Немаловажную роль играют организация процесса качественной подготовки сотрудников к пресечению противоправных действий осужденных, обеспечение личного состава необходимыми средствами, а также выработка умений и навыков адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации, в том числе на проявление агрессии и провокационные действия со стороны осужденных[1].
Сотрудники УИС имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В связи с этим сотрудники УИС должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни.
Современное состояние уровня профессиональной подготовки сотрудников вызывает большое опасение. В ходе анализа результатов входного контроля слушателей повышения квалификации в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников (СПб ИПКР ФСИН России) среди сотрудников, отвечающих за обеспечение надзора в органах и учреждениях ФСИН России, стало очевидно, что наибольшее затруднение вызвали вопросы по знанию порядка обеспечения безопасности сотрудников при работе с осужденными, хотя эти работники в большей степени отвечают за указанное направление деятельности ИУ.
В настоящее время нормативным документом, определяющим порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава УИС, является приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы». Согласно положениям данного нормативного документа, профессиональная подготовка представляет собой организацию целенаправленного процесса, направленного на овладение и постоянное совершенствование сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС.
Профессиональная подготовка сотрудников УИС ставит перед собой огромный круг задач, важнейшими из которых являются обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в повседневной деятельности, при чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности, поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, а также поддержание у них постоянной готовности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Сотрудник УИС в своей профессиональной деятельности обязан применять знания из всех областей, в связи с этим и профессиональная подготовка охватывает огромный массив информации. На наш взгляд, классифицирующим признаком для систематизации данного знания должен стать критерий специфики служебной деятельности разных отделов и служб, который позволит разделить всю подготовку на две группы: общая профессиональная (общая правовая подготовка, общая техническая подготовка, строевая подготовка, подготовка по гражданской обороне) и специальная профессиональная (специальная правовая подготовка, специальная техническая подготовка, профессиональная психологическая подготовка).
В зависимости от уровня подготовки сотрудника и с целью дальнейшего совершенствования его знаний и умений профессиональная подготовка включает следующие виды обучения:
- подготовка курсантов и слушателей в период обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России;
- специальное первоначальное обучение;
- профессиональная переподготовка, повышение квалификации;
- обучение в процессе служебной деятельности.
Рассматривая проблему организации процесса подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности, стоит также заострить внимание на уровне их физической и огневой подготовки.
Согласно приказу Минюста России от 12 ноября 2001 г. № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовноисполнительной системы» в органах и учреждениях УИС в 2012 г. сотрудниками управления кадров ФСИН России проводились проверки личного состава по физической подготовке и владению боевыми приемами борьбы. Из 2323 сотрудников, участвующих в сдаче контрольных нормативов, 989 человек (42,5 %) оказались не способны применить физическую силу с использованием боевых приемов борьбы и выполнить контрольные нормативы на силу и быстроту.
Результаты контрольных стрельб по выполнению упражнения № 1 Курса стрельб из ПМ для сотрудников УИС, утвержденного приказом Минюста России от 26 февраля 2006 г. № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы», показали, что 2973 сотрудника, участвовавших в проверке, или каждый второй, не имеют достаточных навыков прицельной стрельбы. В том числе 676 сотрудников, или каждый четвертый, мишень не поразили[2].
Анализ полученных результатов свидетельствует, что организация и проведение контрольных стрельб, а также учебных занятий по боевым приемам борьбы в ряде территориальных органов не соответствуют требованиям и не носят обучающего характера.
Подобная ситуация стала возможна в связи с отсутствием контроля со стороны руководства территориальных органов и учреждений УИС за подготовкой и формированием профессионального ядра.
При организации подготовки сотрудников УИС в целях улучшения качества и эффективности занятий в системе служебно-боевой подготовки и дальнейшего повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников необходимо привлекать на постоянной основе сотрудников отделов специального назначения, способных на необходимом уровне организовывать и проводить занятия по огневой и физической подготовке в процессе служебной деятельности, а также установить персональную ответственность заместителей начальников территориальных органов по курируемым направлениям деятельности за уровень профессиональной подготовленности подчиненных сотрудников.
Многие исследователи (В.Ф. Пирожков, Е.А. Пономарева и др.) в числе профессионально значимых качеств сотрудников, влияющих на их личную безопасность, отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические коммуникативные способности, психологическую способность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.
При рассмотрении вопроса обеспечения безопасности персонала ИУ становится очевидным, что формирование, развитие и совершенствование у сотрудников УИС профессиональных знаний и умений являются центральными элементами системы безопасности работников УИС в целом и должны выступать одними и наиболее действенных средств его уровня.
Как указывалось ранее, первый этап этой работы - правильный подбор кадров для работы в ИУ. Следует отметить, что требования, предъявляемые к кандидатам на службу, и в большинстве зарубежных стран и в России складываются из трех составляющих: физическая подготовка, умственная подготовка и моральные качества. Интерес представляют требования, применяемые к тюремным сотрудникам в Германии. Так, минимальный рост мужчин должен быть не менее 160 см, женщин - 155 см. Вес не должен превышать 10 % от нормы. Учитывается соответствующее возрасту физическое развитие и телосложение. Возраст кандидата от 20 до 28 лет (в отдельных случаях до 40 лет). Процедура отбора проводится по единой для всех учреждений методике:
педагогические тесты;
оценочные тесты по математике;
психологическое тестирование;
индивидуальное собеседование кандидата с одним или несколькими членами отборочной комиссии;
беседа в группе;
заключительная беседа с комиссией, на которой принимается решение о пригодности кандидата к службе.
Данная система отбора на службу отсеивает примерно 55 % претендентов, однако повышает качественный состав сотрудников[3].
Большое значение имеет организация процесса специальной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений при возникновении угрозы. Руководство пенитенциарных учреждений Англии отводит этому вопросу много времени, регулярно проводят тренировки и учения среди сотрудников по пресечению групповых неповиновений, буйства, неподчинения осужденных законным требованиям персонала.
В настоящее время ФСИН России уделяет все больше внимания поддержанию и совершенствованию морально-психологических качеств сотрудников. Анализ последних случаев нападений на персонал ИУ свидетельствует о необходимости проведения занятий по выработке у сотрудников и персонала ИУ психологической устойчивости и обучения действиям при попытке их захвата в качестве заложников.
[1] См.: Петрухин Э. Указ. соч. С. 2.
[2] См.: О состоянии служебно-боевой подготовки в территориальных органах ФСИН России по итогам 1 полугодия 2013 года : письмо ФСИН России от 27 июня 2013 г. № 02-20964.
[3] См.: Пантелеев В. А. Предупреждение и пресечение кризисных ситуаций в пенитенциарных системах зарубежных стран : учеб. пособие. Владимир, 2005. С. 30.
|