Неразрешенное использование объектов ИС является нарушением прав. Нарушения создают проблемы на национальном уровне, наносят вред интересам обладателей прав ИС, замедляют научно-технический прогресс. В то же время стало очевидным, что законы, которые принимаются в странах для защиты ИС, оказывают существенное влияние на международную торговлю.
Во-первых, экономическая активность в мире становится все более наукоемкой. В результате этого продукция содержит значительную часть технологических новинок, которые являются объектами прав ИС. Производители в этом случае заинтересованы в том, чтобы их права были адекватно защищены для того, чтобы компенсировать расходы на НИОКТР.
Во-вторых, в связи со значительными иностранными инвестициями у развивающихся стран появились новые возможности для организации производства запатентованных товаров по лицензии или на совместных предприятиях. Процесс будет активно развиваться, если инвесторы смогут обеспечить защиту их прав собственности, чтобы они не были незаконно использованы местными партнерами.
В-третьих, средства имитации и воспроизводства стали более простыми и дешевыми. В странах, где законы по правам ИС не соблюдаются в достаточно строгой мере, это привело к увеличению производства подделок и пиратской продукции не только для продажи на внутреннем рынке, но и для экспорта.
Товары считаются подделками, когда они предлагаются для продажи под хорошо известными товарными знаками, прав на использование которых у продавцов нет. Обычно это товары, ко
торые требуют высокого уровня трудозатрат на научные исследования и которые могут быть проданы по более высокой цене благодаря использованию известного товарного знака. К такого рода изделиям относятся одежда, обувь, часы, косметика, кожаные и меховые изделия, спортивные и бытовые товары.
Товары считаются пиратскими в том случае, если они производятся с нарушением авторских либо смежных прав. Жертвами таких нарушений являются книгоиздатели, производители фонограмм, дисков, фильмов, пленок, кассет. Технический прогресс сильно упростил процесс копирования товаров, содержащих права ИС. Индустрия производства программного обеспечения является лидирующей жертвой той скорости, с которой в настоящее время ИС может быть скопирована нелегально и доставлена в любую точку мира.
Кейс 13. Примеры конфликтных ситуаций с правами на товарный знак (ТЗ) в сети Интернет.
Конфликт интересов владельцев ТЗ и владельцев доменов (обозначений, идентифицирующих конечное устройство в сети Интернет): в доменном имени используется обозначение, сходное с зарегистрированным ТЗ.
В российский суд обращается владелец ТЗ “relbi”, зарегистрированного в Англии для распространения дезодорантов. Юридическое лицо РФ зарегистрировало доменное имя “relbi.ru”, и на сайте по этому адресу распространяет дезодоранты. Владелец ТЗ требует прекратить использование доменного имени, идентичного его ТЗ.
Вопрос: Имеет ли место факт недобросовестной конкуренции и будет ли удовлетворено это требование?
Иски к поисковой системе Google.
Два французских турагентства подали в суд на французское отделение Google, которое продавало словосочетания Bourse des Vols и Bourse des Voyages в рамках контекстной рекламной программы AdWords, позволяющей компаниям и частным лицам размещать рекламу на странице результатов поиска по определенному слову. Суть конфликта в том, что сайт названных компаний располагается по адресам с аналогичным названием. В результате при поиске по торговым маркам на странице с результатами поисков периодически появлялась реклама конкурентов.
Информация о результате: Суд города Нантер принял решение в пользу туристических агентств и обязал Google выплатить им 70 тыс. евро.
Слово «контрафактный» от франц. contrefacon - нарушение прав ИС. Контрафакт - экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых производилось без согласия правообладателя, в том числе импортируемые в Россию.
Например, если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.
Следует отметить, что понятие «контрафактность» является юридическим. Поэтому назначение экспертизы для определения контрафактности экземпляра произведения недопустимо, необходимо ставить вопрос только об определении «признаков контрафактности».
В большинстве случаев незаконного использования экземпляры произведений и фонограмм будут по тем или иным параметрам (признакам) отличаться от легальных копий. Отличия, выявленные экспертами, позволяют сделать вывод о наличии признаков контрафактности товаров и будут служить косвенными доказательствами нарушения авторских и смежных прав. Окончательный вывод о контрафактности товаров можно сделать лишь на основании подтверждения юридического факта отсутствия разрешения правообладателя на конкретный способ использования товара.
Признаки контрафактности:
отсутствие маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;
наличие на одном оптическом носителе двух и более фильмов (аудиовизуальные произведения в формате DVD в гражданский оборот выпускаются по одному фильму на каждом диске), а также наличие на диске фильмов, выпуск которых только планируется (по информации РАПО);
отсутствие документов, предоставляющих право использовать аудиовизуальные произведения путем их распространения;
двусторонние носители (склеенные между собой стандартные компакт-диски), поскольку такая продукция не выпускается в России и за рубежом, отсутствует какая-либо техническая документация на их изготовление;
на полиграфическом оформлении отсутствуют данные о правообладателе, производителе;
лицензия на носителе не соответствует лицензии на полиграфическом оформлении;
товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (компакт-диски, видео-, аудиокассеты и др.);
компакт-диски, нанизанные на стержень, незаписанные материальные носители;
компакт-диски, аудиокассеты, видеокассеты без указания маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;
магнитная лента и корпуса для видеокассет поставляются раздельно;
отсутствие данных о заключенных лицензионных договорах;
несовпадение наименования страны происхождения, указанного на товаре (упаковке), со страной вывоза товара;
инструкция по применению товара является фото- или электронной копией;
текстильные товары без указания состава ткани, инструкции по уходу;
товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (духи, часы, одежда и др.);
существенно занижена стоимость товара или сумма страховки по сравнению с товарами (страховкой) подобного типа;
товары представляют собой этикетки, наклейки, бирки, ярлыки, вкладыши, обложки, футляры, маркированные коробки или штампы;
отсутствие импортера или получателя товаров в списках лицензиатов;
114
ввоз (вывоз) осуществляется через пограничные пункты пропуска, которые не использует импортер (экспортер) подлинных товаров;
ввоз осуществляется из страны, которая не является местом изготовления подлинных товаров;
товары маркированы товарными знаками, сходными до степени смешения с указанными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности;
низкое качество упаковки (в том числе полиграфии, отсутствие защитных идентификационных марок и знаков) и самой продукции.
|