Вторник, 26.11.2024, 17:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Теоретические аспекты оценки деятельности по обеспечению безопасности персонала исправительных учреждений ФСИН России

Наиболее часто для характеристики положительных результатов деятель­ности и направлений развития используют понятие «эффективность».

Наглядным примером является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно­исполнительной системы России, в которой слово «эффективность» (и одноко­ренные ей слова) используются 18 раз и затрагивают все сферы деятельности данной системы, в том числе обеспечение безопасности персонала ИУ.

Оценка эффективности деятельности по обеспечению безопасности персона­ла УИС - задача исключительно важная и весьма сложная. Без качественной оцен­ки деятельности рассматриваемой сферы невозможно обеспечить высокое качество принимаемых в этой области государственных и ведомственных решений.

Рассмотрение вопроса эффективности деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ невозможно без анализа понятия «эффективность». Рассмотрим общие подходы к определению эффективности.

Экономический словарь дает такое определение: «Эффективность - отно­сительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяе­мые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение»[1].

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет «эффективность - по­лезное действие, отдача, коэффициент полезного действия, кпд; производи­тельность, продуктивность, действенность, результативность; плодотворность, действительность, оперативность»[2].

Специалисты в области социологии рассматривают эффективность как способность достижения целей при наименьших людских затратах, затратах материальных и финансовых ресурсов, называя при этом эффективным с точки зрения общества процесс, который обеспечивает функционирование и развитие государства как общественной системы, способствующий решению социаль­ных и экономических задач, стоящих перед обществом[3].

Понятие эффективности заимствовано из кибернетики и науки управления. Представители науки управления видят выражение эффективности в управлении обществом, экономическими, социальными, духовными процессами.

Понятие эффективности какой-либо деятельности всегда связывают с ее результатами, так как под эффектом обычно понимают результат, следствие ка­ких-либо причин, действий. Однако результаты деятельности можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле в результате процесса деятель­ности изменяются не только ее объект (предмет), но и субъект, и средства, и окружающая обстановка. Результат в узком смысле - это состояние (свойство) только объекта (предмета) деятельности, полученное вследствие практического достижения субъектом цели деятельности. В нашем случае таким объектом яв­ляется состояние безопасности персонала УИС, то есть объект, защищаемый от угроз (опасностей, ущерба)[4].

Слово «эффективность» образовано от латинского «effectus», что означает исполнение, результат или следствие каких-либо действий, получаемый эффект. В то же время, в отличие от эффекта, который ассоциируется с абсолютными ве­личинами, под эффективностью подразумевают сравнительную оценку. В дан­ном случае имеется в виду сопоставление затрат (ресурсов) и результатов[5].

Так, понятие эффекта (в целом, то есть не только с экономической точки зрения) представляет собой:

результат, следствие каких-либо причин, действий;

сильное впечатление, произведенное кем-либо, чем-либо.

Эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-то результат,

и в этом самом широком смысле эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат, свойство любого взаимодействия или процесса[6].

Эффект также определяется как достигаемый результат в его материаль­ном, денежном, социальном движении1.

Нужно также отметить, что эффект в зависимости от полученного ре - зультата какого-либо взаимодействия между объектами может быть как поло­жительным, так и отрицательным. Положительный будет характеризоваться получением результатов, которые направлены на достижение поставленной це­ли организации, отрицательный - будет затруднять или делать невозможным ее достижение. Однако эффект сам по себе недостаточно характеризует деятель­ность. Для более полной ее характеристики необходимо знать, с помощью ка­ких затрат получен этот эффект, то есть во что обошелся результат[7] [8].

Одинаковые затраты могут дать разный эффект, и наоборот, один и тот же эффект может быть достигнут разными затратами. В связи с этим крайне важно полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, то есть отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект, с другой абсолютной величиной - затраты. Подобное со­поставление дает относительную величину - эффективность.

Таким образом, в отличие от эффекта - величины абсолютной, эффектив­ность - это всегда определенное соотношение результата и затрат на его полу­чение, то есть величина относительная.

Смешение понятий «эффект» и «эффективность» крайне опасно. Эффект - позитивный результат деятельности, но не отношение результатов и затрат. Внешне эффект близок к абсолютной эффективности - разности между полу­ченными (ожидаемыми) результатами и понесенными затратами.

Результаты деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС можно (и следует) сопоставлять не только с целями, но и с угрозами, интереса­ми, решениями, планами, в которых учитываются не только результаты, но и силы, средства, ресурсы, необходимые для достижения запланированных целей (результатов). Таким образом, связывать эффективность обеспечения безопас­ности персонала УИС только с результативностью явно недостаточно.

Перед тем как оценивать эффективность обеспечения безопасности пер­сонала УИС, крайне важно определить, что же стоит понимать под эффектив­ностью деятельности в целом.

По мнению заслуженного деятеля науки Российской Федерации доктора философских наук профессора кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации А.И. Позднякова наиболее распространены четыре трактовки общего понимания эффективности любой деятельности:

Эффективность понимается как результативность. Деятельность эф­фективна, если она дает результаты, то есть субъект своими действиями в той или иной мере преобразует объект в соответствии со своей целью (потребно­стью, интересом). При такой трактовке, чем больше результаты, тем эффектив­нее деятельность.

Эффективность определяется через сопоставление цели и реально по­лученных результатов деятельности. В этой трактовке, чем меньше расхожде­ние результата и цели, тем эффективнее деятельность.

Эффективность понимается как отношение полученного результата от применения имеющихся ресурсов к максимально возможному в данных условиях обстановки. В этой трактовке для оценки эффективности необходимо каким-то образом определять этот гипотетический максимально возможный результат.

Эффективность оценивается отношением результатов деятельности к затратам на их получение. Эффективность налицо тогда, когда есть превыше­ние совокупной ценности результатов деятельности над затратами на их полу­чение. Максимально возможное, наилучшее для конкретного процесса деятель­ности отношение характеризуется как оптимальность[9].

Рассмотрим указанные четыре трактовки подробнее. Первая трактовка верна только с позиций этимологии (лат. effectivus - достигающий эффекта, нужного результата, действенный). Однако даже с позиций здравого смысла эффективность нельзя отождествлять только с результативностью, особенно если цена результатов чрезмерна.

Вторая трактовка не является общей потому, что в ней, как и в первой, не учитывается цена результатов. Кроме того, во многих видах деятельности цель не фиксируется, а только ограничивается снизу. Тогда чем больше полученный результат превышает цель, тем лучше, то есть эффективнее деятельность.

Третья трактовка эффективности хороша тем, что в ней все же учитыва­ются затраты, но игнорируется то, что абсолютизируется во второй трактовке. Ибо в ряде видов деятельности цель (желаемый результат) как раз фиксируется, а эффективными считаются решения, дающие желаемый фиксированный ре­зультат с минимальными затратами.

Наиболее универсальна четвертая трактовка эффективности. Она сво­бодна от недостатков трех других и опирается на «физический смысл» про­цесса деятельности как преобразования ценностей, то есть как вложения, за­трат одних ценностей (материальных или духовных) ради получения других. Достижение любой цели требует затрат. Нельзя нечто ценное для субъекта приобрести, ничего не потеряв. Новые ценности субъект получает за счет ис­пользования (уничтожения) имеющихся и т. д., поэтому затраты, потери - это непременный компонент оценки эффективности и важный критерий при­нятия решений. Они не могут выходить за пределы разумности, рациональ­ности.

Таким образом, при оценке эффективности любой деятельности, в том числе деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС, необходимо учитывать два основных критерия - результативность и затратность (или эко­номичность). Каждый из них применять не просто, но принятие решений на их основе осложняется тем, что связаны эти показатели противоречиво (чем боль­ше планируемый результат, тем больше и затраты на его достижение). Однако субъекту выгодно увеличивать результаты и уменьшать затраты (в идеале до нуля). Явно видно противоречие.

Правильнее использовать отношение результата к затратам и принимать решение по его максимуму. Это отношение имеет реальный («физический») смысл коэффициента преобразования ценностей в человеческой деятельности или коэффициента полезности деятельности.

Проблема оценки эффективности систем и процессов, происходящих в настоящее время в УИС, особенно в аспекте ее реформирования, имеет важное в теоретическом и практическом отношении значение. В своей статье «Инстру­мент измерения эффективности реформирования в учреждениях и органах УИС» С.В. Маркелов уделяет особое внимание проблемам отсутствия единых методологических принципов оценки эффективности деятельности учреждений и органов ФСИН России[10]. Автор статьи считает целесообразным осветить об­щие, но весьма важные теоретические, методологические и технологические подходы к оценке эффективности в ФСИН России. При этом следует учитывать не только практическую важность, но и сложность, новизну и значительный масштаб рассматриваемой проблемы.

А.В. Остапенко также подчеркивает малоизученность проблем оценки эффективности УИС. В своем докладе «Совершенствование критериев оценки эффективности системы управления учреждений и органов уголов­но-исполнительной системы» он делает акцент на сложности использования математической модели оценки эффективности, при которой эффективность = результаты / затраты, в связи необходимость учета как количественных, так и качественных характеристик показателей[11]. И на основе этого утвер­ждает, что суть эффективности состоит в том, чтобы обеспечить решения поставленных задач в максимально возможный короткий срок при наи­меньших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, соци­альных, духовных и т. д.

Основываясь на указанном, сделаем вывод, что оценка эффективности деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС должна осуществ­ляется с учетом качественных и количественных характеристик затрат и ре­зультатов этой деятельности, ее входа и выхода. На основе оценки этих показа­телей и следует принимать решения во всех видах деятельности по обеспече­нию безопасности - выбирать такой путь (способ) действий, который дает мак­симум отношения результата (цели) к затратам (потерям) на ее достижение. Это отношение может оцениваться как в абсолютных величинах, так и в прираще­ниях, если речь идет о совершенствовании уже созданных и действующих сис­тем обеспечения безопасности.

На следующем этапе надо разобраться с вопросом, что же следует пони­мать под затратами и результатами деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС.

Что касается затрат, то тут особых проблем нет. Структуры (силы) по обеспечению безопасности используют в своей деятельности:

1. Материальные ресурсы (материалы, техника и т. д.), стоимость которых можно количественно оценить. Развитие современных техноло­гий в настоящее время позволяет осуществить переход от единичных, раз­розненных технические средств надзора и охраны к взаимосвязанному ком­плексу с центральной схемой управления и контроля. Применение интегри­рованного комплекса безопасности (ИКБ) как универсальной многофунк­циональной системы позволяет получать комплексную и достоверную кар­тину состояния безопасности на объектах ИУ без использования лишних периферийных контролирующих устройств, тем самым рационализировать затраты без потери эффективности.

Перспективность и рациональность развития данного направления не имеет границ, кроме финансовых.

Вопрос обеспечения безопасности персонала входит в круг задач УИС, но не является приоритетным. Забота о осужденных, их продовольственном и коммунально-бытовом обеспечении превалирует над заботой о персонале, и даже скорее ложится на плечи сотрудников.

Многозадачность деятельности учреждений и органов ФСИН России не позволяет удовлетворить в полном объеме в финансовом плане интересующую нас сферу. Выработка малозатратных и результативных средств повышения безопасности персонала - вот выход из сложившейся ситуации. А ведь именно такие малозатратные и результативные средства наиболее эффективны.

2. Трудозатраты, измеряемые фондом оплаты труда соответствующе­го ведомства. Современная направленность на повышение эффективности ве­домства за счет использования интенсивных способов развития качественной составляющей работы УИС, таких как:

- определение нормативов штатной численности работников ИУ и след­ственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

- подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;

- реализация политики сокращения штатной численности работников УИС за счет использования в работе инновационных технологий[12].

Перечисленные организационные мероприятия направлены на рацио­нализацию работы каждого субъекта системы. Сокращение численности персонала ИУ за счет повышения качества их образования и подготовлен­ности, использование современных технологий в работе каждого сотрудни­ка в качестве многофункциональных помощников позволят не только со­кратить расходы на оплату труда, тем самым снизив расходы на содержание персонала, но и при этом повысить статус сотрудников за счет увеличения заработной платы.

С понятием результатов деятельности по обеспечению безопасности пер­сонала УИС дело обстоит сложнее, это связано в первую очередь с их количе­ственной оценкой. Наибольшую и до нашего времени не решенную проблему представляет количественная оценка социальных результатов управления и их сопоставление с экономическими результатами.

Обычно выделяют показатели экономической и собственно социальной эффективности. Экономическая эффективность означает достижение замет­ных перемен к лучшему в социальной среде организации при наименьшей затрате средств. Она поддается количественному измерению, может быть выражена статистическими данными и соответствующими индексами, харак­теризующими, в частности, рост производительности труда, повышение ка­чества производимых услуг, увеличение прибыли и т. п. При этом результа­ты деятельности служат индикаторами социального эффекта, соответствия социальным целям и общества в целом. Определение социальной эффектив­ности изменений в социальной среде организации основываются обычно на признании приоритетности социальных целей, то есть чем более то или иное мероприятие способствует решению конкретных социальных проблем, тем это действие социально эффективнее. Меру социального эффекта не всегда удается определить в цифрах, приходится использовать качественные пока­затели, фиксируемые в официальных документах, результатах опросов, анке­тирования и других социальных исследований. По ним и выясняются мас­штаб и полезная отдача изменений в социальной среде данной организации. На практике социально-экономическая эффективность выступает в инте­гральном (обобщенном) виде[13].

Теперь перейдем к определению полноценного понятия «эффективность деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС».

На наш взгляд, для начала необходимо обозначить основные черты, ха­рактеризующие указанное понятие:

понятие эффективность есть максимально возможное, оптимальное;

оно тесно связано с временным интервалом проведения изменений, оп­тимальными из которых признаются произведенные в минимальное время;

важным элементом эффективности обеспечения безопасности персона­ла является комплекс мер, направленных на его повышение, который стоит из организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспита­тельных и иных мер воздействия;

объектом воздействия указанных мер являются лица, содержащиеся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах. Стоит отметить, что в некоторых случаях угрозы персоналу УИС могут поступать и от родственников осужденных или иных лиц по предварительному с ними сговору;

воздействие на осужденных в целях обеспечения безопасности персо­нала УИС осуществляется с помощью инженерно-технических средств, физи­ческой силы, специальных средств и оружия, но использование указанных средств производится только в установленном законодательными актами по­рядке;

целью проводимых в учреждении мероприятий будет являться выявле­ние, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на персонал УИС;

персонал учреждений, исполняющих наказания, - работники УИС, со­стоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреж­дений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных госу­дарственных унитарных предприятий УИС и следственных изоляторов, входя­щих в УИС;

руководство и контроль за обеспечением безопасности персонала ИУ осуществляет служба безопасности.

Указывать все эти черты в одном определении не имеет смысла, так как оно будет нагроможденным и лишь усложнит понимание данного понятия. Наиболее лаконичным, с нашей точки зрения, будет следующее определение: эффективность деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС - это максимально возможное, оптимальное повышение обеспеченности безо­пасности персонала УИС в минимальное время за счет проведения целенаправ­ленного комплекса мер воздействия на осужденных с целью выявление, преду­преждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на персонал УИС, осуществляемого путем оптимизации, рацио­нализации и увеличения финансовых, трудовых, управленческих и иных ресур­сов и средств УИС.

Вопрос выбора правильного набора показателей для оценки того или ино­го процесса является наиболее сложной и одновременно важной проблемой. Оптимально выбранный набор показателей не только наглядно выявит сущест­вующие пробелы в деятельности, указав направление работы, но и позволит в дальнейшем оценить эффективность производимых изменений.

Совершенствование методик оценки эффективности деятельности - сложный и непрерывный процесс, определяющийся изменяющимися целями и условиями функционирования организации. Оценка эффективности любой дея­тельности рассматривается относительно затрат и достигнутых результатов, однако следует понимать, что этот процесс требует тщательного анализа.

В своей научной статье А.В. Остапенко, рассматривая оценку эффективно­сти системы управления учреждений и органов УИС, сделал яркий акцент на тех­нологии оценки эффективности. Автор говорит о том, что оценка эффективности органов и учреждений, исполняющих наказания, представляет определенный процесс познания, который имеет свою технологию. Эта технология во многом зависит от того, кто проводит эту оценку. В роли субъектов могут выступать ру­ководители органов и учреждений УИС на различных уровнях управления, вплоть до руководителей центрального аппарата управления УИС (ФСИН России).

Оценку эффективности органов и учреждений, исполняющих наказания, могут проводить и субъекты, которые осуществляют внешнее по отношению к УИС воздействие. Речь в данном случае идет об органах исполнительной вла­сти различных уровней (администрации городов, субъектов Федерации и цен­тральных федеральных органов).

В условиях демократических преобразований в Российской Федерации оценку эффективности УИС проводят и неправительственные, правозащитные организации, а так же средства массовой информации.

Однако, вне зависимости от уровней проведения оценки эффективности, технология основывается на общих положениях ее проведения. Как правило, она включает в себя три этапа:

- сбор исходной информации о результатах деятельности органов или уч­реждений;

- расчет установленных показателей оценки эффективности органов или учреждений;

- анализ полученной количественной оценки, принятие необходимых ре­шений[14] .

Выделение указанных этапов свидетельствует о том, что оценка эффек­тивности не просто технический акт расчета показателей, а сложный процесс, который направлен на выявление реального состояния дел в органе или учреж­дении, принятие мер по их совершенствованию. Конкретное содержание этапов оценки эффективности во многом зависит от целей ее проведения.

Стоит отметить, что традиционная концепция оценки результатов дея­тельности органов управления основывается на определении эффективности, то есть на использовании категории, разработанной для оценки производства[15]. В связи с этим в некоторых современных исследованиях по теории государствен­ного управления принципиально отвергается возможность объективной оценки управления через измерение эффективности. Ее фундаментом является доказа­тельство невозможности перенесения на государственное управление концеп­ции теории эффективности, разработанной для бизнеса.

Принципиальное различие между оценкой эффективности в бизнесе и рассматриваемой сфере состоит в отсутствии ключевого элемента - продук­та. Следствием отсутствия именно этого ключевого элемента результатов (товара, услуги) становится отсутствие универсального показателя резуль­татов, которым в бизнесе является прибыль. Это объективно порождает со­ответствующие проблемы для формирования универсального показателя целей и результатов.

И наконец, необходимо четко различать объекты и цели оценки эффек­тивности. Понятие результатов и задач отдельных групп носителей интересов в результатах деятельности неоднозначны. Типичная ошибка состоит, например, в отожествлении результатов выбранного направления деятельности с резуль­татами управления. Положительные результаты могут быть достигнуты за счет изменения законодательной базы, объемов федерального финансирования, и не зависеть от эффективности управления.

Изложенные обстоятельства, а также сложность выделения затрат, на­правленных конкретно на обеспечение безопасности персонала из общего объ­ема финансирования, и оценки эффекта, полученного от них, свидетельствуют о том, что для анализа деятельности ИУ УИС в изучаемой проблематике опти­мально использовать показатели результативности, оценку которой произво­дить на основе ретроспективного анализа.

Понятие результативность определяется:

- как мера соответствия ожидаемых результатов конкретным целям раз­вития;

- как степень приближения цели;

- как степень влияния на исследуемую деятельность.

Оценка результативности помогает определить уровень достигнутой це­ли, выявить отстающие направления в общей деятельности, что дает возмож­ность сконцентрировать финансовые, управленческие и другие виды ресурсов в том направлении, где это действительно требуется.

В.И. Терехиным в монографии «Эффективность управления социально­экономическим развитием административно-территориальным образованием» при рассмотрении оценки деятельности управления территорией выделяются несколько подходов к способам оценки и показателям результативности управ­ления. В основе рассматриваемых методов лежит сравнение между достигну­тыми целями и показателями, выбранными за эталон (отправную точку) в ука­занном периоде (плановые показатели, отчетные за прошлый год, поставленные цели и др.).

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению безо­пасности персонала исправительных учреждений - это оценка повышения (снижения) обеспеченности безопасности персонала УИС, производимая на ос­нове сравнения показателей результатов деятельности в данном направлении и базовых показателей. Базовыми, в свою очередь, могут выступать показатели прошлого года, плановые показатели, лимиты, показатели, поставленные целя­ми и др.

В практической деятельности учреждений и органов УИС наибольшее значение занимает оценка всех сфер деятельности учреждений и органов, пре­дусмотренная приказом ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325 «Об установ­лении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы ис­полнения наказаний при инспектированиях». Инспектирование представляет собой комплекс мероприятий по оценке результатов служебной деятельности, направленный на повышение эффективности деятельности инспектируемых территориальных органов ФСИН России.

Упомянутый приказ выступает организационно-методическим доку­ментом, который содержит систему критериев и характеризующих их пока­зателей, по которым производится инспектирование и выставление итого­вой оценки служебной деятельности территориальных органов ФСИН Рос­сии при инспектированиях. Тем самым можно сказать, что данный ведомст­венный нормативный документ и определяет критерии и показатели оценки всех направлений деятельности учреждений и органов УИС.

Заводя речь о критериях и показателях, стоит определить, что конкретно мы понимаем под этим понятиями.

Понятие критерия можно найти практически во всех словарях, оно давно вошло в обиход и является общепринятым. Наиболее популярным считается такое определение - критерий (от греч. kriterio - средство для суждения) - это признак, на основании которого производится оценка, определение или клас­сификация чего-либо, мерило оценки[16].

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой опреде­ляет критерий как признак, по которому производится оценка, определение и классификация чего-либо[17].

Следовательно, как указывалось ранее, понятие критерий есть не что иное, как важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса.

При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в зна­чительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Критерий результативности деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ не только определяет оптимальное функционирование отделов и служб в области обеспечения безопасности персонала, но и должен характери­зовать качество функционирования данных отделов и служб.

В практике оценивания все большее значение приобретают многокрите­риальные оценки объектов экспертизы, которые во многих случаях обеспечи­вают получение более достоверной экспертной информации.

Действительно, во многих случаях объект характеризуется не одним кри­терием, а несколькими.

В сфере обеспечения безопасности персонала ИУ можно выделить не­сколько основополагающих критериев:

- состояние обеспечения безопасности персонала ИУ;

- состояние финансового обеспечения безопасности персонала ИУ;

- состояние взаимодействия УИС с другими правоохранительными орга­нами в сфере обеспечения безопасности персонала УИС и др.

По нашему мнению, наиболее качественную оценку результатов деятель­ности по обеспечению безопасности персонала ИУ дает первый критерий. Именно рассмотрение его показателей позволит осуществить глубокий и все­сторонний анализ указанной сферы деятельности УИС.

Для комплексного подхода к характеристике выбранного критерия следует выработать индикаторы, способные описать необходимые, основные стороны процесса. Такими индикаторами могут стать показатели деятельности.

Показатель - это качественно-количественное представление объекта: со­циально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количест­венная - придает объекту количественную определенность. Использование этих показателей дает возможность оценить состояние и помочь в оценке реа­лизации стратегии.

Иными словами, показатель - явление или событие, по которому можно судить об эффективности деятельности.

В зависимости от содержания и направления (используемой системы из­мерения показателей) использования всю совокупность показателей можно сгруппировать следующим образом:

- натуральные и стоимостные;

- количественные и качественные;

- абсолютные и относительные;

- утверждаемые и расчетные;

- индикативные и справочные;

- синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону процесса. Они позволяют установить соответствие между объемом процесса в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней. Нату­ральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, кило­метры, штуки и т. д.).

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты процесса в денежном исчислении, основными из которых являются доходы и расходы.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количест­венные результаты процесса.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону эконо­мического явления, процесса, качество работы или полезность. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансо­вых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности деятельности.

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта. Они могут представлять объект (процесс, явление) как в натуральном, так и стоимостном выражении. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе). Они представляют объем относительно определенной базы.

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются ад­ресными.

Расчетные показатели используются для дополнительной характеристи­ки объекта (процесса, явления), а также обоснования утверждаемых показате­лей; их характер - вспомогательный.

Индикативные показатели - выступают в качестве индикаторов (основ­ных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и яв­ления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Индикаторы в большей части носят рекомендательный характер.

Справочные (информационные) показатели - это различного рода анали­тические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «1 тыс. населе­ния» и т. д.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Синтетические отражают сложные явления; выступая как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты деятельности. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.

В зависимости от использования показателей в регулировании государст­вом общественных процессов их совокупность можно представить и через та­кие группы: индикаторы, государственный заказ, лимиты и нормативы. Первые две группы были рассмотрены ранее.

Лимит - это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей.

Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.

Применительно к оценке деятельности УИС можно сказать, что все ука­занные группы показателей в настоящее время широко используется в повсе­дневной деятельности.

Стоит заострить внимание на том, что использование некоторых групп по­казателей ограничено их спецификой, так, к примеру, нельзя оценить отношение численности персонала службы надзора к среднесписочной численности осуж­денных качественным показателем, нагляднее и правильнее использовать количе­ственный.

 

[1] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономи­ческий словарь. М., 2003.

[2] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

[3] См.: Афанасьев В. Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. 1982. № 7. С. 61-64.

[4] См.: Поздняков А. И. Критерии оценки эффективности обеспечения нацио­нальной безопасности // Аналитический вестник Совета Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. 2010. № 17. С. 57.

[5] См.: Ситникова Т. В. Эффективность управленческих решений при разработке и реализации бизнес-планов промышленных предприятий : дис. ... канд. юрид. наук. Иваново, 2005. С. 12.

[6] См.: Румянцева З. П. Современный менеджмент : курс лекций кафедры тео­рии организации и управления ГАУ. Лекция 10. Эффективность менеджмента // Рос. эконом. журн. 1997. № 4. С. 59.

[7] См.: Современный экономический словарь. 2-е изд. испр. М., 1999. С. 411.

[8] См.: Ситникова Т. В. Указ. соч. С. 12.

[9] См.: Поздняков А. И. Указ. соч. С. 57.

[10] См.: Маркелов С. В. Инструмент измерения эффективности реформирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 92-93.

[11] См.: Остапенко А. В. Эффективность управления в УИС // Сборник материа­лов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 104­113.

[12] См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе­дерации до 2020 года.

[13] См.: Управление персоналом : энциклопед. слов. / под ред. А. Я. Кибанова. М., 1998. С. 446.

[14] См.: Остапенко А. В. Указ. соч. С. 104.

[15] См.: Терехин В. И. Эффективность управления социально-экономическим раз­витием административно-территориальных образований : монография. М., 2013. С. 201.

[16] См.: Лапина И., Маталина Е. Большой энциклопедический словарь. М., 2008.

С. 67.

[17] См.: Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-слово­образовательный. М., 2000.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%