Проблеме структуры правового статуса человека и гражданина, а также гражданина, обладающего специальным правовым статусом военнослужащего, посвящено достаточно много исследований. Но, при всём их многообразии, теоретикам права в настоящее время не удалось выработать единой модели правового статуса. В работе «Военная служба Российской Федерации: теория и практика» А.В. Кудашкин исследует различные точки зрения на структуру правового статуса. Так, Н.В. Витрук считает, что правовой статус личности представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством[1]. По мнению В.А. Кучинского, включению в качестве элемента структуры юридического статуса подлежит юридическая ответственность[2]. Л.Д. Воеводин в качестве структурных компонентов правовой модели статуса рассматривает общую правоспособность, гарантии и гражданство[3]. В корне противоположную точку зрения имеет Е.А. Лукашова, которая предлагает отграничить понятия «правовой статус» и «правовое положение». С её точки зрения, структуру правового статуса следует ограничить правами, свободами и обязанностями. Что касается общей правоспособности и гражданства, то по её мнению, данные элементы следует рассматривать в качестве предпосылок возникновения правового статуса и могут характеризовать лишь правовое положение человека. Юридическая ответственность - вторична (является производной от обязанностей), а потому включению в структуру правового статуса не подлежит. Система гарантий, как далеко выходящая за пределы правового статуса, по её мнению, является, также как и юридическая ответственность, характеристикой «послестатусного» правового положения личности[4]. По поводу включения гарантий в структуру правового статуса личности существуют две противоположные точки зрения. Вышеприведённая точка зрения исключает возможность присутствия гарантий в качестве составного элемента правового статуса, по причине того, что гарантии, прежде всего по отношению к правам и свободам, выступают в виде внешних условий их реализации. Авторы разделяют противоположную мнению Е.А. Лукашовой точку зрения Л.Д. Воеводина[5], А.В. Кудашкина[6], согласно которой гарантии выступают частью структуры правового статуса личности.
Правовые основы статуса военнослужащих закреплены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии со ст. 1 Закона «статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»[7]. То есть легальным определением закреплена структура правового статуса военнослужащих, к элементам которой отнесены:
права и свободы военнослужащих, гарантированные государством;
обязанности военнослужащих;
юридическая ответственность военнослужащих.
К лицам, обладающим статусом военнослужащих, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» относит военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. При этом в силу п. 2 ст. 2 Закона, «граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы»[8].
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними первого контракта.
На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Особенности правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, в военное время, а также в период мобилизации регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статус военнослужащих, проходящих военную службу за рубежом определяется международными договорами Российской Федерации. За гражданами, проходившими военную службу в Вооруженных Силах (других воинских формированиях) СССР до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию России и перешедшими на военную службу в войска (воинские формирования, организации) других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ, при условии заключения и ратификации Российской Федерации соответствующих международных договоров.
Правовой статус военнослужащих сохраняется за военнослужащими:
захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах;
в случае безвестного отсутствия до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.
военнослужащих необходимо рассматривать в качестве специального, так как он включает в себя особые права и обязанности[9], гарантированные государством. В целях надлежащего осуществления профессиональной деятельности (выполнения общих, должностных и специ- альных обязанностей), военнослужащему законодательством предоставляются военно-служебные права (общие, должностные и дополнительные). Законодательством предусмотрен повышенный уровень юридической ответственности военнослужащих за совершённые правонарушения. В зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения лицо, обладающее статусом военнослужащего, привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско -правовой и уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами (п. 1 ст. 28
Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
По своей структуре специальный правовой статус военнослужащих представляет собой сложную правовую конструкцию. Специальный статус отражает особенности положения определенной категории граждан, в том числе военнослужащих. Функция защиты Отечества возлагается на специально создаваемые государственные военные организации (Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии РФ, другие войска и воинские формирования) и органы, а также в пределах, установленных законодательством, на все иные учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовой формы и граждан Российской Федерации. Государственные организации и органы в соответствии с их местом в государственном механизме и политической системе имеют свои функции, реализующие их компетенцию, права и обязанности, которые в совокупности с реализацией функций другими структурными элементами государственного аппарата приводят к осуществлению функций государства.
Специальный статус указанных субъектов права, базируясь на общем (конституционном) статусе гражданина, имеет свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Таким образом, содержание конституционно -правового статуса человека и гражданина конкретизируется в статусе граждан, объединяемых по признаку, в том числе и исполнения ими в соответствии с законом военной службы.
В данном случае общее конкретизируется в особенном, т.е. правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками, которыми являются указанные ранее особенности военной службы.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[10]. Указанные ограничения могут вводиться не только в отношении всего населения страны, но и в отношении отдельных категорий граждан, например государственных служащих, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии.
Ограничения военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.
Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.
Проблема ограничения прав и свобод военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии заключается в установлении законодателем в соответствии с нормами и принципами Конституции Российской Федерации границ и пределов действия прав и свобод. Вводимые и применяемые органами государственной власти ограничения прав и свобод должны соответствовать принципам и концептуальным установкам международной практики и Конституции Российской Федерации. Анализ положений ч. 3 ст. 55 Основного закона РФ позволяет сделать вывод об их соответствии международным правовым нормам о необходимых и допустимых в демократическом обществе ограничениях. Их назначение:
обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;
установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;
создать условия для независимости служебной деятельности от какого- либо влияния, не связанного со службой.
Несоблюдение военнослужащим указанных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, расторжения контракта, а при наличии состава преступления - для привлечения к уголовной ответственности.
Конституционные права и свободы
Ограничения и запреты прав и свобод, связанные с военной службой
Ст. 27 - Свобода передвижения, выбора места жительства (пребывания)
Ст. 6 «О статусе военнослужащих»
Ст. 19 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»
Ст. 28 - Свобода совести, вероисповедания
П. 2, 5 Ст. 8 «О статусе военнослужащих»
Ст. 29 - Свобода слова
П. 1 Ст. 7 «О статусе военнослужащих»
Ст. 30 - Право на общественное объединение
П. 2 Ст. 9 «О статусе военнослужащих»
Ст. 31 - Право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
П. 2 Ст. 7 «О статусе военнослужащих»
Ст. 33 - Право на обращение в государственные органы и ОМСУ
Ст. 110 «Дисциплинарный устав ВС РФ»
Ст. 34 - Свобода предпринимательства и иной экономической деятельности
П. 7 Ст. 10 «О статусе военнослужащих»
«О противодействии коррупции»
Ст. 37 - Право на забастовку
П. 3 Ст. 7 «О статусе военнослужащих»
Ст. 37 - Право на отдых
П. 3 Ст. 11 «О статусе военнослужащих»
Ст. 43 - Право на образование
П. 3 Ст. 19 «О статусе военнослужащих»
Рис. 1. Ограничения, запреты, связанные с прохождением военной службы
Систему запретов и ограничений, действующую в отношении военнослужащих, можно условно классифицировать на четыре группы:
а) в политической сфере;
б) в экономической сфере;
в) ограничения свободы слова и печати;
г) в связи с особым характером военной службы.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными российским законодательством.
В том числе, конституционное право (ст. 27 Конституции РФ) на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей (подразделений, отделов, служб) и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следует заметить, что «нарушение порядка выезда из Российской Федерации», начиная с 2016 года, отнесено к категории грубых дисциплинарных проступков.
Статьей 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлен ряд ограничений прав и свобод военнослужащих. В силу Закона военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации (ст. 29 Конституции РФ), не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Участие военнослужащих в забастовках (ст. 37 Конституции РФ), а равно иное прекращение исполнения
10
обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.
Статьёй 9 Закона, установлено, что «военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы». Указанная норма также устанавливает особенности реализации конституционных прав военнослужащих, предусмотренных ст. 28, 30 Конституции РФ.
В силу п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, при этом исключением являются педагогическая, научная и иная творческая оплачиваемая деятельность при условии отсутствия препятствий исполнению обязанностей военной службы. В рассматриваемом контексте педагогическая, научная и иная творческая деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
заниматься предпринимательской деятельностью (лично или через доверенных лиц), в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями (исключением является непосредственное участие в управлении в связи с исполнением должностных обязанностей), а также используя свое служебное положение оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности;
использовать финансовые средства и имущество воинской части (другое государственное имущество) в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением случаев награждения в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
без разрешения Президента РФ принимать награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
за счет физических и юридических лиц выезжать в служебные командировки за границу, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Реализуя закреплённое в статье 33 Конституции РФ, политическое право на обращение в государственные органы, военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) (далее обращения) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам с учётом некоторых особенностей и запретов, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Дисциплинарным уставом ВС РФ. Так, право военнослужащего на обжалование неправомерных действий закреплено в статье 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Законом установлено, что «военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления расходов военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии, подавший обращение, не освобождается от выполнения приказов и исполнения своих должностных обязанностей.
Запрещается подавать обращение во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.
В силу особого социального статуса военнослужащих, статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что «на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или
обеспечению безопасности Российской Федерации». К таковым, например, относятся запреты, связанные с гражданской службой:
участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральным законом и другими нормативными правовыми актами;
использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и др.
Анализ статей нормативного правового акта позволяет сделать вывод о том, что Законом определены не только права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, но и закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов семей военнослужащих.
Проблема правовых гарантий реализации прав и обязанностей военнослужащих была и остается одной из наиболее важных в военном праве. Нормативная правовая база, призванная обеспечить реализацию статуса военнослужащих, в настоящее время включает более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и
органов государственной власти федерального уровня[11]. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст.ст. 3, 4, 5, 10, 18, 22, 23, 24, 25 и др.) установлены государственные гарантии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (правовой и социальной защиты; страховые; в области труда; социального обеспечения; в области судопроизводства; погребения и т.д.). В широком смысле слова, понятие «Гарантии» представляет собой совокупность социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических предпосылок, средств и способов создающих возможности личности для осуществления своих прав и законных интересов[12]. Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Правовые (юридические) гарантии занимают особое место в системе социальных гарантий и представляют собой «содержащиеся в нормах права средства и способы защиты социальных прав личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение»[13]. То есть, государственные гарантии следует рассматривать как обязанности государства по формированию и использованию правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека. Не вызывает сомнения необходимость создания благоприятных условий реализации прав и свобод, обеспечения их охраны и защиты, устранения препятствий реализации правомочий. Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Правовые механизмы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей нашли своё отражение как в военном, так и специальном законодательстве России. Так, статьёй 27 отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии закреплено право на жилище:
Организации, важные государственные объекты[14], и (или) специальные грузы[15], и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ, обязаны:
обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;
размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружений на коммуникациях, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Организации, ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в вышеуказанном порядке, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с выше обозначенными положениями предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
В случае отсутствия жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ.
Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей устанавливаются ст. 28 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»:
Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, граждане, уволенные с военной службы (службы), и члены их семей имеют право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (сотрудников), граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей.
Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военноврачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы) из войск национальной гвардии и внутренних войск, на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников) и членов их семей, осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти[16] в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета.
Медицинская помощь военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии организуется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Сотруднику, выполнявшему задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации, а также сотруднику, проходившему службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф
природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации в трехмесячный срок предоставляется дополнительный отпуск продолжи - тельностью до 30 суток. Медико-психологическая реабилитация сотрудника проводится бесплатно. Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующая им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий сотрудников, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяются руководителем уполномоченного ФОИВ.
Особенности организации оказания медицинской помощи в медицин - ских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в том числе при санаторно-курортном лечении, военнослужащим, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из внутренних войск, уволенным с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении сотрудников, устанавливаются руководителем уполномоченного ФОИВ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Медицинские подразделения (медицинские роты, медицинские пункты, лазареты, центры) соединений, воинских частей и организаций войск национальной гвардии осуществляют свою деятельность без лицензирования.
В системе правовых норм военного законодательства особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих - ветеранов боевых действий и членов их семей. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства. Система законодательства о социальном обеспечении военнослужащих-участников боевых действий и членов семей включает в себя множество нормативных актов.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
В военно-правовой науке «бытует» устоявшееся мнение о том, что правовой статус военнослужащего, как гражданина Российской Федерации и как специфического субъекта права, включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством
Российской Федерации в целях исполнения данной категорией граждан военной службы в составе Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, указанных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»[17] [18]. Однако, критическое осмысление системы государственных гарантий, закреплённых Федеральным законом «О статусе военнослужащих», позволяет сделать вывод о том, что правовое положение военнослужащих характеризуют не только права и свободы военнослужащих, гарантированные государством, но и гарантированные государством права, которые не могут принадлежать военнослужащим. Например, закреплённые Законом «О статусе военнослужащих»: преимущественное право супругов военнослужащих на поступление на работу в государственные организации (п. 6 ст. 10), право членов семей погибших (умерших) военнослужащих на пенсию по случаю потери кормильца (ст. 24), гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих (п. 7 ст. 18) и др. В вышеприведённых случаях гарантируются права членов семей военнослужащих.
Не вызывает сомнения тезис о том, что социальные гарантии членам семей военнослужащих и лицам, уволенным с военной службы, наряду с правами, свободами, обязанностями и ответственностью военнослужащих, равным образом являются важной составляющей правового положения военнослужащих.
Таким образом, на фоне вышеизложенного, представляется, что содержание статуса военнослужащих не охватывается в полной мере нормой- дефиницией (см. ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Анализ содержания закона позволяет структуру правового статуса представить в виде четырёх структурных элемента:
права и свободы военнослужащих, гарантированные государством;
обязанности военнослужащих;
юридическая ответственность военнослужащих;
социальные гарантии лицам, уволенным с военной службы и членам семей военнослужащих.
[1]Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом государстве. М., 1979. С. 29.
1Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.
[3]Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 30-31.
[4]Общая теория прав человека (авт. кол. под рук. Е.А. Лукашевой). М., 1996. С. 29-30.
[5]См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 36-37.
[6]См.: Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. Специально для системы ГАРАНТ, 2009.
[7]О статусе военнослужащих: Федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.
[8]О статусе военнослужащих: Федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. П. 2 ст. 2.
иАнтипъеваН.В. К вопросу о понятии «военнослужащий» // Право в Вооруженных Силах. 2013. № 1. С. 5.
8
[10]Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. Ч. 3 ст. 55.
9
[11]Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (Сравнительно-правовое исследование): дис. ... д-ра юр. наук: 20.02.03. М., 1999.
[12]Обязанности человека и гражданина Российской Федерации [Электронный ресурс] // Электронная библиотека для студентов studme.org. - URL: http://studme.org/15500623/pravo/obyazannosti_cheloveka_ grazhdanina_ rossiyskoy_federatsii
[13]Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Вып. 90. М.: За права военнослужащих, 2008. (Право в Вооруженных Силах консультант).
14
[14]Важные государственные объекты - далее ВГО.
[15]Специальные грузы - далее СГ.
[16] Федеральный орган исполнительной власти - далее ФОИВ.
16
[17]Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования [Электронный ресурс] // Специально для системы ГАРАНТ. 2009. URL: http://base.garant.ru/5753010/
[18]Полунин С.В., Шевченко И.В. Административное право и военное законодательство в вопросах и ответах: учеб. пособие. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2016. С. 132.
|