Согласно ст. 82 УИК РФ режим представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Иными словами, режим есть не что иное, как форма управления ИУ как социальной системой, поскольку регламентирует те параметры, в рамках которых она может эффективно функционировать. Выход функционирования ИУ за пределы этих параметров приводит или к разрушению данной системы, или к нанесению вреда другим социальным системам. Исходя из этого, режим выступает основой обеспечения безопасности в ИУ.
По своей сущности режим содержит целый комплекс мер (процессов), направленных на сбалансированную и стабильную деятельность ИУ. По организационно-правовому признаку их можно условно разделить на правовые и организационно-управленческие.
К правовым мерам относятся конституционные и государственно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, оперативно-розыскные и исправительно-правовые.
Конституционные и государственно-правовые меры включают в себя: прокурорский надзор, судебный и ведомственный надзор контроль со стороны различных общественных формирований. Указанные виды контроля направлены на соблюдение законности в ИУ, одним из положительных результатов которого является снижение агрессии со стороны осужденных, а следовательно, и повышение безопасности персонала.
Уголовно-правовые меры - это нормы, рассматривающие средства, предусматривающие ответственность за совершение преступлений со стороны осужденных. Данная мера должна быть рассмотрена не только как карательный, но и как сдерживающий инструмент в случае планирования осужденным совершения противоправных действий. Исследуя уголовноправовые меры обеспечения режима крайне необходимо уделить внимание таким негативным явлениям, как латентность совершенных в ИУ преступлений и отсутствие должного контроля со стороны руководства ИУ за возбуждением уголовных дел.
По данным отчета СБ-1 в 2013 году и в I квартале 2014 года по всем случаям применения насилия, угроз его применения и оскорблений в отношении персонала ИУ материалы направлялись в правоохранительные органы, которыми возбуждено 191 и 46 уголовных дел соответственно.
Примером принципиального подхода к оценке противоправных действий осужденных может служить деятельность УФСИН России по Удмуртской Республике, где, несмотря на имеющийся рост возбужденных уголовных дел по ст. 319, ч. 2 ст. 321 УК Российской Федерации (с 5 в 2012 году до 29 в 2013 году), все они в большей степени направлены на профилактику и предотвращение более тяжких преступлений со стороны осужденных.[1]
Административно-правовые меры применяются в целях обеспечения порядка в ИУ, когда совершается административное правонарушение, а не преступление. Говоря об этой мере, особое внимание стоит уделить ст. 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая определяет наказание за передачу, либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено. Изменения, внесенные в эту статью Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ и повлекшие увеличение административного штрафа, должны снизить количество попыток передачи данных предметов, тем самым повысив безопасность персонала ИУ.
Оперативно-розыскные меры применяются в целях предупреждения, пресечения, раскрытия правонарушений и розыска скрывшихся преступников. Деятельность оперативных отделов ИУ в рамках рассматриваемой проблематики приобретает особое значение в аспекте предотвращения нападений на персонал ИУ посредством получения и использования актуальной оперативной информации.
Уголовно-исполнительные меры предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом РФ: постоянный надзор за осужденными, проведение обысков, цензура корреспонденции, досмотр посылок и передач, строго регламентированный внутренний распорядок, применение мер взыскания и поощрения и др.[2]
Организационно-управленческие меры (процессы) направлены на четкое определение целей, задач и функций отделов и служб по обеспечению порядка исполнения и отбывания наказаний, разработку функциональных обязанностей сотрудников, осуществляющих порядок, организационно-структурное совершенствование, а также повышение эффективности информационно-аналитической работы, принятие и организацию исполнения управленческих решений[3]. Организационно-управленческие меры имеют главенствующее значение в процессе организации режима, от их реализации зависит также организация всего комплекса правовых мер. Особое значение в анализе рассматриваемой меры занимает личные управленческие и организационные качества руководителя ИУ.
В свете изложенных фактов становится очевидным, что режим сложная и многозадачная система, связующим элементом которой являются организационно-управленческие процессы.
Проводимая в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года работа направлена на дифференциацию условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью:
- обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания;
- создания системы изучения факторов, способствующих возникновению эксцессов со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;
- создания справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида ИУ, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- совершенствования порядка участия администрации ИУ в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных.
В своей работе «От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный анализ» А.Я. Гришко уделяет особое внимание анализу недостатков в системе ИК по сравнению с тюремной системой в историческом аспекте. Автор подчеркивает, что «на самом деле практика показала, что исправительно-трудовые колонии, по сравнению с тюрьмами, имеют целый ряд недостатков. Введение локальных зон не решило проблем защищенности осужденных и сотрудников колонии от преступных посягательств криминогенных групп, ослабило надзор и возможности предупреждения преступлений. Большое количество осужденных, проживающих в общежитии колонии, сравнительно свободное передвижение внутри них привели к появлению «воровских» группировок, устанавливающих свои лагерные законы поведения осужденных путем применения насилия, расправы над инакомыслящими».
«В больших по наполняемости исправительно-трудовых колониях с изолированными участками практически не представляется возможным осуществлять постоянный надзор за осужденными, особенно в ночное время, силами малочисленных отрядов контролеров, несущих службу по надзору в жилых и производственных зонах»[4].
Однако не только проживание осужденных в общежитиях и появление «воровских» группировок среди осужденных способствовали ухудшению криминогенной ситуации в ИУ, есть и другие важные факторы.
В работе «Теоретические основы безопасности в уголовно-исполнительной системе» Б.Б. Казак уделил внимание проблеме обеспечения безопасности, проводя анализ изменения качественного состава осужденных. Ученый утверждает, что в последние годы изменился состав контингента УИС, возраст активности криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять «воровские» традиции, организовывать и координировать противоправные действия осужденных. Увеличивается количество лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями. Современная статистка свидетельствует о том, что каждый четвертый осужденный отбывает наказание за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за изнасилование, разбойное нападение, грабеж. Постоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в организованных преступных группировках, что также может отрицательно сказаться на безопасности УИС.
Кардинальным и переломным моментом, способным качественно изменить обеспечение безопасности сотрудников ИУ в сложившейся ситуации, должно стать изменение видов ИУ, которое предусмотрено Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Согласно Концепции, реформирование УИС предполагает изменение видов ИУ для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания. Раздельное содержание осужденных в тюрьмах позволит пресечь нежелательные контакты между ними, преодолеть угрозу сплочения криминогенно ориентированных осужденных, повысить эффективность надзора за поведением содержащихся лиц на основе внедрения современных технических средств надзора.
Не следует забывать, что раздельное содержание осужденных в тюрьмах, модернизация и оптимизация, оснащение учреждений комплексами ИТСОН не будет эффективно влиять на безопасность персонала без создания актуальной, отвечающей современным требованиям программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников.
В Концепции развития охраны учреждений УИС до 2020 года данному вопросу уделено особое внимание, его решение предполагает создание программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала режима, а также единой системы обучения курсантов, состоящей из последовательных этапов теоретической и практической подготовки к будущей служебной деятельности.
Перечисленные проблемы являются наглядным подтверждение необходимости проведения преобразований в УИС. Недостатки, возникшие в ИК, связанные с отрядной системой, невозможно решить только лишь в законодательном порядке, нужна полная перестройка системы ИУ. Планомерный переход на покамерное содержание осужденных в ближайшем будущем снизит криминогенную ситуацию, позволит разрушить сложившиеся «воровские» традиции. Все это, а также повышение уровня специальной и психологической подготовки работников УИС должно стать основой нового (в качественном смысле) этапа развития обеспечения безопасности персонала, а также повысить защищенность их профессиональной деятельности.
При исследовании указанного средства обеспечения безопасности необходимо уделить внимание опыту зарубежных коллег, применяемому в тюрьме Statewill (тюрьма максимальной безопасности в США). В этой тюрьме применяются дифференцированные условия отбывания наказаний для различных категорий осужденных: строгий режим (карцер), общий режим, льготный режим.
В зависимости от видов условий отбывания наказаний осужденные носят униформу различного цвета: коричневую на строгом режиме, светло-серую на общем, белую на льготном, что позволяет легко идентифицировать осужденных по виду режима, тем самым предупредить их возможное незаконное перемещение по тюрьме. Осужденные в учреждении содержатся в камерах, по 1-2 человека, камеры полностью просматриваются, так как передняя стена и дверь представляют собой сплошную решетку.
Нет сомнений в необходимости проведения планомерной и организованной работы по переходу на покамерное содержание осужденных, а опыт пенитенциарных коллег зарубежных стран должен послужить хорошей теоретической и практической базой для формирования эффективной российской системы тюрем.
[1] См.: О посягательстве на жизнь и здоровье сотрудников УИС : письмо ФСИН России от 5 мая 2014 г. № 07-19344.
[2] См.: Журавленко Н. И., Курбатов Д. А. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения. Уфа, 2001. С. 63.
[3] См.: Тайгозин Ю. А. Средства обеспечения порядка исполнения и отбывания лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. С. 22.
[4] См.: Гришко А. Я. От исправительной колонии к тюрьме: исторический и сравнительный анализ : учеб.-метод. пособие. Рязань, 2010. С. 67.
|