Изучение вопросов, касающихся безопасности и ее обеспечения, входит в предмет исследования различных наук. При этом каждая из них занимается конкретными аспектами обеспечении безопасности и подходит к определению существующих закономерностей данного явления со своих позиций. История процесса обеспечения безопасности личности, общества и государства, если говорить о нем как об общественном явлении, насчитывает не одно тысячелетие. Анализ этапов возникновения и становления идей о безопасности свидетельствует о том, что первое знание об этом можно найти в философском и научном наследии Востока и Запада IV-VI вв. до н. э. в трудах Сунь-Цзы «Трактат о военном искусстве», У-Цзы «Об искусстве ведения войны» были определены идеи, относящиеся к обеспечению безопасности государства и человека [1].
В настоящее время существует множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления.
В.И. Даль определил понятие «безопасность» как «отсутствие опасности, сохранность, надежность», а «безопасный» - как «неопасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный»[2]. По Словарю русского языка «безопасность - это положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь»[3].
Так, Б.П. Кондрашов дает определение безопасности как состояния «защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности личности, общества и государства, обеспечиваемое субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер, средств и способов, предусмотренных законом»[4].
Такие ученые, как Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон подчеркивают, что необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение[5].
С.В. Степашин, В.Л. Шульц в работе «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации» представили свое понимание сущности и содержания безопасности. Анализ их взглядов показывает, что под безопасностью понимается защищенность такого качественного состояния общественных отношений, которое обеспечивает поступательное движение данного явления от опасностей, источником возникновения которых выступают внутренние и внешние противоречия. Взаимодействие последних вызывает возникновение угрозы безопасности социальной организации. Содержание угрозы, опасности на общенациональном уровне зависит от противоречий интересов различных групп населения, институтов общества и государства. В конкретных органах и учреждениях, других объединениях людей движущей силой возникновения опасностей, угроз являются противоречия между членами социальной организации, а также некоторые другие факторы. В различных сферах социальной, государственной жизни и деятельности имеются свои противоречия и причины возникновения угрозы, существенную специфику имеют они и в УИС[6].
Другой подход к определению безопасности можно обнаружить в Белой книге российских спецслужб, где можно найти следующую ее трактовку - «состояние, при котором гарантированы права и свободы личности и общества, а их развитие происходит на стабильной правовой основе. Гарантом тут выступает государство, существование которого с точки зрения условий внутренней безопасности призвана обеспечить система внутренней безопасности»[7].
Таким образом, очевидно, что безопасность в общем смысле - это не только отсутствие опасности, но и наличие реальных законодательных, процессуальных и организационных средств защиты личности, общества и государства в целом.
Как указывалось ранее, содержательный аспект обеспечения безопасности зависит от ее конкретных объектов. В рамках интересующей нас темы исследования необходимо рассмотреть организацию обеспечения безопасности, объектом защиты в которой выступает персонал ИУ.
Актуальность обеспечения безопасности в местах лишения свободы привлекает внимание специалистов различных областей знаний.
Первым, кто предпринял попытку дать определение этому явлению, был А.П. Иванов (1981), который под общественной безопасностью исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) рассматривал систему общественных отношений, регулируемых нормами права и устанавливаемых в интересах предупреждения или ликвидации вредных последствий для жизни, здоровья осужденных, персонала и имущества учреждений, вызываемых стихийными силами природы, источниками повышенной опасности или неправильным поведением людей в сферах деятельности, где требуется особое внимание и осторожность.
Более широкое определение безопасности дает А.Г. Перегудов, понимающий под ней систему отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья сотрудников, осужденных и иных лиц, а также нормального функционирования учреждения и его подразделений[8].
Приведенные определения хотя и отражают содержание безопасности в ИУ, но не учитывают ее официальной трактовки в действующем законодательстве. В связи с этим представляется, что безопасность в ИУ - это состояние защищенности сотрудников, осужденных, иных лиц, а также учреждения в целом от возможных угроз и опасных посягательств[9].
Поскольку угрозы могут исходить как от внешних, так и от внутренних источников, постольку и безопасность в ИУ имеет два аспекта:
внешний (подготовка и ликвидация последствий стихийных бедствий, эпидемий, а также предупреждение и устранение диверсий, нападений на учреждение, его объекты, сотрудников, членов их семей, осужденных за пределами учреждения);
внутренний (предупреждение и устранение чрезвычайных происшествий в виде массовых беспорядков, захватов заложников, нападений на сотрудников, осужденных, иных граждан внутри учреждения).
Проблема организации деятельности по обеспечению безопасности в ИУ носит комплексный характер и не исчерпывается только защитой от посягательств со стороны отдельных осужденных. Она также включает в себя защиту лиц, находящихся на территории учреждений, от действия опасных технических, эпидемических и иных неблагоприятных факторов. Наличие в учреждениях пожароопасных производств, нахождение большого количества людей на ограниченной площади ставят проблему пожарной безопасности в один ряд с другими.
Важно отметить и то, что Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[10] хотя и определил обеспечение правопорядка, законности и безопасности персонала, осужденных и иных лиц как одну из главных задач УИС, однако не дает определение понятию безопасности. Данный закон, косвенно выделяя основные положения, определяет, из чего складывается безопасность в УИС. Вот некоторые их них:
ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы» определяет порядок охраны объектов УИС, конвоирования осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;
ст. 13 «Обязанности учреждений, исполняющих наказания» утверждает обязанность создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
ст. 33 «Гарантии личной безопасности сотрудников уголовноисполнительной системы и членов их семей» содержит лишь основные средства защиты сотрудников УИС, такие как конфиденциальность информации в средствах массовой информации (СМИ) о месте жительства сотрудника, особый порядок предоставления информации о прохождении его службы и обеспечения сотрудников УИС оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения и др.
С.Н. Емельянов в своей научной статье «Организационные и правовые проблемы обеспечения безопасности исправительного учреждения» отмечал наличие прямой зависимости между эффективностью решения организационных и правовых вопросов деятельности учреждений и органов ФСИН России и эффективностью решения задач по обеспечению безопасности ИУ. С этой целью он представлял необходимым законодательное закрепление понятия «безопасность исправительного учреждения» в УИК РФ. Его определение рассматриваемого понятия выглядит следующим образом: «безопасность исправительного учреждения - состояние защищенности учреждения, его объектов, осужденных, персонала и граждан, находящихся на территории данного учреждения, от внутренних и внешних угроз». «Вполне возможно, что для более четкого определения перечня внутренних и внешних угроз безопасности ИУ, а следовательно, и мер безопасности потребуется дополнительный раздел IV «Безопасность исправительного учреждения и меры ее обеспечения»[11]. По мнению автора статьи, данное нововведение позволит обеспечить организационно - структурное построение сил и средств ИУ, адекватное реальным и потенциальным угрозам объектов безопасности данных учреждений, исходящим от внешних и внутренних источников опасности.
Профессор Б.Б. Казак в своих научных работах утверждал, что безопасность в УИС - система отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья персонала, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности УИС, их нормального труда и отдыха, а также нормального функционирования УИС в целом и ее органов и учреждений в частности[12].
Анализ позиций ученых в осознании понятия безопасности в УИС позволяет сделать вывод о том, что безопасность объектов уголовно-исполнительной системы - это деятельность федерального органа УИС, территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и иных учреждений, входящих в УИС, по обеспечению состояния защищенности объектов, осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, от внутренних и внешних угроз.
Перед тем как раскрыть понятие деятельности по обеспечению безопасности персонала в УИС, необходимо в полном объеме изучить значение слов «обеспечение», «персонал» и их применение в УИС.
Понятие «обеспечение» (в связи с его использованием в разных сферах жизни общества) имеет огромное количество определений от «снабдить», согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, до «гарантировать» по Толковому словарю русского языка Д.В. Дмитриева.
В Словаре русских синонимов можно найти следующие определения - вооружить, создать условия, послужить гарантией, предоставить, доставить, защитить, сделать возможным, снабдить, гарантировать, оснастить, обору- довать[13].
Как мы видим, смысловых вариантов указанного понятия огромное количество, однако нас в рамках проводимого исследования будет интересовать сфера его применения в контексте обеспечения безопасности в УИС.
А.Г. Перегудов, рассматривая проблему обеспечения безопасности в ИТУ, утверждал, что понятие «обеспечение безопасности» шире таких понятий, как «организовывать» и «управлять», так как охватывает собой организационную, управленческую и оперативно-тактическую деятельность. В этом смысле понятие «обеспечить» тождественно понятию «осуществить».
В связи с этим он давал следующее определение понятию «обеспечение безопасности в ИТУ» - осуществление организационно-управленческой и оперативно-тактической деятельности по реализации установленного нормами правопорядка в ИТУ, а также требований и мероприятий, направленных на предупреждение возможной и устранения явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни и здоровью сотрудников ИТУ, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности ИТУ в целом и его подразделений в частности[14].
А. Гончаров отмечает, что указание на термин «обеспечение» предполагает наличие действенных компетентных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в конкретных целях, определенных тем или иным кругом правоотношений[15]. В своей научной статье он указывает, что в пределах своей компетенции обеспечение безопасности деятельности ИУ занимаются многие службы, такие как:
в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 84 УИК РФ) в ИУ оперативными подразделениями осуществляется оперативно-розыскная деятельность, основной целью которой является обеспечение личной безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц, а также выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
к средствам обеспечения безопасности персонала ИУ ФСИН России стоит также отнести дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения, соединение взыскания с исправительным воздействием. Перечисленные вопросы входят в компетенцию сотрудников подразделений по организации воспитательной работы с осужденными;
задачи по обеспечению безопасности персонала, осужденных и иных лиц возложены и на личный состав подразделений охраны ИУ. Инструкцией по охране ИУ ФСИН России определен порядок взаимодействия караулов и дежурных смен, организуемого в целях профилактики побегов, предотвращения проникновения на объекты изделий, веществ, документов и продуктов питания, запрещенных к использованию осужденными.
Приводя в пример российскую практику и опыт зарубежных стран А. Гончаров, говорит о целесообразности возложения организационной и координирующей роли в обеспечении безопасности персонала на самостоятельное структурное подразделение, а именно - на службу безопасности, давно уже являющуюся неотъемлемым элементом зарубежных ИУ. С созданием такой службы в России механизм обеспечения безопасности персонала стал соответствовать общепринятым европейским стандартам. В настоящее время в ФСИН
России функции контроля за обеспечением безопасности и режима в ИУ возложены на управление режима и надзора, в территориальных органах - на управления и отделы безопасности органов УИС и отделы безопасности исправительных колоний (ИК).
Однако наиболее полно раскрыл понятие «обеспечение» в рамках интересующего нас вопроса М.А. Громов. Он дал следующее определение обеспечению безопасности в УИС - это осуществление комплекса организационноправовых, режимных, оперативно-профилактических, материально-технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посягательств на указанных лиц или учреждения в целом[16].
На наш взгляд, крайне важно отметить, что обеспечение безопасности в учреждениях УИС, то есть на охраняемых режимных объектах, осуществляется с помощью комплекса инженерно-технических и специальных средств. Так, согласно ст. 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники УИС применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством. Основания и порядок применения мер безопасности к лицам на территории ИУ устанавливаются гл. 5 указанного Закона.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст. 86) содержит подробный перечень случаев, при которых применяют физическую силу, специальные средства и оружие:
оказание осужденными сопротивления персоналу ИУ;
злостное неповиновение законным требованиям персонала;
проявление буйства;
участие в массовых беспорядках;
захват заложников;
нападение на граждан или совершение иных общественно опасных действий;
побег или задержание бежавших из ИУ осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращение причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.
Следовательно, процесс обеспечения безопасности персонала УИС напрямую связан с использованием указанных средств, и этот факт должен в обязательном порядке найти свое отражение в характеристике данного понятия. Иными словами, понятие «обеспечить» в рамках интересующей нас проблематики представляет собой осуществление комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, материально-технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посягательств на указанных лиц или учреждения в целом, с использованием в установленном законодательством порядке физической силы, специальных средств и оружия.
На первый взгляд довольно просто разобраться с понятием персонала в УИС. Законодатель в ст. 24 «Работники уголовно-исполнительной системы» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 -I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» дает четкое определение персонала учреждений, исполняющих наказания, - это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий УИС и следственных изоляторов, входящих в УИС.
Однако следует отметить, что под работниками УИС указанный Закон понимает лиц, имеющих специальные звания (сотрудников УИС), рабочих и служащих учреждений УИС.
Рабочие и служащие учреждений УИС (гражданский персонал) - это лица, осуществляющие в местах лишения свободы и содержания под стражей медицинское обслуживание, общеобразовательное и профессиональное обучение, руководство производственной деятельностью, а также выполняющие иные организационные или технические функции[17].
Разобрав отдельные части такого сложного понятия, как «обеспечение безопасности персонала» перейдем к формулировке его определения.
Обеспечение безопасности персонала ИУ ФСИН России - это осуществление целенаправленного комплекса организационно -правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспитательных и иных мер воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с использованием в установленном законодательными актами порядке инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств и оружия, направленных на выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на работников УИС, связанных с осуществлением ими служебной или трудовой деятельности.
Однако просто дать понятие обеспечения безопасности персонала ИУ недостаточно, необходимо провести системный анализ причин возникновения опасности для персонала.
Изучение причин совершения преступлений - одна из наиболее важных организационных составляющих противодействия их дальнейшему росту и рецидиву. В условиях роста числа случаев нападения на персонал ИУ со стороны осужденных анализ причин совершения подобного рода преступлений становится особенно актуальным.
В настоящее время существует целый спектр явлений и процессов, в большей или меньшей степени оказывающих влияние на состояние безопасности персонала ИУ. В современной криминологической науке совокупность явлений и процессов, совместное действие которых порождает преступность, принято называть детерминантами[18].
Профессор М.А. Громов в своей монографии «Безопасность персонала уголовно-исполнительной системы» приводит классификацию факторов, влияющих на безопасность персонала ИУ, на общие и специальные. Общие факторы по отношению к УИС выступают в качестве внешних, а специальные - как внутренние[19].
В связи с этим полагаем, что детерминанта, влияющая на безопасность персонала ИУ, не что иное, как причина, событие, явление, внешнего или внутреннего по отношению к системе характера, последствием которой становится изменение уровня обеспечения безопасности персонала ИУ.
Касательно УИС особое значение также приобретает классификация указанных детерминант в зависимости от степени их влияния на состояние безопасности персонала ИУ (прил. 1).
Внешние детерминанты отражают наиболее крупные сферы общественной жизни. Они могут проявляться в виде многообразных явлений, воздействующих на организацию деятельности по обеспечению безопасности УИС в целом и на обеспечение безопасности персонала в частности.
Можно выделить следующие группы внешних детерминант.
1. Уровень развития законодательства. Совершенствование уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, направленное на изменение структуры УИС и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, а также поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных.
Важной составляющей данной детерминанты стала реализация политики государства по гуманизации российского уголовного законодательства. Так, в частности, исполнение уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, приводит к сокращению численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, улучшению условий отбывания наказаний.
Однако, говоря об уровне развития законодательства, не стоит забывать, что одним процессом гуманизации не решить проблему сдерживания от нападений на персонал ИУ отрицательно настроенных осужденных, содержащихся в них. Параллельно должно осуществляться совершенствование «законодательного щита» персонала ИУ.
Состояние правопорядка и преступности. Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних детерминант, создающих угрозу нормальному функционированию ИУ, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных авторитетов и угроз внутри учреждения, исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.
Скоординированная и организованная взаимосвязь силовых структур в настоящее время имеет ключевое значение в вопросах организации деятельности по обеспечению безопасности УИС и государства в целом.
Нравственное состояние общества. Не стоит забывать, что одной их причин преступности является падение нравственного состоянии общества, отсутствие тех или иных моральных ценностей и установок. Воспитание нравственности - важнейшая составная часть воспитательной работы общества, включающая в себя и получение образования, специальности, и привитие культуры, нравственных ценностей и установок, выработанных человечеством за всю историю его развития[20].
Современное законодательство провозглашает прогрессивные принципы, декларируются права человека, а практика игнорирует эти принципы, что ведет к атмосфере неуважения к праву, закону, отсутствию гарантий со стороны государства, обеспечивающих нормальное функционирование общества.
Именно уровень нравственного состояния общества прямым образом влияет на нравственные устои лиц, содержащихся в ИУ, а также сотрудников, непосредственно работающих с осужденными. Причины конфликтных ситуаций, возникающих между персоналом ИК и осужденными, в большей части заключаются в низком уровне нравственного воспитания участников конфликта. Разложение нравственных устоев общества - шаг в пропасть, итогом падения в которую станет беззаконие.
4. Экономическое состояние общества, развитие производственного сектора, структура государственного бюджета. Развитие экономики и производственного потенциала страны есть залог стабильности. Несомненно, названная детерминанта в значительной мере влияет на все сферы жизни общества. Развитие производственного потенциала позволяет не только предоставлять рабочие места, но и, как следствие, улучшать экономическое состояние общества, повышая уровень жизни.
Крайне важно отметить, что финансовое обеспечение деятельности ФСИН России осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации. Уровень экономического роста напрямую влияет на возможности дополнительного финансирования УИС, а следовательно, на внедрение современных инженерно-технических средств, рост социальных гарантий персонала, повышение качества содержания осужденных.
В последние годы финансирование УИС увеличивается, снижается количество неработающих осужденных, продолжается работа по улучшению медико-санитарного обеспечения. Эти составляющие указанной детерминанты позволяют стабилизировать обстановку внутри учреждений за счет повышения качества содержания осужденных, а значит, и снижение агрессии с
их стороны.
Социально-политическое состояние общества. В обществе с множеством проблем экономического, социального и политического развития осложняется решение проблем политической стабильности. В условиях экономического неравенства, отсутствия гражданского общества, острых конфликтов, невозможно говорить об устойчивом состоянии общества, позволяющего эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.
Анализ проведенного анкетирования сотрудников УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике отчетливо подтверждает значимость указанной детерминанты на организацию деятельности учреждений УИС, расположенных в данном регионе. Сотрудники отмечают, что сложившаяся в регионе нестабильная обстановка прямым образом отражается на поведении содержащихся в ИУ осужденных, тем самым способствует дестабилизации внутренней обстановки и приводит к росту угроз в адрес персонала ИУ.
Деятельность международных организаций и др. Присутствие международных организаций способствует развитию международного сотрудничества, изучению и распространению зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, организации работы по совместной подготовке специалистов для УИС, проведению научных исследований на основе реализации международных проектов, обмену международным опытом.
Организация международного сотрудничества, а также расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза, государств - участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья предполагают участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики и способствуют внедрению в деятельность УИС международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.
Территориально-географические условия. Указанная детерминанта включает в себя местоположение, климатические условия и экономическое развитие региона, в котором расположено конкретное учреждение УИС.
Не следует также забывать о возможном удалении от районных центров конкретных учреждений. Данное обстоятельство приводит к отсутствию возможности осуществления должного контроля за ними со стороны территориальных органов УИС, снижению скорости оперативного вмешательства в происходящие процессы управления ИУ.
Демографическая структура населения территориального округа. Указанная детерминанта в конечном счете будет напрямую связана с качественным (возраст, половая принадлежность, качество образования в регионе) и количественным составом персонала, работающего в учреждений УИС.
Проводимая в настоящее время кадровая политика по обеспечению сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции[21] подразумевает наличие необходимого количества резерва для замещения вакантных должностей, однако особенно в географически отдаленных от краевых центров учреждениях его банально нет. Выходом из сложившейся ситуации должна стать организация правильной «рекламной компании» службы со стороны руководства учреждений и органов ФСИН России, а также создания достойных материально-бытовых условий для сотрудников УИС.
Указанные нами детерминанты отражают наиболее крупные сферы общественной жизни. Они могут проявляться как многочисленные, многообразные явления окружающей ИУ реальности и влиять на различные стороны их деятельности. В связи с этим в программных, директивных и иных документах постоянно обращается внимание на необходимость учета действия внешних детерминант с тем, чтобы заблаговременно создавать в учреждениях условия для ослабления негативных последствий влияния этих детерминант и получения наибольшего позитивного эффекта.
Производные от внешних детерминант - те, которые действуют внутри ИУ и несут на себе отпечаток местных условий их функционирования. Вместе с тем внутренним детерминантам присущи общие черты, характеристики, поэтому их можно рассматривать применительно ко всем ИУ, учитывая при этом, что в каждом из них они проявляются по-своему.
К числу внутренних детерминант, действующих в ИУ и обусловливающих уровень организации деятельности по обеспечению безопасность персонала, можно отнести следующие.
Состав осужденных (их социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики). Состав осужденных как детерминанта, влияющая на деятельность учреждений УИС и обеспечение безопасность персонала ИУ, постоянно находится в центре внимания. Именно эта детерминанта, на наш взгляд, основная в вопросе обеспечения безопасности персонала, так как является источником наибольшей опасности.
На фоне общего снижения численности осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, в 2013 почти вдвое увеличились темпы роста количества лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений. За год их численность в колониях особого режима увеличилась на 2,1 тыс. человек и составила на 01.01.2014 - 21610 осужденных.
Основная масса осужденных - 474,9 тыс. человек (84,81%) - отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 38,8 тыс. женщин (84,74% от общего количества осужденных женщин). Количество осужденных за умышленные преступления средней тяжести составляет 62,5 тыс. человек (11,16%), в том числе женщин - 4,9 тыс. человек (10,63% от общего количества осужденных женщин). Доля осужденных за умышленные преступления небольшой тяжести составляет 2,93% (16424 человек), за преступления по неосторожности - 1,09% (6111 человек). Большая часть осужденных - 64,13% (359,1 тыс. чел.) ранее отбывали наказание в виде лишения свободы, в том числе 23,9 тыс. женщин (52,25% от общего количества осужденных женщин).
Среди осужденных 155,2 тыс. человек (27,72%) отбывают наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего; 123,2 тыс. человек (22%) - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; 91,8 тыс. человек (16,4%) - за кражи; 49,7 тыс. человек (8,88%) - за разбой; 40,9 тыс. человек (7,3%) - за грабеж.[22]
Приведенные показатели наглядно характеризуют сложную обстановку, сложившуюся в ИУ. Кардинальным и переломным моментом, способным качественно повысить эффективность обеспечения безопасности сотрудников в сложившейся ситуации, должно стать изменение видов ИУ, которое предусмотрено Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
В учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, содер - жится большое число ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями осужденных, что не может не вызывать опасение руководства ФСИН России и территориальных органов УИС.
В своем научном труде «Теоретические основы безопасности в уголовноисполнительной системе» Б.Б. Казак уделил внимание проблеме обеспечения безопасности путем проведения анализа изменения качественного состава осужденных. «Постоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в организованных преступных группировках, что также может отрицательно сказаться на безопасности уголовно-исполнительной системы»[23].
Настороженность вызывает и то, что около 1/3 лиц, содержащихся в местах лишения свободы, имеют те или иные психические отклонения, более 400 тыс. осужденных склонны к различным формам деструктивного поведения - членовредительству, суициду, агрессии, а также к непредсказуемым действиям, в том числе нападению на сотрудников.
Нельзя не упомянуть, что качественный состав осужденных в конкретных ИУ зависит от видов этих учреждений и видов режима в них, ибо именно тяжесть совершенных преступлений впоследствии становится определяющим фактором для суда в вопросе распределения и дальнейшего отбывания наказания осужденным.
Данный факт подтверждает целесообразность постоянного мониторинга качественного состава осужденных, содержащихся в ИУ, для эффективного и своевременного реагирования на его изменения, в том числе в целях координации и необходимой корректировки организации подготовки персонала ИУ к обеспечению личной безопасности.
Состояние порядка исполнения и отбывания лишения свободы (совершение осужденными преступлений и иных правонарушений, обеспечение изоляции осужденных, состояние законности). Состояние порядка исполнения и отбывания наказания напрямую влияет на обеспечение безопасности персонала ИУ. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством порядок должен обеспечивать охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания и изменение условий отбывания наказания[24].
С помощью режима (порядка) исполнения и отбывания лишения свободы создаются неблагоприятные условия для совершения преступлений и иных правонарушений в ИУ.
Анализ практики за 2014 г. показал, уровень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в расчете на 1000 осужденных уменьшился на 9,76% (2011 г. - 35,5; 2012 г. - 39,2; 2013 г. - 41; 2014 г. - 37). В структуре злостных нарушений, совершенных осужденными, значительную долю занимают деяния, связанные с изготовлением и хранением запрещенных предметов (30,4 % от общего количества), употреблением спиртных напитков (10,1 %).
С целью снижения данных показателей в ИУ активно велась работа по выявлению осужденных, склонных к совершению преступлений и грубых нарушений установленного порядка отбывания наказания, и профилактике противоправных проявлений с их стороны.
Однако из-за недостатков в осуществлении контроля и надзора за осужденными, а также в организации обысковой работы в жилую зону попадает большое количество колюще-режущих предметов.
Как показывает практика, осужденные при отбывании наказания, как правило, не отказываются от пагубной привычки употреблять алкоголь. В ходе обыскных мероприятий в 2014 году в ИУ изъято 6401 тыс. рублей, из них 67,4% при доставке; 9680 литров спиртных напитков промышленного производства, из них 98,8% при доставке; 92 кг наркотических веществ, из них 99,5% при доставке; средств связи 67353 ед., из них 70,6% при доставке. В целях профилактики указанного вида нарушений организована работа по постановке данных осужденных на профилактический учет.
По сравнению с 2013 г. доля изъятых при попытке доставки наркотических средств увеличилась на 3,4%, средств связи — на 2,6%. В то же время доля изъятых при попытке доставки денежных средств уменьшилась на 19,6%. Доля изъятия при доставке спиртных напитков промышленного производства осталась на прежнем уровне.[25]
Приведенная динамика показателей свидетельствует о сложной обстановке в ИУ и необходимости выработки эффективных средств по ее стабилизации и разрешению. Не стоит забывать, что наличие колюще-режущих предметов и спиртных напитков на территории ИУ непосредственно отражается на безопасности персонала ИУ.
Уровень управления в исправительных учреждениях. На современном этапе реформирования системы исполнения наказаний руководитель любого учреждения УИС при решении стоящих перед ним служебных задач сталкивается с целым рядом вопросов, каждый из которых требует принятия неотложных мер. Прежде всего следует выделить проблемы криминогенного характера, которые в достаточной мере описаны в Уголовном кодексе Российской Федерации и представлены целым набором уголовно наказуемых деяний. Наиболее распространенными из них в учреждениях УИС являются: побеги, убийства, причинения различной степени тяжести вреда здоровью, массовые беспорядки, захваты заложников, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и др.
Реализация управленческих решений в ИУ осуществляется в опасной среде осужденных, на которую надо воздействовать для снижения уровня профессионального риска персонала при контактах с осужденными. В этих целях производится информирование осужденных о планах и результатах деятельности администрации учреждения, в том числе по улучшению коммунально - бытовых условий, благоустройству, привлечению к такой деятельности в добровольном порядке осужденных. Необходимо добиваться положительного отношения к деятельности сотрудников по поддержанию правопорядка. В ходе воспитательной работы целесообразно разъяснять не только права и обязанности осужденных, но и права и обязанности сотрудников, осуществляющих профессиональную деятельность по исполнению уголовных наказаний. Нельзя забывать о разъяснении уголовной и дисциплинарной ответственности за совершение преступлений и иных правонарушений в ИУ.
В случае возникновения проблем криминогенного характера правильные, скоординированные действия руководителя учреждения УИС способны быстро и эффективно стабилизировать сложившуюся обстановку, тем самым минимизировать негативные последствия.
Состав персонала (как количественный, так и качественный). Современное кадровое обеспечение работников УИС в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года направлено на определение нормативов штатной численности работников ИУ и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, а также установление оптимальной нагрузки на работников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.
Как показывают статистические данные за 2014 год, несмотря на значительное увеличение денежного довольствия сотрудников УИС, до сих пор не решена проблема полного кадрового укомплектования учреждений УИС. Последствия указанного факта выражаются в несоблюдении установленной нагрузки начальников отрядов, снижении надзора за осужденными сотрудниками службы безопасности, а следственно, повышении вероятности совершения правонарушений со стороны осужденных.
Качественную составляющую в вопросе кадрового обеспечения ИУ должна решить подготовка высококвалифицированных специалистов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России, совершенствование специальной и психофизической подготовки работников УИС, выработка высоких требований к служебному поведению. Ярким примером, свидетельствующим о существенных недостатках в качественном составе сотрудников ИУ, стал проведенный в 2013 г. анализ организации деятельности начальников отрядов (воспитателей). В нарушение Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на должности начальников отрядов принимаются лица, не имеющие профессионального образования. Так, 0,7 % от общей численности начальников отрядов имеют общее среднее образование. Профильное образование только у каждого второго начальника отряда[26].
Как показывает анализ случаев, связанных с нападением осужденных на персонал ИУ, произошедших в 2014 г., они стали возможны в результате самонадеянности и безответственности, граничащей с преступной халатностью, самих сотрудников ИУ. Игнорирование (в связи с личной недисциплинированностью) требований ведомственных нормативных документов приводило к отсутствию должного контроля за осужденными, влекущему за собой совершение преступлений против стабильной деятельности учреждений, а также здоровья и неприкосновенности персонала ИУ.
Организация работы по изменению качественного и количественного состава сотрудников ИУ прямым образом повлияет на профессиональность и эффективность выполнения ими служебных задач, а также обеспечение стабильной работы учреждения в целом и безопасности в нем.
Уровень оснащенности исправительных учреждений инженернотехническими средствами (ИТС) охраны и надзора. В сложной ситуации, сложившейся в сфере обеспечения безопасности персонала УИС, ФСИН России предпринимаются необходимые меры по совершенствованию системы надзора за осужденными. Одной из них является использование технических средств надзора и контроля, в первую очередь систем видеонаблюдения (ст. 83 УИК РФ).
Преимущества в использовании технических средств в ИУ очевидны:
дистанционность, то есть возможность нахождения наблюдателя на достаточно большом расстоянии от объекта наблюдения;
объективность, поскольку информация предоставляется без субъективных оценок наблюдателей и посредников;
возможность фиксации информации и повторного просмотра;
оперативность, то есть возможность быстро оценить ситуацию в нескольких секторах наблюдения;
- возможность интеграции систем наблюдения с другими техническими средствами в единый комплекс безопасности и др.
Необходимо также отметить еще одно положительное следствие применения видеосистем - своеобразный психологический эффект, заключающийся в том, что на объектах, где они установлены (в силу их наличия), значительно снижается количество правонарушений среди осужденных и случаев их агрессивного поведения, что ведет к повышению обеспечения безопасности персонала.
Широкое распространение в настоящее время получило применение в надзоре за осужденными портативных видеорегистраторов. Разумеется, большинство объектов учреждений УИС охвачено системами стационарного видеонаблюдения, однако существуют места и помещения, где камеры визуального слежения не могут быть установлены по тем или иным причинам. Как раз в таких случаях и целесообразно применение портативных видеорегистраторов.
Рассмотренные нами технические средства лишь малая часть возможного современного арсенала сотрудников учреждений УИС. Их использование существенным образом влияет на обеспечение безопасности персонала ИУ.
Организация воспитательной работы (проведение воспитательных мероприятий). Состояние процесса исправления осужденных как детерминанта, влияющая на деятельность ИУ, имеет существенное значение в организации деятельности по обеспечению безопасности персонала. В соответствии со ст. 9 УИК РФ в ходе этого процесса у осужденных должно формироваться уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и тем самым стимулироваться правопослушное поведение. При этом используются различные средства, основные из которых определены в данной правовой норме: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В результате этого должна понижаться общественная опасность осужденных.
При анализе дисциплинарной практики среди осужденных в первую очередь следует выделить меры, направленные на поддержание дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Позитивные результаты, достигнутые в ряде территориальных органов ФСИН России в 2014 г., стали возможны в результате осуществления дифференцированного, педагогически обоснованного применения мер взыскания.
Стимулирование осужденных к законопослушному образу жизни является одним из основных направлений в работе по профилактике правонарушений, проводимой сотрудниками воспитательных служб ИУ. Указанное направление нашло свое отражение в применении системы социальных лифтов. В 2014 году 34,5 тыс. осужденных переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные, около 8 тыс. осужденных - из обычных условий в строгие, свыше 10 тыс. осужденных - из исправительных колоний в колонии-поселения, около 1,4 тыс. осужденных - из исправительных колоний особого режима в исправительные колонии строгого режима, около 4 тыс. осужденных - из колоний- поселений в исправительные колонии.
Судами принято решение о замене лишения свободы более мягким видом наказания в отношении более 6 тыс. осужденных, около 47 тыс. осужденных условно-досрочно освобождены из мест лишения свободы.[27]
Достижение положительных результатов в исправлении осужденных, их правопослушного поведения во многом зависит от соблюдения основополагающего принципа непрерывности воспитательного воздействия на всех этапах отбывания наказания и неотвратимости наказания за содеянные проступки в рамках действующего законодательства. Осуществление этой работы воспитательными службами в тесном взаимодействии с режимными, оперативными и психологическими службами должно выработать у осужденных уважительное отношение к персоналу
ИУ, чувство его неприкосновенности, и тем самым повысить безопасность персонала УИС.
Уровень развития субкультуры осужденных (традиции и обычаи преступного мира, имеющие место в ряде учреждений УИС). Эта детерминанта оказывает существенное влияние на состояние правопорядка в ИУ, безопасности и управляемости учреждениями в целом.
Субкультура осужденных - составная часть криминальной субкультуры, представляющая собой определенный уровень жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях[28].
В местах лишения свободы действуют два типа норм (правил) поведения:
включает в себя нормы поведения лиц, лишенных свободы, установленные официально в правовых аспектах, отклонение от которых санкционируется администрацией ИУ;
объединяет в себе спонтанно созданные и добровольно принимаемые осужденными нормы, нацеленные на то, чтобы сделать их повседневную жизнь в местах лишения свободы более переносимой в социальном плане.
Тюремная субкультура, по мнению А.Н. Олейника, включает в себя нормы, традиции, ритуалы, жаргон и жесты, принципиально отличные от тех, которые предполагает уголовно-исполнительное законодательство и внутренний распорядок тюрьмы[29].
ИУ ФСИН России представляют собой место консолидации преступной среды. В настоящее время в ИК отбывают наказание 33 осужденных, стоящих на профилактическом учете как «воры в законе». Несмотря на то, что изоляция этой категории осужденных обеспечена на 92 %, только 86 % из них признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. На профилактическом учете как лидеры уголовно-преступной среды состоят 407 осужденных, из них 72,7 % - изолированы, а 3 % - переведены в тюрьмы. Вместе с тем 24 % (98 осужденных) содержатся в обычных условиях отбывания наказания[30] . Именно указанные категории осужденных формируют криминальную идеологию в среде преступных сообществ и часто становятся подстрекателями или организаторами противоправных действий.
Не стоит забывать, что вступление работников ИУ в запрещенные связи с осужденными нередко влечет конфликты между ними, как правило, разрешаемые насильственным путем. В совокупности со специфичной социальной средой в ИУ, активно отстаивающей нормы преступной субкультуры, конфликты между работниками ИУ и осужденными, особенно возникшие вследствие нарушения правил взаимоотношений, представляют довольно «взрывную» почву для деятельности персонала ИУ по исполнению наказания в виде лишения свободы.
Противоборство отрицательной части осужденных и преступных группировок, конкурирующих между собой за воздействие на основную часть осужденных, является негативным фоном и питательной средой для происходящих эксцессов, направленных против персонала УИС.
Единственным правильным способом борьбы с развитием преступной субкультуры должна стать изоляция так называемых криминальных лидеров, провоцирующих остальных осужденных на противодействие администрации. Однако данный вопрос в настоящее время не урегулирован[31].
Организация производственной деятельности и состояние материально-технической базы исправительных учреждений. Состояние производственной и материально-технической базы ИУ зависит от состояния и развития экономики и промышленности страны. Промышленный сектор УИС входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.
На сегодняшний день производственный сектор УИС представляют 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских. Более 800 подразделений ФСИН России, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, производят свыше 100 тыс. наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства[32]. Значительная часть (47,6 %) выпускаемой продукции поставляется ИУ для собственных нужд, а также по заказам силовых министерств и ведомств.
ИУ обладают значительными трудовыми ресурсами. На производственных объектах подразделений УИС и их партнеров ежемесячно трудится более 158,8 тыс. осужденных, что составляет порядка 35,6 % от общего числа содержащихся в ИК.
В 2012 г. производственным сектором ИУ выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 30,7 млрд руб. или 101,2 % к АППГ. За первый квартал - 5,8 млрд руб. или 101 % к АППГ[33].
В течение последних лет ФСИН России проводила реформирование промышленного сектора, основная цель которого - переориентация его деятельности на решение в первую очередь социальных задач, связанных с адаптацией человека к нормальной жизни после освобождения из мест лишения свободы.
Организация трудовой занятости осужденных в производственной сфере ИУ призвана не только занять его трудом, но и материально заинтересовать в качественном и добросовестном отношении к нему. Немаловажным положительным фактом является использование заработанных средств на приобретение предметов первой необходимости[34].
По нашему мнению, появление возможности у осужденного получать легальный доход от занятости в производственной сфере учреждения значительно снижает риск поиска других источников. Нельзя забывать, что одним из них может быть выполнение указаний криминальных лидеров, содержащихся в ИУ, направленных против персонала ИУ.
Перечисленные детерминанты своим влиянием охватывают различные стороны организации деятельности ИУ. Их игнорирование, как правило, вызывает негативные последствия как для персонала, так и для осужденных, порождает экстремальные ситуации, об этом свидетельствует многолетняя практика деятельности мест лишения свободы. В связи с этим их действие целесообразно прогнозировать и на этой основе управлять процессами, происходящими в исправительных учреждениях, учитывая, что условия сами по себе не могут порождать чрезвычайные обстоятельства без наличия соответствующих детерминант[35].
[1] См.: Бабкина Е. В. Понятие безопасности личности // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 194.
[2] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1978. Т. 1. С. 67-68.
[3] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2005.
[4] Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения : монография. М., 1998. С. 6.
[5] См.: Энциклопедический словарь : в 86 т. Т. 3 / под ред. И. Е. Андреевского. СПб., 1891. С. 304.
[6] См.: Коновалов А. Л. Организация взаимодействия исправительных колоний с другими органами и учреждениями по обеспечению собственной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
[7] Белая книга российских спецслужб / А. Д. Доценко [и др.]; отв. ред. А. И. Подберезкин. 2-е изд., перераб. М., 1995. С. 304.
[8] См.: Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания // Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. А. Г. Перегудова. Уфа, 1996. С. 27-28.
[9] См.: Казак Б. Б., Савихин А. М. Теоретические основы безопасности в уголовно-исполнительной системе. Псков, 2006. С. 9.
[10] См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
[11] Емельянов С. Н. Организационные и правовые проблемы обеспечения безопасности исправительного обеспечения // Вестник Владимир. юрид. ин-та. 2008. № 2. С. 10.
[12] См.: Казак Б. Б. Теоретические основы безопасности в уголовно
исполнительной системе : лекция. Псков, 2006. С. 18.
[13] См.: Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. М., 1999.
[14] См.: Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания... С. 26.
[15] См.: Гончаров А. Обеспечение безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 5. С. 22.
[16] См.: Громов М. А. Организация безопасности в исправительных учреждениях : учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 10.
[17] См.: Щербаков А. В. Проблемы уголовно-правовой охраны безопасности гражданского персонала учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Уголовно-исполнительная система право, экономика, управление. 2008. № 5. С. 8.
[18] См.: Степанчикова С. А. Криминология [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook110/book/index/index.html?go=part-005*page.htm (дата обращения 09.08.2013).
[19] См.: Громов М. А. Безопасность персонала уголовно-исполнительной системы : монография. Рязань, 2006. С. 38.
[20] См.: Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 43.
[21] См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
[22] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2013 - 2014 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения 06.04.2015).
теме : лекция. Псков, 2006. С. 5.
[24] См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
[25] См.: Обзор о недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2014 году: письмо ФСИН России от 04 марта 2014 г. № 03-10348.
[26] См.: Указание ФСИН России от 24 января 2013 г. № 01-1468.
[27] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 - 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России.
URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения 06.04.2015).
[28] См.: Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://read24.ru/fb2/viktor--pirojkov--zakonyi-prestupnogo-mira-molodeji/ (дата обращения 4.03.2014).
[29] См.: Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 13.
[30] См.: Указание ФСИН России от 20 августа 2013 г. № 08-27818.
[31] См.: Петрухин Э. Об оперативной обстановке, безопасности и заботе о сотрудниках // Преступление и наказание. 2013. № 3. С. 2.
[32] См.: Управление трудовой адаптации осужденных [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http^^^n^/structure/adaptation (дата обращения 22.02.2014).
[33] См.: Доклад начальника управления трудовой адаптации осужденных ФСИН
России генерал-майора внутренней службы А.П. Сорокина на Всероссийском совещании заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих вопросы трудовой адаптации осужденных, руководителей финансовоэкономических служб и директоров ФГУП ФСИН России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: ййр://фсин.рф/ struc-
ture/adaptation/soveshchanie-chelyabinsk-28-05-2013/index.php (дата обращения 22.02.2014).
[34] См.: Артемьев Н. С., Мазурин А. А. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности в исправительных учреждениях : монография. Рязань, 2009. С. 89.
[35] См.: Савихин А. М. Указ. соч. С. 47.
|