Наиболее часто для характеристики положительных результатов деятельности и направлений развития используют понятие «эффективность».
Наглядным примером является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовноисполнительной системы России, в которой слово «эффективность» (и однокоренные ей слова) используются 18 раз и затрагивают все сферы деятельности данной системы, в том числе обеспечение безопасности персонала ИУ.
Оценка эффективности деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС - задача исключительно важная и весьма сложная. Без качественной оценки деятельности рассматриваемой сферы невозможно обеспечить высокое качество принимаемых в этой области государственных и ведомственных решений.
Рассмотрение вопроса эффективности деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ невозможно без анализа понятия «эффективность». Рассмотрим общие подходы к определению эффективности.
Экономический словарь дает такое определение: «Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение»[1].
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет «эффективность - полезное действие, отдача, коэффициент полезного действия, кпд; производительность, продуктивность, действенность, результативность; плодотворность, действительность, оперативность»[2].
Специалисты в области социологии рассматривают эффективность как способность достижения целей при наименьших людских затратах, затратах материальных и финансовых ресурсов, называя при этом эффективным с точки зрения общества процесс, который обеспечивает функционирование и развитие государства как общественной системы, способствующий решению социальных и экономических задач, стоящих перед обществом[3].
Понятие эффективности заимствовано из кибернетики и науки управления. Представители науки управления видят выражение эффективности в управлении обществом, экономическими, социальными, духовными процессами.
Понятие эффективности какой-либо деятельности всегда связывают с ее результатами, так как под эффектом обычно понимают результат, следствие каких-либо причин, действий. Однако результаты деятельности можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле в результате процесса деятельности изменяются не только ее объект (предмет), но и субъект, и средства, и окружающая обстановка. Результат в узком смысле - это состояние (свойство) только объекта (предмета) деятельности, полученное вследствие практического достижения субъектом цели деятельности. В нашем случае таким объектом является состояние безопасности персонала УИС, то есть объект, защищаемый от угроз (опасностей, ущерба)[4].
Слово «эффективность» образовано от латинского «effectus», что означает исполнение, результат или следствие каких-либо действий, получаемый эффект. В то же время, в отличие от эффекта, который ассоциируется с абсолютными величинами, под эффективностью подразумевают сравнительную оценку. В данном случае имеется в виду сопоставление затрат (ресурсов) и результатов[5].
Так, понятие эффекта (в целом, то есть не только с экономической точки зрения) представляет собой:
результат, следствие каких-либо причин, действий;
сильное впечатление, произведенное кем-либо, чем-либо.
Эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-то результат,
и в этом самом широком смысле эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат, свойство любого взаимодействия или процесса[6].
Эффект также определяется как достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном движении1.
Нужно также отметить, что эффект в зависимости от полученного ре - зультата какого-либо взаимодействия между объектами может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный будет характеризоваться получением результатов, которые направлены на достижение поставленной цели организации, отрицательный - будет затруднять или делать невозможным ее достижение. Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность. Для более полной ее характеристики необходимо знать, с помощью каких затрат получен этот эффект, то есть во что обошелся результат[7] [8].
Одинаковые затраты могут дать разный эффект, и наоборот, один и тот же эффект может быть достигнут разными затратами. В связи с этим крайне важно полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, то есть отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект, с другой абсолютной величиной - затраты. Подобное сопоставление дает относительную величину - эффективность.
Таким образом, в отличие от эффекта - величины абсолютной, эффективность - это всегда определенное соотношение результата и затрат на его получение, то есть величина относительная.
Смешение понятий «эффект» и «эффективность» крайне опасно. Эффект - позитивный результат деятельности, но не отношение результатов и затрат. Внешне эффект близок к абсолютной эффективности - разности между полученными (ожидаемыми) результатами и понесенными затратами.
Результаты деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС можно (и следует) сопоставлять не только с целями, но и с угрозами, интересами, решениями, планами, в которых учитываются не только результаты, но и силы, средства, ресурсы, необходимые для достижения запланированных целей (результатов). Таким образом, связывать эффективность обеспечения безопасности персонала УИС только с результативностью явно недостаточно.
Перед тем как оценивать эффективность обеспечения безопасности персонала УИС, крайне важно определить, что же стоит понимать под эффективностью деятельности в целом.
По мнению заслуженного деятеля науки Российской Федерации доктора философских наук профессора кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации А.И. Позднякова наиболее распространены четыре трактовки общего понимания эффективности любой деятельности:
Эффективность понимается как результативность. Деятельность эффективна, если она дает результаты, то есть субъект своими действиями в той или иной мере преобразует объект в соответствии со своей целью (потребностью, интересом). При такой трактовке, чем больше результаты, тем эффективнее деятельность.
Эффективность определяется через сопоставление цели и реально полученных результатов деятельности. В этой трактовке, чем меньше расхождение результата и цели, тем эффективнее деятельность.
Эффективность понимается как отношение полученного результата от применения имеющихся ресурсов к максимально возможному в данных условиях обстановки. В этой трактовке для оценки эффективности необходимо каким-то образом определять этот гипотетический максимально возможный результат.
Эффективность оценивается отношением результатов деятельности к затратам на их получение. Эффективность налицо тогда, когда есть превышение совокупной ценности результатов деятельности над затратами на их получение. Максимально возможное, наилучшее для конкретного процесса деятельности отношение характеризуется как оптимальность[9].
Рассмотрим указанные четыре трактовки подробнее. Первая трактовка верна только с позиций этимологии (лат. effectivus - достигающий эффекта, нужного результата, действенный). Однако даже с позиций здравого смысла эффективность нельзя отождествлять только с результативностью, особенно если цена результатов чрезмерна.
Вторая трактовка не является общей потому, что в ней, как и в первой, не учитывается цена результатов. Кроме того, во многих видах деятельности цель не фиксируется, а только ограничивается снизу. Тогда чем больше полученный результат превышает цель, тем лучше, то есть эффективнее деятельность.
Третья трактовка эффективности хороша тем, что в ней все же учитываются затраты, но игнорируется то, что абсолютизируется во второй трактовке. Ибо в ряде видов деятельности цель (желаемый результат) как раз фиксируется, а эффективными считаются решения, дающие желаемый фиксированный результат с минимальными затратами.
Наиболее универсальна четвертая трактовка эффективности. Она свободна от недостатков трех других и опирается на «физический смысл» процесса деятельности как преобразования ценностей, то есть как вложения, затрат одних ценностей (материальных или духовных) ради получения других. Достижение любой цели требует затрат. Нельзя нечто ценное для субъекта приобрести, ничего не потеряв. Новые ценности субъект получает за счет использования (уничтожения) имеющихся и т. д., поэтому затраты, потери - это непременный компонент оценки эффективности и важный критерий принятия решений. Они не могут выходить за пределы разумности, рациональности.
Таким образом, при оценке эффективности любой деятельности, в том числе деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС, необходимо учитывать два основных критерия - результативность и затратность (или экономичность). Каждый из них применять не просто, но принятие решений на их основе осложняется тем, что связаны эти показатели противоречиво (чем больше планируемый результат, тем больше и затраты на его достижение). Однако субъекту выгодно увеличивать результаты и уменьшать затраты (в идеале до нуля). Явно видно противоречие.
Правильнее использовать отношение результата к затратам и принимать решение по его максимуму. Это отношение имеет реальный («физический») смысл коэффициента преобразования ценностей в человеческой деятельности или коэффициента полезности деятельности.
Проблема оценки эффективности систем и процессов, происходящих в настоящее время в УИС, особенно в аспекте ее реформирования, имеет важное в теоретическом и практическом отношении значение. В своей статье «Инструмент измерения эффективности реформирования в учреждениях и органах УИС» С.В. Маркелов уделяет особое внимание проблемам отсутствия единых методологических принципов оценки эффективности деятельности учреждений и органов ФСИН России[10]. Автор статьи считает целесообразным осветить общие, но весьма важные теоретические, методологические и технологические подходы к оценке эффективности в ФСИН России. При этом следует учитывать не только практическую важность, но и сложность, новизну и значительный масштаб рассматриваемой проблемы.
А.В. Остапенко также подчеркивает малоизученность проблем оценки эффективности УИС. В своем докладе «Совершенствование критериев оценки эффективности системы управления учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» он делает акцент на сложности использования математической модели оценки эффективности, при которой эффективность = результаты / затраты, в связи необходимость учета как количественных, так и качественных характеристик показателей[11]. И на основе этого утверждает, что суть эффективности состоит в том, чтобы обеспечить решения поставленных задач в максимально возможный короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т. д.
Основываясь на указанном, сделаем вывод, что оценка эффективности деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС должна осуществляется с учетом качественных и количественных характеристик затрат и результатов этой деятельности, ее входа и выхода. На основе оценки этих показателей и следует принимать решения во всех видах деятельности по обеспечению безопасности - выбирать такой путь (способ) действий, который дает максимум отношения результата (цели) к затратам (потерям) на ее достижение. Это отношение может оцениваться как в абсолютных величинах, так и в приращениях, если речь идет о совершенствовании уже созданных и действующих систем обеспечения безопасности.
На следующем этапе надо разобраться с вопросом, что же следует понимать под затратами и результатами деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС.
Что касается затрат, то тут особых проблем нет. Структуры (силы) по обеспечению безопасности используют в своей деятельности:
1. Материальные ресурсы (материалы, техника и т. д.), стоимость которых можно количественно оценить. Развитие современных технологий в настоящее время позволяет осуществить переход от единичных, разрозненных технические средств надзора и охраны к взаимосвязанному комплексу с центральной схемой управления и контроля. Применение интегрированного комплекса безопасности (ИКБ) как универсальной многофункциональной системы позволяет получать комплексную и достоверную картину состояния безопасности на объектах ИУ без использования лишних периферийных контролирующих устройств, тем самым рационализировать затраты без потери эффективности.
Перспективность и рациональность развития данного направления не имеет границ, кроме финансовых.
Вопрос обеспечения безопасности персонала входит в круг задач УИС, но не является приоритетным. Забота о осужденных, их продовольственном и коммунально-бытовом обеспечении превалирует над заботой о персонале, и даже скорее ложится на плечи сотрудников.
Многозадачность деятельности учреждений и органов ФСИН России не позволяет удовлетворить в полном объеме в финансовом плане интересующую нас сферу. Выработка малозатратных и результативных средств повышения безопасности персонала - вот выход из сложившейся ситуации. А ведь именно такие малозатратные и результативные средства наиболее эффективны.
2. Трудозатраты, измеряемые фондом оплаты труда соответствующего ведомства. Современная направленность на повышение эффективности ведомства за счет использования интенсивных способов развития качественной составляющей работы УИС, таких как:
- определение нормативов штатной численности работников ИУ и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
- подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;
- реализация политики сокращения штатной численности работников УИС за счет использования в работе инновационных технологий[12].
Перечисленные организационные мероприятия направлены на рационализацию работы каждого субъекта системы. Сокращение численности персонала ИУ за счет повышения качества их образования и подготовленности, использование современных технологий в работе каждого сотрудника в качестве многофункциональных помощников позволят не только сократить расходы на оплату труда, тем самым снизив расходы на содержание персонала, но и при этом повысить статус сотрудников за счет увеличения заработной платы.
С понятием результатов деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС дело обстоит сложнее, это связано в первую очередь с их количественной оценкой. Наибольшую и до нашего времени не решенную проблему представляет количественная оценка социальных результатов управления и их сопоставление с экономическими результатами.
Обычно выделяют показатели экономической и собственно социальной эффективности. Экономическая эффективность означает достижение заметных перемен к лучшему в социальной среде организации при наименьшей затрате средств. Она поддается количественному измерению, может быть выражена статистическими данными и соответствующими индексами, характеризующими, в частности, рост производительности труда, повышение качества производимых услуг, увеличение прибыли и т. п. При этом результаты деятельности служат индикаторами социального эффекта, соответствия социальным целям и общества в целом. Определение социальной эффективности изменений в социальной среде организации основываются обычно на признании приоритетности социальных целей, то есть чем более то или иное мероприятие способствует решению конкретных социальных проблем, тем это действие социально эффективнее. Меру социального эффекта не всегда удается определить в цифрах, приходится использовать качественные показатели, фиксируемые в официальных документах, результатах опросов, анкетирования и других социальных исследований. По ним и выясняются масштаб и полезная отдача изменений в социальной среде данной организации. На практике социально-экономическая эффективность выступает в интегральном (обобщенном) виде[13].
Теперь перейдем к определению полноценного понятия «эффективность деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС».
На наш взгляд, для начала необходимо обозначить основные черты, характеризующие указанное понятие:
понятие эффективность есть максимально возможное, оптимальное;
оно тесно связано с временным интервалом проведения изменений, оптимальными из которых признаются произведенные в минимальное время;
важным элементом эффективности обеспечения безопасности персонала является комплекс мер, направленных на его повышение, который стоит из организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспитательных и иных мер воздействия;
объектом воздействия указанных мер являются лица, содержащиеся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах. Стоит отметить, что в некоторых случаях угрозы персоналу УИС могут поступать и от родственников осужденных или иных лиц по предварительному с ними сговору;
воздействие на осужденных в целях обеспечения безопасности персонала УИС осуществляется с помощью инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств и оружия, но использование указанных средств производится только в установленном законодательными актами порядке;
целью проводимых в учреждении мероприятий будет являться выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на персонал УИС;
персонал учреждений, исполняющих наказания, - работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий УИС и следственных изоляторов, входящих в УИС;
руководство и контроль за обеспечением безопасности персонала ИУ осуществляет служба безопасности.
Указывать все эти черты в одном определении не имеет смысла, так как оно будет нагроможденным и лишь усложнит понимание данного понятия. Наиболее лаконичным, с нашей точки зрения, будет следующее определение: эффективность деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС - это максимально возможное, оптимальное повышение обеспеченности безопасности персонала УИС в минимальное время за счет проведения целенаправленного комплекса мер воздействия на осужденных с целью выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на персонал УИС, осуществляемого путем оптимизации, рационализации и увеличения финансовых, трудовых, управленческих и иных ресурсов и средств УИС.
Вопрос выбора правильного набора показателей для оценки того или иного процесса является наиболее сложной и одновременно важной проблемой. Оптимально выбранный набор показателей не только наглядно выявит существующие пробелы в деятельности, указав направление работы, но и позволит в дальнейшем оценить эффективность производимых изменений.
Совершенствование методик оценки эффективности деятельности - сложный и непрерывный процесс, определяющийся изменяющимися целями и условиями функционирования организации. Оценка эффективности любой деятельности рассматривается относительно затрат и достигнутых результатов, однако следует понимать, что этот процесс требует тщательного анализа.
В своей научной статье А.В. Остапенко, рассматривая оценку эффективности системы управления учреждений и органов УИС, сделал яркий акцент на технологии оценки эффективности. Автор говорит о том, что оценка эффективности органов и учреждений, исполняющих наказания, представляет определенный процесс познания, который имеет свою технологию. Эта технология во многом зависит от того, кто проводит эту оценку. В роли субъектов могут выступать руководители органов и учреждений УИС на различных уровнях управления, вплоть до руководителей центрального аппарата управления УИС (ФСИН России).
Оценку эффективности органов и учреждений, исполняющих наказания, могут проводить и субъекты, которые осуществляют внешнее по отношению к УИС воздействие. Речь в данном случае идет об органах исполнительной власти различных уровней (администрации городов, субъектов Федерации и центральных федеральных органов).
В условиях демократических преобразований в Российской Федерации оценку эффективности УИС проводят и неправительственные, правозащитные организации, а так же средства массовой информации.
Однако, вне зависимости от уровней проведения оценки эффективности, технология основывается на общих положениях ее проведения. Как правило, она включает в себя три этапа:
- сбор исходной информации о результатах деятельности органов или учреждений;
- расчет установленных показателей оценки эффективности органов или учреждений;
- анализ полученной количественной оценки, принятие необходимых решений[14] .
Выделение указанных этапов свидетельствует о том, что оценка эффективности не просто технический акт расчета показателей, а сложный процесс, который направлен на выявление реального состояния дел в органе или учреждении, принятие мер по их совершенствованию. Конкретное содержание этапов оценки эффективности во многом зависит от целей ее проведения.
Стоит отметить, что традиционная концепция оценки результатов деятельности органов управления основывается на определении эффективности, то есть на использовании категории, разработанной для оценки производства[15]. В связи с этим в некоторых современных исследованиях по теории государственного управления принципиально отвергается возможность объективной оценки управления через измерение эффективности. Ее фундаментом является доказательство невозможности перенесения на государственное управление концепции теории эффективности, разработанной для бизнеса.
Принципиальное различие между оценкой эффективности в бизнесе и рассматриваемой сфере состоит в отсутствии ключевого элемента - продукта. Следствием отсутствия именно этого ключевого элемента результатов (товара, услуги) становится отсутствие универсального показателя результатов, которым в бизнесе является прибыль. Это объективно порождает соответствующие проблемы для формирования универсального показателя целей и результатов.
И наконец, необходимо четко различать объекты и цели оценки эффективности. Понятие результатов и задач отдельных групп носителей интересов в результатах деятельности неоднозначны. Типичная ошибка состоит, например, в отожествлении результатов выбранного направления деятельности с результатами управления. Положительные результаты могут быть достигнуты за счет изменения законодательной базы, объемов федерального финансирования, и не зависеть от эффективности управления.
Изложенные обстоятельства, а также сложность выделения затрат, направленных конкретно на обеспечение безопасности персонала из общего объема финансирования, и оценки эффекта, полученного от них, свидетельствуют о том, что для анализа деятельности ИУ УИС в изучаемой проблематике оптимально использовать показатели результативности, оценку которой производить на основе ретроспективного анализа.
Понятие результативность определяется:
- как мера соответствия ожидаемых результатов конкретным целям развития;
- как степень приближения цели;
- как степень влияния на исследуемую деятельность.
Оценка результативности помогает определить уровень достигнутой цели, выявить отстающие направления в общей деятельности, что дает возможность сконцентрировать финансовые, управленческие и другие виды ресурсов в том направлении, где это действительно требуется.
В.И. Терехиным в монографии «Эффективность управления социальноэкономическим развитием административно-территориальным образованием» при рассмотрении оценки деятельности управления территорией выделяются несколько подходов к способам оценки и показателям результативности управления. В основе рассматриваемых методов лежит сравнение между достигнутыми целями и показателями, выбранными за эталон (отправную точку) в указанном периоде (плановые показатели, отчетные за прошлый год, поставленные цели и др.).
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению безопасности персонала исправительных учреждений - это оценка повышения (снижения) обеспеченности безопасности персонала УИС, производимая на основе сравнения показателей результатов деятельности в данном направлении и базовых показателей. Базовыми, в свою очередь, могут выступать показатели прошлого года, плановые показатели, лимиты, показатели, поставленные целями и др.
В практической деятельности учреждений и органов УИС наибольшее значение занимает оценка всех сфер деятельности учреждений и органов, предусмотренная приказом ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325 «Об установлении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях». Инспектирование представляет собой комплекс мероприятий по оценке результатов служебной деятельности, направленный на повышение эффективности деятельности инспектируемых территориальных органов ФСИН России.
Упомянутый приказ выступает организационно-методическим документом, который содержит систему критериев и характеризующих их показателей, по которым производится инспектирование и выставление итоговой оценки служебной деятельности территориальных органов ФСИН России при инспектированиях. Тем самым можно сказать, что данный ведомственный нормативный документ и определяет критерии и показатели оценки всех направлений деятельности учреждений и органов УИС.
Заводя речь о критериях и показателях, стоит определить, что конкретно мы понимаем под этим понятиями.
Понятие критерия можно найти практически во всех словарях, оно давно вошло в обиход и является общепринятым. Наиболее популярным считается такое определение - критерий (от греч. kriterio - средство для суждения) - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки[16].
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой определяет критерий как признак, по которому производится оценка, определение и классификация чего-либо[17].
Следовательно, как указывалось ранее, понятие критерий есть не что иное, как важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса.
При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.
Критерий результативности деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ не только определяет оптимальное функционирование отделов и служб в области обеспечения безопасности персонала, но и должен характеризовать качество функционирования данных отделов и служб.
В практике оценивания все большее значение приобретают многокритериальные оценки объектов экспертизы, которые во многих случаях обеспечивают получение более достоверной экспертной информации.
Действительно, во многих случаях объект характеризуется не одним критерием, а несколькими.
В сфере обеспечения безопасности персонала ИУ можно выделить несколько основополагающих критериев:
- состояние обеспечения безопасности персонала ИУ;
- состояние финансового обеспечения безопасности персонала ИУ;
- состояние взаимодействия УИС с другими правоохранительными органами в сфере обеспечения безопасности персонала УИС и др.
По нашему мнению, наиболее качественную оценку результатов деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ дает первый критерий. Именно рассмотрение его показателей позволит осуществить глубокий и всесторонний анализ указанной сферы деятельности УИС.
Для комплексного подхода к характеристике выбранного критерия следует выработать индикаторы, способные описать необходимые, основные стороны процесса. Такими индикаторами могут стать показатели деятельности.
Показатель - это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность. Использование этих показателей дает возможность оценить состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
Иными словами, показатель - явление или событие, по которому можно судить об эффективности деятельности.
В зависимости от содержания и направления (используемой системы измерения показателей) использования всю совокупность показателей можно сгруппировать следующим образом:
- натуральные и стоимостные;
- количественные и качественные;
- абсолютные и относительные;
- утверждаемые и расчетные;
- индикативные и справочные;
- синтетические и индивидуальные.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону процесса. Они позволяют установить соответствие между объемом процесса в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т. д.).
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты процесса в денежном исчислении, основными из которых являются доходы и расходы.
Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты процесса.
Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, качество работы или полезность. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности деятельности.
Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта. Они могут представлять объект (процесс, явление) как в натуральном, так и стоимостном выражении. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе). Они представляют объем относительно определенной базы.
Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными.
Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также обоснования утверждаемых показателей; их характер - вспомогательный.
Индикативные показатели - выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Индикаторы в большей части носят рекомендательный характер.
Справочные (информационные) показатели - это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «1 тыс. населения» и т. д.
В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Синтетические отражают сложные явления; выступая как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты деятельности. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.
В зависимости от использования показателей в регулировании государством общественных процессов их совокупность можно представить и через такие группы: индикаторы, государственный заказ, лимиты и нормативы. Первые две группы были рассмотрены ранее.
Лимит - это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей.
Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.
Применительно к оценке деятельности УИС можно сказать, что все указанные группы показателей в настоящее время широко используется в повседневной деятельности.
Стоит заострить внимание на том, что использование некоторых групп показателей ограничено их спецификой, так, к примеру, нельзя оценить отношение численности персонала службы надзора к среднесписочной численности осужденных качественным показателем, нагляднее и правильнее использовать количественный.
[1] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2003.
[2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
[3] См.: Афанасьев В. Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. 1982. № 7. С. 61-64.
[4] См.: Поздняков А. И. Критерии оценки эффективности обеспечения национальной безопасности // Аналитический вестник Совета Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. 2010. № 17. С. 57.
[5] См.: Ситникова Т. В. Эффективность управленческих решений при разработке и реализации бизнес-планов промышленных предприятий : дис. ... канд. юрид. наук. Иваново, 2005. С. 12.
[6] См.: Румянцева З. П. Современный менеджмент : курс лекций кафедры теории организации и управления ГАУ. Лекция 10. Эффективность менеджмента // Рос. эконом. журн. 1997. № 4. С. 59.
[7] См.: Современный экономический словарь. 2-е изд. испр. М., 1999. С. 411.
[8] См.: Ситникова Т. В. Указ. соч. С. 12.
[9] См.: Поздняков А. И. Указ. соч. С. 57.
[10] См.: Маркелов С. В. Инструмент измерения эффективности реформирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 92-93.
[11] См.: Остапенко А. В. Эффективность управления в УИС // Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 104113.
[12] См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
[13] См.: Управление персоналом : энциклопед. слов. / под ред. А. Я. Кибанова. М., 1998. С. 446.
[14] См.: Остапенко А. В. Указ. соч. С. 104.
[15] См.: Терехин В. И. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований : монография. М., 2013. С. 201.
[16] См.: Лапина И., Маталина Е. Большой энциклопедический словарь. М., 2008.
С. 67.
[17] См.: Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.
|