Преступность - это сложное и системное явление, результат действия множества обстоятельств, факторов и причин. Подобные свойства преступности находят свое отражение в виде причин, условий, поводов, мотивов послуживших созданию преступного деяния. Под основным комплексом причин и условий, способствующих совершению преступлений, понимаются определенные явления жизни общества, которые непосредственно порождают преступность, определяют ее существование, вызывают ее рост или снижение[1].
Причины преступности несовершеннолетних осужденных и условия, которые способствуют совершению ими общественно опасных деяний, объединены криминологическим термином «детерминация преступности» (то есть объективная зависимость причинной обусловленности преступности от других явлений природы и общества). Следовательно, необходимо указать на то, что сами причины совершения преступления не могут существовать в чистом виде, в связи с тем, что на них действует множество связанных друг с другом объективно существующих форм, непосредственно их обу- словливающих[2].
Исследуя такое общественно опасное явление, как преступность несовершеннолетних, целесообразно принять к сведению множественный комплекс причин, которые в свою очередь подразделяются (в зависимости от различного комплекса условий) на: первичные и вторичные, объективные и субъективные, длительные и краткосрочные[3]. Исходя из этого, согласимся с мнением А.И. Долговой о том, что «не существует какой-то общей, основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии»[4].
Существует множество подходов к определению детерминант преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы, однако существуют они отдельно. С нашей точки зрения, наиболее эффективным методом изучения исследуемого преступления является комплексный подход, в котором представляется возможным рассмотреть системно и обобщенно наиболее характерные социально-негативные явления, оказывающие преступное воздействие на подростков, содержащихся в ВК, а также выделить составные элементы детерминант пенитенциарной преступности, установить их связь между собой.
Разносторонний причинный комплекс совершения несовершеннолетними осужденными в местах лишения свободы действий, исследуемых действий, непосредственно связан с особенностями протекания негативных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества и обусловлен спецификой пенитенциарной системы, скрытостью процессов, происходящих внутри учреждений для несовершеннолетних.
Интервьюирование сотрудников ВК и несовершеннолетних осужденных свидетельствует о том, что сведения об относительно небольшом количестве зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы являются давно устоявшейся практикой и своего рода отработанной системой сокрытия реальности. В действительности количество реально совершаемых преступлений в два-три раза выше регистрируемого. Это в полной мере относится и к исследуемому нами преступлению.
Личность преступника, а также условия, способствующие совершению изучаемых нами действий, являются теоретической базой для более глубокого исследования причин состава преступления предусмотренного ст. 321 УК РФ.
Для понимания генезиса преступного поведения несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях надо рассмотреть взаимосвязь как внешних, так и внутренних факторов, непосредственно влияющих на их поведение.
Поводом, способствующим совершению преступлений несовершеннолетними осужденными, является комплекс обстоятельств, давших побудительный толчок конкретному воспитаннику, вызвавший решимость к общественно опасному действию. Повод - это такая сложившаяся обстановка, непосредственно обусловленная соответствующими причинами и наличием благоприятных условий, которая непосредственно выступает своеобразным толчком к совершению общественно опасного деяния[5].
Наличие у воспитанников преступных взглядов, антиобщественных установок и привычек не предопределяет совершения преступления. Готовность к совершению преступления зависит от наличия комплекса объективных обстоятельств, которые необходимо рассматривать как поводы и мотивы к совершению исследуемого преступления. Поводом к совершению воспитанниками ВК изучаемого нами преступления служит взаимосвязь внешних и внутренних обстоятельств, непосредственно давших побудительный толчок к его совершению. Отсутствие или наличие повода непосредственно зависит от вида общественно опасного деяния и от характера особенностей личности несовершеннолетнего преступника. Воспитанники, имеющие постоянные преступные привычки и антиобщественные взгляды, способны совершить как тяжкое, так и особо тяжкое преступление под воздействием малозначительных поводов. Поводом, послужившим совершению ими преступления, выступают определенные, сложившиеся в данной ситуации обстоятельства, которые при отсутствии у рассматриваемых субъектов положительных моральных и нравственных качеств породили мысли о совершении преступления. Указанное обстоятельство характерно для несовершеннолетних осужденных, совершивших исследуемые нами действия[6].
В большинстве случаев преступление, предусмотренное ст. 321 УК РФ, совершается группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой. Данное обстоятельство выступает в качестве ключевого момента, объясняющего как сам факт преступления, так и условия, способствовавшие его возникновению. Как упоминалось ранее, в ВК несовершеннолетние осужденные находятся в условиях, которые не только не исправляют отдельных осужденных, но и способствуют совершению ими новых преступлений.
Многочисленные данные, полученные в процессе нашего исследования, свидетельствуют о том, что преступная активность несовершеннолетних осужденных в значительной степени проявляется в групповых посягательствах на нормальную деятельность ВК. Отечественные ученые вынуждены констатировать факт консолидации преступной среды несовершеннолетних, увеличения количества устойчивых преступных групп[7]. Современные преступные организации несовершеннолетних осужденных обладают высокой приспособляемостью к меняющимся условиям отбывания наказания, предъявляют жестокие требования к «подбору кадров», для них характерны организованность и иерархичность[8].
Рассматривая общесоциальные детерминанты дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенной преступной группой несовершеннолетних осужденных, следует обратить внимание на ряд моментов. Так, содержание и направленность общественных процессов в России определяются многослойным наложением кризисных явлений в сфере ювенальной юстиции. Наблюдается нарастающий кризис механизмов воспроизводства культурных и нравственных ценностей, что наиболее зримо проявляется на подростках. Неустойчивое состояние экономических и социальных отношений, противоречивость жизненных устремлений различных общественных и этнических групп, отсутствие согласованного взаимодействия властных структур порождают серьезные проблемы в деятельности основных институтов государства[9].
Важнейшая общесоциальная составляющая криминальной активности несовершеннолетних - отсутствие внятной ювенальной политики. Современные криминологи откровенно указывают, что государство должным образом не может обеспечить реализацию основного конституционного права несовершеннолетних - право на выживание и развитие[10].
Для подросткового возраста характерны высокая зависимость от микросреды, не- сформированность четких социальных установок и жизненных позиций. Негативные процессы, сопровождающие различные преобразования в нашей стране, существенно ослабили родительскую семью как социальный институт современного общества, ранее наиболее последовательнее и надежнее защищавший жизнь и здоровье детей и подростков. Именно разрушение семьи существенно повлияло на рост преступлений несовершеннолетних.
Специфика и условия пенитенциарной преступности несовершеннолетних заключаются прежде всего в совокупности общественных отношений, которые неразрывно связаны с реализацией мер уголовной ответственности за совершенное ранее преступление. В основе существования преступности в воспитательных колониях лежит комплекс причин социально-экономического, организационного и юридического характера. В процессе исполнения наказания в отношении несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний подростки лишаются тех благ, которые являются необходимыми не только для наказуемого лица, виновного в совершении преступления, но и для общества, вынесшего наказание[11] [12].
Само существование такого наказания, как лишение свободы, непосредственно выступает первостепенной причиной преступности несовершеннолетних, так как подросток из нормальных условий существования в правопослушном обществе попадает в среду с множеством ограничений, не свойственных прежней среде проживания, где, к сожалению, находятся не самые законопослушные дети нашего общества, живущие по определенным нефор-
4
мальным правилам, установленным в данном месте .
Несовершеннолетние осужденные, попадая в новую неформальную среду существования, где их прежние социально-положительные ценности не могут быть реализованы в полном объеме, особенно на первоначальном этапе отбывания наказания, получают и новый социальноправовой статус, которым они наделяются не в зависимости от тех ценностей, которые им привило прежнее общество, а в зависимости от того, полезны ли будут данные ценности в новом неформальном обществе. Вследствие этого личность подростка, прибывшего в воспитательную колонию, попадает в стрессовую ситуацию и остается неудовлетворенной новым занимаемым положением в среде несовершеннолетних осужденных, что в большинстве случаев и приводит в первое время к конфликтам среди воспитанников[13].
Как показывают результаты проведенного нами исследования, в первые 6 месяцев были конфликты с другими воспитанниками у 64,0 % лиц, впервые отбывающих лишение свободы в ВК. Пенитенциарные психологи отмечают, что для впервые осужденных несовершеннолетних, особенно в первые 5-6 месяцев отбывания наказания, характерны стрессовые и конфликтные состояния, сопровождающиеся повышением уровня возбудимости, нервозности, агрессии, способом разрешения которых для них в некоторых случаях является преступление.
Значительное число подростков, попадая в места лишения свободы, уже имеют преступные наклонности, своеобразные привычки, навыки преступного поведения.
При анализе механизма формирования групп несовершеннолетних осужденных следует знать, что абсолютно любая группа вне зависимости от того, какие цели она преследует, создается для реализации своих потребностей в различных отраслях жизни общества (культурной, спортивной, бытовой, криминальной и др.). Наличие возможности у администрации ВК предоставить условия, которые могут удовлетворить потребности несовершеннолетних осужденных, неизбежно приводит к тому, что «лидерами» группы становятся в большей степени сотрудники, а так называемые лидеры из числа воспитанников отходят на второй план, и в последствии совсем теряют интерес к группе[14].
Поведение несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии отражает в целом существующую социальную и криминальную ситуацию как в обществе, так и в уголовно-исполнительной системе. Следует отметить, что различные криминальные процессы имеют свое продолжение и в воспитательных колониях, поэтому приводя оценку преступной
обстановки в них должны учитываться и внешние социальные факторы, существующие в обществе, и внутренние, существующие непосредственно в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества.
Существенное влияние на рост преступности несовершеннолетних осужденных оказывает криминальная субкультура.
В.Ф. Пирожков понятие криминальная субкультура трактует совокупностью духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей[15].
Основу криминальной субкультуры составляют чужие и неизвестные нормальному гражданскому обществу ценности, традиции, ритуалы, нормы, обычаи, которые непосредственно и жестко регулируют преступную деятельность[16]. Носителями криминальной субкультуры в воспитательных колониях являются группы отрицательно направленных несовершеннолетних осужденных, а персонально - это сами воспитанники, по отдельности входящие в данные группы.
Одной из причин совершения несовершеннолетним осужденным исследуемого нами состава преступления выступает существование неформальных законов, диктуемых преступной средой и необходимых для исполнения. Воспитанники, вставшие на путь исправления, непосредственно нарушают данные неформальные нормы и традиции преступного мира, что приводит к созданию конфликтных ситуаций и различного рода насилию над такими осужденными.
Причины и условия криминального поведения подростков в условиях изоляции от общества, в том числе в воспитательных колониях О.В. Старков подразделяет на внутренние и внешние. Внутренней причиной, по его мнению, является криминогенная мотивация несовершеннолетнего осужденного, прежде всего мотивация поддержания престижа, завоевание авторитета среди осужденных. Внешними причинами и условиями выступают криминогенная конфликтная ситуация и особенности микросреды осужденных соответственно[17].
Необходимо отметить мнение М.П. Стурова, считающего, что любой несовершеннолетний осужденный, попадая в условия изоляции от общества, вынужден вступить в специфическую систему социальных отношений, пытается занять новое для себя положение в создавшейся среде. Субъективное представление о своем положении, вызванное внутренними переживаниями, отражают его психическое состояние, влияют на мотивы их поведения[18].
Коллектив несовершеннолетних осужденных формируется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды - большого скопления воспитанников, имеющих существенные нравственные пороки, вызванные наличием бурного криминального прошлого, отличающихся отсутствием всесторонней развитости. Такая обстановка затрудняет развитие коллектива, в этих условиях «микросреда выступает как значимый социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на личность»[19].
Существенным элементом микросреды в воспитательной колонии является особая стратификация несовершеннолетних осужденных, суть которой заключается в неофициальном делении на слои и касты. Причиной стратификации, отражающей специфику микросреды осужденных в ВК, является стремление отрицательно направленных воспитанников отделиться от общей массы несовершеннолетних осужденных, тем самым образуя свою неформальную касту, с целью получения выгоды для себя[20] [21].
В то же время в такой среде вырабатываются свои асоциальные нормы, разные по значимости. Классификацию таких норм необходимо исследовать как структуру взаимосвязанных элементов, в которой каждый элемент, не только содержит в себе недостатки предшествующих, но и отягчает их, расширяя границы негативных действий и поступков.
Одной из важнейших причин возобновления криминальной активности несовершеннолетних осужденных Г.Ф. Хохряков считает психические отклонения, вызывающие у них внутреннюю напряженность (опасения, страхи, тревожность, мнительность, враждебность, агрессивность, неуверенность, нерешительность). В качестве второй причины выступает консолидация несовершеннолетних осужденных, усиливающая их отчужденность от общества и администрации учреждения, а в качестве третьей - криминальная самоорганизация .
Негативные элементы наказания в виде лишения свободы оказывают сильное давление на приобретение и развитие антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего осужденного, а следовательно, и на совершение ею преступлений.
Высокий процент подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, с огромным трудом приспосабливаются к требованиям режима, труду, учебе, воспитательным мероприятиям. В первую очередь это связано с тем, что ранее несовершеннолетние были лишены контроля со стороны родителей, проводили большую часть времени на улице, совершали различного рода проступки и правонарушения. В то же время высокая адаптация к уличной среде способствует активному поиску отрицательных лидеров в местах лишения свободы[22].
Неформальная структура взаимоотношений несовершеннолетних осужденных в значительной мере обусловливает их линию поведения, а также происходящие в ВК явления и процессы. Борьба каждого воспитанника за положение в неформальной иерархической структуре является постоянным источником межличностных противоречий.
Анализ процесса появления и деятельности отрицательно настроенных осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, позволяет утверждать, что они существуют в каждом отряде, являясь продуктом специфичной микросреды. Данные воспитанники демонстрируют свою власть в исправительном учреждении, конкурируют между собой, организуют разборки, притесняют положительно характеризующихся осужденных, создают криминогенную атмосферу враждебности, приводящую к криминальным конфликтам.
Устоявшийся рост криминогенной напряженности в воспитательных колониях определяется следствием того, что обычаи и традиции, существующие и стремительно развивающиеся в коллективе отрицательно направленных осужденных, создают проблемы независимого и положительного поведения в период отбывания наказания для других воспитанников. Как отмечал С.В. Познышев, «арестант никогда не останется один, он находится в атмосфере циничных выходок и разговоров, безвозвратно растворяется в среде арестантов. Отдельные личности скрываются от воспитательного воздействия, порабощаются группой, подчиняются тем грубым обычаям и традициям, которые складываются в арестантской среде, и утрачивают положительные черты своей индивидуальности, духовными же вождями сплоченных арестантских групп обыкновенно бывают худшие, а не лучшие. Слишком трудно в грубой арестантской среде сохранить чувство собственного достоинства»[23].
С чем встретится несовершеннолетний осужденный в условиях ВК - с отношениями взаимного уважения личностных достоинств между воспитанниками, проявлением агрессии, ненависти, злобы, безразличием к человеку, агрессивностью, обманом, неискренностью, ритуальностью в поведении, заботой - все это во многом зависит от администрации, осуществляющей управления процесс отношениями осужденных в воспитательной колонии. Конечно же, недопустимо проявление сотрудниками любых отделов и служб негуманистических видов отношений.
Жизнелюбие, профессионализм, мировоззрение, умение проявлять истинное доброе и заботливое отношение к людям, нравственность - это критерии, на которые необходимо ориентироваться сотруднику ВК.
Важным моментом является адаптация вновь прибывших осужденных в условиях ВК, она может быть различных видов:
негативная по форме, но позитивная по содержанию - несовершеннолетний осужденный не поддается влиянию отрицательной части осужденных, но в связи со своими внутренними убеждениям и иногда прибегает к нарушению установленного порядка отбывания наказания;
позитивная по форме, но отрицательная по содержанию - оспитанник как бы легко переживает новые условия жизни, не проявляя признаков дезадаптации, не испытывая дискомфорта, легко «прописывается» в группах осужденных с отрицательной направленностью;
отрицательная по форме и содержанию - осужденные не желают и неспособны адаптироваться к условиям ВК. Данная категория воспитанников представляют непосредственную угрозу нормальной деятельности учреждения;
позитивная по форме и содержанию - несовершеннолетние осужденные соблюдают все правила отбывания наказания и требования администрации ВК, устанавливают гуманистические отношения с окружающими. Это идеальный стандарт адаптации несовершеннолетних осужденных.
Таким образом, подростки, попадая в воспитательную колонию, сталкиваются с трудностями в восприятии режимных требований, ограничений которые раньше они не испытывали. В результате они выбирают более легкое решение, примыкая к группам отрицательной направленности, главная цель которых противостоять нормальной деятельности учреждения. Даже поверхностное изучение этой проблемы свидетельствует о том, что организация воспитательного процесса протекает в условиях противоборства двух сил: формальной (администрация ВК) и неформальной (несовершеннолетние осужденные). Это противоборство в условиях изоляции от общества носит объективный характер и нередко выливается в конкретные поведенческие акты, целью которых является дезорганизация деятельности учреждения.
Гораздо большим разнообразием по сравнению с внутренними факторами отличаются внешние.
По мнению Н.П. Барабанова, возникающие осложнения оперативной обстановки и чрезвычайные ситуации в воспитательных колониях во многом связаны со следующими отрицательными сторонами в организации процесса исполнения наказания:
недостатки в информационном обеспечении процесса исполнения наказания, предупредительной деятельности;
недостатки в организации криминологического прогнозирования;
неэффективность решений по организации предупредительной деятельности, принимаемых начальником исправительного учреждения и руководителями структурных подразделений;
отсутствие надлежащей системы контроля за деятельностью структурных подразделений по реализации принимаемых решений, направленных на профилактику ситуаций криминального характера;
несовершенство функционально-организационной структуры исправительных учреждений;
проблемы в кадровом обеспечении исправительных учреждений;
низкий уровень организации профессиональной подготовки и повышения профессионального мастерства сотрудников.
Нередко серьезные просчеты в деятельности администрации воспитательных колоний могут приводить к преступлениям, дезорганизующим деятельность указанных учреждений. К причинам, способствующим возникновению массовых недовольств воспитанников, выливающихся в дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, относятся:
- нарушение сотрудниками воспитательных колоний законности, незаконное водворение в ДИЗО, неуважительное отношение к воспитанникам;
- «репрессивные» методы работы;
- наличие в ВК группировок осужденных отрицательной направленности, неоднократно судимых осужденных, имеющих криминальный опыт;
- недостатки в жилищно-бытовом и коммунальном обеспечении;
- неполная трудовая занятость;
- слабая оперативная осведомленность оперативных сотрудников ВК;
- отсутствие профилактической работы с осужденными, способными организовать групповые эксцессы;
- несвоевременное выявление и постановка осужденных на профилактический учет;
- слабо организованный досуг воспитанников;
- слабая организация режима ВК и невыполнение режимных требований осужденными.
Большинство внешних факторов характеризующих исследуемое деяние, как правило, обусловлены недостатками надзора, ошибками администрации в осуществлении режима, неправомерными действиями сотрудников воспитательных колоний.
В значительной мере условиями, способствующими сохранению негативного поведения подростка, отбывающего наказание в ВК, становятся просчеты в осуществлении режима содержания. Условия режима отбывания наказания призваны осуществлять воспитание несовершеннолетних осужденных дисциплинировать их поведение, вырабатывать соблюдение правил внутреннего распорядка. Недостатки в организации службы, упущения в использовании средств воспитательного процесса образуют весьма специфическую совокупность обстоятельств, преодоление которых является важным условием предотвращения совершения воспитанниками действий по исследуемому нами составу преступления[24].
Отсутствие воспитания правопослушного поведения несовершеннолетних с помощью карательных и некарательных элементов режима наносит серьезный ущерб процессу исправления несовершеннолетних осужденных, предупреждению совершения ими новых преступлений в воспитательных колониях. Случаи, когда воспитаннику удается уклониться или предоставляется возможность такого уклонения от воздействия кары, резко ослабляют ее воспитательное воздействие, а следовательно, она реализуется не в полном объеме, установленном законом[25].
Точное соблюдение воспитанниками ВК распорядка дня, выполнение ими всех правил поведения и требований, предъявляемых к несовершеннолетним осужденным во время отбывания наказания, непосредственно обеспечивается воспитательным воздействием режи- ма[26].
Как показало проведенное нами исследование, несовершеннолетние, осужденные по ст. 321 УК РФ, ранее нарушали эти правила, что подтверждает сохранение у них устоявшихся антиобщественных взглядов и привычек. Слабый надзор за воспитанниками, плохой контроль за их поведением, отсутствие должного реагирования представителей администрации на нарушения режима, а также нетребовательность со стороны администрации приводит к нарушению правил внутреннего распорядка в ВК. Нередко множественные правонарушения воспитанников остаются без всякого внимания со стороны администрации ВК, в результате чего у несовершеннолетнего осужденного формируется преступное представление о возможности безнаказанно совершать различные правонарушения и преступления. Все это приводит к совершению новых проступков, по сути перерастающих в преступления. Просчеты и недостатки в дисциплинарной практике заметно снижают эффективность карательно-воспитательного воздействия и служат первостепенными причинами совершения исследуемого нами преступления[27].
Результаты опроса обращают внимание на факт профессиональной неподготовленности отдельных сотрудников правоохранительных органов к проведению расследования преступлений, совершаемых в воспитательных колониях. В частности, как признают сами сотрудники, нередко имеют место случаи явно неправильной квалификации совершаемых в учреждении преступлений. Причин этому немало, в том числе нежелание выносить сор из избы. Существующая до настоящего времени практика сокрытия «незначительных» происшествий в ВК и СИЗО часто связывается с необходимостью представления в вышестоящие инстанции сфальсифицированных данных.
Опасное преступление может быть представлено как малозначительное либо как дисциплинарное нарушение. Если дознание по такому факту проводится, то чаще всего к нему относятся халатно, опросы участников события и сбор доказательств превращаются в формальность даже и тогда, когда преступление совершено против сотрудников воспитательных колоний. Если преступное посягательство было направлено против воспитанника, нередко дознание проводится формально и, как правило, завершается применением к виновному мер дисциплинарного характера.
Недостаточное внимание в воспитательных колониях уделяется такому важному показателю, как реальная помощь несовершеннолетним осужденным, стремящимся к исправлению и возвращению в гражданское общество (ресоциализации). Множественные мелкие конфликты, возникающие между воспитанниками, могут привести к совершению ими различных преступлений, в том числе исследуемого нами. К сожалению, сотрудники мест лишения свободы не всегда своевременно реагируют на данные конфликтные ситуации и угрозы отдельных осужденных. Это является серьезной ошибкой.
Существует также необходимость повышения количества привлеченных к труду несовершеннолетних осужденных. Правильно организованное трудовое воспитание осужденных в значительной мере способно обеспечить переориентацию установки личности, поскольку труд - основа воспитательного процесса. Неслучайно отечественный законодатель признает в качестве одного из основных средств исправления - общественно полезный труд. Воспитание через труд является платформой формирования нравственных качеств воспитанников через привитие трудолюбия, получение профессии или специальности.
Правильное использование несовершеннолетних осужденных в трудовой деятельности, сочетающееся с достойным материальным стимулированием, благосклонно влияет на состояние и динамику преступности в воспитательных колониях.
К внешним факторам, влияющим на совершение несовершеннолетними исследуемого нами преступления, к сожалению, относятся недостатки действующего в настоящее время уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. На необходимость совершенствования уголовного законодательства обратили внимание 83,0 % опрошенных работников системы исполнения наказания и прокуратуры за соблюдением законности в исправительных учреждениях. По их мнению, наиболее агрессивны и криминально активны воспитанники в возрасте от 14 до 16 лет, адекриминализация некоторых деяний (таких как злостное неповиновение, незаконная передача предметов, запрещенных в местах лишения свободы, организация преступных группировок и участие в них, причинение тяжкого вреда здоровью, употребление наркотических веществ) способствует совершению дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, а также других преступлений.
Следующий аспект исследуемой проблемы касается анализа психологических причин совершения несовершеннолетними осужденными действий, по исследуемому нами составу преступления.
Примыкая к группам отрицательной направленности, целью которых является совершение преступлений в ВК (в том числе дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества), несовершеннолетний осужденный полностью принимает криминальную направленность группы, разделяет ее мотивы и цели достижения задуманного. В связи с этим подросток старается оправдать ожидание членов отрицательно направленной группы несовершеннолетних осужденных, нередко и через совершение преступления.
Анализ актов судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, а также личных дел несовершеннолетних осужденных, данные психологов, работающих в ВК, позволили нам выявить следующие психологические причины криминальной активности воспитанников:
неумение правильно адаптироваться в социуме, неумение отстаивать свое мнение социально приемлемым способом, наличие проблем в сфере межличностных отношений;
педагогическая запущенность, несоответствующий возрасту низкий уровень образования и общей культуры. Некоторые осужденные никогда в жизни не посещали школу, многие преждевременно бросили учебу, вследствие этого большинству несовершеннолетних осужденных трудно вернуться к обучению в условиях ВК. Они боятся насмешек младших по возрасту воспитанников и неприятия со стороны учителей. Возвращение подростка в школу становится значимой частью реабилитационного процесса несовершеннолетних осужденных;
задержка в психическом и психофизиологическом развитии. Среди воспитанников ВК достаточно велика доля тех, у кого может быть выявлена задержка психического развития различной степени. Необходимо тщательная диагностическая работа психолога, психиатра для определения причин задержки и дифференциации причин такой задержки с каждым воспитанником индивидуально;
зависимость от психоактивных веществ. Многие несовершеннолетние осужденные, совершившие действия, предусмотренные исследуемым нами преступлением, ранее злоупотребляли алкоголем, психотропными и наркотическими препаратами. Длительное употребление этих веществ привело к развитию у них психических расстройств и органическому поражению головного мозга, а внутривенное использование наркотических средств, в свою очередь, повысило риск заражения ВИЧ другими осужденными и сотрудниками;
психологические расстройства, связанные с перенесенными стрессами. Психологическое состояние подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, характеризуется наличием серьезных личностных проблем и изменением системы моральных ценностей, что непосредственно влияет и на совершение ими преступлений;
утрата социальнополезных связей (потеря контакта с семьей, агрессия по отношению к родным). Многие подростки, находящиеся в ВК и склонные к совершению противоправных действий, имеют сложные отношения со своими родными, а многие полностью утратили такую связь. Это вызвано рядом различных причин (асоциальное поведение родителей, агрессивность и конфликтность подростка, воспитание в детском доме, удаленность воспитательной колонии от места проживания родителей и подростка, нестабильное финансовое положение родственников, выраженное в невозможности добраться до места дислокации учреждения). В то же время, какой бы не была причина, изложенное приводит к ухудшению психологического состояния воспитанника и совершению преступлений, поэтому нужна серьезная работа по восстановлению семейных связей и привлечению к воспитанию отрицательно направленных осужденных их родственников, что непосредственно должно благоприятно отразится на уровне криминальной обстановки в ВК;
отсутствие профессиональных педагогических кадров в школах, профессиональных училищах, недостаточное финансовое стимулирование педагогов, интереса и внимания воспитанников к предметам и специальностям, а также слабый уровень психологопедагогической работы, благоприятно воздействующей на детей;
слабая работа органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних детей-сирот и детей без попечения родителей, отсутствие мер социальной поддержки;
в целом отсутствие должного контроля со стороны государства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных;
негативная роль средств массовой информации, заключающаяся в отрицательном влиянии на психику, развитие личности детей, формирование у них общепринятых социальных и моральных позиций. Современные телепередачи и компьютерные игры носят идеологию насилия, разврата, эгоизма, межнациональной розни, экстремизма и пропагандируют тюремную романтику, вызывают чувство неприязни к сотрудникам правоохранительных органов. На общероссийских обязательных общедоступных каналах транслируется незначительное количество детских познавательных и патриотических телепередач и они нередко идут в то время, когда дети находятся в школе. Перечисленное приводит к деградации личности подростка, неправильному восприятию действительности и совершению преступлений, в том числе во время отбывания наказания в виде лишения свободы;
низкий уровень медицинского обеспечения подростков, как до помещения в ВК, так и после. Некоторые из психических аномалий можно было бы не допустить еще в раннем возрасте, из-за недостатка бесплатных медицинских препаратов, современных медицинских технологий и качественного обслуживания приобретают постоянство в медицинских учреждениях страны. В настоящее время отсутствуют лечебно-профилактические учреждения для содержания несовершеннолетних осужденных, поэтому лица этой возрастной группы с различными заболеваниями попадают в лечебные учреждения для взрослых осужденных, где имеют место грубейшие нарушения уголовно-исполнительного законодательства и подростки содержатся вместе (в одной палате) с взрослыми, что непосредственно влияет на психологическое формирование личности воспитанников, прививает им навыки и традиции уголовного мира. Попадая в эти учреждения, несовершеннолетние осужденные испытывают притеснения, которые могут привести к насильственным действиям со стороны взрослых осужденных, что может спровоцировать к совершению исследуемого нами преступления;
отсутствие должной общественнополезной занятости и общественной нагрузки на подростков, содержащихся в ВК, приводит к формированию преступного поведения и выступает благотворной почвой для развития негативных явлений, таких как употребление алкоголя, наркотиков, курение, азартные игры, беспорядочная половая жизнь и др.;
слабая работа попечительского совета и родительских комитетов при ВК, которая приводит к снижению уровня воспитательного воздействия на подростков.
Вероятно, криминализация все большей части несовершеннолетних осужденных является следствием утраты современным обществом системы социального контроля над процессом становления подрастающего поколения в целом. Многие институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение.
Процесс социализации подростков приобретает все более негативный характер. Несовершеннолетние осужденные в настоящее время испытывают в большей степени духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не институтов гражданского общества[28].
Среди несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления в воспитательной колонии, в том числе действия, дезорганизующие деятельность этих учреждений, трудно встретить тех, у кого не было бы психолого-педагогических проблем. Именно эти проблемы часто оказываются в центре внимания специалистов, и работа над ними составляет существенную часть деятельности по реабилитации девиантных подростков.
Анализируя сложную ситуацию, связанную с детерминацией преступности несовершеннолетних осужденных, следует уделять первостепенное внимание вопросам психологопедагогического воспитания в детском возрасте. Изучение жизни осужденных позволяет прийти к выводу, что причина отклоняющегося от общепринятых норм поведения кроется в ненадлежащих действиях взрослых, прежде всего родителей.
Под причинами преступного поведения несовершеннолетних осужденных понимаются явления, дающие толчок к социальным противоречиям, межличностным конфликтам, что в конечном счете приводит к совершению преступлений, в том числе предусмотренного ст.321 УК РФ. Под условиями следует рассматривать множество обстоятельств, способствующих реализации указанных причин.
К совершению исследуемого преступления в воспитательной колонии ведут две детер- минантные категории: 1) личность несовершеннолетнего осужденного с более или менее выраженной антиобщественной установкой; 2) определенная предпреступная ситуация, складывающаяся непосредственно в учреждении, которая может играть роль причин и условий совершения преступления.
При оценке состояния преступности в ВК необходимо учитывать и ее латентность. Тенденции латентности свойственны не только исследуемому нами преступлению, но и преступности в целом. Каждый преступник, совершивший то или иное преступление, желает скрыть его. О существовании скрытой преступности упоминали еще родоначальники ее статистического изучения. «Известна лишь часть всех совершающихся преступлений»,- говорил А. Кетле[29].
Существенное влияние на динамику преступности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях оказывают как социально-экономические проблемы, стоящие перед государством и уголовно-исполнительной системой, так и изменения в количественных и качественных показателях преступности несовершеннолетних в целом. За продолжительным снижением уровня преступности несовершеннолетних последовало его повышение (в том числе в ВК), а также возросла тяжесть и степень общественной опасности совершаемых ими деяний.
К сожалению, статистические данные МВД и ФСИН России обосновано критикуются современными криминологами. Это связано с объективными (высокая латентность преступности несовершеннолетних осужденных в ВК) и субъективными (нарушения при ведении учетно-регистрационной работы сотрудниками правоохранительных органов) факторами. Администрацией многих учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, в целях поддержания положительной стабильности в показателях работы умышленно скрываются факты совершения преступлений воспитанниками данных учреждений, в том числе дезорганизующих их деятел ь- ность. Приказ ФСИН России от 6 марта 2006 г. № 86 «О совершенствовании рейтинговой оценки социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» утверждает Положение о рейтинговой оценке и определяет состояние социальной, психологической и воспитательной работы воспитательных колоний в целях выявления лучших и худших учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы России. По нашему мнению, это Положение в значительной мере влияет на латентность статистических данных о преступлениях, дезорганизующих деятельность ВК, и обусловлено стремлением руководства ВК улучшить свое рейтинговое положение и не получить дисциплинарное взыскание.
На заседании Общественного совета при ФСИН России в декабре 2007 г.был рассмотрен ряд вопросов, касающихся причин и условий массовых беспорядков, прокатившихся волной по воспитательным колониям за год. Начальник отдела воспитательных колоний ФСИН России Ю.А. Краснов основной причиной данных беспорядков назвал отсутствие высококвалифицированных кадров, он говорил: «Согласитесь, невозможно эффективно выстраивать работу в учреждениях, когда недокомплект личного состава превышает 10 процентов, а воспитатели работают в режиме сутки через двое, где тут уж говорить о непрерывном воспитательном процессе, индивидуальном подходе и тому подобных вещах»[30]. Отсутствие профессионализма в действиях некоторых сотрудников, а именно неумение правильно квалифицировать действия несовершеннолетних осужденных по ст.321 УК РФ, непременно приводит к сокрытию данного преступления и помогает избежать преступнику должного наказания. К сожалению, к таким осужденным чаще применяется меры дисциплинарного воздействия. По нашему мнению, такое положение дел в ВК сохранилось и до сегодняшнего дня.
Еще одна причина латентности действий, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенных несовершеннолетними осужденными, скрывается в бездействии подростков, являющихся потерпевшими. Подобного рода бездействие обусловлено следующими причинами:
- недоверие к администрации ВК (на вопрос «К кому Вы обратитесь за помощью, если против Вас совершат преступление?» 74,0% респондентов ответили «к другим осужденным»);
- соблюдение воровских традиций (43,0%анкетируемых на вопрос «Как Вы относитесь к уголовным традициям и обычаям преступного мира?» ответили «положительно»);
- переживание за свою безопасность (на вопрос «Ощущаете ли Вы себя в безопасности?» 63,0% воспитанников ответили «нет»);
- психическое состояние осужденного, в отношении которого совершено преступление;
- незнание в полной мере воспитанниками своих прав и обязанностей (на вопрос «Инструктировали ли Вас сотрудники ВК о Ваших правах?» 37,0% ответили «нет»).
Еще одной причиной латентности исследуемого преступления является возраст несовершеннолетнего осужденного, совершившего дезорганизацию деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества. Согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за указанное преступление подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Мы уже отмечали, что наиболее преступно активны несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 16 лет. В связи с этим неумолимо растет количество преступлений, предусмотренных ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», за которое возраст уголовной ответственности начинается с 14 лет.
Наряду с общепринятыми причинами латентности преступности несовершеннолетних осужденных, целесообразно отметить, что значимыми факторами, снижающими в большей степени статистические данные о дезорганизации деятельности ВК, являются:
Положение о рейтинговой оценке;
неправильная квалификация сотрудниками воспитательных колоний деяния, предусмотренного ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»;
халатное отношение к проведению дознания по рассматриваемому преступлению;
возраст несовершеннолетнего осужденного, совершившего действия, дезорганизующие деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;
бездействие потерпевшего;
отсутствие высококвалифицированных кадров;
недостатки в учетно-регистрационной работе;
уменьшение общего числа несовершеннолетних осужденных.
Все указанные положения в значительной степени снижают количественный показатель статистических данных о преступности в воспитательных колониях в целом и по исследуемому нами преступлению в частности.
Таким образом, детерминантами преступлений несовершеннолетних осужденных, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, следует считать совокупность негативных обстоятельств и причин, действующих на субъективном уровне, отражающем взаимодействие личности воспитанника с конкретной негативной ситуацией.
[1] См.: Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 2000. С. 179.
[2] См.: Кернаджук И. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества :дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 48-49; Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1984. С. 11.
[3]См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 57.
[4] Криминология: учебник / под общ.ред. А. И. Долговой. С. 428.
[5] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 60.
[6] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 60.
[7] См.: Криминология: учебник / под общ.ред. А.И. Долговой. С. 428.
[8] См.: Новосельцева Н. В. Агрессивность и преступность среди несовершеннолетних // Ювенальная юстиция: мультидисциплинарный подход: материалы симпозиума. Ростов н/Д, 2002. С. 37.
[9] См.: Ювенология и ювенальная политика в 21 веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. С. 379-382.
[10] См.: Старков О. В. Основы криминопенологии. Уфа, 1997. С. 178-180.
[11] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 79.
том: «что же за вор, если еще в тюрьме не побывал». Из тюрьмы мальчик выйдет уже далеко не таким, каким он туда попал, в его психологии совершается роковой перелом: он уже отрезанный ломоть, он как бы сопричислился к иному миру и закрепился в нем». (См.: Окунев Г. Указ.соч. С. 34).
[13] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 87.
[14] См.: Сочивко Д. В., Полянин Н. А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. М., 2009. С. 165-168.
[15]См.: Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1. М., 1998. С. 73.
[16] См.: Новикова Ю. В. Указ.соч. С. 90-95.
[17] См.: Старков О. В. Криминопенология. М., 2004. С. 103-108.
[18]См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика / под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. С. 99.
[19] Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М., 1979 . С. 3.
[20] См.: Шмаров И. В. Воздействие на среду осужденных // Воспитание и правопорядок. 1981. № 7. С. 65.
[21] См.: Хохряков Г. Ф. Криминология / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1999. С. 296-316.
[22] См.: Шулепова Е. Указ.соч. С. 9.
[23] См.: Талакин К. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С.123; Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. С. 158.
[24] См.: Легостаев С. В. Указ.соч. С. 127.
[25] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 106.
[26] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 123.
[27] См.: Кернаджук И. В. Указ.соч. С. 109.
[28] См.: Петухов В. Г. О причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними // Преступность несовершеннолетних: современное состояние, проблемы противодействия. М., 2002. С. 29.
[29] Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. С. 176.
[30] Цит. по: Мурзин Е. В чем причина беспорядков? // Преступление и наказание. 2008. № 2. С. 4.
|