Охрана представляет собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, лицами, содержащимися под стражей, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения.
Как отчетливо видно из представленного определения, деятельность отделов охраны охватывает огромный спектр задач, связанных с деятельностью по обеспечению безопасности ИУ, основными из которых являются обеспечение соблюдения пропускного режима на охраняемых объектах, воспрепятствование проникновению на их территорию запрещенных предметов.
С целью получения объективной картины, происходящей в ИУ ФСИН России, следует остановиться на показателях деятельности отделов охраны. В ходе реализации мероприятий пропускного режима в 2014 г. в учреждениях УИС силами подразделений охраны во взаимодействии с оперативно- режимными службами:
огнестрельное оружие - 4 единицы (ГУФСИН России по Приморскому краю, Ульяновской области, г. Москве -2) (2011 г. - 0 единиц, 2012 г. - 3 единицы, 2013 г. - 7 единиц);
газовое оружие - 3 единицы (ГУФСИН России по Иркутской. Вологодской, Калининградской областям) (2012 г. - 2 единицы, 2013 г. - 1).
При попытке проноса на территорию охраняемых объектов запрещенных предметов задержано 947 человек (2011 г. - 1410 человек, 2012 г. - 1754 человека, 2013 г. - 2265 человек, уменьшение в 2,3 раза).[1]
Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность. Особое внимание в этих показателях стоит уделить увеличению числа изъятого огнестрельного и холодного оружия. На наш взгляд, назначение данных предметов не вызывает сомнения, и явно направлено на дезорганизацию деятельности ИУ, последствия которой могут быть катастрофическими и повлечь смерть или увечья сотрудников УИС. Не следует забывать, что сотрудники, находящиеся внутри ИУ, не вооружены огнестрельным оружием, а следовательно, будут беззащитны перед вооруженными осужденными.
В настоящее время во ФСИН России задача по пресечению попадания запрещенных предметов при поступлении осужденных в ИУ стоит на особом контроле. В связи с этим запускаются в эксплуатацию рентгенотелевизионные установки контроля ручной клади, закуплены детекторы нелинейных переходов при проведении обысков и досмотров, которые реагируют на одну из основных деталей средств мобильной связи - полупроводники[2].
Еще один способ снизить количество запрещенных предметов на территории ИУ, в частности средств мобильной связи, - установка систем, подавляющих работу сотовых телефонов. Например, изделие «АНТИФОН» и «Рест- М» имеют очень хорошие показатели, однако их применение ограничено финансовыми возможностями ФСИН России. Одним из наиболее рациональных выходов из подобной ситуации должна стать законодательно закрепленная обязанность операторов мобильной связи прекращать свои услуги на режимных территориях ИУ. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 82 «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования» УИК РФ пунктом 11:
«Операторы связи и владельцы сетей связи обязаны приостанавливать оказание услуг своей сети на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, а также на границе территорий, прилегающих к ним.»
Основными путями проникновения запрещенных предметов в ИУ являются: перебросы, контрольно-пропускные пункты (КПП), комнаты свиданий, почтовые посылки (бандероли).
В соотношении форм доставки запрещенных предметов около 40 % составляют перебросы, в результате досмотровых мероприятий изымается порядка 30 %, попытки родственников передать запрещенные предметы на длительном свидании составили 20 %, путем пересылки - 10 %.
В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» штраф за передачу запрещенных предметов (в том числе за попытку) лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания, увеличен с 1-1,5 тыс. руб. (ранее) до 3-5 тыс. руб.
Усиление административной ответственности за передачу в учреждения УИС и изоляторы временного содержания запрещенных предметов должно снизить количество попыток передачи таких предметов, тем самым повысив безопасность персонала ИУ.
Следует также уделить внимание высокому уровню побеговой активности осужденных из ИУ ФСИН России. Так, в 2014 г. совершено 22 покушения на совершение побега (2011 г. - 28 случаев, 2012 г. - 25 случаев, 2013 г. - 22 случая) и 6 побегов (2011 г. - 7 случаев, 2012 г. - 12 случаев, 2013 г. - 7 случаев). В действительности же опасность побега заключается не в уклонении преступника от отбывания наказания, а в тех последствиях, которые могут наступить в процессе его совершения: нападения на охрану и завладение оружием, убийство сотрудников, а также других лиц.
В целях повышения эффективности деятельности служб охраны УИС в настоящее время организован целый комплекс мероприятий, важнейшими их которых являются:
- совершенствование инженерно-технического оборудования охраняемых объектов в целях применения на них прогрессивных способов несения службы с использованием караулов оптимальной численности;
- проведение комиссионных обследований подведомственных учреждений УИС с целью уточнения категории оборудования их комплексами ИТСОН и системы охраны;
проведение мероприятий по усилению воспитательной работы и морально-психологическому обеспечению службы охраны, ежеквартальное проведение психологического тестирования сотрудников, несущих службу с оружием и специальными средствами, и др.[3]
[1] См.: О результатах обеспечения охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2014 году и мерах по понижению ее эффективности в 2015 году : письмо ФСИН России от 10 марта 2015 г. № 03-11329.
[2] См.: Смирнов С. Ю. Указ. соч. С. 4.
[3] См.: О применении физической силы и специальных средств сотрудниками УИС за первое полугодие 2012 года : письмо ФСИН России от 16 августа 2012 г. № 516069-08.
|