Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, а также члены их семей находятся под защитой государства. Это вполне обоснованно, так как они выполняют социально значимую функцию. Конкретное выражение данная защита находит в обязанности государства обеспечить неприкосновенность личности, чести и достоинства сотрудников.
Персонал ИУ выполняет работу большого общественного значения. Исполнение наказания в виде лишения свободы связано с эмоциональными и физическими перегрузками, протекает в опасных условиях, в окружении преступников, часто в экстремальных ситуациях, нередко вызываемых агрессивно настроенными осужденными.
Безопасность сотрудников зависит во многом от их знаний и умений использовать безопасные способы поведения при несении службы, обращении с осужденными, а также от их жизненного опыта и профессионального мастерства. Наибольшая опасность для них может возникнуть при пресечении нарушений установленного режима отбывания наказания со стороны осужденных. Как правило, такие действия сопровождаются задержанием нарушителя и зависят от знания его личности, обстановки и конечно же уровня физической подготовленности сотрудника.
На основании этого создание необходимого уровня защищенности - процесс сложный и многоплановый, огромное внимание в котором стоит уделять личностным характеристикам сотрудника. Комплексный подход к анализу индивидуальных качеств сотрудника, а также работа над их совершенствованием - залог повышения качества обеспечения личной безопасности сотрудников УИС.
На наш взгляд, организация профессиональной подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя три взаимосвязанных начала: физическую, психологическую и профессионально подготовку. Соответственно, знания и умения сотрудника в сфере обеспечения личной безопасности должны включать владение тактикой и методами обеспечения безопасности по всем трем направлениям.
Представить комплекс этих направлений подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности можно в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1
Организация физической и огневой подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности. При осуществлении служебной деятельности у сотрудника неизбежно возникают ситуации, сопряженные с физическим риском, то есть опасностью для жизни и здоровья, связанной с профессиональной деятельностью. Непрофессиональные и неумелые действия сотрудников в таких ситуациях порой приводят к тяжким последствиям, которых можно было бы избежать.
Физическая подготовка является важным элементом в системе обеспечения личной безопасности сотрудника ИУ. Она представляет собой совершенствование физических способностей человека, осуществляемое с учетом особенностей его деятельности, и позволяет развивать профессиональные способности.
Организация физической подготовки сотрудников ИУ направлена на приобретение ими умений и навыков, физических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранению высокой работоспособности и включает в себя общую и служебно -прикладную составляющую.
Общая физическая подготовка - неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них)[1].
Служебно-прикладная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой- либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации.
К задачам общей физической подготовки сотрудников УИС относятся:
развитие и совершенствование ловкости, выносливости, быстроты;
воспитание уверенности в своих силах, повышение устойчивости организма к воздействию внешних неблагоприятных факторов (природных);
вовлечение в регулярные занятия физической подготовкой и др.
В современном физическом воспитании сотрудников УИС стоит выделить две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (используемые во всех случаях обучения и воспитания).
Особое внимание стоит уделить первой группе методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный метод. С их помощью решают конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя: словесный метод и метод наглядного воздействия.
Ни один из методов нельзя назвать лучшим. Только оптимальное сочетание в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную организацию процесса физического развития сотрудников УИС.
Служебно-прикладная физическая подготовка сотрудников УИС непосредственно направлена на обеспечение личной безопасности и включает в себя:
овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы в условиях максимально приближенным к реальным;
воспитание смелости и настойчивости при действиях в экстремальных условиях и др.
Одна из целей служебно-прикладной физической подготовки сотрудников - обеспечение психологической готовности сотрудников УИС к успешной профессиональной деятельности.
При организации специальной физической подготовки особое внимание необходимо уделять получению сотрудниками умений и навыков самозащиты, задержания осужденных, нарушивших установленные правила поведения, пресечения правонарушений.
К умениям и навыкам, необходимым сотрудникам УИС, относятся:
выполнение упражнений, необходимых для поддержания работоспособности, разминки;
нанесение различных ударов ногами и руками;
защита уклоном, нырком, предплечьем и т. д.;
освобождение от захватов и обхватов броском, боевыми приемами борьбы, ударами;
проведение поверхностного осмотра под воздействием болевого приема, огнестрельного оружия, связывания, надевания наручников;
задержание преступника спереди, сзади нырком, рывком, замком, рычагом наружу и т. д.;
выполнение страховки при падении.
Сотрудник УИС должен быть в постоянной готовности к силовому пресечению противоправных действий с использованием физической силы и специальных средств в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям (в том числе с использованием боевых приемов борьбы в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды).
От уровня обученности служебно-боевым приемам напрямую зависит быстрота, точность и правильность действий сотрудника в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности, а следовательно, и личная безопасность сотрудника УИС.
При организации обучения сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности отдельным разделом служебно-прикладной физической подготовки должна стать тактика использования сотрудниками УИС предметов экипировки в опасных ситуациях. Экипировка сотрудника УИС состоит из обмундирования, снаряжения, оружия, специальных средств и другого имущества, необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач.
Одна из составляющих высокого профессионализма сотрудника УИС - его умение владеть оружием. Обеспечение готовности сотрудников УИС к овладению стрелковым оружием и эффективному его использованию при выполнении оперативно-служебных задач является целью огневой подготовки1. Сотрудник УИС должен в обязательном порядке знать меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием, материальную часть оружия, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников УИС при обращении с огнестрельным оружием.
См.: Торопов В. А. Огневая подготовка : учебник. СПб., 2000. С. 362.
В процессе организации процесса огневой подготовки сотрудников УИС необходимо привить им практические навыки обращения с огнестрельным оружием, а также выработать следующие устойчивые умения:
умение стрелять по разного рода мишеням (неподвижным и движущимся, грудным, ростовым);
уметь стрелять их разных положений (стоя, сидя, лежа, с колена);
умение стрелять в различных условиях видимости (днем и ночью);
уметь быстро извлекать оружие из кобуры, приводить его в боевую готовность, устранять задержки при стрельбе.
Все перечисленные умения вырабатываются посредством периодических занятий по изучению материальной части огнестрельного оружия, проведения учебных стрельб и являются важной составляющей обеспечения безопасности персонала в случаях, когда сотрудники УИС имеют право применять огнестрельное оружие, одним из которых является отражение нападения, угрожающего жизни и здоровью работников УИС (ст. 31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Организация психологической подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности. Процесс подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя не только физическую и огневую подготовку, хотя меры по снижению риска для жизни и здоровья при исполнении профессиональных обязанностей необходимы в первую очередь. Не менее важна психологическая подготовка. Психологические перегрузки, стрессы, накопление усталости, связанные с профессиональной деятельностью, также представляют немалую опасность как для здоровья, так и для способности полноценно работать.
Сотрудники УИС при выполнении своих профессиональных обязанностей постоянно находятся под влиянием чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок, что характеризует условия их профессиональной деятельности как экстремальные. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников УИС, изменяющихся под влиянием экстремальной ситуации, показало, что определенные свойства психологической подготовки оказывают непосредственное влияние на эффективность и результативность деятельности в различных неблагоприятных ситуациях.
Достаточно широко проблема влияния индивидуально -психологических особенностей личности на профессиональную деятельность человека в сложных условиях рассмотрена в психологических исследованиях В.Н. Коновалова, А.Г. Маклакова, В.А. Пономаренко, А.Н. Тихонова. Особый интерес представляют результаты исследований психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях В.С. Карпова, Ю.А. Кашубы, А.И. Папкина, В.Н. Смирнова, В.Д. Туманова, Н.Г. Хохловой.
Психологический элемент в системе личной безопасности предполагает также профессионально-психологическую подготовленность сотрудника к действиям в опасных условиях, которая зависит от психологического потенциала каждого отдельного сотрудника. Именно этот потенциал обеспечивает надежную деятельность сотрудника и его личную безопасность.
По мнению А.И. Папкина, структурно-психологический потенциал образуется из следующих элементов:
индивидуальная профессиональная концепция (субъективное видение службы, своего положения, профессиональной подготовленности для выполнения служебных обязанностей);
морально-психологические качества (чувство профессионального долга и чести, честности, справедливости, гуманности);
познавательные и интеллектуальные качества (внимательность, профессиональная память, профессиональное мышление);
эмоционально-волевые качества (решительность, настойчивость, самообладание, выдержка, уверенность в своих силах, отзывчивость);
коммуникативные качества сотрудника, способствующие обучению и взаимодействию (готовность к помощи, сочувствие, обязательность) и затрудняющие общение (недоверчивость, вспыльчивость).
Отметим, что психологический потенциал у каждого сотрудника разный, так как он зависит в том числе от обучения и воспитания. Крайне негативное явление, наблюдаемое у сотрудников УИС, - это профессиональная деформация, которая возникает вследствие недостаточной устойчивости к окружающей среде (осужденным), субкультуре осужденных (жаргон, правила поведения) и др. Итогом профессиональной деформации могут стать вступление в неслужебные отношения с осужденными, коррупция, совершение должностных преступлений. Профессиональная деформация не только изменяет отношения сотрудников УИС к правонарушителям, но и может влиять на изменение мотивации безопасного поведения, снижая степень заботы сотрудников о личной безопасности. В данном случае человек начинает больше надеяться на случай, везение, переоценивать свою профессиональную выучку. К сожалению, эти обстоятельства могут привести к необоснованному риску и непрофессиональной халатности в поведении сотрудников, которые способны повлечь за собой серьезные последствия.
Необходимо также выделить нередко встречающиеся у сотрудника УИС качества, которые облегчают противоправные действия осужденных или провоцируют нападение. Речь идет о так называемых виктимных качествах (от лат. victima - жертва). К ним можно отнести следующие качества: излишнюю доверчивость, неосторожность, легкомыслие, агрессивность, алчность, жадность, внушаемость, недисциплинированность, самонадеянность и др. Известно, что в качестве потерпевших от криминальных нападений и несчастных случаев выступают люди, которые считали вероятным, либо допускали возможность стать жертвой[2]. В силу этого обстоятельства у них на сознательном и особенно на подсознательном уровнях функционирования психики возникало допущение (то есть определенная степень готовности, несознательное согласие) оказаться в роли жертвы. Кроме того, частое «застревание» на мыслях об опасности ведет к развитию страха и, как следствие, хронического стресса, снижающего уровень
трудоспособности сотрудника УИС и степень личной готовности к эффективным и надежным действиям в опасных ситуациях.
В то же время наблюдения показывают, что полное игнорирование опасности, умышленное блокирование мыслей о ней, о проблеме самозащиты представляют иную крайне отрицательную позицию сотрудника УИС. Формирование у сотрудников УИС осмотрительности и бдительности, установки к разумному и обоснованному риску и преодолению риска приведет к более эффективным и надежным действиям в различных опасных ситуациях.
Изложенное говорит лишь об одном - формирование психологической подготовленности сотрудников имеет крайне важной значение.
При изучении проблемы обеспечения личной безопасности сотрудника УИС в первую очередь стоит обратить внимание на исследования, посвященные проблеме педагогических основ обеспечения личной безопасности А.В. Буданова. По его мнению, педагогический элемент в системе обеспечения личной безопасности сотрудников УИС свидетельствует о связи личной безопасности с профессиональной подготовленностью, которая достигается в ходе обучения сотрудников и получения личного опыта в процессе службы.
Согласно разработкам А.В. Буданова, система форм обучения определяется логикой: информировать - убедить - научить действию. Преобладающие формы (помимо лекций, бесед и дискуссий) - практические занятия, игры, учения. Обучение будет тем более эффективным, чем больше процесс его будет перерастать в целостный и пролонгированный педагогический тренинг, в ходе которого формируются соответствующие профессиональные установки и привычки, усваиваются необходимые знания, навыки и умения[3].
В своих работах А.В. Буданов отводит отдельное место управляющему элементу системы, он рекомендует учить руководителей структурных подразделений «менеджменту безопасности»: как обеспечивать безопасность персонала, каковы возможности ее повышения, как проводить занятия и учить тактике, методам и приемам самообеспечения личной безопасности.
Одним из наиболее востребованных в настоящее время приемов личной безопасности является предупреждение конфликтных ситуаций между персоналом ИУ и содержащихся в нем осужденных. Своевременное выявление конфликтных ситуаций, нахождение оптимальных способов их урегулирования имеют важное практическое значение и способны существенным образом снизить уровень случаев нападения на персонал ИУ. Для подавляющей части «тюремного населения» в представителях администрации персонифицируется обезличенная система правоохранительных органов, ставшая главным источником их несчастий и унизительного положения. Взаимосочетание этих факторов, наряду со специфическими условиями служебной деятельности сотрудников, повышает вероятность возникновения конфликтных ситуаций и инцидентов, в том числе представляющих угрозу для их жизни и здоровья[4]. Указанные обстоятельства предъявляют определенные требования к коммуникативным способностям сотрудников.
Для превенции конфликтных ситуаций и профилактики агрессивных действий со стороны осужденных сотрудникам ИУ следует придерживаться определенных правил, своего рода профессионально-этических стандартов обращения с осужденными. Основная задача этих стандартов заключается в уважительном отношении к осужденным и завоевании тем самым уважительного отношения с их стороны к сотрудникам.
В связи с этим организации психологической подготовки и развитию коммуникативных навыков должно придаваться особое значение в общей системе мероприятий по повышению профессионального мастерства сотрудников. Прежде всего это относится к умению поддерживать конструктивное взаимодействие в различных ситуациях и ослаблять эмоциональную напряженность, которая возникает при осуществлении воспитательных мероприятий с теми и иными категориями осужденных.
Организация профессиональной подготовка сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности. Важное место в обеспечении личной безопасности сотрудников занимает обучение безопасным способам несения службы и применению средств безопасности. Обучение различных категорий персонала должно дифференцироваться. Так, при организации данного обучения особое внимание следует уделить практической направленности, умению выполнять конкретные функции в условиях осложненной оперативной обстановки.
При организации профессиональной подготовки сотрудников наибольшее внимание стоит уделить специальной подготовке, направленной на формирование готовности выполнения служебных задач, в том числе в экстремальных условиях.
Специальная подготовка сотрудников организуется и проводится с целью изучения специальных вопросов, отражающих деятельность тех или иных структурных подразделений учреждения, органа УИС с целью познания алгоритма их действия в различных ситуациях.
Обязательными составляющими процесса подготовки должны стать современные достижения науки в изучаемой области, передовой опыт учреждений УИС, зарубежный опыт.
Для обеспечения личной безопасности сотрудник УИС должен знать правила использования и приемы эксплуатации различных технических специальных средств, таких как: технические средства охраны, досмотра и контроля, средства связи и вооружения, средства экипировки и снаряжения, средства наблюдения и др. Комплексное и грамотное использование ИТСО сотрудниками УИС в процессе деятельности ИУ, как показывает практика, обеспечивает их безопасность.
В настоящее время нормативным документом, определяющим порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава УИС, является приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».
Анализируя данный нормативный документ можно сказать, что профессиональная подготовка представляет собой организацию целенаправленного процесса, направленного на овладение и постоянное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС.
Профессиональная подготовка сотрудников УИС ставит перед собой огромный круг задач, важнейшими из которых являются обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в повседневной деятельности, при чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности, поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, а также поддержание у них постоянной готовности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Сотрудник УИС в своей профессиональной деятельности обязан применять знания из всех областей, в связи с этим и профессиональная подготовка охватывает огромный массив информации. По нашему мнению, классифицирующим признаком для систематизации этого знания должен стать критерий специфики служебной деятельности разных отделов и служб, который позволит разделить всю подготовку на две группы: общая профессиональная (общая правовая подготовка, общая техническая подготовка, строевая подготовка, подготовка по гражданской обороне) и специальная профессиональная (специальная правовая подготовка, специальная техническая подготовка, профессиональная психологическая подготовка).
В зависимости от уровня подготовки сотрудника УИС и с целью дальнейшего совершенствования его знаний и умений профессиональная подготовка включает следующие виды обучения:
подготовка курсантов и слушателей в период обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России;
специальное первоначальное обучение;
профессиональная переподготовка, повышение квалификации;
обучение в процессе служебной деятельности.
Личная безопасность сотрудников УИС в значительной мере зависит от степени общей профессиональной подготовки, психолого-педагогической компетентности, профессионального опыта, физической подготовки, эффективности специального обучения стратегии, тактике, приемам обеспечения личной безопасности.
Указанные средства обеспечения безопасности в ИУ являются взаимопроникающими средствами и образуют единую систему. Обеспечение безопасности в ИУ без какого-либо из них невозможно и должно осуществляться только с применением этих средств в системе.
Первоочередными и наиболее важными в обеспечении личной безопасности персонала ИУ являются правила поведения при обращении с осужденными. В 1991 г. М.А. Громов сформулировал основополагающие правила поведения в Памятке по мерам безопасности работников ИТУ[5]. Даже через двадцать лет они (с небольшими коррективами) сохраняют свою актуальность. Выделим основные положения:
взаимоотношения сотрудников ИУ с осужденными определяются целями исправления осужденных и основываются на строжайшем соблюдении законности;
сотрудникам запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством;
сотрудники ИУ обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии[6];
осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ, вставая, обращаться к ним на «Вы», называя «гражданин», «гражданка», и далее по званию либо по занимаемой должности;
при нарушении осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ сотрудник должен решительно потребовать от осужденного прекратить нарушение, а при необходимости задержать и сопроводить в дежурную часть учреждения. Если осужденный, несмотря на предупреждение, не выполняет законные требования представителя администрации, а обстановка (скопление группы осужденных или иное обстоятельство) не позволяет доставить его в дежурную часть, то сотрудник после повторного требования о прекращении нарушения, должен запомнить его личность и незамедлительно доложить о случившемся дежурному по ИУ. Задержание в этом случае проводится группой сотрудников дежурной смены под руководством дежурного по ИУ;
при задержании осужденных в состоянии алкогольного опьянения сотруднику необходимо проявить сдержанность, чтобы не вызвать агрессивных действий с их стороны. При изоляции данных нарушителей необходимо проявлять максимально возможную степень безопасности, а также производить это как это возможно скрытно, чтобы не вызвать с его стороны провокационных действий, рассчитанных на очевидцев. После задержания нарушителей стоит немедленно обыскать на предмет наличия у них оружия, других запрещенных предметов, а также предметов, которые могут явиться вещественным доказательством. При оказании физического сопротивления или отказе следовать в отведенное для изоляции место к осужденному могут применяться специальные средства в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
при проведении личного обыска осужденного во время задержания при совершении преступления ему предлагается поднять руки вверх и расставить ноги на предельную ширину. Обыскивающие становятся сзади обыскиваемого и проводят обыск последовательно сверху вниз. В отдельных случаях, когда имеется предположение о наличии у обыскиваемого оружия, ему предлагается упереться руками в стену и отойти от нее на максимально возможное расстояние, расставив ноги. В целях безопасности обыск в этих случаях проводится не менее чем двумя сотрудниками. Особую осторожность стоит уделять при организации и проведении обысковых мероприятий у осужденных, стоящих на профилактическом учете как склонных к нападению на представителей администрации. В целях обеспечения безопасности персонала ИУ при проведении плановых обысковых мероприятий сведения о нахождении лица на профилактическом учете обысковая группа должна получать на подготовительном этапе обыскового мероприятия.
Кроме указанных правил поведения, необходимо выделить комплекс пассивных мер обеспечения личной безопасности на рабочем месте:
сотрудник ИУ не должен оставлять ключи от личного кабинета в доступных для осужденных местах;
сотрудник ИУ при выходе из личного кабинета должен закрывать его, даже в случаях, когда отлучается на несколько минут;
сотрудник ИУ не должен оставлять незнакомых лиц и случайных посетителей одних в служебном кабинете.
Особое внимание следует уделить проведению личных приемов осужденных. Так, при проведении подобных мероприятий сотрудник ИУ в обязательном порядке должен убрать с рабочего стола острые и колющие предметы. Эти меры позволят исключить возможность внезапного нападения с целью захвата его в качестве заложника.
Рассматривая проблему обеспечения личной безопасности нельзя не упомянуть и про организацию деятельности по обеспечению безопасности за пределами ИУ. На наш взгляд, данный аспект становится все более актуальным. Однако, как ни странно, ему уделено очень мало внимания. Так, в 2012 г. вынесено 37 постановлений о применении мер безопасности в отношении 37 сотрудников УИС и 28 их близких и членов семей.
Остановимся на основных видах личных угроз сотрудникам и действиям при их появлении.
Угрозы по телефону. Сотрудник УИС по роду своей деятельности должен быть готов к возможности поступления угроз по телефону. Основная задача в такой момент выяснить от преступника как можно больше информации для дальнейшей его идентификации, то есть причины и мотив угрозы, по возможности определить номер абонента и записать разговор. Надо обратить внимание на характер звонка, прислушаться к посторонним звукам, возможно разговор преступником ведется из автомобиля или из другого города.
Очень важны следующие детали:
слова произносились: быстро или медленно, внятно или нет, с заиканием, с акцентом, дефектами речи или иными особенностями;
манера говорить: спокойная и уверенная, невнятная и бессвязная, вежливая или непристойная, озлобленная или равнодушная, эмоциональная или бесцветная;
наличие посторонних шумов, сопровождавших разговор: другой голос, подсказывавший, что говорить, тишина или шум станков, машин, телефонных разговоров, транспорта (поезд, уличный шум, гул метро).
После состоявшегося разговора необходимо в письменной форме зафиксировать характерные черты, которые удалось заметить. В случае подобных угроз важна оперативность действий, так как преступник может перемещаться и уточнить его местоположение в дальнейшем может быть затруднительным. Естественно, о поступившей угрозе следует доложить рапортом непосредственному руководителю.
Угрозы в письменной форме и по почте. При получении такого рода угроз крайне важно принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев рук на бумаге (конверте). Для этого следует вложить письмо в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет в целях последующего проведения графической, дактилоскопической и одорологической экспертиз.
Крайнюю осторожность надо проявлять при получении бандеролей, посылок и других почтовых отправлений. Первое, на что стоит обратить внимание, это внешний вид получаемого предмета (наличие адреса отправителя, стандартность упаковки, необычность размеров бандероли). При появлении подозрений о наличии в почтовом отправлении самодельных взрывчатых устройств или других вложений (отравляющих, сильнодействующих веществ) следует немедленно обратиться в специальные подразделения и доложить своему непосредственному руководству.
Меры безопасности на улице. График несения службы многих сотрудников УИС и возвращение их домой в позднее время суток заставляют уделить внимание вопросам личной безопасности на улицах.
В целях собственной безопасности от преступных посягательств на улице сотруднику УИС рекомендуется:
определить несколько вариантов маршрутов движения на службу и обратно, стараться почаще менять их;
знать местонахождение подразделений правоохранительных органов, расположенных в районе места жительства и по маршруту движения, а также телефонные номера дежурных служб;
знать расположение опасных в криминогенном отношении мест, где необходимо быть предельно осторожным и внимательным;
для обеспечения собственной безопасности необходимо следовать маршрутом через людные и хорошо освещенные места, избегая передвижения через густо засаженные скверы, заброшенные здания и другие места, где возможно внезапное нападение. В темных и плохо освещенных кварталах желательно передвигаться посередине улицы;
ходить по тротуару следует лицом к направлению уличного движения автотранспорта;
не подходить близко к стенам зданий, дверям подъездов, огибать угол дома следует, увеличив радиус;
разговаривая по телефону, повернуться лицом к прохожим, чтобы избежать нападения сзади;
при преследовании необходимо ускорить движение, перейти на другую сторону улицы или к многолюдным местам; запомнить преследователей, и с помощью полиции или иных лиц (в соответствии с обстановкой) задержать их;
при угрозе физической расправы во время встречи с неизвестными лицами действовать по обстановке, по возможности постараться установить причины и мотивы угрозы, запомнить приметы угрожавших, заявить об угрозе в отделение полиции, по прибытии на службу подробным рапортом доложить о происшедшем руководству ИУ;
при угрозе кому-либо из членов семьи сотрудника необходимо подробно опросить их о характере угрозы, приметах угрожавших лиц, выяснить, связана ли угроза с профессиональной деятельностью сотрудника.
Обо всех случаях угроз сотрудник УИС обязан своевременно доложить рапортом (по телефону) руководству учреждения с подробным изложением происшедшего.
На основе этого можно указать, что подготовка сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности - это состояние знаний, умений и навыков, выражающихся в их поведении - защите от различных угроз и опасных посягательств.
Таким образом, организация подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности складывается и следующих элементов - психологической, педагогической, физической, профессиональной подготовки и представляет собой сформированный комплекс знаний и умений, направленных на защищенность жизни и здоровья человека, его целей и интересов от опасных воздействий в сфере профессиональной деятельности.
Организация деятельности по обеспечению безопасности близких сотрудников УИС. Безопасность членов семей сотрудников гарантируется законодательством Российской Федерации. Статья 33 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет, что в интересах обеспечения членов семей сотрудников не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников УИС.
Более конкретно система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких определена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В соответствии с данным Федеральным законом близкими сотрудников УИС следует считать близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников УИС либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Следовательно, к числу близких могут быть отнесены и иные лица, с которыми, например, защищаемое лицо не состоит в формальных родственных отношениях, но в судьбе которых оно заинтересовано иногда больше, чем в судьбе родственников (невеста, жених, друг, воспитатель и т. д.). В связи с этим угроза в адрес этих лиц может глубоко обеспокоить соответствующее лицо и вызвать страх за их судьбу.
Согласно указанного ранее Федерального закона в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц в органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности, учреждениях и органах УИС, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и федеральных органах государственной охраны создаются в установленном порядке специальные подразделения.
В УИС функции по обеспечению безопасности сотрудников и членов их семей возложены на сотрудников подразделений собственной безопасности, занимающихся вопросами координации и руководства, и сотрудников подразделений специального назначения территориальных органов УИС, являющихся непосредственными исполнителями мер безопасности.
Служба собственной безопасности является относительно новой, она была организована в целях совершенствования деятельности ФСИН России и осуществления мер по дальнейшему реформированию УИС. Началом ее функционирования можно назвать введение должности начальника управления собственной безопасности в центральном аппарате ФСИН России Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 1229.
В настоящее время данная служба выполняет довольно широкий спектр задач, среди которых одной из приоритетных является обеспечение государственной защиты работников УИС и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и членов их семей, а также выявление в учреждениях и органах УИС причин и условий невыполнения требований собственной безопасности, нарушения режима секретности, способных привести к утечке информации, возникновению угроз безопасности работников и объектов УИС.
При обеспечении государственной защиты сотрудников учреждений и органов УИС сотрудниками подразделений собственной безопасности ФСИН России осуществляется организация, координация и контроль, а также непосредственное участие в мероприятиях по обеспечению личной безопасности сотрудников УИС и выявлению угрозоносителей.
При организации и выборе применяемых мер безопасности сотрудники подразделений собственной безопасности индивидуально, учитывая в каждом случае характер и степень угроз, поступивших в адрес сотрудников УИС и их близких, избирают необходимые виды мер безопасности.
Особый акцент в своей работе подразделения собственной безопасности ФСИН России делают на профилактику, принятие предупредительных мер.
Для обеспечения состояния защищенности жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц органами, обеспечивающими безопасность от угроз криминального характера, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться меры безопасности, которые определены ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
переселение на другое место жительства;
замена документов, изменение внешности.
Согласно статистическим данным, в 2013 г. меры безопасности в 69,9 % случаях применяются в отношении сотрудников УИС и в 30,1 % случаев в отношении их близких (рис. 2). При этом в течение 2012-2013 гг. изменилось соотношение между категориями защищаемых лиц. Почти на 10 % (2012 г. - 20,5 %; 2013 г. - 30,1 %) увеличилось количество фактов применения мер государственной защиты в целях обеспечения безопасности близких сотрудников УИС.
Рис. 2. Категории защищаемых лиц
Наибольшее количество лиц, в отношении которых применялись меры государственной защиты, продолжает оставаться в территориальных органах ФСИН России Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), что составляет 43,8 % от общего количества защищаемых лиц, к которым применяются меры государственной защиты подразделениями собственной безопасности ФСИН России. Очевидной причиной этого является сложная оперативная обстановка в регионе. В других федеральных округах по оперативным учетам проходит меньшая доля защищаемых лиц: ЦФО - 19,2 %, Уральский федеральный округ (УФО) - 19,2 %, ПФО - 8,2 %, Южный федеральный округ (ЮФО) - 5,5 %, Северный федеральный округ (СФО) - 2,7 %, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) - 1,4 % (рис. 3). В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) меры государственной защиты в 2013 г. не применялись.
Рис. 3. Доля защищаемых лиц по федеральным округам
Согласно ведомственной статистике наиболее часто применяются следующие меры безопасности: личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах (рис. 4). Анализ практики применения мер безопасности говорит о том, что по сравнению с предыдущим периодом увеличилось количество фактов применения таких мер безопасности, как временное перемещение в безопасное место и переселение на другое место жительства. В текущем году в целях обеспечения безопасности были временно перемещены в безопасное место сотрудники и их близкие следующих органов ФСИН России: УФСИН по Волгоградской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также ФСИН России. Подразделения собственной безопасности УФСИН России по Республике Дагестан применяли меру безопасности в виде перевода на другое место жительства в отношении сотрудника УИС и его близких.
Рис. 4. Виды применяемых мер безопасности
В совокупности меры безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, а также обеспечения конфиденциальности сведений, как показано на графике (рис. 5), используются почти в 95 % случаях. Они позволяют без привлечения дополнительных бюджетных средств во многих случаях эффективно обеспечить защиту жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц от непосредственной угрозы. Временное перемещение в безопасное место, перевод на другое место работы, переселение на другое место жительства используются подразделениями собственной безопасности при наличии необходимых условий для их качественной реализации и достижении основной цели государственной защиты.
Мера безопасности в виде замены документов, изменения внешности не применялась ни в одном территориальном органе ФСИН России. Исключительность применения данной меры заложена законодателем в ст. 11 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», где говорится о том, что эти меры используются в исключительных случаях, когда безопасность защищаемого лица нельзя обеспечить другими мерами.
Преимущественной мерой безопасности, применяемой подразделениями собственной безопасности ФСИН России в 42 % случаев, является личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемых лиц. Данная мера в зависимости от характера угрозы может применяться в полном объеме либо делиться на два самостоятельных подвида, применяемых изолированно друг от друга: личная охрана; охрана жилища и имущества[7].
■ Личная охрана
■ Охрана жилища и имущества
■ Выдача оружия, специальных средств индивиду- альной за ил пы
■ Вр сменное пер смещение в безопасное место
■ Обеспечение конфид енциа л ьности сведений
■ Пер евод на дру гу ю р а боту
□ Пер есел еште на дру го е место жительства
■ Замена документов, изменение внешности
Рис. 5. Распределение видов, применяемых мер безопасности
Все перечисленные меры могут применяться как отдельно друг от друга, так и в комплексе, состоящем из нескольких мер, естественно, с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры.
Однако не все предпринимаемые меры безопасности дают положительные результаты. В сентябре 2011 г. от рук бандитов погиб находящийся под государственной защитой заместитель начальника УФСИН России по Республике
Дагестан полковник внутренней службы М.Р. Муртазалиев и вместе с ним его дочь, племянник и водитель (сотрудник УИС).
В целях предотвращения в будущем подобных случаев по инициативе управления собственной безопасности (УСБ) ФСИН России на базе Академии ФСИН России организованы переподготовка и повышение квалификации сотрудников, в функции которых входит обеспечение государственной защиты.
Огромную роль в реализации мер безопасности в отношении сотрудников УИС, а также их близких занимают отделы специального назначения территориальных органов ФСИН России. В функции отделов специального назначения (ОСН) входит проведение, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами, мероприятий по обеспечению личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей.
Исполнение ОСН функций по обеспечению личной безопасности определенных сотрудников и членов их семей в современной обстановке становится очень актуальным. Проведенный устный опрос ряда руководителей подразделений специального назначения территориальных органов ФСИН России показал, что более чем 80 % респондентов уверены в необходимости введения в состав ОСН отдельной организационно-штатной структуры, главной функцией которой будет физическая защита сотрудников и членов их семей. Эта структура может быть создана без расширения штатной численности ОСН, за счет специальной подготовки группы сотрудников, проходящих службу в ОСН, тактике и действиям по обеспечению безопасности (физического прикрытия) сотрудников и их близких. Новый подход к организации подготовки и специальному обучению бойцов ОСН для обеспечения личной безопасности сотрудников и их близких позволит значительно повысить эффективность деятельности в указанной сфере. Отметим, что опыт формирования подобных организационно - штатных структур в УИС уже существует. Так, в отряде специального назначения УФСИН России по г. Москве «Сатурн» с 1998 г. функционирует отделение физической защиты должностных лиц, в задачи которого входит защита должностных лиц Министерства юстиции РФ и других судебных работников.
Нельзя не упомянуть о том, что с правовой точки зрения использование подразделениями специального назначения и собственной безопасности специальных средств и оружия за территорией учреждений, исполняющих наказания, и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, ограничено Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В связи с этим предлагаем внести изменения в ст. 28 гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и оружия» указанного нормативного документа, где нормативно закрепить право сотрудников подразделений специального назначения и собственной безопасности применять специальные средства и оружие в случаях осуществления мер государственной защиты, предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в отношении сотрудников УИС и их близких.
И все же использование ОСН это исключительная мера. Каждый сотрудник УИС должен отчетливо понимать, что специфика его деятельности обязывает проявлять постоянную бдительность не только на службе, но и дома.
Применение личной охраны, охраны жилища и имущества часто практикуется с одновременной выдачей защищаемому лицу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
Указанная мера безопасности, как показывает анализ имеющихся статистических данных, является одной из наиболее часто используемых мер. В текущем году выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности применялась в 26 % случаях (АППГ - 27,6 %).
При выдаче оружия лицам, подлежащим государственной защите, не имеющим права на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, устанавливается особый порядок. Требования к выдаче оружия и боеприпасов, пользования ими и порядку применения оружия устанавливаются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»[8] и Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите»[9].
Основанием для выдачи оружия и боеприпасов к нему является постановление органа безопасности, в котором указывается о необходимости применения данной меры.
Оружие может быть выдано только лицам, которые не имеют ограничений, установленных ст. 13 Федерального закона «Об оружии». Эти ограничения распространяются на лиц:
не достигших восемнадцатилетнего возраста (в исключительных случаях - шестнадцатилетнего возраста);
не представивших медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, форма и порядок выдачи которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения;
имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно;
отбывающих наказание за совершенное преступление;
совершивших повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;
не имеющих постоянного места жительства;
не представивших в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки и других, указанных в Федеральном законе «Об оружии» документов;
лишенных по решению суда права на приобретение оружия;
состоящих на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Оружие выдается защищаемым лицам во временное пользование на период, указанный в постановлении органа безопасности.
Орган внутренних дел осуществляет оформление и выдачу защищаемым лицам разрешений на хранение и ношение оружия. В то же время на орган, обеспечивающий безопасность, возлагается обязанность проведения мероприятий по обучению защищаемых лиц обращению с оружием, его устройству, а также тренировочных стрельб. При этом защищаемое лицо предупреждается об ответственности за нарушение установленных правил хранения, ношения или применения оружия.
Учитывая сложность оперативной выдачи оружия лицам, не имеющим права на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, данная мера практически не применяется в отношении близких сотрудников УИС. В подобных случаях, как правило, применяются такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, а также обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
Для предупреждения совершения преступления против защищаемых лиц часто органы, обеспечивающие безопасность, применяют меру в виде обеспечения конфиденциальности сведений о сотрудниках УИС и их близких. В текущем году данная мера безопасности применялась в 26,7 % случаях (АППГ - 21,5 %). Преимущественно она исполнялась в совокупности с иными мерами безопасности, и лишь в редких случаях обеспечение конфиденциальности сведений использовалась отдельно от других мер. В основном подразделения собственной безопасности ограничивались применением меры в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице при осуществлении государственной защиты близких сотрудников УИС.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» по решению органа, обеспечивающего безопасность, может быть наложен временный запрет на выдачу данных о личности защищаемых лиц, их месте жительства и иных сведений о них из адресных бюро, паспортных служб, органов полиции, уполномоченных осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов, за исключением случаев, когда такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу.
Наложение ограничений доступа к любой информации о защищаемых лицах распространяется также на сведения, которые сотрудник УИС обязан предоставлять в соответствии со своим должностным положением. К такого рода информации можно отнести сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подаваемые определенной категорией сотрудников в кадровый аппарат по месту прохождения службы. В данном случае ограничение накладывается на опубликование представленных сведений в общероссийских средствах массовой информации, поскольку угрозоноситель может получить первичные данные о составе семьи сотрудника УИС и его имущественном положении, подлежащем государственной защите.
Наряду с применением организационно-правовых мер обеспечения безопасности защищаемого лица, немаловажное значение имеют и меры воспитательного воздействия на коллектив сослуживцев. По мнению практических работников подразделений собственной безопасности территориальных органов ФСИН России, одним из потенциальных источников утечки информации могут являться именно коллеги, которые могут обладать сведениями о личной жизни защищаемого лица[10].
Как указывалось ранее, еще одной мерой обеспечения личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей, согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», является ограничение гласности, выражающееся в том, что обеспечивается конфиденциальность сведений о сотрудниках УИС, членах их семей и не допускается ее распространение в публичном выступлении, СМИ сведений о месте жительства сотрудника УИС.
Данные ограничения - вынужденная мера, поскольку сотрудники УИС могут подвергаться мести, выраженной в нападении как на сотрудника, так и на членов его семьи. И тем не менее, рассматривая вопрос обеспечения безопасности семей сотрудников УИС, особое внимание следует уделить тому факту, что осужденным в большинстве случаев известны лишь фамилия, имя, отчество и внешность сотрудника УИС, но не членов его семьи, на которых он может совершить нападение или озвучивает угрозы в их адрес. Для преступника главным идентификационным признаком близких сотрудника УИС может стать место его жительства. Несмотря на то что законодатель принял меры по пресечению утечки такого рода персональных данных сотрудника, однако эта информация может стать известна представителям осужденных.
В свете указанных обстоятельств необходимо привить правила пассивной безопасности сотрудникам в вопросе обеспечения безопасности их жилища. Наиболее действенными и практически реализуемыми должны стать укрепление входной двери квартиры, оборудование ее глазком, цепочкой и задвижкой, желательно дверь сделать открывающейся наружу и не ставить на нее снаружи прочной дверной ручки, внутреннюю дверную ручку нужно надежно закрепить. В случае, если квартира расположена на первом или самом верхнем этаже дома и существует реальная опасность проникновения с улицы или через близко расположенное окно лестничного пролета, надо оборудовать окна и двери балкона металлическими сетками или решетками.
Эти элементарные меры по обеспечению безопасности жилища могут существенно повысить безопасность семьи сотрудника, сделав его более надежным.
Организация обучения и подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности не новое явление в УИС, однако ее уровень не соответствует реальной сложившейся в УИС ситуации. Планомерное и постоянное развитие и совершенствование организации указанного направления деятельности должно стать ключевым в процессе повышения безопасности персонала ИУ.
С учетом изложенного сделаем следующие выводы:
Организация профессиональной подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя три взаимосвязанных начала: физическую, психологическую и профессионально подготовку.
Организация физической и огневой подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя:
организацию общей физической подготовки;
организацию специально-прикладной физической подготовки;
организацию огневой подготовки.
Организация психологической подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя:
организацию личностной психологической подготовки;
организацию профессиональной психологической подготовки.
Организация профессиональной подготовка сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя:
организацию общей профессиональной подготовки;
организацию специальной профессиональной подготовки.
Современная необходимость в повышении безопасности персонала ИУ требует введения в состав отделов специального назначения (ОСН) отдельной организационно-штатной структуры, главной функцией которой будет физическая защита сотрудников (отделение физической защиты).
Необходимо внести изменения в ст. 28 гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и оружия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следующего содержания:
«Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие за пределами территорий учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территорий, на которых установлены режимные требования, в случае осуществления ими мер государственной защиты, предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в отношении сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их близких.
[1] См.: Черпаков А. И. Организационно-правовое обеспечение физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006.
[2] См.: Палкин А. П. Как защититься от криминала // Рос. юстиция. 2005. № 7. С.
[3] См.: Ураков И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (педагогический аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
[4] См.: Мокрецов А. И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных : метод. пособие. М., 2006. С. 53.
[5] См.: Громов М. А., Селиверстов В. И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности работников исправительно-трудовых учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1991.
[6] См.: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205.
[7] См.: Овчинников С. Указ. соч. С. 9-10.
[8] См.: Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.
[9] См.: Собрание законодательства Рос. Федерации.1996. № 31. Ст. 3723.
[10] См.: Овчинников С. Указ. соч. С. 9-10.
|