Идентификационная экспертиза в целях экспортного контроля осуществляется в виде независимой экспертизы и государственной экспертизы.
Независимая экспертиза
Обязанность идентифицировать товар (технологию) на предмет подпадания под требования экспортного контроля возложена на российских участников ВЭД, в частности на предприятие, Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Предприятие вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном РФ порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий посредством заключения с ней соответствующего договора.
Государственная экспертиза
Осуществляется для определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам.
Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными группами при ФСТЭК РФ, состоящими из представителей федеральных органов исполнительной власти и государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в компетенцию которых входит участие в проведении государственной экспертизы согласно законодательству РФ.
Основаниями для обращения предприятия в ФСТЭК РФ являются:
направление таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление экспортируемого (импортируемого) товара, предусматривающее необходимость представления заключения ФСТЭК РФ о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;
наличие в заключении независимой экспертной организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий в целях экспортного контроля, вывода о необходимости получения заключения ФСТЭК РФ о возможности осуществления внешнеэкономической сделки;
наличие у предприятия сомнений, связанных с возможностью использования конечным пользователем экспортируемого товара для целей создания ОМП и средств его доставки.
ФСТЭК РФ:
оценивает правильность выводов и их обоснования орга- низацией-заявителем о непринадлежности товара (технологии) к категории контролируемых;
проводит собственную идентификационную оценку с оформлением технической справки и заключения в соответствии с административным регламентом (приказ ФСТЭК России от 20.03.2012 № 29).
Подлинник заключения ФСТЭК предъявляется при таможенном оформлении, а заверенная печатью ФСТЭК России ксерокопия заключения остается на предприятии. Заключение выдается на поставку продукции по конкретному договору конкретному иностранному получателю, действует в течение года и продлению не подлежит.
Блок-схема идентификационной экспертизы (государственной и независимой) и задачи, которые ставятся перед ней, приведены на рис. 21.
Рис. 21. Идентификационная экспертиза и ее задачи
Заключение ФСВТС
По требованию таможенного органа предприятие обязано предоставить заключение Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству (ФСВТС) об отнесении либо отказе в отнесении ввозимой или вывозимой продукции к продукции военного назначения.
Для документированной информации предприятие предоставляет:
оригиналы или идентичные по содержанию копии книг, брошюр, карт, снимков, чертежей, схем;
иные материальные носители информации (в том числе электронные устройства, содержащие информацию в оцифрованном или ином виде).
Для информации, передаваемой в устной форме или с использованием технических средств, - идентичную по содержанию информацию на материальных носителях информации;
Для работ и услуг - технические задания, технические описания, программы работ, программы обучения, конспекты лекций, иные документы, отражающие содержание работ (услуг) и порядок их проведения (оказания).
Для РИД/РНТД - документы, раскрывающие содержание результатов, а также документы, подтверждающие право заявителя на распоряжение этими результатами.
Заявитель вправе направлять иные сведения и документы, имеющие, по его мнению, значение для идентификации продукции.
Результаты идентификации технологии и оценки импортера и конечного пользователя:
а) товар (технология) подпадает под действие контрольного списка;
б) товар (технология) не подпадает под действие контрольного списка, и не имеется оснований полагать, что он будет использован импортером (конечным пользователем) в целях создания ОМП, средств его доставки, иных видов В и ВТ или приобретается в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности;
в) товар (технология) не подпадает под действие контрольного списка, и есть основания полагать, что он будет использован для целей, перечисленных в пункте «б»;
г) иностранное лицо планирует использовать товар (технологию) для целей создания ОМП и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.
Соответственно выводы и требования по дальнейшим действиям могут быть следующие:
осуществление внешнеэкономической операции возможно только после получения необходимых разрешительных документов;
осуществление внешнеэкономической операции возможно без оформления разрешительных документов;
осуществление внешнеэкономической операции запрещено - от нее необходимо отказаться.
|