Вторник, 26.11.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Основные направления совершенствования деятельности по обеспечению безопасности персонала исправительных учреждений ФСИН России в современных условиях

Понятие «направление» имеет множество трактовок, однако наиболее подходящим для настоящего исследования является - «путь развития».

Формы, методы и средства обеспечения безопасности персонала ИУ на­ходятся в постоянном развитии. Для того чтобы получить полноценную карти­ну процесса их совершенствования, а также проанализировать их взаимодейст­вие, следует представить систему основных направлений совершенствования деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ:

1. Развитие охраны учреждений и объектов УИС. Охрана представляет собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны совместно с опера­тивными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, ли­цами, содержащимися под стражей, проникновения на объект нарушителей, пе­ремещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужден­ным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения.

Как отчетливо видно из представленного определения, деятельность от­делов охраны охватывает огромный спектр задач, связанных с деятельностью по обеспечению безопасности ИУ, основными из которых являются обеспече­ние соблюдения пропускного режима на охраняемых объектах, воспрепятство­вание проникновению на их территорию запрещенных предметов.

С целью получения объективной картины, происходящей в ИУ ФСИН России, следует остановиться на показателях деятельности отделов охраны. В ходе реализации мероприятий пропускного режима в 2014 г. в учреждениях УИС силами подразделений охраны во взаимодействии с оперативно- режимными службами:

огнестрельное оружие - 4 единицы (ГУФСИН России по Приморскому краю, Ульяновской области, г. Москве -2) (2011 г. - 0 единиц, 2012 г. - 3 единицы, 2013 г. - 7 единиц);

газовое оружие - 3 единицы (ГУФСИН России по Иркутской. Вологодской, Калининградской областям) (2012 г. - 2 единицы, 2013 г. - 1).

При попытке проноса на территорию охраняемых объектов запрещенных предметов задержано 947 человек (2011 г. - 1410 человек, 2012 г. - 1754 человека, 2013 г. - 2265 человек, уменьшение в 2,3 раза).[1]

Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность. Особое вни­мание в этих показателях стоит уделить увеличению числа изъятого огне­стрельного и холодного оружия. На наш взгляд, назначение данных предметов не вызывает сомнения, и явно направлено на дезорганизацию деятельности ИУ, последствия которой могут быть катастрофическими и повлечь смерть или уве­чья сотрудников УИС. Не следует забывать, что сотрудники, находящиеся внутри ИУ, не вооружены огнестрельным оружием, а следовательно, будут без­защитны перед вооруженными осужденными.

В настоящее время во ФСИН России задача по пресечению попадания запрещенных предметов при поступлении осужденных в ИУ стоит на особом контроле. В связи с этим запускаются в эксплуатацию рентгенотелевизион­ные установки контроля ручной клади, закуплены детекторы нелинейных пе­реходов при проведении обысков и досмотров, которые реагируют на одну из основных деталей средств мобильной связи - полупроводники[2].

Еще один способ снизить количество запрещенных предметов на терри­тории ИУ, в частности средств мобильной связи, - установка систем, подав­ляющих работу сотовых телефонов. Например, изделие «АНТИФОН» и «Рест- М» имеют очень хорошие показатели, однако их применение ограничено фи­нансовыми возможностями ФСИН России. Одним из наиболее рациональных выходов из подобной ситуации должна стать законодательно закрепленная обя­занность операторов мобильной связи прекращать свои услуги на режимных территориях ИУ. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 82 «Режим в испра­вительных учреждениях и его основные требования» УИК РФ пунктом 11:

«Операторы связи и владельцы сетей связи обязаны приостанавливать ока­зание услуг своей сети на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, а также на границе территорий, прилегающих к ним.»

Основными путями проникновения запрещенных предметов в ИУ явля­ются: перебросы, контрольно-пропускные пункты (КПП), комнаты свиданий, почтовые посылки (бандероли).

В соотношении форм доставки запрещенных предметов около 40 % со­ставляют перебросы, в результате досмотровых мероприятий изымается поряд­ка 30 %, попытки родственников передать запрещенные предметы на длитель­ном свидании составили 20 %, путем пересылки - 10 %.

В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» штраф за передачу запрещенных предметов (в том числе за попытку) лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания, увеличен с 1-1,5 тыс. руб. (ра­нее) до 3-5 тыс. руб.

Усиление административной ответственности за передачу в учреждения УИС и изоляторы временного содержания запрещенных предметов должно снизить количество попыток передачи таких предметов, тем самым повысив безопасность персонала ИУ.

Следует также уделить внимание высокому уровню побеговой активно­сти осужденных из ИУ ФСИН России. Так, в 2014 г. совершено 22 покушения на совершение побега (2011 г. - 28 случаев, 2012 г. - 25 случаев, 2013 г. - 22 случая) и 6 побегов (2011 г. - 7 случаев, 2012 г. - 12 случаев, 2013 г. - 7 случа­ев). В действительности же опасность побега заключается не в уклонении пре­ступника от отбывания наказания, а в тех последствиях, которые могут насту­пить в процессе его совершения: нападения на охрану и завладение оружием, убийство сотрудников, а также других лиц.

В целях повышения эффективности деятельности служб охраны УИС в настоящее время организован целый комплекс мероприятий, важнейшими их которых являются:

совершенствование инженерно-технического оборудования охраняемых объектов в целях применения на них прогрессивных способов несения службы с использованием караулов оптимальной численности;

проведение комиссионных обследований подведомственных учрежде­ний УИС с целью уточнения категории оборудования их комплексами ИТСОН и системы охраны;

проведение мероприятий по усилению воспитательной работы и мо­рально-психологическому обеспечению службы охраны, ежеквартальное про­ведение психологического тестирования сотрудников, несущих службу с ору­жием и специальными средствами, и др.[3]

Совершенствование технической оснащенности исправительных учреждений инженерно-техническими сооружениями, средствами сигнали­зации, связи, специальными и техническими средствами. Технические средства охраны и надзора ИУ - это устройства, приборы, предназначенные для регистрации физического воздействия, превышающего нормированный уро­вень, на создаваемую ими чувствительную зону, и для формирования сигнала (информации) об этом событии.

Технические средства охраны и надзора применяются в ИУ повсеместно: в запретной зоне, на КПП, на территории и в помещениях учреждений (объектов), при проведении оперативных мероприятий, на транспорте.

Совокупность технических средств охраны и надзора, объединенных коммуникационной сетью по функциональному признаку, представляет собой систему (комплекс), предназначенную для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного режима содержания и для получения необходимой информации о поведении подозреваемых, обвиняемых и осуж­денных.

Постоянная работа по совершенствованию системы ИТСО в учреждениях УИС направлена на повышение эффективности надзора за поведением лиц, со­держащихся в ИУ, а также на пресечение их противоправных действий на осно­ве внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников УИС и улучшения условий несения службы.

Эффективность работы дежурной смены, в том числе по обеспечению безопасности персонала УИС, во многом зависит от исправности и наличия не­обходимого оборудования в дежурных частях ИУ. Однако в настоящее время обеспеченность дежурных частей необходимым оборудованием составляет в среднем по УИС - 72,9 %.

В настоящее время в исправительных учреждениях установлено 247 ин­тегрированных систем безопасности, в том числе в 2014 году территориальны­ми органами ФСИН России централизованно получены 90 базовых комплектов таких систем. В надзоре за осужденными на постоянной основе используется более 49 тыс. камер видеонаблюдения (2013 год - 43 431; 2012 год - 35 267).[4]

Широкое применение современных интегрированных систем безопасно­сти (ИСБ) за счет дистанционного контроля за осужденными и лицами, содер­жащимися под стражей, исключает возможность непосредственного контакта с ними, создает необходимые условия для своевременного реагирования на из­менение оперативной обстановки, предупреждения и пресечения противоправ­ных действий и одновременно обеспечивает эффективный контроль за несени­ем службы сотрудниками учреждений УИС.

За счет подключения интегрированных систем безопасности к ведомст­венной сети планируется создание ситуационных центров, что позволит про­гнозировать развитие событий, а также более оперативно реагировать на изме­нение обстановки[5].

Все перечисленные технические средства прямым или косвенным спосо­бом влияют на обеспечение безопасности персонала ИУ. Осуществление по­стоянного надзора за осужденными с использованием указанных ранее средств значительно повышает эффективность деятельности в рамках изучаемой про­блематики за счет своевременного получения информации о противоправных действиях со стороны осужденных, а также ее фиксации и возможности сохра­нения на носителях.

До сих пор остается открытым вопрос оборудования стационарными ме- таллодетекторами и комнатами для обыска КПП между жилой и производст­венной зонами. В среднем по УИС они оборудованы на 59,2 %, а помещениями для обыска на 66,1 %.

В соответствии с указанием директора ФСИН России от 1 января 2012 г. № 5-18956-01т во время проведения обысковых мероприятий в обязательном порядке необходимо осуществлять видеофиксацию на переносную и стацио­нарную видеокамеры. При совершении осужденными на территории учрежде­ний УИС преступлений и правонарушений следует в установленном порядке осуществлять изъятие видеозаписей с последующим созданием архива изъя­тых видеозаписей на съемных электронных носителях информации объемом 1 ТБ и более. Период хранения видеоматериалов - не менее 1 года[6]. Отснятые видеоматериалы могут стать доказательством вины осужденного, совершив­шего нападение на сотрудника, проводившего обыск, но в первую очередь они будут служить сдерживающим фактором, снижающим риск нападения.

Анализ применяемых специальных средств обеспечения безопасности персонала стоит начать с рассмотрения нормативного регулирования данной сферы деятельности УИС. В настоящее время порядок и случаи применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС четко оп­ределены в гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и ору­жия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Указанный Закон в ст. 30 разрешает применять специальные средства для отражения нападения на работников УИС, здесь же определен четкий перечень специальных средств, которые можно применять в этих ситуациях:

резиновые палки;

светозвуковые средства отвлекающего воздействия;

служебные собаки.

При защите от нападения сотрудник УИС может применять и огне­стрельное оружие, это право закреплено в ст. 31 указанного Закона.

Анализ возможных последствий применения перечисленных специаль­ных средств и тем более оружия не позволяет говорить о гуманности обраще­ния с осужденными, а следовательно, о повышении гарантий соблюдения их прав и законных интересов, которые определены Концепцией развития уголов­но-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Выходом из сложившейся ситуации должно стать внедрение и соответствующее норматив­ное закрепление новых специальных средств, служащих для обеспечения безо­пасности персонала ИУ. И как оказалось, в настоящее время уже имеются со­временные альтернативы.

В своем выступлении на Международной научно-практической конфе­ренции в г. Рязани в 2011 г. представитель управления режима и надзора ФСИН России А.В. Дергачев в рассказе о новациях оперативно-служебной деятельно­сти отметил, что предложения о возможности использования электрошоковых устройств в деятельности отечественной УИС, и о законопроекте, наделяющем администрацию ИК возможностью применения данных устройств, доложены директору ФСИН России.

Следует также упомянуть о перспективе использования электрошокового оборудования в одном из инновационных направлений реконструкции ИТСОН, установленных в запретных зонах учреждений. Ярким примером охранно­защитной системы нового поколения, основанной на применении электриче­ской энергии оборудования, является система нелетального электрошокового воздействия (СНЭВ). Принцип СНЭВ основан на безопасном воздействии им­пульса электрической энергии. Характер воздействия электризуемых элементов системы обладает отталкивающим свойством и основан на рефлекторной реак­ции живого организма. Воздействие высоковольтных импульсов безопасно для жизни, но крайне неприятно. Важной отличительной чертой является особый алгоритм функционирования системы, который предполагает:

световое предупреждение, представляющее дополнительное освещение подступов к объекту при появлении посторонних лиц в зоне обнаружения средств охранной сигнализации вблизи охраняемого объекта;

голосовое предупреждение нарушителя о его противоправных действи­ях при попытке преодоления заграждения объекта;

повторное голосовое предупреждение и оптическое предупреждение нарушителя при приближении к оборудованным СНЭВ рубежам о наличии вы­сокого напряжения на ее электризуемых элементах и опасности его жизни и здоровью;

и наконец, активное высоковольтное воздействие на нарушителя при попытке преодоления рубежа охраны СНЭВ[7].

Все это наряду с физическим воздействием оказывает и морально­психологическое воздействие на нарушителя, тем самым повышает надежность охраны и безопасности сотрудников в ИУ.

Говоря о достоинствах данных средств, не стоит забывать о проблемной стороне их внедрения и использования. Главной и, наверное, самой сложной для решения является финансовая составляющая. Приобретение и установка подобных электрошоковых устройств, специальных раций и СНЭВ может рас­тянуться на долгий период, в связи с чем потерять актуальность.

Озабоченность также вызывают возможные последствия применения элек­трошокового оборудования и устройств к осужденным с сердечнососудистыми заболеваниями, доля которых из общего числа осужденных довольна велика.

Нельзя не сказать и о возможных последствиях воздействия СНЭВ, фак­тор внезапности и специфичность воздействия которой могут вызвать у нару­шителя судорожные сокращения мышц, ожоги кожных покровов, привести к временным функциональным нарушениям дыхания и расстройства нервной системы, вызвать изменения в эмоциональном состоянии, вплоть до психоло­гического шока.

Третьей особенностью использования в ИУ электрошоковых устройств является указанная в Стандартах Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказа­ния (ЕКПП) отрицательная практика демонстративной и даже провокационной манеры ношения резиновых палок пенитенциарным персоналом. Подобная практика в деятельности ИУ была исключена указанием ГУИН Минюста Рос­сии от 26 ноября 2002 г. № 18/6/2-621, которое определило порядок ношения специальных средств. По нашему мнению, решением данной проблемы должно стать непосредственное обеспечение сотрудников учреждений УИС скрытно но­симыми электрошоковыми устройствами, а также телескопическими вариантами палки резиновой, которые можно носить скрытно.

Достаточно актуальными были и остаются вопросы обеспечения безопас­ности женского персонала ИУ ФСИН России. Согласно указаниям ФСИН Рос­сии от 17 декабря 2009 г. № 10/1-4894 и от 4 июня 2011 г. № ш-25/2-10С, поме­щения медицинских частей (МСЧ), школ, профессиональных училищ и других помещений, где находятся женщины, должны быть оборудованы отсекающими решетками, камерами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией. По состоя­нию на 30 августа 2013 г. в среднем по УИС отсекающими решетками оборудо­вано 79,9 % рабочих мест от общего количества мест работы женщин в МСЧ. В помещениях школ, учебно-консультационных пунктов отсекающими решетка­ми рабочие места оборудованы в среднем по УИС на 16,1 %, в помещениях профессиональных училищ - 10,4 %, на производственных объектах - 11,1 %[8].

Несмотря на предусмотренное в ведомственных нормативных докумен­тах обязательное сопровождение женщин по территории мужских ИК, остают­ся не проработанными вопросы эффективного использования систем тревож­ной сигнализации на территории ИУ. Выходом из сложившейся ситуации должно стать внедрение систем беспроводной охранной сигнализации. Данные устройства уже апробированы в ИУ ГУФСИН России по Красноярскому краю. Применение подобных систем позволяет не только получить сигнал тревоги от компактного переносного устройства, но и определить место, откуда он был подан, тем самым повышая эффективность деятельности дежурной смены уч­реждения по обеспечению безопасности персонала.

Еще одним перспективным направлением повышения эффективности обеспечения безопасности персонала ИУ стало развитие и внедрение новых ин­дивидуальных средств защиты, которыми экипируются сотрудники. Наиболь­ший интерес в этом вопросе стоит уделить опыту использования специальных средств в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Достойным примером является описанное в научной статье Д.Г. Макарова ИУ Брухзаль - одно из старейших ИУ Федеративной Республики Германия. Надзор за осужденными в нем осуще­ствляется 16 сотрудниками при численности осужденных 400 человек. Особен­ности экипировки сотрудников состоят в наличии специальных радиостанций, наручников и баллончиков со слезоточивым газом. С практической точки зре­ния интерес вызывают рации, имеющие свой абонентский номер и обеспечи­вающие не только устойчивую связь между сотрудниками учреждения, но и подачу сигнала тревоги в случаях нажатия специальной (красной) кнопки, вы­рывания шнура крепления, перевода в горизонтальное положение (при падении сотрудника либо попытке завладения), а также позиционирования места подачи сигнала тревоги на электронных схемах помещений и территории объекта[9].

Результаты исследования деятельности применяемых специальных средств за рубежом показывают, что в наиболее развитых странах наряду с со­вершенствованием ручного огнестрельного оружия очень активно ведется ра­бота по использованию нелетального оружия, такого как ружья для стрельбы газовыми патронами и гранатами, резиновыми и пластиковыми пулями, уст­ройства для распыления слезоточивого газа. Например, в тюрьмах Англии и Уэльса на вооружении нет огнестрельного оружия. Для обеспечения правопо­рядка в учреждениях имеется необходимое количество специальных средств и средств индивидуальной защиты: щитов из прочного пластика, шлемов, броне­жилетов, наколенников, специальной обуви.

Следующим эффективным техническим средством предупреждения и фиксации нападения на персонал ИУ является развитие систем видеонаблюде­ния. Так, в США в тюрьмах активно используют дистанционно управляемые и перемещаемые телекамеры воздушного наблюдения, они двигаются по пересе­кающим территорию высоко подвешенным тросам, тем самым способны быст­ро реагировать на сигналы тревоги или же использоваться в ситуациях, небезо­пасных для персонала.

Применение в отечественных условиях приведенного опыта немецких коллег может способствовать повышению эффективности работы по обеспече­нию безопасности персонала ИУ ФСИН России.

Не стоит забывать, что служебная деятельность сотрудника УИС основана на строгом соблюдении нормативно-правовых актов, а, следовательно, внедрение и последующее использование описанных средств обеспечения безопасности пер­сонала УИС будет возможно только после соответствующего их правового закре­пления в нормативных актах.

Повышение качества обеспечения режима (исполнения и отбыва­ния наказания, содержания осужденных). Согласно ст. 82 УИК РФ режим представляет собой установленный законом и соответствующими закону нор­мативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения сво­боды, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и за­конных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Иными словами, режим есть не что иное, как форма управления ИУ как социальной системой, поскольку регламентирует те параметры, в рамках кото­рых она может эффективно функционировать. Выход функционирования ИУ за пределы этих параметров приводит или к разрушению данной системы, или к нанесению вреда другим социальным системам. Исходя из этого, режим высту­пает основой обеспечения безопасности в ИУ.

По своей сущности режим содержит целый комплекс мер (процессов), направленных на сбалансированную и стабильную деятельность ИУ. По орга­низационно-правовому признаку их можно условно разделить на правовые и организационно-управленческие.

К правовым мерам относятся конституционные и государственно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, оперативно-розыскные и ис­правительно-правовые.

Конституционные и государственно-правовые меры включают в себя: прокурорский надзор, судебный и ведомственный надзор контроль со стороны различных общественных формирований. Указанные виды контроля направле­ны на соблюдение законности в ИУ, одним из положительных результатов ко­торого является снижение агрессии со стороны осужденных, а следовательно, и повышение безопасности персонала.

Уголовно-правовые меры - это нормы, рассматривающие средства, предусматривающие ответственность за совершение преступлений со стороны осужденных. Данная мера должна быть рассмотрена не только как карательный, но и как сдерживающий инструмент в случае планирования осужденным совершения противоправных действий. Исследуя уголовно­правовые меры обеспечения режима крайне необходимо уделить внимание таким негативным явлениям, как латентность совершенных в ИУ преступлений и отсутствие должного контроля со стороны руководства ИУ за возбуждением уголовных дел.

По данным отчета СБ-1 в 2013 году и в I квартале 2014 года по всем случаям применения насилия, угроз его применения и оскорблений в отношении персонала ИУ материалы направлялись в правоохранительные органы, которыми возбуждено 191 и 46 уголовных дел соответственно.

Примером принципиального подхода к оценке противоправных действий осужденных может служить деятельность УФСИН России по Удмуртской Республике, где, несмотря на имеющийся рост возбужденных уголовных дел по ст. 319, ч. 2 ст. 321 УК Российской Федерации (с 5 в 2012 году до 29 в 2013 году), все они в большей степени направлены на профилактику и предотвращение более тяжких преступлений со стороны осужденных.[10]

Административно-правовые меры применяются в целях обеспечения поряд­ка в ИУ, когда совершается административное правонарушение, а не преступле­ние. Говоря об этой мере, особое внимание стоит уделить ст. 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая определяет наказание за передачу, либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изолято­рах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование ко­торых запрещено. Изменения, внесенные в эту статью Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ и повлекшие увеличение административного штрафа, должны снизить количество попыток передачи данных предметов, тем самым по­высив безопасность персонала ИУ.

Оперативно-розыскные меры применяются в целях предупреждения, пре­сечения, раскрытия правонарушений и розыска скрывшихся преступников. Деятельность оперативных отделов ИУ в рамках рассматриваемой проблемати­ки приобретает особое значение в аспекте предотвращения нападений на пер­сонал ИУ посредством получения и использования актуальной оперативной информации.

Уголовно-исполнительные меры предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом РФ: постоянный надзор за осужденными, проведение обысков, цензу­ра корреспонденции, досмотр посылок и передач, строго регламентированный внутренний распорядок, применение мер взыскания и поощрения и др.[11]

Организационно-управленческие меры (процессы) направлены на четкое определение целей, задач и функций отделов и служб по обеспечению порядка исполнения и отбывания наказаний, разработку функциональных обязанностей сотрудников, осуществляющих порядок, организационно-структурное совершен­ствование, а также повышение эффективности информационно-аналитической работы, принятие и организацию исполнения управленческих решений[12]. Орга­низационно-управленческие меры имеют главенствующее значение в процессе организации режима, от их реализации зависит также организация всего ком­плекса правовых мер. Особое значение в анализе рассматриваемой меры зани­мает личные управленческие и организационные качества руководителя ИУ.

В свете изложенных фактов становится очевидным, что режим сложная и многозадачная система, связующим элементом которой являются организаци­онно-управленческие процессы.

Проводимая в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной сис­темы Российской Федерации до 2020 года работа направлена на дифференциацию условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью:

обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания;

создания системы изучения факторов, способствующих возникновению эксцессов со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нару­шителей установленного порядка отбывания наказания;

создания справедливой и контролируемой системы мотиваций осужден­ных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида ИУ, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

совершенствования порядка участия администрации ИУ в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части на­казания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных ха­рактеристик осужденных.

В своей работе «От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный анализ» А.Я. Гришко уделяет особое внимание анализу недос­татков в системе ИК по сравнению с тюремной системой в историческом аспек­те. Автор подчеркивает, что «на самом деле практика показала, что исправитель­но-трудовые колонии, по сравнению с тюрьмами, имеют целый ряд недостатков. Введение локальных зон не решило проблем защищенности осужденных и со­трудников колонии от преступных посягательств криминогенных групп, ослаби­ло надзор и возможности предупреждения преступлений. Большое количество осужденных, проживающих в общежитии колонии, сравнительно свободное пе­редвижение внутри них привели к появлению «воровских» группировок, уста­навливающих свои лагерные законы поведения осужденных путем применения насилия, расправы над инакомыслящими».

«В больших по наполняемости исправительно-трудовых колониях с изо­лированными участками практически не представляется возможным осуществ­лять постоянный надзор за осужденными, особенно в ночное время, силами ма­лочисленных отрядов контролеров, несущих службу по надзору в жилых и производственных зонах»[13].

Однако не только проживание осужденных в общежитиях и появление «во­ровских» группировок среди осужденных способствовали ухудшению кримино­генной ситуации в ИУ, есть и другие важные факторы.

В работе «Теоретические основы безопасности в уголовно-исполнительной системе» Б.Б. Казак уделил внимание проблеме обеспечения безопасности, проводя анализ изменения качественного состава осужденных. Ученый утвер­ждает, что в последние годы изменился состав контингента УИС, возраст актив­ности криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять «воровские» традиции, организовывать и координировать про­тивоправные действия осужденных. Увеличивается количество лиц с повышен­ной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями. Совре­менная статистка свидетельствует о том, что каждый четвертый осужденный отбывает наказание за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за изнасилование, разбойное нападение, грабеж. По­стоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в орга­низованных преступных группировках, что также может отрицательно сказать­ся на безопасности УИС.

Кардинальным и переломным моментом, способным качественно изме­нить обеспечение безопасности сотрудников ИУ в сложившейся ситуации, должно стать изменение видов ИУ, которое предусмотрено Концепцией разви­тия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Согласно Концепции, реформирование УИС предполагает изменение ви­дов ИУ для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания. Раздельное содержание осужден­ных в тюрьмах позволит пресечь нежелательные контакты между ними, преодо­леть угрозу сплочения криминогенно ориентированных осужденных, повысить эффективность надзора за поведением содержащихся лиц на основе внедрения современных технических средств надзора.

Не следует забывать, что раздельное содержание осужденных в тюрь­мах, модернизация и оптимизация, оснащение учреждений комплексами ИТСОН не будет эффективно влиять на безопасность персонала без созда­ния актуальной, отвечающей современным требованиям программы про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

В Концепции развития охраны учреждений УИС до 2020 года данному вопросу уделено особое внимание, его решение предполагает создание про­граммы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифи­кации персонала режима, а также единой системы обучения курсантов, состоя­щей из последовательных этапов теоретической и практической подготовки к будущей служебной деятельности.

Перечисленные проблемы являются наглядным подтверждение необхо­димости проведения преобразований в УИС. Недостатки, возникшие в ИК, свя­занные с отрядной системой, невозможно решить только лишь в законодатель­ном порядке, нужна полная перестройка системы ИУ. Планомерный переход на покамерное содержание осужденных в ближайшем будущем снизит кримино­генную ситуацию, позволит разрушить сложившиеся «воровские» традиции. Все это, а также повышение уровня специальной и психологической подготов­ки работников УИС должно стать основой нового (в качественном смысле) эта­па развития обеспечения безопасности персонала, а также повысить защищен­ность их профессиональной деятельности.

При исследовании указанного средства обеспечения безопасности необ­ходимо уделить внимание опыту зарубежных коллег, применяемому в тюрьме Statewill (тюрьма максимальной безопасности в США). В этой тюрьме приме­няются дифференцированные условия отбывания наказаний для различных ка­тегорий осужденных: строгий режим (карцер), общий режим, льготный режим.

В зависимости от видов условий отбывания наказаний осужденные носят уни­форму различного цвета: коричневую на строгом режиме, светло-серую на об­щем, белую на льготном, что позволяет легко идентифицировать осужденных по виду режима, тем самым предупредить их возможное незаконное перемеще­ние по тюрьме. Осужденные в учреждении содержатся в камерах, по 1-2 чело­века, камеры полностью просматриваются, так как передняя стена и дверь представляют собой сплошную решетку.

Нет сомнений в необходимости проведения планомерной и организован­ной работы по переходу на покамерное содержание осужденных, а опыт пени­тенциарных коллег зарубежных стран должен послужить хорошей теоретиче­ской и практической базой для формирования эффективной российской систе­мы тюрем.

Совершенствование постоянного контроля и надзора за осужден­ными, содержащимися в исправительных учреждениях. Законодатель не дает конкретного определения термина «надзор», однако в полном объеме ука­зывает, из каких мероприятий он должен состоять. Надзор за осужденными, со­держащимися в ИК, включает в себя целый комплекс мероприятий, основными из которых являются:

постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их разме­щения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими пре­ступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания;

использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля;

осуществление пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка перемещения, ношения одежды установ­ленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, пропусков установлен­ного образца для осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения из-под стражи под надзор администрации колонии, удосто­верений для осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении;

проведение проверок наличия осужденных;

проведение в соответствии с законодательством РФ и нормативными пра­вовыми актами Минюста России обысковых мероприятий осужденных, помеще­ний жилых и производственных объектов, территории жилых, производственных зон, досмотра транспортных средств, вещей и одежды лиц, нарушающих установ­ленные требования на режимной территории, проверки посылок, передач и банде­ролей, поступающих в адрес осужденных, а также отправляемых осужденными;

обеспечение силами караула по охране жилых и производственных зон наблюдения за территориями внутри и вне охраняемых объектов, непосредст­венно прилегающих к основному ограждению, в целях предотвращения побе­гов, переброса запрещенных предметов других противоправных действий осу­жденных и иных лиц.

Правильная организация надзора в ИУ оказывает существенное, если не сказать главенствующее, значение в процессе обеспечения безопасности персо­нала ИУ. Приведенный ранее перечень основных функций служб режима пря­мым образом влияет на нормальную организацию деятельности ИУ. Рассматри­вая проблемы совершенствования деятельности служб ИУ, ответственных за обеспечение режима, стоит заострить внимание на таких характеристиках его обеспечения, как соответствие нормативному объему службы (штатной числен­ности отдела надзора), а также подготовленность сотрудников к выполнению по­ставленных перед ними задач.

Объем службы - это расчетный показатель, применяемый для определения норматива штатной численности персона надзора ИУ, в котором за основу при­нимают потребность единиц персонала надзора дежурной смены на одни сутки.

Акцент на этом показателе сделан не случайно, современная кадровая си­туация остается сложной, комплектование суточных смен в ИУ до сих пор яв­ляется ежедневной проблемой.

Несмотря на то что надзор за осужденными - обязанность всех сотрудни­ков и работников ИК, специальные задачи по осуществлению надзора за осуж­денными возлагаются на дежурную смену. В состав дежурной смены включает­ся оперативный дежурный, он же начальник смены, персонал надзора и допол­нительные силы. Уровень подготовки этих сотрудников, а также профессиона­лизм и личная дисциплинированность при выполнении поставленных перед ними задач в рамках обеспечения надзора за осужденными, содержащимися в ИУ - залог стабильной деятельности и предупреждения противоправных дей­ствий осужденных.

Крайне важным режимным мероприятием, включающим комплекс поис­ковых мероприятий, осуществляемых сотрудниками УИС по обнаружению и изъятию у осужденных запрещенных предметов и вещей для профилактики по­бегов и иных противоправных действий, является проведение обысков.

Как показывают данные за 2014 г., порядка 31,4 % (64 из 187) случаев противоправных действий осужденных совершалось при проведении обыско- вых мероприятий, в том числе при изъятии у осужденных запрещенных пред­метов (в основном сотовых телефонов), в 10 случаях - с использованием под­ручных предметов, в том числе колюще- режущих. (2011 г. - 6 случаев, 2012 г. - 7 случаев, 2013 г. - 8 случаев). Становится очевидным, что недочеты в работе по организации надзора в ИУ оборачиваются серьезными последствиями, о ко­торых ярко свидетельствуют перечисленные данные. Стоит вспомнить о во­пиющем факте, произошедшем в 2005 г. в ФГУ ИК-3 УФСИН России по Яро­славской области, когда при окончании длительного свидания у родственника осужденного был изъят пистолет, изготовленный осужденным в производст­венной зоне учреждения.

В результате отсутствия надлежащего надзора за поведением осужденных, некачественного проведения обысков и досмотров колюще-режущие предметы в руках у осужденного становятся орудием совершения преступлений.

Надзор также является формой социального управления, так как заключает в себе непосредственное воздействие на отдельных осужденных, их группы, общ­ности и формирования, на иных граждан, а также сотрудников ИУ в части выпол­нения ими подведомственных надзору обязанностей и правил поведения в ИУ:

изъятие из общей массы осужденных, находящихся в ненормальном со­стоянии, а также усмирение буйствующих осужденных;

нейтрализация конфликтов между осужденными;

обеспечение выполнения внутреннего распорядка дня в ИУ;

изъятие у осужденных запрещенных к хранению предметов;

устранение возможности для совершения осужденными побегов ИУ и др.

Повышение качества организации профилактики преступлений и

иных правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно­исполнительной системы. Обеспечение безопасности ИУ - приоритетная за­дача ФСИН России. Ее решение строится на профилактике происшествий кри­миногенного характера, возникающих в исправительных учреждениях[14].

Как показывают статистические данные за 2014 г., большая часть нападений на персонал ИУ совершена отрицательно характеризующимися осужденными, имеющими множественные нарушения установленного порядка отбывания наказа­ния, психически неуравновешенными, в основном во время изъятия у них запре­щенных предметов либо из хулиганских побуждений, при этом в 10 случаях осуж­денные находились в состоянии алкогольного опьянения (2011 г. - 3, 2012 г. - 8, 2013 г. - 8). Что свидетельствует об имеющихся серьезных недостатках в организа­ции работы по профилактике правонарушений, обыскной и досмотровой работы (не эффективная организация работы с подучетными лицами, наличие спиртных напитков на территории учреждений).

Из 187 случаев нападения, произошедших в 2014 г., 25 допущено осуж­денными, состоящими на профилактических учетах (2012 г. - 3 случая, 2013 г. - 7 случаев), из них 16 осужденными (2012 г. - 3 случая, 2013 г. - 7 случаев), склонными к нападению на администрацию учреждений и дезорганизации дея­тельности учреждения. Основной причиной допущенных происшествий явля­ется снижение роли сотрудников УИС, ответственных за профилактическую работу с подучетными лицами.

Профилактика преступлений и иных правонарушений, совершаемых осужденными, оказывает непосредственное влияние на обеспечение безопасно­сти сотрудников. Поскольку объектом посягательств осужденных нередко яв­ляются сотрудники, то важное значение приобретает в первую очередь профи­лактика насильственных преступлений.

Основной целью профилактической работы является недопущение пра­вонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий[15].

Профилактику преступлений среди осужденных можно подразделить на общую и индивидуальную. Общая профилактика представляет собой органи­зованную и четко регламентированную деятельность структурных подразде­лений ИУ по разработке и осуществлению мер, направленных на пресечение противоправных действий осужденных. Выработка основных направлений действий в рамках данного вида профилактики осуществляется на основе ди­намики правонарушений, изменений, происходящих в качественном и количе­ственном составе осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, тру­довом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.

Меры общей профилактики делятся на два вида:

направленные на выявление причин и условий, способствующих со­вершению преступлений и иных правонарушений, не приносящие прямого профилактического эффекта для безопасности персонала;

непосредственно направленные на устранение условий, способствую­щих совершению этих посягательств.

Учитывая ухудшение криминологической характеристики осужденных при планировании оперативно-служебной деятельности необходимо обращать особое внимание на организацию профилактической работы, направленной на исключение возможности совершения осужденными противоправных действий по отношению к персоналу ИУ. Так, в соответствии с приказом Минюста Рос­сии от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы» следует:

ставить указанную категорию лиц на профилактический учет и прово­дить с ними соответствующую работу, то есть индивидуальную профилактиче­скую работу. Особое внимание обратить на лиц, склонных к захвату заложни­ков, нападению на сотрудников, дезорганизации деятельности ИУ, при этом обеспечить обмен имеющимися сведениями между оперативно-режимными, воспитательными, медицинскими и другими службами;

организовать постановку на профилактический учет гласным и неглас­ным путем 100 % лидеров и активных участников групп осужденных отрица­тельной направленности, обеспечив их изоляцию от основной части спецкон- тингента[16];

организовать составление списков всех лиц, имеющих психические от­клонения, а также лиц, совершивших в период отбывания наказаний преступ­ления в отношении сотрудников УИС, довести до всего личного состава. При этом обеспечивать своевременную корректировку списков, организовать их усиленный гласный и негласный контроль;

организовать проведение дополнительных занятий с осужденными в системе социально-правовой работы с целью разъяснения уголовной ответст­венности за совершения преступлений по ст. 321.1 УК РФ (применение наси­лия, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких) и других, связанных с дезорганизацией деятельности ИУ. Оборудовать и разместить в доступных для осужденных местах стенды с ука­занной наглядной информацией.

Правильная психологическая работа с осужденными, уход от конфлик­тов между осужденными и персоналом, развитие систем взысканий и поощ­рений являются обязательным условием предупреждения случаев нападения.

Довольно интересный опыт борьбы со случаями нападений на персонал ИУ существует в Нидерландах. В тюрьмах этого государства охранники неред­ко носят гражданскую форму одежды в целях уменьшения дифференциации и ослабления конфликтности.

Коллеги из США пошли иным способом стимулирования правопослуш­ного поведения осужденных. Лица, нарушившие условия отбывания, перево­дятся в карцер (содержание в одиночных камерах). Срок нахождения варьиру­ется от 30 дней до 1 года. Время, проведенное в карцере, не засчитывается в общий срок отбывания наказания. Система поощрений, в свою очередь, преду­сматривает перевод на более мягкие условия отбывания наказаний, а также досрочное освобождение после отбытия 6 месяцев (половины срока).

Систематическая и качественная работа по организации профилактиче­ской работы позволяет предотвращать возможные противоправные действия со стороны осужденных, и тем самым исключить как сам факт правонарушений, так и его негативные последствия, влияющие на персонал учреждения и его ра­боту в целом.

Совершенствование защиты персональных данных сотрудников УИС и членов их семей. В нашей стране, да и во всех развитых странах мира, вопросы охраны персональных данных находятся на повестке дня государства. Дело в том, что защита прав и законных интересов человека во всем мире под­нята на самый высокий уровень, а проблематика конфиденциальности персо­нальных данных, безусловно, с ней пересекается.

Согласно ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, ис­пользование и распространение информации о частной жизни лица без его со­гласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возмож­ность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затраги­вающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Персональные данные работника являются особым объектом защиты трудового права. Персональные данные работника в соответствии со ст. 85 Трудового кодекса РФ[17] - это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Положительным является в трудовом законодательстве установление правовых норм, закрепляющих общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты, порядок передачи персональных дан­ных работника, права работников в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персо­нальных данных» к персональным данным относятся: любая информация, от­носящаяся к определенному или определяемому на основании такой информа­ции физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фами­лия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, соци­альное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Статья 5 гл. 2 указанного Федерального закона определяет, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой ос­нове. Она должна ограничиваться достижением конкретных, заранее опреде­ленных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, не­совместимая с целями сбора персональных данных.

Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные дан­ные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных долж­ны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональ­ные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуаль­ность по отношению к целям обработки персональных данных.

Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позво­ляющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого тре­буют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен Федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персо­нальных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтоже­нию либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено Феде­ральным законом[18].

Особым объектом при организации процесса защиты персональных дан­ных выступают сотрудники правоохранительных органов. Наиболее кримино­генной является деятельность ФСИН России. Непосредственные контакты пер­сонала учреждений с осужденными нередко приводят к созданию конфликтных ситуаций со стороны последних, часто перерастающие в прямые угрозы жизни и здоровью сотрудников ИУ.

Следует отметить, что современная оснащенность инженерно-техническими средствами охраны и надзора за осужденными, содержащимися в ИУ представ­ляется одним из эффективных сдерживающих средств для предотвращения и неисполнения угроз в отношении сотрудников.

Однако, отбыв установленный срок наказания, осужденный может реали­зовать имеющиеся у него намерения совершить противоправные действия в от­ношении сотрудника, с которым имел конфликт.

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта Российской Федерации, в ко­тором они проживали или были осуждены, а следовательно, после освобожде­ния из мест лишения свободы бывший осужденный, не реализовавший свой преступный умысел, при наличии у него персональных данных сотрудника мо­жет без труда найти его место проживания.

Совокупность указанных тезисов подтверждает высокую степень уязви­мости сотрудника УИС за пределами ИУ.

Наиболее полная и достоверная информация о каждом сотруднике содер­жится в его личном деле, находящемся в кадровом аппарате учреждения или тер­риториального органа, где проходит службу сотрудник. Нормативное регулирова­ние защиты прав и свобод сотрудников и служащих УИС при обработке их пер­сональных данных, находящихся в личном деле, осуществляет приказ Минюста России от 19 мая 2008 г. № 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и табеля отчетности по кадрам уголовно- исполнительной системы». Данный нормативный документ определяет основные требования, предъявляемые к учету кадров УИС, раскрывает понятие личное дело как секретного документа, тем самым значительно ограничивает допуск к нему посторонних лиц.

Несмотря на законодательную требовательность к защите персональных данных, не стоит забывать и о таких факторах их раскрытия, как:

неслужебные взаимоотношения сотрудников ИУ с осужденными, со­держащимися в них, в результате которых может произойти утечка личной, конфиденциальной информации;

открытое общение персонала между собой, без соблюдения правил за­щиты личной информации, при осужденных и др.

Простейшим способом защиты от идентификации сотрудников может стать присвоение каждому из них персонального номера. Примером шифровки персональных данных во время службы может стать использование правил ра­диообмена посредством исключения использования фамилии при ведении ра­диопереговоров.

Регулирование защиты персональных данных персонала нашло свое от­ражение и в нормативных актах ФСИН России. Так, Концепция развития уго­ловно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из задач видит совершенствование инфраструктуры информационно­телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и раз­вития системы передачи и обработки данных, систем информационной безо­пасности и защиты информации, создание резервного центра управления сете­выми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно - телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации.

Реализованная в настоящее время ФСИН России ведомственная целевая программа «Внедрение современных информационно-коммуникационных тех­нологий в деятельность Федеральной службы исполнения наказаний на 2011 — 2013 годы», одним из направления которой является выполнение требований федеральных законов от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информа­ционных технологиях и о защите информации» и от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» по созданию информационной системы персональ­ных данных и обеспечению ее защиты от несанкционированного доступа, так­же должна способствовать достижению качественно нового уровня в сфере за­щиты персональных данных сотрудников УИС.

Таким образом, комплекс правовых норм по организации защиты персо­нальных данных сотрудников УИС является важнейшим средством обеспече­ния личной безопасности персонала УИС и безопасности их семей.

Развитие системы мер по повышению престижа профессии сотруд­ника УИС. Служба в УИС не считается престижной среди населения страны. Вступившее в силу с января 2013 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1022 «Об окладах месячного денежного со­держания сотрудников уголовно-исполнительной системы» позволило увели­чить денежное довольствие сотрудников в 1,8 раза. Данное изменение сущест­венно повлияло не только на повышение престижа службы в УИС, но и на ка­чество выполнения служебных обязанностей сотрудниками.

Организуемые в настоящее время конкурсы на замещение вакантных должностей (в соответствии с приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уго­ловно-исполнительной системы») несомненно положительно влияют на процесс комплектования учреждений и органов УИС качественным постоянным соста­вом за счет осуществления отбора наиболее подготовленных лиц, имеющих не­обходимое образование, профессиональные знания и соответствующий возраст, как нельзя лучше подходящих по своим личным и деловым качествам, физиче­ской подготовке и состоянию здоровья для службы в УИС.

Вопрос повышения престижа профессии должен решаться на государствен­ном уровне посредством средств массовой информации, литературы, искусства, пропаганды социального назначения и значимости деятельности УИС, а также пу­тем улучшения материального обеспечения работников УИС, в частности, выде­лением жилья, развитием сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации и психологических перегрузок.

В рамках проблемы обеспечения безопасности персонала ИУ достаточно острым остается вопрос формирования статуса неприкосновенности рассматри­ваемой категории лиц. В первую очередь это связано с высоким уровнем латент­ности случаев нападения на сотрудников УИС со стороны осужденных, послед­ствия этого явления выражаются в безнаказанности осужденного, совершившего подобного рода преступление. Повышение статуса службы в УИС, формирова­ние правильного портрета сотрудника ИУ - неотъемлемая часть процесса повы­шения эффективности обеспечения безопасности персонала, которая выступает средством психологического сдерживания для осужденных.

Повышение качества организации подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности (профессиональная, физическая и пси­хологическая подготовка). Немаловажную роль играют организация процесса качественной подготовки сотрудников к пресечению противоправных действий осужденных, обеспечение личного состава необходимыми средствами, а также выработка умений и навыков адекватно реагировать на возникающие кон­фликтные ситуации, в том числе на проявление агрессии и провокационные действия со стороны осужденных[19].

Сотрудники УИС имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого ха­рактерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В связи с этим сотрудники УИС должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, неред­ко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуа­ций, связанных с риском и опасностью для жизни.

Современное состояние уровня профессиональной подготовки сотрудни­ков вызывает большое опасение. В ходе анализа результатов входного контроля слушателей повышения квалификации в Санкт-Петербургском институте по­вышения квалификации работников (СПб ИПКР ФСИН России) среди сотруд­ников, отвечающих за обеспечение надзора в органах и учреждениях ФСИН России, стало очевидно, что наибольшее затруднение вызвали вопросы по зна­нию порядка обеспечения безопасности сотрудников при работе с осужденны­ми, хотя эти работники в большей степени отвечают за указанное направление деятельности ИУ.

В настоящее время нормативным документом, определяющим порядок ор­ганизации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего со­става УИС, является приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки со­трудников уголовно-исполнительной системы». Согласно положениям данного нормативного документа, профессиональная подготовка представляет собой ор­ганизацию целенаправленного процесса, направленного на овладение и постоян­ное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и на­выков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 1021 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%