Рассматриваемый в данной монографии процесс организации деятельности по обеспечению безопасности персонала достаточно многосторонний и затрагивает не одно направление деятельности учреждений и органов ФСИН России. Отсутствие должного количества и качества показателей, характеризующих указанный процесс, ставит перед нами задачу по выработке комплекса наглядных и рациональных показателей. Однако начать эту работу следует с рассмотрения и анализа применяемых в настоящее время показателей оценки деятельности учреждений и органов ФСИН России в вопросах обеспечения безопасности персонала ИУ.
Современная оценка результатов деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ осуществляется на основании показателей, определенных приказом ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325 «Об установлении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях».
Проведя тщательный анализ упомянутого нормативного документа, полагаем целесообразным отметить лишь три предмета оценки, учитывающих деятельность ИУ в рамках обеспечения безопасности персонала, а именно:
1. Методические рекомендации № 2 «Оценка состояния правопорядка и оперативной работы в исправительных учреждениях (за исключением тюрем) территориального органа ФСИН России» (табл. 2).
Таблица 2
Предмет оценки
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
Уровень зарегистрированных преступлений в исправительных колониях по ст. 105, 111, 206, 212, ч. 3 ст. 321 УК РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 25. Ст. 2954; 1998. № 26. Ст. 3012;
Указанные виды преступлений не регистрировались, либо уровень указанных преступлений
ниже среднероссийского показателя, или имеется отрицательная динамика за проверяемый период
Имеется положительная динамика в сравнении со среднероссийским показателем либо за проверяемый период
№ 11. Ст. 1002;
№ 50. Ст. 4848;
№ 19 (поправка
№ 31. Ст. 921;
2009. № 52 (ч. 1).
Ст. 6453) в расчете на
1 тыс. осужденных)________________________________________________
Данный показатель учитывает количество преступлений, совершенных по следующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации:
Статья 105. Убийство. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности.
Статья 206. Захват заложника. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Статья 212. Массовые беспорядки. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Статья 321 (ч. 3). Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Подробно изучив данный предмет оценки можно прийти к выводу, что отношение его к среднероссийскому уровню, а также указанные в нем статьи УК РФ не позволят провести подробный анализ количества случаев нападения на персонал ИУ в инспектируемый период и определить количество сотрудников ИУ, пострадавших в результате этих преступлений. Значит, указанный предмет оценки не является достаточным для оценки деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ.
2. Методические рекомендации № 3 (табл. 3) «Оценка деятельности по обеспечению режима и организации надзора в исправительных учреждениях (за исключением тюрем) территориального органа ФСИН России».
Таблица 3
Предмет оценки
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
Количество случаев применения насилия в отношении персонала ИУ в связи с осуществлением ими служебной деятельности, ед.
Расчетная динамика показателя отрицательная. Показатель за последний год ниже среднего по УИС
Расчетная динамика показателя положительная.
Показатель за последний год соответствует среднему по УИС показателю или его превышает
Первое, что необходимо определить перед анализом данного показателя, это понятие «насилие», ведь оно является ключевым.
Сразу следует отметить, что уголовный закон не раскрывает это понятие, поэтому различные авторы вкладывают в него свое содержание.
Большинство из них ограничиваются перечислением силовых действий и их последствий, и лишь немногие пытаются дать общее толкование этой категории.
В.И. Симонов разделил современные мнения на четыре группы:
а) применение физической силы к потерпевшему;
б) всякое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего;
в) воздействие на потерпевшего, которое может заключаться в нанесении удара (ударов), причинении телесных повреждений или смерти;
г) любое противоправное воздействие на организм другого лица против его воли[1].
Как видно из изложенного, понятие «насилие» довольно обширно и включает в себя как простое противоправное воздействие на организм против воли другого лица, так и воздействие, причинившее смерть.
В связи с этим считаем, что отсутствие в данном предмете оценки классифицирующего критерия по степени примененного насилия в отношении персонала ИУ (степень тяжести причиненного вреда здоровью) не позволяет в полной мере оценить ситуацию, сложившуюся в каждом конкретном учреждении и территориальном органе в целом.
3. Методические рекомендации № 9 (табл. 4) «Оценка состояния инженерно-технических средств охраны и надзора подразделений УИС, подведомственных территориальному органу ФСИН России».
Таблица 4
Предмет
оценки
Удовлетворительно
Неудовле
творительно
Наличие,
степень оснащенности
и качество функционирования элементов ИСБ
имеются в наличии (процент оснащенности не менее 90 %), находятся в исправном состоянии и эксплуатируются:
подсистема охранно-тревожной сигнализации; подсистема контроля и управления доступом; подсистема охранного телевидения; подсистема оперативно-диспетчерской связи; подсистема громкоговорящей связи;
подсистемы интегрированы на программном и/(или) аппаратном уровне
Не выполнены требования на оценку «удовлетворительно»
Использование в настоящее время интегрированного комплекса безопасности (ИКБ) как современного инструмента надзора и охраны позволяет вывести организацию деятельности по обеспечению безопасности внутри ИУ на более высокий качественный уровень.
Недостатком данного предмета оценки в рамках исследуемой проблемы является отсутствие его конкретной направленности на деятельность по обеспечению безопасности персонала ИУ.
Однако положительная оценка рассматриваемого показателя при инспектировании может свидетельствовать о достаточно высоком уровне обеспечения безопасности в учреждении в рамках применения инженерно -технических средств.
Подводя итог анализа приказа ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325 «Об установлении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях», стоит указать, что перечисленные методические рекомендации содержат порядка 200 показателей оценки для характеристики ИУ, но лишь 3 косвенно характеризуют деятельность по обеспечению безопасности персонала УИС, а, значит, данной проблеме посвящен лишь 1 %.
Все это говорит о том, что оценка деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ в настоящее время находится на посредственном уровне, следовательно, необходима выработка новых показателей, характеризующих деятельность органов и учреждений ФСИН России, в вопросе обеспечения безопасности персонала.
Следует отметить, что современная наука определила набор правил, необходимых при формировании системы показателей, в частности, показатели должны:
раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления);
комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния;
соответствовать целям и задачам, которые характеризуют;
иметь методологическое единство и сопоставимость с другими показателями;
обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;
быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность, во- первых, формирования системы показателей, во-вторых, - вхождения в систему более высокого или низкого порядка.
На наш взгляд, первым недостающим показателем, отвечающим указанным требованиям, в системе оценки деятельности по обеспечению безопасности персонала является - «Количество случаев угроз убийством или применения насилия в отношении персонала исправительных учреждений в связи с осуществлением им служебной или трудовой деятельности, а также их близких, со стороны осужденных».
Появление данного показателя в системе оценки обусловлено высоким процентом выявленных в результате анкетирования сотрудников ИУ фактов угроз убийством и применения насилия со стороны осужденных и отсутствия должного реагирования на них со стороны руководства ИУ, отделов безопасности и оперативной работы ИУ.
Под угрозой убийством или применения насилия следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему, но и такие угрожающие действия осужденных, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т. п.).
К близким персонала УИС стоит отнести близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности персонала УИС системы либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Особую озабоченность в связи с введением данного показателя оценки вызывает преднамеренное сокрытие сведений о фактах угроз в отношении персонала ИУ. В настоящее время латентность подобных фактов оказывает сильное отрицательное воздействие на деятельность учреждений ФСИН России. Главной причиной этого является невыгодность для администрации ИУ регистрации подобных происшествий как преступлений. Основным мотивом неудовлетворительного отношения к обязанности зарегистрировать и расследовать преступление остается нежелание претерпеть отрицательные последствия по службе как следствия совершенных преступлений[2].
Персонал ИУ при проведении анкетирования неоднократно указывал, что одной и наиболее опасных причин появления угроз персоналу - безнаказанность осужденных за совершенные им противоправные действия в отношении персонала. «Спускание на тормозах» случаев прямых угроз в адрес персонала ИУ со стороны осужденных подчеркивает безнаказанность их преступных деяний, а следовательно, способствует рецидиву данных фактов.
Подтверждает это и анализ оперативных донесений о нападении осужденных на сотрудников ИУ ФСИН России в 2013 гв 11 (АППГ - 10) территориальных органах допущены нарушения порядка предоставления оперативной информации (отсутствует оперативная информация о случаях применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности на портале дежурной службы ОИУ ФСИН России). Эти факты свидетельствуют в первую очередь об отсутствии должного контроля со стороны руководителей территориальных органов за организацией работы по сбору, оценке и своевременному предоставлению во ФСИН России оперативной информации.
Изложенное в очередной раз подчеркивает необходимость изменения политики в сторону повышения эффективности и результативности деятельности по обеспечению безопасности персонала.
Вторым (центральным) и наиболее объективным показателем оценки является «Количество случаев нападений на персонал ИУ, связанных с исполнением ими служебной или трудовой деятельности, со стороны осужденных».
Термин «нападение» подразумевает открытое или скрытое неожиданное агрессивно-насильственное воздействие в целях применения насилия, убийства или покушения на убийство[3].
Рассматриваемый термин довольно обширен и его применение в формулировке этого показателя позволит аккумулировать необходимые сведения, однако считаем немаловажным применить его внутреннюю классификацию по степени тяжести причинения вреда потерпевшему (сотруднику или работнику УИС).
На основании приведенных фактов предлагаем такой вид показателя: «Количество случаев нападения на персонал ИУ, связанных с исполнением ими служебной или трудовой деятельности, со стороны осужденных, повлекших'.
- без причинения вреда здоровью;
- причинение легкого вреда здоровью;
- причинение средней тяжести вреда здоровью;
- причинение тяжелого вреда здоровью;
- смерть потерпевшего».
Такой показатель должен отражать случаи нападения на персонал ИУ не только на режимной территории, но и вне учреждения, если данные факты напрямую связаны с осуществлением им служебной или трудовой деятельности. Личная жизнь работника УИС, как и обычного человека, может быть связана с возникновение межличностных конфликтов разного характера. Заведомое исключение случаев нападения, не связанных с профессиональной деятельностью, дает наиболее достоверную и четкую картину состояния организации деятельности по обеспечению безопасности персонала в ИУ по этому показателю.
Третий показатель, который, к сожалению, с каждым годом становится все более актуальным, - «Количество случаев нападения на персонал ИУ, связанных с исполнением ими служебной или трудовой деятельности, со стороны осужденных, поставленных на профилактический учет».
Как показывают отчетные данные ФСИН России, в 2014 г. имели место 25 случаев применения насилия в отношении сотрудников ИУ осужденными, стоящими на различных видах профилактического учета (АППГ - 7). Увеличение более чем в 3 раза этого показателя за последний год говорит об имеющихся серьезных недостатках в организации работы по профилактике правонарушений, нерезультативной работе с подучетными лицами, отсутствии должного контроля со стороны руководства ИУ. Применение подобного показателя оценки деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ станет постановкой конкретной цели по организации работы в данном направлении перед руководителями ИУ, и позволит сконцентрировать внимание на указанной категории осужденных как на потенциально опасных.
Четвертый показатель, который стоит отметить в рамках рассматриваемого вопроса, - «Оснащенность персонала ИУ средствами обеспечения личной безопасности (количество минивидеорегистраторов, используемых в надзоре за осужденными, количество средств радиосвязи, средств индивидуальной защиты)».
Применение подобного показателя оценки обеспечения безопасности персонала крайне необходимо, ибо именно использование инженернотехнических средств является одним из наиболее современных и перспективных направлений в повышении безопасности персонала. Современные технические средства позволяют в короткие сроки довести значения важных показателей деятельности ИУ до необходимого уровня.
Исследуя международный опыт обеспечения безопасности персонала ИУ, следует отметить, что наибольший акцент в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран сделан на индивидуальные технические средства обеспечения безопасности персонала. Наиболее приоритетные из них - электрошоковое оборудование и средства определения дислокации каждого конкретного сотрудника внутри учреждения.
Однако проблемной стороной вопроса повышения оснащенности ИУ современными ИТС охраны и надзора является высокая стоимость оборудования, а также потребность в специалистах высокой квалификации для их обслуживания.
После анализа результатов анкетирования и личных бесед с сотрудниками ИУ различных регионов стало ясно, что применение лишь указанного набора показателей недостаточно. Все описанные показатели не отражают психологический климат внутри учреждения в разрезе интересующей нас проблемы.
Немаловажным показателем оценки безопасности персонала должен стать « Уровень личной психологической безопасности персонала ИУ».
Психологическая подготовка персонала для работы в УИС непосредственно с осужденными приобретает все большее значение в сфере обеспечения безопасности персонала. Постоянный контакт работников ИУ с отрицательно настроенными осужденными может вызывать психологический дискомфорт персонала. Как показывает практика, сотрудники учреждений УИС не обращаются за психологической помощью к специалистам данной сферы, они привыкли решать проблемы самостоятельно. Итогами этого может стать развивающаяся нервозность, вспыльчивость, что негативно сказывается на профессиональной деятельности.
Выходом из сложившейся ситуации должна стать правильная организация воспитательной работы и проведения режимных мероприятий, повышающих статус сотрудника УИС в глазах осужденных и устанавливающих персонал учреждения как единственно возможное руководство ИУ, максимально снижая при этом, а в некоторых случаях и исключая, негативное воздействие неформальных криминальных лидеров на обстановку внутри ИУ.
Сотрудники психологических служб должны тщательно, с особой внимательностью относиться к вопросу психологической обстановки в контексте обеспечения безопасности персонала в учреждении. Не стоит забывать, что возможность проведения индивидуальных бесед с каждым отдельным сотрудником учреждения практически не возможна. Наиболее рациональным решением является проведение тестирования персонала ИУ сотрудниками психологической службы учреждения с целью определения уровня психологической безопасности каждого отдельного сотрудника. По его итогам необходимо организовать работу с лицами, требующими психологической помощи. Особое внимание стоит акцентировать на психологической поддержке сотрудников в первые годы службы в ИУ, это позволит сформировать устойчивые волевые и моральные принципы, позволяющие бороться с негативным явлениями субкультуры. Довольно эффективны служебные занятия и социально - психологические тренинги, направленные на овладение персоналом ИУ знаниями и практическими навыками урегулирования конфликтов, а также позволяющие обучить их методам эффективного общения с различными категориями осужденных.
При рассмотрении показателей деятельности по обеспечению безопасности персонала особое место надо уделить роли руководителей ИУ. По нашему мнению, оценку деятельности в данном направлении характеризует следующий показатель - «Отношение количества возбужденных уголовных дел по случаям применения насилия в отношения персонала в связи с осуществлением ими служебной или трудовой деятельности к общему количеству подобных случаев».
Можно утверждать, что указанный показатель должен дать оценку уровня проводимой в учреждении работы по соблюдению законности в данной сфере, исключить случаи халатного отношения к правовой защите персонала ИУ, тем самым изменить уровень обеспеченности безопасности в лучшую сторону.
Оценка деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ учреждений территориальных органов ФСИН России по системе показателей, сформированных выше, должна способствовать не только более тщательному анализу исследуемого направления деятельности, но и регулированию порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, предупреждению преступлений, совершаемых осужденными, что является основными целями и задачами УИС в целом.
Описанный ранее приказ ФСИН России от 14 июня 2012 г. № 325 «Об установлении оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний при инспектированиях» использует в качестве системы измерения показателей уровень, интересующих нас преступлений, относительно среднероссийского показателя или динамику за проверяемый период. Тем самым можно утверждать, что этот показатель отнесен к группе относительных, где за основу (знаменатель) взят среднероссийский показатель.
В целом же применение такой системы оценки не лишено недостатков, которые не позволяют получить объективные выводы. Главным образом это связано с применением системы измерения показателей (отношение к среднему показателю по УИС). Данный факт приводит к игнорированию имеющихся неодинаковых условий функционирования учреждений, их структурных элементов, кроме того, для оценки результативности необходимо знать динамику изменения показателя, чтобы оценить качественные изменения показателя в заданном периоде. Профессор В.И. Терехин при анализе указанного нормативного документа одним из несовершенств применяемой системы оценки выделяет отсутствие сопоставления затрат и социально-экономических результатов их использования, то есть оценки в ее каноническом виде[4].
Все приведенные доводы требуют переработать используемую систему измерения показателей. На наш взгляд, каждый показатель должен характеризоваться следующими измерителями:
натуральное выражение;
процентное выражение в отношении к нормативному значению, если оно утверждено нормативными актами;
процентное выражение в отношении к АППГ;
процентное отношение к среднему, утвержденному значению. Это значение должно быть определено целенаправленно к данному показателю и территориальному органу, в котором производится оценка.
Как указывалось ранее, использование системы оценки, при которой учитывается среднероссийский показатель, не является эффективным. Основываясь на изложенном и опираясь на опыт проведения рейтинговой оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, определенной приказом ФСИН России от 15 апреля 2005 г. № 262 «О совершенствовании рейтинговой оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», для обеспечения объективности
оценки территориальные органы ФСИН России необходимо разделить на несколько групп. Указанный приказ предполагает разделение всех территориальных органов на три группы с учетом численности содержащихся в подведомственных им учреждениях осужденных и лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Сама система оценки любой деятельности не что иное, как направление для достижения основных ее целей, от правильности и точности построения которой зависит быстрота и результативность их достижения. Описанные критерии и показатели оценки результативности деятельности ИУ в вопросах обеспечения безопасности персонала ИУ в настоящее время требуют корректировки.
По нашему мнению, разработанные показатели и система их оценки позволят вывести анализ результативности деятельности по обеспечению безопасности персонала УИС на совершенно другой качественный уровень. Стоит отметить, что данный набор показателей разрабатывался с целью рационализировать анализ указанной деятельности, в связи с этим выделены лишь важнейшие характеристики интересующего нас направления. Подобный подход исключил возможность загромождения системы оценки, при этом отразил все важнейшие ее черты.
[1] См.: Симонов В. И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. С. 16.
[2] См.: Панасенко Е. К. Латентность пенитенциарной преступности как угроза криминалистической безопасности УИС // Закон и право. 2006. № 10. С. 61.
[3] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Ю. В. Грачева [и др.]; под ред. Г. А. Есакова. М., 2010.
[4] См.: Терехин В. И., Харюшин Д. В. О системной оценке результативности и эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 15-18.
|