Вторник, 26.11.2024, 17:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Нормативно-правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности персонала исправительных учреждений ФСИН России

Сотрудники ИУ в связи со спецификой выполняемых ими функций явля­ются одной из наиболее подверженных опасности нападения категорий граж­дан, им крайне необходима государственная защита.

Система нормативно-правового регулирования деятельности по обеспече­нию безопасности персонала ИУ ФСИН России включает в себя большой массив нормативных документов. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является разде­ление их на следующие группы: международные правовые акты, правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ и федеральные законы), подзаконные правовые акты центральных органов исполнительной власти Российской федера­ции и подзаконные правовые акты Минюста России.

В настоящее время нормативное регулирование правовой защиты персо­нала можно представить в виде схемы (прил. 2).

1 группа: международные правовые акты. Современная Россия - это государство, которое занимает важное место на международной арене как в экономическом, политическом, так и в правовом статусе.

Как известно, Советский Союз в 1989 г. подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательст­во в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником различ­ных международных договоров, признает ряд резолюций и решений междуна­родных организаций, в первую очередь ООН.

В числе таких документов, имеющих отношение к правам персонала УИС и его безопасности, можно назвать:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г., которая провозгласила:

в ст. 3, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприко сновенно сть;

в ст. 8 - каждый человек имеет право на восстановление в правах ком­петентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом;

в ст. 23 - каждый человек имеет право на справедливые и благоприят­ные условия труда;

в ст. 25 - каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, ко­торый необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам;

в ст. 29 - при осуществлении своих прав и свобод каждый человек дол­жен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе[1].

Своей главной задачей Декларация считает содействие уважению прав и свобод человека и гражданина, она направлена на соблюдение законности и правопорядка, в том числе в пенитенциарных учреждениях.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, при­нятые на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г.

Эти правила содержат целый ряд стандартов, обращенных к персоналу. Так, в п. 46 заключена обязанность администрации тюремного учреждения забо­титься о тщательном отборе персонала, ибо от добросовестности, гуманности, компетентности и личных качеств сотрудников зависит работа заведения[2]. У со­трудников и общественности в целом должно формироваться убеждение в том, что их работа имеет большое значение в обществе. В связи с этим сотрудники должны обладать статусом государственных служащих с привлекательной зара­ботной платой, а принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, им следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Кроме требований к персоналу, имеющих важное значение для его безо­пасности, в Минимальных стандартных правилах содержатся стандарты по со­держанию лиц, лишенных свободы, в ИУ и организации и поддержанию поряд­ка в учреждениях, исполняющих наказания.

В целом данные стандарты объединяет то, что они способствуют созда­нию безопасных условий и для персонала, и для осужденных, и для иных лиц, посещающих учреждения УИС. Данный документ не содержит описание об­разцовой системы пенитенциарных заведений, однако предлагает общепри­знанные принципы организации деятельности в области обращения с заклю­ченными и управления заведениями.

3. Европейские пенитенциарные правила, принятые Комитетом минист­ров Совета Европы 12 февраля 1987 г., воспроизводят основные положения Минимальных стандартных правил с целью установить минимальные требова­ния в отношении наиболее важных аспектов управления пенитенциарными уч­реждениями для обеспечения гуманных условий содержания заключенных, по­буждения персонала к деятельности, основанной на эффективных принципах законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Следует отметить, что ст. 51, 52 Европейских пенитенциарных правил, посвященные мерам безопасности пенитенциарных учреждений, в своем тексте призывают к минимизации рисков насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность[3], в том числе персонала учреждений.

4. Стандарты Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП). Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания основан в соответст­вии с одноименной Конвенцией Совета Европы, принятой в 1987 г.

Деятельность ЕКПП представлялась как часть системы в рамках Совета Европы по защите прав человека, в результате которой устанавливается преду­преждающий несудебный механизм наряду с уже существующим реактивным судебным механизмом Европейского суда по правам человека.

Особое внимание ЕКПП уделяет любым обращениям (жалобам) о жесто­ком обращении с лицами, лишенными свободы, со стороны тюремного персо­нала, однако его действия также направлены на поддержание эффективного уровня контроля и безопасности и сохранности персонала.

Ежегодно ЕКПП подготавливает Общий доклад о своей деятельности, ко­торый предается гласности. В ряде своих общих докладов ЕКПП представил существенные замечания по организации деятельности пенитенциарных учре­ждений, тем самым стимулировал эффективное и своевременное решение про­блемных вопросов, в том числе в сфере обеспечения безопасности персонала учреждений.

Все эти нормативные документы не конкретизируют правила организа­ции деятельности пенитенциарных учреждений и поведения отдельных должностных лиц, не содержат алгоритмов поведения в разных ситуациях, они преследуют лишь одну цель - задать вектор для развития законодатель­ства в сфере защиты законных прав и интересов сотрудников пенитенциар­ных учреждений.

2 группа: законодательные правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ[4] и федеральные законы). Среди законодательных право­вых актов России, составляющих правовую основу обеспечения безопасно­сти персонала УИС, следует выделить Основной Закон государства - Кон­ституцию Российской Федерации, которая в гл. 2 закрепляет права и свобо­ды человека, в том числе на безопасность в различных областях жизнедея­тельности. В ст. 4 Основного Закона определено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории го­сударства, а в ст. 15 закреплено, что Конституция РФ имеет высшую юридиче­скую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

Организацию деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС регулируют различные федеральные законы, затрагивающие в той или иной степени этот вопрос.

В уголовно-исполнительном законодательстве центральное место занимает Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, введенный в действие с 1 июля 1997 г. и воплотивший в своих нормах требования международно-правовых актов о правах человека.

С точки зрения организации деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС следует выделить ряд положений, закрепленных в УИК РФ:

- цели уголовно-исполнительного законодательства (исправление осуж­денных и предупреждение совершения новых преступлений, ст. 1) ориентиру­ют правовое регулирование деятельности администрации и тем самым способ­ствуют уменьшению общественной опасности лиц, отбывающих наказания, и отсутствию новых преступлений, а следовательно, уменьшается вероятность посягательств на жизнь и здоровье персонала;

среди основных обязанностей осужденных (ст. 11) закрепляется обязан­ность соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требо­вания санитарии и гигиены, а также выполнять законные требования админист­рации учреждений и органов, исполняющих наказания, вежливо относиться к персоналу, являться по вызову администрации и давать объяснения;

применение по решению суда к осужденным, отбывающим наказания и имеющим психическое расстройство, не исключающее вменяемости, но свя­занное с опасностью для других лиц, принудительных мер медицинского ха­рактера, а к осужденным, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикомани­ей, ВИЧ-инфицированным, больным открытой формой туберкулеза, венериче­ским заболеванием и не прошедшим полного курса лечения, применение по решению медицинской комиссии обязательного лечения (ст. 18);

осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, ис­полняющих наказания, со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19), судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора за соблюдением законов администра­цией учреждений и органов УИС (ст. 22), общественного (гражданского) кон­троля (ст. 23) содействует укреплению законности и безопасности персонала;

перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установ­ленного порядка отбывания наказания, в учреждения с большей степенью изо­ляции (ст. 78);

раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправи­тельных учреждениях (ст. 80) позволяет изолированно от других осужденных содержать наиболее опасных преступников и учитывать это при выполнении сотрудниками служебных обязанностей;

среди основных требований режима в ИУ определено обеспечение по­стоянного надзора за осужденными, а также личной безопасности персонала (ст. 82), реализация которого должна служить гарантией от посягательств со стороны осужденных на жизнь и здоровье сотрудников;

в предупреждении преступлений осужденных, в том числе направлен­ных против персонала, используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля (ст. 83);

в числе задач оперативно-розыскной деятельности в ИУ, закрепленных в ст. 84, значатся: обеспечение личной безопасности персонала, выявление, пре­дупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в учреждениях престу­плений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Этим рас­ширяется число средств, используемых в обеспечении безопасности персонала;

введение в ИУ режима особых условий в случаях стихийного бедствия, введение в районе расположения учреждения чрезвычайного, особого или во­енного положения при массовых беспорядках, групповых неповиновениях осу­жденных и в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоро­вью персонала (ст. 85). Меры, предусмотренные при установлении режима осо­бых условий, направлены в первую очередь на безопасность человека;

применение в целях пресечения сопротивления персоналу, злостного неповиновения законным требованиям сотрудников и других опасных действий осужденных и предотвращения ими вреда окружающим физической силы, спе­циальных средств и оружия (ст. 86);

организация лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, открытие в УИС для медицинского обслуживания осужденных лечеб­но-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц) и медицинских частей, а для содержания и амбулатор­ного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголиз­мом и наркоманией, - лечебных исправительных учреждений снижает опас­ность для персонала УИС в целом (ст. 101);

привлечение осужденных в случае причинения во время отбывания нака­зания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам к материальной ответственности (ст. 102) также служит средством обеспечения безопасности сотрудников, которым во время нападения причинен вред;

проведение воспитательной работы с осужденными, которая направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обще­ству, нормам и правилам человеческого общежития (ст. 109), служит сдержи­вающим средством их антиобщественного поведения;

применение мер поощрения и взыскания, предусмотренных в ст. 113, 115, служит стимулом правопослушного поведения лиц, лишенных свободы, а возможность признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в том числе за угрозу, неповиновение представи­телям администрации учреждения или их оскорбление (ст. 116), является сред­ством профилактики преступлений, направленных против персонала.

В создании безопасных условий профессиональной деятельности персо­нала УИС играют роль и другие положения УИК РФ, в том числе содержащие­ся в гл. 16 и определяющие условия исполнения наказания в ИУ разных видов.

Кроме рассмотренных законодательных актов, организация деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС регулируется также уголовно - правовыми нормами, содержащимися в Уголовном кодексе Российской Федера­ции от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, которые предусматривают или усиливают уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкос­новенность сотрудников.

В.И. Селиверстов классифицирует их на три группы:

нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда жизни и здоровью представителей персонала (ч. 2 ст. 313 УК РФ - побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи с применением на­силия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого на­силия; ст. 321 УК РФ дезорганизация деятельности учреждений, обеспечи­вающих изоляцию от общества, связанная с угрозой или применением насилия в отношении сотрудников мест лишения свободы);

нормы, предусматривающие ответственность за насильственные дейст­вия в отношении представителей власти, так как часть персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, является таковыми (ст. 318 УК РФ - приме­нение насилия в отношении представителей власти; ст. 319 УК РФ - оскорбле­ние представителя власти);

нормы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (гл. 16, 17 УК РФ)[5].

Кроме того, в уголовном законодательстве имеются нормы, усиливающие уголовную ответственность за рецидив преступлений, который может про­явиться при совершении преступлений во время отбывания наказания, в том числе против персонала учреждений. Это, например, возможность признания данного факта рецидива обстоятельством, отягчающим наказание; совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности (ст. 63 УК РФ).

Нельзя забывать, что в уголовном законодательстве нашли отражение группы специальных норм, ориентированных на регулирование вопросов дея­тельности по обеспечению безопасности персонала и определяющих в Уголов­ном кодексе Российской Федерации уголовную ответственность за такие дея­ния, как «захват заложника» (ст. 206), «массовые беспорядки» (ст. 212).

Деятельность по обеспечению безопасности персонала УИС обеспечива­ется также административно-правовыми нормами. В Кодексе РФ об админист­ративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[6] предусматривает­ся административная ответственность за следующие правонарушения, пося­гающие на безопасность, в том числе лиц, относящихся к персоналу УИС:

нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

нарушение законодательства в части разглашения сведений о мерах безопасности (ст. 17.13);

неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военно­служащего либо сотрудника органа или учреждения УИС (ст. 19.3);

передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, со­держащимся в учреждениях УИС, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания (ст. 19.12);

мелкое хулиганство (ст. 20.1);

нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4);

нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17) и др.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет основы деятельности учреждений и органов УИС. Выделим в нем основные положе­ния, относящиеся к рассматриваемому вопросу:

среди принципов деятельности УИС, закрепленных в ст. 1, содержится принцип уважения прав человека (в том числе персонала);

одной из задач УИС является обеспечение правопорядка и законно­сти в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, безопасности пер­сонала (ст. 2);

к полномочиям органов государственной власти субъектов России и ор­ганов местного самоуправления относится оказание содействия в комплектова­нии квалифицированными кадрами персонала учреждений УИС, обеспечение гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов их семей, уста­новление для сотрудников дополнительных гарантий социальной защиты за счет соответствующих бюджетов (ст. 4);

обязанностью учреждений, исполняющих наказания, является создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности персонала (ст. 13), для чего эти учреждения наделены соответствующими правами (ст. 14);

сотрудники УИС исполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим наказания. Сотрудники независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обна-

 

ружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, при­нять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сооб­щить об этом в ближайший орган внутренних дел;

регламентированы общие требования и порядок применения сотрудника­ми УИС физической силы, специальных средств и оружия в случаях наступления опасности, угрожающей самим сотрудникам, осужденным и иным лицам (ст. 29-31), за нарушение которых законодательством установлена ответственность;

персонал и члены семей персонала находятся под защитой государства. Охраняются неприкосновенность личности, честь и достоинство сотрудников. Никто, кроме государственных органов и уполномоченных законом должностных лиц, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала (ст. 32);

личная безопасность сотрудников УИС и членов их семей гарантирует­ся законодательством, не допускается обнародование в средствах массовой ин­формации сведений о месте жительства сотрудников; сведения о прохождении ими службы могут предоставляться только с разрешения начальников учреж­дений УИС. Федеральный орган УИС обязан обеспечить сотрудников оружием и спецсредствами индивидуальной защиты (ст. 33).

Важное значение в вопросе организации обеспечения безопасности со­трудников УИС занимает Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1. Настоящий Федеральный закон действует в це­лях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоох­ранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государст­венной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надле­жащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст.

другими правонарушениями и устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

В нормах этого Федерального закона содержатся указания об основаниях и порядке организации деятельности по применению мер безопасности (ст. 5, 12), а также перечень лиц, подлежащих государственной защите.

Данный нормативный документ регламентирует виды мер безопасности, которые могут быть применены в целях обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. С учетом конкретных обстоятельств могут применяться:

личная охрана, охрана жилища и имущества;

выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и опо­вещения об опасности;

временное помещение в безопасное место;

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

переселение на другое место жительства;

замена документов, изменение внешности (ст. 5).

Крайне важной для нас является конкретизация в гл. 3 рассматриваемого Федерального закона органов, обеспечивающих безопасность. Так, ч. 2 ст. 12 применение мер безопасности сотрудников учреждений и органов УИС возла­гает на УИС.

В связи с развитием в России информационного общества пристальное внимание стоит уделить организации деятельности по защите персональных данных сотрудников. Регулирование отношений, связанных с обработкой пер­сональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Цель настоящего Федерального закона состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и се­мейную тайну.

В ст. 3 этого Федерального закона дано определение персональных дан­ных - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определен­ному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Пункт 2 ст. 19 указанного Федерального закона регламентирует меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, основными из которых являются:

применение организационных и технических мер по обеспечению безо­пасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персо­нальных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительст­вом Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

установление правил доступа к персональным данным, обрабатывае­мым в информационной системе персональных данных, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности пер­сональных данных и уровня защищенности информационных систем персо­нальных данных.

Указанные организационные меры направлены на повышение уровня за­щищенности персональных данных, в том числе сотрудников УИС, а значит на снижение уровня угроз персоналу ИУ, членов их семей.

3 группа: подзаконные правовые акты. Подзаконные правовые акты, регламентирующие вопросы деятельности по обеспечению безопасности пер­сонала УИС, целесообразно классифицировать по их юридической силе, что соответствует уровням управления в этой сфере.

Правовые акты центральных органов исполнительной власти (Президента РФ и Правительства РФ):

 

акты, принимаемые главой государства - Президентом РФ. К числу та­ких актов, принятых в последнее время, можно отнести указы Президента Рос­сийской Федерации:

от 13 октября 2004 г. № 1313, утвердивший Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, одной из задач которого является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина[7];

от 13 октября 2004 г. № 1314, утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, согласно которому одной из задач обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах, является обеспечение безо­пасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территори­ях этих учреждений и следственных изоляторов[8];

от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», который определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных го­сударственного гражданского служащего Российской Федерации, а также веде­ния его личного дела. Этот нормативный документ направлен на организацию деятельности по защите персональных данных от их неправомерного использо­вания путем строго регламентированных требований ко всем этапам работы с ними и кругу должностных лиц, имеющих к ним доступ;

- от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» и др.;

б) акты, принимаемые Правительством Российской Федерации и Мини­стерством юстиции Российской Федерации:

распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2012 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года», которое предусматривает основные направле­ния, формы и методы совершенствования и развития УИС, ее взаимосвязь с го­сударственными органами и институтами гражданского общества. В ее задачах нашли отражение проблемы организации деятельности по обеспечению безо­пасности сотрудников:

повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в ИУ, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышение качества подготовки работников УИС и улучшения условий несения службы;

разработка комплекса мер по формированию у работников УИС умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противо­правному поведению со стороны осужденных, а также ответственности за на­рушение прав осужденных и лиц, находящихся под стражей;

создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов УИС, а также формирования единой технической политики в области их осна­щения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора;

обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника УИС, законодательное определение систем социальных гарантий;

разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы.

Все эти задачи прямо направлены на повышение эффективности деятель­ности по обеспечению безопасности персонала учреждений, улучшения качест­ва их работы в новых условиях функционирования УИС.

Правовые акты, принимаемые Минюстом России:

- приказ Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учрежде­нию, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной
системы», который определяет перечень запретов на режимной территории (ст. 5), в том числе:

без разрешения руководства учреждения находиться и передвигаться по­сторонним лицам;

осуществлять без соответствующего допуска руководства учреждения ремонт инженерно-коммуникационных, энергетических сетей, средств связи, установку оборудования;

осуществлять кино-, фото- и видеосъемки, звукозаписи;

вести переговоры через ограждение с лицами, находящимися в учреждении;

передавать либо пытаться передать через ограждение на территорию уч­реждения любые вещи и предметы, продукты питания;

разводить огонь, а также производить салюты и фейерверки.

Все перечисленные запреты направлены на повышение качества органи­зации деятельности по обеспечению безопасности учреждений УИС. Отметим, что до сих пор главной проблемой является определение границ территории, на которых устанавливаются режимные требования. Вместе с тем режимная тер­ритория имеет большое значение в предупреждении поступления в учреждение запрещенных предметов1;

 

i

 

См.: Смирнов С. Ю. На страже порядка // Преступление и наказание. 2011. №

 

7. С. 4.


- приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Ин­струкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учре­ждениях уголовно-исполнительной системы» регламентирует порядок органи­зации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содер­жащихся в ИУ и следственных изоляторах УИС. Одной из категорий лиц, с ко­торыми проводится профилактическая работа, являются осужденные, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоох­ранительных органов;

- пункт 3 ст. 82 УИК РФ делегирует утверждение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205) федеральному органу исполнительной власти, осуществляюще­му функции по выработке и реализации государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюсту России), по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в которых определены:

основные права и обязанности осужденных ИУ (в том числе «выполнять требования законов и настоящих правил», «быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требо­вания»);

порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию предметов;

перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденными запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать и др.

Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 13 ок­тября 2004 г. № 1314 (ред. от 30.03.2012) «Вопросы Федеральной службы ис­полнения наказаний» ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, однако довольно об­ширный круг вопросов обеспечения безопасности персонала ИУ отражен в ве­домственных приказах, указаниях и инструкциях ФСИН России. Несмотря на отсутствие законодательной силы указанных ранее видов документов ФСИН России, положения, отраженные в них, могут существенно влиять на безопас­ность персонала ИУ.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС - система правовых актов разных уровней, главная цель которых сформировать единый подход к организации, средствам, формам и методам обеспечения безопасности персонала ИУ.

Несмотря на этот огромный щит законодательной защиты, существует целый ряд проблем, связанных с нормативным регулированием деятельности УИС в рамках обеспечения безопасности персонала УИС.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это отсутствие во ФСИН России такого нормативного документа, как приказ об утверждении Порядка применения мер безопасности в отношении сотрудников уголовно- исполнительной системы и их близких. Подобные нормативные документы уже давно разработаны и действуют в различных видах правоохранительных орга­нов, а именно в Федеральной службе безопасности (приказ ФСБ России от 25 февраля 2009 г. № 72 «Об утверждении Административного регламента Феде­ральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государ­ственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников орга­нов Федеральной службы безопасности и их близких») и Министерстве внут­ренних дел (приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федера­ции государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизвод­ства и их близких»).

Разработка и утверждение подобного нормативного документа в Минюсте России позволит четко определить сроки и последовательность действий (адми­нистративных процедур) органов ФСИН России по обеспечению государственной защиты сотрудников и их близких, а также унифицировать документооборот в данной сфере и сделать ясным порядок процедур.

Вторым немаловажным вопросом стала направленность государственной политики в сторону гуманизации наказания.

Изменения в законодательстве, реализация государственной политики, ориентированной на смягчение санкций и декриминализацию ряда составов пре­ступлений, в значительной степени повлияли на поддержание динамики сниже­ния численности осужденных в учреждениях УИС. Так, в учреждениях УИС на 01.01.2015 содержалось 671 649 осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 5 638 человек меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Однако, несмотря на эти положительные изменения в результате проводимых преобразований, не стоит забывать и о такой стороне процесса гуманизации наказания, как ослабление силы уголовного наказания и криминализация осужденных. Либерализация уголовного законодательства и расширения практики наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, за преступления небольшой и средней тяжести влияет на криминогенный состав осужденных в ИУ. Несмотря на сложившуюся за последние три года тенденцию ежегодного уменьшения численности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в среднем на 7,5%, количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности увеличилось на 35,4% (со 127 случаев в 2011 году до 172 - в 2013 году), а в I квартале 2014 года - на 55,2% (с 29 до 45 случаев)[9].

Э.Ф. Побегайло, затрагивая современные проблемы гуманизации россий­ского уголовного законодательства, подчеркивал, что содержание принципа гуманизации нельзя ассоциировать со снисхождением по отношению к лицам, совершившим преступление, с назначением им мягкого наказания, предостав­лением им различных послаблений и льгот, неоправданным либерализмом. При этом забывается, что гуманизм по отношению к преступнику в обязательном порядке должен сочетаться с эффективными мерами, направленными на защиту общества от преступных посягательств[10].

Особое внимание в процессе гуманизации стоит уделить изменениям в законодательстве, так федеральные законы от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О вне­сении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Фе­дерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направ­ленные на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства Россий­ской Федерации внесли изменения в общую и особенную часть Уголовного ко­декса Российской Федерации:

во многих статьях исключены нижние пределы наказаний в виде лише­ния свободы, исправительных работ и ареста, санкции некоторых статей до­полнены такими видами наказаний, как штраф и исправительные работы;

декриминализированы отдельные общественно опасные деяния;

главы 24 и 25 УК РФ дополнены ст. 226.1 и 229.1.

Выбранный государством путь в последствии приведет к значительному изменению качественной составляющей осужденных, росту криминогенной опас­ности в учреждениях УИС, а следственно, и к снижению безопасности персонала ИУ. Наиболее рациональным и перспективным выходом из этой ситуации должно стать изменение режима в ИУ на тюремный.

Третьей серьезной проблемой стало различие нормативно-правового регули­рования безопасности аттестованных сотрудников ИУ и гражданского персонала.

В настоящее время возникла потребность в повышении уровня уголовно­правовой охраны безопасности гражданского персонала ИУ. Речь идет о лицах, осуществляющих в местах лишения свободы и содержания под стражей медицинское обслуживание, общеобразовательное и профессиональное обучение, руководство производственной деятельностью, а также выполняющих иные организационные или технические функции. Как показывает практика, именно эта категория работников не имеет специальной правоохранительной подготовки и воспринимается отрицательно настроенными осужденными в качестве наиболее уязвимого объекта для насильственных посягательств. Представители гражданского персонала становятся жертвами различных преступлений, направленных на дезорганизацию деятельности ИУ (как правило, это захват заложников, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием и уничтожением имущества в ИУ). В 2013 году были совершены нападения на медицинских работников в помещениях медицинских частей в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области осужденным, имеющим психическое отклонение; в ФКУ ЛИУ-ЗЗ ГУФСИН России по Кемеровской области с нанесением порезов металлической пластиной.

В I квартале 2014 г. также зарегистрированы подобные происшествия. Так, 10.02.2014 г. совершено нападение на преподавателя ПТУ Находкинской ВК ГУФСИН России по Приморскому краю, при этом учебный класс в нару­шение требований приказа Минюста России от 04.09.2006 г. № 279 и указания ФСИН России от 04.06.2011 г. № 25/2-Юс отсекающей решеткой и видеокаме­рой оборудован не был.[11]

Учитывая изложенные обстоятельства, укажем, что отсутствие в гл. 32 УК РФ специальных норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на права гражданского персонала УИС, в определенной степени стимулирует проявление агрессии отрицательно настроенных осужденных в отношении этих лиц.

Серьезным упущением, по нашему мнению, является отсутствие в ч. 2 ст. 321 УК РФ гражданского персонала ИУ как объекта насилия. Диспозиция этой статьи может быть изложена в следующей редакции: «Деяния, предусмот­ренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении сотрудни­ка или иного работника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной или трудовой деятельности и его близких.»

Возвращаясь к положениям Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов» и непосредственно к статье 2 («Лица, подлежащие государственной защите»), считаем целесообразным отметить, что государственной защите подлежат лишь сотрудники учреждений и органов

УИС, а гражданский персонал таким правом не обладает. В связи с этим не­обходимо внести изменения в данную статью, и изложить ее в следующей ре­дакции: «Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат:

6.1) работники уголовно-исполнительной системы;»

Этот огромный массив нормативных актов направлен на защиту сотрудни­ков УИС во всех сферах их деятельности. Следует указать, что законодательная защита сотрудников УИС находится на высоком уровне, однако, как показывают результаты анкетирования персонала ИУ ФСИН России, более 40 % респонден­тов ведущим фактором, обусловливающим угрозы сотрудников УИС, назвали низкий уровень правовой защиты. Подобное обстоятельство можно объяснить несколькими причинами:

Низкий уровень правой грамотности среди сотрудников ИУ, выра­жающийся в отсутствии знаний нормативных документов, регулирующих рас­сматриваемую сферу деятельности УИС. Анализ происшествий показывает, что большинство случаев применения насилия в отношении персонала ИУ в связи с осуществлением им служебной деятельности можно было избежать при орга­низации правильной подготовки личного состава к действиям в такого рода си­туациях. Выходом должны стать организация и проведение теоретических и практических занятий с сотрудниками ИУ по положениям нормативных актов и указаний ФСИН России, регламентирующих вопросы обеспечения безопасно­сти персонала ИУ.

Действия руководства ИУ, направленные на скрытие фактов нападения на сотрудников ИУ (наиболее негативный фактор). Доведение информации о подобных случаях в ИУ до непосредственного руководства может привести к проверкам служебной деятельности должностных лиц учреждения, а следова­тельно, к дисциплинарным наказаниям тех, по вине кого факт нападения стал возможен. Однако «спускание на тормозах» данных фактов приводит к отсут­ствию у персонала ИУ уверенности в силе законодательных актов. Перелом­ным моментом в решении этого вопроса должно стать нормативное закрепле­ние личной дисциплинарной ответственности начальника ИУ, где обнаружено целенаправленное сокрытие фактов нападения на сотрудников ИУ при осуще­ствлении ими служебной деятельности.

 

[1] См.: Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.

[2] См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными : приня­ты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями, одобрены Экономическим и Соци­альным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. // Сов. юстиция. 1992. № 2. С. 19.

[3] См.: Европейские пенитенциарные правила : утв. рекомендацией № R(87)3 Коми­тета министров Совета Европы государствам - членам от 12 февраля 1987 г. // Совет Ев­ропы и Россия : сборник документов. М., 2004. С. 35.

[4] См.: Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Фе­дерации. 2009. № 4. Ст. 445.

[5] См.: Селиверстов В. И. Уголовно-исполнительное право России : учебник. М., 2013.С. 162-163.

[6] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 1.

[7] См.: Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации : указ Прези­дента Рос. Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4108.

[8] См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 // Собр. законодательства Рос. Федера­ции. 2004. № 42. Ст. 4109.

[9] См.: О посягательстве на жизнь и здоровье сотрудников УИС : письмо ФСИН России от 5 мая 2014 г. № 07-19344.

[10] См.: Побегайло Э. Ф. Проблема гуманизации российского уголовного законо­дательства в свете современной криминологической обстановки // Сборник материа­лов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 22.

[11] См.: О посягательстве на жизнь и здоровье сотрудников УИС : письмо ФСИН России от 5 мая 2014 г. № 07-19344.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 493 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%