Вторник, 26.11.2024, 16:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Меры предупреждения дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества в отношении несовершеннолетних осужденных

К главным обязанностям воспитательных колоний относятся обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также сотрудников, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях[1]. Совершение несовершенно­летними осужденными преступлений, в том числе изучаемого нами, дестабилизирует опера­тивную обстановку внутри ВК, ставит под угрозу безопасность персонала и осужденных учреждения, осложняет реализацию учебно-воспитательного процесса, ухудшает морально­психологический климат внутри коллектива осужденных, что в конечном итоге не способ­ствует достижению целей уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодатель­ства.

Достижение успехов в деятельности по предупреждению преступлений несовершенно­летних осуществляется непосредственно с помощью научного познания и организации практи­ческой деятельности ВК. Деятельность учреждений, направленная на предупреждение обще­ственно опасных деяний, актуальна на протяжении всего периода существования преступности, имеет свою многовековую историю и тесно связана с теорией и практикой применения наказа­ния. В юридической литературе понятие «предупреждение» давно оспаривается в вопросах со­отношения с понятиями «профилактика» и «пресечение» преступлений. В ряде случаев эти по­нятия различаются с выделением их специфического содержания, в других - отождествляются. Уяснение содержания этих понятий дает нам не только теоретическое, но и практическое пони­мание этих терминов[2].

Так, Г.А. Миньковский считает, что разграничение понятий «профилактика», «преду­преждение», «пресечение» противоречит буквальному смыслу этих терминов[3].

Напротив Г.А. Аванесов отмечает, что понятие «предупреждение» шире, чем понятие «профилактика». В первом случае речь идет о явлении в целом, обладающем определенными тенденциями, признаками и закономерностями, присущими только определенному преступ­лению. Во втором случае решается вопрос профилактики преступлений на различных уров­нях (с позиций теории и практики)[4].

А.Ф. Зелинский рассматривает предупреждение преступности как систему мер, пред­принимаемых обществом для того, чтобы сдержать рост преступности и по возможности снизить ее уровень посредством устранения способствующих ей причин и условий, а также путем предотвращения и пресечения конкретных преступлений[5]. Данное обстоятельство сводится к тому, чтобы пресечь совершение реально возможного преступления или предот­вратить его развитие на ранних стадиях. Профилактика, по его мнению, это целенаправлен­ная деятельность уполномоченных на то органов в частности и общества в целом по устра­нению, нейтрализации или ослаблению факторов, порождающих или способствующих пре­ступности. Предотвращение преступлений, по мнению А.Ф. Зелинского, необходимо рас­сматривать в совокупной системе действий, нацеленных на предотвращение преступного намерения конкретного лица до начала преступного посягательства при установлении умыс­ла либо на стадии преступного приготовления к общественно опасному деянию. Сама дея­тельность по пресечению заключается в комплексе мероприятий, направленных на своевре­менное прекращение уже начавшейся преступной деятельности и предотвращение преступ­ных последствий деяния[6].

С тем чтобы более подробно и тщательно проанализировать рассматриваемые нами

понятия, обратимся к их лексическому значению.

В толковом словаре русского языка термин «профилактика» рассматривается как со­вокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка[7]. «Предупредить» - значит заранее известить, уведомить, заранее принятыми мерами отвратить; «предотвратить» - отвести заранее, устранить; «пре­сечь» - прекратить сразу, остановить резким вмешательством[8].

По нашему мнению, термины «предупреждение» и «предотвращение» являются сло­вами-синонимами. В дальнейшем из этих двух терминов мы будем использовать только тер­мин «предупреждение», так как он более распространен в научной литературе и норматив­ных актах.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних заключается в комплексе меро­приятий проводимых многообразными государственными органами, общественными орга­низациями, отдельными гражданами и обществом в целом, направленных на предотвраще­ние преступлений со стороны подростков, а также на устранение их причин и условий[9].

Предупреждение совершения новых преступлений лицами, осужденными к лишению свободы, в исправительных учреждениях различного вида принято считать специальным (пенитенциарным) предупреждением.

Уголовно-исполнительная система носит сложный, противоречивый и не подлежащий однозначной оценке характер. Воспитательные колонии, уголовная субкультура, состав осужденных, их взаимоотношения с администрацией и друг с другом и др., составляют спе­цифику предупредительной работы данных учреждений по профилактике преступлений.

Правовую природу мер по предупреждению преступлений в ВК определяет комплекс норм, регламентирующих их профилактическую деятельность с целью предупреждения пре­ступлений несовершеннолетними воспитанниками.

В системе предупреждения преступности традиционно выделяются три вида: а) общее предупреждение, б) индивидуальное и в) специально-криминологическое. Критерием такого вы­деления служит масштаб (объем) предупредительной деятельности.

Рассмотрим общую предупредительную деятельность, которая является многоплано­вым направлением, включающим в себя меры различного характера: правовые, организаци­онные, социально-экономические, психологические, воспитательные, педагогические и др.Конечной целью этих мероприятий должно стать выявление и устранение внешних обсто­ятельств, способствующих совершению несовершеннолетними осужденными исследуемого

нами преступления.

Решающую роль здесь играет администрация ВК. Однако, как показывает нам прак­тика, далеко не всегда администрация учреждения может с помощью собственных сил и средств ликвидировать причины и условия действий, дезорганизующих их деятельность. В связи с этим существует необходимость в объеме всей предупредительной деятельности от­метить роль частных предупредительных мероприятий, осуществляемых непосредственно правоохранительными органами и иными государственными учреждениями, имеющими бо­лее широкую компетенцию[10].

Мы поддерживаем мнение специалистов, утверждающих, что большинство выпуск­ников специализированных учебных заведений ФСИН России усваивают преимущественно юридические взгляды на проблему исполнения наказания и исправления осужденных, одна­ко решение оперативно-служебных задач требует профессиональных психологических уме­ний воздействия на личность, педагогической подготовленности. Гуманитарная подготовка не только предполагает расширение знаний в области человековедения, но и призвана сти­мулировать развитие в сотруднике творческой личности[11].

Эффективность профилактической работы в ВК во многом зависит от выполнения всеми сотрудниками учреждения и иными лицами, которые вступают в контакт с несовер­шеннолетними осужденными, требований уголовно-исполнительного законодательства.

Практика показывает, что при равных условиях работы ВК результаты их деятельно­сти далеко не одинаковые. Это является следствием недооценки соблюдения принципа един­ства педагогических требований к осужденным, слабой индивидуальной и психологической работы с осужденными, склонными к преступным проявлениям и нарушениям установлен­ного порядка отбывания наказания.

При рассмотрении вопроса обобщепредупредительной деятельности необходимо от­метить, что она является многовекторным направлением, включающим в себя меры различ­ного характера, основными из которых являются культурологические, экономические, соци­ально-психологические, воспитательные, правовые, применение которых и должно, на наш взгляд, привести к выявлению и устранению основных криминогенных причин, способству­ющих совершению несовершеннолетними осужденными действий, предусмотренных иссле­дуемым нами составом преступления. Причем только при комплексном применении указан­ных мер можно рассчитывать на достижение положительных результатов в деле противодей­ствия преступности в воспитательных колониях. Итак, рассмотрим более подробно эти меры.

Культурологические меры. Как показало проведенное нами исследование, одним из важных криминогенных факторов, провоцирующих совершение несовершеннолетними осужденными исследуемого преступления во время отбывания наказания, выступает крими­нальная субкультура (обычаи и традиции уголовного мира). Нельзя не согласиться с точкой зрения ученых, отмечающих, что причины пенитенциарной преступности несовершеннолет­них связаны в первую очередь с природой существования такого вида уголовного наказания, как лишение свободы[12], и в основном заключаются в возникающих противоречиях в сфере уголовного наказания и в преступной субкультуре. В связи с этим на первоначальном этапе осуществления профилактической деятельности в ВК должны стать мероприятия по нейтра­лизации и искоренению негативных проявлений криминальной романтики между воспитан­никами.

На наш взгляд, ослабить отрицательное влияние неформальных норм на отношения в среде несовершеннолетних осужденных не только возможно, но и необходимо. В своей ос­нове эта деятельность должна опираться не только на социально активную позицию осуж­денных, содержащихся в воспитательных колониях, но и на профессиональную организацию воспитательной и психологической работы в данных учреждениях и непосредственно на прямую поддержку государства.

Успех в борьбе с негативными проявлениями криминальной субкультуры в ВК будет обеспечен в том случае, если начать это противодействие не в воспитательных колониях, а значительно раньше, поскольку проблема повсеместной зараженности подростков «воров­ской» идеологией давно вышла за рамки проблемы исправительных учреждений. Это уже проблема общества и государства в целом, проблема взаимоотношений в детском обществе.

Обычаи и традиции преступного мира, сформировавшиеся много веков назад, прочно внедряются в жизнь обычного подростка, далекого от преступного мира. Как отмечалось ра­нее, не последнюю роль в этом процессе играют средства массовой информации, кино и те­левидение, пропагандирующие уголовные традиции. Современные подростки знают Сашу «Белого», главного героя криминального сериала «Бригада», наизусть повторяют его репли­ки, но к глубокому сожалению не могут рассказать стихи отечественных поэтов. Особенно сильно подвержена негативному влиянию криминальной субкультуры, конечно же, моло­дежь, которая словно губка впитывает в себя все то, что ей навязывается современным де­градирующим обществом.

Воспрепятствовать процессу повсеместного распространения романтики преступного мира, возможно только с помощью государственных органов и правового общества в целом. Данное обстоятельство справедливо отмечает В.Н. Кудрявцев, указывая в своих трудах на то, что криминальная субкультура, к сожалению, стала частью общей культуры населения и полностью вписывается в систему общественных нравов, ценностных ориентаций, мораль­ных и правовых воззрений людей, их привычек и стереотипов поведения, а также образа жизни в целом[13].

Меры социально-экономического характера. Среди предупредительных мер общего характера особое место занимают мероприятия, направленные на нейтрализацию социально­экономических факторов, способствующих совершению несовершеннолетними осужденны­ми преступлений, поскольку своими масштабами и целями охватывают всю сферу исполне­ния наказаний в виде лишения свободы и связаны в первую очередь с улучшением финанси­рования учреждений для несовершеннолетних.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации и Концеп­цией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 го­да обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улуч­шению положения малолетних и несовершеннолетних граждан:

Охрана и укрепление здоровья детей.

Профилактика социального неблагополучия семей.

Повышение эффективности государственной поддержки детей и подростков, ока­завшихся в особо сложных обстоятельствах, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание условий для активного включения подростков в социально­экономическую, культурную жизнь общества.

Развитие человеческого потенциала.

Данные положения следует внедрять не только в гражданское общество, но и в дея­тельность воспитательных колоний. В связи с этим мы считаем необходимым:

- коренным образом изменить систему здравоохранения уголовно-исполнительной системы, внедрять современные методы лечения и обслуживания осужденных, применять новое медицинское оборудование, создать специализированные медицинские учреждения для несовершеннолетних осужденных, повысить престиж медицинского работника УИС;

-привлекать к активному участию в воспитательном процессе родителей и родствен­ников осужденных;

- обратить особое внимание со стороны государства на проблемы несовершенно­летних осужденных, в целях их правового, педагогического и психологического воспита­ния проводить встречи и лекции с профессиональными юристами, педагогами, психоло­гами, известными людьми; закрепить данные учреждения за ведущими государственными организациями (шефство);

- повышать образовательный уровень воспитанников путем введения инновацион­ных технологий в образовательном процессе, изучения новых, наиболее интересных для подростков учебных дисциплин и специальностей; вести подготовку подростков по спе­циально разработанным программам, позволяющим в короткий срок приобретать профес­сии, имеющие высокий спрос на рынке труда применительно к региону, в который будет освобождаться подросток;

- привлекать как можно большее число подростков к оплачиваемому труду (привле­чение несовершеннолетних осужденных к труду является неотъемлемой частью социальной и профилактической работы в ВК)[14];

-вовлекать воспитанников в массовые занятия физической культурой, проводить раз­личного рода спортивные состязания по командным видам спорта не только в учреждении, но и между другими ВК, привлекать региональные отделения физической культуры и спор­та;

-организовывать выезды положительно характеризующихся воспитанников в музеи, театры, к памятникам культуры и истории.

Меры социально-психологического характера. В рамках предупредительной деятель­ности в ВК нельзя также не учитывать такой немаловажный фактор, предупреждающий пре­ступность, как воспитательное и психологическое воздействие на них.

Нахождение в местах лишения свободы главным образом отражается на психологии человека, особенно несовершеннолетнего. У многих воспитанников, совершивших преступ­ления во время отбывания наказания в ВК, были психические отклонения различной степе­ни, к сожалению, их, как правило, выявляют лишь после совершения ими преступлений.

Несовершеннолетние осужденные прибывают в воспитательную колонию в напря­женном психическом состоянии, связанном непосредственно с нахождением в следственном изоляторе. На вопрос «Где сложнее отбывать наказание в СИЗО или ВК» 78,0% опрашивае­мых ответили, что в СИЗО. По сути пребывание подростков в СИЗО, отягощенное негатив­ными обстоятельствами, приводит к дезадаптации личности несовершеннолетнего осужден­ного и ее распаду. Несмотря на это факт лишения свободы не является единственным усло­вием противоправного поведения подростков. Преступное поведение несовершеннолетних осужденных чаще всего обусловлено их образом жизни.

В.И. Игнатенко такой образ жизни подростков, содержащихся в ВК, определяет как антиобщественный и рассматривает его как типичные способы и формы жизнедеятельности, формирующие антиобщественные ценности, что находит свое проявление в «отклоняющем­ся от социальных и правовых норм поведении»[15].

Психологи такой образ жизни называют антисоциальным. Антисоциальность - это отрицательное отношение к социальным нормам или стандартам поведения, стремление противодействовать им[16]. П.Е. Разумовская отмечает, что «Наиболее опасная форма антисо­циального поведения выражается в преступности», а также, что «..антисоциальное поведе­ние проявляется не только во внешней поведенческой стороне, но и в изменениях ценност­ных ориентаций и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции по­ведения личности.»[17].

Изучая поведение несовершеннолетних осужденных, мы считаем необходимым согла­ситься с мнением профессора В.И. Игнатенко о том, что «Использование категории «образ жиз­ни» в исследовании преступности несовершеннолетних дает возможность глубоко проникнуть в сущность изучаемых антиобщественных явлений, позволяет правильно определить их причин­ные связи и закономерности, и в итоге разработать эффективные меры профилактического воз­действия на деформированные сферы образа жизни подростков»[18].

Меры социально-профессионального характера. Повышение профессионального и культурного уровня сотрудников, улучшение их материально-бытовых и социальных усло­вий непосредственно являются мерой предупредительного воздействия на исследуемое пре­ступление, так как именно сотрудники ВК с учетом их профессиональной деятельности вы­ступают потенциальными жертвами. Это, в свою очередь, предполагает меры по подбору и обучению кадров для работы в УИС и их материальное и социальное стимулирование.

Предупредительная работа со стороны сотрудников ВК может быть эффективна толь­ко в том случае, если они, приходя и уходя с работы, будут себя чувствовать защищенными со стороны государства, не будут испытывать материальных и бытовых трудностей.

Неудовлетворенность работой является одной из основополагающих причин вступ­ления таких сотрудников в запрещенные связи с несовершеннолетними осужденными, их родными и близкими, что зачастую приводит к формированию у воспитанников отрицатель­ного отношения к администрации учреждения и совершению в отношении их преступных посягательств. Таким образом, одной из мер устранения данного негативного явления вы­ступает необходимость усиления престижа работы в уголовно-исполнительной системе, а особенно в ВК[19].

Проблему социального характера представляет обеспечение сотрудников жилыми помещениями. Только 14,0% сотрудников ВК полностью удовлетворены жилищными усло­виями, тогда как количество неудовлетворенных составило 44,1%, а частично удовлетворен­ных - 41,9%. Удовлетворенность сотрудников жилищными условиями является эффектив­ным средством совершенствования работы по предупреждению преступлений.

Еще одной проблемой является забота о здоровье и досуге сотрудников воспитательных колоний. Необходимо кардинально улучшить медицинское обслуживание сотрудников ВК и членов их семей, организацию досуга, особенно в отдаленных исправительных учреждениях, направление сотрудников с семьями в профилактории и санатории УИС. На вопрос «Сколько раз за все время службы Вы и члены Вашей семьи посещали санатории УИС?» 87,0% опрашива­емых ответили «ни разу», 7,0% - «один раз» и лишь 6,0% посещали здравницы УИС два и более раз (в основном это начальники ВК и их заместители).

Эффективность деятельности учреждений для несовершеннолетних осужденных во многом зависит от отношения сотрудников к выбранной профессии. Так, 23,8% опрошенных полностью удовлетворены выбранной профессией, а 32,4% - удовлетворены частично. Сле­дует проводить работу с лицами, которые не задумывались об этом (22,9%) или не определи­лись с ответом (15,2%). Количество сотрудников, не удовлетворенных выбранной професси­ей, составляет5,7%.

Данные сведения, по нашему мнению, надо учитывать при отборе кандидатов для ра­боты в воспитательных колониях, их обучении. При подборе сотрудников воспитательных отделов нужно уделять особое внимание наличию педагогического образования. От данного показателя во многом зависит их отношение сотрудников к избранной профессии. При за­числении на учебу необходимо принимать во внимание регион, из которого направлен кан­дидат, и возможность его дальнейшего трудоустройства именно в ВК.

Таким образом, перечисленные меры общей профилактики преступлений несовер­шеннолетних осужденных, направленных на дезорганизацию деятельности учреждений, в которых они отбывают наказание, образуют общую систему профилактики преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы. Этот комплекс профилактических мер должен осуществляться непосредственно под контролем государства.

Поскольку общие меры предупреждения действий, дезорганизующих деятель­ность ВК, осуществляются через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, реализация которых требует длительного времени и охватывает все институты уголов­но-исполнительной системы и государства в целом, то непосредственно устранять при­чины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними осужденными преступлений в ВК, призваны специально-криминологические и индивидуальные меры предупреждения.

Меры индивидуального и специально-криминологического предупреждения в ВК направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного осужденного. Сле­довательно, данные меры должны учитывать особенности личности несовершеннолетнего осужденного, индивидуальную специфику каждого воспитанника, психологическое состоя­ние подростков.

Подробный анализ разнообразных подходов к определению понятия специально­криминологического и индивидуального предупреждения преступлений в местах лишения свободы свидетельствует о том, что данные меры тесно переплетаются и не могут существо­вать раздельно.

В Инструкции о порядке проведения профилактики правонарушений в воспитатель­ных колониях уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Российской Феде­рации указано, что основной целью профилактики правонарушений является предупрежде­ние правонарушений со стороны несовершеннолетних осужденных. При этом профилактика подразделяется на общую, способствующую выявлению причин и условий совершения пра­вонарушений в ВК и принятию мер по их устранению, и индивидуальную, цель которой - выявление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и оказание на них необходимого и воспитательного воздействия. По нашему мнению, в данной Инструкции понятием «правонарушение» охватывается понятие «преступление».

В условиях уголовно-исполнительной системы необходимо выделить ряд структур­ных компонентов воспитательной и психолого-педагогической деятельности: исследователь­ский, конструктивный, организаторский, коммуникативный[20].

Исследовательский (научный) компонент подразумевает систематизированный поиск важной информации, заключающийся в точном анализе передового (инновационного) опыта воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, путем совершенствования собственных знаний, навыков, умений в данной сфере. Указанная функция является основой профилактической и воспитательной деятельности ВК.

Конструктивный компонент связан с тщательным планированием всей воспитатель­ной деятельности воспитательной колонии с дальнейшим прогнозированием ее результатов.

Организаторский компонент указывает на правильную организацию воспитательного процесса, непосредственным организатором которого является начальник отряда.

Коммуникативный компонент рассматривает аспект психолого-педагогической деятельности и во многом определяет ее эффективность в целом.

Основной акцент в своей работе воспитатель должен делать на предупреждении преступлений, дезорганизующих деятельность учреждений для несовершеннолетних осужденных, а также на борьбе с криминальной субкультурой, организованными пре­ступными группами. Многие криминологические исследования подтверждают, что начальнику отряда необходимо иметь достоверную информацию об уровне социально - психологического развития несовершеннолетних осужденных. Отрицательно настроен­ные воспитанники требуют особого внимания, нуждаются в постоянном контроле, про­верке, организации межличностного взаимодействия, активном сотрудничестве с пси­хологом, врачом ВК, представителями оперативных отделов и отделов безопасности, контактах с родственниками и общественными организациями[21].

Успех деятельности воспитателя в плане предупреждения преступлений несовершен­нолетних осужденных в ВК, в том числе исследуемого нами, во многом зависит от интенсив­ности его научно-исследовательской работы, умения заинтересовать подростков воспитатель­ным процессом, направленным на отказ от антиобщественных установок, сориентировать их на условно-досрочное освобождение, ресоциализировать к дальнейшей жизни вне стен ВК[22].

Деятельность по предупреждению преступлений, дезорганизующих деятельность ВК, - это длительный, трудоемкий, непрерывный процесс, успех которого является результатом активной совместной деятельности как сотрудников, так и осужденных.

Специально-криминологическое предупреждение исследуемого преступления заклю­чается в целенаправленной деятельности всего учреждения по выявлению и устранению об­стоятельств, способствующих совершению данного преступления. При этом необходимо уделять особое внимание реализации мер индивидуально-профилактичекого воздействия на несовершеннолетних осужденных, склонных к совершению исследуемого состава преступ­ления[23].

Эта деятельность должна включать в себя:

а) комплексное исследование таких воспитанников, выявление негативных источни­ков воздействия на них;

б) принятие мер по ликвидации основных источников отрицательного влияния на профилактируемый субъект, а также моделирование ситуаций и разработка комплекса мер по предотвращению общественно опасных действий, если указанные меры не принесут успеха;

в) осуществление постоянного контроля за поведением воспитанников, склонных к совершению исследуемого преступления, путем постановки указанных лиц на профилакти­ческий учет[24].

Осуществление информационно-аналитической работы и своевременное выполнение указанных мероприятий способствуют успешному предупреждению исследуемого состава преступления, создают благоприятные условия для нормального функционирования ВК. Сбор информации на протяжении всего процесса предупреждения исследуемого преступле­ния служит одним из основных показателей успешной деятельности как учреждения, так и всей уголовно-исполнительной системы страны[25].

Учет такого огромного массива информации о каждом несовершеннолетнем осуж­денном, склонном к совершению исследуемого преступления, представляется чрезвычайно затруднительным. Только в том случае, когда орган профилактики будет располагать и пра­вильно использовать полученные данные о каждом интересующем нас воспитаннике, можно говорить об эффективности индивидуальных мер воздействия на них, что непосредственно приведет к достижению указанных целей индивидуальной профилактики изучаемого пре­ступления.

Для успешного предупреждения дезорганизации деятельности учреждений, обеспечи­вающих изоляцию от общества, совершенного несовершеннолетними, наличие указанной нами информации приобретает чрезвычайно важное значение.

Для рационального решения указанного комплекса вопросов необходимо своевре­менно вести учет и анализ следующей информации:

а) об изменениях и дополнениях, вносимых в действующее законодательство, ведом­ственные нормативные акты, судебной практике;

о происходящих в ВК происшествиях, протекающих явлениях, позволяющих пред­ставить картину латентных негативных процессов в среде несовершеннолетних осужденных; существовании группировок отрицательной направленности, конфликтных ситуациях и т. д.;

в) о готовящихся и совершенных правонарушениях и преступлениях находящих свое отражение в нарушениях режима и правил внутреннего распорядка;

г) экстремистских и террористических взглядов и устремлений в отношении администрации ВК;

д) отклоняющемся от нормы поведении воспитанников (причем как позитивном, так и негативном);

е) обращениях, жалобах, заявлениях, несовершеннолетних осужденных их родствен­ников и близких в адрес администрации ВК, а также в различные правоохранительные орга­ны и общественные организации;

ж) жалобах и обращениях в медицинскую часть учреждения с признаками физическо­го насилия;

официальных статистических данных, о совершенных преступлениях в различных ре­гионах страны.

В процессе исследования выяснилось, что в целях повышения эффективности инди­видуальной профилактической работы следует: определить резерв профилактических воз­можностей отделов и служб ВК; выявить и устранить причины и условия совершения пре­ступлений; составить план оперативных мероприятий и тактических действий, скоординиро­вав его с действиями других отделов и служб; выработать решения на основе прогнозирова­ния развития негативных явлений; создать совет профилактики, способный организовать взаимодействие различных служб колонии и систематический обмен полученной информа­цией.

Научный и профессиональный подход к организации взаимодействия между струк­турными подразделениями ВК означает не изменение функционального содержания их дея­тельности, а использование в комплексе возможностей различных подразделений для свое­временного и точного проведения мер профилактического характера. Профессиональное взаимодействие между сотрудниками ВК - одно из условий их успешной деятельности, направленной на выполнение стоящих перед администрацией задач. Совершенно справедли­во в этом случае отмечает В.Демин, говоря о том, что взаимодействие организуется в целях создания соответствующих условий (предпосылок) для функционирования структурных подразделений[26].

Считаем целесообразным отразить основные требования, которые необходимо вы­полнять руководителям воспитательных колоний при организации взаимодействия струк­турных подразделений в процессе профилактической деятельности:

а) систематичность учета тенденций развития криминогенной обстановки в ВК;

б) правомерность определения условий содержания несовершеннолетних осужденных с учетом их профессионально-трудового использования;

в) использование профессиональной компетентности сотрудников ВК при распределении наиболее сложных участков оперативно-служебной деятельности;

отчетность о профессиональной деятельности отделов и служб ВК;

д) своевременное информирование сотрудников о сложившейся оперативной обста­новке в учреждении, возникающих проблемах по всем направлениям деятельности;

е) квалифицированное обучение сотрудников тактическим методам осуществления профилактических мероприятий[27].

Таким образом, реализация данных требований руководством ВК подразумевает вы­полнение комплекса управленческих функций, то есть профессиональное выполнение воз­ложенных служебных задач, принятие квалифицированного управленческого решения и его контроль. При этом необходимо выделить три самостоятельных этапа - планирование (при­нятие решения), инструктаж (передача решения подчиненным), контроль за исполнением решения. Подобная схема в определенной степени универсальна для любой управленческой деятельности, в том числе для управления коллективом несовершеннолетних осужденных, особенно с целью предупреждения преступлений, дезорганизующих нормальную деятель­ность учреждений, где они содержатся.

В условиях формирования отечественной уголовно-исполнительной системы руковод­ство ФСИН России возлагает на своих сотрудников обязанности по оптимизации борьбы с нега­тивными явлениями в местах лишения свободы, в том числе с преступностью несовершеннолет­них осужденных, по повышению взаимодействия со всеми органами правопорядка и обще­ственной безопасности. Возрастание агрессивности в преступности несовершеннолетних в ВК, а также наличие ряда проблем требуют принятия определенных мер для улучшения указанного взаимодействия. Разностороннее взаимодействие всех подразделений ВК с другими правоохра­нительными органами и общественными организациями, на наш взгляд, должно привести к оп­тимизации нормативно-правовой базы, принятию федеральных и региональных программ по деятельности ювенальной юстиции.

Различные научные исследования показывают, что между несовершеннолетними осужденными в условиях отбывания наказания складываются определенные неформальные, а зачастую конфликтные отношений. Очень часто небольшие группы несовершеннолетних осужденных, имеющих в прошлом опыт криминального поведения, во главе с признанным лидером терроризируют основную часть воспитанников. Данные осужденные часто находят­ся в конфликтных отношениях как с сотрудниками ВК, так и с другими осужденными, име­ющими положительные характеристики. Руководитель одной из ВК во время беседы с нами сказал: «К сожалению, в нашей ВК есть такие воспитанники, которых невозможно воспитать и исправить». Во время беседы с этими воспитанниками, входящими в группу отрицательной направленности, один из них объяснил свое противоправное поведение тем, что он боится условно-досрочного освобождения из ВК в связи с тем, что его не примут дома отец и мать, отбывавшие ранее наказания в исправительных учреждениях и с детства прививавшие ему криминальную субкультуру.

Своевременное выявление и предупреждение конфликтов среди воспитанников, пре­сечение попыток их реализации и незаконными насильственными методами являются плат­формой профилактики не только правонарушений, но и дезорганизации деятельности дан­ных учреждений, жестокости и агрессивности несовершеннолетних осужденных, поскольку это основная форма удовлетворения конфликтных вопросов, возникающих в среде подрост­ков, а также между воспитанниками и сотрудниками воспитательной колонии.

Целесообразно согласиться с мнением А.И. Мокрецова и И.В. Шмарова, полагающих, что: «чем меньше групп, имеющих отрицательную направленность, тем меньше число осуж­денных, вступающих в конфликты, падает также численность конфликтов»[28]. Хотя данное положение относится к формированию конфликтов в среде взрослых осужденных, по наше­му мнению, оно эффективно может применяться и в среде несовершеннолетних.

Именно поэтому важнейшим направлением профилактической деятельности воспита­тельных колоний должна стать деятельность по ликвидации неформального влияния отрица­тельно характеризующейся части несовершеннолетних осужденных, которые, как мы указывали ранее, воплощают в жизнь благоприятные для них криминальные правила поведения, приводя­щие к созданию конфликтных ситуаций. Необходимо создать в учреждении положительную ат­мосферу, исключить неформальное влияние несовершеннолетних осужденных отрицательной направленности. При надлежащем выполнении всеми подразделениями ВК своих непосред­ственных обязанностей эта цель вполне достижима[29].

Для более подробного изучения несовершеннолетних осужденных отрицательной направленности необходимо применять опросы в форме анкетирования, интервьюирова­ния, а также опросы сотрудников, контактирующих с интересующими нас воспитанника­ми. Все существующие категории несовершеннолетних осужденных, состоящих на про­филактическом учете, могут совершить исследуемое нами преступление. На наш взгляд, для более систематизированной индивидуальной профилактики преступлений несовер­шеннолетних осужденных, дезорганизующих деятельность ВК, необходимо введение но­вой категории профилактического учета - как склонных к совершению преступлений, дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и постановка на него интересующих нас воспитанников.

Учитывая полученные сведения о личности изучаемого несовершеннолетнего осуж­денного, администрация ВК ставит его на различные виды профилактического учета и опре­деляет комплекс мероприятий, необходимых для проведения с ним, чтобы своевременно предотвратить исследуемое преступление. В связи с тем, что указанные воспитанники не одинаковы по своему сознанию, психическому складу, администрация ВК при определении комплекса профилактических мероприятий в отношении данных осужденных должна подхо­дить к ним строго индивидуально.

Индивидуализация профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, со­стоящими на профилактическом учете, производится дифференцированно, с индивидуаль­ным подходом к каждому профилактируемому лицу, с учетом его возраста, психологических особенностей, характера и степени тяжести совершенного преступления и правонарушения, определяющих в дальнейшем комплекс методов и форм профилактического воздействия на них. Эта работа должна непосредственно включать в себя:

изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденных, склонных к совершению рассматриваемого нами преступления;

выбор и использование средств психолого-педагогического воздействия на осуж­денного;

индивидуальное планирование работы с конкретной личностью подростка;

проведение разъяснительных и воспитательных бесед;

осуществление личного контроля со стороны воспитателей за поведением, выпол­нением поручений, отношением к труду и учебе;

индивидуальное шефство работников ВК над данными воспитанниками;

привлечение к профилактической работе общественных организаций, родителей и родственников осужденных.

Предупреждению исследуемого нами состава преступления будет способствовать беспрекословное выполнение требований режима со стороны как сотрудников ВК, так и вос­питанников, системное проведение обысковых мероприятий с целью изъятия запрещенных предметов, которые могут способствовать совершению изучаемого преступления. Сотрудни­кам, задействованным в проведении обыска, необходимо обратить пристальное внимание на переписку между осужденными внутри учреждения, содержащую угрозы применения физи­ческой расправы над сотрудниками воспитательной колонии и другими осужденными[30].

В случае обнаружения указанных запрещенных предметов и получения сведений о готовящемся преступлении следует незамедлительно применять весь комплекс мер профи­лактической работы с постоянным осуществлением контроля в сложившейся ситуации.

В целях предупреждения рассматриваемого нами преступления администрацией ВК должны осуществляться следующие повседневные мероприятия:

постоянное осуществление надзора и контроля за несовершеннолетними осужден­ными с целью исключения возможности совершения ими новых преступлений;

обеспечение всех необходимых мер безопасности;

компетентное применение инженерно-технических средств предотвращения про­никновения к воспитанникам запрещенных предметов, которые могут быть использованы для совершения противоправных действий в ВК;

строгий учет порядка проведения длительных и краткосрочных свиданий;

комплексное и своевременное осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

При подведении итога данному параграфу сформулируем следующие выводы:

Система существующих профилактических мер не обеспечивает достаточную эффективность и действенность, в связи с чем повышение эффективности всего комплек­са предупредительных мер в отношении несовершеннолетних может быть достигнуто только на основе комплексного программно-целевого подхода к реализации социально­экономических, психолого-педагогических, культурологических, социально­психологических и социально-профессиональных мер.

Причинный комплекс противоправного поведения несовершеннолетних осужден­ных, направленный на дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоля­цию от общества, администрация воспитательной колонии осуществляет в ходе общей про­филактики. На данной стадии профилактики решается общий спектр вопросов деятельности уголовно-исполнительной системы и государства в целом по недопущению совершения несовершеннолетними исследуемого преступления.

Необходимо издание специального нормативно-правового акта, который бы регу­лировал предупредительную деятельность по интересующему нас преступлению.

Требуется введение специального органа, входящего в уголовно-исполнительную систему, осуществляющего непосредственный контроль за профилактикой преступности в учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Представляется необходимым отметить и тот факт, что в качестве одной из мер ин­дивидуальной профилактики, направленных на предупреждение исследуемого преступления, целесообразным было бы провести профессиональный отбор сотрудников на более высоком качественном уровне.

Исследование показало, что в целом предупреждение противоправного поведения ча­сто осуществляется лишь на общем уровне, а на индивидуальном является недостаточным.

Таким образом, дальнейшее совершенствование правового регулирования, взаимо­действия различных субъектов профилактики исследуемого преступления, общественных формирований, профессиональное образование сотрудников, организация индивидуальной работы с воспитанниками, гуманизация отбывания наказания позволят эффективно противо­стоять преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы.

В заключение нам хотелось бы отметить, что изложенные меры, направленные на предупреждение дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, являются далеко не исчерпывающими, что дает основание для их дальнейшей раз­работки.

 

[1] См.: Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды: закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Ст. 13 // Ведомости Совета народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.

[2] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 154.

[3] Цит. по: Токарев А. Ф. Основные понятия криминологии. М., 1989. С. 38-39.

[4] См.: Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление: учеб.пособие. Горь­кий, 1975. С. 69.

[5] Цит. по: Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972. С. 3-5.

[6] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 167; Зелинский А.Ф. Криминология: курс лекций. Харьков, 1996. С. 140-141.

[7] См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 646.

[8] См.: Там же. С. 598, 599, 602.

[9] См.: Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 340.

[10] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 127; Лекарь А. Г. Указ. соч. С. 5-6.

[11] См.: Демко Т. Н. Философско-этическая оценка проблемы гуманизации образования в УИС - потребность времени // Уголовно-исполнительная система России глазами гумани­тариев: история и современность: сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Реента. Рязань, 2004. С. 96­105.

[12] См.: Антонян Ю. М., Бойко И. Б., Верещагин В. А. Насилие среди осужденных / под ред. Ю. М. Антоняна. М., 1994. С. 29; Дунаев С. А. Указ.соч. С. 19.

[13] См.: Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы... С. 7, 104.

[14] См.: Шамсунов С. Комплексный подход в работе с кадрами - необходимое условие эф­фективности деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 3. С. 27.

[15] Игнатенко В. И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и реци­дива преступлений несовершеннолетних. Рязань, 1996. С. 12.

[16] См.: Словарь психологических терминов // Психологические рисуночные тесты. М.,

2003.

[17] Разумовская П. Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением: автореф. дис. ... канд. псих.наук. М., 2009.

[18] Игнатенко В. И. Антиобщественный образ жизни и рецидив преступлений несовер­шеннолетних: содержание, причины, предупреждение (криминологический и пенитенциар­ный аспекты): курс лекций. Псков, 2007. С. 7.

[19] См.:Еремкин М. П. Указ.соч. С. 187.

[20] См.: Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего осужденного / под ред. В. В. Гришина. М., 1987. С. 117; Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., 1995. С. 248.

[21] См.: Александров Ю., Фомин Д. Директор ФСИН России и Уполномоченный по правам человека посетили Можайскую ВК // Преступление и наказание. 2009. № 10. С. 5.

[22] См.: Федотова В. О. Формирование и правосознание как средство общей превенции преступности несовершеннолетних // Закон и право. 2009. № 10. С. 100.

[23] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 123.

[24] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 143; Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 464.

[25] См.: Там же.

[26] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 176; Демин В. Е. Взаимодействие частей и служб ИТК и воинского подразделения - необходимые условия для обеспечения режима исполнения нака­заний // Управленческая деятельность руководителей органов, исполняющих наказания. М., 1989. С. 60.

[27] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 187; Барабанов Н. П. Предупреждение и пресе­чение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: монография. Рязань, 1999. Ч. 1. С. 169.

[28] Мокрецов А. И., Шмаров И. В. Указ.соч. С. 70.

[29] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 177; Игнатенко В. И. Предупреждение антиобще­ственного образа жизни и рецидива преступлений среди осужденных в ВТК. Рязань, 1992. С. 33.

[30] См.: Еремкин М. П. Указ.соч. С. 198.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%