Вторник, 26.11.2024, 17:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Повышение качества обеспечения режима (исполнения и отбыва¬ния наказания, содержания осужденных)

Согласно ст. 82 УИК РФ режим представляет собой установленный законом и соответствующими закону нор­мативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения сво­боды, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и за­конных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Иными словами, режим есть не что иное, как форма управления ИУ как социальной системой, поскольку регламентирует те параметры, в рамках кото­рых она может эффективно функционировать. Выход функционирования ИУ за пределы этих параметров приводит или к разрушению данной системы, или к нанесению вреда другим социальным системам. Исходя из этого, режим высту­пает основой обеспечения безопасности в ИУ.

По своей сущности режим содержит целый комплекс мер (процессов), направленных на сбалансированную и стабильную деятельность ИУ. По орга­низационно-правовому признаку их можно условно разделить на правовые и организационно-управленческие.

К правовым мерам относятся конституционные и государственно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, оперативно-розыскные и ис­правительно-правовые.

Конституционные и государственно-правовые меры включают в себя: прокурорский надзор, судебный и ведомственный надзор контроль со стороны различных общественных формирований. Указанные виды контроля направле­ны на соблюдение законности в ИУ, одним из положительных результатов ко­торого является снижение агрессии со стороны осужденных, а следовательно, и повышение безопасности персонала.

Уголовно-правовые меры - это нормы, рассматривающие средства, предусматривающие ответственность за совершение преступлений со стороны осужденных. Данная мера должна быть рассмотрена не только как карательный, но и как сдерживающий инструмент в случае планирования осужденным совершения противоправных действий. Исследуя уголовно­правовые меры обеспечения режима крайне необходимо уделить внимание таким негативным явлениям, как латентность совершенных в ИУ преступлений и отсутствие должного контроля со стороны руководства ИУ за возбуждением уголовных дел.

По данным отчета СБ-1 в 2013 году и в I квартале 2014 года по всем случаям применения насилия, угроз его применения и оскорблений в отношении персонала ИУ материалы направлялись в правоохранительные органы, которыми возбуждено 191 и 46 уголовных дел соответственно.

Примером принципиального подхода к оценке противоправных действий осужденных может служить деятельность УФСИН России по Удмуртской Республике, где, несмотря на имеющийся рост возбужденных уголовных дел по ст. 319, ч. 2 ст. 321 УК Российской Федерации (с 5 в 2012 году до 29 в 2013 году), все они в большей степени направлены на профилактику и предотвращение более тяжких преступлений со стороны осужденных.[1]

Административно-правовые меры применяются в целях обеспечения поряд­ка в ИУ, когда совершается административное правонарушение, а не преступле­ние. Говоря об этой мере, особое внимание стоит уделить ст. 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая определяет наказание за передачу, либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изолято­рах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование ко­торых запрещено. Изменения, внесенные в эту статью Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ и повлекшие увеличение административного штрафа, должны снизить количество попыток передачи данных предметов, тем самым по­высив безопасность персонала ИУ.

Оперативно-розыскные меры применяются в целях предупреждения, пре­сечения, раскрытия правонарушений и розыска скрывшихся преступников. Деятельность оперативных отделов ИУ в рамках рассматриваемой проблемати­ки приобретает особое значение в аспекте предотвращения нападений на пер­сонал ИУ посредством получения и использования актуальной оперативной информации.

Уголовно-исполнительные меры предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом РФ: постоянный надзор за осужденными, проведение обысков, цензу­ра корреспонденции, досмотр посылок и передач, строго регламентированный внутренний распорядок, применение мер взыскания и поощрения и др.[2]

Организационно-управленческие меры (процессы) направлены на четкое определение целей, задач и функций отделов и служб по обеспечению порядка исполнения и отбывания наказаний, разработку функциональных обязанностей сотрудников, осуществляющих порядок, организационно-структурное совершен­ствование, а также повышение эффективности информационно-аналитической работы, принятие и организацию исполнения управленческих решений[3]. Орга­низационно-управленческие меры имеют главенствующее значение в процессе организации режима, от их реализации зависит также организация всего ком­плекса правовых мер. Особое значение в анализе рассматриваемой меры зани­мает личные управленческие и организационные качества руководителя ИУ.

В свете изложенных фактов становится очевидным, что режим сложная и многозадачная система, связующим элементом которой являются организаци­онно-управленческие процессы.

Проводимая в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной сис­темы Российской Федерации до 2020 года работа направлена на дифференциацию условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью:

- обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания;

- создания системы изучения факторов, способствующих возникновению эксцессов со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нару­шителей установленного порядка отбывания наказания;

- создания справедливой и контролируемой системы мотиваций осужден­ных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида ИУ, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

- совершенствования порядка участия администрации ИУ в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части на­казания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных ха­рактеристик осужденных.

В своей работе «От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный анализ» А.Я. Гришко уделяет особое внимание анализу недос­татков в системе ИК по сравнению с тюремной системой в историческом аспек­те. Автор подчеркивает, что «на самом деле практика показала, что исправитель­но-трудовые колонии, по сравнению с тюрьмами, имеют целый ряд недостатков. Введение локальных зон не решило проблем защищенности осужденных и со­трудников колонии от преступных посягательств криминогенных групп, ослаби­ло надзор и возможности предупреждения преступлений. Большое количество осужденных, проживающих в общежитии колонии, сравнительно свободное пе­редвижение внутри них привели к появлению «воровских» группировок, уста­навливающих свои лагерные законы поведения осужденных путем применения насилия, расправы над инакомыслящими».

«В больших по наполняемости исправительно-трудовых колониях с изо­лированными участками практически не представляется возможным осуществ­лять постоянный надзор за осужденными, особенно в ночное время, силами ма­лочисленных отрядов контролеров, несущих службу по надзору в жилых и производственных зонах»[4].

Однако не только проживание осужденных в общежитиях и появление «во­ровских» группировок среди осужденных способствовали ухудшению кримино­генной ситуации в ИУ, есть и другие важные факторы.

В работе «Теоретические основы безопасности в уголовно-исполнительной системе» Б.Б. Казак уделил внимание проблеме обеспечения безопасности, проводя анализ изменения качественного состава осужденных. Ученый утвер­ждает, что в последние годы изменился состав контингента УИС, возраст актив­ности криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять «воровские» традиции, организовывать и координировать про­тивоправные действия осужденных. Увеличивается количество лиц с повышен­ной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями. Совре­менная статистка свидетельствует о том, что каждый четвертый осужденный отбывает наказание за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за изнасилование, разбойное нападение, грабеж. По­стоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в орга­низованных преступных группировках, что также может отрицательно сказать­ся на безопасности УИС.

Кардинальным и переломным моментом, способным качественно изме­нить обеспечение безопасности сотрудников ИУ в сложившейся ситуации, должно стать изменение видов ИУ, которое предусмотрено Концепцией разви­тия уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Согласно Концепции, реформирование УИС предполагает изменение ви­дов ИУ для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания. Раздельное содержание осужден­ных в тюрьмах позволит пресечь нежелательные контакты между ними, преодо­леть угрозу сплочения криминогенно ориентированных осужденных, повысить эффективность надзора за поведением содержащихся лиц на основе внедрения современных технических средств надзора.

Не следует забывать, что раздельное содержание осужденных в тюрь­мах, модернизация и оптимизация, оснащение учреждений комплексами ИТСОН не будет эффективно влиять на безопасность персонала без созда­ния актуальной, отвечающей современным требованиям программы про­фессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

В Концепции развития охраны учреждений УИС до 2020 года данному вопросу уделено особое внимание, его решение предполагает создание про­граммы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифи­кации персонала режима, а также единой системы обучения курсантов, состоя­щей из последовательных этапов теоретической и практической подготовки к будущей служебной деятельности.

Перечисленные проблемы являются наглядным подтверждение необхо­димости проведения преобразований в УИС. Недостатки, возникшие в ИК, свя­занные с отрядной системой, невозможно решить только лишь в законодатель­ном порядке, нужна полная перестройка системы ИУ. Планомерный переход на покамерное содержание осужденных в ближайшем будущем снизит кримино­генную ситуацию, позволит разрушить сложившиеся «воровские» традиции. Все это, а также повышение уровня специальной и психологической подготов­ки работников УИС должно стать основой нового (в качественном смысле) эта­па развития обеспечения безопасности персонала, а также повысить защищен­ность их профессиональной деятельности.

При исследовании указанного средства обеспечения безопасности необ­ходимо уделить внимание опыту зарубежных коллег, применяемому в тюрьме Statewill (тюрьма максимальной безопасности в США). В этой тюрьме приме­няются дифференцированные условия отбывания наказаний для различных ка­тегорий осужденных: строгий режим (карцер), общий режим, льготный режим.

В зависимости от видов условий отбывания наказаний осужденные носят уни­форму различного цвета: коричневую на строгом режиме, светло-серую на об­щем, белую на льготном, что позволяет легко идентифицировать осужденных по виду режима, тем самым предупредить их возможное незаконное перемеще­ние по тюрьме. Осужденные в учреждении содержатся в камерах, по 1-2 чело­века, камеры полностью просматриваются, так как передняя стена и дверь представляют собой сплошную решетку.

Нет сомнений в необходимости проведения планомерной и организован­ной работы по переходу на покамерное содержание осужденных, а опыт пени­тенциарных коллег зарубежных стран должен послужить хорошей теоретиче­ской и практической базой для формирования эффективной российской систе­мы тюрем.

 

[1] См.: О посягательстве на жизнь и здоровье сотрудников УИС : письмо ФСИН России от 5 мая 2014 г. № 07-19344.

[2] См.: Журавленко Н. И., Курбатов Д. А. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения. Уфа, 2001. С. 63.

[3] См.: Тайгозин Ю. А. Средства обеспечения порядка исполнения и отбывания лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 22.

[4] См.: Гришко А. Я. От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный анализ : учеб.-метод. пособие. Рязань, 2010. С. 67.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.08.2017)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%