Правовая защита РИД лежит вне сферы экспортного контроля, так как является частью гражданских правоотношений. Однако в комплекте документов для получения лицензии присутствует «документ, подтверждающий направление российским участником ВЭД в Роспатент документов, необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты РИД, использованных при создании передаваемой иностранному лицу продукции, права на которые принадлежат государству». Это определяет необходимость представления информации о планируемой внешнеэкономической операции в Роспатент.
В целях обеспечения требований законодательства и в соответствии с Указом Президента РФ от 24.05.2011 № 673 на Роспатент (в порядке правопреемства от Министерства юстиции РФ) возложена функция правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР.
Непосредственная реализация данной функции ранее осуществлялась Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (сокращенно - ФГБУ «ФАПРИД»). Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2011 № 1347-р указанное учреждение было передано из ведения Минюста России в ведение Роспатента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1292 установлены основные цели деятельности ФГБУ «ФАПРИД» по обеспечению функций Роспатента:
информационно-аналитическое обеспечение проведения проверок деятельности государственных заказчиков и исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР военного, специального и двойного назначения за счет средств федерального бюджета;
техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ, а также учета переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;
техническое и информационно-аналитическое обеспечение выполнения полномочий по подтверждению урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат РФ;
участие в судебно-претензионной работе по защите прав РФ на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, созданные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, право использования которых предоставляется государственными заказчиками исполнителям государственных контрактов на основании лицензионных договоров.
В заключение отметим объективные факторы, снижающие результативность экспортного контроля (ЭК) (рис. 22).
Рис. 22. Объективные факторы и результативность систем ЭК
Главными из них являются: ускоряющиеся процессы глобализации, интернационализация научно-технических знаний, успехи гражданского сектора в разработке новейших технологий, рост значения неосязаемых форм передачи информации.
|