В эпоху глобализации инновационные продукты, РИД/РНТД и объекты ИС стали важнейшим товаром на мировом рынке. В связи с этим крайне нежелательно, чтобы меры и процедуры национального законодательства по обеспечению соблюдения прав ИС становились барьерами для международной торговли.
Неточное или неэффективное исполнение этих законов способствует торговле пиратским товаром и подделками. С другой стороны, для исключения злоупотребления со стороны владельцев ИС предоставленными им правами эти права подпадают под некоторые ограничения. Тем самым обеспечивается баланс законных интересов правообладателей, пользователей прав и государства.
72 % топ-менеджеров крупных компаний по всему миру считают инновации в числе самых приоритетных для себя вопросов. 84 % считают инновации важным условием, позволяющим получить максимальную выгоду от восстановления экономики.
Кейс 8. Понятие «инновация».
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
94
новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
новые или улучшенные производственные системы.
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
они дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
они означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее;
они нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
Вопрос: Согласны ли вы с таким содержанием понятия «инновация» и ее признаками? Проанализируйте другие определения понятия «инновация» и «инновационный продукт» и выберите наиболее адекватное.
Между понятиями «инновационный продукт» (ИП), «интеллектуальная собственность» (ИС) и «результаты интеллектуальной деятельности» (РИД) существует фундаментальная связь: РИД транслируются в ИП с высокими техническими и потребительскими свойствами, ИС является необходимым правовым инструментом, регулирующим отношения между всеми заинтересованными сторонами (рис. 13).
Как следует из рисунка, стратегическое управление объектами ИС позволяет за счет источников дополнительной прибыли, содержащихся в ИП на основе РИД/РНТД, совершать следующее:
усилить позиции компании по отношению к конкурентам;
обезопасить себя от угрозы лицензионных исков;
обеспечить дополнительную прибыль от сегодняшних инновационных продуктов;
защитить прибыльность своих будущих инновационных продуктов.
РИД/РНТД
Исключительное
право
Важнейший
Инновационный продукт с конкретными параметрами на основе РИД РНТД
Результаты
творческого
труда
актив компании Главное оружие защиты прибыльности инновационных
Рис. 13. Фундаментальная связь РИД, ИС и ИП
Неумение компании организовать стратегическое управление ИС означает:
высокие риски потери инновационных рынков;
потенциальную угрозу потери конкурентного преимущества.
Рис. 14. Условия инновационного развития и фактическое состояние
На рис. 14 приведены условия инновационного развития экономики РФ, при наличии которых будет происходить активное вложение инвестиций со стороны частного капитала и государства.
Считается, что в существующих условиях активность частных инвесторов недостаточна вследствие неразвитости системы налоговых и иных льгот частному сектору для инвестиций в инновационные проекты.
Место России в пирамиде инноваций
Россия находится на третьем этапе: высокие лицензионные выплаты за иностранную ИС (рис. 15). По размеру лицензионных отчислений Россия занимает среди стран БРИКС устойчивое второе место после Китая, темп роста составляет 32 % в год.
Постепенно приходит осознание необходимости инвестиций в собственную ИС с использованием принципов управления ИС на государственном уровне:
организация специального фонда инноваций из целевой налоговой базы;
высокий уровень иностранных инвестиций;
государственная помощь в оформлении международных патентов.
Рис. 15. Пирамида этапов развития инноваций в мировой экономике
Кейс 9. В чем причина низкой результативности инноваций в РФ?
Коммерциализация объектов ИС в США и России
Почувствуй разницу!
США: 5-7 менеджеров инноваций на 1 изобретателя
Результаты
Россия: 1 менеджер инноваций на 50-70 Кулибиных (знаменитый русский изобретатель XVIII века)
- — - Результаты
Рис. к кейсу. Причина низкой результативности
инноваций в РФ
Рассмотрим рисунок.
Можно ли сделать вывод, что причина низкой результативности инноваций в РФ заключается в отсутствии развитой инновационной системы, в которой основную роль должен играть человеческий фактор - профессиональные менеджеры инноваций во всех отраслях экономики?
Существуют ли другие причины низкой результативности инноваций в РФ?
Пока нет конструктивного ответа на эти вопросы, рассмотрим макроэкономическую стратегию развития инновационной экономики в РФ, которая заключается:
в развитии и исполнении законодательства по защите ИС на мировом уровне;
создании государственного фонда ИС;
создании российских специальных технологических стандартов (процессы сертификации);
использовании российских патентов во всем мире;
субсидировании российских компаний, экспортирующих высокотехнологичную продукцию;
системной поддержке компаний, экспортирующих ИС, включая финансирование и политическую поддержку.
Меры стратегического управления ИС на предприятии:
определить, на каком из этапов развития ИС (см. рис. 15) находится предприятие;
определить свои позиции относительно международных конкурентов на соответствующих рынках товаров/технологий;
собрать информацию об управлении ведущими компаниями своей ИС;
разработать план по усилению своих позиций в сфере ИС с учетом мер государственной поддержки.
Кейс 10. Опыт «БМВ» по управлению ИС.
Деятельность компании «БМВ» носит международный характер и управление в ней выстроено с учетом множества факторов, а именно:
международный процесс управления;
модель и стратегия ведения бизнеса;
структура компании и характеристики продукта;
другие составляющие, индивидуальные для крупной международной компании.
В штаб-квартире «БМВ» созданы отделы товарных знаков и патентных прав, принимающие решения по управлению ИС компании. Поддержку оказывают юристы и патентные поверенные в различных регионах мира. Распределение ответственности - по региональному и тематическому принципам.
Процесс создания объектов ИС закреплен во внутренних документах компании. На самом раннем этапе к творческому процессу создания товарных знаков или изобретений привлекаются адвокаты или патентные поверенные. В качестве товарного знака регистрируется любой объект, который может быть использован для внешних связей. Для возможности регистрации товарных знаков проверяются ключевые рынки, на других рынках возможна адаптация или изменение объекта с целью его регистрации.
Целесообразность получения патента оценивается совместно изобретателем и патентным поверенным незамедлительно после проверки потенциального объекта ИС на юридическую чистоту. Изобретение в первую очередь проверяют на соответствие критерию «уровень техники», что дает положительный результат в отношении 50 % заявок на получение патента. Патенты регистрируются прежде всего в Германии, а также в странах с развитым автопроизводством, где охрана изобретения патентом имеет смысл.
Регистрация всех объектов ИС производится непосредственно на компанию. Мониторинг нарушений прав на объекты ИС ведут оперативный отдел, представительства и дилеры «БМВ» по всему миру. Используется претензионный порядок защиты прав. В случае необходимости с нарушителями ведутся переговоры, в случае продолжения нарушений следует обращение в суд.
Вопросы для самоконтроля:
Применима ли такая система управления ИС к другим отраслям экономики и производства?
Целесообразно ли применять ноу-хау в массовом производстве вместо патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов?
Кейс 11. Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации» (2014).
Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации» проводится с 2012 г. и направлен на активизацию работы по продвижению российских инновационных разработок на международный рынок, повышение эффективности взаимодействия российских и зарубежных участников инновационного процесса и содействие интеграции России в мировой инновационный процесс.
Д. Медведев, председатель Правительства РФ: «Когда мы говорим об инновациях, мы говорим о контурах нашего будущего мира. Технологии объединяют мир, меняют привычную жизнь людей и расширяют сами человеческие возможности. Сегодня способность создавать, продвигать и распространять инновации является ключевым фактором конкурентоспособности. Весьма впечатляющих результатов за последние годы добились страны Азиатско-Тихоокеанского региона - это, конечно, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, - что заставляет говорить о возникновении нового полюса глобального экономического могущества. Россия - страна, которая живет и в Европе, и в Азии, и мы заинтересованы в укреплении наших позиций в Тихоокеанском регионе. Готовы совместно участвовать в формировании новых рынков, встраиваться в высокотехнологичные производственные цепочки и источники формирования добавленной стоимости.
Многоплановый характер носит наше научно-техническое сотрудничество. Реализуются совместные проекты в области фундаментальных и прикладных исследований. Они охватывают такие направления, как новые материалы, экологически чистые энергосберегающие технологии, биотехнологии, химия, нефтехимия, электроника, информатика, машиностроение, приборостроение, телекоммуникации и многие другие позиции. Хорошо, что в реализации этих проектов участвуют академические отраслевые институты, университеты, научно-производственные объединения, государственные компании, частные компании».
Д. Медведев представил участникам форума российскую систему инфраструктурной поддержки инновационной деятельности. На рисунке приведена совокупность основных элементов системы по материалам его выступления.
Рис. к кейсу. Система инфраструктурной поддержки
инновационной деятельности в РФ [1]
и целый ряд других фондов, включая и частные структуры. За период с 2007 по 2013 г. было поддержано 13 тыс. проектов на сумму 700 млрд руб.
Принят целый ряд законов, которые регулируют инновационную сферу. В частности, закон о фонде перспективных исследований, который позволяет научно-исследовательским институтам и университетам создавать малые научно-технические предприятия, закон, посвященный «Сколково», и целый ряд других специальных законов.
Утвердили государственные программы - практически в каждой из них заложены требования по инновационному развитию.
Мы стремимся повысить инновационный потенциал наших крупнейших государственных компаний. Вначале эта задача казалась достаточно сложной, тем более что в России они играют весьма заметную роль в экономике, обеспечивая около трети объема промышленного производства и порядка 40 % всех внутренних затрат на исследования и разработки. То есть это очень значимая часть. Были утверждены программы инновационного развития для 60 таких компаний, включая и крупнейшие, такие как Газпром, Роснефть, Ростехнологии, Россети, Росатом, «Российские железные дороги», Ростелеком и целый ряд других компаний. Они наращивают инвестиции в исследования и разработки. Самое главное, чтобы это, естественно, давало окончательные результаты.
Фактор спроса на инновации, еще один, - это государственные закупки. В законе о контрактной системе зафиксирован приоритет поставок инновационной продукции. Предусмотрены различные экономические механизмы, которые стимулируют применение более эффективных решений, включая так называемые контракты жизненного цикла. Контрактная система в целом должна быть более открытой и для малых высокотехнологичных компаний. В рамках Национальной предпринимательской инициативы реализуется «дорожная карта» по расширению доступа малых и средних компаний к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.
Для запуска новых крупных межотраслевых проектов нам необходимо сконцентрировать ресурсы государства, науки и бизнеса. Утверждены планы по развитию биотехнологий, фотоники, композиционных материалов, новых производственных технологий. Эти проекты будут все строиться на базе частно-государственного партнерства. В ряде случаев планируется создать консорциумы с участием производителей и потребителей производственной инновационной продукции. Их участниками могут быть и инфраструктурные компании, и компании с государственным участием, и малые и средние высокотехнологичные предприятия, и, конечно, университеты.
Важным представляется территориальный аспект инновационной политики. Москва - это крупнейший инновационный центр России. Но мы стремимся к тому, чтобы подобные центры инноваций возникали и в других регионах, и там уже тоже довольно много сделано. Создаются новые центры для инноваций, новые технопарки и инновационные территориальные кластеры (таких у нас уже 25). Они располагаются на территориях с высокой концентрацией образовательного, научнотехнического и производственного потенциала, в том числе в наукоградах и свободных экономических зонах.
Вся эта система не может работать без людей - без ученых, без инженеров, без высококвалифицированных рабочих. Специалисты, которые работают в этих центрах, - это ядро любой образовательной системы, любой инновационной системы. В России сформирована сеть федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и ведущих научных организаций. Системы оценки их эффективности теперь построены в соответствии с международными стандартами.
Еще одна инициатива - это программа «Глобальное образование». Мы продолжаем ей заниматься, и те граждане, которые хотят самостоятельно поступать на магистерские и аспирантские программы в ведущие мировые университеты, получат поддержку».
Д. Медведев напомнил слова Бернарда Шоу, который когда-то сказал, что если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. «Мысль нехитрая, но очень верная, а идей у участников форума, я уверен, предостаточно. Ведь мы все хотим видеть и наши регионы, и наши страны успешными, современными, высокоэффективными, а в XXI в. это абсолютно невозможно без использования инновационных технологий».
Кейс 12. Президентская программа «Глобальное образование».
Любой гражданин РФ, который знает английский язык и самостоятельно поступил в университет, включенный в список ведущих зарубежных вузов, может претендовать на оплату государством его учебы.
Программа «Глобальное образование» - это один из ключевых проектов Агентства стратегических инициатив. 28 декабря 2013 г. подписан Указ Президента Российской Федерации № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации», который закрепил принципы реализации и рамочные положения Программы.
Цель Программы - сохранение и приумножение научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также поддержка граждан РФ, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации, и их последующее трудоустройство.
Принято Постановление Правительства РФ от 20 июня 2014 г. № 568 «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией».
Распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2014 г. № 1094-р утвержден перечень иностранных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам.
Программа РОСНАНО
В рамках российских ведущих исследовательских университетов и организаций Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО (ФИОП) запускает шесть новых образовательных программ повышения квалификации. Соответствующие конкурсные процедуры были завершены.
Программы охватят шесть направлений. На базе МГТУ «СТАНКИН» будет идти подготовка в сфере разработки технологий высокоскоростной многокоординатной обработки для обеспечения специальных свойств наноструктурированных поверхностей. Другим направлением станет изготовление нанокомпозитов на основе эластомеров. Реализовывать эту программу будут Казанский национальный исследовательский технологический университет, Вятский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет им. Амосова. Третья программа касается применения современных методов молекулярной спектроскопии для контроля качества сырья и продуктов переработки полезных ископаемых. Проектом займется ООО «Талант» - разработчик передовых ЭПР-спектрометров для определения состава полезных ископаемых. Всероссийская академия внешней торговли МЭР РФ будет отвечать за программу формирования компетенций и навыков ведения экспортной деятельности предприятиями наноиндустрии. Пятая программа касается коммерциализации результатов исследований и создания технологий и продуктов, ориентированных на крупный бизнес для сотрудников малых инновационных предприятий (разработчик - МФТИ). Научный парк МГУ им М. В. Ломоносова разработает программу развития инновационных проектов в области промышленных нанотехнологий.
В России создана цепочка развития стартапов, но в ней не хватает высшего звена - крупных технологических партнеров. РОСНАНО считает, что на стадии крупного бизнеса, помимо финансовых ресурсов, нужен технологический ресурс, технологический партнер, знание рынка. В ряде случаев у нас в качестве такого звена выступали иностранные компании. Государство может создать схему, которая поможет российским крупным технологическим компаниям, как частным, так и государственным, со- финансировать это последнее звено.
Выпускники Президентской программы и программ РОСНАНО могут стать активными участниками реализации этой схемы.
Вы хотели бы участвовать в реализации одной из программ? Если да, то сделайте выбор.
[1] «Работают базовые институты развития - это Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, РОСНАНО, фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере
|