Единая технология - это выраженный в объективной форме РИД/РНТД, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие РИД/РНТД, подлежащие правовой охране; может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология). В состав единой технологии могут входить также РИД/РНТД, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные, другая информация. Исключительные права на РИД/РНТД, которые входят в состав единой технологии, подлежат защите в соответствии с правилами ГК РФ.
Право использовать РИД/РНТД в составе единой технологии принадлежит предприятию, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на РИД/РНТД, входящие в состав единой технологии, за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит РФ или субъекту РФ.
Правила о праве на технологию применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ, выделяемых по государственным контрактам, по другим договорам, по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
Не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ на возмездной основе в форме бюджетного кредита.
Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории РФ. Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством.
Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами РФ, подлежат государственной регистрации в Роспатенте.
Лицу, организовавшему создание единой технологии (исполнителю), принадлежит право на созданную технологию, за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит РФ или субъекту РФ.
Условия экспорта единой технологии
Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о ВЭД. Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами РФ, подлежат государственной регистрации в Роспатенте.
Организационно-правовая охрана средств индивидуализации предприятия, продукции, работ, услуг
На рис. 6 приведены четыре вида прав на средства индивидуализации.
Рис. 6. Права на СИ юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
Право на фирменное наименование
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации (ст. 1473 ГК РФ).
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке, в сети Интернет.
Право на товарный знак и право на знак обслуживания
На обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц
или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак или знак обслуживания.
Правила ГК РФ о товарных знаках применяются к знакам обслуживания - обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (ст. 1477, 1480 ГК РФ). Исключительное право на товарный знак осуществляется путем его размещения:
на товарах, этикетках и упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, иным образом вводятся в гражданский оборот, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ и ТС;
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
в сети Интернет в доменном имени, других способах адресации.
Правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком и состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Это указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ (ст. 1485 ГК РФ).
Правообладатель (лицензиар) предоставляет право использования товарного знака другой стороне (лицензиату) в определенных пределах, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Документом является лицензионный договор (ст. 1489 ГК РФ) в письменной форме, 50
требующий регистрации в Роспатенте, что означает одобренную законом монополию на использование товарного знака.
Кейс 3. Вопрос: какой из символов или словесных обозначений является знаком охраны товарного знака?
R;
®;
товарный знак;
зарегистрированный товарный знак.
Подсказка: все указанные символы и обозначения являются знаком охраны. Вы можете это проверить в ч. IV ГК РФ, раздел, касающийся средства индивидуализации - товарный знак.
Наименование места происхождения товара
Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ).
Исключительное право на наименование места происхождения товара осуществляется путем его размещения:
на товарах, этикетках и упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются на выставках и ярмарках, иным образом вводятся в гражданский оборот, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ и ТС;
на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях о продаже товаров, в объявлениях, вывесках и рекламе;
в сети Интернет в доменном имени, при других способах адресации.
Знак охраны наименования места происхождения товара
Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ». Он указывает на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в РФ.
Кейс 4. В РФ могут начать господдержку экспорта вин с защищенным географическим наименованием.
Такая норма содержится в тексте проекта Федерального закона «О развитии виноградарства и виноделия», который разработал Минсельхоз. Регионы в целом определились с крупными географическими названиями своих винных районов.
Минсельхоз предлагает поддерживать на государственном уровне не только виноградарские хозяйства, но и производителей и экспортеров вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения. Утверждать список вин, которые именуются по названию места производства, будет министерство на основании предложений винодельческих саморегулируемых организаций.
Сейчас в России нет государственной системы классификации вин по месту производства, однако закон о госрегулировании алкогольной отрасли в 2012 году разрешил производителям вина особо указывать на бутылках, где оно было сделано.
Регионы уже в целом определились с крупными географическими названиями. Самое крупное наименование - Кубань, Ростовская область, предложила долину Дона, Дагестан также хочет защитить название республики для виноделов, то же самое хотят сделать Крым и Севастополь.
Однако крупный экспорт кубанских вин и дагестанских коньяков пока имеет весьма отдаленную перспективу, полагает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Пока российские виноделы осуществляют эпизодические имиджевые поставки, - отмечает он. - Многие годы должны пройти для коммерческого экспорта, наши вина признали за рубежом только четыре-пять лет назад, награждая на лондонских дегустационных конкурсах», - подчеркнул Дробиз. Российским виноделам пока важнее сосредоточиться на конкуренции с иностранными производителями на домашнем рынке.
Вина защищенного географического указания или наименования должны производиться посредством полного цикла в границах зоны, указанной в названии напитка. Вина высшего качества, названные по месту происхождения, ценятся в мире значительно выше, чем категория марочных вин, связанных главным образом с многолетней выдержкой. К наиболее известным маркам такой категории относятся бордо, бургундское, рейнское, кьянти, также французские виноделы защищают крепкий виноградный напиток, произведенный в провинции Коньяк, и игристое вино из Шампани.
По данным ЦИФРРА, в 2013 г. в России было продано 1 млрд бутылок столового вина (без учета игристого), продажи российского вина составили 65 % этого объема, или около 695 млн бутылок на сумму 90 млрд руб., импортное вино составило около 35 % продаж, или 375 млн бутылок на сумму 95 млрд руб.
(Выписка по материалам ТАСС, Экономика и бизнес)
Общий вывод: географическое указание места производства вина, безусловно, привлекательно, но фраза «Вина высшего качества, названные по месту происхождения, ценятся в мире значительно выше, чем категория марочных вин, связанных главным образом с многолетней выдержкой» представляется не совсем объективной.
Право
на коммерческое обозначение
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий (ст. 1538 ГК РФ).
|