Вторник, 26.11.2024, 15:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В самом общем виде административно-правовой статус составляет важнейшую часть общего правового статуса граждан и представляет совокупность прав, свобод, обязанностей граждан в сфере государственного управления, а также их ответственность и ограничения.

Административный статус дополняет правовой статус военнослужащего определенными полномочиями управленческого характера, прежде всего, связанными с выполнением задач боевой службы. Правовые основы административно-правового статуса военнослужащих (сотрудников) закреп­лены федеральным законодательством и указами Президента РФ.

Под административно-правовым статусом военнослужащих понимается совокупность их прав и обязанностей, полномочия, предоставляемые действующим законодательством Российской Федерации для выполнения служебно-боевых задач, специальные обязанности; дополнительные права; гарантии личной безопасности и безопасности членов семей военнослужащих; гарантии правовой и специальной защиты, в связи с исполнением специальных обязанностей; государственный надзор за деятельностью; повышенный уровень ответственности за правонарушения, допущенные при исполнении специальных обязанностей.

Реалии сегодняшнего дня потребовали активизации деятельности государства в вопросах обеспечения государственной и общественной безопасности. Для решения указанных проблем был проведён комплекс организационных, правовых, экономических и других мероприятий, направленных на формирование нового силового ведомства - Федеральной службы войск национальной гвардии[1]. Войска национальной гвардии Российской Федерации являясь государственной военной организацией, предназначены для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Особенность административно-правового статуса военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии РФ определяется предназначением войск. В целях обеспечения выполнения, законом установленного предназначения, на войска национальной гвардии РФ возложен ряд специфических задач:

-I- Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.

Для войск правопорядка указанная задача не является новой, однако исключение слов «совместно с органами внутренних дел», позволяет сделать вывод о наделении военнослужащих (сотрудников) Росгвардии самостоятельными полномочиями в данной сфере деятельности.

Общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями.

Конституцией РФ (ст. 31) гражданам предоставлено право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования при условии предварительного уведомления органов власти. Задача по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий, стоит перед всеми правоохранительными органами, включая национальную гвардию.

Для обеспечения общественного порядка, при растущей активности населения, военнослужащим (сотрудникам) Росгвардии необходимо иметь четкое представление о том, что такое массовое мероприятие, каковы его характер и особенности. Для выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий военнослужащие войск национальной гвардии включаются в состав различных элементов группировки сил и средств (группы оцепления, патрулирования, охраны, резервы и т.д.).

-I- Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Терроризм представляет собой наиболее опасный способ политической дестабилизации общества. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, угоны самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализации и т.д.

Противодействие терроризму - это деятельность по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих

совершению террористических актов (профилактика терроризма);

выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и

расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма[2].

Основной закон государства[3] запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Также Конституция РФ не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового

27

превосходства .

Экстремизм (от лат. Extremus - крайний, чрезмерный) - приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Экстремизм и терроризм в любых формах превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

Противодействие экстремизму - деятельность государственных органов и

органов местного самоуправления, направленная на защиту основ

конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение

целостности и национальной безопасности государства, выявление и

устранение причин и условий, способствующих проявлениям экстремизма, а

также на предупреждение, выявление, пресечение экстремистской деятельности

-28

и ликвидацию ее последствий .

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических

29

лиц .

В Федеральном законе «О противодействии терроризму» содержатся правовые определения и организационные основы противодействия экстремистской и террористической деятельности. В частности, под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными органи­зациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; [4] [5] [6] пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

-I- Участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции.

Чрезвычайное положение - вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно­правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей[7].

Военное положение - особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии[8] [9] [10].

Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно­боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий

32

террористического акта .

-1- Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятель­ностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Правительство РФ утвердило Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно - энергетического комплекса, в которых утверждены полномочия Росгвардии и порядок организации проверок объектов топливно- энергетического комплекса, на которых осуществляются работы с использованием сведений, составляющих

33

государственную тайну .

В целях эффективного выполнения данной задачи в Росгвардии создан Центр специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ЦСН ВО Росгвардии), который является территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на межрегиональном уровне, входит в состав Федеральной службы войск национальной гвардии. ЦСН ВО Росгвардии осуществляет полномочия в области охраны особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, объектов войск национальной гвардии, имущества физических и юридических лиц по договорам, в том числе при транспортировке.

В настоящее время в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации из МВД России передано федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана». А так же учитывая, что в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России.

В 2016 году в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации принято:

1173 подразделения вневедомственной охраны Центр специального назначения вневедомственной охраны;

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана»;

2281 подразделений лицензионно-разрешительной работы.

За Росгвардией нормативно закреплён перечень охранных услуг по защите имущества, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны, таких как:

централизованная охрана объектов: территориальными подразделениями вневедомственной охраны осуществляется охрана более 371 тыс. объектов;

централизованная охрана квартир: территориальными подразделениями вневедомственной охраны осуществляется охрана более 1 млн. квартир;

централизованная охрана мест хранения имущества граждан: территори­альными подразделениями вневедомственной охраны осуществляется охрана около 167 тыс. мест хранения имущества граждан (далее - МХИГ);

оперативное реагирование по сигналам тревога (КТС): кнопками

тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения оборудовано более 240 тыс. объектов, около 130 тыс. - квартир, более 50 тыс. - МХИГ;

охрана объектов стационарными постами полиции: по состоянию на 01.07.2016 г. стационарными постами полиции на территории Российской Федерации обеспечивается охрана:

подлежащих обязательной охране полицией[11] - 682 объекта; включенных в перечень объектов, на которых частная охранная деятельность не распространяется[12] - 164 объекта;

по отдельным поручениям Президента Российской Федерации, постановлениям и поручениям Правительства Российской Федерации - 224 объекта;

критически важных объектов - 151; спецучреждения МВД России[13] - 5 объектов; места хранения наркотических веществ[14] [15] - 1 объект; иных объектов -11.

централизованная охрана автотранспортных средств с реагированием нарядами полиции. Данная услуга активно предоставляется подразделениями вневедомственной охраны г. Москвы и г. Санкт-Петербурга с использованием системы навигационного спутникового мониторинга (СНСМ) «Алмаз». В настоящее время подразделениями вневедомственной охраны г. Москвы охраняется 283 автомобиля физических и юридических лиц, в г. Санкт-Петербурге - 808, в том числе 26 автотранспортных средств ПАО «Банк Санкт-Петербург», осуществляющих перевозку денежных средств.

охрана имущества при транспортировке: за 9 месяцев 2016 года по договорам на охрану имущества при транспортировке между субъектами Российской Федерации было исполнено 388 заявок в 14 регионах, из них с использованием служебного автотранспорта - 143.

От МВД России в Росгвардию передан весь перечень государственных услуг, оказываемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы:

Выдача юридическому лицу-перевозчику разрешения на перевозку

38

оружия и патронов .

Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения)[16].

Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение оружия и (или) патронов[17].

Выдача юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов[18].

Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой[19].

Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов[20].

Выдача юридическому лицу лицензий на выполнение работ (услуг) по торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия и (или) реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов[21].

Выдача иностранному гражданину лицензии на приобретение в Российской Федерации гражданского оружия, а также разрешения на вывоз из Российской Федерации приобретенного гражданского оружия[22].

Выдача юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему[23].

Выдача юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте[24].

Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей

48

огнестрельного оружия, патронов к оружию .

Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на

приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и

49

патронов к нему .

Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и

50

ношение наградного оружия и патронов к нему .

Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на

приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к

51

нему .

Выдача отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, разрешения на хранение и ношение огнестрельного короткоствольного оружия и патронов к нему[25] [26] [27] [28] [29].

Выдача юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте[30] [31].

Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным

54

стволом и патронов к нему .

Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему .

Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, используемого для занятий спортом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и

56

патронов к нему .

Выдача юридическому лицу разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного

57

оружия и патронов к нему .

Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему[32] [33] [34] [35] [36].

Выдача юридическому лицу, занимающемуся торговлей оружием и

59

патронами, разрешения на хранение оружия и патронов .

Выдача лицензии на частную охранную деятельность[37].

Выдача удостоверения частного охранника[38].

Исполнение Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации[39].

Исполнение Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия[40] [41].

Выдача юридическому лицу лицензии на выполнение работ (услуг) по хранению гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, и (или) патронов к гражданскому и служебному

64

оружию и составных частей патронов .

-I- Охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

К режимным объектам относятся военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для

функционирования которых установлены дополнительные меры

безопасности[42]. Правительство РФ определяет перечень объектов относящихся к государственному контролю (надзору)[43], а также подлежащие охране войсками национальной гвардии. Так, распоряжением Правительства РФ утвержден перечень водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых воинские части войск национальной гвардии Российской Федерации участвуют в охране общественного порядка, к которым относятся: Лужская, Копорская, Невская губы Балтийского моря, Кольский залив, Кильдинский пролив, участок Баренцева моря от мыса Летинский до мыса Чеврай, участок Черного моря от мыса Песчаный до устья реки Псоу, Таганрогский залив Азовского моря, Уссурийский залив Японского моря, Керченский пролив, Озеро Байкал и реки: Амур, Верхняя Ангара, Волга, Енисей, Кама, Кия и Тунгуска[44]. При заключении договоров с физическими и юридическими лицами по вопросам охраны имущества, тарифы на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества регулируются Правительством РФ[45] [46] [47].

-I- Участие в территориальной обороне Российской Федерации.

Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и

69

поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения .

-I- Оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Государственная граница РФ - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, эконо­мических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведы­вательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-

70

эпидемиологических, экологических и иных мер .

-I- Охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В настоящее время под охраной войск национальной гвардии находятся объекты ядерного оружейного комплекса, атомные электростанции, места базирования атомного ледокольного флота, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, особо режимные объекты, объекты оборонной промышленности, производства и хранения боеприпасов, взрывчатых веществ, государственных ценностей, базы хранения матери - альных ресурсов государства, закрытые административно-территориальные образования.

-I- Росгвардия является самостоятельной силовой структурой, которая согласно Указу Президента РФ от 21.05 2012 г. № 636 «О структуре

 

федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации». В связи с этим представляется неслучайным закрепление полномочий Президента РФ в области руководства войсками: иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Задачи, возложенные на войска национальной гвардии, обусловлены предназначением войск. Для выполнения задач военнослужащие (сотрудники) наделены рядом полномочий, которые подразделяются на:

общие полномочия;

специальные полномочия (меры принуждения);

полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;

иные полномочия, предусмотренные федеральными законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Ст

 

147

 

ст

 

л

 

204

 

205

 

У

 

КС

 

ВС

 

-'ф

 

чрезвычайном положении»

 

18

 

7.'

 

войсках национальной гвардии


Дополнительные права военнослужащих

РФ»

Рис. 3. Дополнительные права военнослужащих войск национальной гвардии РФ

Анализ Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» позволяет произвести классификацию мер принуждения, применяемых военнослужащим войск национальной гвардии РФ при несении боевой службы:

контрольно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры процессуального обеспечения;

меры обеспечения деятельности войск национальной гвардии. Должностные лица войск национальной гвардии, в отличие от должностных лиц, существовавших раннее во внутренних войсках, наделены законодательством юрисдикционными полномочиями.

31

ОБЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯ
(контрольно-предупредительные меры)

Войска национальной гвардии наделены следующими общими полномочиями:

требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

требовать от граждан и должностных лиц прекращения

противоправных действий;

пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;

проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;

доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;

производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;

производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;

требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;

беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;

осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;

при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производить досмотр плавучих средств (судов);

вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами Президента РФ;

выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;

контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

выдавать при наличии оснований, предусмотренных законодатель - ством Российской Федерации, лицензии на осуществление частной охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств;

выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций, а также участвовать в осуществлении контроля за соблюдением образовательными организациями, реализующими программы профессиональ­ной подготовки частных охранников и дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;

охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно­пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспе­чивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом;

проверять места производства, хранения, торговли, коллекциони- рования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской

Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов;

устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы, а также организации; продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостове­рения в помещения, занимаемые частными охранными организациями, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнитель - ным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности;

исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов;

носить гражданскую одежду, а также форму одежды и знаки различия сотрудников федеральных органов исполнительной власти, работников организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

 

останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации[48].

При выполнении задач по охране ВГО, СГ, сооружений на коммуника­циях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, уполномоченным должностным лицам войск национальной гвардии предоставляется право выдавать руководителям указанных объектов или руководителям либо должностным лицам организаций, ВГО, и (или) СГ, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии (за исключением руководителей (должностных лиц) объектов использования атомной энергии), обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе осуществления своих полномочий нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуника- циях, подлежащих охране войсками национальной гвардии.

В случае выявления указанных нарушений на объектах использования атомной энергии должностные лица войск национальной гвардии обязаны сообщить об этом в соответствующий орган управления использованием атомной энергии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, либо его территориальные органы в течение пяти рабочих дней со дня выявления таких нарушений.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
(меры принуждения, меры процессуального обеспечения)

В силу Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» к специальным полномочиям отнесены:

задержание;

вскрытие транспортного средства;

вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории);

оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов;

формирование и ведение банков данных о гражданах.

Исчерпывающий перечень мер процессуального обеспечения закреплен ст. 27.1 КоАП РФ[49] [50]. Они применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Анализ административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии для осуществления своих полномочий при обеспечении порядка и безопасности наделены правом применения следующих мер процессуального обеспечения:

доставление;

административное задержание;

личный досмотр, досмотр вещей находящихся при физическом лице;

досмотр транспортного средства;

осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов.

Применение перечисленных мер должно быть законными и обоснованными. Они должны применяться лишь постольку, поскольку это вызывается необходимостью.

Вред (имущественный, моральный и т.п.), причиненный незаконным применением мер процессуального обеспечения подлежит возмещению в

73

порядке, предусмотренном гражданским законодательством .

Задержание

Задержание - это административно-пресекательная мера (мера обеспе­чения производства по делу), состоящая в ограничении свободы передвижения на определённый законом срок.

Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[51] закреплены полномочия военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии по применению общих и особых мер пресечения:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (п. 2 части 1 ст. 9);

пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия (п. 3 части 1 ст. 9);

беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты (п. 11 части 1 ст.9);

вправе задерживать до передачи в полицию лиц:

подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

совершивших побег из-под стражи, а также лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

находящихся в розыске;

в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об адми - нистративных правонарушениях к подведомственности войск национальной гвардии, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

допустивших нарушение правил комендантского часа;

незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов (часть 1 ст. 10).

При этом лицо, подвергнутое задержанию[52], в сопровождении военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и с соблюдением условий, исключающих угрозу их жизни и здоровью, подлежит доставлению в ближайший орган внутренних дел в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания.

В каждом случае задержания военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан разъяснить задержанному лицу основания задержания.

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения задержанного лица. Согласно ст. 5 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

~ 76

преступлений» , о случаях задержания лиц, орган дознания или следователь обязаны в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, а последний в течение 48 часов с момента получения извещения обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства, плавучие средства (суда) подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонару - шениях, если иной порядок не установлен федеральным законом[53] [54] [55].

В соответствии с КоАП РФ под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП РФ). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Административное задержание применяется в исключительных случаях также в качестве меры обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях, если это необходимо для установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. Задержание недопустимо, если правонарушение отсутствует. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих.

Административное задержание также не допускается при:

78

малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами (выполнение нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и т.д.);

наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Административному задержанию не подлежат совершившие правонару­шение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновен­ностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предусмотренных законом, военнослу­жащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и материалов о нарушении военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Не подлежат административному задержанию депутаты, прокуроры, судьи. Так, например, закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»[56] устанавливает, что судья не может быть задержан, а равно принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, если установлена его личность. Личный досмотр судьи также не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (например, в аэропорту).

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммуни­тетом, и лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или лица, их заменяющие, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего в органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершеннолетнего.

Задержанным лицам разъясняются их права и обязанности. Они имеют право: знать, за совершение какого административного правонарушения они задержаны; требовать проверки прокурором правомерности задержания, пользоваться юридической помощью защитника (ст. ст. 25.1 и 25.5 КоАП РФ).

Задержанные лица освобождаются:

до истечения установленного срока их задержания, если отпала необходимость в задержании;

по истечении установленного законом срока задержания;

при наличии обстоятельств, предусмотренных КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном проступке.

 

Срок административного задержания лица, совершившего администра- тивное правонарушение, включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен превышать по общему правилу три часа. Из этого общего правила существует ряд исключений.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территори­альном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лица, совершившие административные правонарушения, влекущие административное наказание в виде административного ареста, могут быть подвергнуты административному задержанию на срок не более 48 часов.

При вынесении постановления о назначении административного наказания за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций судья вправе обязать нарушителя, не являющегося жителем данной местности, покинуть ее. Во исполнение данного предписания судьи эти нарушители могут быть задержаны органами внутренних дел на срок, необходимый для их удаления, но не более 48 часов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»[57] должностные лица государственных органов, ответственных за осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час, задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного положения и могут содержать их до выяснения обстоятельств правонарушения в органах охраны правопорядка, до окончания комендантского часа, а граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения личности, но не более трех часов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении»[58] на территории, на которой введено военное положение, задержание граждан допускается на срок до 30 суток.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается соответствующая запись.

Административное задержание вправе осуществлять:

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществля - ющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону (пункт 2 части 1 ст. 27.3 КоАП РФ);

должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (пункт 3 части 1 ст. 27.3 КоАП РФ);

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую опера - цию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ (пункт 9 части 1 ст. 27.3 КоАП РФ).

В настоящее время перечень должностных лиц войск национальной гвардии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и наделены правом осуществлять административное задержание определен в Приказе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 286[59]. В соответствии с пунктами 2, 3 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226 -ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», административное задержание вправе осуществлять:

руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, его заместители;

руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии, их заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии, их заместители;

руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии, их заместители;

должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии, и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.08.2017)
Просмотров: 658 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%