Законодатель не дает конкретного определения термина «надзор», однако в полном объеме указывает, из каких мероприятий он должен состоять. Надзор за осужденными, содержащимися в ИК, включает в себя целый комплекс мероприятий, основными из которых являются:
- постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания;
- использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля;
- осуществление пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка перемещения, ношения одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, пропусков установленного образца для осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения из-под стражи под надзор администрации колонии, удостоверений для осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении;
- проведение проверок наличия осужденных;
- проведение в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минюста России обысковых мероприятий осужденных, помещений жилых и производственных объектов, территории жилых, производственных зон, досмотра транспортных средств, вещей и одежды лиц, нарушающих установленные требования на режимной территории, проверки посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также отправляемых осужденными;
- обеспечение силами караула по охране жилых и производственных зон наблюдения за территориями внутри и вне охраняемых объектов, непосредственно прилегающих к основному ограждению, в целях предотвращения побегов, переброса запрещенных предметов других противоправных действий осужденных и иных лиц.
Правильная организация надзора в ИУ оказывает существенное, если не сказать главенствующее, значение в процессе обеспечения безопасности персонала ИУ. Приведенный ранее перечень основных функций служб режима прямым образом влияет на нормальную организацию деятельности ИУ. Рассматривая проблемы совершенствования деятельности служб ИУ, ответственных за обеспечение режима, стоит заострить внимание на таких характеристиках его обеспечения, как соответствие нормативному объему службы (штатной численности отдела надзора), а также подготовленность сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач.
Объем службы - это расчетный показатель, применяемый для определения норматива штатной численности персона надзора ИУ, в котором за основу принимают потребность единиц персонала надзора дежурной смены на одни сутки.
Акцент на этом показателе сделан не случайно, современная кадровая ситуация остается сложной, комплектование суточных смен в ИУ до сих пор является ежедневной проблемой.
Несмотря на то что надзор за осужденными - обязанность всех сотрудников и работников ИК, специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену. В состав дежурной смены включается оперативный дежурный, он же начальник смены, персонал надзора и дополнительные силы. Уровень подготовки этих сотрудников, а также профессионализм и личная дисциплинированность при выполнении поставленных перед ними задач в рамках обеспечения надзора за осужденными, содержащимися в ИУ - залог стабильной деятельности и предупреждения противоправных действий осужденных.
Крайне важным режимным мероприятием, включающим комплекс поисковых мероприятий, осуществляемых сотрудниками УИС по обнаружению и изъятию у осужденных запрещенных предметов и вещей для профилактики побегов и иных противоправных действий, является проведение обысков.
Как показывают данные за 2014 г., порядка 31,4 % (64 из 187) случаев противоправных действий осужденных совершалось при проведении обыско- вых мероприятий, в том числе при изъятии у осужденных запрещенных предметов (в основном сотовых телефонов), в 10 случаях - с использованием подручных предметов, в том числе колюще- режущих. (2011 г. - 6 случаев, 2012 г. - 7 случаев, 2013 г. - 8 случаев). Становится очевидным, что недочеты в работе по организации надзора в ИУ оборачиваются серьезными последствиями, о которых ярко свидетельствуют перечисленные данные. Стоит вспомнить о вопиющем факте, произошедшем в 2005 г. в ФГУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, когда при окончании длительного свидания у родственника осужденного был изъят пистолет, изготовленный осужденным в производственной зоне учреждения.
В результате отсутствия надлежащего надзора за поведением осужденных, некачественного проведения обысков и досмотров колюще-режущие предметы в руках у осужденного становятся орудием совершения преступлений.
Надзор также является формой социального управления, так как заключает в себе непосредственное воздействие на отдельных осужденных, их группы, общности и формирования, на иных граждан, а также сотрудников ИУ в части выполнения ими подведомственных надзору обязанностей и правил поведения в ИУ:
- изъятие из общей массы осужденных, находящихся в ненормальном состоянии, а также усмирение буйствующих осужденных;
- нейтрализация конфликтов между осужденными;
- обеспечение выполнения внутреннего распорядка дня в ИУ;
- изъятие у осужденных запрещенных к хранению предметов;
устранение возможности для совершения осужденными побегов ИУ и др.
|