Решение о приостановлении выпуска товаров принимает таможенный пост, в структуре которого имеется либо функциональное подразделение тарифного и нетарифного регулирования, либо должностное лицо, определенное приказом начальника таможни для осуществления контроля за перемещением товаров, содержащих ИС.
Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты ИС, не внесенные в реестр, осуществляется в случае обнаружения таможенными органами признаков нарушения прав ИС и при наличии информации о правообладателе на территории РФ. Выпуск товаров приостанавливается на 7 рабочих дней. Если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме и подал заявление о включении объекта ИС в реестр, указанный срок может быть продлен до 10 дней. Решение подлежит отмене, если имеющаяся у таможенного органа информация не подтвердилась или правообладатель обратился с просьбой об отмене такого решения.
В соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы, т. е. возбуждать дела по ст. 14.10 КоАП РФ.
Ст. 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц, юридических лиц, с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ в качестве таковых могут выступать: сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, сведения, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полномочия правообладателя
Правообладатель, обратившись за защитой своих прав в суд, вправе подать заявление о принятии мер по обеспечению иска (гл. 8 АПК РФ, гл. 13 ГПК РФ), одной из которых является наложение ареста. Товар может быть изъят или на него может быть наложен арест по решению органов, уполномоченных в соответствии с КоАП РФ принимать указанные решения в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Судом может быть принято решение о конфискации товара в качестве наказания за совершение административного правонарушения или преступления. В связи с этим информация от правообладателя имеет первостепенное значение для установления факта административного правонарушения. Получив сведения о нарушении прав на товарный знак, правообладатель может активизировать правоохранительную функцию таможни, обратившись к ней с заявлением. При этом вышеизложенные нормы законодательства об административных правонарушениях подтверждают, что данная возможность может быть реализована правообладателем без обязательного выполнения процедур ТК ТС.
Например, при наличии информации о конкретной поставке контрафактного товара времени на включение товарного знака в таможенный реестр может просто не быть. В этом случае при установлении факта правонарушения таможенный орган будет руководствоваться информацией, полученной не из реестра, а из заявления правообладателя. При этом правообладателям рекомендуется осуществлять подготовку заявлений о привлечении к административной ответственности в соответствии с правилами, определенными нормами таможенного законодательства для заявлений о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Это актуально для целей обеспечения оперативности реагирования таможенных органов в том случае, если товарные знаки правообладателя не внесены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Выявление таможенными органами признаков административного правонарушения по ст. 14.10 осуществляется, как правило, в ходе таможенного оформления товаров. Таможенный орган производит сопоставление информации, содержащейся в письмах Федеральной таможенной службы о включении товарных знаков в таможенный реестр либо в поступившем заявлении правообладателя, со сведениями, указанными в декларации и представленных с ней документах. Такие несоответствия могут быть обнаружены, например, при несовпадении лица, ввозящего товар, с представленным правообладателем перечнем лиц, уполномоченных на введение в гражданский оборот товаров, маркированных охраняемыми товарными знаками. Выявление несоответствий будет служить основанием для проведения проверки правомерности использования товарных знаков.
Проверка правомерности использования товарного знака может проводиться также после выпуска товаров в свободное обращение. Основанием для проведения такого контроля могут быть результаты мониторинга электронной базы деклараций, заявления правообладателей и иных лиц о незаконном использовании товарного знака.
|