Проблема организации внешнего взаимодействия ИК с другими органами и учреждениями при решении такой важной и сложной задачи, как обеспечение безопасности, в последнее время приобретает огромный вес[1].
Перечень органов, взаимодействие с которыми может повысить уровень обеспечения собственной безопасности, довольно широк, однако наиболее важными и значимыми являются Прокуратура РФ, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Следственный комитет, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
Организация взаимодействия с перечисленными силовыми структурами содержит огромное количество направлений, в том числе взаимодействие оперативных подразделений МВД России в вопросах профилактики преступности среди осужденных и оказание содействия правоохранительным органам в раскрытии совершенных преступлений, совместная с ФСКН борьба с распространением наркотиков, а также с попытками доставки их в ИУ и др.
В 2014 году возбуждено 196 уголовных дел по фактам неправомерных действий осужденных в отношении персонала учреждений в связи с осуществлением им служебной деятельности (2013 году - 191), в том числе за дезорганизацию деятельности учреждений - 154 (в 2013 году - 134).
Вместе с тем, практика показывает, что не всегда сотрудники учреждений качественно проводят сбор необходимых материалов для привлечения к уголовной ответственности осужденных (не представляют показания очевидцев или они носят противоречивый характер и т.д.).
В нарушение требований указаний ФСИН России служебные проверки по фактам применения насилия, угроз применения насилия и оскорблений в отношении персонала не проводились в ГУФСИН (УФСИН) России по Республике Адыгея, Татарстан, Саха-Якутия, Забайкальскому, Пермскому, Красноярскому и Хабаровскому краям, Новосибирской, Волгоградской, Иркутской, Свердловской, Челябинской, Калининградской, Пензенской, Кемеровской, Тульской, Ярославской областям, что свидетельствует о незаинтересованности руководства данных территориальных органов в устранении причин и условий способствовавших совершению данных преступлений.
Такое положение дел говорит об отсутствии заинтересованности со стороны территориальных органов УИС в привлечении судами граждан к адекватной ответственности за совершенные правонарушения. Одним из возможных путей решения проблемы низкого уровня привлечения граждан к административной ответственности за передачу осужденным запрещенных предметов является организация рабочих встреч с представителями судов, на которых необходимо проработать основания и порядок привлечения к ответственности указанной категории граждан с учетом степени общественной опасности правонарушения, обстоятельствами его совершения и личности виновного[2].
Проблема взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности персонала состоит в безразличии руководителей учреждений территориальных органов УИС к результатам следствия и отсутствии взаимодействия со следственными органами в расследовании случаев нападений на сотрудников ИУ.
В вопросах организации взаимодействия учреждений и органов ФСИН России с другими органами и учреждениями особое внимание стоит уделить и специфике деятельности учреждений УИС, а именно закрытости части информации, необходимой для соблюдения требований конспирации.
Успешное решение задач по обеспечению безопасности персонала ИУ невозможно без постоянного и разнопланового взаимодействия ФСИН России с указанными силовыми структурами. Такое взаимодействие должно быть направлено как на профилактику, так и на расследование последствий преступлений против персонала ИУ.
[1] См.: Аксенов А. А., Коновалов А. Л. Организация внешнего взаимодействии исправительных колоний при обеспечении собственной безопасности : монография. Рязань, 2005. С. 3.
[2] См.: Указание ФСИН России от 17 октября 2013 г. № 02-36584.
|