Обеспечение безопасности ИУ - приоритетная задача ФСИН России. Ее решение строится на профилактике происшествий криминогенного характера, возникающих в исправительных учреждениях[1].
Как показывают статистические данные за 2014 г., большая часть нападений на персонал ИУ совершена отрицательно характеризующимися осужденными, имеющими множественные нарушения установленного порядка отбывания наказания, психически неуравновешенными, в основном во время изъятия у них запрещенных предметов либо из хулиганских побуждений, при этом в 10 случаях осужденные находились в состоянии алкогольного опьянения (2011 г. - 3, 2012 г. - 8, 2013 г. - 8). Что свидетельствует об имеющихся серьезных недостатках в организации работы по профилактике правонарушений, обыскной и досмотровой работы (не эффективная организация работы с подучетными лицами, наличие спиртных напитков на территории учреждений).
Из 187 случаев нападения, произошедших в 2014 г., 25 допущено осужденными, состоящими на профилактических учетах (2012 г. - 3 случая, 2013 г. - 7 случаев), из них 16 осужденными (2012 г. - 3 случая, 2013 г. - 7 случаев), склонными к нападению на администрацию учреждений и дезорганизации деятельности учреждения. Основной причиной допущенных происшествий является снижение роли сотрудников УИС, ответственных за профилактическую работу с подучетными лицами.
Профилактика преступлений и иных правонарушений, совершаемых осужденными, оказывает непосредственное влияние на обеспечение безопасности сотрудников. Поскольку объектом посягательств осужденных нередко являются сотрудники, то важное значение приобретает в первую очередь профилактика насильственных преступлений.
Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий[2].
Профилактику преступлений среди осужденных можно подразделить на общую и индивидуальную. Общая профилактика представляет собой организованную и четко регламентированную деятельность структурных подразделений ИУ по разработке и осуществлению мер, направленных на пресечение противоправных действий осужденных. Выработка основных направлений действий в рамках данного вида профилактики осуществляется на основе динамики правонарушений, изменений, происходящих в качественном и количественном составе осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.
Меры общей профилактики делятся на два вида:
направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, не приносящие прямого профилактического эффекта для безопасности персонала;
непосредственно направленные на устранение условий, способствующих совершению этих посягательств.
Учитывая ухудшение криминологической характеристики осужденных при планировании оперативно-служебной деятельности необходимо обращать особое внимание на организацию профилактической работы, направленной на исключение возможности совершения осужденными противоправных действий по отношению к персоналу ИУ. Так, в соответствии с приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы» следует:
ставить указанную категорию лиц на профилактический учет и проводить с ними соответствующую работу, то есть индивидуальную профилактическую работу. Особое внимание обратить на лиц, склонных к захвату заложников, нападению на сотрудников, дезорганизации деятельности ИУ, при этом обеспечить обмен имеющимися сведениями между оперативно-режимными, воспитательными, медицинскими и другими службами;
организовать постановку на профилактический учет гласным и негласным путем 100 % лидеров и активных участников групп осужденных отрицательной направленности, обеспечив их изоляцию от основной части спецкон- тингента[3];
организовать составление списков всех лиц, имеющих психические отклонения, а также лиц, совершивших в период отбывания наказаний преступления в отношении сотрудников УИС, довести до всего личного состава. При этом обеспечивать своевременную корректировку списков, организовать их усиленный гласный и негласный контроль;
организовать проведение дополнительных занятий с осужденными в системе социально-правовой работы с целью разъяснения уголовной ответственности за совершения преступлений по ст. 321.1 УК РФ (применение насилия, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких) и других, связанных с дезорганизацией деятельности ИУ. Оборудовать и разместить в доступных для осужденных местах стенды с указанной наглядной информацией.
Правильная психологическая работа с осужденными, уход от конфликтов между осужденными и персоналом, развитие систем взысканий и поощрений являются обязательным условием предупреждения случаев нападения.
Довольно интересный опыт борьбы со случаями нападений на персонал ИУ существует в Нидерландах. В тюрьмах этого государства охранники нередко носят гражданскую форму одежды в целях уменьшения дифференциации и ослабления конфликтности.
Коллеги из США пошли иным способом стимулирования правопослушного поведения осужденных. Лица, нарушившие условия отбывания, переводятся в карцер (содержание в одиночных камерах). Срок нахождения варьируется от 30 дней до 1 года. Время, проведенное в карцере, не засчитывается в общий срок отбывания наказания. Система поощрений, в свою очередь, предусматривает перевод на более мягкие условия отбывания наказаний, а также досрочное освобождение после отбытия 6 месяцев (половины срока).
Систематическая и качественная работа по организации профилактической работы позволяет предотвращать возможные противоправные действия со стороны осужденных, и тем самым исключить как сам факт правонарушений, так и его негативные последствия, влияющие на персонал учреждения и его работу в целом.
[1] См.: Петрухин Э. Указ. соч. С. 2.
[2] См.: Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72.
[3] См.: Указание ФСИН России от 20 августа 2013 г. № 08-27818.
|