Данная процедура расчета может проводиться с использованием имеющегося механизма и существующих методик по вычислению экономических коэффициентов анализа производственно-хозяйственной деятельности с использованием специализированных программных продуктов.
В случае расчета показателей инновационного проекта, расчеты должны содержать анализ прогноза развития работ по инновационному проекту.
Также в целях повышения оперативности экономических расчетов целесообразно процедуру ввода исходных данных по инновационному проекту производить в единой табличной форме, что позволит специалисту варьировать исходные данные для достижения необходимых результатов по показателям экономической эффективности, определять варианты развития производственной ситуации в случаях существенных изменений в финансовой и производственной сферах.
Следует отметить, что вероятность возникновения нецелесообразности работ по проекту значительно снижается при проведении подобных работ, и специалист, проводящий анализ производственно-хозяйственной деятельно-
Управление интеллектуальной собственностью . Часть 1. Коммерциализация научной деятельности сти, получает возможность определения приемлемого варианта развития событий по инновационному проекту.
Далее осуществляется расчет показателей каждого инновационного проекта на стадиях ОКР, подготовки производства, организации серийного производства и формируется портфель текущих инновационных проектов.
Следующим этапом после формирования портфеля текущих инновационных проектов является этап определения влияния результатов реализации по каждому инновационному проекту на общий уровень рентабельности деятельности участника инновационного рынка.
В данном случае целесообразно ставить задачу оптимизации проведения всех работ по всем текущим инновационным проектам с целью нахождения оптимального варианта сочетания расходов и доходов по каждому инновационному проекту с целью повышения уровня экономической эффективности от реализации всех имеющихся на предприятии инноваций.
Для оценки предварительной экономической эффективности инновационных проектов существуют различные методики, разработанные зарубежными специалистами.
Как отмечалось выше, из общего числа инновационных проектов необходимо формировать портфель приоритетных инновационных проектов. Формирования портфеля проектов осуществляется с помощью моделей, определяющих вероятность технического и коммерческого успеха.
Логика предварительной оценки экономической эффективности инноваций в моделях зарубежных исследователей заключается в следующем. На начальных стадиях производства работ по инновационному проекту существуют только начальные финансовые данные.
окупаемости (годы^С/^M) (3.2.1.)
где
С - затраты на НИОКР и коммерциализацию продукции;
S - объем ежегодных продаж продукции (долл./год);
M - маржа прибыли в виде % от продаж (в виде безразмерной десятичной дроби).
Данная модель используется для предварительной первоначальной оценки срока окупаемости средств, инвестированных в инновационный проект. Величина, обратная этому показателю, дает приближенную оценку возврата инвестированных средств в процентах.
Сравнение срока окупаемости вложенных средств с ожидаемой длительностью жизненного цикла продукта.
Длительность жизненного цикла/ [S-M-^L1/ 2)}
Показ атель окупаемости с
где
L - продолжительность жизненного цикла проекта (годы).
Спорным является тот факт, что предпочтение будет отдаваться инновационным проектам с большим сроком окупаемости, когда продажи и прибыли от продажи продукции начинаются через более длительный период времени.
Из общего числа показателей экономической эффективности инновационных проектов широко в зарубежной практике используются показатель Пасифико, показатель Тила и показатель Дисмана.
Показатель Пасифико =
(3.2.3.)
[PfPcPR] (I+RD) ’
Для определения показателя Пасифико требуются полные данные и сам показатель рассчитывается с помощью модели:
где
Pt - вероятность коммерческого успеха при заданном техническом успехе (%);
Рс - вероятность технического успеха (%);
PR - годовая прибыль от продукции;
I - общие инвестиции в продукцию или проект (искл. стоимость разработки);
RD - затраты на исследования или разработку данной продукции.
Показатели, предназначенные для установки приоритетов принятия к практической реализации инновационных проектов достаточно сложны. Наиболее сложным является показатель Тила, определяемый по формуле:
(3.2.4.)
где
T - общий объем ежегодных продаж компании;
MS - размер рынка (долл./год);
S - объем ежегодных продаж продукции (долл./год).
Большую сложность при расчете показателя Тила, по нашему мнению, представляет собой расчет размера рынка, так как в настоящее время не разработаны модели определения точного значения размера рынка.
Показатель Дисмана =
[Pf Рс*
(3.2.5.)
Расчет следующего показателя проводится в случаях, когда финансовые средства на завершение НИОКР недостаточны.
где
R - учетная ставка (%). Условное обозначение в данной модели совпадает с условными обозначениями описанных выше моделей.
Ранжируя проекты в соответствии с этим показателем формируется портфель с наивысшими ожидаемыми прибылями на основе заданных (или ограниченных) затрат на НИОКР.
Показатели Пасифико, Тила и Дисмана, как и любые иные показатели, не могут в полной системной мере учитывать всего спектра исходных данных по инновационному проекту.
В частности, в механизмах расчета существующих показателей отсутствует система проработки многовариантности проведения схем проведения работ по инновационному проекту, а именно, нет учета схемы финансирования инновационного проекта, то есть, вкладывает ли инвестор финансовые средства в уставной капитал или осуществляет процедуру прямого кредитования, и как эти схемы финансирования влияют на рентабельность инноваций.
В настоящее время существует ряд задач, связанных с повышением конкурентоспособности продукции отечественных производителей и увеличением доли импортозамещающего оборудования и технологий. Решение поставленных задач заключается в разработке и внедрении новых технологий в промышленном производстве и управлении.
При разработке инноваций возникает вопрос о целесообразности дальнейшего проведения работ по инновационному проекту. Самым важным моментом при принятии решения является момент получения и обработки информации о предварительной оценке коммерческой и производственной эффективности инновационного проекта.
Отмечается тот факт, что не все новые идеи приводят к появлению конкурентоспособной продукции. Успешное завершение проекта с учетом
Управление интеллектуальной собственностью . Часть 1. Коммерциализация научной деятельности того факта, что НИОКР завершены полностью составляет в среднем не более,
чем в 10-15% случаев.
Однако существует значительное количество проектов, не имеющих завершенные НИОКР в виду отсутствия финансовых средств и необходимого числа высококвалифицированных специалистов в области технологической реализации инновационных проектов. Часть незавершенных проектов представляет определенный интерес в рамках поставленных задач. Возникает вопрос отбора существующих и инициированных проектов с целью финансирования и промышленного внедрения.
Классическим подходом при принятии решения о дальнейшем проведении работ по проекту является составление бизнес-плана реализации проекта. Необходимо отметить тот факт, что для составления данного документа требуется определенный объем информации по инновационному проекту. Однако, в случае, когда инновационный проект находится на стадии НИР или ОКР бывает достаточно затруднительно определить входные параметры для экономических расчетов, а именно: сколько средств необходимо привлечь на завершение стадий НИР и ОКР; обеспечить первоначально запланированный объем выпуска готовой продукции.
В силу вышесказанного для определения перспектив развития инновационного проекта целесообразно проводить предварительную экспертную оценку коммерциализуемости проекта. Данная оценка позволит определить «коридор» параметров и их соотношений, на основании которых будет составляться бизнес-план с целью дальнейшей реализации проекта.
Значения предварительной экспертизы инновационного проекта позволят варьировать входные данные в рамках «коридора» при составлении бизнес-плана, что является значимым в современных рыночных условиях, так как сократится время разработки бизнес-плана по инновационному проекту и будет получена информация, позволяющая прогнозировать и рассчитывать несколько вариантов развития инновационного проекта с требуемым уров-
Управление интеллектуальной собственностью . Часть 1. Коммерциализация научной деятельности нем рентабельности инноваций.
Результаты предварительной экспертизы также необходимы для формирования портфеля коммерциализуемых инновационных проектов.
По мнению Матохина В.В. (некоммерческое партнерство «Инновационное агентство» г. Москва) инновационный процесс определен следующим образом:
ИнНовация = Инвестиции + Новации.
Представляется очевидным, что инвестиции необходимы при осуществлении инновационного проекта, инвестиционного проекта, а также момента качественного перехода проекта из статуса инновационного в статус инвестиционного.
Графически границы и различия между инновационным и инвестиционным проектами представлены на рис. 3.2.1. Важно отметить, что мы рассматриваем не два различных проекта, а один, определяя качественные изменения с течением времени.
Инвестиции
Идея
Научно-
Опытно-
Подготовка про-
Производство
исследователь-
конструкторская
изводства
ская работа
разработка
Инновационный проект
Инвестиционный проект
Патенты
Макет
Образец
Партия
Серия
Инновационный проект
Инвестиционный проект
Рис. 3.2.1. Границы и различия инновационного и инвестиционного проектов.
Модель предварительной экспертной оценки ориентирована на решение следующих задач:
проведение входной экспертизы для получения предварительных оценок экономической эффективности и потенциальных рисков реализации продуктов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ;
введение объектов промышленной собственности и результатов научно-технических разработок в хозяйственный оборот предприятий.
Основными входными параметрами являются экономические показатели проекта. Этими параметрами являются следующие показатели: степень проработки инновационного проекта; объем финансирования;
организационная схема инвестирования проекта;
стоимостные показатели продукции (цена, себестоимость);
начальный и максимальный объем производства;
доля прибыли на расширение производства;
ставка налога на прибыль;
процент инфляции;
процентная ставка по кредиту.
Модель данной оценки наиболее детально было проработана специалистами «Инновационного агентства» (г. Москва). В тоже время современные реалии оказывают свое влияние на развитие данной модели.
В частности целесообразно определять влияние маркетинговых исследований и объема производства на степень риска по проекту (рис. 3.2.2.).
Рассматривая точку В представленной модели необходимо отметить соотношение, которое заключается в следующем: максимальные спрос на рынке может достигать уровня емкости рынка, но не быть больше данного значения. В свою очередь объем производства может достигать уровня спро-
Управление интеллектуальной собственностью . Часть 1. Коммерциализация научной деятельности са, существующего на рынке, а также быть меньше его.
Степень риска (а)
Затраты на маркетинг Емкость рынка
Спрос
Объем производства
Рис. 3.2.2. Связь затрат на маркетинг и емкости рынка на уровень риска.
Необходимо отметить, что степень риска по проекту может быть различной и охватывать весь интервал от 0 до 100%. Ввиду того, что на практике риск полностью исключить невозможно, целесообразно строить модель определения затрат на маркетинговые исследования с учетом изменения (уменьшения) значения степени риска по проекту.
Нами предлагается следующая модель оценки средств для проведения маркетинговых исследований по проекту:
М < (а1 - a2)V (3.2.6.)
где а1 - степень риска проекта по предварительным оценкам;
а2 - планируемое значение степени риска проекта вследствие проведе
ния маркетинговых исследований;
V - планируемый объем производства продукции по проекту. Результаты расчетов по данной модели целесообразно свести в таблицу (табл. 3.2.1.).
Расчет затрат на маркетинговые исследования по проекту
Таблица 3.2.1.
а1
«2
V
M
ai
«j
V
Mm
ai+1
aj+1
V
Mm+1
an
ak
V
Mt
где
i е [1,n], j е [1,k], m е [1,t].
Рассчитывая по формуле геометрической средней (3), получаем значение Мср - геометрическое усредненное значение затрат на маркетинговые исследования для инновационного проекта.
Мср =VMm * Mm + 1 * Mt (3.2.7.)
Отсюда
M = («1 - а2^/Мср (3.2.8.)
а2 = а1 - MMср/V.
Целесообразность средств, выделяемых на проведение маркетинговых исследований показана на рисунках 3.2.3. и 3.2.4.
(ai - a2)V
Рис. 3.2.3. Целесообразность затрат на проведение маркетинговых исследований с учетом изменения риска по инновационному проекту.
М
V
Рис. 3.2.4. Влияние объемов продаж на экономическую эффективность инновационного проекта.
Выведем графическую модель для оценки управляющего воздействия на темпы роста объемов производства продукции по инновационному проекту. Литерные группы - это категории исследуемых проектов. Значения и параметры определяются исследователем в зависимости от целей и задач.
Рис. 3.2.5. Расчет экономической эффективности коммерциализации инноваций.
Придавая особую значимость качеству предварительной оценки практической реализации инновационного проекта необходимо отметить тот факт, что наряду с точностью используемой модели важную роль играют значения исходных данных по проекту.
Именно от значений исходных данных по инновационному проекту зависит его практическая значимость и экономическая целесообразность.
|