Вторник, 26.11.2024, 16:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Непричастность к совершению преступления не может стать основанием прекращения уголовного дела

Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления является основанием прекращения уголовного преследования. Однако в отличие других перечисленных в ч. 1 ст. 27 УПК РФ оснований она (непричастность) не может выступить в качестве основания прекращения уголовного дела. Именно поэтому в ч. 4 ст. 24 УПК РФ закреплено правило, согласно которому уголовное дело подлежит прекращению в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, - той самой непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение уголовного дела влечет за собой прекращение уголовного преследования, но не наоборот. Прекращение уголовного преследования не обязательно должно влечь за собой, а в некоторых случаях просто не в состоянии влечь за собой прекращение уголовного дела. Именно поэтому ни в коем случае нельзя согласиться с Б.Я. Гавриловым, который утверждает, что "отсутствие в деянии состава преступления может быть признано основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по делу в тех случаях, когда сам факт противоправного деяния установлен, однако... противоправное деяние имело место и явилось результатом преступных действий, но не обвиняемого, а другого лица" <1>. Получается, если следователь доказал, что кражу совершил не обвиняемый Иванов, а некий Петров, он должен прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления. Принятие такого решения следователем не соответствует требованиям закона (как минимум нарушает правила ст. 21 и ч. 5 ст. 213 УПК РФ) и может быть расценено как действие, направленное на укрывательство преступления.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу... М.: Экзамен XXI, 2002. С. 67 - 68.

Если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь, в соответствии со ст. 27 УПК РФ, выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.

Итак, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления не может стать основанием прекращения уголовного дела. Тем не менее, чтобы не спутать его с другим основанием, разберемся, что она из себя представляет.

Для прекращения уголовного преследования по такому основанию (в связи с непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления) требуется совокупность следующих условий:

- установление события преступления;

- привлечение лица в качестве обвиняемого (нахождение его в статусе подозреваемого) по данному уголовному делу;

- имеющиеся в деле материалы не могут служить основанием для вывода об участии данного обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, а органы предварительного расследования исчерпали все возможности для собирания дополнительных доказательств об участии в совершении преступления лица, привлеченного в качестве обвиняемого (являющегося подозреваемым).

Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления означает, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, лицо, в отношении которого избрана мера пресечения до предъявления обвинения, которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ, или в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (вынесен обвинительный акт, составлено обвинительное постановление), признается невиновным и полностью реабилитированным. В этом случае уголовное дело прекращается только в части конкретного лица.

Вся совокупность предусмотренных Особенной частью УК РФ преступлений подразделяется на те, которые может совершить любой человек, и те, совершение которых возможно лишь одним строго определенным субъектом. Например, когда в отсутствие хозяев кто-то проник в квартиру и тайно похитил принадлежащую хозяевам шубу, то это деяние мог совершить любой человек. Если не доказано участие обвиняемого в совершении этого преступления, значит, украсть шубу мог кто-то другой. В отношении обвиняемого применяется п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, а предварительное расследование продолжается или приостанавливается по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Другое дело, когда расследуется преступление в отношении конкретного субъекта, без которого нет преступления вообще. К примеру, военнослужащий обвиняется в дезертирстве, то есть самовольном оставлении места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, но доказать самовольность его действий органам предварительного следствия не удается. Не доказав вину обвиняемого, тем самым следователь не доказал, что было преступление, а это значит, что прекращать уголовное дело он должен не по п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, а по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием состава преступления. Напоминаем, отсутствия события преступления здесь не будет, так как деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело, - оставление места службы, - имело место, но, исходя из положений презумпции невиновности, оно было не самовольным.

Еще один пример непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. Законодателем закреплено правило, согласно которому правоприменитель обязан руководствоваться тем уголовным законом, который действовал на момент совершения преступления. Иногда же из-за не установленного точно времени начала и окончания преступных действий правоприменитель не в состоянии утверждать, что в данный конкретный момент была предусмотрена уголовная ответственность за совершение инкриминируемого лицу деяния. Такое лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности, а уголовное дело - прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.08.2017)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%