Безопасность персонала ИУ представляет собой сложную систему элементов ее обеспечения, одним из которых является организационный.
Данный элемент предусматривает выделение вопросов личной безопасности сотрудников при принятии и реализации управленческих решений[1]. Однако такие вопросы, как показывает практика, часто не учитываются. Вместе с тем за последние годы сделаны серьезные шаги в сторону укрепления безопасности жизни и здоровья сотрудников.
Как уже указывалось ранее, более 30 % нападений на сотрудников УИС со стороны осужденных в 2014 г. произошло при проведении запланированных обысковых мероприятий, в большинстве случаев это обусловлено тем, что старшие групп при проведении обысковых мероприятий не присутствуют и действия сотрудников не контролируют, все это свидетельствует о низком уровне организации такого рода деятельности в ИУ. В связи с этим необходимым требованием должно стать выделение вопросов личной безопасности сотрудников при планировании отдельных мероприятий в учреждении, издании приказов, в которых следует предусматривать меры контроля и ответственности руководителей различного ранга за состояние безопасности подчиненных в процессе их профессиональной деятельности.
Однако не стоит перекладывать всю ответственность за произошедшее на руководство ИУ. Нередко причинами нападений на сотрудников ИУ является их самоуспокоенность, граничащая с преступной халатностью. Так, 19 марта 2012 г. в 12.33 в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Челябинской области, воспользовавшись отсутствием надзора, осужденный Караев Р.А., находясь в дежурной части учреждения с целью уничтожения ранее данного объяснения за допущенное им нарушение (выход без разрешения администрации за пределы изолированного участка жилой зоны), выявленное оператором поста видеоконтроля, которое в дальнейшем могло негативно сказаться на решении вопроса о предоставлении ему условно-досрочного освобождения, позвонив в дверь оператора системы видеонаблюдения (СВН), прошел на пост видеонаблюдения и нанес удар рукой в область груди сержанту внутренней службы Абдрафиковой И.Ф.
Большой пласт проблем выявил анализ результатов обеспечения охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2014 г., который свидетельствует о невыполнении сотрудниками караулов и дежурных смен своих функциональных обязанностей. Тревогу вызывают факты формализма при организации и осуществлении контрольных мероприятий службами охраны. Особое беспокойство у руководства ФСИН России вызывает негативная динамика роста преступлений, происшествий, случаев гибели и травматизма среди сотрудников подразделений охраны УИС.
Сложная ситуация в вопросах организации процесса качественного кадрового обеспечения и уровня профессиональной подготовки прослеживается практически во всех службах, в функции которых входит обеспечение безопасности персонала ИУ.
Пронос персоналом учреждений запрещенных предметов по прежнему остается одним из основных каналов их доставки осужденным. Количество таких попыток остается на высоком уровне, за 2012 год пресечено 285 случаев вступления сотрудников и работников ИУ в неслужебные связи с осужденными в целях доставки им запрещенных предметов, за 2013 год - 300, за 2014 года - 244. По всем подобным происшествиям проведены служебные проверки. [2]
Указанная негативная тенденция происходит на фоне ежегодного снижения среднесписочной численности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Нельзя не упомянуть, что часто именно изъятие сотовых телефонов у осужденных приводит к возникновению конфликтных ситуаций между ними и сотрудниками ИУ, в результате чего последним причиняется вред.
С нашей точки зрения, единственным эффективным способом борьбы с подобными фактами должна стать криминализация передачи либо попытки передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС. Исследованию данной проблемы посвящена научная статья А.И. Кочкарева, где он предлагает дополнить УК РФ статьей 321.1 следующего содержания:
«Статья 321.1. Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания
Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, совершенная в течение года после наложения административного наказания за такие же действия, -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Нормативное регулирование организации воспитательной работы с сотрудниками УИС осуществляется приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовноисполнительной системы», основной из задач которого является поддержание высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в УИС. Важнейшая роль в процессе воспитания сотрудников УИС возлагается на начальника учреждения и органа УИС, осуществляющего организацию, руководство и контроль данного направления деятельности.
Приведенные данные свидетельствуют о низком уровне организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения служб. Итогом становится то, что противоправные действия сотрудников и ненадлежащее выполнение ими служебных обязанностей при несении службы способствуют совершению нападений на персонал ИУ, а при проносе на территорию ИУ запрещенных предметов выступают первопричиной этих преступлений.
Одними из наиболее эффективных мер по профилактике поступления в учреждения запрещенных предметов могу служить:
- организационно-практические мероприятия, направленные на профилактику доставки сотрудниками запрещенных предметов осужденным;
- осуществление внезапных проверок качества несения службы по досмотру сотрудников и иных лиц на КПП по пропуску людей и транспортных средств;
- организация и проведение служебных проверок по всем фактам проноса или попыток проноса (передачи) сотрудниками УИС запрещенных предметов осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. Виновных сотрудников следует привлекать к дисциплинарной ответственности; материалы направлять в следственные или судебные органы для принятия процессуального решения; каждый случай нарушения законности придавать огласке как в данном учреждении, так и в других подразделениях региона; в коллективах учреждения создавать климат нетерпимости к подобным фактам и их общественного порицания.
Важнейшей задачей должны стать вопросы организации обучения руководителей органов и учреждений УИС теории и практике воспитания подчиненных, умению правильно организовать труд личного состава, контролю за его деятельностью, разумному сочетанию мер поощрения и взысканий. Особое внимание должно уделяться привитию сотрудникам интереса к служебной деятельности, уважения к избранной профессии, гордости за существующие в органах УИС традиции и принципы. Усиление контроля за процессами формирования высоких морально-волевых и психологических качеств сотрудника УИС, а также совершенствование деятельности по укреплению дисциплины со стороны непосредственного руководства должны повлиять на снижение количества преступлений в отношении персонала УИС.
[1] См.: Громов М. А. Роль начальника исправительного учреждения в обеспечении личной безопасности сотрудников // Человек: преступление и наказание. 2009. № 4. С. 16.
[2] См.: Обзор о мерах по профилактике неслужебных связей и поступления к осужденным запрещенных предметов : письмо ФСИН России от 4 марта 2015 г. №
03-10327.
|