Технические средства охраны и надзора ИУ - это устройства, приборы, предназначенные для регистрации физического воздействия, превышающего нормированный уровень, на создаваемую ими чувствительную зону, и для формирования сигнала (информации) об этом событии.
Технические средства охраны и надзора применяются в ИУ повсеместно: в запретной зоне, на КПП, на территории и в помещениях учреждений (объектов), при проведении оперативных мероприятий, на транспорте.
Совокупность технических средств охраны и надзора, объединенных коммуникационной сетью по функциональному признаку, представляет собой систему (комплекс), предназначенную для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного режима содержания и для получения необходимой информации о поведении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Постоянная работа по совершенствованию системы ИТСО в учреждениях УИС направлена на повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в ИУ, а также на пресечение их противоправных действий на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников УИС и улучшения условий несения службы.
Эффективность работы дежурной смены, в том числе по обеспечению безопасности персонала УИС, во многом зависит от исправности и наличия необходимого оборудования в дежурных частях ИУ. Однако в настоящее время обеспеченность дежурных частей необходимым оборудованием составляет в среднем по УИС - 72,9 %.
В настоящее время в исправительных учреждениях установлено 247 интегрированных систем безопасности, в том числе в 2014 году территориальными органами ФСИН России централизованно получены 90 базовых комплектов таких систем. В надзоре за осужденными на постоянной основе используется более 49 тыс. камер видеонаблюдения (2013 год - 43 431; 2012 год - 35 267).[1]
Широкое применение современных интегрированных систем безопасности (ИСБ) за счет дистанционного контроля за осужденными и лицами, содержащимися под стражей, исключает возможность непосредственного контакта с ними, создает необходимые условия для своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки, предупреждения и пресечения противоправных действий и одновременно обеспечивает эффективный контроль за несением службы сотрудниками учреждений УИС.
За счет подключения интегрированных систем безопасности к ведомственной сети планируется создание ситуационных центров, что позволит прогнозировать развитие событий, а также более оперативно реагировать на изменение обстановки[2].
Все перечисленные технические средства прямым или косвенным способом влияют на обеспечение безопасности персонала ИУ. Осуществление постоянного надзора за осужденными с использованием указанных ранее средств значительно повышает эффективность деятельности в рамках изучаемой проблематики за счет своевременного получения информации о противоправных действиях со стороны осужденных, а также ее фиксации и возможности сохранения на носителях.
До сих пор остается открытым вопрос оборудования стационарными ме- таллодетекторами и комнатами для обыска КПП между жилой и производственной зонами. В среднем по УИС они оборудованы на 59,2 %, а помещениями для обыска на 66,1 %.
В соответствии с указанием директора ФСИН России от 1 января 2012 г. № 5-18956-01т во время проведения обысковых мероприятий в обязательном порядке необходимо осуществлять видеофиксацию на переносную и стационарную видеокамеры. При совершении осужденными на территории учреждений УИС преступлений и правонарушений следует в установленном порядке осуществлять изъятие видеозаписей с последующим созданием архива изъятых видеозаписей на съемных электронных носителях информации объемом 1 ТБ и более. Период хранения видеоматериалов - не менее 1 года[3]. Отснятые видеоматериалы могут стать доказательством вины осужденного, совершившего нападение на сотрудника, проводившего обыск, но в первую очередь они будут служить сдерживающим фактором, снижающим риск нападения.
Анализ применяемых специальных средств обеспечения безопасности персонала стоит начать с рассмотрения нормативного регулирования данной сферы деятельности УИС. В настоящее время порядок и случаи применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС четко определены в гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и оружия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Указанный Закон в ст. 30 разрешает применять специальные средства для отражения нападения на работников УИС, здесь же определен четкий перечень специальных средств, которые можно применять в этих ситуациях:
резиновые палки;
светозвуковые средства отвлекающего воздействия;
служебные собаки.
При защите от нападения сотрудник УИС может применять и огнестрельное оружие, это право закреплено в ст. 31 указанного Закона.
Анализ возможных последствий применения перечисленных специальных средств и тем более оружия не позволяет говорить о гуманности обращения с осужденными, а следовательно, о повышении гарантий соблюдения их прав и законных интересов, которые определены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Выходом из сложившейся ситуации должно стать внедрение и соответствующее нормативное закрепление новых специальных средств, служащих для обеспечения безопасности персонала ИУ. И как оказалось, в настоящее время уже имеются современные альтернативы.
В своем выступлении на Международной научно-практической конференции в г. Рязани в 2011 г. представитель управления режима и надзора ФСИН России А.В. Дергачев в рассказе о новациях оперативно-служебной деятельности отметил, что предложения о возможности использования электрошоковых устройств в деятельности отечественной УИС, и о законопроекте, наделяющем администрацию ИК возможностью применения данных устройств, доложены директору ФСИН России.
Следует также упомянуть о перспективе использования электрошокового оборудования в одном из инновационных направлений реконструкции ИТСОН, установленных в запретных зонах учреждений. Ярким примером охраннозащитной системы нового поколения, основанной на применении электрической энергии оборудования, является система нелетального электрошокового воздействия (СНЭВ). Принцип СНЭВ основан на безопасном воздействии импульса электрической энергии. Характер воздействия электризуемых элементов системы обладает отталкивающим свойством и основан на рефлекторной реакции живого организма. Воздействие высоковольтных импульсов безопасно для жизни, но крайне неприятно. Важной отличительной чертой является особый алгоритм функционирования системы, который предполагает:
световое предупреждение, представляющее дополнительное освещение подступов к объекту при появлении посторонних лиц в зоне обнаружения средств охранной сигнализации вблизи охраняемого объекта;
голосовое предупреждение нарушителя о его противоправных действиях при попытке преодоления заграждения объекта;
повторное голосовое предупреждение и оптическое предупреждение нарушителя при приближении к оборудованным СНЭВ рубежам о наличии высокого напряжения на ее электризуемых элементах и опасности его жизни и здоровью;
и наконец, активное высоковольтное воздействие на нарушителя при попытке преодоления рубежа охраны СНЭВ[4].
Все это наряду с физическим воздействием оказывает и моральнопсихологическое воздействие на нарушителя, тем самым повышает надежность охраны и безопасности сотрудников в ИУ.
Говоря о достоинствах данных средств, не стоит забывать о проблемной стороне их внедрения и использования. Главной и, наверное, самой сложной для решения является финансовая составляющая. Приобретение и установка подобных электрошоковых устройств, специальных раций и СНЭВ может растянуться на долгий период, в связи с чем потерять актуальность.
Озабоченность также вызывают возможные последствия применения электрошокового оборудования и устройств к осужденным с сердечнососудистыми заболеваниями, доля которых из общего числа осужденных довольна велика.
Нельзя не сказать и о возможных последствиях воздействия СНЭВ, фактор внезапности и специфичность воздействия которой могут вызвать у нарушителя судорожные сокращения мышц, ожоги кожных покровов, привести к временным функциональным нарушениям дыхания и расстройства нервной системы, вызвать изменения в эмоциональном состоянии, вплоть до психологического шока.
Третьей особенностью использования в ИУ электрошоковых устройств является указанная в Стандартах Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) отрицательная практика демонстративной и даже провокационной манеры ношения резиновых палок пенитенциарным персоналом. Подобная практика в деятельности ИУ была исключена указанием ГУИН Минюста России от 26 ноября 2002 г. № 18/6/2-621, которое определило порядок ношения специальных средств. По нашему мнению, решением данной проблемы должно стать непосредственное обеспечение сотрудников учреждений УИС скрытно носимыми электрошоковыми устройствами, а также телескопическими вариантами палки резиновой, которые можно носить скрытно.
Достаточно актуальными были и остаются вопросы обеспечения безопасности женского персонала ИУ ФСИН России. Согласно указаниям ФСИН России от 17 декабря 2009 г. № 10/1-4894 и от 4 июня 2011 г. № ш-25/2-10С, помещения медицинских частей (МСЧ), школ, профессиональных училищ и других помещений, где находятся женщины, должны быть оборудованы отсекающими решетками, камерами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией. По состоянию на 30 августа 2013 г. в среднем по УИС отсекающими решетками оборудовано 79,9 % рабочих мест от общего количества мест работы женщин в МСЧ. В помещениях школ, учебно-консультационных пунктов отсекающими решетками рабочие места оборудованы в среднем по УИС на 16,1 %, в помещениях профессиональных училищ - 10,4 %, на производственных объектах - 11,1 %[5].
Несмотря на предусмотренное в ведомственных нормативных документах обязательное сопровождение женщин по территории мужских ИК, остаются не проработанными вопросы эффективного использования систем тревожной сигнализации на территории ИУ. Выходом из сложившейся ситуации должно стать внедрение систем беспроводной охранной сигнализации. Данные устройства уже апробированы в ИУ ГУФСИН России по Красноярскому краю. Применение подобных систем позволяет не только получить сигнал тревоги от компактного переносного устройства, но и определить место, откуда он был подан, тем самым повышая эффективность деятельности дежурной смены учреждения по обеспечению безопасности персонала.
Еще одним перспективным направлением повышения эффективности обеспечения безопасности персонала ИУ стало развитие и внедрение новых индивидуальных средств защиты, которыми экипируются сотрудники. Наибольший интерес в этом вопросе стоит уделить опыту использования специальных средств в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Достойным примером является описанное в научной статье Д.Г. Макарова ИУ Брухзаль - одно из старейших ИУ Федеративной Республики Германия. Надзор за осужденными в нем осуществляется 16 сотрудниками при численности осужденных 400 человек. Особенности экипировки сотрудников состоят в наличии специальных радиостанций, наручников и баллончиков со слезоточивым газом. С практической точки зрения интерес вызывают рации, имеющие свой абонентский номер и обеспечивающие не только устойчивую связь между сотрудниками учреждения, но и подачу сигнала тревоги в случаях нажатия специальной (красной) кнопки, вырывания шнура крепления, перевода в горизонтальное положение (при падении сотрудника либо попытке завладения), а также позиционирования места подачи сигнала тревоги на электронных схемах помещений и территории объекта[6].
Результаты исследования деятельности применяемых специальных средств за рубежом показывают, что в наиболее развитых странах наряду с совершенствованием ручного огнестрельного оружия очень активно ведется работа по использованию нелетального оружия, такого как ружья для стрельбы газовыми патронами и гранатами, резиновыми и пластиковыми пулями, устройства для распыления слезоточивого газа. Например, в тюрьмах Англии и Уэльса на вооружении нет огнестрельного оружия. Для обеспечения правопорядка в учреждениях имеется необходимое количество специальных средств и средств индивидуальной защиты: щитов из прочного пластика, шлемов, бронежилетов, наколенников, специальной обуви.
Следующим эффективным техническим средством предупреждения и фиксации нападения на персонал ИУ является развитие систем видеонаблюдения. Так, в США в тюрьмах активно используют дистанционно управляемые и перемещаемые телекамеры воздушного наблюдения, они двигаются по пересекающим территорию высоко подвешенным тросам, тем самым способны быстро реагировать на сигналы тревоги или же использоваться в ситуациях, небезопасных для персонала.
Применение в отечественных условиях приведенного опыта немецких коллег может способствовать повышению эффективности работы по обеспечению безопасности персонала ИУ ФСИН России.
Не стоит забывать, что служебная деятельность сотрудника УИС основана на строгом соблюдении нормативно-правовых актов, а, следовательно, внедрение и последующее использование описанных средств обеспечения безопасности персонала УИС будет возможно только после соответствующего их правового закрепления в нормативных актах.
[1] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 - 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России.
URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения 06.04.2015).
[2] См.: Государственная программа Российской Федерации «Юстиция» : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312.
[3] См.: Указание ФСИН России от 20 августа 2013 г. № 08-27734.
[4] См.: Кареев В. В. Перспективы применения систем нелетального электрошокового воздействия в охране учреждений УИС в свете Концепции развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года // Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 27-28 окт. 2011 г.). Рязань, 2011. С. 40.
[5] См.: Указание ФСИН России от 30 августа 2013 г. № 08-29582.
[6] См.: Макаров Д. Г. Особенности отбывания наказания и обеспечения безопасности в пенитенциарных учреждениях ФРГ на примере исправительного учреждения Брухзальд // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 41.
|