­ем кризисных явлений в сфере ювенальной юстиции. Наблюдается нарастающий кризис ме­ханизмов воспроизводства культурных и нравственных ценностей, что наиболее зримо про­является на подростках. Неустойчивое состояние экономических и социальных отношений, противоречивость жизненных устремлений различных общественных и этнических групп, отсутствие согласованного взаимодействия властных структур порождают серьезные про­блемы в деятельности основных институтов государства[9].

Важнейшая общесоциальная составляющая криминальной активности несовершенно­летних - отсутствие внятной ювенальной политики. Современные криминологи откровенно указывают, что государство должным образом не может обеспечить реализацию основного конституционного права несовершеннолетних - право на выживание и развитие[10].

Для подросткового возраста характерны высокая зависимость от микросреды, не- сформированность четких социальных установок и жизненных позиций. Негативные процес­сы, сопровождающие различные преобразования в нашей стране, существенно ослабили ро­дительскую семью как социальный институт современного общества, ранее наиболее после­довательнее и надежнее защищавший жизнь и здоровье детей и подростков. Именно разру­шение семьи существенно повлияло на рост преступлений несовершеннолетних.

Специфика и условия пенитенциарной преступности несовершеннолетних заключа­ются прежде всего в совокупности общественных отношений, которые неразрывно связаны с реализацией мер уголовной ответственности за совершенное ранее преступление. В осно­ве существования преступности в воспитательных колониях лежит комплекс причин соци­ально-экономического, организационного и юридического характера. В процессе исполне­ния наказания в отношении несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний под­ростки лишаются тех благ, которые являются необходимыми не только для наказуемого лица, виновного в совершении преступления, но и для общества, вынесшего наказание[11] [12].

Само существование такого наказания, как лишение свободы, непосредственно вы­ступает первостепенной причиной преступности несовершеннолетних, так как подросток из нормальных условий существования в правопослушном обществе попадает в среду с множе­ством ограничений, не свойственных прежней среде проживания, где, к сожалению, нахо­дятся не самые законопослушные дети нашего общества, живущие по определенным нефор-

4

мальным правилам, установленным в данном месте .

Несовершеннолетние осужденные, попадая в новую неформальную среду существова­ния, где их прежние социально-положительные ценности не могут быть реализованы в полном объеме, особенно на первоначальном этапе отбывания наказания, получают и новый социально­правовой статус, которым они наделяются не в зависимости от тех ценностей, которые им при­вило прежнее общество, а в зависимости от того, полезны ли будут данные ценности в новом неформальном обществе. Вследствие этого личность подростка, прибывшего в воспитательную колонию, попадает в стрессовую ситуацию и остается неудовлетворенной новым занимаемым положением в среде несовершеннолетних осужденных, что в большинстве случаев и приводит в первое время к конфликтам среди воспитанников[13].

Как показывают результаты проведенного нами исследования, в первые 6 месяцев были конфликты с другими воспитанниками у 64,0 % лиц, впервые отбывающих лишение свободы в ВК. Пенитенциарные психологи отмечают, что для впервые осужденных несо­вершеннолетних, особенно в первые 5-6 месяцев отбывания наказания, характерны стрес­совые и конфликтные состояния, сопровождающиеся повышением уровня возбудимости, нервозности, агрессии, способом разрешения которых для них в некоторых случаях являет­ся преступление.

Значительное число подростков, попадая в места лишения свободы, уже имеют пре­ступные наклонности, своеобразные привычки, навыки преступного поведения.

При анализе механизма формирования групп несовершеннолетних осужденных сле­дует знать, что абсолютно любая группа вне зависимости от того, какие цели она преследует, создается для реализации своих потребностей в различных отраслях жизни общества (куль­турной, спортивной, бытовой, криминальной и др.). Наличие возможности у администрации ВК предоставить условия, которые могут удовлетворить потребности несовершеннолетних осужденных, неизбежно приводит к тому, что «лидерами» группы становятся в большей сте­пени сотрудники, а так называемые лидеры из числа воспитанников отходят на второй план, и в последствии совсем теряют интерес к группе[14].

Поведение несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии отражает в целом существующую социальную и криминальную ситуацию как в обществе, так и в уго­ловно-исполнительной системе. Следует отметить, что различные криминальные процессы имеют свое продолжение и в воспитательных колониях, поэтому приводя оценку преступной

обстановки в них должны учитываться и внешние социальные факторы, существующие в обществе, и внутренние, существующие непосредственно в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества.

Существенное влияние на рост преступности несовершеннолетних осужденных ока­зывает криминальная субкультура.

В.Ф. Пирожков понятие криминальная субкультура трактует совокупностью духов­ных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступ­ную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей[15].

Основу криминальной субкультуры составляют чужие и неизвестные нормальному гражданскому обществу ценности, традиции, ритуалы, нормы, обычаи, которые непосред­ственно и жестко регулируют преступную деятельность[16]. Носителями криминальной суб­культуры в воспитательных колониях являются группы отрицательно направленных несо­вершеннолетних осужденных, а персонально - это сами воспитанники, по отдельности вхо­дящие в данные группы.

Одной из причин совершения несовершеннолетним осужденным исследуемого нами состава преступления выступает существование неформальных законов, диктуемых пре­ступной средой и необходимых для исполнения. Воспитанники, вставшие на путь исправле­ния, непосредственно нарушают данные неформальные нормы и традиции преступного ми­ра, что приводит к созданию конфликтных ситуаций и различного рода насилию над такими осужденными.

Причины и условия криминального поведения подростков в условиях изоляции от общества, в том числе в воспитательных колониях О.В. Старков подразделяет на внутренние и внешние. Внутренней причиной, по его мнению, является криминогенная мотивация несо­вершеннолетнего осужденного, прежде всего мотивация поддержания престижа, завоевание авторитета среди осужденных. Внешними причинами и условиями выступают криминоген­ная конфликтная ситуация и особенности микросреды осужденных соответственно[17].

Необходимо отметить мнение М.П. Стурова, считающего, что любой несовершенно­летний осужденный, попадая в условия изоляции от общества, вынужден вступить в специ­фическую систему социальных отношений, пытается занять новое для себя положение в со­здавшейся среде. Субъективное представление о своем положении, вызванное внутренними переживаниями, отражают его психическое состояние, влияют на мотивы их поведения[18].

Коллектив несовершеннолетних осужденных формируется в условиях педагогически не­благоприятной микросреды - большого скопления воспитанников, имеющих существенные нравственные пороки, вызванные наличием бурного криминального прошлого, отличающихся отсутствием всесторонней развитости. Такая обстановка затрудняет развитие коллектива, в этих условиях «микросреда выступает как значимый социально-психологический фактор, в извест­ной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на личность»[19].

Существенным элементом микросреды в воспитательной колонии является особая стратификация несовершеннолетних осужденных, суть которой заключается в неофициаль­ном делении на слои и касты. Причиной стратификации, отражающей специфику микросре­ды осужденных в ВК, является стремление отрицательно направленных воспитанников от­делиться от общей массы несовершеннолетних осужденных, тем самым образуя свою не­формальную касту, с целью получения выгоды для себя[20] [21].

В то же время в такой среде вырабатываются свои асоциальные нормы, разные по значимости. Классификацию таких норм необходимо исследовать как структуру взаимосвя­занных элементов, в которой каждый элемент, не только содержит в себе недостатки пред­шествующих, но и отягчает их, расширяя границы негативных действий и поступков.

Одной из важнейших причин возобновления криминальной активности несовершенно­летних осужденных Г.Ф. Хохряков считает психические отклонения, вызывающие у них внут­реннюю напряженность (опасения, страхи, тревожность, мнительность, враждебность, агрессив­ность, неуверенность, нерешительность). В качестве второй причины выступает консолидация несовершеннолетних осужденных, усиливающая их отчужденность от общества и администра­ции учреждения, а в качестве третьей - криминальная самоорганизация .

Негативные элементы наказания в виде лишения свободы оказывают сильное давле­ние на приобретение и развитие антисоциальной направленности личности несовершенно­летнего осужденного, а следовательно, и на совершение ею преступлений.

Высокий процент подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, с огромным трудом приспосабливаются к требованиям режима, труду, учебе, воспитательным мероприятиям. В первую очередь это связано с тем, что ранее несовершеннолетние были лишены контроля со стороны родителей, проводили большую часть времени на улице, со­вершали различного рода проступки и правонарушения. В то же время высокая адаптация к уличной среде способствует активному поиску отрицательных лидеров в местах лишения свободы[22].

Неформальная структура взаимоотношений несовершеннолетних осужденных в зна­чительной мере обусловливает их линию поведения, а также происходящие в ВК явления и процессы. Борьба каждого воспитанника за положение в неформальной иерархической структуре является постоянным источником межличностных противоречий.

Анализ процесса появления и деятельности отрицательно настроенных осужденных, со­держащихся в воспитательных колониях, позволяет утверждать, что они существуют в каждом отряде, являясь продуктом специфичной микросреды. Данные воспитанники демонстрируют свою власть в исправительном учреждении, конкурируют между собой, организуют разборки, притесняют положительно характеризующихся осужденных, создают криминогенную атмосфе­ру враждебности, приводящую к криминальным конфликтам.

Устоявшийся рост криминогенной напряженности в воспитательных колониях опре­деляется следствием того, что обычаи и традиции, существующие и стремительно развива­ющиеся в коллективе отрицательно направленных осужденных, создают проблемы незави­симого и положительного поведения в период отбывания наказания для других воспитанни­ков. Как отмечал С.В. Познышев, «арестант никогда не останется один, он находится в атмо­сфере циничных выходок и разговоров, безвозвратно растворяется в среде арестантов. От­дельные личности скрываются от воспитательного воздействия, порабощаются группой, под­чиняются тем грубым обычаям и традициям, которые складываются в арестантской среде, и утрачивают положительные черты своей индивидуальности, духовными же вождями сплочен­ных арестантских групп обыкновенно бывают худшие, а не лучшие. Слишком трудно в грубой арестантской среде сохранить чувство собственного достоинства»[23].

С чем встретится несовершеннолетний осужденный в условиях ВК - с отношениями взаимного уважения личностных достоинств между воспитанниками, проявлением агрессии, ненависти, злобы, безразличием к человеку, агрессивностью, обманом, неискренностью, ри­туальностью в поведении, заботой - все это во многом зависит от администрации, осуществ­ляющей управления процесс отношениями осужденных в воспитательной колонии. Конечно же, недопустимо проявление сотрудниками любых отделов и служб негуманистических ви­дов отношений.

Жизнелюбие, профессионализм, мировоззрение, умение проявлять истинное доброе и заботливое отношение к людям, нравственность - это критерии, на которые необходимо ориентироваться сотруднику ВК.

Важным моментом является адаптация вновь прибывших осужденных в условиях ВК, она может быть различных видов:

негативная по форме, но позитивная по содержанию - несовершеннолетний осуж­денный не поддается влиянию отрицательной части осужденных, но в связи со своими внут­ренними убеждениям и иногда прибегает к нарушению установленного порядка отбывания наказания;

позитивная по форме, но отрицательная по содержанию - оспитанник как бы легко переживает новые условия жизни, не проявляя признаков дезадаптации, не испытывая дискомфорта, легко «прописывается» в группах осужденных с отрицательной направленно­стью;

отрицательная по форме и содержанию - осужденные не желают и неспособны адаптироваться к условиям ВК. Данная категория воспитанников представляют непосред­ственную угрозу нормальной деятельности учреждения;

позитивная по форме и содержанию - несовершеннолетние осужденные соблю­дают все правила отбывания наказания и требования администрации ВК, устанавливают гу­манистические отношения с окружающими. Это идеальный стандарт адаптации несовер­шеннолетних осужденных.

Таким образом, подростки, попадая в воспитательную колонию, сталкиваются с труд­ностями в восприятии режимных требований, ограничений которые раньше они не испыты­вали. В результате они выбирают более легкое решение, примыкая к группам отрицательной направленности, главная цель которых противостоять нормальной деятельности учреждения. Даже поверхностное изучение этой проблемы свидетельствует о том, что организация воспи­тательного процесса протекает в условиях противоборства двух сил: формальной (админи­страция ВК) и неформальной (несовершеннолетние осужденные). Это противоборство в условиях изоляции от общества носит объективный характер и нередко выливается в кон­кретные поведенческие акты, целью которых является дезорганизация деятельности учре­ждения.

Гораздо большим разнообразием по сравнению с внутренними факторами отличаются внешние.

По мнению Н.П. Барабанова, возникающие осложнения оперативной обстановки и чрезвычайные ситуации в воспитательных колониях во многом связаны со следующими от­рицательными сторонами в организации процесса исполнения наказания:

недостатки в информационном обеспечении процесса исполнения наказания, пре­дупредительной деятельности;

недостатки в организации криминологического прогнозирования;

неэффективность решений по организации предупредительной деятельности, при­нимаемых начальником исправительного учреждения и руководителями структурных под­разделений;

отсутствие надлежащей системы контроля за деятельностью структурных подраз­делений по реализации принимаемых решений, направленных на профилактику ситуаций криминального характера;

несовершенство функционально-организационной структуры исправительных учреждений;

проблемы в кадровом обеспечении исправительных учреждений;

низкий уровень организации профессиональной подготовки и повышения профес­сионального мастерства сотрудников.

Нередко серьезные просчеты в деятельности администрации воспитательных ко­лоний могут приводить к преступлениям, дезорганизующим деятельность указанных учреждений. К причинам, способствующим возникновению массовых недовольств вос­питанников, выливающихся в дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечиваю­щих изоляцию от общества, относятся:

- нарушение сотрудниками воспитательных колоний законности, незаконное водворе­ние в ДИЗО, неуважительное отношение к воспитанникам;

- «репрессивные» методы работы;

- наличие в ВК группировок осужденных отрицательной направленности, неодно­кратно судимых осужденных, имеющих криминальный опыт;

- недостатки в жилищно-бытовом и коммунальном обеспечении;

- неполная трудовая занятость;

- слабая оперативная осведомленность оперативных сотрудников ВК;

- отсутствие профилактической работы с осужденными, способными организовать групповые эксцессы;

- несвоевременное выявление и постановка осужденных на профилактический учет;

- слабо организованный досуг воспитанников;

- слабая организация режима ВК и невыполнение режимных требований осужденны­ми.

Большинство внешних факторов характеризующих исследуемое деяние, как правило, обусловлены недостатками надзора, ошибками администрации в осуществлении режима, не­правомерными действиями сотрудников воспитательных колоний.

В значительной мере условиями, способствующими сохранению негативного поведе­ния подростка, отбывающего наказание в ВК, становятся просчеты в осуществлении режима содержания. Условия режима отбывания наказания призваны осуществлять воспитание несовершеннолетних осужденных дисциплинировать их поведение, вырабатывать соблюде­ние правил внутреннего распорядка. Недостатки в организации службы, упущения в исполь­зовании средств воспитательного процесса образуют весьма специфическую совокупность обстоятельств, преодоление которых является важным условием предотвращения соверше­ния воспитанниками действий по исследуемому нами составу преступления[24].

Отсутствие воспитания правопослушного поведения несовершеннолетних с помощью карательных и некарательных элементов режима наносит серьезный ущерб процессу исправ­ления несовершеннолетних осужденных, предупреждению совершения ими новых преступ­лений в воспитательных колониях. Случаи, когда воспитаннику удается уклониться или предоставляется возможность такого уклонения от воздействия кары, резко ослабляют ее воспитательное воздействие, а следовательно, она реализуется не в полном объеме, установ­ленном законом[25].

Точное соблюдение воспитанниками ВК распорядка дня, выполнение ими всех пра­вил поведения и требований, предъявляемых к несовершеннолетним осужденным во время отбывания наказания, непосредственно обеспечивается воспитательным воздействием режи- ма[26].

Как показало проведенное нами исследование, несовершеннолетние, осужденные по ст. 321 УК РФ, ранее нарушали эти правила, что подтверждает сохранение у них устоявшихся ан­тиобщественных взглядов и привычек. Слабый надзор за воспитанниками, плохой контроль за их поведением, отсутствие должного реагирования представителей администрации на наруше­ния режима, а также нетребовательность со стороны администрации приводит к нарушению правил внутреннего распорядка в ВК. Нередко множественные правонарушения воспитанников остаются без всякого внимания со стороны администрации ВК, в результате чего у несовершен­нолетнего осужденного формируется преступное представление о возможности безнаказанно совершать различные правонарушения и преступления. Все это приводит к совершению новых проступков, по сути перерастающих в преступления. Просчеты и недостатки в дисциплинарной практике заметно снижают эффективность карательно-воспитательного воздействия и служат первостепенными причинами совершения исследуемого нами преступления[27].

Результаты опроса обращают внимание на факт профессиональной неподготовлен­ности отдельных сотрудников правоохранительных органов к проведению расследования преступлений, совершаемых в воспитательных колониях. В частности, как признают сами сотрудники, нередко имеют место случаи явно неправильной квалификации совершаемых в учреждении преступлений. Причин этому немало, в том числе нежелание выносить сор из избы. Существующая до настоящего времени практика сокрытия «незначительных» происшествий в ВК и СИЗО часто связывается с необходимостью представления в выше­стоящие инстанции сфальсифицированных данных.

Опасное преступление может быть представлено как малозначительное либо как дис­циплинарное нарушение. Если дознание по такому факту проводится, то чаще всего к нему относятся халатно, опросы участников события и сбор доказательств превращаются в фор­мальность даже и тогда, когда преступление совершено против сотрудников воспитательных колоний. Если преступное посягательство было направлено против воспитанника, нередко дознание проводится формально и, как правило, завершается применением к виновному мер дисциплинарного характера.

Недостаточное внимание в воспитательных колониях уделяется такому важному по­казателю, как реальная помощь несовершеннолетним осужденным, стремящимся к исправ­лению и возвращению в гражданское общество (ресоциализации). Множественные мелкие конфликты, возникающие между воспитанниками, могут привести к совершению ими раз­личных преступлений, в том числе исследуемого нами. К сожалению, сотрудники мест ли­шения свободы не всегда своевременно реагируют на данные конфликтные ситуации и угро­зы отдельных осужденных. Это является серьезной ошибкой.

Существует также необходимость повышения количества привлеченных к труду несовершеннолетних осужденных. Правильно организованное трудовое воспитание осуж­денных в значительной мере способно обеспечить переориентацию установки личности, по­скольку труд - основа воспитательного процесса. Неслучайно отечественный законодатель признает в качестве одного из основных средств исправления - общественно полезный труд. Воспитание через труд является платформой формирования нравственных качеств воспитан­ников через привитие трудолюбия, получение профессии или специальности.

Правильное использование несовершеннолетних осужденных в трудовой деятельно­сти, сочетающееся с достойным материальным стимулированием, благосклонно влияет на состояние и динамику преступности в воспитательных колониях.

К внешним факторам, влияющим на совершение несовершеннолетними исследуемого нами преступления, к сожалению, относятся недостатки действующего в настоящее время уго­ловного и уголовно-исполнительного законодательства. На необходимость совершенствования уголовного законодательства обратили внимание 83,0 % опрошенных работников системы ис­полнения наказания и прокуратуры за соблюдением законности в исправительных учреждениях. По их мнению, наиболее агрессивны и криминально активны воспитанники в возрасте от 14 до 16 лет, адекриминализация некоторых деяний (таких как злостное неповиновение, незаконная передача предметов, запрещенных в местах лишения свободы, организация преступных группи­ровок и участие в них, причинение тяжкого вреда здоровью, употребление наркотических ве­ществ) способствует совершению дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а также других преступлений.

Следующий аспект исследуемой проблемы касается анализа психологических причин совершения несовершеннолетними осужденными действий, по исследуемому нами составу преступления.

Примыкая к группам отрицательной направленности, целью которых является совершение преступлений в ВК (в том числе дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изо­ляцию от общества), несовершеннолетний осужденный полностью принимает криминальную направленность группы, разделяет ее мотивы и цели достижения задуманного. В связи с этим подросток старается оправдать ожидание членов отрицательно направленной группы несовер­шеннолетних осужденных, нередко и через совершение преступления.

Анализ актов судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, а так­же личных дел несовершеннолетних осужденных, данные психологов, работающих в ВК, позволили нам выявить следующие психологические причины криминальной активности воспитанников:

неумение правильно адаптироваться в социуме, неумение отстаивать свое мнение социально приемлемым способом, наличие проблем в сфере межличностных отношений;

педагогическая запущенность, несоответствующий возрасту низкий уровень обра­зования и общей культуры. Некоторые осужденные никогда в жизни не посещали школу, многие преждевременно бросили учебу, вследствие этого большинству несовершеннолетних осужденных трудно вернуться к обучению в условиях ВК. Они боятся насмешек младших по возрасту воспитанников и неприятия со стороны учителей. Возвращение подростка в школу становится значимой частью реабилитационного процесса несовершеннолетних осужден­ных;

задержка в психическом и психофизиологическом развитии. Среди воспитанников ВК достаточно велика доля тех, у кого может быть выявлена задержка психического разви­тия различной степени. Необходимо тщательная диагностическая работа психолога, психи­атра для определения причин задержки и дифференциации причин такой задержки с каждым воспитанником индивидуально;

зависимость от психоактивных веществ. Многие несовершеннолетние осужден­ные, совершившие действия, предусмотренные исследуемым нами преступлением, ранее злоупотребляли алкоголем, психотропными и наркотическими препаратами. Длительное употребление этих веществ привело к развитию у них психических расстройств и органиче­скому поражению головного мозга, а внутривенное использование наркотических средств, в свою очередь, повысило риск заражения ВИЧ другими осужденными и сотрудниками;

психологические расстройства, связанные с перенесенными стрессами. Психоло­гическое состояние подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, харак­теризуется наличием серьезных личностных проблем и изменением системы моральных ценностей, что непосредственно влияет и на совершение ими преступлений;

утрата социальнополезных связей (потеря контакта с семьей, агрессия по отноше­нию к родным). Многие подростки, находящиеся в ВК и склонные к совершению противо­правных действий, имеют сложные отношения со своими родными, а многие полностью утратили такую связь. Это вызвано рядом различных причин (асоциальное поведение роди­телей, агрессивность и конфликтность подростка, воспитание в детском доме, удаленность воспитательной колонии от места проживания родителей и подростка, нестабильное финан­совое положение родственников, выраженное в невозможности добраться до места дислока­ции учреждения). В то же время, какой бы не была причина, изложенное приводит к ухуд­шению психологического состояния воспитанника и совершению преступлений, поэтому нужна серьезная работа по восстановлению семейных связей и привлечению к воспитанию от­рицательно направленных осужденных их родственников, что непосредственно должно благо­приятно отразится на уровне криминальной обстановки в ВК;

отсутствие профессиональных педагогических кадров в школах, профессиональ­ных училищах, недостаточное финансовое стимулирование педагогов, интереса и внимания воспитанников к предметам и специальностям, а также слабый уровень психолого­педагогической работы, благоприятно воздействующей на детей;

слабая работа органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолет­них детей-сирот и детей без попечения родителей, отсутствие мер социальной поддержки;

в целом отсутствие должного контроля со стороны государства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных;

негативная роль средств массовой информации, заключающаяся в отрицательном влиянии на психику, развитие личности детей, формирование у них общепринятых социаль­ных и моральных позиций. Современные телепередачи и компьютерные игры носят идеоло­гию насилия, разврата, эгоизма, межнациональной розни, экстремизма и пропагандируют тюремную романтику, вызывают чувство неприязни к сотрудникам правоохранительных ор­ганов. На общероссийских обязательных общедоступных каналах транслируется незначи­тельное количество детских познавательных и патриотических телепередач и они нередко идут в то время, когда дети находятся в школе. Перечисленное приводит к деградации лич­ности подростка, неправильному восприятию действительности и совершению преступле­ний, в том числе во время отбывания наказания в виде лишения свободы;

низкий уровень медицинского обеспечения подростков, как до помещения в ВК, так и после. Некоторые из психических аномалий можно было бы не допустить еще в раннем возрасте, из-за недостатка бесплатных медицинских препаратов, современных медицинских технологий и качественного обслуживания приобретают постоянство в медицинских учрежде­ниях страны. В настоящее время отсутствуют лечебно-профилактические учреждения для со­держания несовершеннолетних осужденных, поэтому лица этой возрастной группы с различ­ными заболеваниями попадают в лечебные учреждения для взрослых осужденных, где имеют место грубейшие нарушения уголовно-исполнительного законодательства и подростки со­держатся вместе (в одной палате) с взрослыми, что непосредственно влияет на психологиче­ское формирование личности воспитанников, прививает им навыки и традиции уголовного мира. Попадая в эти учреждения, несовершеннолетние осужденные испытывают притесне­ния, которые могут привести к насильственным действиям со стороны взрослых осужден­ных, что может спровоцировать к совершению исследуемого нами преступления;

отсутствие должной общественнополезной занятости и общественной нагрузки на подростков, содержащихся в ВК, приводит к формированию преступного поведения и вы­ступает благотворной почвой для развития негативных явлений, таких как употребление ал­коголя, наркотиков, курение, азартные игры, беспорядочная половая жизнь и др.;

слабая работа попечительского совета и родительских комитетов при ВК, которая приводит к снижению уровня воспитательного воздействия на подростков.

Вероятно, криминализация все большей части несовершеннолетних осужденных яв­ляется следствием утраты современным обществом системы социального контроля над процессом становления подрастающего поколения в целом. Многие институты социализа­ции, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение.

Процесс социализации подростков приобретает все более негативный характер. Несовер­шеннолетние осужденные в настоящее время испытывают в большей степени духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не институтов гражданского общества[28].

Среди несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления в воспитатель­ной колонии, в том числе действия, дезорганизующие деятельность этих учреждений, трудно встретить тех, у кого не было бы психолого-педагогических проблем. Именно эти проблемы часто оказываются в центре внимания специалистов, и работа над ними составляет суще­ственную часть деятельности по реабилитации девиантных подростков.

Анализируя сложную ситуацию, связанную с детерминацией преступности несовер­шеннолетних осужденных, следует уделять первостепенное внимание вопросам психолого­педагогического воспитания в детском возрасте. Изучение жизни осужденных позволяет прийти к выводу, что причина отклоняющегося от общепринятых норм поведения кроется в ненадлежащих действиях взрослых, прежде всего родителей.

Под причинами преступного поведения несовершеннолетних осужденных понимают­ся явления, дающие толчок к социальным противоречиям, межличностным конфликтам, что в конечном счете приводит к совершению преступлений, в том числе предусмотренного ст.321 УК РФ. Под условиями следует рассматривать множество обстоятельств, способству­ющих реализации указанных причин.

К совершению исследуемого преступления в воспитательной колонии ведут две детер- минантные категории: 1) личность несовершеннолетнего осужденного с более или менее вы­раженной антиобщественной установкой; 2) определенная предпреступная ситуация, скла­дывающаяся непосредственно в учреждении, которая может играть роль причин и усло­вий совершения преступления.

При оценке состояния преступности в ВК необходимо учитывать и ее латентность. Тенденции латентности свойственны не только исследуемому нами преступлению, но и пре­ступности в целом. Каждый преступник, совершивший то или иное преступление, желает скрыть его. О существовании скрытой преступности упоминали еще родоначальники ее ста­тистического изучения. «Известна лишь часть всех совершающихся преступлений»,- гово­рил А. Кетле[29].

Существенное влияние на динамику преступности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях оказывают как социально-экономические проблемы, стоящие перед государством и уголовно-исполнительной системой, так и изменения в количественных и качественных показателях преступности несовершеннолетних в целом. За продолжительным снижением уровня преступности несовершеннолетних последовало его повышение (в том числе в ВК), а также возросла тяжесть и степень общественной опасности совершаемых ими деяний.

К сожалению, статистические данные МВД и ФСИН России обосновано критику­ются современными криминологами. Это связано с объективными (высокая латентность преступности несовершеннолетних осужденных в ВК) и субъективными (нарушения при ведении учетно-регистрационной работы сотрудниками правоохранительных органов) факторами. Администрацией многих учреждений, исполняющих наказание в виде лише­ния свободы в отношении несовершеннолетних, в целях поддержания положительной стабильности в показателях работы умышленно скрываются факты совершения преступ­лений воспитанниками данных учреждений, в том числе дезорганизующих их деятел ь- ность. Приказ ФСИН России от 6 марта 2006 г. № 86 «О совершенствовании рейтинговой оценки социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными террито­риальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» утверждает Положение о рейтинговой оценке и определяет состояние социальной, психологической и воспита­тельной работы воспитательных колоний в целях выявления лучших и худших учрежде­ний и территориальных органов уголовно-исполнительной системы России. По нашему мнению, это Положение в значительной мере влияет на латентность статистических дан­ных о преступлениях, дезорганизующих деятельность ВК, и обусловлено стремлением руководства ВК улучшить свое рейтинговое положение и не получить дисциплинарное взыскание.

На заседании Общественного совета при ФСИН России в декабре 2007 г.был рас­смотрен ряд вопросов, касающихся причин и условий массовых беспорядков, прокатив­шихся волной по воспитательным колониям за год. Начальник отдела воспитательных ко­лоний ФСИН России Ю.А. Краснов основной причиной данных беспорядков назвал от­сутствие высококвалифицированных кадров, он говорил: «Согласитесь, невозможно эффективно выстраивать работу в учреждениях, когда недокомплект личного состава превышает 10 процентов, а воспитатели работают в режиме сутки через двое, где тут уж говорить о непрерывном воспитательном процессе, индивидуальном подходе и тому подобных вещах»[30]. Отсутствие профессионализма в действиях некоторых сотрудников, а именно неумение правильно квалифицировать действия несовершеннолетних осуж­денных по ст.321 УК РФ, непременно приводит к сокрытию данного преступления и помогает избежать преступнику должного наказания. К сожалению, к таким осужден­ным чаще применяется меры дисциплинарного воздействия. По нашему мнению, такое положение дел в ВК сохранилось и до сегодняшнего дня.

Еще одна причина латентности действий, дезорганизующих деятельность учрежде­ний, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенных несовершеннолетними осужден­ными, скрывается в бездействии подростков, являющихся потерпевшими. Подобного рода бездействие обусловлено следующими причинами:

- недоверие к администрации ВК (на вопрос «К кому Вы обратитесь за помощью, если против Вас совершат преступление?» 74,0% респондентов ответили «к другим осужден­ным»);

- соблюдение воровских традиций (43,0%анкетируемых на вопрос «Как Вы относи­тесь к уголовным традициям и обычаям преступного мира?» ответили «положительно»);

- переживание за свою безопасность (на вопрос «Ощущаете ли Вы себя в безопасно­сти?» 63,0% воспитанников ответили «нет»);

- психическое состояние осужденного, в отношении которого совершено преступле­ние;

- незнание в полной мере воспитанниками своих прав и обязанностей (на вопрос «Ин­структировали ли Вас сотрудники ВК о Ваших правах?» 37,0% ответили «нет»).

Еще одной причиной латентности исследуемого преступления является возраст несовер­шеннолетнего осужденного, совершившего дезорганизацию деятельности учреждения, обеспечи­вающего изоляцию от общества. Согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за ука­занное преступление подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Мы уже отмечали, что наиболее преступно активны несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 16 лет. В связи с этим неумолимо растет количество преступлений, предусмот­ренных ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», за которое возраст уголовной ответственности начинается с 14 лет.

Наряду с общепринятыми причинами латентности преступности несовершеннолетних осужденных, целесообразно отметить, что значимыми факторами, снижающими в большей степени статистические данные о дезорганизации деятельности ВК, являются:

Положение о рейтинговой оценке;

неправильная квалификация сотрудниками воспитательных колоний деяния, предусмотренного ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечиваю­щих изоляцию от общества»;

халатное отношение к проведению дознания по рассматриваемому преступлению;

возраст несовершеннолетнего осужденного, совершившего действия, дезорганизующие деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;

бездействие потерпевшего;

отсутствие высококвалифицированных кадров;

недостатки в учетно-регистрационной работе;

уменьшение общего числа несовершеннолетних осужденных.

Все указанные положения в значительной степени снижают количественный показа­тель статистических данных о преступности в воспитательных колониях в целом и по иссле­дуемому нами преступлению в частности.

Таким образом, детерминантами преступлений несовершеннолетних осужденных, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, сле­дует считать совокупность негативных обстоятельств и причин, действующих на субъектив­ном уровне, отражающем взаимодействие личности воспитанника с конкретной негативной ситуацией.

 

[1] См.: Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 2000. С. 179.

[2] См.: Кернаджук И. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика дез­организации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества :дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 48-49; Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерми­нации / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1984. С. 11.

[3]См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 57.

[4] Криминология: учебник / под общ.ред. А. И. Долговой. С. 428.

[5] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 60.

[6] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 60.

[7] См.: Криминология: учебник / под общ.ред. А.И. Долговой. С. 428.

[8] См.: Новосельцева Н. В. Агрессивность и преступность среди несовершеннолет­них // Ювенальная юстиция: мультидисциплинарный подход: материалы симпозиума. Ро­стов н/Д, 2002. С. 37.

[9] См.: Ювенология и ювенальная политика в 21 веке: опыт комплексного междисци­плинарного исследования. С. 379-382.

[10] См.: Старков О. В. Основы криминопенологии. Уфа, 1997. С. 178-180.

[11] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 79.

том: «что же за вор, если еще в тюрьме не побывал». Из тюрьмы мальчик выйдет уже далеко не таким, каким он туда попал, в его психологии совершается роковой перелом: он уже отрезанный ломоть, он как бы сопричислился к иному миру и закрепился в нем». (См.: Окунев Г. Указ.соч. С. 34).

[13] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 87.

[14] См.: Сочивко Д. В., Полянин Н. А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. М., 2009. С. 165-168.

[15]См.: Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступ­ности. Кн. 1. М., 1998. С. 73.

[16] См.: Новикова Ю. В. Указ.соч. С. 90-95.

[17] См.: Старков О. В. Криминопенология. М., 2004. С. 103-108.

[18]См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика / под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. С. 99.

[19] Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М., 1979 . С. 3.

[20] См.: Шмаров И. В. Воздействие на среду осужденных // Воспитание и правопорядок. 1981. № 7. С. 65.

[21] См.: Хохряков Г. Ф. Криминология / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1999. С. 296-316.

[22] См.: Шулепова Е. Указ.соч. С. 9.

[23] См.: Талакин К. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступ­лений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых осужден­ными в исправительных учреждениях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С.123; Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. С. 158.

[24] См.: Легостаев С. В. Указ.соч. С. 127.

[25] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 106.

[26] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 123.

[27] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 109.

[28] См.: Петухов В. Г. О причинах и условиях, способствующих совершению преступ­лений и правонарушений несовершеннолетними // Преступность несовершеннолетних: со­временное состояние, проблемы противодействия. М., 2002. С. 29.

[29] Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. С. 176.

[30] Цит. по: Мурзин Е. В чем причина беспорядков? // Преступление и наказание. 2008. № 2. С. 4.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%