Вторник, 26.11.2024, 17:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и содержание деятельности по обеспечению безопасности персонала в уголовно-исполнительной системе

Изучение вопросов, касающихся безопасности и ее обеспечения, входит в предмет исследования различных наук. При этом каждая из них занимается конкретными аспектами обеспечении безопасности и подходит к определению существующих закономерностей данного явления со своих позиций. История процесса обеспечения безопасности личности, общества и государства, если го­ворить о нем как об общественном явлении, насчитывает не одно тысячелетие. Анализ этапов возникновения и становления идей о безопасности свидетельст­вует о том, что первое знание об этом можно найти в философском и научном наследии Востока и Запада IV-VI вв. до н. э. в трудах Сунь-Цзы «Трактат о во­енном искусстве», У-Цзы «Об искусстве ведения войны» были определены идеи, относящиеся к обеспечению безопасности государства и человека [1].

В настоящее время существует множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления.

В.И. Даль определил понятие «безопасность» как «отсутствие опасности, сохранность, надежность», а «безопасный» - как «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надеж­ный»[2]. По Словарю русского языка «безопасность - это положение, при кото­ром не угрожает опасность кому-чему-нибудь»[3].

Так, Б.П. Кондрашов дает определение безопасности как состояния «за­щищенности жизненно важных интересов объектов безопасности личности, общества и государства, обеспечиваемое субъектами безопасности от общест­венно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер, средств и способов, предусмотренных законом»[4].

Такие ученые, как Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон подчеркивают, что необ­ходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни госу­дарство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и на­значение[5].

С.В. Степашин, В.Л. Шульц в работе «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации» пред­ставили свое понимание сущности и содержания безопасности. Анализ их взглядов показывает, что под безопасностью понимается защищенность такого качественного состояния общественных отношений, которое обеспечивает по­ступательное движение данного явления от опасностей, источником воз­никновения которых выступают внутренние и внешние противоречия. Взаимо­действие последних вызывает возникновение угрозы безопасности социальной организации. Содержание угрозы, опасности на общенациональном уровне за­висит от противоречий интересов различных групп населения, институтов об­щества и государства. В конкретных органах и учреждениях, других объедине­ниях людей движущей силой возникновения опасностей, угроз являются про­тиворечия между членами социальной организации, а также некоторые другие факторы. В различных сферах социальной, государственной жизни и деятель­ности имеются свои противоречия и причины возникновения угрозы, сущест­венную специфику имеют они и в УИС[6].

Другой подход к определению безопасности можно обнаружить в Белой книге российских спецслужб, где можно найти следующую ее трактовку - «со­стояние, при котором гарантированы права и свободы личности и общества, а их развитие происходит на стабильной правовой основе. Гарантом тут выступа­ет государство, существование которого с точки зрения условий внутренней безопасности призвана обеспечить система внутренней безопасности»[7].

Таким образом, очевидно, что безопасность в общем смысле - это не только отсутствие опасности, но и наличие реальных законодательных, процес­суальных и организационных средств защиты личности, общества и государст­ва в целом.

Как указывалось ранее, содержательный аспект обеспечения безопасно­сти зависит от ее конкретных объектов. В рамках интересующей нас темы ис­следования необходимо рассмотреть организацию обеспечения безопасности, объектом защиты в которой выступает персонал ИУ.

Актуальность обеспечения безопасности в местах лишения свободы при­влекает внимание специалистов различных областей знаний.

Первым, кто предпринял попытку дать определение этому явлению, был А.П. Иванов (1981), который под общественной безопасностью исправи­тельно-трудовых учреждений (ИТУ) рассматривал систему общественных отношений, регулируемых нормами права и устанавливаемых в интересах предупреждения или ликвидации вредных последствий для жизни, здоровья осужденных, персонала и имущества учреждений, вызываемых стихийными силами природы, источниками повышенной опасности или неправильным поведением людей в сферах деятельности, где требуется особое внимание и осторожность.

Более широкое определение безопасности дает А.Г. Перегудов, пони­мающий под ней систему отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных и иных лиц, а также нормального функцио­нирования учреждения и его подразделений[8].

Приведенные определения хотя и отражают содержание безопасности в ИУ, но не учитывают ее официальной трактовки в действующем законодатель­стве. В связи с этим представляется, что безопасность в ИУ - это состояние за­щищенности сотрудников, осужденных, иных лиц, а также учреждения в целом от возможных угроз и опасных посягательств[9].

Поскольку угрозы могут исходить как от внешних, так и от внутренних источников, постольку и безопасность в ИУ имеет два аспекта:

внешний (подготовка и ликвидация последствий стихийных бедствий, эпидемий, а также предупреждение и устранение диверсий, нападений на уч­реждение, его объекты, сотрудников, членов их семей, осужденных за преде­лами учреждения);

внутренний (предупреждение и устранение чрезвычайных происшест­вий в виде массовых беспорядков, захватов заложников, нападений на сотруд­ников, осужденных, иных граждан внутри учреждения).

Проблема организации деятельности по обеспечению безопасности в ИУ носит комплексный характер и не исчерпывается только защитой от посяга­тельств со стороны отдельных осужденных. Она также включает в себя защиту лиц, находящихся на территории учреждений, от действия опасных технических, эпидемических и иных неблагоприятных факторов. Наличие в учреждениях по­жароопасных производств, нахождение большого количества людей на ограни­ченной площади ставят проблему пожарной безопасности в один ряд с другими.

Важно отметить и то, что Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об уч­реждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды»[10] хотя и определил обеспечение правопорядка, законности и безопасно­сти персонала, осужденных и иных лиц как одну из главных задач УИС, однако не дает определение понятию безопасности. Данный закон, косвенно выделяя основные положения, определяет, из чего складывается безопасность в УИС. Вот некоторые их них:

ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы» определяет порядок охраны объектов УИС, конвоирования осужден­ных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

ст. 13 «Обязанности учреждений, исполняющих наказания» утверждает обязанность создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, на­ходящихся на их территориях;

ст. 33 «Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно­исполнительной системы и членов их семей» содержит лишь основные средст­ва защиты сотрудников УИС, такие как конфиденциальность информации в средствах массовой информации (СМИ) о месте жительства сотрудника, осо­бый порядок предоставления информации о прохождении его службы и обес­печения сотрудников УИС оружием и специальными средствами индивидуаль­ной защиты для постоянного ношения и хранения и др.

С.Н. Емельянов в своей научной статье «Организационные и правовые проблемы обеспечения безопасности исправительного учреждения» отмечал наличие прямой зависимости между эффективностью решения организацион­ных и правовых вопросов деятельности учреждений и органов ФСИН России и эффективностью решения задач по обеспечению безопасности ИУ. С этой це­лью он представлял необходимым законодательное закрепление понятия «безопасность исправительного учреждения» в УИК РФ. Его определение рас­сматриваемого понятия выглядит следующим образом: «безопасность исправи­тельного учреждения - состояние защищенности учреждения, его объектов, осужденных, персонала и граждан, находящихся на территории данного учреж­дения, от внутренних и внешних угроз». «Вполне возможно, что для более чет­кого определения перечня внутренних и внешних угроз безопасности ИУ, а следовательно, и мер безопасности потребуется дополнительный раздел IV «Безопасность исправительного учреждения и меры ее обеспечения»[11]. По мне­нию автора статьи, данное нововведение позволит обеспечить организационно - структурное построение сил и средств ИУ, адекватное реальным и потенциаль­ным угрозам объектов безопасности данных учреждений, исходящим от внеш­них и внутренних источников опасности.

Профессор Б.Б. Казак в своих научных работах утверждал, что безопас­ность в УИС - система отношений и юридических норм, регулирующих эти от­ношения в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здо­ровья персонала, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности УИС, их нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования УИС в целом и ее органов и учреждений в частности[12].

Анализ позиций ученых в осознании понятия безопасности в УИС позво­ляет сделать вывод о том, что безопасность объектов уголовно-исполнительной системы - это деятельность федерального органа УИС, территориальных орга­нов, учреждений, исполняющих наказания, и иных учреждений, входящих в УИС, по обеспечению состояния защищенности объектов, осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, от внутренних и внешних угроз.

Перед тем как раскрыть понятие деятельности по обеспечению безопас­ности персонала в УИС, необходимо в полном объеме изучить значение слов «обеспечение», «персонал» и их применение в УИС.

Понятие «обеспечение» (в связи с его использованием в разных сферах жизни общества) имеет огромное количество определений от «снабдить», со­гласно Толковому словарю С.И. Ожегова, до «гарантировать» по Толковому словарю русского языка Д.В. Дмитриева.

В Словаре русских синонимов можно найти следующие определения - вооружить, создать условия, послужить гарантией, предоставить, доставить, защитить, сделать возможным, снабдить, гарантировать, оснастить, обору- довать[13].

Как мы видим, смысловых вариантов указанного понятия огромное коли­чество, однако нас в рамках проводимого исследования будет интересовать сфера его применения в контексте обеспечения безопасности в УИС.

А.Г. Перегудов, рассматривая проблему обеспечения безопасности в ИТУ, утверждал, что понятие «обеспечение безопасности» шире таких поня­тий, как «организовывать» и «управлять», так как охватывает собой организа­ционную, управленческую и оперативно-тактическую деятельность. В этом смысле понятие «обеспечить» тождественно понятию «осуществить».

В связи с этим он давал следующее определение понятию «обеспече­ние безопасности в ИТУ» - осуществление организационно-управленческой и оперативно-тактической деятельности по реализации установленного нормами правопорядка в ИТУ, а также требований и мероприятий, направ­ленных на предупреждение возможной и устранения явной опасности, уг­рожающей спокойствию, жизни и здоровью сотрудников ИТУ, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности ИТУ в целом и его подразделе­ний в частности[14].

А. Гончаров отмечает, что указание на термин «обеспечение» предпола­гает наличие действенных компетентных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в конкретных целях, определенных тем или иным кругом правоотношений[15]. В своей научной статье он указывает, что в пределах своей компетенции обеспечение безопасности деятельности ИУ занимаются многие службы, такие как:

в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 84 УИК РФ) в ИУ оперативными подразделениями осуществляется оперативно-розыскная деятельность, основной целью которой является обеспечение личной безопасно­сти осужденных, персонала ИУ и иных лиц, а также выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ преступлений и нарушений уста­новленного порядка отбывания наказания;

к средствам обеспечения безопасности персонала ИУ ФСИН России сто­ит также отнести дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулиро­вания правопослушного поведения, соединение взыскания с исправительным воздействием. Перечисленные вопросы входят в компетенцию сотрудников под­разделений по организации воспитательной работы с осужденными;

задачи по обеспечению безопасности персонала, осужденных и иных лиц возложены и на личный состав подразделений охраны ИУ. Инструкцией по охране ИУ ФСИН России определен порядок взаимодействия караулов и де­журных смен, организуемого в целях профилактики побегов, предотвращения проникновения на объекты изделий, веществ, документов и продуктов питания, запрещенных к использованию осужденными.

Приводя в пример российскую практику и опыт зарубежных стран А. Гон­чаров, говорит о целесообразности возложения организационной и координи­рующей роли в обеспечении безопасности персонала на самостоятельное структурное подразделение, а именно - на службу безопасности, давно уже яв­ляющуюся неотъемлемым элементом зарубежных ИУ. С созданием такой службы в России механизм обеспечения безопасности персонала стал соответ­ствовать общепринятым европейским стандартам. В настоящее время в ФСИН

России функции контроля за обеспечением безопасности и режима в ИУ воз­ложены на управление режима и надзора, в территориальных органах - на управления и отделы безопасности органов УИС и отделы безопасности испра­вительных колоний (ИК).

Однако наиболее полно раскрыл понятие «обеспечение» в рамках интере­сующего нас вопроса М.А. Громов. Он дал следующее определение обеспече­нию безопасности в УИС - это осуществление комплекса организационно­правовых, режимных, оперативно-профилактических, материально-технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посягательств на указанных лиц или учреждения в целом[16].

На наш взгляд, крайне важно отметить, что обеспечение безопасности в учреждениях УИС, то есть на охраняемых режимных объектах, осуществляется с помощью комплекса инженерно-технических и специальных средств. Так, со­гласно ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники УИС применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняю­щих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены ре­жимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством. Основания и порядок применения мер безопасности к ли­цам на территории ИУ устанавливаются гл. 5 указанного Закона.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 86) содержит подробный пере­чень случаев, при которых применяют физическую силу, специальные средства и оружие:

оказание осужденными сопротивления персоналу ИУ;

злостное неповиновение законным требованиям персонала;

проявление буйства;

участие в массовых беспорядках;

захват заложников;

нападение на граждан или совершение иных общественно опасных действий;

побег или задержание бежавших из ИУ осужденных в целях пресече­ния указанных противоправных действий, а равно предотвращение причине­ния этими осужденными вреда окружающим или самим себе.

Следовательно, процесс обеспечения безопасности персонала УИС напря­мую связан с использованием указанных средств, и этот факт должен в обяза­тельном порядке найти свое отражение в характеристике данного понятия. Ины­ми словами, понятие «обеспечить» в рамках интересующей нас проблематики представляет собой осуществление комплекса организационно-правовых, ре­жимных, оперативно-профилактических, материально-технических и иных ме­роприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посяга­тельств на указанных лиц или учреждения в целом, с использованием в уста­новленном законодательством порядке физической силы, специальных средств и оружия.

На первый взгляд довольно просто разобраться с понятием персонала в УИС. Законодатель в ст. 24 «Работники уголовно-исполнительной системы» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 -I «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» дает четкое опреде­ление персонала учреждений, исполняющих наказания, - это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений уч­реждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий УИС и следственных изоляторов, входящих в УИС.

Однако следует отметить, что под работниками УИС указанный Закон понимает лиц, имеющих специальные звания (сотрудников УИС), рабочих и служащих учреждений УИС.

Рабочие и служащие учреждений УИС (гражданский персонал) - это ли­ца, осуществляющие в местах лишения свободы и содержания под стражей ме­дицинское обслуживание, общеобразовательное и профессиональное обучение, руководство производственной деятельностью, а также выполняющие иные ор­ганизационные или технические функции[17].

Разобрав отдельные части такого сложного понятия, как «обеспечение безопасности персонала» перейдем к формулировке его определения.

Обеспечение безопасности персонала ИУ ФСИН России - это осуществ­ление целенаправленного комплекса организационно -правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспитательных и иных мер воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с использованием в установленном законодательными акта­ми порядке инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств и оружия, направленных на выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на работ­ников УИС, связанных с осуществлением ими служебной или трудовой дея­тельности.

Однако просто дать понятие обеспечения безопасности персонала ИУ не­достаточно, необходимо провести системный анализ причин возникновения опасности для персонала.

Изучение причин совершения преступлений - одна из наиболее важных организационных составляющих противодействия их дальнейшему росту и ре­цидиву. В условиях роста числа случаев нападения на персонал ИУ со стороны осужденных анализ причин совершения подобного рода преступлений стано­вится особенно актуальным.

В настоящее время существует целый спектр явлений и процессов, в большей или меньшей степени оказывающих влияние на состояние безопасно­сти персонала ИУ. В современной криминологической науке совокупность яв­лений и процессов, совместное действие которых порождает преступность, принято называть детерминантами[18].

Профессор М.А. Громов в своей монографии «Безопасность персонала уголовно-исполнительной системы» приводит классификацию факторов, влияющих на безопасность персонала ИУ, на общие и специальные. Общие факторы по отношению к УИС выступают в качестве внешних, а специальные - как внутренние[19].

В связи с этим полагаем, что детерминанта, влияющая на безопасность персонала ИУ, не что иное, как причина, событие, явление, внешнего или внут­реннего по отношению к системе характера, последствием которой становится изменение уровня обеспечения безопасности персонала ИУ.

Касательно УИС особое значение также приобретает классификация ука­занных детерминант в зависимости от степени их влияния на состояние безо­пасности персонала ИУ (прил. 1).

Внешние детерминанты отражают наиболее крупные сферы обществен­ной жизни. Они могут проявляться в виде многообразных явлений, воздейст­вующих на организацию деятельности по обеспечению безопасности УИС в целом и на обеспечение безопасности персонала в частности.

Можно выделить следующие группы внешних детерминант.

1. Уровень развития законодательства. Совершенствование уголовно­исполнительного законодательства Российской Федерации, направленное на изменение структуры УИС и создание новых видов учреждений, осуществ­ляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, а также поиск и ис­пользование новых форм и методов исправительного воздействия на осужден­ных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закреп­ление в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве форм соци­альной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основно­го средства исправления осужденных.

Важной составляющей данной детерминанты стала реализация политики государства по гуманизации российского уголовного законодательства. Так, в частности, исполнение уголовных наказаний, не связанных с лишением свобо­ды, приводит к сокращению численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, улучшению условий отбывания наказаний.

Однако, говоря об уровне развития законодательства, не стоит забывать, что одним процессом гуманизации не решить проблему сдерживания от напа­дений на персонал ИУ отрицательно настроенных осужденных, содержащихся в них. Параллельно должно осуществляться совершенствование «законодатель­ного щита» персонала ИУ.

Состояние правопорядка и преступности. Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связан­ных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних детерминант, создающих угрозу нормальному функ­ционированию ИУ, то есть угроз со стороны находящихся на свободе крими­нальных авторитетов и угроз внутри учреждения, исходящих от лидеров группи­ровок осужденных отрицательной направленности.

Скоординированная и организованная взаимосвязь силовых структур в настоящее время имеет ключевое значение в вопросах организации деятельно­сти по обеспечению безопасности УИС и государства в целом.

Нравственное состояние общества. Не стоит забывать, что одной их при­чин преступности является падение нравственного состоянии общества, отсутствие тех или иных моральных ценностей и установок. Воспитание нравственности - важнейшая составная часть воспитательной работы общества, включающая в себя и получение образования, специальности, и привитие культуры, нравственных цен­ностей и установок, выработанных человечеством за всю историю его развития[20].

Современное законодательство провозглашает прогрессивные принципы, декларируются права человека, а практика игнорирует эти принципы, что ведет к атмосфере неуважения к праву, закону, отсутствию гарантий со стороны го­сударства, обеспечивающих нормальное функционирование общества.

Именно уровень нравственного состояния общества прямым образом влияет на нравственные устои лиц, содержащихся в ИУ, а также сотрудников, непосредственно работающих с осужденными. Причины конфликтных ситуа­ций, возникающих между персоналом ИК и осужденными, в большей части за­ключаются в низком уровне нравственного воспитания участников конфликта. Разложение нравственных устоев общества - шаг в пропасть, итогом падения в которую станет беззаконие.

4. Экономическое состояние общества, развитие производственного сектора, структура государственного бюджета. Развитие экономики и про­изводственного потенциала страны есть залог стабильности. Несомненно, на­званная детерминанта в значительной мере влияет на все сферы жизни общест­ва. Развитие производственного потенциала позволяет не только предоставлять рабочие места, но и, как следствие, улучшать экономическое состояние обще­ства, повышая уровень жизни.

Крайне важно отметить, что финансовое обеспечение деятельности ФСИН России осуществляется из федерального бюджета Российской Федера­ции. Уровень экономического роста напрямую влияет на возможности допол­нительного финансирования УИС, а следовательно, на внедрение современных инженерно-технических средств, рост социальных гарантий персонала, повы­шение качества содержания осужденных.

В последние годы финансирование УИС увеличивается, снижается ко­личество неработающих осужденных, продолжается работа по улучшению медико-санитарного обеспечения. Эти составляющие указанной детерминан­ты позволяют стабилизировать обстановку внутри учреждений за счет по­вышения качества содержания осужденных, а значит, и снижение агрессии с

их стороны.

Социально-политическое состояние общества. В обществе с множест­вом проблем экономического, социального и политического развития осложня­ется решение проблем политической стабильности. В условиях экономического неравенства, отсутствия гражданского общества, острых конфликтов, невоз­можно говорить об устойчивом состоянии общества, позволяющего эффектив­но функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздейст­вий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Анализ проведенного анкетирования сотрудников УФСИН России по Ка­бардино-Балкарской Республике отчетливо подтверждает значимость указан­ной детерминанты на организацию деятельности учреждений УИС, располо­женных в данном регионе. Сотрудники отмечают, что сложившаяся в регионе нестабильная обстановка прямым образом отражается на поведении содержа­щихся в ИУ осужденных, тем самым способствует дестабилизации внутренней обстановки и приводит к росту угроз в адрес персонала ИУ.

Деятельность международных организаций и др. Присутствие между­народных организаций способствует развитию международного сотрудничест­ва, изучению и распространению зарубежного опыта в сфере исполнения нака­заний и содержания под стражей, организации работы по совместной подготов­ке специалистов для УИС, проведению научных исследований на основе реали­зации международных проектов, обмену международным опытом.

Организация международного сотрудничества, а также расширение кон­тактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международ­ными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, об­разовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Со­вета Европы, Европейского союза, государств - участников Содружества Неза­висимых Государств и стран дальнего зарубежья предполагают участие в рабо­те международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики и способствуют внедрению в деятель­ность УИС международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

Территориально-географические условия. Указанная детерминанта включает в себя местоположение, климатические условия и экономическое раз­витие региона, в котором расположено конкретное учреждение УИС.

Не следует также забывать о возможном удалении от районных центров конкретных учреждений. Данное обстоятельство приводит к отсутствию воз­можности осуществления должного контроля за ними со стороны территори­альных органов УИС, снижению скорости оперативного вмешательства в про­исходящие процессы управления ИУ.

Демографическая структура населения территориального округа. Указанная детерминанта в конечном счете будет напрямую связана с качест­венным (возраст, половая принадлежность, качество образования в регионе) и количественным составом персонала, работающего в учреждений УИС.

Проводимая в настоящее время кадровая политика по обеспечению сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетен­ции[21] подразумевает наличие необходимого количества резерва для замеще­ния вакантных должностей, однако особенно в географически отдаленных от краевых центров учреждениях его банально нет. Выходом из сложив­шейся ситуации должна стать организация правильной «рекламной компа­нии» службы со стороны руководства учреждений и органов ФСИН России, а также создания достойных материально-бытовых условий для сотрудни­ков УИС.

Указанные нами детерминанты отражают наиболее крупные сферы общественной жизни. Они могут проявляться как многочисленные, много­образные явления окружающей ИУ реальности и влиять на различные сто­роны их деятельности. В связи с этим в программных, директивных и иных документах постоянно обращается внимание на необходимость учета дейст­вия внешних детерминант с тем, чтобы заблаговременно создавать в учреж­дениях условия для ослабления негативных последствий влияния этих де­терминант и получения наибольшего позитивного эффекта.

Производные от внешних детерминант - те, которые действуют внутри ИУ и несут на себе отпечаток местных условий их функционирования. Вместе с тем внутренним детерминантам присущи общие черты, характеристики, по­этому их можно рассматривать применительно ко всем ИУ, учитывая при этом, что в каждом из них они проявляются по-своему.

К числу внутренних детерминант, действующих в ИУ и обусловливаю­щих уровень организации деятельности по обеспечению безопасность персона­ла, можно отнести следующие.

Состав осужденных (их социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики). Состав осужденных как детерми­нанта, влияющая на деятельность учреждений УИС и обеспечение безопас­ность персонала ИУ, постоянно находится в центре внимания. Именно эта де­терминанта, на наш взгляд, основная в вопросе обеспечения безопасности пер­сонала, так как является источником наибольшей опасности.

На фоне общего снижения численности осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, в 2013 почти вдвое увеличились темпы роста количества лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений. За год их численность в колониях особого режима увеличилась на 2,1 тыс. человек и составила на 01.01.2014 - 21610 осужденных.

Основная масса осужденных - 474,9 тыс. человек (84,81%) - отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 38,8 тыс. женщин (84,74% от общего количества осужденных женщин). Количество осужденных за умышленные преступления средней тяжести составляет 62,5 тыс. человек (11,16%), в том числе женщин - 4,9 тыс. человек (10,63% от общего количества осужденных женщин). Доля осужденных за умышленные преступления небольшой тяжести составляет 2,93% (16424 человек), за преступления по неосторожности - 1,09% (6111 человек). Большая часть осужденных - 64,13% (359,1 тыс. чел.) ранее отбывали наказание в виде лишения свободы, в том числе 23,9 тыс. женщин (52,25% от общего количества осужденных женщин).

Среди осужденных 155,2 тыс. человек (27,72%) отбывают наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего; 123,2 тыс. человек (22%) - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; 91,8 тыс. человек (16,4%) - за кражи; 49,7 тыс. человек (8,88%) - за разбой; 40,9 тыс. человек (7,3%) - за грабеж.[22]

Приведенные показатели наглядно характеризуют сложную обстановку, сложившуюся в ИУ. Кардинальным и переломным моментом, способным каче­ственно повысить эффективность обеспечения безопасности сотрудников в сложившейся ситуации, должно стать изменение видов ИУ, которое преду­смотрено Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

В учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, содер - жится большое число ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями осужденных, что не может не вызывать опасение руководства ФСИН России и территориальных органов УИС.

В своем научном труде «Теоретические основы безопасности в уголовно­исполнительной системе» Б.Б. Казак уделил внимание проблеме обеспечения безопасности путем проведения анализа изменения качественного состава осу­жденных. «Постоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в организованных преступных группировках, что также может отрица­тельно сказаться на безопасности уголовно-исполнительной системы»[23].

Настороженность вызывает и то, что около 1/3 лиц, содержащихся в местах лишения свободы, имеют те или иные психические отклонения, более 400 тыс. осужденных склонны к различным формам деструктивного поведения - члено­вредительству, суициду, агрессии, а также к непредсказуемым действиям, в том числе нападению на сотрудников.

Нельзя не упомянуть, что качественный состав осужденных в конкретных ИУ зависит от видов этих учреждений и видов режима в них, ибо именно тя­жесть совершенных преступлений впоследствии становится определяющим фактором для суда в вопросе распределения и дальнейшего отбывания наказа­ния осужденным.

Данный факт подтверждает целесообразность постоянного мониторинга качественного состава осужденных, содержащихся в ИУ, для эффективного и своевременного реагирования на его изменения, в том числе в целях координа­ции и необходимой корректировки организации подготовки персонала ИУ к обеспечению личной безопасности.

Состояние порядка исполнения и отбывания лишения свободы (со­вершение осужденными преступлений и иных правонарушений, обеспечение изоляции осужденных, состояние законности). Состояние порядка исполне­ния и отбывания наказания напрямую влияет на обеспечение безопасности персонала ИУ. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательст­вом порядок должен обеспечивать охрану и изоляцию осужденных, постоян­ный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализа­цию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и пер­сонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания и изменение условий отбывания наказания[24].

С помощью режима (порядка) исполнения и отбывания лишения свободы создаются неблагоприятные условия для совершения преступлений и иных правонарушений в ИУ.

Анализ практики за 2014 г. показал, уровень злостных нарушений уста­новленного порядка отбывания наказания в расчете на 1000 осужденных уменьшился на 9,76% (2011 г. - 35,5; 2012 г. - 39,2; 2013 г. - 41; 2014 г. - 37). В структуре злостных нарушений, совершенных осужденными, значительную до­лю занимают деяния, связанные с изготовлением и хранением запрещенных предметов (30,4 % от общего количества), употреблением спиртных напитков (10,1 %).

С целью снижения данных показателей в ИУ активно велась работа по выявлению осужденных, склонных к совершению преступлений и грубых на­рушений установленного порядка отбывания наказания, и профилактике проти­воправных проявлений с их стороны.

Однако из-за недостатков в осуществлении контроля и надзора за осуж­денными, а также в организации обысковой работы в жилую зону попадает большое количество колюще-режущих предметов.

Как показывает практика, осужденные при отбывании наказания, как правило, не отказываются от пагубной привычки употреблять алкоголь. В ходе обыскных мероприятий в 2014 году в ИУ изъято 6401 тыс. рублей, из них 67,4% при доставке; 9680 литров спиртных напитков промышленного произ­водства, из них 98,8% при доставке; 92 кг наркотических веществ, из них 99,5% при доставке; средств связи 67353 ед., из них 70,6% при доставке. В целях про­филактики указанного вида нарушений организована работа по постановке данных осужденных на профилактический учет.

По сравнению с 2013 г. доля изъятых при попытке доставки наркотиче­ских средств увеличилась на 3,4%, средств связи — на 2,6%. В то же время до­ля изъятых при попытке доставки денежных средств уменьшилась на 19,6%. Доля изъятия при доставке спиртных напитков промышленного производства осталась на прежнем уровне.[25]

Приведенная динамика показателей свидетельствует о сложной обста­новке в ИУ и необходимости выработки эффективных средств по ее стабилиза­ции и разрешению. Не стоит забывать, что наличие колюще-режущих предме­тов и спиртных напитков на территории ИУ непосредственно отражается на безопасности персонала ИУ.

Уровень управления в исправительных учреждениях. На современном этапе реформирования системы исполнения наказаний руководитель любого учреждения УИС при решении стоящих перед ним служебных задач сталкива­ется с целым рядом вопросов, каждый из которых требует принятия неотлож­ных мер. Прежде всего следует выделить проблемы криминогенного характера, которые в достаточной мере описаны в Уголовном кодексе Российской Феде­рации и представлены целым набором уголовно наказуемых деяний. Наиболее распространенными из них в учреждениях УИС являются: побеги, убийства, причинения различной степени тяжести вреда здоровью, массовые беспорядки, захваты заложников, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечиваю­щих изоляцию от общества, и др.

Реализация управленческих решений в ИУ осуществляется в опасной среде осужденных, на которую надо воздействовать для снижения уровня про­фессионального риска персонала при контактах с осужденными. В этих целях производится информирование осужденных о планах и результатах деятельно­сти администрации учреждения, в том числе по улучшению коммунально - бытовых условий, благоустройству, привлечению к такой деятельности в доб­ровольном порядке осужденных. Необходимо добиваться положительного от­ношения к деятельности сотрудников по поддержанию правопорядка. В ходе воспитательной работы целесообразно разъяснять не только права и обязанно­сти осужденных, но и права и обязанности сотрудников, осуществляющих про­фессиональную деятельность по исполнению уголовных наказаний. Нельзя за­бывать о разъяснении уголовной и дисциплинарной ответственности за совер­шение преступлений и иных правонарушений в ИУ.

В случае возникновения проблем криминогенного характера правильные, скоординированные действия руководителя учреждения УИС способны быстро и эффективно стабилизировать сложившуюся обстановку, тем самым миними­зировать негативные последствия.

Состав персонала (как количественный, так и качественный). Современ­ное кадровое обеспечение работников УИС в рамках Концепции развития уго­ловно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на­правлено на определение нормативов штатной численности работников ИУ и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Россий­ской Федерации и международной практики, а также установление оптималь­ной нагрузки на работников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

Как показывают статистические данные за 2014 год, несмотря на значи­тельное увеличение денежного довольствия сотрудников УИС, до сих пор не решена проблема полного кадрового укомплектования учреждений УИС. По­следствия указанного факта выражаются в несоблюдении установленной на­грузки начальников отрядов, снижении надзора за осужденными сотрудниками службы безопасности, а следственно, повышении вероятности совершения пра­вонарушений со стороны осужденных.

Качественную составляющую в вопросе кадрового обеспечения ИУ должна решить подготовка высококвалифицированных специалистов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России, совершенствование специальной и психофизической подготовки ра­ботников УИС, выработка высоких требований к служебному поведению. Яр­ким примером, свидетельствующим о существенных недостатках в качествен­ном составе сотрудников ИУ, стал проведенный в 2013 г. анализ организации деятельности начальников отрядов (воспитателей). В нарушение Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на должности началь­ников отрядов принимаются лица, не имеющие профессионального образова­ния. Так, 0,7 % от общей численности начальников отрядов имеют общее сред­нее образование. Профильное образование только у каждого второго начальни­ка отряда[26].

Как показывает анализ случаев, связанных с нападением осужденных на персонал ИУ, произошедших в 2014 г., они стали возможны в результате само­надеянности и безответственности, граничащей с преступной халатностью, са­мих сотрудников ИУ. Игнорирование (в связи с личной недисциплинированно­стью) требований ведомственных нормативных документов приводило к отсут­ствию должного контроля за осужденными, влекущему за собой совершение преступлений против стабильной деятельности учреждений, а также здоровья и неприкосновенности персонала ИУ.

Организация работы по изменению качественного и количественного со­става сотрудников ИУ прямым образом повлияет на профессиональность и эф­фективность выполнения ими служебных задач, а также обеспечение стабиль­ной работы учреждения в целом и безопасности в нем.

Уровень оснащенности исправительных учреждений инженерно­техническими средствами (ИТС) охраны и надзора. В сложной ситуации, сло­жившейся в сфере обеспечения безопасности персонала УИС, ФСИН России предпринимаются необходимые меры по совершенствованию системы надзора за осужденными. Одной из них является использование технических средств надзора и контроля, в первую очередь систем видеонаблюдения (ст. 83 УИК РФ).

Преимущества в использовании технических средств в ИУ очевидны:

дистанционность, то есть возможность нахождения наблюдателя на достаточно большом расстоянии от объекта наблюдения;

объективность, поскольку информация предоставляется без субъектив­ных оценок наблюдателей и посредников;

возможность фиксации информации и повторного просмотра;

оперативность, то есть возможность быстро оценить ситуацию в не­скольких секторах наблюдения;

- возможность интеграции систем наблюдения с другими техническими средствами в единый комплекс безопасности и др.

Необходимо также отметить еще одно положительное следствие примене­ния видеосистем - своеобразный психологический эффект, заключающийся в том, что на объектах, где они установлены (в силу их наличия), значительно снижается количество правонарушений среди осужденных и случаев их агрессивного пове­дения, что ведет к повышению обеспечения безопасности персонала.

Широкое распространение в настоящее время получило применение в надзоре за осужденными портативных видеорегистраторов. Разумеется, большинство объектов учреждений УИС охвачено системами стационарного видеонаблюдения, однако существуют места и помещения, где камеры визу­ального слежения не могут быть установлены по тем или иным причинам. Как раз в таких случаях и целесообразно применение портативных видеоре­гистраторов.

Рассмотренные нами технические средства лишь малая часть возможного современного арсенала сотрудников учреждений УИС. Их использование су­щественным образом влияет на обеспечение безопасности персонала ИУ.

Организация воспитательной работы (проведение воспитательных мероприятий). Состояние процесса исправления осужденных как детерминан­та, влияющая на деятельность ИУ, имеет существенное значение в организации деятельности по обеспечению безопасности персонала. В соответствии со ст. 9 УИК РФ в ходе этого процесса у осужденных должно формироваться уважи­тельное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традици­ям человеческого общежития и тем самым стимулироваться правопослушное поведение. При этом используются различные средства, основные из которых определены в данной правовой норме: режим, воспитательная работа, обще­ственно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В результате этого должна пони­жаться общественная опасность осужденных.

При анализе дисциплинарной практики среди осужденных в первую оче­редь следует выделить меры, направленные на поддержание дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. По­зитивные результаты, достигнутые в ряде территориальных органов ФСИН России в 2014 г., стали возможны в результате осуществления дифференциро­ванного, педагогически обоснованного применения мер взыскания.

Стимулирование осужденных к законопослушному образу жизни являет­ся одним из основных направлений в работе по профилактике правонарушений, проводимой сотрудниками воспитательных служб ИУ. Указанное направление нашло свое отражение в применении системы социальных лифтов. В 2014 году 34,5 тыс. осужденных переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные, около 8 тыс. осужденных - из обычных условий в строгие, свыше 10 тыс. осужденных - из исправительных колоний в колонии-поселения, около 1,4 тыс. осужденных - из исправительных колоний особого режима в исправи­тельные колонии строгого режима, около 4 тыс. осужденных - из колоний- поселений в исправительные колонии.

Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким видом наказания в отношении более 6 тыс. осужденных, около 47 тыс. осужденных условно-досрочно освобождены из мест лишения свободы.[27]

Достижение положительных результатов в исправлении осужденных, их правопослушного поведения во многом зависит от соблюдения основополагающе­го принципа непрерывности воспитательного воздействия на всех этапах отбыва­ния наказания и неотвратимости наказания за содеянные проступки в рамках дей­ствующего законодательства. Осуществление этой работы воспитательными служ­бами в тесном взаимодействии с режимными, оперативными и психологическими службами должно выработать у осужденных уважительное отношение к персоналу

ИУ, чувство его неприкосновенности, и тем самым повысить безопасность персо­нала УИС.

Уровень развития субкультуры осужденных (традиции и обычаи пре­ступного мира, имеющие место в ряде учреждений УИС). Эта детерминанта оказывает существенное влияние на состояние правопорядка в ИУ, безопасно­сти и управляемости учреждениями в целом.

Субкультура осужденных - составная часть криминальной субкультуры, представляющая собой определенный уровень жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях[28].

В местах лишения свободы действуют два типа норм (правил) поведения:

включает в себя нормы поведения лиц, лишенных свободы, установ­ленные официально в правовых аспектах, отклонение от которых санкциониру­ется администрацией ИУ;

объединяет в себе спонтанно созданные и добровольно принимаемые осужденными нормы, нацеленные на то, чтобы сделать их повседневную жизнь в местах лишения свободы более переносимой в социальном плане.

Тюремная субкультура, по мнению А.Н. Олейника, включает в себя нор­мы, традиции, ритуалы, жаргон и жесты, принципиально отличные от тех, ко­торые предполагает уголовно-исполнительное законодательство и внутренний распорядок тюрьмы[29].

ИУ ФСИН России представляют собой место консолидации преступной среды. В настоящее время в ИК отбывают наказание 33 осужденных, стоящих на профилактическом учете как «воры в законе». Несмотря на то, что изоляция этой категории осужденных обеспечена на 92 %, только 86 % из них признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. На профилактическом учете как лидеры уголовно-преступной среды состоят 407 осужденных, из них 72,7 % - изолированы, а 3 % - переведены в тюрьмы. Вме­сте с тем 24 % (98 осужденных) содержатся в обычных условиях отбывания на­казания[30] . Именно указанные категории осужденных формируют криминальную идеологию в среде преступных сообществ и часто становятся подстрекателями или организаторами противоправных действий.

Не стоит забывать, что вступление работников ИУ в запрещенные связи с осужденными нередко влечет конфликты между ними, как правило, разрешаемые насильственным путем. В совокупности со специфичной социальной средой в ИУ, активно отстаивающей нормы преступной субкультуры, конфликты между работ­никами ИУ и осужденными, особенно возникшие вследствие нарушения правил взаимоотношений, представляют довольно «взрывную» почву для деятельности персонала ИУ по исполнению наказания в виде лишения свободы.

Противоборство отрицательной части осужденных и преступных группи­ровок, конкурирующих между собой за воздействие на основную часть осуж­денных, является негативным фоном и питательной средой для происходящих эксцессов, направленных против персонала УИС.

Единственным правильным способом борьбы с развитием преступной субкультуры должна стать изоляция так называемых криминальных лидеров, провоцирующих остальных осужденных на противодействие администрации. Однако данный вопрос в настоящее время не урегулирован[31].

Организация производственной деятельности и состояние матери­ально-технической базы исправительных учреждений. Состояние производст­венной и материально-технической базы ИУ зависит от состояния и развития экономики и промышленности страны. Промышленный сектор УИС входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.

На сегодняшний день производственный сектор УИС представляют 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 ле­чебно-производственных мастерских. Более 800 подразделений ФСИН России, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, производят свыше 100 тыс. наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесоза­готовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства[32]. Значительная часть (47,6 %) выпускаемой продукции поставляется ИУ для собственных нужд, а также по заказам силовых министерств и ведомств.

ИУ обладают значительными трудовыми ресурсами. На производствен­ных объектах подразделений УИС и их партнеров ежемесячно трудится более 158,8 тыс. осужденных, что составляет порядка 35,6 % от общего числа содер­жащихся в ИК.

В 2012 г. производственным сектором ИУ выпущено товарной продук­ции, выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 30,7 млрд руб. или 101,2 % к АППГ. За первый квартал - 5,8 млрд руб. или 101 % к АППГ[33].

В течение последних лет ФСИН России проводила реформирование про­мышленного сектора, основная цель которого - переориентация его деятельно­сти на решение в первую очередь социальных задач, связанных с адаптацией человека к нормальной жизни после освобождения из мест лишения свободы.

Организация трудовой занятости осужденных в производственной сфере ИУ призвана не только занять его трудом, но и материально заинте­ресовать в качественном и добросовестном отношении к нему. Немаловаж­ным положительным фактом является использование заработанных средств на приобретение предметов первой необходимости[34].

По нашему мнению, появление возможности у осужденного получать ле­гальный доход от занятости в производственной сфере учреждения значительно снижает риск поиска других источников. Нельзя забывать, что одним из них может быть выполнение указаний криминальных лидеров, содержащихся в ИУ, направленных против персонала ИУ.

Перечисленные детерминанты своим влиянием охватывают различные стороны организации деятельности ИУ. Их игнорирование, как правило, вы­зывает негативные последствия как для персонала, так и для осужденных, по­рождает экстремальные ситуации, об этом свидетельствует многолетняя прак­тика деятельности мест лишения свободы. В связи с этим их действие целесо­образно прогнозировать и на этой основе управлять процессами, происходя­щими в исправительных учреждениях, учитывая, что условия сами по себе не могут порождать чрезвычайные обстоятельства без наличия соответствующих детерминант[35].

 

[1] См.: Бабкина Е. В. Понятие безопасности личности // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 194.

[2] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1978. Т. 1. С. 67-68.

[3] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2005.

[4] Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения : монография. М., 1998. С. 6.

[5] См.: Энциклопедический словарь : в 86 т. Т. 3 / под ред. И. Е. Андреевского. СПб., 1891. С. 304.

[6] См.: Коновалов А. Л. Организация взаимодействия исправительных колоний с другими органами и учреждениями по обеспечению собственной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

[7] Белая книга российских спецслужб / А. Д. Доценко [и др.]; отв. ред. А. И. Подберезкин. 2-е изд., перераб. М., 1995. С. 304.

[8] См.: Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания // Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и от­бывания наказания в ИТУ / под ред. А. Г. Перегудова. Уфа, 1996. С. 27-28.

[9] См.: Казак Б. Б., Савихин А. М. Теоретические основы безопасности в уго­ловно-исполнительной системе. Псков, 2006. С. 9.

[10] См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Рос. Феде­рации. 1993. № 33. Ст. 1316.

[11] Емельянов С. Н. Организационные и правовые проблемы обеспечения безо­пасности исправительного обеспечения // Вестник Владимир. юрид. ин-та. 2008. № 2. С. 10.

[12] См.: Казак Б. Б. Теоретические основы безопасности в уголовно­

исполнительной системе : лекция. Псков, 2006. С. 18.

[13] См.: Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выраже­ний. 7-е изд., стереотип. М., 1999.

[14] См.: Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания... С. 26.

[15] См.: Гончаров А. Обеспечение безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 5. С. 22.

[16] См.: Громов М. А. Организация безопасности в исправительных учреждениях : учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 10.

[17] См.: Щербаков А. В. Проблемы уголовно-правовой охраны безопасности гра­жданского персонала учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Уголов­но-исполнительная система право, экономика, управление. 2008. № 5. С. 8.

[18] См.: Степанчикова С. А. Криминология [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook110/book/index/index.html?go=part-005*page.htm (дата обра­щения 09.08.2013).

[19] См.: Громов М. А. Безопасность персонала уголовно-исполнительной систе­мы : монография. Рязань, 2006. С. 38.

[20] См.: Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 43.

[21] См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе­дерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 ок­тября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

[22] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2013 - 2014 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Офи­циальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата об­ращения 06.04.2015).

теме : лекция. Псков, 2006. С. 5.

[24] См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

[25] См.: Обзор о недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2014 году: письмо ФСИН России от 04 марта 2014 г. № 03-10348.

[26] См.: Указание ФСИН России от 24 января 2013 г. № 01-1468.

[27] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 - 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электрон­ный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России.

URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения 06.04.2015).

[28] См.: Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи [Электронный ре­сурс]. URL: http://read24.ru/fb2/viktor--pirojkov--zakonyi-prestupnogo-mira-molodeji/ (дата обращения 4.03.2014).

[29] См.: Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 13.

[30] См.: Указание ФСИН России от 20 августа 2013 г. № 08-27818.

[31] См.: Петрухин Э. Об оперативной обстановке, безопасности и заботе о со­трудниках // Преступление и наказание. 2013. № 3. С. 2.

[32] См.: Управление трудовой адаптации осужденных [Электронный ресурс] // Офи­циальный сайт ФСИН России. URL: http^^^n^/structure/adaptation (дата обраще­ния 22.02.2014).

[33] См.: Доклад начальника управления трудовой адаптации осужденных ФСИН

России генерал-майора внутренней службы А.П. Сорокина на Всероссийском сове­щании заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, кури­рующих вопросы трудовой адаптации осужденных, руководителей финансово­экономических служб и директоров ФГУП ФСИН России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: ййр://фсин.рф/ struc-

ture/adaptation/soveshchanie-chelyabinsk-28-05-2013/index.php (дата обращения 22.02.2014).

[34] См.: Артемьев Н. С., Мазурин А. А. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждениях : моно­графия. Рязань, 2009. С. 89.

[35] См.: Савихин А. М. Указ. соч. С. 47.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%