Понятие «направление» имеет множество трактовок, однако наиболее подходящим для настоящего исследования является - «путь развития».
Формы, методы и средства обеспечения безопасности персонала ИУ находятся в постоянном развитии. Для того чтобы получить полноценную картину процесса их совершенствования, а также проанализировать их взаимодействие, следует представить систему основных направлений совершенствования деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ:
1. Развитие охраны учреждений и объектов УИС. Охрана представляет собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, лицами, содержащимися под стражей, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения.
Как отчетливо видно из представленного определения, деятельность отделов охраны охватывает огромный спектр задач, связанных с деятельностью по обеспечению безопасности ИУ, основными из которых являются обеспечение соблюдения пропускного режима на охраняемых объектах, воспрепятствование проникновению на их территорию запрещенных предметов.
С целью получения объективной картины, происходящей в ИУ ФСИН России, следует остановиться на показателях деятельности отделов охраны. В ходе реализации мероприятий пропускного режима в 2014 г. в учреждениях УИС силами подразделений охраны во взаимодействии с оперативно- режимными службами:
огнестрельное оружие - 4 единицы (ГУФСИН России по Приморскому краю, Ульяновской области, г. Москве -2) (2011 г. - 0 единиц, 2012 г. - 3 единицы, 2013 г. - 7 единиц);
газовое оружие - 3 единицы (ГУФСИН России по Иркутской. Вологодской, Калининградской областям) (2012 г. - 2 единицы, 2013 г. - 1).
При попытке проноса на территорию охраняемых объектов запрещенных предметов задержано 947 человек (2011 г. - 1410 человек, 2012 г. - 1754 человека, 2013 г. - 2265 человек, уменьшение в 2,3 раза).[1]
Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность. Особое внимание в этих показателях стоит уделить увеличению числа изъятого огнестрельного и холодного оружия. На наш взгляд, назначение данных предметов не вызывает сомнения, и явно направлено на дезорганизацию деятельности ИУ, последствия которой могут быть катастрофическими и повлечь смерть или увечья сотрудников УИС. Не следует забывать, что сотрудники, находящиеся внутри ИУ, не вооружены огнестрельным оружием, а следовательно, будут беззащитны перед вооруженными осужденными.
В настоящее время во ФСИН России задача по пресечению попадания запрещенных предметов при поступлении осужденных в ИУ стоит на особом контроле. В связи с этим запускаются в эксплуатацию рентгенотелевизионные установки контроля ручной клади, закуплены детекторы нелинейных переходов при проведении обысков и досмотров, которые реагируют на одну из основных деталей средств мобильной связи - полупроводники[2].
Еще один способ снизить количество запрещенных предметов на территории ИУ, в частности средств мобильной связи, - установка систем, подавляющих работу сотовых телефонов. Например, изделие «АНТИФОН» и «Рест- М» имеют очень хорошие показатели, однако их применение ограничено финансовыми возможностями ФСИН России. Одним из наиболее рациональных выходов из подобной ситуации должна стать законодательно закрепленная обязанность операторов мобильной связи прекращать свои услуги на режимных территориях ИУ. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 82 «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования» УИК РФ пунктом 11:
«Операторы связи и владельцы сетей связи обязаны приостанавливать оказание услуг своей сети на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, а также на границе территорий, прилегающих к ним.»
Основными путями проникновения запрещенных предметов в ИУ являются: перебросы, контрольно-пропускные пункты (КПП), комнаты свиданий, почтовые посылки (бандероли).
В соотношении форм доставки запрещенных предметов около 40 % составляют перебросы, в результате досмотровых мероприятий изымается порядка 30 %, попытки родственников передать запрещенные предметы на длительном свидании составили 20 %, путем пересылки - 10 %.
В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» штраф за передачу запрещенных предметов (в том числе за попытку) лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания, увеличен с 1-1,5 тыс. руб. (ранее) до 3-5 тыс. руб.
Усиление административной ответственности за передачу в учреждения УИС и изоляторы временного содержания запрещенных предметов должно снизить количество попыток передачи таких предметов, тем самым повысив безопасность персонала ИУ.
Следует также уделить внимание высокому уровню побеговой активности осужденных из ИУ ФСИН России. Так, в 2014 г. совершено 22 покушения на совершение побега (2011 г. - 28 случаев, 2012 г. - 25 случаев, 2013 г. - 22 случая) и 6 побегов (2011 г. - 7 случаев, 2012 г. - 12 случаев, 2013 г. - 7 случаев). В действительности же опасность побега заключается не в уклонении преступника от отбывания наказания, а в тех последствиях, которые могут наступить в процессе его совершения: нападения на охрану и завладение оружием, убийство сотрудников, а также других лиц.
В целях повышения эффективности деятельности служб охраны УИС в настоящее время организован целый комплекс мероприятий, важнейшими их которых являются:
совершенствование инженерно-технического оборудования охраняемых объектов в целях применения на них прогрессивных способов несения службы с использованием караулов оптимальной численности;
проведение комиссионных обследований подведомственных учреждений УИС с целью уточнения категории оборудования их комплексами ИТСОН и системы охраны;
проведение мероприятий по усилению воспитательной работы и морально-психологическому обеспечению службы охраны, ежеквартальное проведение психологического тестирования сотрудников, несущих службу с оружием и специальными средствами, и др.[3]
Совершенствование технической оснащенности исправительных учреждений инженерно-техническими сооружениями, средствами сигнализации, связи, специальными и техническими средствами. Технические средства охраны и надзора ИУ - это устройства, приборы, предназначенные для регистрации физического воздействия, превышающего нормированный уровень, на создаваемую ими чувствительную зону, и для формирования сигнала (информации) об этом событии.
Технические средства охраны и надзора применяются в ИУ повсеместно: в запретной зоне, на КПП, на территории и в помещениях учреждений (объектов), при проведении оперативных мероприятий, на транспорте.
Совокупность технических средств охраны и надзора, объединенных коммуникационной сетью по функциональному признаку, представляет собой систему (комплекс), предназначенную для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного режима содержания и для получения необходимой информации о поведении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Постоянная работа по совершенствованию системы ИТСО в учреждениях УИС направлена на повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в ИУ, а также на пресечение их противоправных действий на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников УИС и улучшения условий несения службы.
Эффективность работы дежурной смены, в том числе по обеспечению безопасности персонала УИС, во многом зависит от исправности и наличия необходимого оборудования в дежурных частях ИУ. Однако в настоящее время обеспеченность дежурных частей необходимым оборудованием составляет в среднем по УИС - 72,9 %.
В настоящее время в исправительных учреждениях установлено 247 интегрированных систем безопасности, в том числе в 2014 году территориальными органами ФСИН России централизованно получены 90 базовых комплектов таких систем. В надзоре за осужденными на постоянной основе используется более 49 тыс. камер видеонаблюдения (2013 год - 43 431; 2012 год - 35 267).[4]
Широкое применение современных интегрированных систем безопасности (ИСБ) за счет дистанционного контроля за осужденными и лицами, содержащимися под стражей, исключает возможность непосредственного контакта с ними, создает необходимые условия для своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки, предупреждения и пресечения противоправных действий и одновременно обеспечивает эффективный контроль за несением службы сотрудниками учреждений УИС.
За счет подключения интегрированных систем безопасности к ведомственной сети планируется создание ситуационных центров, что позволит прогнозировать развитие событий, а также более оперативно реагировать на изменение обстановки[5].
Все перечисленные технические средства прямым или косвенным способом влияют на обеспечение безопасности персонала ИУ. Осуществление постоянного надзора за осужденными с использованием указанных ранее средств значительно повышает эффективность деятельности в рамках изучаемой проблематики за счет своевременного получения информации о противоправных действиях со стороны осужденных, а также ее фиксации и возможности сохранения на носителях.
До сих пор остается открытым вопрос оборудования стационарными ме- таллодетекторами и комнатами для обыска КПП между жилой и производственной зонами. В среднем по УИС они оборудованы на 59,2 %, а помещениями для обыска на 66,1 %.
В соответствии с указанием директора ФСИН России от 1 января 2012 г. № 5-18956-01т во время проведения обысковых мероприятий в обязательном порядке необходимо осуществлять видеофиксацию на переносную и стационарную видеокамеры. При совершении осужденными на территории учреждений УИС преступлений и правонарушений следует в установленном порядке осуществлять изъятие видеозаписей с последующим созданием архива изъятых видеозаписей на съемных электронных носителях информации объемом 1 ТБ и более. Период хранения видеоматериалов - не менее 1 года[6]. Отснятые видеоматериалы могут стать доказательством вины осужденного, совершившего нападение на сотрудника, проводившего обыск, но в первую очередь они будут служить сдерживающим фактором, снижающим риск нападения.
Анализ применяемых специальных средств обеспечения безопасности персонала стоит начать с рассмотрения нормативного регулирования данной сферы деятельности УИС. В настоящее время порядок и случаи применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС четко определены в гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и оружия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Указанный Закон в ст. 30 разрешает применять специальные средства для отражения нападения на работников УИС, здесь же определен четкий перечень специальных средств, которые можно применять в этих ситуациях:
резиновые палки;
светозвуковые средства отвлекающего воздействия;
служебные собаки.
При защите от нападения сотрудник УИС может применять и огнестрельное оружие, это право закреплено в ст. 31 указанного Закона.
Анализ возможных последствий применения перечисленных специальных средств и тем более оружия не позволяет говорить о гуманности обращения с осужденными, а следовательно, о повышении гарантий соблюдения их прав и законных интересов, которые определены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Выходом из сложившейся ситуации должно стать внедрение и соответствующее нормативное закрепление новых специальных средств, служащих для обеспечения безопасности персонала ИУ. И как оказалось, в настоящее время уже имеются современные альтернативы.
В своем выступлении на Международной научно-практической конференции в г. Рязани в 2011 г. представитель управления режима и надзора ФСИН России А.В. Дергачев в рассказе о новациях оперативно-служебной деятельности отметил, что предложения о возможности использования электрошоковых устройств в деятельности отечественной УИС, и о законопроекте, наделяющем администрацию ИК возможностью применения данных устройств, доложены директору ФСИН России.
Следует также упомянуть о перспективе использования электрошокового оборудования в одном из инновационных направлений реконструкции ИТСОН, установленных в запретных зонах учреждений. Ярким примером охраннозащитной системы нового поколения, основанной на применении электрической энергии оборудования, является система нелетального электрошокового воздействия (СНЭВ). Принцип СНЭВ основан на безопасном воздействии импульса электрической энергии. Характер воздействия электризуемых элементов системы обладает отталкивающим свойством и основан на рефлекторной реакции живого организма. Воздействие высоковольтных импульсов безопасно для жизни, но крайне неприятно. Важной отличительной чертой является особый алгоритм функционирования системы, который предполагает:
световое предупреждение, представляющее дополнительное освещение подступов к объекту при появлении посторонних лиц в зоне обнаружения средств охранной сигнализации вблизи охраняемого объекта;
голосовое предупреждение нарушителя о его противоправных действиях при попытке преодоления заграждения объекта;
повторное голосовое предупреждение и оптическое предупреждение нарушителя при приближении к оборудованным СНЭВ рубежам о наличии высокого напряжения на ее электризуемых элементах и опасности его жизни и здоровью;
и наконец, активное высоковольтное воздействие на нарушителя при попытке преодоления рубежа охраны СНЭВ[7].
Все это наряду с физическим воздействием оказывает и моральнопсихологическое воздействие на нарушителя, тем самым повышает надежность охраны и безопасности сотрудников в ИУ.
Говоря о достоинствах данных средств, не стоит забывать о проблемной стороне их внедрения и использования. Главной и, наверное, самой сложной для решения является финансовая составляющая. Приобретение и установка подобных электрошоковых устройств, специальных раций и СНЭВ может растянуться на долгий период, в связи с чем потерять актуальность.
Озабоченность также вызывают возможные последствия применения электрошокового оборудования и устройств к осужденным с сердечнососудистыми заболеваниями, доля которых из общего числа осужденных довольна велика.
Нельзя не сказать и о возможных последствиях воздействия СНЭВ, фактор внезапности и специфичность воздействия которой могут вызвать у нарушителя судорожные сокращения мышц, ожоги кожных покровов, привести к временным функциональным нарушениям дыхания и расстройства нервной системы, вызвать изменения в эмоциональном состоянии, вплоть до психологического шока.
Третьей особенностью использования в ИУ электрошоковых устройств является указанная в Стандартах Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) отрицательная практика демонстративной и даже провокационной манеры ношения резиновых палок пенитенциарным персоналом. Подобная практика в деятельности ИУ была исключена указанием ГУИН Минюста России от 26 ноября 2002 г. № 18/6/2-621, которое определило порядок ношения специальных средств. По нашему мнению, решением данной проблемы должно стать непосредственное обеспечение сотрудников учреждений УИС скрытно носимыми электрошоковыми устройствами, а также телескопическими вариантами палки резиновой, которые можно носить скрытно.
Достаточно актуальными были и остаются вопросы обеспечения безопасности женского персонала ИУ ФСИН России. Согласно указаниям ФСИН России от 17 декабря 2009 г. № 10/1-4894 и от 4 июня 2011 г. № ш-25/2-10С, помещения медицинских частей (МСЧ), школ, профессиональных училищ и других помещений, где находятся женщины, должны быть оборудованы отсекающими решетками, камерами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией. По состоянию на 30 августа 2013 г. в среднем по УИС отсекающими решетками оборудовано 79,9 % рабочих мест от общего количества мест работы женщин в МСЧ. В помещениях школ, учебно-консультационных пунктов отсекающими решетками рабочие места оборудованы в среднем по УИС на 16,1 %, в помещениях профессиональных училищ - 10,4 %, на производственных объектах - 11,1 %[8].
Несмотря на предусмотренное в ведомственных нормативных документах обязательное сопровождение женщин по территории мужских ИК, остаются не проработанными вопросы эффективного использования систем тревожной сигнализации на территории ИУ. Выходом из сложившейся ситуации должно стать внедрение систем беспроводной охранной сигнализации. Данные устройства уже апробированы в ИУ ГУФСИН России по Красноярскому краю. Применение подобных систем позволяет не только получить сигнал тревоги от компактного переносного устройства, но и определить место, откуда он был подан, тем самым повышая эффективность деятельности дежурной смены учреждения по обеспечению безопасности персонала.
Еще одним перспективным направлением повышения эффективности обеспечения безопасности персонала ИУ стало развитие и внедрение новых индивидуальных средств защиты, которыми экипируются сотрудники. Наибольший интерес в этом вопросе стоит уделить опыту использования специальных средств в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Достойным примером является описанное в научной статье Д.Г. Макарова ИУ Брухзаль - одно из старейших ИУ Федеративной Республики Германия. Надзор за осужденными в нем осуществляется 16 сотрудниками при численности осужденных 400 человек. Особенности экипировки сотрудников состоят в наличии специальных радиостанций, наручников и баллончиков со слезоточивым газом. С практической точки зрения интерес вызывают рации, имеющие свой абонентский номер и обеспечивающие не только устойчивую связь между сотрудниками учреждения, но и подачу сигнала тревоги в случаях нажатия специальной (красной) кнопки, вырывания шнура крепления, перевода в горизонтальное положение (при падении сотрудника либо попытке завладения), а также позиционирования места подачи сигнала тревоги на электронных схемах помещений и территории объекта[9].
Результаты исследования деятельности применяемых специальных средств за рубежом показывают, что в наиболее развитых странах наряду с совершенствованием ручного огнестрельного оружия очень активно ведется работа по использованию нелетального оружия, такого как ружья для стрельбы газовыми патронами и гранатами, резиновыми и пластиковыми пулями, устройства для распыления слезоточивого газа. Например, в тюрьмах Англии и Уэльса на вооружении нет огнестрельного оружия. Для обеспечения правопорядка в учреждениях имеется необходимое количество специальных средств и средств индивидуальной защиты: щитов из прочного пластика, шлемов, бронежилетов, наколенников, специальной обуви.
Следующим эффективным техническим средством предупреждения и фиксации нападения на персонал ИУ является развитие систем видеонаблюдения. Так, в США в тюрьмах активно используют дистанционно управляемые и перемещаемые телекамеры воздушного наблюдения, они двигаются по пересекающим территорию высоко подвешенным тросам, тем самым способны быстро реагировать на сигналы тревоги или же использоваться в ситуациях, небезопасных для персонала.
Применение в отечественных условиях приведенного опыта немецких коллег может способствовать повышению эффективности работы по обеспечению безопасности персонала ИУ ФСИН России.
Не стоит забывать, что служебная деятельность сотрудника УИС основана на строгом соблюдении нормативно-правовых актов, а, следовательно, внедрение и последующее использование описанных средств обеспечения безопасности персонала УИС будет возможно только после соответствующего их правового закрепления в нормативных актах.
Повышение качества обеспечения режима (исполнения и отбывания наказания, содержания осужденных). Согласно ст. 82 УИК РФ режим представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Иными словами, режим есть не что иное, как форма управления ИУ как социальной системой, поскольку регламентирует те параметры, в рамках которых она может эффективно функционировать. Выход функционирования ИУ за пределы этих параметров приводит или к разрушению данной системы, или к нанесению вреда другим социальным системам. Исходя из этого, режим выступает основой обеспечения безопасности в ИУ.
По своей сущности режим содержит целый комплекс мер (процессов), направленных на сбалансированную и стабильную деятельность ИУ. По организационно-правовому признаку их можно условно разделить на правовые и организационно-управленческие.
К правовым мерам относятся конституционные и государственно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, оперативно-розыскные и исправительно-правовые.
Конституционные и государственно-правовые меры включают в себя: прокурорский надзор, судебный и ведомственный надзор контроль со стороны различных общественных формирований. Указанные виды контроля направлены на соблюдение законности в ИУ, одним из положительных результатов которого является снижение агрессии со стороны осужденных, а следовательно, и повышение безопасности персонала.
Уголовно-правовые меры - это нормы, рассматривающие средства, предусматривающие ответственность за совершение преступлений со стороны осужденных. Данная мера должна быть рассмотрена не только как карательный, но и как сдерживающий инструмент в случае планирования осужденным совершения противоправных действий. Исследуя уголовноправовые меры обеспечения режима крайне необходимо уделить внимание таким негативным явлениям, как латентность совершенных в ИУ преступлений и отсутствие должного контроля со стороны руководства ИУ за возбуждением уголовных дел.
По данным отчета СБ-1 в 2013 году и в I квартале 2014 года по всем случаям применения насилия, угроз его применения и оскорблений в отношении персонала ИУ материалы направлялись в правоохранительные органы, которыми возбуждено 191 и 46 уголовных дел соответственно.
Примером принципиального подхода к оценке противоправных действий осужденных может служить деятельность УФСИН России по Удмуртской Республике, где, несмотря на имеющийся рост возбужденных уголовных дел по ст. 319, ч. 2 ст. 321 УК Российской Федерации (с 5 в 2012 году до 29 в 2013 году), все они в большей степени направлены на профилактику и предотвращение более тяжких преступлений со стороны осужденных.[10]
Административно-правовые меры применяются в целях обеспечения порядка в ИУ, когда совершается административное правонарушение, а не преступление. Говоря об этой мере, особое внимание стоит уделить ст. 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая определяет наказание за передачу, либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено. Изменения, внесенные в эту статью Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ и повлекшие увеличение административного штрафа, должны снизить количество попыток передачи данных предметов, тем самым повысив безопасность персонала ИУ.
Оперативно-розыскные меры применяются в целях предупреждения, пресечения, раскрытия правонарушений и розыска скрывшихся преступников. Деятельность оперативных отделов ИУ в рамках рассматриваемой проблематики приобретает особое значение в аспекте предотвращения нападений на персонал ИУ посредством получения и использования актуальной оперативной информации.
Уголовно-исполнительные меры предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом РФ: постоянный надзор за осужденными, проведение обысков, цензура корреспонденции, досмотр посылок и передач, строго регламентированный внутренний распорядок, применение мер взыскания и поощрения и др.[11]
Организационно-управленческие меры (процессы) направлены на четкое определение целей, задач и функций отделов и служб по обеспечению порядка исполнения и отбывания наказаний, разработку функциональных обязанностей сотрудников, осуществляющих порядок, организационно-структурное совершенствование, а также повышение эффективности информационно-аналитической работы, принятие и организацию исполнения управленческих решений[12]. Организационно-управленческие меры имеют главенствующее значение в процессе организации режима, от их реализации зависит также организация всего комплекса правовых мер. Особое значение в анализе рассматриваемой меры занимает личные управленческие и организационные качества руководителя ИУ.
В свете изложенных фактов становится очевидным, что режим сложная и многозадачная система, связующим элементом которой являются организационно-управленческие процессы.
Проводимая в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года работа направлена на дифференциацию условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью:
обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания;
создания системы изучения факторов, способствующих возникновению эксцессов со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;
создания справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида ИУ, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
совершенствования порядка участия администрации ИУ в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных.
В своей работе «От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный анализ» А.Я. Гришко уделяет особое внимание анализу недостатков в системе ИК по сравнению с тюремной системой в историческом аспекте. Автор подчеркивает, что «на самом деле практика показала, что исправительно-трудовые колонии, по сравнению с тюрьмами, имеют целый ряд недостатков. Введение локальных зон не решило проблем защищенности осужденных и сотрудников колонии от преступных посягательств криминогенных групп, ослабило надзор и возможности предупреждения преступлений. Большое количество осужденных, проживающих в общежитии колонии, сравнительно свободное передвижение внутри них привели к появлению «воровских» группировок, устанавливающих свои лагерные законы поведения осужденных путем применения насилия, расправы над инакомыслящими».
«В больших по наполняемости исправительно-трудовых колониях с изолированными участками практически не представляется возможным осуществлять постоянный надзор за осужденными, особенно в ночное время, силами малочисленных отрядов контролеров, несущих службу по надзору в жилых и производственных зонах»[13].
Однако не только проживание осужденных в общежитиях и появление «воровских» группировок среди осужденных способствовали ухудшению криминогенной ситуации в ИУ, есть и другие важные факторы.
В работе «Теоретические основы безопасности в уголовно-исполнительной системе» Б.Б. Казак уделил внимание проблеме обеспечения безопасности, проводя анализ изменения качественного состава осужденных. Ученый утверждает, что в последние годы изменился состав контингента УИС, возраст активности криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять «воровские» традиции, организовывать и координировать противоправные действия осужденных. Увеличивается количество лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями. Современная статистка свидетельствует о том, что каждый четвертый осужденный отбывает наказание за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за изнасилование, разбойное нападение, грабеж. Постоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в организованных преступных группировках, что также может отрицательно сказаться на безопасности УИС.
Кардинальным и переломным моментом, способным качественно изменить обеспечение безопасности сотрудников ИУ в сложившейся ситуации, должно стать изменение видов ИУ, которое предусмотрено Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Согласно Концепции, реформирование УИС предполагает изменение видов ИУ для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания. Раздельное содержание осужденных в тюрьмах позволит пресечь нежелательные контакты между ними, преодолеть угрозу сплочения криминогенно ориентированных осужденных, повысить эффективность надзора за поведением содержащихся лиц на основе внедрения современных технических средств надзора.
Не следует забывать, что раздельное содержание осужденных в тюрьмах, модернизация и оптимизация, оснащение учреждений комплексами ИТСОН не будет эффективно влиять на безопасность персонала без создания актуальной, отвечающей современным требованиям программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников.
В Концепции развития охраны учреждений УИС до 2020 года данному вопросу уделено особое внимание, его решение предполагает создание программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала режима, а также единой системы обучения курсантов, состоящей из последовательных этапов теоретической и практической подготовки к будущей служебной деятельности.
Перечисленные проблемы являются наглядным подтверждение необходимости проведения преобразований в УИС. Недостатки, возникшие в ИК, связанные с отрядной системой, невозможно решить только лишь в законодательном порядке, нужна полная перестройка системы ИУ. Планомерный переход на покамерное содержание осужденных в ближайшем будущем снизит криминогенную ситуацию, позволит разрушить сложившиеся «воровские» традиции. Все это, а также повышение уровня специальной и психологической подготовки работников УИС должно стать основой нового (в качественном смысле) этапа развития обеспечения безопасности персонала, а также повысить защищенность их профессиональной деятельности.
При исследовании указанного средства обеспечения безопасности необходимо уделить внимание опыту зарубежных коллег, применяемому в тюрьме Statewill (тюрьма максимальной безопасности в США). В этой тюрьме применяются дифференцированные условия отбывания наказаний для различных категорий осужденных: строгий режим (карцер), общий режим, льготный режим.
В зависимости от видов условий отбывания наказаний осужденные носят униформу различного цвета: коричневую на строгом режиме, светло-серую на общем, белую на льготном, что позволяет легко идентифицировать осужденных по виду режима, тем самым предупредить их возможное незаконное перемещение по тюрьме. Осужденные в учреждении содержатся в камерах, по 1-2 человека, камеры полностью просматриваются, так как передняя стена и дверь представляют собой сплошную решетку.
Нет сомнений в необходимости проведения планомерной и организованной работы по переходу на покамерное содержание осужденных, а опыт пенитенциарных коллег зарубежных стран должен послужить хорошей теоретической и практической базой для формирования эффективной российской системы тюрем.
Совершенствование постоянного контроля и надзора за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях. Законодатель не дает конкретного определения термина «надзор», однако в полном объеме указывает, из каких мероприятий он должен состоять. Надзор за осужденными, содержащимися в ИК, включает в себя целый комплекс мероприятий, основными из которых являются:
постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания;
использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля;
осуществление пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка перемещения, ношения одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, пропусков установленного образца для осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения из-под стражи под надзор администрации колонии, удостоверений для осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении;
проведение проверок наличия осужденных;
проведение в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минюста России обысковых мероприятий осужденных, помещений жилых и производственных объектов, территории жилых, производственных зон, досмотра транспортных средств, вещей и одежды лиц, нарушающих установленные требования на режимной территории, проверки посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также отправляемых осужденными;
обеспечение силами караула по охране жилых и производственных зон наблюдения за территориями внутри и вне охраняемых объектов, непосредственно прилегающих к основному ограждению, в целях предотвращения побегов, переброса запрещенных предметов других противоправных действий осужденных и иных лиц.
Правильная организация надзора в ИУ оказывает существенное, если не сказать главенствующее, значение в процессе обеспечения безопасности персонала ИУ. Приведенный ранее перечень основных функций служб режима прямым образом влияет на нормальную организацию деятельности ИУ. Рассматривая проблемы совершенствования деятельности служб ИУ, ответственных за обеспечение режима, стоит заострить внимание на таких характеристиках его обеспечения, как соответствие нормативному объему службы (штатной численности отдела надзора), а также подготовленность сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач.
Объем службы - это расчетный показатель, применяемый для определения норматива штатной численности персона надзора ИУ, в котором за основу принимают потребность единиц персонала надзора дежурной смены на одни сутки.
Акцент на этом показателе сделан не случайно, современная кадровая ситуация остается сложной, комплектование суточных смен в ИУ до сих пор является ежедневной проблемой.
Несмотря на то что надзор за осужденными - обязанность всех сотрудников и работников ИК, специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену. В состав дежурной смены включается оперативный дежурный, он же начальник смены, персонал надзора и дополнительные силы. Уровень подготовки этих сотрудников, а также профессионализм и личная дисциплинированность при выполнении поставленных перед ними задач в рамках обеспечения надзора за осужденными, содержащимися в ИУ - залог стабильной деятельности и предупреждения противоправных действий осужденных.
Крайне важным режимным мероприятием, включающим комплекс поисковых мероприятий, осуществляемых сотрудниками УИС по обнаружению и изъятию у осужденных запрещенных предметов и вещей для профилактики побегов и иных противоправных действий, является проведение обысков.
Как показывают данные за 2014 г., порядка 31,4 % (64 из 187) случаев противоправных действий осужденных совершалось при проведении обыско- вых мероприятий, в том числе при изъятии у осужденных запрещенных предметов (в основном сотовых телефонов), в 10 случаях - с использованием подручных предметов, в том числе колюще- режущих. (2011 г. - 6 случаев, 2012 г. - 7 случаев, 2013 г. - 8 случаев). Становится очевидным, что недочеты в работе по организации надзора в ИУ оборачиваются серьезными последствиями, о которых ярко свидетельствуют перечисленные данные. Стоит вспомнить о вопиющем факте, произошедшем в 2005 г. в ФГУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, когда при окончании длительного свидания у родственника осужденного был изъят пистолет, изготовленный осужденным в производственной зоне учреждения.
В результате отсутствия надлежащего надзора за поведением осужденных, некачественного проведения обысков и досмотров колюще-режущие предметы в руках у осужденного становятся орудием совершения преступлений.
Надзор также является формой социального управления, так как заключает в себе непосредственное воздействие на отдельных осужденных, их группы, общности и формирования, на иных граждан, а также сотрудников ИУ в части выполнения ими подведомственных надзору обязанностей и правил поведения в ИУ:
изъятие из общей массы осужденных, находящихся в ненормальном состоянии, а также усмирение буйствующих осужденных;
нейтрализация конфликтов между осужденными;
обеспечение выполнения внутреннего распорядка дня в ИУ;
изъятие у осужденных запрещенных к хранению предметов;
устранение возможности для совершения осужденными побегов ИУ и др.
Повышение качества организации профилактики преступлений и
иных правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы. Обеспечение безопасности ИУ - приоритетная задача ФСИН России. Ее решение строится на профилактике происшествий криминогенного характера, возникающих в исправительных учреждениях[14].
Как показывают статистические данные за 2014 г., большая часть нападений на персонал ИУ совершена отрицательно характеризующимися осужденными, имеющими множественные нарушения установленного порядка отбывания наказания, психически неуравновешенными, в основном во время изъятия у них запрещенных предметов либо из хулиганских побуждений, при этом в 10 случаях осужденные находились в состоянии алкогольного опьянения (2011 г. - 3, 2012 г. - 8, 2013 г. - 8). Что свидетельствует об имеющихся серьезных недостатках в организации работы по профилактике правонарушений, обыскной и досмотровой работы (не эффективная организация работы с подучетными лицами, наличие спиртных напитков на территории учреждений).
Из 187 случаев нападения, произошедших в 2014 г., 25 допущено осужденными, состоящими на профилактических учетах (2012 г. - 3 случая, 2013 г. - 7 случаев), из них 16 осужденными (2012 г. - 3 случая, 2013 г. - 7 случаев), склонными к нападению на администрацию учреждений и дезорганизации деятельности учреждения. Основной причиной допущенных происшествий является снижение роли сотрудников УИС, ответственных за профилактическую работу с подучетными лицами.
Профилактика преступлений и иных правонарушений, совершаемых осужденными, оказывает непосредственное влияние на обеспечение безопасности сотрудников. Поскольку объектом посягательств осужденных нередко являются сотрудники, то важное значение приобретает в первую очередь профилактика насильственных преступлений.
Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий[15].
Профилактику преступлений среди осужденных можно подразделить на общую и индивидуальную. Общая профилактика представляет собой организованную и четко регламентированную деятельность структурных подразделений ИУ по разработке и осуществлению мер, направленных на пресечение противоправных действий осужденных. Выработка основных направлений действий в рамках данного вида профилактики осуществляется на основе динамики правонарушений, изменений, происходящих в качественном и количественном составе осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.
Меры общей профилактики делятся на два вида:
направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, не приносящие прямого профилактического эффекта для безопасности персонала;
непосредственно направленные на устранение условий, способствующих совершению этих посягательств.
Учитывая ухудшение криминологической характеристики осужденных при планировании оперативно-служебной деятельности необходимо обращать особое внимание на организацию профилактической работы, направленной на исключение возможности совершения осужденными противоправных действий по отношению к персоналу ИУ. Так, в соответствии с приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы» следует:
ставить указанную категорию лиц на профилактический учет и проводить с ними соответствующую работу, то есть индивидуальную профилактическую работу. Особое внимание обратить на лиц, склонных к захвату заложников, нападению на сотрудников, дезорганизации деятельности ИУ, при этом обеспечить обмен имеющимися сведениями между оперативно-режимными, воспитательными, медицинскими и другими службами;
организовать постановку на профилактический учет гласным и негласным путем 100 % лидеров и активных участников групп осужденных отрицательной направленности, обеспечив их изоляцию от основной части спецкон- тингента[16];
организовать составление списков всех лиц, имеющих психические отклонения, а также лиц, совершивших в период отбывания наказаний преступления в отношении сотрудников УИС, довести до всего личного состава. При этом обеспечивать своевременную корректировку списков, организовать их усиленный гласный и негласный контроль;
организовать проведение дополнительных занятий с осужденными в системе социально-правовой работы с целью разъяснения уголовной ответственности за совершения преступлений по ст. 321.1 УК РФ (применение насилия, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких) и других, связанных с дезорганизацией деятельности ИУ. Оборудовать и разместить в доступных для осужденных местах стенды с указанной наглядной информацией.
Правильная психологическая работа с осужденными, уход от конфликтов между осужденными и персоналом, развитие систем взысканий и поощрений являются обязательным условием предупреждения случаев нападения.
Довольно интересный опыт борьбы со случаями нападений на персонал ИУ существует в Нидерландах. В тюрьмах этого государства охранники нередко носят гражданскую форму одежды в целях уменьшения дифференциации и ослабления конфликтности.
Коллеги из США пошли иным способом стимулирования правопослушного поведения осужденных. Лица, нарушившие условия отбывания, переводятся в карцер (содержание в одиночных камерах). Срок нахождения варьируется от 30 дней до 1 года. Время, проведенное в карцере, не засчитывается в общий срок отбывания наказания. Система поощрений, в свою очередь, предусматривает перевод на более мягкие условия отбывания наказаний, а также досрочное освобождение после отбытия 6 месяцев (половины срока).
Систематическая и качественная работа по организации профилактической работы позволяет предотвращать возможные противоправные действия со стороны осужденных, и тем самым исключить как сам факт правонарушений, так и его негативные последствия, влияющие на персонал учреждения и его работу в целом.
Совершенствование защиты персональных данных сотрудников УИС и членов их семей. В нашей стране, да и во всех развитых странах мира, вопросы охраны персональных данных находятся на повестке дня государства. Дело в том, что защита прав и законных интересов человека во всем мире поднята на самый высокий уровень, а проблематика конфиденциальности персональных данных, безусловно, с ней пересекается.
Согласно ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Персональные данные работника являются особым объектом защиты трудового права. Персональные данные работника в соответствии со ст. 85 Трудового кодекса РФ[17] - это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Положительным является в трудовом законодательстве установление правовых норм, закрепляющих общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты, порядок передачи персональных данных работника, права работников в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» к персональным данным относятся: любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Статья 5 гл. 2 указанного Федерального закона определяет, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Она должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных.
Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен Федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено Федеральным законом[18].
Особым объектом при организации процесса защиты персональных данных выступают сотрудники правоохранительных органов. Наиболее криминогенной является деятельность ФСИН России. Непосредственные контакты персонала учреждений с осужденными нередко приводят к созданию конфликтных ситуаций со стороны последних, часто перерастающие в прямые угрозы жизни и здоровью сотрудников ИУ.
Следует отметить, что современная оснащенность инженерно-техническими средствами охраны и надзора за осужденными, содержащимися в ИУ представляется одним из эффективных сдерживающих средств для предотвращения и неисполнения угроз в отношении сотрудников.
Однако, отбыв установленный срок наказания, осужденный может реализовать имеющиеся у него намерения совершить противоправные действия в отношении сотрудника, с которым имел конфликт.
Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, а следовательно, после освобождения из мест лишения свободы бывший осужденный, не реализовавший свой преступный умысел, при наличии у него персональных данных сотрудника может без труда найти его место проживания.
Совокупность указанных тезисов подтверждает высокую степень уязвимости сотрудника УИС за пределами ИУ.
Наиболее полная и достоверная информация о каждом сотруднике содержится в его личном деле, находящемся в кадровом аппарате учреждения или территориального органа, где проходит службу сотрудник. Нормативное регулирование защиты прав и свобод сотрудников и служащих УИС при обработке их персональных данных, находящихся в личном деле, осуществляет приказ Минюста России от 19 мая 2008 г. № 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и табеля отчетности по кадрам уголовно- исполнительной системы». Данный нормативный документ определяет основные требования, предъявляемые к учету кадров УИС, раскрывает понятие личное дело как секретного документа, тем самым значительно ограничивает допуск к нему посторонних лиц.
Несмотря на законодательную требовательность к защите персональных данных, не стоит забывать и о таких факторах их раскрытия, как:
неслужебные взаимоотношения сотрудников ИУ с осужденными, содержащимися в них, в результате которых может произойти утечка личной, конфиденциальной информации;
открытое общение персонала между собой, без соблюдения правил защиты личной информации, при осужденных и др.
Простейшим способом защиты от идентификации сотрудников может стать присвоение каждому из них персонального номера. Примером шифровки персональных данных во время службы может стать использование правил радиообмена посредством исключения использования фамилии при ведении радиопереговоров.
Регулирование защиты персональных данных персонала нашло свое отражение и в нормативных актах ФСИН России. Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из задач видит совершенствование инфраструктуры информационнотелекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации, создание резервного центра управления сетевыми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно - телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации.
Реализованная в настоящее время ФСИН России ведомственная целевая программа «Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность Федеральной службы исполнения наказаний на 2011 — 2013 годы», одним из направления которой является выполнение требований федеральных законов от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» по созданию информационной системы персональных данных и обеспечению ее защиты от несанкционированного доступа, также должна способствовать достижению качественно нового уровня в сфере защиты персональных данных сотрудников УИС.
Таким образом, комплекс правовых норм по организации защиты персональных данных сотрудников УИС является важнейшим средством обеспечения личной безопасности персонала УИС и безопасности их семей.
Развитие системы мер по повышению престижа профессии сотрудника УИС. Служба в УИС не считается престижной среди населения страны. Вступившее в силу с января 2013 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» позволило увеличить денежное довольствие сотрудников в 1,8 раза. Данное изменение существенно повлияло не только на повышение престижа службы в УИС, но и на качество выполнения служебных обязанностей сотрудниками.
Организуемые в настоящее время конкурсы на замещение вакантных должностей (в соответствии с приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы») несомненно положительно влияют на процесс комплектования учреждений и органов УИС качественным постоянным составом за счет осуществления отбора наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимое образование, профессиональные знания и соответствующий возраст, как нельзя лучше подходящих по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья для службы в УИС.
Вопрос повышения престижа профессии должен решаться на государственном уровне посредством средств массовой информации, литературы, искусства, пропаганды социального назначения и значимости деятельности УИС, а также путем улучшения материального обеспечения работников УИС, в частности, выделением жилья, развитием сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации и психологических перегрузок.
В рамках проблемы обеспечения безопасности персонала ИУ достаточно острым остается вопрос формирования статуса неприкосновенности рассматриваемой категории лиц. В первую очередь это связано с высоким уровнем латентности случаев нападения на сотрудников УИС со стороны осужденных, последствия этого явления выражаются в безнаказанности осужденного, совершившего подобного рода преступление. Повышение статуса службы в УИС, формирование правильного портрета сотрудника ИУ - неотъемлемая часть процесса повышения эффективности обеспечения безопасности персонала, которая выступает средством психологического сдерживания для осужденных.
Повышение качества организации подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности (профессиональная, физическая и психологическая подготовка). Немаловажную роль играют организация процесса качественной подготовки сотрудников к пресечению противоправных действий осужденных, обеспечение личного состава необходимыми средствами, а также выработка умений и навыков адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации, в том числе на проявление агрессии и провокационные действия со стороны осужденных[19].
Сотрудники УИС имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В связи с этим сотрудники УИС должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни.
Современное состояние уровня профессиональной подготовки сотрудников вызывает большое опасение. В ходе анализа результатов входного контроля слушателей повышения квалификации в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников (СПб ИПКР ФСИН России) среди сотрудников, отвечающих за обеспечение надзора в органах и учреждениях ФСИН России, стало очевидно, что наибольшее затруднение вызвали вопросы по знанию порядка обеспечения безопасности сотрудников при работе с осужденными, хотя эти работники в большей степени отвечают за указанное направление деятельности ИУ.
В настоящее время нормативным документом, определяющим порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава УИС, является приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы». Согласно положениям данного нормативного документа, профессиональная подготовка представляет собой организацию целенаправленного процесса, направленного на овладение и постоянное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС.
|