Сотрудники ИУ в связи со спецификой выполняемых ими функций являются одной из наиболее подверженных опасности нападения категорий граждан, им крайне необходима государственная защита.
Система нормативно-правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ ФСИН России включает в себя большой массив нормативных документов. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является разделение их на следующие группы: международные правовые акты, правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ и федеральные законы), подзаконные правовые акты центральных органов исполнительной власти Российской федерации и подзаконные правовые акты Минюста России.
В настоящее время нормативное регулирование правовой защиты персонала можно представить в виде схемы (прил. 2).
1 группа: международные правовые акты. Современная Россия - это государство, которое занимает важное место на международной арене как в экономическом, политическом, так и в правовом статусе.
Как известно, Советский Союз в 1989 г. подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником различных международных договоров, признает ряд резолюций и решений международных организаций, в первую очередь ООН.
В числе таких документов, имеющих отношение к правам персонала УИС и его безопасности, можно назвать:
Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая провозгласила:
в ст. 3, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприко сновенно сть;
в ст. 8 - каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом;
в ст. 23 - каждый человек имеет право на справедливые и благоприятные условия труда;
в ст. 25 - каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам;
в ст. 29 - при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе[1].
Своей главной задачей Декларация считает содействие уважению прав и свобод человека и гражданина, она направлена на соблюдение законности и правопорядка, в том числе в пенитенциарных учреждениях.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г.
Эти правила содержат целый ряд стандартов, обращенных к персоналу. Так, в п. 46 заключена обязанность администрации тюремного учреждения заботиться о тщательном отборе персонала, ибо от добросовестности, гуманности, компетентности и личных качеств сотрудников зависит работа заведения[2]. У сотрудников и общественности в целом должно формироваться убеждение в том, что их работа имеет большое значение в обществе. В связи с этим сотрудники должны обладать статусом государственных служащих с привлекательной заработной платой, а принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, им следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.
Кроме требований к персоналу, имеющих важное значение для его безопасности, в Минимальных стандартных правилах содержатся стандарты по содержанию лиц, лишенных свободы, в ИУ и организации и поддержанию порядка в учреждениях, исполняющих наказания.
В целом данные стандарты объединяет то, что они способствуют созданию безопасных условий и для персонала, и для осужденных, и для иных лиц, посещающих учреждения УИС. Данный документ не содержит описание образцовой системы пенитенциарных заведений, однако предлагает общепризнанные принципы организации деятельности в области обращения с заключенными и управления заведениями.
3. Европейские пенитенциарные правила, принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г., воспроизводят основные положения Минимальных стандартных правил с целью установить минимальные требования в отношении наиболее важных аспектов управления пенитенциарными учреждениями для обеспечения гуманных условий содержания заключенных, побуждения персонала к деятельности, основанной на эффективных принципах законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.
Следует отметить, что ст. 51, 52 Европейских пенитенциарных правил, посвященные мерам безопасности пенитенциарных учреждений, в своем тексте призывают к минимизации рисков насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность[3], в том числе персонала учреждений.
4. Стандарты Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП). Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания основан в соответствии с одноименной Конвенцией Совета Европы, принятой в 1987 г.
Деятельность ЕКПП представлялась как часть системы в рамках Совета Европы по защите прав человека, в результате которой устанавливается предупреждающий несудебный механизм наряду с уже существующим реактивным судебным механизмом Европейского суда по правам человека.
Особое внимание ЕКПП уделяет любым обращениям (жалобам) о жестоком обращении с лицами, лишенными свободы, со стороны тюремного персонала, однако его действия также направлены на поддержание эффективного уровня контроля и безопасности и сохранности персонала.
Ежегодно ЕКПП подготавливает Общий доклад о своей деятельности, который предается гласности. В ряде своих общих докладов ЕКПП представил существенные замечания по организации деятельности пенитенциарных учреждений, тем самым стимулировал эффективное и своевременное решение проблемных вопросов, в том числе в сфере обеспечения безопасности персонала учреждений.
Все эти нормативные документы не конкретизируют правила организации деятельности пенитенциарных учреждений и поведения отдельных должностных лиц, не содержат алгоритмов поведения в разных ситуациях, они преследуют лишь одну цель - задать вектор для развития законодательства в сфере защиты законных прав и интересов сотрудников пенитенциарных учреждений.
2 группа: законодательные правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ[4] и федеральные законы). Среди законодательных правовых актов России, составляющих правовую основу обеспечения безопасности персонала УИС, следует выделить Основной Закон государства - Конституцию Российской Федерации, которая в гл. 2 закрепляет права и свободы человека, в том числе на безопасность в различных областях жизнедеятельности. В ст. 4 Основного Закона определено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства, а в ст. 15 закреплено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.
Организацию деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС регулируют различные федеральные законы, затрагивающие в той или иной степени этот вопрос.
В уголовно-исполнительном законодательстве центральное место занимает Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, введенный в действие с 1 июля 1997 г. и воплотивший в своих нормах требования международно-правовых актов о правах человека.
С точки зрения организации деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС следует выделить ряд положений, закрепленных в УИК РФ:
- цели уголовно-исполнительного законодательства (исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, ст. 1) ориентируют правовое регулирование деятельности администрации и тем самым способствуют уменьшению общественной опасности лиц, отбывающих наказания, и отсутствию новых преступлений, а следовательно, уменьшается вероятность посягательств на жизнь и здоровье персонала;
среди основных обязанностей осужденных (ст. 11) закрепляется обязанность соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены, а также выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, вежливо относиться к персоналу, являться по вызову администрации и давать объяснения;
применение по решению суда к осужденным, отбывающим наказания и имеющим психическое расстройство, не исключающее вменяемости, но связанное с опасностью для других лиц, принудительных мер медицинского характера, а к осужденным, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, больным открытой формой туберкулеза, венерическим заболеванием и не прошедшим полного курса лечения, применение по решению медицинской комиссии обязательного лечения (ст. 18);
осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19), судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов УИС (ст. 22), общественного (гражданского) контроля (ст. 23) содействует укреплению законности и безопасности персонала;
перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в учреждения с большей степенью изоляции (ст. 78);
раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях (ст. 80) позволяет изолированно от других осужденных содержать наиболее опасных преступников и учитывать это при выполнении сотрудниками служебных обязанностей;
среди основных требований режима в ИУ определено обеспечение постоянного надзора за осужденными, а также личной безопасности персонала (ст. 82), реализация которого должна служить гарантией от посягательств со стороны осужденных на жизнь и здоровье сотрудников;
в предупреждении преступлений осужденных, в том числе направленных против персонала, используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля (ст. 83);
в числе задач оперативно-розыскной деятельности в ИУ, закрепленных в ст. 84, значатся: обеспечение личной безопасности персонала, выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Этим расширяется число средств, используемых в обеспечении безопасности персонала;
введение в ИУ режима особых условий в случаях стихийного бедствия, введение в районе расположения учреждения чрезвычайного, особого или военного положения при массовых беспорядках, групповых неповиновениях осужденных и в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью персонала (ст. 85). Меры, предусмотренные при установлении режима особых условий, направлены в первую очередь на безопасность человека;
применение в целях пресечения сопротивления персоналу, злостного неповиновения законным требованиям сотрудников и других опасных действий осужденных и предотвращения ими вреда окружающим физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86);
организация лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, открытие в УИС для медицинского обслуживания осужденных лечебно-профилактических учреждений (больниц, специальных психиатрических и туберкулезных больниц) и медицинских частей, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебных исправительных учреждений снижает опасность для персонала УИС в целом (ст. 101);
привлечение осужденных в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам к материальной ответственности (ст. 102) также служит средством обеспечения безопасности сотрудников, которым во время нападения причинен вред;
проведение воспитательной работы с осужденными, которая направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, нормам и правилам человеческого общежития (ст. 109), служит сдерживающим средством их антиобщественного поведения;
применение мер поощрения и взыскания, предусмотренных в ст. 113, 115, служит стимулом правопослушного поведения лиц, лишенных свободы, а возможность признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в том числе за угрозу, неповиновение представителям администрации учреждения или их оскорбление (ст. 116), является средством профилактики преступлений, направленных против персонала.
В создании безопасных условий профессиональной деятельности персонала УИС играют роль и другие положения УИК РФ, в том числе содержащиеся в гл. 16 и определяющие условия исполнения наказания в ИУ разных видов.
Кроме рассмотренных законодательных актов, организация деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС регулируется также уголовно - правовыми нормами, содержащимися в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, которые предусматривают или усиливают уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность сотрудников.
В.И. Селиверстов классифицирует их на три группы:
нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда жизни и здоровью представителей персонала (ч. 2 ст. 313 УК РФ - побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; ст. 321 УК РФ дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, связанная с угрозой или применением насилия в отношении сотрудников мест лишения свободы);
нормы, предусматривающие ответственность за насильственные действия в отношении представителей власти, так как часть персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, является таковыми (ст. 318 УК РФ - применение насилия в отношении представителей власти; ст. 319 УК РФ - оскорбление представителя власти);
нормы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (гл. 16, 17 УК РФ)[5].
Кроме того, в уголовном законодательстве имеются нормы, усиливающие уголовную ответственность за рецидив преступлений, который может проявиться при совершении преступлений во время отбывания наказания, в том числе против персонала учреждений. Это, например, возможность признания данного факта рецидива обстоятельством, отягчающим наказание; совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности (ст. 63 УК РФ).
Нельзя забывать, что в уголовном законодательстве нашли отражение группы специальных норм, ориентированных на регулирование вопросов деятельности по обеспечению безопасности персонала и определяющих в Уголовном кодексе Российской Федерации уголовную ответственность за такие деяния, как «захват заложника» (ст. 206), «массовые беспорядки» (ст. 212).
Деятельность по обеспечению безопасности персонала УИС обеспечивается также административно-правовыми нормами. В Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[6] предусматривается административная ответственность за следующие правонарушения, посягающие на безопасность, в том числе лиц, относящихся к персоналу УИС:
нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);
нарушение законодательства в части разглашения сведений о мерах безопасности (ст. 17.13);
неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения УИС (ст. 19.3);
передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания (ст. 19.12);
мелкое хулиганство (ст. 20.1);
нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4);
нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17) и др.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет основы деятельности учреждений и органов УИС. Выделим в нем основные положения, относящиеся к рассматриваемому вопросу:
среди принципов деятельности УИС, закрепленных в ст. 1, содержится принцип уважения прав человека (в том числе персонала);
одной из задач УИС является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, безопасности персонала (ст. 2);
к полномочиям органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления относится оказание содействия в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений УИС, обеспечение гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов их семей, установление для сотрудников дополнительных гарантий социальной защиты за счет соответствующих бюджетов (ст. 4);
обязанностью учреждений, исполняющих наказания, является создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности персонала (ст. 13), для чего эти учреждения наделены соответствующими правами (ст. 14);
сотрудники УИС исполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим наказания. Сотрудники независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обна-
ружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел;
регламентированы общие требования и порядок применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия в случаях наступления опасности, угрожающей самим сотрудникам, осужденным и иным лицам (ст. 29-31), за нарушение которых законодательством установлена ответственность;
персонал и члены семей персонала находятся под защитой государства. Охраняются неприкосновенность личности, честь и достоинство сотрудников. Никто, кроме государственных органов и уполномоченных законом должностных лиц, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала (ст. 32);
личная безопасность сотрудников УИС и членов их семей гарантируется законодательством, не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников; сведения о прохождении ими службы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений УИС. Федеральный орган УИС обязан обеспечить сотрудников оружием и спецсредствами индивидуальной защиты (ст. 33).
Важное значение в вопросе организации обеспечения безопасности сотрудников УИС занимает Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1. Настоящий Федеральный закон действует в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст.
другими правонарушениями и устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
В нормах этого Федерального закона содержатся указания об основаниях и порядке организации деятельности по применению мер безопасности (ст. 5, 12), а также перечень лиц, подлежащих государственной защите.
Данный нормативный документ регламентирует виды мер безопасности, которые могут быть применены в целях обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. С учетом конкретных обстоятельств могут применяться:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
переселение на другое место жительства;
замена документов, изменение внешности (ст. 5).
Крайне важной для нас является конкретизация в гл. 3 рассматриваемого Федерального закона органов, обеспечивающих безопасность. Так, ч. 2 ст. 12 применение мер безопасности сотрудников учреждений и органов УИС возлагает на УИС.
В связи с развитием в России информационного общества пристальное внимание стоит уделить организации деятельности по защите персональных данных сотрудников. Регулирование отношений, связанных с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Цель настоящего Федерального закона состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В ст. 3 этого Федерального закона дано определение персональных данных - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Пункт 2 ст. 19 указанного Федерального закона регламентирует меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, основными из которых являются:
применение организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
установление правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
Указанные организационные меры направлены на повышение уровня защищенности персональных данных, в том числе сотрудников УИС, а значит на снижение уровня угроз персоналу ИУ, членов их семей.
3 группа: подзаконные правовые акты. Подзаконные правовые акты, регламентирующие вопросы деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС, целесообразно классифицировать по их юридической силе, что соответствует уровням управления в этой сфере.
Правовые акты центральных органов исполнительной власти (Президента РФ и Правительства РФ):
акты, принимаемые главой государства - Президентом РФ. К числу таких актов, принятых в последнее время, можно отнести указы Президента Российской Федерации:
от 13 октября 2004 г. № 1313, утвердивший Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, одной из задач которого является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина[7];
от 13 октября 2004 г. № 1314, утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, согласно которому одной из задач обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах, является обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов[8];
от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», который определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации, а также ведения его личного дела. Этот нормативный документ направлен на организацию деятельности по защите персональных данных от их неправомерного использования путем строго регламентированных требований ко всем этапам работы с ними и кругу должностных лиц, имеющих к ним доступ;
- от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» и др.;
б) акты, принимаемые Правительством Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации:
распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2012 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», которое предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития УИС, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества. В ее задачах нашли отражение проблемы организации деятельности по обеспечению безопасности сотрудников:
повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в ИУ, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышение качества подготовки работников УИС и улучшения условий несения службы;
разработка комплекса мер по формированию у работников УИС умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, находящихся под стражей;
создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов УИС, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора;
обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника УИС, законодательное определение систем социальных гарантий;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы.
Все эти задачи прямо направлены на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности персонала учреждений, улучшения качества их работы в новых условиях функционирования УИС.
Правовые акты, принимаемые Минюстом России:
- приказ Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной
системы», который определяет перечень запретов на режимной территории (ст. 5), в том числе:
без разрешения руководства учреждения находиться и передвигаться посторонним лицам;
осуществлять без соответствующего допуска руководства учреждения ремонт инженерно-коммуникационных, энергетических сетей, средств связи, установку оборудования;
осуществлять кино-, фото- и видеосъемки, звукозаписи;
вести переговоры через ограждение с лицами, находящимися в учреждении;
передавать либо пытаться передать через ограждение на территорию учреждения любые вещи и предметы, продукты питания;
разводить огонь, а также производить салюты и фейерверки.
Все перечисленные запреты направлены на повышение качества организации деятельности по обеспечению безопасности учреждений УИС. Отметим, что до сих пор главной проблемой является определение границ территории, на которых устанавливаются режимные требования. Вместе с тем режимная территория имеет большое значение в предупреждении поступления в учреждение запрещенных предметов1;
i
См.: Смирнов С. Ю. На страже порядка // Преступление и наказание. 2011. №
7. С. 4.
- приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в ИУ и следственных изоляторах УИС. Одной из категорий лиц, с которыми проводится профилактическая работа, являются осужденные, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
- пункт 3 ст. 82 УИК РФ делегирует утверждение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205) федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюсту России), по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в которых определены:
основные права и обязанности осужденных ИУ (в том числе «выполнять требования законов и настоящих правил», «быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования»);
порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию предметов;
перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденными запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать и др.
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 30.03.2012) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, однако довольно обширный круг вопросов обеспечения безопасности персонала ИУ отражен в ведомственных приказах, указаниях и инструкциях ФСИН России. Несмотря на отсутствие законодательной силы указанных ранее видов документов ФСИН России, положения, отраженные в них, могут существенно влиять на безопасность персонала ИУ.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС - система правовых актов разных уровней, главная цель которых сформировать единый подход к организации, средствам, формам и методам обеспечения безопасности персонала ИУ.
Несмотря на этот огромный щит законодательной защиты, существует целый ряд проблем, связанных с нормативным регулированием деятельности УИС в рамках обеспечения безопасности персонала УИС.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это отсутствие во ФСИН России такого нормативного документа, как приказ об утверждении Порядка применения мер безопасности в отношении сотрудников уголовно- исполнительной системы и их близких. Подобные нормативные документы уже давно разработаны и действуют в различных видах правоохранительных органов, а именно в Федеральной службе безопасности (приказ ФСБ России от 25 февраля 2009 г. № 72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов Федеральной службы безопасности и их близких») и Министерстве внутренних дел (приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких»).
Разработка и утверждение подобного нормативного документа в Минюсте России позволит четко определить сроки и последовательность действий (административных процедур) органов ФСИН России по обеспечению государственной защиты сотрудников и их близких, а также унифицировать документооборот в данной сфере и сделать ясным порядок процедур.
Вторым немаловажным вопросом стала направленность государственной политики в сторону гуманизации наказания.
Изменения в законодательстве, реализация государственной политики, ориентированной на смягчение санкций и декриминализацию ряда составов преступлений, в значительной степени повлияли на поддержание динамики снижения численности осужденных в учреждениях УИС. Так, в учреждениях УИС на 01.01.2015 содержалось 671 649 осужденных, подозреваемых и обвиняемых, что на 5 638 человек меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако, несмотря на эти положительные изменения в результате проводимых преобразований, не стоит забывать и о такой стороне процесса гуманизации наказания, как ослабление силы уголовного наказания и криминализация осужденных. Либерализация уголовного законодательства и расширения практики наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, за преступления небольшой и средней тяжести влияет на криминогенный состав осужденных в ИУ. Несмотря на сложившуюся за последние три года тенденцию ежегодного уменьшения численности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в среднем на 7,5%, количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности увеличилось на 35,4% (со 127 случаев в 2011 году до 172 - в 2013 году), а в I квартале 2014 года - на 55,2% (с 29 до 45 случаев)[9].
Э.Ф. Побегайло, затрагивая современные проблемы гуманизации российского уголовного законодательства, подчеркивал, что содержание принципа гуманизации нельзя ассоциировать со снисхождением по отношению к лицам, совершившим преступление, с назначением им мягкого наказания, предоставлением им различных послаблений и льгот, неоправданным либерализмом. При этом забывается, что гуманизм по отношению к преступнику в обязательном порядке должен сочетаться с эффективными мерами, направленными на защиту общества от преступных посягательств[10].
Особое внимание в процессе гуманизации стоит уделить изменениям в законодательстве, так федеральные законы от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации внесли изменения в общую и особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации:
во многих статьях исключены нижние пределы наказаний в виде лишения свободы, исправительных работ и ареста, санкции некоторых статей дополнены такими видами наказаний, как штраф и исправительные работы;
декриминализированы отдельные общественно опасные деяния;
главы 24 и 25 УК РФ дополнены ст. 226.1 и 229.1.
Выбранный государством путь в последствии приведет к значительному изменению качественной составляющей осужденных, росту криминогенной опасности в учреждениях УИС, а следственно, и к снижению безопасности персонала ИУ. Наиболее рациональным и перспективным выходом из этой ситуации должно стать изменение режима в ИУ на тюремный.
Третьей серьезной проблемой стало различие нормативно-правового регулирования безопасности аттестованных сотрудников ИУ и гражданского персонала.
В настоящее время возникла потребность в повышении уровня уголовноправовой охраны безопасности гражданского персонала ИУ. Речь идет о лицах, осуществляющих в местах лишения свободы и содержания под стражей медицинское обслуживание, общеобразовательное и профессиональное обучение, руководство производственной деятельностью, а также выполняющих иные организационные или технические функции. Как показывает практика, именно эта категория работников не имеет специальной правоохранительной подготовки и воспринимается отрицательно настроенными осужденными в качестве наиболее уязвимого объекта для насильственных посягательств. Представители гражданского персонала становятся жертвами различных преступлений, направленных на дезорганизацию деятельности ИУ (как правило, это захват заложников, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием и уничтожением имущества в ИУ). В 2013 году были совершены нападения на медицинских работников в помещениях медицинских частей в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области осужденным, имеющим психическое отклонение; в ФКУ ЛИУ-ЗЗ ГУФСИН России по Кемеровской области с нанесением порезов металлической пластиной.
В I квартале 2014 г. также зарегистрированы подобные происшествия. Так, 10.02.2014 г. совершено нападение на преподавателя ПТУ Находкинской ВК ГУФСИН России по Приморскому краю, при этом учебный класс в нарушение требований приказа Минюста России от 04.09.2006 г. № 279 и указания ФСИН России от 04.06.2011 г. № 25/2-Юс отсекающей решеткой и видеокамерой оборудован не был.[11]
Учитывая изложенные обстоятельства, укажем, что отсутствие в гл. 32 УК РФ специальных норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на права гражданского персонала УИС, в определенной степени стимулирует проявление агрессии отрицательно настроенных осужденных в отношении этих лиц.
Серьезным упущением, по нашему мнению, является отсутствие в ч. 2 ст. 321 УК РФ гражданского персонала ИУ как объекта насилия. Диспозиция этой статьи может быть изложена в следующей редакции: «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении сотрудника или иного работника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной или трудовой деятельности и его близких.»
Возвращаясь к положениям Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и непосредственно к статье 2 («Лица, подлежащие государственной защите»), считаем целесообразным отметить, что государственной защите подлежат лишь сотрудники учреждений и органов
УИС, а гражданский персонал таким правом не обладает. В связи с этим необходимо внести изменения в данную статью, и изложить ее в следующей редакции: «Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат:
6.1) работники уголовно-исполнительной системы;»
Этот огромный массив нормативных актов направлен на защиту сотрудников УИС во всех сферах их деятельности. Следует указать, что законодательная защита сотрудников УИС находится на высоком уровне, однако, как показывают результаты анкетирования персонала ИУ ФСИН России, более 40 % респондентов ведущим фактором, обусловливающим угрозы сотрудников УИС, назвали низкий уровень правовой защиты. Подобное обстоятельство можно объяснить несколькими причинами:
Низкий уровень правой грамотности среди сотрудников ИУ, выражающийся в отсутствии знаний нормативных документов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности УИС. Анализ происшествий показывает, что большинство случаев применения насилия в отношении персонала ИУ в связи с осуществлением им служебной деятельности можно было избежать при организации правильной подготовки личного состава к действиям в такого рода ситуациях. Выходом должны стать организация и проведение теоретических и практических занятий с сотрудниками ИУ по положениям нормативных актов и указаний ФСИН России, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности персонала ИУ.
Действия руководства ИУ, направленные на скрытие фактов нападения на сотрудников ИУ (наиболее негативный фактор). Доведение информации о подобных случаях в ИУ до непосредственного руководства может привести к проверкам служебной деятельности должностных лиц учреждения, а следовательно, к дисциплинарным наказаниям тех, по вине кого факт нападения стал возможен. Однако «спускание на тормозах» данных фактов приводит к отсутствию у персонала ИУ уверенности в силе законодательных актов. Переломным моментом в решении этого вопроса должно стать нормативное закрепление личной дисциплинарной ответственности начальника ИУ, где обнаружено целенаправленное сокрытие фактов нападения на сотрудников ИУ при осуществлении ими служебной деятельности.
[1] См.: Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.
[2] См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными : приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. // Сов. юстиция. 1992. № 2. С. 19.
[3] См.: Европейские пенитенциарные правила : утв. рекомендацией № R(87)3 Комитета министров Совета Европы государствам - членам от 12 февраля 1987 г. // Совет Европы и Россия : сборник документов. М., 2004. С. 35.
[4] См.: Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
[5] См.: Селиверстов В. И. Уголовно-исполнительное право России : учебник. М., 2013.С. 162-163.
[6] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1).
Ст. 1.
[7] См.: Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4108.
[8] См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4109.
[9] См.: О посягательстве на жизнь и здоровье сотрудников УИС : письмо ФСИН России от 5 мая 2014 г. № 07-19344.
[10] См.: Побегайло Э. Ф. Проблема гуманизации российского уголовного законодательства в свете современной криминологической обстановки // Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 22.
[11] См.: О посягательстве на жизнь и здоровье сотрудников УИС : письмо ФСИН России от 5 мая 2014 г. № 07-19344.
|