Вторник, 26.11.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Объекты интеллектуальной собственности как товар на рынке

В эпоху глобализации инновационные продукты, РИД/РНТД и объекты ИС стали важнейшим товаром на мировом рынке. В связи с этим крайне нежелательно, чтобы меры и процедуры национального законодательства по обеспечению соблюдения прав ИС становились барьерами для международной торговли.

Неточное или неэффективное исполнение этих законов способ­ствует торговле пиратским товаром и подделками. С другой сторо­ны, для исключения злоупотребления со стороны владельцев ИС предоставленными им правами эти права подпадают под некоторые ограничения. Тем самым обеспечивается баланс законных интере­сов правообладателей, пользователей прав и государства.

72 % топ-менеджеров крупных компаний по всему миру считают инновации в числе самых приоритетных для себя вопро­сов. 84 % считают инновации важным условием, позволяющим получить максимальную выгоду от восстановления экономики.

Кейс 8. Понятие «инновация».

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впер­вые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией по­нимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

94

 

новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инно­вации);

новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

новые или улучшенные производственные процессы и техноло­гии (процессные и технологические инновации);

измененные социальные отношения на предприятии (социаль­ные или кадровые инновации);

новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются меж­ду собой. В условиях современных технологий технические, хозяйствен­ные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использова­нием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от техни­ческих изобретений;

они дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распро­странение инновации на рынке;

они означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее;

они нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инно­вации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного пони­мания необходимости в них и творческих способностей.

Вопрос: Согласны ли вы с таким содержанием понятия «иннова­ция» и ее признаками? Проанализируйте другие определения понятия «инновация» и «инновационный продукт» и выберите наиболее адек­ватное.

Между понятиями «инновационный продукт» (ИП), «интел­лектуальная собственность» (ИС) и «результаты интеллектуаль­ной деятельности» (РИД) существует фундаментальная связь: РИД транслируются в ИП с высокими техническими и потреби­тельскими свойствами, ИС является необходимым правовым ин­струментом, регулирующим отношения между всеми заинтересо­ванными сторонами (рис. 13).

Как следует из рисунка, стратегическое управление объектами ИС позволяет за счет источников дополнительной прибыли, содер­жащихся в ИП на основе РИД/РНТД, совершать следующее:

усилить позиции компании по отношению к конкурентам;

обезопасить себя от угрозы лицензионных исков;

обеспечить дополнительную прибыль от сегодняшних ин­новационных продуктов;

защитить прибыльность своих будущих инновационных продуктов.

 

РИД/РНТД

 

Исключительное

право

Важнейший


 

Инновационный продукт с конкретными параметрами на основе РИД РНТД

 

 

Результаты

творческого

труда

 

актив компании Главное оружие защиты прибыльности инновационных


Рис. 13. Фундаментальная связь РИД, ИС и ИП

Неумение компании организовать стратегическое управ­ление ИС означает:

высокие риски потери инновационных рынков;

потенциальную угрозу потери конкурентного преимущества.

 

Рис. 14. Условия инновационного развития и фактическое состояние


На рис. 14 приведены условия инновационного развития эко­номики РФ, при наличии которых будет происходить активное вло­жение инвестиций со стороны частного капитала и государства.

Считается, что в существующих условиях активность част­ных инвесторов недостаточна вследствие неразвитости системы налоговых и иных льгот частному сектору для инвестиций в ин­новационные проекты.

Место России в пирамиде инноваций

Россия находится на третьем этапе: высокие лицензионные выплаты за иностранную ИС (рис. 15). По размеру лицензионных отчислений Россия занимает среди стран БРИКС устойчивое вто­рое место после Китая, темп роста составляет 32 % в год.

Постепенно приходит осознание необходимости инвестиций в собственную ИС с использованием принципов управления ИС на государственном уровне:

организация специального фонда инноваций из целевой налоговой базы;

высокий уровень иностранных инвестиций;

государственная помощь в оформлении международных патентов.

Рис. 15. Пирамида этапов развития инноваций в мировой экономике


 

Кейс 9. В чем причина низкой результативности иннова­ций в РФ?

Коммерциализация объектов ИС в США и России
Почувствуй разницу!

США: 5-7 менеджеров инноваций на 1 изобретателя

Результаты

Россия: 1 менеджер инноваций на 50-70 Кулибиных (знаменитый русский изобретатель XVIII века)

- — - Результаты

Рис. к кейсу. Причина низкой результативности
инноваций в РФ

Рассмотрим рисунок.

Можно ли сделать вывод, что причина низкой результативности инноваций в РФ заключается в отсутствии развитой инновационной сис­темы, в которой основную роль должен играть человеческий фактор - профессиональные менеджеры инноваций во всех отраслях экономики?

Существуют ли другие причины низкой результативности инно­ваций в РФ?

Пока нет конструктивного ответа на эти вопросы, рассмот­рим макроэкономическую стратегию развития инновационной экономики в РФ, которая заключается:

в развитии и исполнении законодательства по защите ИС на мировом уровне;

создании государственного фонда ИС;

создании российских специальных технологических стан­дартов (процессы сертификации);

использовании российских патентов во всем мире;

субсидировании российских компаний, экспортирующих высокотехнологичную продукцию;

системной поддержке компаний, экспортирующих ИС, включая финансирование и политическую поддержку.

Меры стратегического управления ИС на предприятии:

определить, на каком из этапов развития ИС (см. рис. 15) находится предприятие;

определить свои позиции относительно международных конкурентов на соответствующих рынках товаров/технологий;

собрать информацию об управлении ведущими компания­ми своей ИС;

разработать план по усилению своих позиций в сфере ИС с учетом мер государственной поддержки.

Кейс 10. Опыт «БМВ» по управлению ИС.

Деятельность компании «БМВ» носит международный характер и управление в ней выстроено с учетом множества факторов, а именно:

международный процесс управления;

модель и стратегия ведения бизнеса;

структура компании и характеристики продукта;

другие составляющие, индивидуальные для крупной меж­дународной компании.

В штаб-квартире «БМВ» созданы отделы товарных знаков и па­тентных прав, принимающие решения по управлению ИС компании. Поддержку оказывают юристы и патентные поверенные в различных регионах мира. Распределение ответственности - по региональному и тематическому принципам.

Процесс создания объектов ИС закреплен во внутренних докумен­тах компании. На самом раннем этапе к творческому процессу создания товарных знаков или изобретений привлекаются адвокаты или патент­ные поверенные. В качестве товарного знака регистрируется любой объ­ект, который может быть использован для внешних связей. Для возмож­ности регистрации товарных знаков проверяются ключевые рынки, на других рынках возможна адаптация или изменение объекта с целью его регистрации.

Целесообразность получения патента оценивается совместно изо­бретателем и патентным поверенным незамедлительно после проверки потенциального объекта ИС на юридическую чистоту. Изобретение в первую очередь проверяют на соответствие критерию «уровень техни­ки», что дает положительный результат в отношении 50 % заявок на по­лучение патента. Патенты регистрируются прежде всего в Германии, а также в странах с развитым автопроизводством, где охрана изобретения патентом имеет смысл.

Регистрация всех объектов ИС производится непосредственно на компанию. Мониторинг нарушений прав на объекты ИС ведут оператив­ный отдел, представительства и дилеры «БМВ» по всему миру. Исполь­зуется претензионный порядок защиты прав. В случае необходимости с нарушителями ведутся переговоры, в случае продолжения нарушений следует обращение в суд.

Вопросы для самоконтроля:

Применима ли такая система управления ИС к другим отраслям экономики и производства?

Целесообразно ли применять ноу-хау в массовом производстве вместо патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов?

Кейс 11. Московский международный форум инновацион­ного развития «Открытые инновации» (2014).

Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации» проводится с 2012 г. и направлен на активиза­цию работы по продвижению российских инновационных разработок на международный рынок, повышение эффективности взаимодействия российских и зарубежных участников инновационного процесса и содей­ствие интеграции России в мировой инновационный процесс.

Д. Медведев, председатель Правительства РФ: «Когда мы говорим об инновациях, мы говорим о контурах нашего будущего мира. Техноло­гии объединяют мир, меняют привычную жизнь людей и расширяют сами человеческие возможности. Сегодня способность создавать, про­двигать и распространять инновации является ключевым фактором кон­курентоспособности. Весьма впечатляющих результатов за последние годы добились страны Азиатско-Тихоокеанского региона - это, конечно, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, - что заставляет говорить о возникновении нового полюса глобального экономического могущества. Россия - страна, которая живет и в Европе, и в Азии, и мы заинтересованы в укреплении наших позиций в Тихооке­анском регионе. Готовы совместно участвовать в формировании новых рынков, встраиваться в высокотехнологичные производственные цепоч­ки и источники формирования добавленной стоимости.

Многоплановый характер носит наше научно-техническое сотрудни­чество. Реализуются совместные проекты в области фундаментальных и прикладных исследований. Они охватывают такие направления, как но­вые материалы, экологически чистые энергосберегающие технологии, биотехнологии, химия, нефтехимия, электроника, информатика, машино­строение, приборостроение, телекоммуникации и многие другие позиции. Хорошо, что в реализации этих проектов участвуют академические отрас­левые институты, университеты, научно-производственные объединения, государственные компании, частные компании».

Д. Медведев представил участникам форума российскую систему инфраструктурной поддержки инновационной деятельности. На рисунке приведена совокупность основных элементов системы по материалам его выступления.

 

Рис. к кейсу. Система инфраструктурной поддержки
инновационной деятельности в РФ [1]

и целый ряд других фондов, включая и частные структуры. За период с 2007 по 2013 г. было поддержано 13 тыс. проектов на сумму 700 млрд руб.

Принят целый ряд законов, которые регулируют инновационную сферу. В частности, закон о фонде перспективных исследований, кото­рый позволяет научно-исследовательским институтам и университетам создавать малые научно-технические предприятия, закон, посвященный «Сколково», и целый ряд других специальных законов.

Утвердили государственные программы - практически в каждой из них заложены требования по инновационному развитию.

Мы стремимся повысить инновационный потенциал наших круп­нейших государственных компаний. Вначале эта задача казалась достаточно сложной, тем более что в России они играют весьма заметную роль в эконо­мике, обеспечивая около трети объема промышленного производства и по­рядка 40 % всех внутренних затрат на исследования и разработки. То есть это очень значимая часть. Были утверждены программы инновационного развития для 60 таких компаний, включая и крупнейшие, такие как Газ­пром, Роснефть, Ростехнологии, Россети, Росатом, «Российские железные дороги», Ростелеком и целый ряд других компаний. Они наращивают инве­стиции в исследования и разработки. Самое главное, чтобы это, естественно, давало окончательные результаты.

Фактор спроса на инновации, еще один, - это государственные закупки. В законе о контрактной системе зафиксирован приоритет по­ставок инновационной продукции. Предусмотрены различные экономи­ческие механизмы, которые стимулируют применение более эффектив­ных решений, включая так называемые контракты жизненного цикла. Контрактная система в целом должна быть более открытой и для малых высокотехнологичных компаний. В рамках Национальной предприни­мательской инициативы реализуется «дорожная карта» по расширению доступа малых и средних компаний к закупкам инфраструктурных мо­нополий и компаний с государственным участием.

Для запуска новых крупных межотраслевых проектов нам необ­ходимо сконцентрировать ресурсы государства, науки и бизнеса. Утвер­ждены планы по развитию биотехнологий, фотоники, композиционных материалов, новых производственных технологий. Эти проекты будут все строиться на базе частно-государственного партнерства. В ряде случаев планируется создать консорциумы с участием производителей и потре­бителей производственной инновационной продукции. Их участниками могут быть и инфраструктурные компании, и компании с государствен­ным участием, и малые и средние высокотехнологичные предприятия, и, конечно, университеты.

Важным представляется территориальный аспект инновацион­ной политики. Москва - это крупнейший инновационный центр России. Но мы стремимся к тому, чтобы подобные центры инноваций возникали и в других регионах, и там уже тоже довольно много сделано. Создаются новые центры для инноваций, новые технопарки и инновационные тер­риториальные кластеры (таких у нас уже 25). Они располагаются на тер­риториях с высокой концентрацией образовательного, научно­технического и производственного потенциала, в том числе в наукогра­дах и свободных экономических зонах.

Вся эта система не может работать без людей - без ученых, без инженеров, без высококвалифицированных рабочих. Специалисты, ко­торые работают в этих центрах, - это ядро любой образовательной сис­темы, любой инновационной системы. В России сформирована сеть фе­деральных университетов, национальных исследовательских универси­тетов и ведущих научных организаций. Системы оценки их эффективности теперь построены в соответствии с международными стандартами.

Еще одна инициатива - это программа «Глобальное образова­ние». Мы продолжаем ей заниматься, и те граждане, которые хотят са­мостоятельно поступать на магистерские и аспирантские программы в ведущие мировые университеты, получат поддержку».

Д. Медведев напомнил слова Бернарда Шоу, который когда-то ска­зал, что если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. «Мысль нехитрая, но очень верная, а идей у участников форума, я уверен, предостаточно. Ведь мы все хотим видеть и наши регионы, и наши страны успешными, со­временными, высокоэффективными, а в XXI в. это абсолютно невозмож­но без использования инновационных технологий».

Кейс 12. Президентская программа «Глобальное образо­вание».

Любой гражданин РФ, который знает английский язык и самостоя­тельно поступил в университет, включенный в список ведущих зарубеж­ных вузов, может претендовать на оплату государством его учебы.

Программа «Глобальное образование» - это один из ключевых проектов Агентства стратегических инициатив. 28 декабря 2013 г. подпи­сан Указ Президента Российской Федерации № 967 «О мерах по укреп­лению кадрового потенциала Российской Федерации», который закре­пил принципы реализации и рамочные положения Программы.

Цель Программы - сохранение и приумножение научных, педаго­гических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также поддержка граждан РФ, самостоятельно по­ступивших в ведущие иностранные образовательные организации, и их последующее трудоустройство.

Принято Постановление Правительства РФ от 20 июня 2014 г. № 568 «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федера­ции, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образова­тельные организации и обучающихся в них по специальностям и на­правлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федера­ции, в соответствии с полученной квалификацией».

Распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2014 г. № 1094-р ут­вержден перечень иностранных образовательных организаций, реали­зующих образовательные программы по специальностям и направлени­ям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам.

Программа РОСНАНО

В рамках российских ведущих исследовательских университетов и организаций Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО (ФИОП) запускает шесть новых образовательных программ повышения квалификации. Соответствующие конкурсные процедуры были завершены.

Программы охватят шесть направлений. На базе МГТУ «СТАНКИН» будет идти подготовка в сфере разработки технологий вы­сокоскоростной многокоординатной обработки для обеспечения специ­альных свойств наноструктурированных поверхностей. Другим направ­лением станет изготовление нанокомпозитов на основе эластомеров. Реализовывать эту программу будут Казанский национальный исследо­вательский технологический университет, Вятский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет им. Амосова. Третья программа касается применения современных методов молеку­лярной спектроскопии для контроля качества сырья и продуктов перера­ботки полезных ископаемых. Проектом займется ООО «Талант» - разра­ботчик передовых ЭПР-спектрометров для определения состава полез­ных ископаемых. Всероссийская академия внешней торговли МЭР РФ будет отвечать за программу формирования компетенций и навыков ве­дения экспортной деятельности предприятиями наноиндустрии. Пятая программа касается коммерциализации результатов исследований и соз­дания технологий и продуктов, ориентированных на крупный бизнес для сотрудников малых инновационных предприятий (разработчик - МФТИ). Научный парк МГУ им М. В. Ломоносова разработает программу развития инновационных проектов в области промышленных нанотех­нологий.

В России создана цепочка развития стартапов, но в ней не хватает высшего звена - крупных технологических партнеров. РОСНАНО счита­ет, что на стадии крупного бизнеса, помимо финансовых ресурсов, нужен технологический ресурс, технологический партнер, знание рынка. В ряде случаев у нас в качестве такого звена выступали иностранные компании. Государство может создать схему, которая поможет российским крупным технологическим компаниям, как частным, так и государственным, со- финансировать это последнее звено.

Выпускники Президентской программы и программ РОСНАНО мо­гут стать активными участниками реализации этой схемы.

Вы хотели бы участвовать в реализации одной из программ? Если да, то сделайте выбор.

 

[1] «Работают базовые институты развития - это Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, РОСНАНО, фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%